Научная статья на тему 'Некоторые аспекты гармонизации взаимоотношений между Россией и большой Европой'

Некоторые аспекты гармонизации взаимоотношений между Россией и большой Европой Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
316
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РАСШИРЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жилкина Ю. В.

В статье анализируются отношения России с европейскими государствами традиционный приоритет отечественной внешней политики. Такие процессы, как дальнейшее расширение ЕС, утверждение евро как единой валюты, в значительной мере сказываются на развитии обстановки в масштабах всего континента и будут во многом определять его облик в XXI веке. Совершенно очевидно, что Россия как неотъемлемая часть общеевропейского пространства не может оставаться в стороне от этих процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты гармонизации взаимоотношений между Россией и большой Европой»

4(28) - 2010

Мировая экономика

некоторые аспекты гармонизации взаимоотношений между Россией и большой европой

Ю. в. ЖИЛКИНА,

кандидат экономических наук E-mail: yulduz@inbox. ru ОАО «Федеральная сетевая компания Единой Энергетической Системы», Москва

В статье анализируются отношения России с европейскими государствами — традиционный приоритет отечественной внешней политики. Такие процессы, как дальнейшее расширение ЕС, утверждение евро как единой валюты, в значительной мере сказываются на развитии обстановки в масштабах всего континента и будут во многом определять его облик в XXI в. Совершенно очевидно, что Россия как неотъемлемая часть общеевропейского пространства не может оставаться в стороне от этих процессов.

Ключевые слова: экономический, безопасность, расширение, государство, сотрудничество.

Говоря о том, что Россия находится на пути в большую Европу, надо вести речь не об интеграции с Европейским союзом как стремлении нашей страны «войти в Европу», поскольку реальных шансов стать полноправным членом ЕС у России в обозримом будущем пока нет. Вхождение РФ в большую Европу сегодня представляется скорее как решение вопросов сближения, развития сотрудничества, гармонизации, создания определенных направлений привилегированных отношений. Для другого видения или понимания вопроса предпосылки не просматриваются. На сегодня суть в том, чтобы соответствовать ряду европейских критериев в экономической, политической, социальной и других областях.

Что такое европеизация? «Европеизация как аналитическая концепция используется в целях исследования изменений во внутренней структуре

и политической линии, которые происходят в ответ на политические шаги и практические меры, институционализируемые на европейском уровне. Она символизирует процесс, в котором европейские правила, механизмы и коллективные устройства взаимодействуют с данными внутренними структурами» [3]. Проще говоря, это не просто заключение, пускай и выгодного, соглашения с ЕС, хотя это важно.

Европеизация — это не просто участие в Совете Европы или ОБСЕ, которое развивается уже достаточно долго. Это пристойный жизненный уровень населения. Это отсутствие комплексов, что, по общему мнению, является крайне важным условием, чтобы стать европейской страной de facto. В данных исторических условиях прогрессирующая европеизация — оптимальный вариант решения задачи модернизации страны. «Европеизация» в таком контексте — в смысле поэтапного восприятия глав acquis communautaire (фр. «общий свод законодательных актов», «единая нормативная база» — совокупность правовых норм, выработанных Европейским союзом) — является чуть ли не первостепенной необходимостью ввиду описанных выше тенденций межстранового сближения. России ради дальнейшего благополучного развития необходимо стать совместимой с ЕС.

Переживая поворотный момент в своих отношениях, Россия и ЕС должны определить, как они будут строить будущие отношения — как два потенциальных союзника, имеющих общие ценности и интересы, перевешивающие взаимные

претензии, проблемы и противоречия, или как разные политические субъекты, готовые сотрудничать по отдельным вопросам чисто практического характера.

Вторая альтернатива представляется как путь назад, к политике мирного сосуществования, которая не отвечает на современные вызовы как европейской и международной безопасности, так и процессов глобализации.

Большую роль в определении новых приоритетов Европейского союза на российском направлении играют новые члены ЕС, в первую очередь страны Балтии. В России сохраняется озабоченность относительно того, что новые члены в силу прежних комплексов и синдромов будут более трудными партнерами, чем старые члены Союза. Вместе с тем новые члены ЕС заинтересованы в том, чтобы Россия стала частью объединенной Европы без передовых рубежей и кордонов. Однако построить такую Европу без последовательного включения России в процессы европейской интеграции невозможно.

Россия — Европейский союз: история взаимоотношений

Официальные отношения между Российской Федерацией и европейскими сообществами были установлены в декабре 1991 г. сразу же после распада СССР. Россия объявила себя правопреемником Советского Союза, включая все его долги иностранным государствам, международным организациям и частным кредиторам. Она также стала ответственной по обязательствам Соглашения о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и сообществами ЕЭС и Евратом, подписанного 18 декабря 1989 г.

