Научная статья на тему 'Договорно-правовая база взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза в экономической и энергетической сфере'

Договорно-правовая база взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза в экономической и энергетической сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
589
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОГЛАШЕНИЕ О ПАРТНЕРСТВЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / ЭКОНОМИКА / ЭНЕРГЕТИКА / THE PARTNERSHIP AND COOPERATION AGREEMENT / RUSSIAN FEDERATION / EUROPEAN UNION / COMMUNICATION MAP / ECONOMICS / ENERGETIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петрова А. О.

В статье анализируются основные положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также Дорожных Карт по четырем общим пространствам РоссииЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Договорно-правовая база взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза в экономической и энергетической сфере»

Петрова А.О.

Московский государственный университет

ДОГОВОРНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Аннотация

В статье анализируются основные положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также Дорожных Карт по четырем общим пространствам России- ЕС.

Ключевые слова: Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, Российская Федерация, Европейский Союз, дорожная карта, экономика, энергетика

Keywords: The Partnership and Cooperation Agreement, Russian Federation, European Union, communication map, economics, energetic

Анализируя нормативно - правовую базу взаимоотношений России и Европейского Союза, в первую очередь стоит обратиться к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Европейскими сообществами и их государствами-членами и Российской Федерацией [16]. Данное соглашение было подписано в 24 июня 1994 года на острове Корфу, хотя официально отношения между двумя этими сторонами были установлены еще в декабре 1991, то есть, как только перестал существовать Советский Союз.

Объявив себя правопреемницей СССР, Россия взяла на себя все обязательства по Соглашению о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве от 18.12.1989 между Евратомом и ЕЭС с одной стороны и Советским Союзом - с другой [2,365].

В 1990 году Европейский совет в Риме принял решение, что желательны более близкие связи между Европейскими Сообществами и СССР, для того чтобы первый мог поставлять продовольствие и техническую поддержку в регион, где уровень жизни начал стремительно падать. Через год Совет поручил Комиссии начать переговоры по расширению действующего соглашения, что бы обеспечило финансирование не только экономического и финансового сотрудничества, но и политической и культурной деятельности [2,365].

Переговоры по подготовке Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое бы заменило своими положениями Соглашение 1989, начались в ноябре 1992 года, после визита в Москву в мае того же года Жака Делора, Председателя Комиссии Европейских Сообществ. Примерно через два года Соглашение было подписано, однако ратификация затянулась, в основном из-за возникших боевых действий в Чечне [2,365]. Осенью 1997 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, наконец, было ратифицировано, и 1 декабря этого же года вступило в силу.

При подписании Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве между РФ и ЕС было установлено, что оно будет действовать 10 лет, по истечении которых, оно может быть продлено, если одна из сторон заранее не объявит о том, что собирается из него выйти.

Будучи ратифицированным, СПС сформировало солидную основу для устойчивого и длительного сотрудничества между РФ и ЕС, ведь данное соглашение включает в себя положения по трем стержневым сферам их взаимоотношений: политической, торгово-экономической и культурной.

Более того, в рамках Соглашения стороны предусмотрели перспективную возможность создания зоны свободной торговли и договорились о предоставлении друг другу режима наибольшего благоприятствования. Однако, эта договоренность не исключает для сторон возможность предоставления более аналогичного режима третьим странам в соответствии с соглашением об экономической интеграции. России эта возможность нужна при проведении мероприятий в ходе интеграционных процессов в СНГ, а для ЕС - при возможном присоединении новых членов [7, 239].

Наибольшую часть Соглашения о партнерстве и сотрудничестве занимают статьи, посвященные торговле и экономике. Экономическое сотрудничество является и наиболее крупной и развитой областью взаимоотношений нашей страны и ЕС [2, 270].

В первой статье Соглашения, говорится, что Российская Федерация и Сообщества договорились о содействие торговле, инвестициям и гармоничным экономическим отношениям между Сторонами, базируясь на принципах рыночной экономики, а также об укрепление экономических и политических свобод.

Первый раздел СПС посвящен общим принципам. Статья 3 предусматривает совместные усилия Сторон для создания зоны свободной торговли между ними.

