Научная статья на тему 'Классификация трансграничных договоров франчайзинга'

Классификация трансграничных договоров франчайзинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / КОМПЛЕКС ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ / FRANCHISE AGREEMENT / FRANCHISOR / FRANCHISEE / FRANCHISING / TRADEMARK / SET OF EXCLUSIVE RIGHTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аджиев Арзадин Заурович,

В настоящей статье освещаются вопросы, касающиеся классификации трансграничного договора франчайзинга в соответствии с законодательством, его понятия и сути, правовой природы. В ходе написания статьи автором был сделан вывод о том, что договор франчайзинга занимает самостоятельное место среди гражданско-правовых договоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of cross-border franchising agreements

This article highlights the issues related to the classification of cross-border franchise agreement in accordance with the law, its concept and essence, the legal nature. In the course of writing the author concluded that the franchise agreement occupies an independent place among civil contracts.

Текст научной работы на тему «Классификация трансграничных договоров франчайзинга»

Классификация трансграничных договоров франчайзинга

Classification of cross-border franchising agreements

Аджиев Арзадин Заурович,

магистрант юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской

Федерации, г. Москва

Adzhiev Arzadon Zaurovich,

master's degree student of the faculty of law of the Financial University under the Government of the Russian

Federation, city of Moscow

Научный руководитель: Матвеев Игорь Валентинович,

к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового

университета при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Scientific adviser: Matveev I. V.,

K. Yu.N., associate Professor Of the Department of legal regulation of economic activity of the Financial

University under the Government of the Russian Federation,

city of Moscow

Аннотация.

В настоящей статье освещаются вопросы, касающиеся классификации трансграничного договора франчайзинга в соответствии с законодательством, его понятия и сути, правовой природы. В ходе написания статьи автором был сделан вывод о том, что договор франчайзинга занимает самостоятельное место среди гражданско-правовых договоров.

Annotation.

This article highlights the issues related to the classification of cross-border franchise agreement in accordance with the law, its concept and essence, the legal nature. In the course of writing the author concluded that the franchise agreement occupies an independent place among civil contracts.

Ключевые слова: договор франчайзинга, франчайзер, франчайзи, франчайзинг, товарный знак, комплекс исключительных прав.

Key words: franchise agreement, franchisor, franchisee, franchising, trademark, set of exclusive rights.

Особенности, присущие международному франчайзингу, связаны с преодолением государственных границ и распространением на территории государств франчайзингового метода ведения бизнеса, с характерными для него договорными отношениями, которые не ограничиваются одной только передачей совокупности исключительных прав.

Тезис, выдвинутый нами, подтверждается классификацией видов франчайзинга, принятой в науке, а также реализующимися на практике видами рассматриваемой формы ведения бизнеса [8].

Исходя из классификации видов франчайзинга, можно выявить разные проявления договора франчайзинга, а также провести анализ приемлемости сложившегося правового регулирования. С позиции частного международного права, особый интерес для нас представляет исследование применимости существующих коллизионных принципов к отдельным видам договора франчайзинга.

Традиционной классификацией договора франчайзинга выступает градация, одним из критериев которой выступает предмет конкретного вида франчайзинга, который отражается на его содержании. Так, к

примеру, Рыкова И.В. классифицирует договор франчайзинга, исходя из направлений деятельности. В соответствии с ее классификацией, франчайзинг бывает:

- деловой (франчайзинг бизнес-формата);

- производственный;

- сервисный;

- товарный [7].

Для начала необходимо определиться с договором товарного франчайзинга, поскольку его сложнее всего отграничить от смежных договоров. Товарный франчайзинг широко распространен в сфере реализации безалкогольных и алкогольных напитков, нефтепродуктов, бытовой техники, автомобилей, обуви и одежды.

Международный товарный франчайзинг - вид франчайзинга, при котором франчайзи получает эксклюзивное право на распространение товаров, выпускаемых компанией-франчайзером под своей торговой маркой на определенной в договоре территории другой страны; право на стажировку и обучение. В свою очередь, франчайзер получает от франчайзи оплату за предоставление такого права и помогает в обучении и подготовке кадров.

Франчайзи, выплатив определенную сумму, получает право на льготную реализацию и сервисное обслуживание товаров. При этом франчайзер, не имея своих точек сбыта на конкретной территории, может развивать новые рынки сбыта под своей торговой маркой. При этом совершенно необязательно, чтобы товар изготавливался непосредственно франчайзером. В договоре франчайзинга указывается ассортимент товаров, а также перечисляются требования к качеству товара, технологии продаж и специфике использования конкретной товарной марки.

Возведение или приобретение сооружений и зданий пользователем исключительных прав, а также обеспечение финансирования возлагается, как правило, на франчайзера. Франчайзер гарантирует качество товара и поддержание репутации в глазах потребителей путем оказания помощи в рекламе товара и консультировании персонала франчайзи на территории другой страны.