Со стороны ЕС было принято Совместное заявление, в котором говорится о готовности стран-членов признать все новые государства на территории бывшего СССР и установить с ними дипломатические отношения на основе следующих принципов:

— уважение Устава ООН и обязательств Хель-синского заключительного акта и Парижской хартии;

— уважение неприкосновенности всех границ, которые могут быть изменены только мирным путем;

— гарантия прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами СБСЕ;

— признание обязательств по разоружению, нераспространению ядерного оружия, безопасности и стабильности в регионе;

— обязательство решать спорные вопросы посредством соглашений.

24 июня 1994 г. на острове Корфу между ЕС и Россией было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (Agreement on Partnership and Cooperation, СПС).

СПС устанавливает отношения партнерства между Россией, с одной стороны, и Сообществом и его государствами-членами с другой. Критерии партнерства зафиксированы в преамбуле и ст. 1 и 2: «укрепление политических и экономических свобод, которые составляют саму основу партнерства»; «уважение демократических принципов и прав человека, определенных, в частности, в Хельсинском Заключительном акте и в Парижской хартии для новой Европы», которое «лежит в основе внутренней и внешней политики Сторон и составляет существенный элемент партнерства»; содействие «международному миру и безопасности, а также мирному урегулированию споров», и сотрудничество в этих целях в рамках ООН, СБСЕ и других форумов.

СПС устанавливает взаимосвязь между «всесторонним осуществлением партнерства» и «продолжением и завершением Россией политических и экономических реформ». Это первый двусторонний международно-правовой акт, в котором западные страны рассматривают Россию как страну с «переходной экономикой» и берут на себя обязательство содействовать «постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе».

Создается механизм регулярного проведения политического диалога, цели которого — укрепление связей между ЕС и Россией, сближение позиций по международным вопросам, представляющим взаимный интерес, сотрудничество по вопросам соблюдения принципов демократии и прав человека (ст. 6—9).

Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в отношении тарифов. Причем ЕС отменяет количественные ограничения на импорт из России, кроме товаров, торговля которыми регулируются отдельными соглашениями. Россия же имеет право вводить количественные ограничения на импорт из стран ЕС в отдельных секторах, если в них происходит структурная перестройка или возникают серьезные социальные проблемы, или зарождаются новые

производства, или российский производителям угрожает утрата позиций на внутреннем рынке (ст. 15, прил. 2 и 9).

СПС регулирует основные аспекты трансграничной предпринимательской деятельности: учреждение и деятельность компаний стран ЕС в России и российских компаний в ЕС, инвестиции, платежи и движение капитала, взаимное предоставление финансовых услуг и т. д. Предполагается либерализация условий предпринимательской деятельности на территории сторон соглашения.

СПС включает в себя широкую программу экономического сотрудничества, охватывающую 30 различных областей: промышленную кооперацию, инвестиции, сельское хозяйство, научные исследования и технологические разработки, ядерный сектор, энергетику, космос, телекоммуникации и т. д.

В рамках развития культурного сотрудничества предполагается укрепление связей между людьми за счет взаимного изучения языков и культур, свободного обмена информацией, доступа к культурным ценностям и т. д.

Создается система институтов для контроля за процессом осуществления СПС, разработки новых рекомендаций, улаживания возникающих споров и обмена взглядами по вопросам, предоставляющим взаимный интерес.

Срок действия СПС 10 лет с последующим продлением, если ни одна из сторон не захочет выйти из него. Соглашение создало основу для долговременного и стабильного сотрудничества России и ЕС. Процесс ратификации документа затянулся, и Соглашение вступило в силу только с 1 декабря 1997 г.

СПС учредило систему совместных институтов, благодаря которым оно приводится в действие. Постоянному взаимодействию сторон в целях реализации положений СПС способствуют также Представительство Европейской комиссии в России и Представительство России при Европейской комиссии.

СПС охватывает всего три сферы сотрудничества — экономику, политику и культуру. При этом политике посвящен лишь раздел «Политический диалог», включающий четыре статьи, раздел «Культурное сотрудничество» состоит из одной статьи, а если исключить разделы, посвященные институтам и заключительным положениям, то из остальных 10 разделов экономическим отношениям посвящено семь с половиной.

Сотрудничество в экономической сфере можно разделить на три группы:

— группа А—развивающееся сотрудничество — поощрение и защита инвестиций, промышленное сотрудничество, научно-техническое сотрудничество, ядерная энергетика, космос, образование, техническое содействие государствам, возникшим после распада СССР, за исключением государств Балтии (ТАСИС), совершенствование и сближение законодательства, таможенное дело, регулирование движения капитала и платежей, туризм;

— группа Б — начавшееся сотрудничество — энергетика, окружающая среда, экономика, предотвращение противоправной деятельности;

— группа В — сотрудничество не начато — транспорт, сотрудничество в социальной области, государственные закупки, защита потребителей, стандартизация, сырьевая и горнодобывающая промышленность, агропромышленный сектор, строительство, региональное развитие, малое и среднее предпринимательство, связь, информатика и информационная структура, статистика.

