Научная статья на тему 'ДОГОВОР ТРАНСГРАНИЧНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА - СДЕЛКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ЗАЩИТУ КОММЕРЧЕСКИ ВАЖНЫХ СВЕДЕНИЙ'

ДОГОВОР ТРАНСГРАНИЧНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА - СДЕЛКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ЗАЩИТУ КОММЕРЧЕСКИ ВАЖНЫХ СВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ / СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ) / КОММЕРЧЕСКИ ВАЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ / LEX MERCATORIA / ПРИМЕНИМОЕ ПРАВО / ДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / CROSS-BORDER FRANCHISING / COMMERCIAL CONCESSION CONTRACT / SECRET OF PRODUCTION (KNOW-HOW) / COMMERCIALLY IMPORTANT INFORMATION / APPLICABLE LAW / CONTRACTUAL OBLIGATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликов Иван Васильевич

В статье рассматриваются вопросы защиты коммерчески важных сведений при заключении и исполнении договора трансграничного франчайзинга. Автором делается аспект на обязательства франчайзера по передаче необходимых коммерчески важных сведений для заключения трансграничного соглашения, а также обязательства франчайзи по неразглашению таких получаемых сведений. Анализируется международноправовое регулирование указанных обязательств, в том числе негосударственное регулирование таких отношений. Рассмотрены нормы национального коллизионного - правового регулирования. Рассмотрена проблема выбора применимого права при заключении договора трансграничного франчайзинга. Изучены обязательства по защите коммерчески важных сведений при заключении договора трансграничного франчайзинга за рубежом. Рассмотрено понятие трансграничного франчайзинга как в широком, так и в узком смысле с акцентом на обязательства по защите коммерчески важных сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-BORDER FRANCHISING AGREEMENT - AS A LEGAL TRANSACTION AIMED AT PROTECTING COMMERCIALLY IMPORTANT INFORMATION

The article deals with the protection of commercially important information when concluding and executing a cross-border franchising contract. The author takes an aspect on the franchisor's obligations to transfer the necessary commercially important information for concluding a cross-border agreement, as well as the franchisee's obligations not to disclose such information received. The international legal regulation of these obligations, including non-state regulation of such relations, is analyzed. The norms of national conflict-of-laws regulation are considered. The problem of choosing the applicable law when concluding a contract for cross-border franchising is considered. The obligations of the protection of commercially important information stated in foreign laws are considered. The concept of cross-border franchising is considered both in a broad and narrow sense with a focus on obligations to protect commercially important information.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОР ТРАНСГРАНИЧНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА - СДЕЛКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ЗАЩИТУ КОММЕРЧЕСКИ ВАЖНЫХ СВЕДЕНИЙ»

Договор трансграничного франчайзинга - сделка, направленная на защиту коммерчески важных сведений

Куликов Иван Васильевич,

аспирант кафедры международного частного права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: vakul2009@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы защиты коммерчески важных сведений при заключении и исполнении договора трансграничного франчайзинга. Автором делается аспект на обязательства франчайзера по передаче необходимых коммерчески важных сведений для заключения трансграничного соглашения, а также обязательства франчайзи по неразглашению таких получаемых сведений. Анализируется международно-правовое регулирование указанных обязательств, в том числе негосударственное регулирование таких отношений. Рассмотрены нормы национального коллизионного - правового регулирования. Рассмотрена проблема выбора применимого права при заключении договора трансграничного франчайзинга. Изучены обязательства по защите коммерчески важных сведений при заключении договора трансграничного франчайзинга за рубежом. Рассмотрено понятие трансграничного франчайзинга как в широком, так и в узком смысле с акцентом на обязательства по защите коммерчески важных сведений.

