4. Вполне очевидно, что фактически мизерное количество проявлений гражданской активности населения связано с низким уровнем правовой культуры и информированности граждан, подтвержденным результатами экспертного и массового опросов. Так, информированность о формах участия населения в местном самоуправлении оценена как недостаточная (более половины населения не знает никаких форм), как низкая оценена осведом-
ленность жителей о местной жизни и как крайне низкая — информированность о деятельности органов местной власти. 5. Набор форм проявления политической активности населения крайне скуден и сводится практически к участию в выборах в органы власти и самоуправления, что свидетельствует о несовершенстве системы демократических институтов в обществе.
Литература
1. Российская газета: электронная версия. 2003. № 3316 (доп. вып.) URL: http://www.rg.ru/2003/10/08/ zakonsamouprav.html (дата обращения: 13.02.2012).
2. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA (дата обращения: 14.02.2012).
3. Социологический справочник. Киев: Изд-во полит. лит-ры Украины, 1990. 550 с.
4. Серегин А. Н. Управление формированием социальной активности студенческой молодежи вузов России. Автореф. дис....канд. социол. наук. М., 2009. 25 с.
5. Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем: аналитический отчет о проведении количественного и качественного исследования. М.: ВСМС, 2008. 68 с.
УДК 61:338.46
I ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ I УСЛУГ
Шепелева Дарья Александровна, юрист ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова», Москва,
The article analyzes fee-based medical service contract as a new legal relation phenomena in Russia. The article analyzes legal literature regarding to determining medical service concept. The article describes and classifies the terms of medical service rendering. The article distinguishes medical service and medical care. The article presents a range of requirements to a fee-based medical service contract.
Представленная статья посвящена анализу договора возмездного оказания медицинских услуг как нового феномена правоотношений в России. Осуществляется анализ юридической литературы применительно к раскрытию содержания понятия «медицинские услуги». Описываются и классифицируются условия оказания медицинских услуг. Проводится разграничение медицинских услуг и медицинской помощи. Представлен комплекс требований, должных быть предъявленных к договору возмездного оказания медицинских услуг.
Keywords: service, contract, medical service, medical care, medicine, health, legislation
Ключевые слова: услуга, договор, медицинская помощь, медицинская услуга, медицина, здоровье, законодательство
Возникновение заболеваний, травм, физических недугов требует обращения за медицинской помощью. Сама по себе медицинская помощь не относится к числу правовых категорий. Объектом гражданских прав является
услуга. В качестве медицинской определяется такой вид услуги, которая содержит медицинскую помощь. Медицинские услуги оказываются на основании договоров. Правовой анализ данного феномена, ввиду того что дого-
ворная медицина в России находится в стадии становления, присутствует в списке актуальных общественных задач.
Соответственно, цель проводимого исследования заключалась в выявлении критериев, которые необходимо предъявлять к содержанию договора возмездного оказания медицинских услуг. Для реализации данной целевой установки проводился анализ профильной литературы и соотнесение содержащихся в ней обобщенных выводов с действующим российским законодательством и реалиями правовой практики.
Во-первых необходимо определиться с базовым категориальным аппаратом. Ключевые дефиниции в данном случае — «договор» и «услуга».
Договор, наряду с законодательными актами, представляет собой средство регулирования гражданско-правовых отношений. Заключение договора ведет к установлению юридической связи между его участниками. Заключение договора между конкретными лицами ведет к установлению между ними конкретных прав и обязанностей.
Обратимся к классикам правовой мысли. По мнению одного из первых российских цивилистов Д. И. Мейера, «договор (contractus, pactum) представляет собой соглашение воли двух или нескольких лиц, которое порождает право на чужое действие, имеющее имущественный интерес» [1].
Позиция профессора права Казанского и Московского университетов Г. Ф. Шерше-невича в раскрытии данной дефиниции такова: «Договором называется соглашение двух или более лиц, направленное к установлению, изменению или прекращению юридических отношений» [2].
Другой видный российский цивилист, известный сегодня в большей степени как Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев давал следующее определение: «...Договор есть сознательное соглашение нескольких лиц, в котором все они совместно изъявляют свою волю для того, чтобы определить между собой юридическое отношение, в личном своем интересе, по имуществу. Не всякое добровольное соглашение может быть признано договором, подходящим под действие законов гражданских, т. е. порождающим право на чужое действие, имеющее ценность в общежитии» [3].