В каждой из названных областей сотрудничества осуществлялись отдельные проекты ограниченных размеров в рамках программы ТАСИС или двусторонних отношений между Россией и государствами — членами ЕС, либо на основе прямых связей между операторами (предприятиями, ведомствами, неправительственными организациями и т.д.). Однако реализация соглашения была в полной мере лишь в культурной сфере взаимоотношений, в двух других — политической и экономической сферах — наряду с достижениями были и кризисы.

Ни экономический и валютный союз ЕС, ни расширение на восток не упоминаются в СПС, воздействие процессов развития интеграции на отношения России и ЕС остались за рамками соглашения. В итоге 12 лет спустя СПС не соответствует ни нынешнему состоянию России, ни нынешнему этапу развития ЕС, ни нынешним состоянию отношений между ЕС и Россией и международной обстановке [1].

С начала 1992 г. до августа 1998 г. сотрудничество России и ЕС развивалось по восходящей линии, но волнообразно, сталкиваясь с определенными трудностями. Ежегодно рос объем товарооборота с постоянным положительным торговым сальдо для России. Объем западноевропейских вложений в экономику РФ постепенно увеличивался. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы, что оказало положительное влияние на отношения России со странами Центральной и Восточной Европы и Балтии.

Что касается трудностей в сфере сотрудничества, то два из них, весной 1995 г. и в октябре 1999 — первой половине 2000 г., были вызваны действиями российских войск в Чечне, а кризисы весной 1997 г. и в марте — июле 1999 г. были следствием расширения НАТО и бомбардировок Югославии соответственно.

Главным условием возобновления положительной динамики отношений стали достижение макроэкономической стабильности и экономический рост по итогам 1999—2000 гг. История же активного взаимодействия России и ЕС на основе СПС началась только с мая 2000 г., когда резко активизировались механизмы сотрудничества и реализации соглашения. Москва и Брюссель с того момента не устают повторять, что рассматривают друг друга как стратегических партнеров.

В целом за последние четыре года отношения между Россией и ЕС перешли из стадии политических деклараций и парадных встреч в стадию повседневного делового сотрудничества. Диалог ведется по следующим направлениям: саммиты Россия — ЕС дважды в год, встречи на уровне министров иностранных дел, двусторонний политический диалог между Россией и государствами — членами ЕС, включая встречи на высшем уровне, рабочие группы и проекты по направлениям.

Взаимодействие усилилось не только наверху, на уровне лидеров государств, но и на региональном уровне. Местные власти зачастую являются более активными участниками международного диалога. Например, Иркутская область является лидером по привлечению к сотрудничеству европейских стран [5].

Новый этап развития отношений между Россией и ЕС нуждается в новой политико-правовой базе. На данный момент отношения базируются не столько на СПС, сколько на заключениях и соглашениях последних саммитов и двусторонних встреч. Другими документами являются «Коллективная стратегия Европейского союза по отношению к России» (1999); «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000—2010 гг.)»; Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе (2000); Совместное заявление по международному сотрудничеству (2001); Совместное заявление по энергетическому диалогу (2001); Совместное заявление по борьбе с терроризмом (2002); Совместное заявление «Трехсотлетие Санкт-Петербурга — три века общности

европейской истории и культуры» (2003); сообщение Европейской комиссии «Большая Европа — соседство: отношения Европейского союза с новыми соседями» (2003); Сообщение Европейской комиссии Совету ЕС и Европейскому парламенту об отношениях с Россией (2004) и Заключения Совета ЕС об отношениях с Россией (2004), в которых дана оценка «всех аспектов отношений ЕС с Россией» и предложены меры, нацеленные на укрепление стратегического партнерства; Протокол к СПС, распространяющий действие соглашения на 10 новых государств — членов ЕС; Совместное заявление Европейского союза и Российской Федерации о расширении ЕС и отношениях России и ЕС (2004).

Все эти документы тем или иным образом касаются разных сфер сотрудничества России и ЕС, однако не охватывают его целиком. Ни СПС, ни перечисленные документы не захватывают и половины сфер, где уже много лет осуществляется реальное эффективное сотрудничество, не прописанное официально. Что касается СПС, то оно требует либо серьезной доработки, либо (что, по мнению автора, является более эффективным) заключения нового варианта соглашения СПС-2, охватывающего все имеющиеся и потенциальные сферы сотрудничества.

Достаточно жесткая структура органов сотрудничества, которая была заложена в СПС, тоже устарела. Можно сказать, что схема, при которой существует Совет сотрудничества, трансформированный в Постоянный совет партнерства, Комитет сотрудничества и девять подкомитетов, сыграла свою позитивную роль, особенно на начальном этапе, но сейчас отстает от жизни. Наиболее адекватными структурами могли бы стать, по мнению автора, Комитет парламентского сотрудничества, в котором депутаты Государственной Думы и Европейского парламента будут вести политический диалог, и Общественный форум ЕС — Россия, который стал бы местом периодических встреч неправительственных организаций.