Ключевые слова: трансграничный франчайзинг, договор коммерческой концессии, секрет производства (ноу-хау), коммерчески важные сведения, lex mercatoria, применимое право, договорные обязательства

В условиях информационного века, а также в период яркого проявления глобализации, как правовых систем разных стран, так и всего мира теснейшим образом затрагиваются интересы предпринимателей всего мира, которые выступают сторонами договора трансграничного франчайзинга. Все больше и больше во всем мире образуются новых франчайзинговых схем, которые позволяют более молодым предпринимателям с ускоренным видом совершенствоваться в трансграничной торговле. Ввиду резкого развития франчайзинговых рынков, происходит поэтапная эволюция трансграничных соглашений о франчайзинге, которые, в свою очередь, закрепляются в российской и иностранной практике. При этом выделяются новые особенности заключения таких соглашений, особенно при наличии иностранного элемента.

Интересным является тот факт, что на сегодняшний день особое внимание франчайзингу уделяется и на территории нашего государства, Российской Федерации. Практически повсеместно, в том числе и в социальных сетях, можно заметить рекламу и предложения к вступлению в франчай-зинговые отношения. Такая популярность фран-чайзинговых соглашений, в том числе и трансграничных, обусловлена возможностью резкого увеличение темпа роста предприятия франчайзи и эффективного управления бизнеса при сравнительно малых затратах со стороны франчайзера.

В науке выделяется разносторонний подход к пониманию и определения правовой природы договора трансграничного франчайзинга, что, в свою очередь приводит к порождению массы вопросов, тем самым замедляя появления единого подхода в регулировании таких трансграничных отношений. Не стоит забывать о том, что указанный договор франчайзинга, как таковой является новым для правовой доктрины. Разумеется этот институт подлежит еще большему изучению, особенно, когда речь о наличии иностранного элемента. В связи с этим и возникают явные сложности в появлении надлежащего правового регулирования как на международном уровне, так и на уровне различных государств.

Сама «трансграничность» указанного соглашения проявляется в наличии «иностранного элемента», присутствие которого и является обязательным для появления коллизионного вопроса о выборе применимого права, которое и будет регулировать отношения, вытекающие из Договора. Однако всяческие проблемы в регулировании таких трансграничных отношений не останавлива-

5 -а

сз

<

ют предпринимателей, стремящихся к получению прибыли, поэтому такие предприниматели идут на риски, ведь, стоит заметить, риск, как правило, оправдан.

Все большее количество предпринимателей, занимающихся франчайзинговыми моделями построения бизнеса понимают, что для успешного осуществления такой деятельности необходимо осуществлять контроль за передачей и сохранением сведений, которые имеет всяческую коммерческую ценность. Особенно, необходимо позаботиться о средствах правовой защиты при заключении договора трансграничного франчайзинга.

В доктрине имеется точка зрения, что договор трансграничного франчайзинга представляет собой трансграничный коммерческий договор, который заключается между лицами, осуществляющими коммерческую деятельность на территории разных государств, направленный на возмездную передачу комплекса исключительных прав, на оговоренной в договоре территории, предусматривающий особое правовое регулирование, которое, в свою очередь, предполагает выбор применимого к франчайзинговым отношениям права [Куликов И.В. Правовое регулирование трансграничного франчайзинга, маг. дисс. 2018 г. С. 6].

В широком смысле трансграничный франчайзинг выступает формой длительного коммерческого сотрудничества между франчайзером и фран-чайзи, которые, как правило находятся в юрисдик-циях разных государств, направленной на производство и реализацию продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя на определенной территории иностранного государства на срок и на условиях, определенных франчайзинговым договором, которой реализуется, в том числе, с помощью дополнительных трансграничных гражданско-правовых договоров, сопровождающимся, в том числе договорами, которые регулируют отношения о нераспространении коммерчески важных сведений, закрепленные в договорных положениях.

В Российской Федерации институт трансграничного франчайзинга именуется «коммерческой концессией». По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).(ст. 1027 ГК РФ.)

На практике сторонами трансграничных фран-5= чайзинговых отношений понимается, что необ-— ходимость передачи секретов производства (но-^ у-хау), как оформленного объекта интеллектуаль-^ ной собственности также подкрепляется переда-Ц чей иными коммерчески важными сведениями,

которые имеют важнейшую ценность для успеха франчайзи.