Заместитель председателя Высшего Арбитражного Суда РФ В. В. Витрянский конста-
тирует, что «в современном гражданском праве понятие договора стало многозначным. Во-первых, договор рассматривается как совпадающие волеизъявление (соглашение) его участников (сторон), направленное на установление либо изменение или прекращение определенных прав и обязанностей. Во-вторых, понятие договора применяется к правоотношениям, возникшим в результате заключения договора (сделки), поскольку именно в них существует и реализуются субъективные права и обязанности сторон договора. Наконец, в-третьих, договор часто рассматривается и как форма соглашения (сделки) — документ, фиксирующий права и обязанности сторон» [4].
Другой видный современный правовед профессор А. П. Печников отмечает, что договор — это, прежде всего, юридический факт, относящийся к правомерным действиям, направленный на достижение определенного правового результата (установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей) [5].
При обобщении содержания предложенных определений можно сделать вывод, что гражданско-правовой договор представляет собой результат взаимного соглашения сторон, выражающего их волю взять на себя конкретные гражданские права и обязанности, при условии их добросовестного выполнения исключительно друг перед другом.
Действующий закон признает договором соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Ключевые признаки договора с точки зрения современного законодателя сводятся к следующим положениям:
1) договор — это соглашение сторон, выражающее их взаимное волеизъявление;
2) направленность данного волеизъявления на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей сторон.
Субъекты гражданского права вступают в договорные отношения на основе взаимного юридического равенства. Следовательно, заключение договора и формирование его условий по общему правилу должны носить добровольный характер. На этой основе формируется один из основополагающих принципов гражданского права — принцип свободы договора (п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ). Свобода договора проявляется, во-первых, в свободе его
заключения и отсутствии принуждения к вступлению в договорные отношения (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Во-вторых, это свобода определения характера заключаемого договора. Иными словами, стороны сами определяют, какой именно договор им заключить. Это может быть предусмотренный или непредусмотренный законом или иным нормативно-правовым актом договор, если только он не противоречит прямым законодательным запретам и соответствует общим началам и смыслу гражданского законодательства (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 421 ГК РФ). И наконец, в-третьих, свобода договора заключается в свободе определения его условий (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421), если только содержание какого-либо условия императивно не определено законом или иными нормативно-правовыми актами.
Условия договора можно разделить на три группы: существенные, обычные и случайные. К существенным условиям относятся все условия договора, которые требуют согласования. При отсутствии достижения соглашения хотя бы по одному из них договор считается незаключенным (п. 1 ст. 232 ГК РФ). Закон признает следующие существенные условия договорных отношений:
— о предмете заключения договора;
— прямо указываемые в законе и иных правовых актах как необходимые для данного вида договора;
— устанавливаемые по заявлению одной из сторон, между которыми должно быть достигнуто соглашение.
Обычные условия — это условия, которые на практике включаются в содержание данного договора, но их отсутствие не влияет на его действительность. И, наконец, случайные условия — это условия, которые не характерны для данного вида договора, но если стороны пожелали их включить, то они становятся юридически значимыми для данного договора.
Другая ключевая дефиниция для проводимого анализа — «услуга». В настоящее время рынок услуг в России — наиболее динамично развивающийся сектор экономики. Однако правовое регулирование данной сферы, по мнению многих экспертов, нуждается в совершенствовании.
Существует множество взглядов на понятие «услуга», которое в российском законодательстве имеет довольно размытые границы.
В толковом словаре русского языка дается
следующее понятие услуги: «услуга — это действие, приносящее пользу другому» [6].
Определение услуги, сформулированное А. Б. Барихиным в современном юридическом энциклопедическом словаре, связывает ее с самой деятельностью по оказанию услуг. Согласно указанной трактовке, услуги — виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуги создает желаемый результат [7].
Довольно часто встречающееся в экономической литературе определение предлагается, в частности, американским исследователем Ф. Котлером: «...под услугой понимается действие, являющееся результатом производственной деятельности, имеющей целью удовлетворение конкретной потребности получателя услуги» [8].
А. В. Тихомиров справедливо считает, что «услуги — полезная деятельность, удовлетворяющая потребность в ней нуждающихся. к услугам относят виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей.» [9].
А. П. Сергеев представляет понятие услуги следующим образом: «те действия субъектов гражданского оборота, которые либо вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе, либо имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме» [10].