Говоря о будущем Европы, бывший генеральный секретарь Совета Европы В. Швиммер сказал: «Будущая Европа — это объединенные общими целями люди — от Азорских островов до Владивостока, которые уважают друг друга, противопоставляют открытость и терпимость национализму, строят настоящее партнерство, воспитывают ответственность за других людей и внимание к их интересам». «Европе, — подытожил Швиммер, — нечего ждать от пассивных людей,

охотно перекладывающих все заботы на плечи «тех, кто наверху» — все равно, идет ли речь об их собственных властях на Даунинг-стрит, 10, в Елисейском дворце, Канцлерстве, Кремле и т. д. или о Брюсселе и Страсбурге. Ей нужны активные, энергичные, бдительные личности, готовые со всей ответственностью принимать решения — на выборах, в честном соревновании политических партий, в свободных объединениях гражданского общества, именуемых нынче НПО [6].

Реальная перспектива сотрудничества в целях интеграции России и ЕС возникла в 2001 г. — формирование Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) с участием России. На саммите ЕС — Россия в мае 2001 г. было решено создать Группу высокого уровня для разработки концепции единого европейского экономического пространства. Мандат группы был согласован на саммите ЕС — Россия в октябре того же года.

Идея состоит в том, чтобы разработать концепцию сближения нормативных баз, что характерно для единого рынка ЕС (с преимуществами, вытекающими из общего подхода в сфере экономических интересов); концепцию, которая будет способствовать развитию торговли и инвестиций между ЕС и Россией. Группа высокого уровня представила свой заключительный доклад по этой инициативе на саммите ЕС — Россия в ноябре 2003 г. в Риме.

На саммите в Санкт-Петербурге в 2003 г. было выдвинуто новое видение будущего развития партнерства России и ЕС и принято решение о совместной работе по созданию четырех общих пространств.

Общее экономическое пространство нацелено на создание открытого и интегрированного рынка между ЕС и Россией. Концепция создания такого пространства была одобрена на саммите ЕС — Россия в Риме (ноябрь 2003 г.). Она будет также учитывать результаты работы двустороннего энергетического диалога.

Общее пространство свободы, безопасности и правосудия предполагает усиление сотрудничества в области юстиции и внутренних дел на основе общих ценностей уважения верховенства закона и прав человека. Сюда также входят вопросы, связанные с пограничным управлением и миграцией, упрощение поездок и контакты между людьми. В этом контексте ЕС и Россия также договорились изучить условия для безвизовых поездок в качестве долгосрочной перспективы.

Общее пространство внешней безопасности направлено на углубление и дальнейшее развитие

диалога между ЕС и Россией и сотрудничества в предотвращении конфликтов, управлении кризисами и пост-конфликтному восстановлению в Европе и за ее пределами. Сюда входит сотрудничество по разрешению «замороженных конфликтов» в сопредельных государствах.

Общее пространство исследований и образования, включая культурные аспекты, нацелено на усиление связей и обменов в области исследований, образования и культуры для содействия взаимопониманию и стимулирования экономического роста.

21 мая 2004 г. Европейская комиссия и Российская Федерация завершили двусторонние переговоры по доступу на рынки и дали таким образом толчок процессу вступления России в ВТО. ЕС признает ключевую роль, которую может сыграть членство в ВТО в деле успешного проведения экономических реформ в России. Преимущества от вступления России в ВТО будут носить взаимовыгодный характер. Это обеспечит большую стабильность и предсказуемость, а также лучшие условия доступа для деловых кругов ЕС, заинтересованных в экспорте или в работе на территории России. В свою очередь, российские деловые круги получат гарантированные каналы экспорта на все рынки стран — членов ВТО.

ЕС уверен, что недавнее расширение Евросоюза в целом будет иметь весьма позитивные последствия для России. Ожидается, что в результате повысится политическая и экономическая стабильность в соседних с Россией странах, что будет содействовать положительному развитию отношений между Россией и будущими странами — членами ЕС. Более того, Россия может ожидать, что конкретные политические приоритеты вступающих стран повлияют на общие направления политики ЕС (например, инициатива ЕС «Северное измерение»). Положение России дает ей возможность воспользоваться расширением ЕС, учитывая ее географическую близость к расширяющимся рынкам и традиционные рыночные связи.

10 мая 2005 г. в Москве прошел саммит Россия — ЕС, в ходе которого были приняты так называемые дорожные карты по четырем общим пространствам. По итогам саммита в октябре 2005 г. нерешенными остались следующие вопросы: облегчение визового режима для россиян, приезжающих в страны ЕС, проблема возвращения из Европы на родину российских нелегальных иммигрантов, а также осложнение отношений между Москвой и тремя странами Балтии.

Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу высказал «мнение всей Европы»: в интересах Евросоюза в целом, в интересах всех его стран иметь хорошие, дружеские, конструктивные отношения с Россией. На это есть множество экономических, политических, культурных причин. «Мы для России — партнер номер один. Сейчас у нас в ЕС 25 членов, очень скоро будет 27 — это более 500 миллионов жителей. Мы — главный экономический партнер России, и Россия тоже экономически важна для нас. Поэтому нам надо сделать все возможное, чтобы построить — как мы это называем — общее пространство России и Евросоюза, общее не только в экономике, но и в культуре» [2].

Общие пространства сотрудничества ЕС и России

Решения Санкт-Петербургского и Московского саммитов — свидетельство решимости партнеров переместить сотрудничество России и ЕС на новый уровень — уровень интеграции России в «европейские пространства». Однако ответ на вопрос, насколько реалистичной является эта идея, может дать только анализ современной ситуации и тенденций в сферах предполагаемого сотрудничества.

Общее экономическое пространство (ОЭп). В «дорожной карте» по этому пространству детально прописываются «Общие вопросы торгового и экономического сотрудничества»; затрагиваются аспекты государственных закупок; «права интеллектуальной собственности»; конкуренция; инвестиции. Также освещаются и проблемы отдельных отраслей: «Политика в области предпринимательства и экономический диалог»; «Межрегиональное и приграничное сотрудничество»; «Финансовые услуги», «Бухгалтерская отчетность, аудит и статистика»; «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, санитарные и фитосанитарные меры»; «Содействие торговле и таможня»; «Сети: телекоммуникации и транспорт»; энергетика; космос; окружающая среда. «Общей целью ОЭП является создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС».

Предполагается, что ОЭП будет способствовать расширению возможностей экономических операторов, содействовать развитию торговли и инвестиций, облегчать создание и работу компаний, укреплять сотрудничество в сфере энергетики, транспорта, сельского хозяйства и охране окружающей среды.

Одним из главных принципов общего экономического пространства являются четыре свободы движения — товаров, услуг, капитала и людей. По сути это единый внутренний рынок. Кроме этого, это единая юридическая база, которая обеспечивает и регулирует четыре свободы движения, а также координация некоторых направлений экономической политики, таких как антиинфляционная политика, политика конкуренции, некоторые аспекты социального обеспечения.

Формирование такого пространства между Россией и ЕС, по самым приблизительным расчетам, потребует не менее 10—15 лет, поскольку России для этого нужно создать стабильную, эффективную и достаточно конкурентоспособную рыночную экономику.

Россия на сегодня находится в самом начале этого процесса. Европейский союз также не будет готов раньше названного срока создать единое экономическое пространство с Россией, так как ему предстоит решение сложнейших внутренних проблем после вступления новых членов, которые должны стать органичной частью единого внутреннего рынка, вступить в Экономический и Валютный союзы, а это усложняется перспективами нового расширения ЕС на юго-восток.

Важным фактором является отношение новых членов ЕС к созданию общего европейского пространства, сводящееся, как показывает пример Литвы, главным образом к сотрудничеству с Россией на базе «старого» СПС, действие которого, по их мнению, должно быть автоматически продлено.

Очевидно, сегодня речь может идти не столько о концепции общего европейского экономического пространства с Россией, сколько о концепции и программе действий, рассчитанных на начальный период движения в сторону общего европейского экономического пространства. Эта программа действий предусматривает:

— содействие развитию торговли и инвестиций;

— создание более благоприятных условий для деятельности экономических операторов — действующих в России европейских и российских, которые начинают активно действовать на внутреннем рынке ЕС;

— сближение законодательства (на основе норм ВТО и с учетом законодательства ЕС) в области развития торговли и инвестиций, создания благоприятных условий для деятельности экономических операторов.

Европейский союз готов помогать России в проведении экономических реформ, особенно путем

предоставления финансовой и технической поддержки через программу ТАСИС, которая с 2004 г. называется Программа сотрудничества ЕС и России. Она содействуют использованию в странах СНГ западноевропейского ноу-хау в различных секторах рыночной экономики и управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Решение об учреждении системы технического содействия СССР было принято в Брюсселе в 1990 г.

Опыт хозяйственного сотрудничества России и ЕС за последние годы сформировался в определенном направлении и представляет собой четыре основные сферы — это энергетика, транспорт, телекоммуникации и инженерные технологии, устранение барьеров и искусственных ограничений в торговле, что, собственно, соответствует геоэкономической стратегии России.

Проблема, однако, в том, что из Европы мы получаем высокотехнологичную продукцию с добавленной стоимостью — станки и оборудование, а в структуре нашего экспорта пока преобладают газ, нефть, энергоносители, сталь, химикаты, удобрения и крайне мало машиностроения, высоких технологий. При этом в ближайшие 20 лет зависимость европейских стран от импорта энергии (а это не только газ, нефть, уголь, но и электроэнергия, нефтепродукты, нефтехимикаты и ядерное топливо) возрастет на 50 %, в то же время наш экспорт энергии согласно варианту российской энергетической стратегии до 2020 г. может быть существенно увеличен.