Раздел III содержит положения по торговле товарами. В соответствии со статьей 12 в торговых отношениях между Российской Федерацией и ЕС действует принцип свободы транзита. Каждая из Сторон обеспечивает взаимный свободный транзит товаров по своей территории. Статьи 14 и 15 гарантируют освобождение от импортных пошлин и сборов на временно ввозимые товары, а также отсутствие количественных ограничений на ввозимые товары из России в Сообщество и наоборот. Согласно статье 19 СПС не исключает и запретов или ограничений импорта, экспорта, транзита товаров по таким основаниям как правопорядок, безопасность граждан, защита природных ресурсов и т.п.

В следующем разделе (IV) «О предпринимательской деятельности и инвестициях» заключены положения, посвященные передвижению лиц и услуг.

Статья 52 раздела V «Платежи и капиталы» обязует разрешить проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между своими резидентами. Также гарантируется свободное движение капитала в форме прямых инвестиций. В этой же статье говорится, что Стороны будут стремиться к дальнейшей либерализации движения капитала, имеющего отношение к портфельным инвестициям и коммерческим кредитам, а также финансовым займам и кредитам. Помимо прочего данная статья закрепляет согласие Сторон на предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в отношении свободы осуществления текущих платежей и движения капиталов и в отношении методов платежей.

Седьмой раздел Соглашения охватывает принципы экономического сотрудничества России и Европейских Сообществ. Согласно статье 56 целями этого сотрудничества являются развитие экономик Сторон, создание благоприятного международного экономического климата, укрепление и развитие взаимовыгодных связей.

В статье 56 также перечисляются основные направления экономического сотрудничества между РФ и ЕС: развитие их соответствующих отраслей промышленности и транспорта; освоение новых источников снабжения и новых рынков; стимулирование научно-технического прогресса; содействие стабильному развитию социальных и людских ресурсов, занятости населения; оказание содействия региональному сотрудничеству с целью гармоничного и устойчивого развития.

Статьи 56 - 83 охватывают более 30 различных областей сотрудничества Сторон, таких как промышленное сотрудничество, научные исследования, инвестиции, космос, статистика,

малый и средний бизнес, ядерный сектор, сельское хозяйство, энергетику, транспорт, туризм и другие.

Что касается энергодиалога Российской Федерации и Евросоюза, то его целью является развитие долгосрочного партнерства между Сторонами в рамках СПС. Статья 65 «Энергетика» очерчивает только самые общие рамки сотрудничества в области энергетики, которое осуществляется на основе принципов рыночной и Европейской энергетической хартии с учетом постепенной интеграции энергетических рынков в Европе [6,4].

Статья 106 раздела XI, посвященного заключительным положениям, устанавливает первоначальный период действия Соглашения в десять лет с последующим ежегодным автоматическим обновлением, если одна из сторон не примет решение выйти из него.

Следовательно, срок действия СПС истек в декабре 2007 г., тем не менее, никакого правового вакуума в отношениях России и ЕС не наступило, так как Стороны, опираясь на вышеуказанную статью, пришли к согласию, что СПС будет продолжать действовать до того, как будет подготовлено новое соглашение [18].

На саммите Россия - ЕС в Сочи в мае 2006 г. наша страна и Европейский союз договорились о начале работы над новым базовым соглашением - Договором о стратегическом партнерстве (ДСП) - между Российской Федерацией и Европейским Союзом [14]. Как России, так и Евросоюзу ясно, что двусторонние отношения уже давно переросли рамки Соглашения 1994 г., и нуждаются в новой легальной базе [3, 31]. Однако, на Саммите Россия - ЕС, в мае 2007 г. в Самаре переговоры о новом базовом соглашении начать не удалось из-за того, что Польша наложила «вето» на переговоры [8, 101].

Польша обусловила свое согласие на присоединение к выработанному Еврокомиссией мандату на ведение переговоров по новому Соглашению РФ - ЕС отменой Россией запрета на ввоз польского мяса. Также Польша потребовала у нашей страны снять фитосанитарные ограничения и ратифицировать Договор к Энергетической Хартии. После урегулирования ветеринарной и фитосанитарной проблемы в марте 2008 г. Польша, наконец, отменила свое «вето» на проведение переговоров [3, 31].