К услугам относят виды полезной деятельности, не создающие материальных ценностей. Главным критерием отнесения той или иной деятельности к числу услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта [11].
Точка зрения о нематериальности услуги занимает в литературе доминирующее положение. Однако некоторые ученые полагают, что результат услуги не всегда нематериален. Так, И. Г. Рыжаков отмечает двойственность явления услуги. Названный автор относит к услугам, с одной стороны, процесс (деятельность), а с другой стороны, — результат, полагая, что все это, в свою очередь, должно быть опосредованно юридической категорией услуги [12].
С данным мнением сложно согласиться. Так, одной из характеристик услуги является
именно нематериальный характер, это и отличает услугу от товара. Процесс осуществления услуг — это совершение определенных действий. Оказание услуг не предполагает ни создание какой-либо вещи, ни ее передачу покупателю. Результат услуги лишен какой-либо вещественной формы, он может обладать лишь полезным эффектом.
В этой связи следует отметить определение, которое приводится в Налоговом Кодексе Российской Федерации (НК РФ) для категории «услуги». В соответствии со ст. 38 НК РФ к услугам относится деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления деятельности. Данное определение сформулировано законодателем для целей налогообложения, но в нем содержатся такие признаки услуги, как нематериальность и удовлетворение потребностей в процессе осуществления услуги.
Услуги имеют характеристики, с помощью которых их можно отличить от товара:
— неуловимость, неосязаемость, нематериальный характер услуги означает, что услуги нельзя увидеть, потрогать, хранить, перевозить и т. д.;
— неразрывность производства и потребления услуги означает, что услуги невозможно хранить, услуги нельзя произвести впрок, оказать услугу можно только в том случае, если на нее поступает заказ;
— неоднородность и изменчивость услуги зависит от того, кто ее исполняет, то есть от личности исполнителя, его профессионализма, навыков и опыта. Обстоятельства осуществления услуги так же влияют на ее качество, независимо от индивидуально -сти исполнителя;
— неспособность услуги к хранению;
— возмездность услуги заключается в том, что услуга является предметом гражданского оборота, она экономически полезна и обладает определенной стоимостью;
— юридический и фактический итоги услуги не совпадают. Юридическим итогом считается момент окончания действий, составляющих услугу. Фактическим итогом считается момент проявления полезного эффекта. Нельзя согласиться с мнением Л. В. Сан-
никовой, считающей, что при оказании услуг, хотя и сложно гарантировать достижение положительного результата, однако «презумпцию
результативности целесообразно распространить на все виды услуг» [13], в качестве общего признака услуги. Ни одна правовая норма не указывает на результат услуги. Результат может быть только материальным, в противном случае подобная деятельность будет считаться работой. В данной ситуации можно говорить о том полезном эффекте, который может быть достигнут при осуществлении деятельности.
Таким образом, услугу можно было бы определить как полезную оплачиваемую деятельность исполнителя по заданию заказчика, с целью удовлетворения его индивидуальных потребностей, направленную на получение нематериального результата, обладающего полезным эффектом.
В Гражданском Кодексе Российской Федерации в п. 1 ст. 779 дано правовое определение услуги: это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. В пункте 2 указанной статьи приводится примерный перечень видов услуг, который не является закрытым, речь идет о договорах «услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных.».
Что касается собственно медицинской услуги, то она, соответствуя общим характеристикам услуги, обладает при этом специфическими признаками, потому что включает в себя медицинскую помощь.
Медицинская помощь — это «целенаправленное воздействие на здоровье человека» [14]. Являясь нетоварной частью медицинской услуги, она подчиняется правилам медицины (см. рис. 1). Такая помощь может оказываться и вне рамок услуги, в порядке действия без поручения [15]. Медицинская помощь оказывается в соответствии, либо не в соответствии с правилами медицины. Если медицинская помощь оказывается в соответствии с правилами медицины, то она обеспечивает безопасность человека, а если нет — то утрачивает это свойство.
Товарная часть медицинской услуги — это все то, что не является медицинской помощью. Товарные свойства придают медицинской услуге сервис, бренд, ресурсное обеспечение, то есть все то, что объединяется понятием обслуживание. Эти составляющие медицинской услуги определяют ее качество. Они могут служить источниками нарушения безопасности
Рис. 1. Составляющие медицинской услуги
человека, чем отличаются от принципов оказания медицинской помощи [14].