Успех энергодиалога зависит от решения спорных вопросов, таких как отмена существующего в ЕС лимита на ввоз топлива из одного зарубежного источника, нормализация режима экспорта российского ядерного топлива в ЕС, который до сих пор квотируется. Однако официальный энергодиалог до недавнего времени ограничивался лишь осуществлением проектов энергосбережения в Архангельской и Астраханской областях да организацией совместных центров энергетических технологий Россия — ЕС в Москве и Санкт-Петербурге, новый же этап ознаменовался решением о строительстве Североевропейского газопровода.

Официального диалога по транспорту стороны пока не ведут, но эта сеть уже обретает контуры пока в основном усилиями России. По нашей территории проходят или замыкаются на нее так называемые панъевропейские транспортные коридоры, эксплуатируются системы магистральных газонефтепроводов, которые являются козырной картой для резкого экономического рывка.

Примеры взаимодействия в сфере телекоммуникаций и информационных технологий — создание независимой общеевропейской глобальной навигационной системы на базе программ «Гали-лео» (ЕС) и «Глонасс» (Россия), а также системы космического мониторинга поверхности Европы, что дает основу для функционирования нового поколения средств мобильной связи.

Однако это пока не тот масштаб, на который рассчитывают российские производители. С базой советского и российского научного потенциала в этих областях мы могли бы, объединив наши усилия и совместные инвестиции, выйти на лидерские позиции. Такая перспектива вполне возможна, но спустя какое-то время.

Многие исследователи совершенно справедливо рассматривают процесс присоединения России к ВТО как процесс сближения, по существу, России и Европейского союза. Это объясняется тем, что правила, принятые в ВТО, в большой степени совпадают с правилами, которые приняты на европейском рынке.

Соглашение о сотрудничестве было подписано в июне 1994 г., когда завершался Уругвайский раунд, поэтому там практически ничего про ВТО нет. Есть ссылки на некоторые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, однако по рынкам услуг нет ссылок вообще, поскольку договоренности Уругвайского раунда еще не вступили в действие. Значит, этот документ юридически никак не связан с ВТО, и Россия должна заниматься вопросом вступления отдельно.

ВТО — это универсальная организация, которая позволяет создать единую универсальную торгово-политическую базу для отношений со всеми странами. Нормативы ВТО внесут прагматизм и в наши отношения с СНГ, где провозглашались разные формы взаимоотношений, оказавшиеся фикциями (Таможенный союз, свободные зоны).

Естественно, российской экономике необходимы активные иностранные инвестиции, что при вступлении в ВТО становится само собой разумеющимся. В то же время известно, что в ходе переговоров о вступлении возникает большое количество проблем, в том числе и в отношениях с ЕС (разница во внутренних и экспортных ценах по сырьевым товарам, требования либерализации производства/распределения, банковского сектора, телекоммуникаций, сельскохозяйственного сектора, закона о конкуренции, правах собственности, допуск третьих сторон в качестве клиентов и экспортеров и т.д.). «Общий рынок» пытается

занять выгодную для себя позицию, как и мы, поэтому процесс переговоров затягивается. Но с ЕС переговоры все-таки завершились в конце 2005 г.

Несмотря на отсутствие общей стратегии интеграции, де-факто происходит гармонизация российского экономического законодательства с европейским, которое является для России важнейшим ориентиром. В первую очередь это можно отнести к новому таможенному законодательству, которое будет постепенно легализовывать так называемые серые схемы сегодняшнего движения товаров на российскую территорию.

В финансовой сфере российские банки и страховые компании постепенно переходят на международный стандарт финансовой отчетности. Для тех компаний, которые котируются на биржах российских компаний и банковской страховой сферы, стояла задача полного перехода на международные стандарты к концу 2005 г.

Механизмом диалога по этим вопросам является круглый стол промышленников России и Евросоюза (бизнес-саммит), созданный в 1997 г. по инициативе саммита Россия — ЕС и состоявшийся в 2005 г. уже седьмой раз (Лондон). Однако по итогам встреч, проведенных Российским союзом промышленников и предпринимателей с национальными делегациями бизнесменов из ведущих европейских стран (Франции, Британии, Германии), можно заключить, что основные усилия исходят от деловых кругов, а не от официальных лиц.

К сожалению, при всех наших бесспорных успехах сохраняется сырьевой характер российской экономики, экспортно-сырьевой характер экономического роста и колоссальный дисбаланс в отношениях с Евросоюзом. По последним цифрам, доля ЕС для нас уже 60 % внешней торговли, в то время как доля России для Европейского союза — лишь 4—6 %, не говоря об огромном дисбалансе ВВП, в том числе на душу населения.

Россия в течение ряда лет адресовала Брюсселю просьбу распространить на нее деятельность Европейского инвестиционного фонда (ЕИБ), но в этом ей было отказано вплоть до 2003 г., когда Совет ЕС принял решение привлечь ЕИБ к финансированию двух небольших проектов сооружения систем очистки сточных вод в Калининграде и Санкт-Петербурге. Иными словами, проблема экономического сопоставления России и Европейского союза не стала менее острой, а после расширения ЕС еще более обостряется.