Франчайзер, при использовании товарного франчайзинга, оказывается в выгодном положении, так как реклама товара и расширение рынка сбыта на территории другой страны происходит на возмездных началах. Рассматриваемый вид франчайзинга несет выгоду в том случае, когда организация правообладателя специализируется на конкретной группе товаров и франчайзи может привести свой имидж в соответствие с имиджем компании-производителя. В таком случае он довольно легко идентифицируется на рынке.

Но, несмотря на кажущуюся схожесть с дилерским договором, договором товарного франчайзинга не предусматривается простое распространение товаров конкретной торговой марки независимыми предпринимателями. Им предусматривается, как минимум, реализация единой маркетинговой стратегии при продвижении продукции на рынке [6].

Передача товара конкретной иностранной компании для реализации на определенной территории делает договор франчайзинга похожим на договор купли-продажи. Соответственно, коллизионные привязки, использующиеся для выявления применимого права, не должны существенно отличаться.

Подчеркнем, что российское гражданское законодательство считает применимым к внешнеэкономическим договорам законодательство того государства, в котором учреждена одна из сторон, выступающая в роли продавца в договоре купли-продажи или правообладателя в договоре коммерческой концессии, при условии отсутствия выбранного сторонами коммерческого контракта права. В таком случае правообладатель выступает и в качестве продавца товаров по договору франчайзинга. Соответственно,

особенности рассматриваемого вида договора отражаются применяемым национальным коллизионным регулированием.

Определенной схожестью с договором товарного франчайзинга обладает сервисный франчайзинг, которым предполагается предоставление пользователю права на осуществление определенного вида деятельности под брендом правообладателя. Так, франчайзер, выступающий в качестве правообладателя, имеет ряд запатентованных прав на оказание тех или иных оригинальных услуг, которые передаются им франчайзи путем заключения договора. При такой форме франчайзинга обеспечивается оказание услуг того качества, которое установлено правообладателем. Пользователем предоставляется тот объем услуг, который опробован и стандартизирован правообладателем. Потребители во всех странах, где осуществляется деятельность под брендом правообладателя, ожидают получить услуги одинакового качества. Франчайзер не ограничивается одной только передачей товарного знака, так как требует от франчайзи организации бизнеса по конкретной, опробованной и стандартизированной им модели.

Правоотношения франчайзи и франчайзера в случае отсутствия выбранного в силу автономии воли права регулируются действующим законодательством места деятельности или учреждения правообладателя.

Договор сервисного франчайзинга обычно заключается в форме франчайзингового дистрибьюторского контракта (distribution franchise agreement), являющегося специальной формой международного франчайзингового контракта для ресторанного бизнеса [5]. Данная форма регламентирует франшизы на открытие ресторанов быстрого питания.

Особенностями рассматриваемой договорной конструкции наглядно демонстрируется производственный франчайзинг, который характеризуется передачей не только права на эксклюзивную реализацию товара на той или иной территории, как в случае товарного франчайзинга, но передачей пользователю прав на производство самого товара на территории, указанной в договоре.

Наглядным примером производственного франчайзинга является производство и сбыт шоколадных батончиков «Mars», продукции «Danone» и «Nestle», бытовой химии «Procter & Gamble», безалкогольных напитков «Schweppes», «Pepsi», «Coca-Cola» и т.д.

Правообладателем запатентованной технологии производства исходных компонентов определенной продукции передается пользователю эксклюзивное право на производство. При этом правообладатель осуществляет поставку оригинальных компонентов сырья и материалов, передает технологию производства и реализации товара под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзером передается запатентованная технология производства либо упакованный комплект исходных компонентов продукции. Безусловно, франчайзер в данном случае выступает и в качестве поставщика компонентов и комплектующих, необходимых для производства и дальнейшей реализации продукции.

Благодаря производственной франчайзинговой схеме появляется возможность сочетать на одном предприятии использование технологии производства и сырья, и готовой продукции. Зачастую это продиктовано потребностью в эффективном выстраивании всего технологического процесса на одном производственном комплексе [3].

Отметим, что в производственных франчайзинговых отношениях принимает участие несколько субъектов, а именно - правообладатель технологии производства, материалов и сырья; производитель материалов и сырья; покупатель прав на производство товара; производитель готовой продукции. Нередко правообладатель комплекса исключительных прав одновременно выступает и как производитель сырья, а покупатель прав на производство может выступать и в роли производителя готовой продукции.

Под договором производственного франчайзинга подразумевается не просто передача лицензии, но тесное взаимодействие между правообладателем и пользователем готовой продукции, сопровождающееся детализацией операций франчайзи. Все сказанное сопровождается заключением нескольких гражданских правовых договоров.

Договор производственного международного франчайзинга нередко реализуется с участием субфранчайзи. Франчайзи переуступает субфранчайзи приобретенную им совокупность исключительных прав, содержащую секрет производства (ноу-хау), в случае, если это обосновано с экономической точки зрения.

Рассматриваемый вид франчайзинга является более выгодным для правообладателя, несущего расходы по доставке пользователю своей продукции. Осуществляя передачу компонентов материалов, сырья и технологий, франчайзер выполняет свою обязанность, заключающуюся в передаче прав по франчайзинговому договору.