Качество медицинской услуги определяется ее потребительскими свойствами, а безопасность медицинской услуги — это безопасность процесса ее оказания. Случаи нарушения принципов безопасности человека можно охарактеризовать общим понятием недостатка медицинской услуги (преамбула к Федеральному закону от 7 февраля 1992 года № 2300Л «О защите прав потребителей» (далее ЗоЗПП)).
Недостаток (существенный недостаток) качества медицинской услуги — это отклонение процесса ее оказания от условий договора. Недостаток (существенный недостаток) безопасности медицинской услуги — это отклонение от требований предусмотренных законом стандартов медицинской помощи [17]. Нарушения качества и безопасности медицинской услуги являются вредообразующим посягательством, если наступившие последствия проявляются ущербом в личной сфере пострадавшего.
Таким образом, содержанием медицинской услуги, как и остальных видов услуг, являются действия. Так же, как и применительно к другим видам услуг, вещественной формой не обладают ни действия, ни результат, составляющие медицинскую услугу [9]. Но в отличие от прочих услуг содержанием медицинской услуги является совокупность профессиональных действий в отношении обеспечения здоровья человека.
Медицинские услуги можно охарактеризовать как возмездную деятельность исполните-
ля в отношении здоровья заказчика, которая включает в себя медицинскую помощь, обладающую не только покупательскими денежными рисками, но и физическими рисками.
По поводу здоровья нуждающиеся вступают в отношения с теми лицами, которые способны оказать им соответствующую помощь. Такие отношения, урегулированные правовыми нормами, становятся правовыми отношениями. По своей природе они являются обязательственными и возникают из договора, вследствие причинения вреда (из деликта) и из иных оснований, установленных законом [9].
Основанием возникновения обязательств, вытекающих из оказания медицинской помощи, является договор. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ).
Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним и возмездным. Сторонами данного договора выступает услугодатель, именуемый исполнителем, и услугополучатель, именуемый заказчиком.
Заказчик и услугополучатель могут не совпадать в одном лице. Заказчиком может являться плательщик услуги, а получатель услуги — то лицо, в пользу которого произошла оплата за услугу. В таких случаях заключается договор в пользу третьего лица. При этом обязательство оказать услугу возникает у исполнителя перед получателем, а обязательство оплатить услугу возникает у плательщика перед исполнителем. Услугодатель обязан оказать услугу третьему лицу, независимо от того, указано оно или нет в договоре, а третье лицо имеет право требовать исполнения обязательства от услуго-дателя [9]. Соответственно плательщик и получатель услуги не всегда совпадают в одном лице.
Согласно ст. 783 ГК РФ в отношении договора возмездного оказания услуг могут применяться нормы общих положений о подряде (ст. 702—709 ГК РФ) и о бытовом подряде (ст. 730—739 ГК РФ), если это не противоречит особенностям, отраженным в ст. 779—782 ГК РФ, а также специфике предмета договора возмездного оказания услуг.
По общему правилу, в соответствии со ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, исполнитель обязуется оказать услуги лично. Такой подход связан с существованием неразрывной связи нематериальных услуг с личностью исполнителя.
Дискуссионным считается вопрос о существенных условиях договора возмездного оказания услуг. Изучая вопрос о предмете договора, некоторые авторы склоняются к тому, что предмет является единственным существенным условием. При отсутствии в договоре возмездного оказания услуг условия о предмете, или при недостижении сторонами соглашения о его предмете договор считается незаключенным [17].
Предметом договора возмездного оказания услуг является либо совершение исполнителем определенных действий, либо осуществление им определенной деятельности. Но услуга как предмет договора — понятие неоднородное и многогранное, может представлять собой разнообразный спектр действий. Поэтому в каждом конкретном случае необходима четкая детализация совершаемых услуг при составлении договора. Кроме того, услуга может сочетаться с дополнительными действиями исполнителя, которые не могут быть охвачены договором, так как они заведомо неизвестны, но необходимы для качественного исполнения услуги.
Требования к качеству предмета исполнения по договору возмездного оказания услуг закреплены в ЗоЗПП. Статья 4 ЗоЗПП говорит о том, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычным требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Законом и иными правовыми актами также могут быть предусмотрены обязательные требования к качеству.