Признавая нереальность создания общего экономического пространства между Россией и ЕС в

ближайшем будущем, нужно констатировать, что растущая российская экономика и интегрируемая европейская экономика, безусловно, являются взаимодополняющими. В среднесрочной перспективе можно прогнозировать дальнейший рост их взаимодополняемости.

Экспериментальным центром сближения на начальном этапе интеграции может стать Калининградская область, проблемы которой на сегодня являются камнем преткновения в отношениях России и Евросоюза. Как «пилотный» регион область может послужить примером развития интеграции в разных сферах, особенно для создания пробного варианта общеевропейского экономического пространства на ограниченной территории. Вступление России в ВТО и гармонизация российского законодательства с европейским создадут принципиально новые условия для решения проблем, с которыми сталкиваются торговые партнеры.

Общее пространство внешней безопасности. Общим пространством сотрудничества в области внешней безопасности, очевидно, будет сотрудничество в области внешней политики и безопасности. Имеющийся опыт позволяет сформулировать программу сотрудничества в этой области с большой полнотой, определив ее основные методы и механизмы, а также направления (ООН и общие проблемы формирования нового миропорядка; безопасность и сотрудничество в Европе; региональные конфликты и управление кризисами; миротворческие, спасательные и гуманитарные операции, борьба против международного терроризма).

Пространство внешней безопасности обладает своей спецификой. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве заключалось в 1994 г., когда о европейской политике безопасности и обороны не шло и речи. И поэтому в СПС эта ниша сотрудничества отсутствует. Заполнить ее мы стремимся уже несколько лет.

Россию и ЕС связывает немало общих интересов в области внешней политики и безопасности. В частности, это стабилизация вокруг большой Европы зоны, которая является источником нестабильности; предотвращение распространения ядерного оружия; противодействие терроризму; необходимые совместные действия по перестройке механизма управления международной безопасностью, которая находится в стадии глубокого кризиса; противодействие односторонним силовым действиям любых государств на международной арене.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется, что будущее партнерства России и ЕС в общем пространстве внешней безопас-

ности будет зависеть от двух факторов. Во-первых, от того, как процессы расширения и углубления европейской интеграции (в первую очередь институциональные преобразования в расширенном Европейском союзе) повлияют на жизнеспособность и эффективность ЕС как основного международного института Европы. И, во-вторых, от того, как будет развиваться сама Россия.

Демократизация России — важнейшее условие для партнерства России и ЕС.

Главной проблемой в формировании общего пространства внешней безопасности является то, что общая внешняя политика и политика безопасности ЕС находятся пока в стадии формирования. Расширение Евросоюза, а также принятие новой его Конституции еще больше усложняют эту задачу. Вместе с тем создание военного измерения ЕС — процесс объективный, обусловленный кризисом трансатлантических отношений и существующих институтов международной безопасности, углублением европейской интеграции.

На саммите ЕС в Хельсинки (декабрь 1999 г.) была заложена основа нового военного измерения Европы, континентальной политики безопасности и обороны. После Маастрихтского договора и неудавшейся деятельности Западноевропейского союза (Western European Union) создается новая система наряду с НАТО. Однако функции, выполняемые Европейским союзом и НАТО, было решено разделить: эти структуры комплементарны, поэтому не существует никакого дублирования, а тем более соревнования между НАТО и Европейским союзом в области обороны.

Главная цель — улучшить способность Европейского союза заниматься кризисами. Военные возможности являются здесь лишь составной частью способности союза реагировать на кризисы. В его распоряжении имеются дипломатические, экономические и гражданские средства, которые на сегодня лучше, чем военные.

НАТО остается для Европы уникальной организацией совместной обороны. Такие вопросы, как оборона территории и обеспечение безопасности, остаются в рамках НАТО, а не Европейского союза. По соглашению в Петербурге основными задачами союза являются операции по поддержанию мира и гуманитарные операции в чрезвычайных ситуациях, прекращение конфликтов между различными политическими силами или странами. Но сюда не включаются задачи участия в боевых действиях.

Европейский союз определил ключевую цель политики (саммит в Хельсинки): все государства —

члены ЕС должны выделять и развертывать до 60 тысяч войск в течение 60 дней совместно с воздушными и морскими средствами и сохранять такие силы в течение одного года там, где они нужны — в зоне операции. Но эти силы находятся не только в распоряжении Европейского союза, они могут быть одновременно и в распоряжении Великобритании или НАТО, а средства НАТО, когда нужно, будут в распоряжении Европейского союза.

Дополнительно определен специальный порядок участия партнеров, не являющихся членами соглашения, включая Россию. Они могут принимать участие, быть информированы о работе или даже присутствовать при чтении в Комитете докладчиков на такой же основе, как все основные члены.