Разумеется, при заключения трансграничного франчайзингового соглашения возникает коллизионный вопрос - выбор применимого права к соглашению с целью регулирования с отношений, возникающих у сторон такого соглашения. Стоит отметить, что правовые положения о трансграничном франчайзинге основываются не только на положениях национального законодательства, а также нормах международных соглашений, нормах lex mercatoria, судебной и арбитражной практике.

Известно, что заключение договора трансграничного франчайзинга между предпринимателями, принадлежащими к различным правовым системам, порождает проблему выбора применимого права, регулирующего трансграничные договорные отношения. В том случае, когда сторонами в соответствии с принципом автономией воли сторон не установлено применимое право, то такое право выбирается с помощью иных коллизионных норм.

Акцентируя внимание на международно-правовом регулировании договорных отношений следует обратить внимание, что оно осуществляется в нескольких направлениях, а именно: установлением правовых основ осуществления международных экономических связей, их правового режима и созданием единообразного правового регулирования трансграничных договоров на основе унификации материально-правовых и коллизионных норм. [Международное частное право / под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Проспект, 2004. С. 369]. Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день, к сожалению, отсутствует единообразная международно-правовая база, направленная на международно-правовое регулирование трансграничного франчайзинга, а именно отсутствуют специальные международные соглашения, посвященные унификации норм, касающихся исключительно положений о трансграничном франчайзинге или франчайзинге как таковом.

При этом существует важнейший международно-правовой нормативно-правовой акт, который регулирует коллизионный вопрос при выборе права. Речь идет о Регламенте N 593/2008 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам («Рим I»)». В частности, в Регламенте ЕС от 17.06.2008 N 593/2008 Европейского парламента и Совета о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам («Рим I»), предусмотрено правило о том, что в отсутствие соглашения сторон договор франчайзинга регулируется правом страны, где имеет свое обычное место жительства франчайзи (п.п. «e» п. 1 ст. 4).

С.В. Климова, также полагает, что у сторон договора международного франчайзинга есть возможность избрать в качестве применимого права не только национальную правовую систему определенного государства, но и международно-

правовые акты в этой области. К числу таких международных актов автор относит: Модельный закон УНИДРУА 2002 г. о раскрытии информации в отношении франшизы, Руководство ВОИС по франчайзингу 1994 г., Руководство УНИДРУА 1998 г. о договорах международного мастер-франчайзинга, Типовой контракт международного франчайзинга, разработанный Международной торговой палатой. И действительно, в качестве применимого права сторонам франчайзинговых правоотношений предоставляется возможность избрать лишь действующее право существующего государства, а также положения международных договоров. [Климова С.В. Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте: автореф. диссертация ... к.ю.н. с 24]

Стоит все же более обратиться к вопросам защиты коммерчески важных сведений при реализации соглашения трансграничного франчайзинга.

В частности, необходимым видеться более детальное изучение требует Модельный закон УНИ-ДРУА 2002 г. о раскрытии информации в отношении франшизы. Статьей 3 (Передача документа о раскрытии) указанного закона предусмотрено что Франчайзер обязан предоставить каждому потенциальному франчайзи документ о раскрытии сведений, которому должен быть приложен фран-чайзинговый договор по крайнем мере за 14 дней до подписание потенциальным франчайзи любого соглашения, касающегося франшизы, за исключением соглашений, касающихся конфиденциальности информации, доставляемой или передаваемой франчайзером.

Данное положение указывает на обязанность как передачи необходимых коммерчески важных сведений со стороны франчайзера, так и на непосредственную возможность (необходимость) дополнительного заключения соглашения о нераспространении конфиденциальной информации. Кстати, которому также необходимо закрепить подлежащее применению праву, ввиду «трансгра-ничности» соглашения.

В разъяснениях также подчеркивается, что заключение такого дополнительного соглашения о конфиденциальности подтверждает волю сторон на дальнейшее сотрудничество еще на стадии переговоров.