Качество может быть абсолютно определенным, не допускающим отклонений в наборе характеристик, а может колебаться в определенных пределах. При наличии диапазона характеристик качества оно может быть определено в договоре [17].
Правила определения цены оказанных по договору услуг устанавливаются в ст. 781 ГК РФ. Законодатель указал лишь на необходимость оплаты в определенной процедуре, то есть в указанные в договоре сроки и в определенном
порядке. При такой формулировке условие о цене нельзя определить как существенное.
Все чаще цивилисты соглашаются с тем, что цена является существенным условием договора. Так, например, В. В. Витрянский считает «условие о цене существенным условием любого возмездного договора» [18]. Е. Г. Ша-блова также придерживается такого мнения, предлагая «в договоре возмездного оказания услуг указать цену и способ ее определения» [19] в качестве обязательных условий.
Другого мнения придерживается Л. В. Сан-никова, которая пишет, что, «несмотря на то, что законодатель придает такое значение воз-мездности договоров об оказании услуг, цена договора не признается существенным условием» [20].
Сущность данного вида договора в соответствии с п. 1 ст. 423 ГК РФ заключается в первую очередь в получении платы за исполнение своих обязанностей, а исполнение договора в силу п. 1 ст. 424 ГК РФ в любом возмездном договоре оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Таким образом, можно сделать вывод, что цена в договоре возмездного оказания услуг должна быть установлена соглашением сторон и однозначно является существенным условием, так как реализует саму идею возмездности.
Срок исполнения также является важным условием договора возмездного оказания услуг. При анализе главы 39 ГК РФ выясняется, что она не содержит условий о сроках оказания услуг. Лишь в п. 1 ст. 781 ГК РФ упоминается о том, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, предусмотренные договором. На случай, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения или не содержит условий, позволяющих определить этот срок, законодатель указал на исполнение обязательства в разумный срок (ст. 314 ГК РФ).
Представляется правильным, что в данном виде договоров не только сроки оплаты имеют значение, но и сроки исполнения обязательства. По общим правилам они могут определяться по соглашению сторон. Но в некоторых ситуациях необходимо оказать услугу своевременно, поэтому своевременность исполнения необходимо учитывать.
Таким образом, представляется возможным выделить несколько видов сроков. Большинство договоров возмездного оказания услуг со-
держат условия о сроках оплаты — это первый вид сроков. Второй вид — это срок исполнения обязательств, он имеет значение для некоторых видов данного договора (например, договор возмездного оказания медицинских услуг). На наш взгляд, для договора возмездного оказания юридических услуг условие о сроках необходимо выделить в качестве существенного условия договора.
Таблица 1
Существенные условия возмездного оказания услуг
Условия Характеристика условий
Предмет Совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности
Цена Устанавливается по соглашению сторон
Сроки Два вида — срок оплаты и срок исполнения обязательства
Сторонами договора возмездного оказания медицинских услуг является исполнитель и заказчик. На стороне исполнителя медицинской услуги находится хозяйствующий субъект — коммерческая и некоммерческая организации, либо предприниматели без образования юридического лица, имеющие лицензию на осуществление определенного вида деятельности. Справедлива точка зрения Л. В. Санниковой, которая разграничивает понятия услугодате-ля как должника в обязательстве об оказании услуг и исполнителя услуги, непосредственно оказывающего услугу, если в качестве последнего выступают работники услугодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) [14].
На стороне заказчика находятся плательщик и получатель услуги, которые могут совпадать либо не совпадать в одном лице. Плательщик и получатель услуги совпадают, если оплату медицинской услуги производит сам получатель услуги. Получатель и плательщик не совпадают, если выгодоприобретателем является получатель услуги, в пользу которого третье лицо произвело оплату (ст. 430 ГК РФ договор в пользу третьего лица). Только физическое лицо может быть получателем услуги. Субъектом оплаты могут быть как сам получатель, так и неопределенный круг третьих лиц, в пользу которых производится оплата. Плательщиком может быть как субъекты публичного права (государственные и муниципальные образования), так и субъекты частного права (работодатели, страховщики, благотворительные организации и т. д.) [14].