С Россией политический диалог развивается более интенсивно, чем с другими странами: проводятся как минимум два раза в год встречи на высшем уровне и регулярно — встречи на уровне министров и политических директоров и экспертов; каждый месяц посол России в Брюсселе встречается с так называемой тройкой Комитета по политическим делам ЕС. Россия назначила своего представителя в военную структуру Европейского союза. 15 рабочих групп ЕС встречаются с русскими партнерами два раза в год для обсуждения таких важных вопросов, как ситуация на Балканах, Южном Кавказе, Среднем Востоке, в Центральной Азии [4].

Другие организации также вносят свой вклад в процесс интеграции. Будучи самой представительной в регионе, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) вносит свою лепту в укрепление общественной, экономической и военно-политической безопасности. Кроме того, она может предоставить платформу для объединения в единое целое регионального и подрегио-нального уровней. В Европе говорят, что в новой системе ОБСЕ предстоит играть основную роль за пределами континента, а именно в Центральной Азии, на Балканах и в Кавказском регионе.

В данный момент НАТО и ЕС переживают период коренного изменения, и прежде всего это касается военных концепций, их структур, сил и средств (Пражский саммит 2002 г.). Таким образом, две крупные международные организации являются основными игроками на мировой арене в сфере военно-политических вопросов. Они находятся в процессе военной трансформации, пытаясь ответить на вызовы безопасности XXI в.

Суммируя сказанное, можно предположить, что именно сейчас, в пик развития мировой интеграции и глобальных процессов, когда практически

все страны стоят перед лицом глобальных проблем и вызовом не национальной, а общемировой безопасности, именно этот критически важный треугольник отношений военных с военными (НАТО, ЕС и Россия) коллективными усилиями может помочь в создании новой надежной структуры евро-атлантической безопасности.

НАТО и Россия уже активно взаимодействуют, совместные военные отношения НАТО — ЕС свободно развиваются. Третья сторона треугольника (ЕС — Россия) для заинтересованного наблюдателя представляется недостаточно развитой и нуждается в срочном внимании обеих заинтересованных сторон.

Что же дает России этот «тройственный союз»? Без значительного укрепления своей обороны и расширения ее возможностей и без интеграции с развитыми демократическими странами мира Россия, во-первых, теряет возможность влиять на происходящие мировые процессы в военно-политической области. Во-вторых, вступление в подобного рода коалиции для любого государства является одним из способов защиты собственных национальных интересов. В-третьих, Россия может в будущем потерять тем или иным образом свою территорию за Уралом, поскольку она пустеет, население оттуда уходит, ресурсы огромные, и претендентов на них может быть очень много, а одна Россия эти территории не защитит.

Несмотря на объективные сложности, существуют сильные стимулы для взаимодействия России и ЕС в сфере международной безопасности. Помимо противодействия общим внешним угрозам при сотрудничестве с Россией Европейский союз может играть роль мирового экономического, а в будущем — и военно-политического центра силы, не противостоящего США, но гораздо более независимого и имеющего собственный проект рационального мироустройства.

Представляется, что формирование общего пространства внешней безопасности России и ЕС является отдаленной перспективой. Его строительство требует не только нового полити-

ческого мышления и особой степени доверия, определенного временного задела, но и новой договорно-правовой базы между Россией и ЕС. Сегодня пока можно говорить только о программе конкретных совместных действий в области внешней политики и безопасности (к примеру, участие России в полицейской миссии Евросоюза в Боснии и Герцеговине или в сферах гуманитарного разминирования, совместного реагирования на чрезвычайные ситуации, природные и техногенные катастрофы, и др.).

Первое, что необходимо предпринять сейчас, — это реформирование ООН и создание новой системы безопасности, отвечающей нынешним реальностям. Второе — сотрудничество и теснейшее взаимодействие на пространстве большого Ближнего Востока (неотъемлемой частью которого являются как Балканы, так и Кавказский регион) как в противодействии распространению ядерного оружия, так и в борьбе с терроризмом. Следовательно, в интересах России, НАТО и Евросоюза обеспечить более полную интеграцию России в развивающиеся международные структуры и институты.

Список литературы

1. Борко Ю. Европейскому Союзу и России необходимо Соглашение о стратегическом партнерстве. М.: Пробел-2000, 2004.

2. Интервью главы Еврокомиссии накануне саммита 10.05.2005.

3. Копитерс Б., Эмерсон М, Хейссен М, Ков-зиридзе Т., Нутчева Г., Точчи Н, Валь М. Европеизация и разрешение конфликтов: конкретные исследования европейской периферии. М.: Изд-во «Весь мир», 2005. (http://www. ип. org/Depts/ Cartographic/english/htmain. Пт) .

4. Россия и ЕС: братья по оружию? М.: Комитет «Россия в объединенной Европе», 2003.

5. Современное состояние отношений ЕС — Россия. М.: Комитет «Россия в объединенной Европе», 2004.

6. Швиммер В. Мечты о Европе. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.