Необходимо отметить, что требования о предоставлении документов о раскрытии информации установлены также и в национальных законодательствах других стран.

Так, в частности в 1978 году Федеральная торговая комиссия США приняла Постановление № 436 «Требования о раскрытии информации, запретах, касающихся франчайзинга, и благоприятных условиях предпринимательства». В соответствии с положениями указанного документа, до заключения договора трансграничного франчайзинга, франчайзер должен представить потенциальному франчайзи так называемый документ, раскрывающий информацию о франшизе (Franchise Disclosure Document или FDD.

Такая обязанность франчайзера по предоставлению обязательной информации также существует и в законодательстве Франции. В частности, предусмотрено, что не менее за 20 дней до подписания договора, франчайзер обязан передать франчайзи проект договора трансграничного франчайзинга, с приложением в виде документа о разрытии информации. [Гражданское и торговое право зарубежных государств: учебник: в 2 т. / отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. М., 2008. Т. 2. С. 214-216.]

Согласно ст. 62 Закона Испании «О розничной торговле», франчайзер за 21 день до подписания договора или до причитающихся сумм, связанных с подписанием договора должен сообщить будущему франчайзи информацию о франшизе

В публикациях ВОИС касательно договоров по международному франчайзингу отмечается «.Обязательство соблюдать конфиденциальность и требования соглашения о нераскрытии информации, в соответствующих случаях.» при передаче документа о раскрытии информации.

Возвращаясь к национальному регулированию важное положение в изучаемой тематике занимает положение, ст. 1032 ГК РФ, а именно абз. 6, которым предусмотрено, что в обязанности пользователя по договору коммерческой концесси (франчайзи по договору франчайзинга) входит не разглашать секреты производства (ноу - хау) правообладателя и другую полученную конфиденциальную информацию.

Таким образом обязанность по сохранению коммерчески важных сведений присутствует, как и на национальном уровне регулирования так и на международном, но негосударственном уровне. Отмечается, что институт передачи коммерчески важных сведений является одним из базисных при осуществлении взаимоотношений в рамках договора транграничного франчайзинга.

Литература

1. Куликов И.В. Правовое регулирование трансграничного франчайзинга, маг. дисс. 2018 г. С. 6

2. Международное частное право / под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Проспект, 2004. С. 369.

3. Климова С.В. Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте: автореф. диссертация ... к.ю.н. с 24

4. Гражданское и торговое право зарубежных государств: учебник: в 2 т. / отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. М., 2008. Т. 2. С. 214-216.

CROSS-BORDER FRANCHISING AGREEMENT - AS A LEGAL TRANSACTION AIMED AT PROTECTING COMMERCIALLY IMPORTANT INFORMATION

Kulikov I.V.

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

The article deals with the protection of commercially important information when concluding and executing a cross-border franchising contract. The author takes an aspect on the franchisor's obliga-

5

"O

C3

<

tions to transfer the necessary commercially important information for concluding a cross-border agreement, as well as the franchisee's obligations not to disclose such information received. The international legal regulation of these obligations, including non-state regulation of such relations, is analyzed. The norms of national conflict-of-laws regulation are considered. The problem of choosing the applicable law when concluding a contract for cross-border franchising is considered. The obligations of the protection of commercially important information stated in foreign laws are considered. The concept of cross-border franchising is considered both in a broad and narrow sense with a focus on obligations to protect commercially important information.

Keywords: cross-border franchising, commercial concession contract, secret of production (know-how), commercially important information, lex mercatoria, applicable law, contractual obligations.

References

1. Kulikov I.V. Legal regulation of cross-border franchising agreement, MSc. Diss., p. 6

2. Private international law/ Dmitrieva G.K. M. Prospect, 2004. p. 369

3. Klimova S.V. Legal regime of franchising in national and international traffic, avtorev, diss. on PhD p. 24

4. Civil and trade law of foreign countries. Book in 2 vol. E.A. Vasi-lyev, A.S. Komarov. M., 2008 vol 2, p. 214-216

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.