Таблица 2
Исполнитель и заказчик возмездного оказания услуги
Исполнитель Заказчик
Коммерческая либо некоммерческая организация, индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на занятие данным видом деятельности (должник в обязательстве) Только физические лица
Работники услугодателя — непосредственно оказывают услугу Плательщик услуги и получатель услуги. Могут не совпадать в одном лице. Если совпадают — плательщик является получателем услуги, если не совпадают — заключается договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ)
Объект договора возмездного оказания медицинских услуг также специфичен (рис. 2). Можно выделить четыре объекта, представляемых в договоре: медицинская услуга, оплата, информация и здоровье.
1. Медицинская услуга имеет двойственный характер, так как состоит из товарной части (обслуживание) и собственно медицинской помощи. Организм человека уникален, следовательно, содержание и объем медицинской помощи (медицинского вмешательства) зависят от характера заболевания.
В составе медицинской услуги могут осуществляться действия, относящиеся к разным видам медицинской помощи. При оказании медицинской услуги используются разные устройства и приспособления. Оказывают медицинские услуги специалисты разной квалификации. Оказанию медицинских услуг сопутствует разный уровень сервисного обеспечения.
Составляющие медицинскую помощь действия должны быть наполнены необходимым содержанием и осуществляться в соответствующем потребности объеме. В отличие от иных услуг, действия при оказании медицинской помощи не ограничиваются в содержании и объеме рамками медицинской услуги. При объективной необходимости они могут и должны быть продолжены в интересах нуждающегося вне пределов медицинской услуги. Медицинская помощь может оказываться вне связи с медицинской услугой и вне ее рамок в порядке действий в чужом интересе без поручения [14].
2. Медицинская услуга как товар обладает стоимостью. Оплата медицинской услуги — это ее экономическая характеристика, которая подчеркивает возмездность медицинской услуги.
Оплата подразумевает наличие цены; объекта товарообмена; объект договора (соглашения). 3. Специального исследования как объекта договора возмездного оказания услуг требует рассмотрение информации.
Информация обладает необоротным характером как принадлежность товару потребительского назначения (медицинской услуги) и оборотным характером, являясь самостоятельным товаром и объектом воздействия в составе других услуг (консультационных, информационных и т. д.). Поскольку правоотношение, оформляемое договором о возмездном оказании медицинской услуги, является сложным и складывается по поводу различающихся объектов прав (оборотного — услуги и необоротного — здоровья), постольку информация в договоре должна присутствовать в отношении обеих сторон. В связи с этим необходимо упомянуть, что обязанность предоставления информации потребителю, в том числе потребителю медицинских услуг, предусмотрена законом (ст. 8 ЗоЗПП). Информация должна заключать в себе сведения:
• об исполнителе услуг (ст. 9 ЗоЗПП);
• о режиме его работы (ст. 11 ЗоЗПП);
• о самих услугах (ст. 10 ЗоЗПП);
• о смете на оказание услуги (п. 1 ст. 33
ЗоЗПП);
• об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги (ст. 36
ЗоЗПП).
В случае непредоставления информации или ее ненадлежащее предоставление наступает ответственность, предусмотренная ст. 12 ЗоЗПП. Вред, причиненный здоровью гражданина вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению исполнителем независимо от вины (п. 1 ст. 1095 ГК РФ). Сам факт непредоставления надлежащей информации влечет наступление правовых последствий, если это сопряжено с возникновением обязательств из причинения вреда.
Поскольку медицинские услуги осуществляются в отношении здоровья, то информация, предоставляемая пациенту отлична от информации, предусмотренной законом для потребительских целей. Согласно ст. 22 Основ законодательства об охране здоровья граждан (далее Основ) информация о состоянии здоровья включает в себя информацию о состоянии здоровья пациента, в том числе сведения о ре-
зультатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ним риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Основ информация должна быть предоставлена пациенту в доступной для него форме. Доступность такой информации определяется исходя из того, что потребитель не обладает специальными знаниями в области предоставляемой ему услуги (ст. 12 ЗоЗПП). Исходя из этого, информация в договоре должна обладать следующими качествами (правило 3 Д):
• доступностью (ст. 22 Основ);
• достаточностью (ст. 1095 ГК РФ);
• достоверностью (ст. 1095 ГК РФ) [14].
Необоротная информация должна предшествовать передаче оборотного объекта (услуги). В противном случае это влечет наступление самостоятельных правовых последствий, не связанных с качествами услуги.
Таким образом, информация как фактор обеспечения здоровья носит медицинский, а как принадлежность медицинской услуги — потребительский характер [9]. Обязанность предоставить информацию лежит на услугода-теле, правом на получение информации обладает заказчик.