В апреле 2008 г. своим правом «вето» относительно мандата КЕС воспользовалась Литва. Её требования касались возобновления Россией поставок по нефтепроводу «Дружба» (закрытому в 2006 г. в результате аварии на трубопроводе) и пересмотра российской политики на Кавказе и в Приднестровье. В конце - концов, давление на Литву объединенной европейской дипломатии, ее «вето» было снято взамен на обещание включить все ее требования в переговоры по новому Соглашению [9].

На саммите Россия - ЕС в Ханты - Мансийке 26-27 июня 2008 г. вопрос о новом базовом Соглашении между РФ и Евросоюзом был ключевым в повестке дня [17]. Переговоры по ДСП официально начались 4 июля [10]. По общим оценкам, новое Соглашение должно быть рамочным, емким, юридически обязывающим, а также предусматривать возможность заключения отдельных, более детальных секторальных соглашений, если это потребуется [3, 31].

В разделе, посвященном энергетической сфере, которую Брюссель рассматривает как ключевую, планируется прописать меры, которые Стороны были бы готовы предпринять для обеспечения энергетической безопасности Европейского континента, и закрепить результаты энергетического диалога, осуществляемого с 2000 г. [5]. В частности, обе стороны считают необходимым отразить в разделе энергетики нового соглашения вопросы, относящиеся к энергоэффективности и надежности спроса и предложения, а также транзита [15].

Помимо СПС, в основе сотрудничества нашей страны с Европейским Союзом лежат также Дорожные карты по четырем общим пространствам [12]. Их формат носит самый

общий характер, не имеет обязательной силы и формально ничем не обязывает подписавшие его Стороны. По сути, эти документы являются совместными планами действий в указанных областях [13].

Проанализировав Дорожную карту по общему экономическому пространству [11], следует отметить, что она призвана содействовать развитию торговли и инвестиций. План совместных действий в этой Карте полностью сконцентрирован на практических задачах экономического сотрудничества, в решении которых заинтересованы и наша страна и Европейский союз. Эта часть весьма содержательна и конкретизирована.

Декларативная же часть, касающаяся конечной цели, минимизирована: прописано лишь, что создание открытого и интегрированного рынка между Российской Федерацией и Евросоюзом - общая цель ОЭП. При этом в документе нет общепринятой характеристики общего экономического пространства, как зоны свободного движения товаров, услуг, людей и капиталов, не определена и промежуточная цель - создание зоны свободной торговли [1, 3].

Задача Сторон заключается в том, чтобы способствовать расширению возможностей экономических операторов, облегчать создание и работу компаний, укреплять сотрудничество в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства и охраны окружающей среды.

Приоритетными направлениями данной Карты являются сотрудничество в сфере информационно-коммуникационных технологий, энергетического машиностроения, автомобильной, текстильной, лесной и фармацевтической промышленности. Отдельным блоком в документе проходят сближение законодательства России и ЕС в области конкуренции и улучшение инвестиционного климата, система государственных закупок и защита прав интеллектуальной собственности.

Планируется также интенсифицировать сотрудничество в сфере энергетики, сблизив энергетические стратегии и завершив переговоры по торговле ядерными материалами. Предполагается и сотрудничество по инфраструктурным проектам и в сфере безопасности транспортировки энергетических продуктов.

С точки зрения Ю.А. Борко, президента Российской Ассоциации Европейских исследований, Дорожные карты - важнейший документы, подписанный между Российской Федерации и Евросоюзом со времен принятия безнадежно устаревшего СПС, которое они частично заменяют [4].

Однако у Карт есть определенные изъяны: в них, не сказано, как, в итоге, должно выглядеть каждое общее пространство. Нам известно лишь, в каком направлении надо продвигаться, но за кадром остается вопрос о том, куда мы придем. Не определены и сроки выполнения Дорожных карт, хотя они «заработают» только если будут наполнены конкретными проектами с примерными сроками их выполнения. Тем не менее, само принятие Россией и Евросоюзом такого типа документов следует расценивать как шанс на материализацию намерений и продвижение к реальному стратегическому партнерству [1, 23].