4. Здоровье является индивидуальным благом. Объектом права является здоровье как нематериальное благо, принадлежащее гражданину от рождения. Здоровье связано с материальным носителем (телом человека). Именно состояние организма человека и является информационной характеристикой здоровья как нематериального блага.
Здоровье неотчуждаемо и непередаваемо иным способом и находится под защитой закона (ст. 150 ГК РФ). Охрана здоровья медицинскими мерами не тождественна защите здоровья законом. Праву на здоровье сопутствует право как на информацию о личном здоровье, так и на личную неприкосновенность, включая права на личную (врачебную) тайну и др. Неправомерное воздействие на организм человека является посягательством на его здоровье.
Существенные условия договора возмездного оказания медицинских услуг также обладают своими особенностями. В зависимости от субъектного состава предмет договора
об оказании медицинской услуги состоит из предмета договора о возмездном оказании медицинских услуг (если плательщик и получатель услуги совпадают в одном лице) и из предмета договора об оплате медицинских услуг (если плательщик и выгодоприобретатель не совпадают в одном лице) [9].
Если получатель и плательщик совпадают в одном лице, то договор возмездного оказания услуг оформляется соглашением о товарообмене и актом добровольного информированного согласия. Если же получатель и плательщик не совпадают, в такой ситуации оформляется договор об оплате медицинских услуг и добро-
вольное информированное согласие. Правоотношение в связи с добровольным информированным согласием получает оформление одно-сторонне-обязывающим договором, в котором у одной стороны — только права, у другой — только обязанности.
Добровольное информированное согласие оформляет отношения по поводу медицинского воздействия на здоровье. В нем содержится доступная информация о состоянии здоровья пациента, результатах обследования, наличии заболевания, прогнозе его развития, методах и вариантах лечения, возможных рисках (ст. 22 Основ).
Рис. 2. Объекты договора возмездного оказания медицинских услуг
Добровольное информированное согласие является необходимым условием медицинского вмешательства. Обязанность предоставить информацию о состоянии здоровья лежит на враче, у пациента есть лишь право получить такую информацию.
Предметом добровольного информированного согласия является мера воздействия на здоровье в результате оказания медицинской помощи.
Цена является существенным условием договора возмездного оказания медицинских услуг. Оплата производится в отношении товарной части медицинской услуги, которая включает в себя сервис, бренд, ресурсное обеспечение (т. е. обслуживание). Предоставление и оплата сервисного сопровождения при оказании медицинской услуги не отражается на содержании составляющих ее профессиональных медицинских действий.
Срок исполнения может определяться и в согласительном порядке, но часто потребность в медицинской услуге возникает в связи с патологическими изменениями в организме
человека. В таком случае медицинская услуга должна быть оказана своевременно. Своевременность оказания медицинской услуги определяется состоянием здоровья пациента в расчете на дальнейшее приостановление развития патологического процесса на момент обращения и избежания тех вредных последствий, которые заведомо наступят, если их не предотвратить [9].
В договоре возмездного оказания медицинских услуг личность исполнителя имеет особое значение. Пациент выбирает врача, исходя из его профессиональных данных, авторитета, репутации.
Особенностью договора возмездного оказания услуг является то, что безопасность медицинской услуги сочетается с возможностью (даже необходимостью) повреждения здоровья, для того, что остановить или устранить больший вред. Недопустимым считается риск «не оправданный нуждами состояния здоровья пациента и соответствующими им потребностям медицинского воздействия» [9]. В случае если исполнитель медицинской услуги предпринял все достаточные меры для пре-
дотвращения вреда, проявил заботливость и осмотрительность, тогда риск телесных повреждений является обоснованным. Иными словами, риск причинения телесных повреждений является обоснованным до того предела, за которым является недопустимым.
Категория качества медицинской услуги находится в неразрывной связи с безопасностью. «Качество медицинской услуги, — указывает А. В. Тихомиров, — как совокупности составляющих ее действий (медицинской помощи) заключается в соразмерности предпринятых в условиях обоснованного риска усилий тяжести проявления патологического процесса» [9].