По сути, складывание всех четырех пространств означало бы экономическую интеграцию нашей страны и Европейского Союза, но без формального России членства в ЕС. Такая модель была бы похожа на отношения Норвегии или Швейцарии с Евросоюзом: Они интегрированы экономически, но не входят в его состав. Такие взаимоотношения приносят немалые выгоды, так как снятие барьеров - мощный стимул для развития экономики, движения капиталов, для создания наших предприятий там, а их - здесь, при этом люди свободно смогут переезжать из страны в страну. Однако это долгосрочная программа, по мнению Ю. А. Борко,- лет на двадцать [4].

Литература

- Статьи из журналов и сборников:

1. Борко Ю. А. Скоро только сказка сказывается: к итогам саммита Россия - ЕС. // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2005. № 16.

2. Европейский Союз на пороге XXI века : выбор стратегии развития // Под ред. Борко Ю. А., Буториной О.В. М., 2001.

3. Головенкин Д. Е. Перспективы развития торгово - экономического сотрудничества между Россией и Европейским Союзом. // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 10 .

4. Гущин Э. Четыре общих пространства. Что это? // Труд. - 2005. № 116.

5. Иванов И. Актуальный комментарий: Ход подготовки нового соглашения между Россией и Европейским Союзом. // Европейский Союз : Факты и Комментарии. Ассоциация Европейских Исследований Института Европы РАН. Выпуск 47: Декабрь 2006 - Март 2007.

6. Полякова Т. Энергетический диалог Россия - Европейский союз // Аналитические записки МГИМО. Тема: Международные аспекты сотрудничества в энергетической сфере. 2005. N 4 (6).

7. Промский Н.И. О современных проблемах экономических отношений России и Евросоюза // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 9.

8. Саитова О. М. Положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС о применении антидемпинговых мер. // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 333.

9. Шишелина Л. Адаптация новых государств-членов. Восточный фланг ЕС: проблемы конвергенции и соседства // Европейский Союз : Факты и Комментарии. Ассоциация Европейских Исследований Института Европы РАН. Выпуск 52: апрель - июнь 2008.

- Электронные ресурсы (Ресурсы Интернет):

1. Базовое соглашение между Россией и Европейским союзом (ЕС). Справка // РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rian.ru/politics/20090403/166940750.html

2. Дорожная карта по общему экономическому пространству // Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://archive.kremlin.ru/interdocs/2005/05/10/1940_type72067_87994.shtml?type=72067

3. Дорожные карты по четырем общим пространствам: экономическому, свободы, безопасности и правосудия, внешней безопасности и общего пространства, научных исследований и образования // Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http ://archive.kremlin.ru/text/themes2005/05/88035.shtml

4. Дорожные карты Россия-ЕС.2008// Информационный проект Российского регионального экологического центра. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russia-eu.ru/node/35

5. Начало встречи на высшем уровне Россия - Европейский союз [25.05.2006] // Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2006/05/25/1756_type63377_106037.shtml

6. Обобщающий доклад. Энергетический диалог Россия - ЕС 2000 -2010: Возможности для нашего будущего партнерства в области энергетики. 2010 // Министерство энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/537/5379590b46eccb229803488dcbc3940c.pdf

7. Полный текст Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их

государствами-членами, с другой стороны (заключено на о. Корфу 24.06.1994) // Европейский Союз и Россия: Законодательство и практика [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://eu-law.ru/?page_id=122

8. Совместное заявление саммита Россия-ЕС о запуске переговоров по новому соглашению Россия-ЕС [27.06.2008] // Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://archive.kremlin.ru/events/articles/2008/06/203149/203154.shtml

9. Соглашение Россия-ЕС продолжает действовать - Камынин [30.11.2007]

// РИА Новости [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http ://www.rian.ru/world/20071130/90201432.html

10. Cooperation between the European Union and Russia A matter of mutual interest // Advisory council on international affairs. N. 61, July 2008. P. 20 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aiv-advies.nl/ContentSuite/upload/aiv/doc/AIV_61eng_webversie(1).pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.