Качество составляющих медицинскую услугу действий определяется объективными критериями. Договорный режим качества медицинской услуги может носить согласительный характер в отношении условий, касающихся сроков, применяемых средств и т. д. Пациент не может выдвигать инициативные условия в качестве обязательных, особенно если они объективно несостоятельны (например, противоречат правилам медицины), несоблюдение таких ус-
ловий не влечет ответственности исполнителя.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в договоре возмездного оказания услуг необходимо указать условия, содержащие информацию о состоянии здоровья и его изменениях в связи с медицинским вмешательством, о содержании и параметрах обслуживания при оказании медицинской помощи и, наконец, о соразмерных параметрах оплаты медицинских услуг.
В настоящее время судебная практика складывается без опоры на договор возмездного оказания медицинских услуг в качестве регулятора спорящих сторон. Договор приобщается в качестве доказательства причастности субъекта к спорным отношениям. В результате вместо рассмотрения спорных договорных отношений, рассматриваются деликатные обязательства вне связи с договорными. Договору пока не придается должного значения в регулировании отношений по оказанию медицинских услуг, что обусловливает необходимость выработки комплекса соответствующих управленческих решений.
Литература
1. Мейер Д. И. Русское гражданское право. В 2-х ч. Ч. 2. По испр. и доп. 8-му изд. 1902. М.: Статут, 1997. С. 156.
2. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М.: СПАРК, 1995. С. 304.
3. Победоносцев К. П. Курс гражданского права: В 3 т. Т. 3/ Под ред. В. А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. С. 2—3.
4. В. В. Витрянский. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 2: Обязательственное право / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. С. 7.
5. Печников А. П. Гражданское право. Общая часть. М.:ООО «ИПЦ Маска», 2008. С. 232—233.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1997. С. 940.
7. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2006. С. 661.
8. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. СПб, 1998. С. 47.
9. Тихомиров А. В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. М.: Статут, 2001. С. 53.
10. Гражданское право: Учебник в 3-х т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2003. С. 278.
11. Маркова В. Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 8.
12. Рыжакова И. Г. Теория услуг: состояние науки // Медико-правовые проблемы региона: Труды 1 Региональной научно-практической конференции / Под общ. ред. Т. В. Шепель: НФИ КемГУ. Новокузнецк, 2002. С. 89.
13. Санникова Л. В. Услуги в гражданском праве России. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 62.
14. Тихомиров А. В. Проблемы правовой квалификации вреда здоровью при оказании медицинских услуг: Авто-реф. дис... канд. юрид. наук. М., 2008.
15. Тихомиров А. В. Медицинская помощь вне пределов медицинской услуги // Главный врач: хозяйство и право. 2005. № 1. С. 39—43.
16. Комментарии к Закону РФ «О защите прав потребителей»: Постатейный. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. С. Е. Чаннов. М.: Ось — 89, 2008. 208 с. (Комментарии).
17. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 2: Обязательственное право / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. С. 1208.
18. Витрянский В. В. Существенные условия договора // Хозяйство и право. 1998. № 7. С. 5.
19. Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. д-ра юрид. наук Екатеринбург. 2002. С. 24.
20. Санникова Л. В. Услуги в гражданском праве России. М., 2006. С. 30.
21. Санникова Л. В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2007.
УДК 332.012.2
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Надежина Ольга Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Институт сервиса (Москва) (филиал)
The article determines and analyzes the major problems in human capital management in Russia such as: unemployment increase, reduction of economically active population, regional difference in living standard increase and educational reforms leading to its availability reduction. The article also provides the ways to solve the problems.
В статье выявляются и анализируются наиболее значимые проблемы управления человеческим капиталом в России, такие как: усиление безработицы, снижение численности экономически активного населения, наращивание разрыва между регионами страны по показателям уровня жизни, реформирование образования, вызывающие снижение его доступности. А так же предлагаются пути их преодоления.
Keywords: human capital, living standard
Ключевые слова: человеческий капитал, уровень жизни
Глобальный экономический кризис, выявивший значимые дефекты финансовой системы развитых стран и как следствие — всего мирового хозяйства, оказал негативное влияние на возможности формирования и развития человеческого капитала как основного элемента развития экономики.
По Г. Беккеру, человеческий капитал — это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть
образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации о ценах и доходах [6, с. 94].
На условия развития человеческого капитала как экономической категории, включенной в систему социально-экономических институтов региона, оказывают влияние группы факторов: социальные, политико-правовые, экономические, региональные (рис. 1).
Рис. 1. Группы факторов, определяющие условия формирования, развития и использования
человеческого капитала региона