Одной из разновидностей франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата или деловой франчайзинг. Производственный, сервисный и товарный франчайзинг связаны, как правило, с определенным видом деятельности, а деловой франчайзинг, обычно, направлен на расширение деятельности в рамках одной либо смежных отраслей и на вовлечение в систему разнородных направлений предпринимательской деятельности. Деловой франчайзинг характеризует единая методология, внутрисистемные интересы, идентификация франчайзи и франчайзера. Главной особенностью рассматриваемого вида франчайзинга является то, что франчайзи приобретает право на создание компании, аналогичной компании франчайзера, под знаком обслуживания или торговым знаком последнего на территории, указанной в договоре. Предприятие франчайзи выступает в качестве копии предприятия франчайзера, соответственно, реализует бизнес по четко определенной модели, отработанной и стандартизованной компанией-франшизодателем. Таким образом, франчайзи превращается в часть корпоративной системы франчайзера [4], плотно сотрудничая с момента открытия предприятия, легализации его статуса на территории другой страны, оказывая содействие заключению договоров займа, финансовой аренды и др. В таком случае приобретается не просто знак обслуживания или товарный знак, а технология ведения бизнеса. Именно франчайзинг бизнес-проекта демонстрирует особенности данного договора, выражающиеся в тесном контакте между правообладателем и пользователем, в постоянном обмене информацией, детальной регламентации предпринимательской деятельности, необходимости соблюдения франчайзи стандартов, технических требований и условий обеспечения качества, повышения квалификации в программах развития производства и обучения персонала, организуемых франчайзером. Согласимся с тем, что данный вид франчайзинга максимально учитывает и сочетает в себе интересы потребителей, мелких фирм и владельцев капитала

В качестве наглядного примера франчайзинга бизнес-формата на территории РФ можно привести гостиницы «Шератон» и «Хаят Ридженси», которые с момента начала их строительства и вплоть до введения в эксплуатацию находились под контролем правообладателя. Ведение предпринимательской деятельности тесно связано с созданием образа фирмы франчайзера, при котором компания франчайзи становится составляющей единой корпоративной системы. Компания-франчайзер оказывает франчайзи поддержку рекламного и маркетингового характера, предлагая последнему идеи для ведения бизнес-деятельности. Организация франчайзинга такого вида требует создания продуманной системы и стратегии поддержки партнеров, а также отлаженного взаимодействия между сторонами в течение всего периода сотрудничества. При таком виде франчайзинга франчайзи предоставляется ряд преимуществ, отличающих его от оптовых покупателей [2].

Объяснить привлекательность международного франчайзинга можно тем, что компании франчайзи, находясь под производственным и технологическим контролем франчайзера, минимизируют

предпринимательские риски. Обычно международный франчайзинг широко распространен в тех странах, в которых предоставляются налоговые льготы и действуют государственные программы по поддержке предпринимательства [10].

Развитие международного франчайзинга сдерживается сложным правовым обеспечением этого договора. Отметим, что оно не ограничивается заключением только договора о передаче совокупности исключительных прав, так как, помимо договора франчайзинга заключаются и другие договоры, контролирующие выполнение обязательств сторон по оказанию услуг, аренде оборудования, поставке товаров, обучению персонала.

Международный франчайзинг, являясь формой долгосрочного делового сотрудничества между франчайзи и франчайзером, направленной на оказание услуг, торговлю товарами и производство продукции под торговой маркой правообладателя на территории другой страны на условиях и срок, определенный договором франшизы, реализуется при помощи целого ряда гражданских правовых договоров [1].

Из сказанного вытекает следующее. Международный франчайзинг является сложным правовым явлением, предусматривающим заключение ряда договоров, связанных с организацией бизнеса франчайзи (по аналогии с бизнесом франчайзера). Международный франчайзинг включает в себя договорные отношения по передаче объектов интеллектуальной собственности (ноу-хау, фирменное наименование, товарный знак и др.) и договорные отношения по поиску и аренде помещений для ведения бизнеса, поставке товаров под торговой маркой компании-франчайзера, оказанию услуг по обучению персонала, оказанию маркетинговых услуг и др. [9]

В этой связи представляется недостаточным предусматриваемое Гражданским Кодексом РФ коллизионно-правовое регулирование рассматриваемой договорной конструкции. Так, предусматриваемыми коллизионными привязками не учитываются особенности рассматриваемой формы бизнес-деятельности. Отсутствие выбранного сторонами права направляет урегулирование спора в сторону императивных коллизионных привязок, содержащихся в национальном законодательстве РФ, в котором предусматриваются общие правила регулирования договора, чего, по нашему мнению, явно недостаточно. Каждый гражданско-правовой договор, который сопутствует реализации международного франчайзинга, осложнен «иностранными элементами» и нуждается в самостоятельном коллизионном регулировании. Отметим, что не в каждом случае обязательственный статут договора коммерческой концессии, предусматриваемый гражданским законодательством, является достаточным для разрешения споров, возникающих в ходе реализации международного франчайзинга.

Список используемой литературы:

1. Аланов В.А. Правовое регулирования коммерческой концессии // Налоги и право. 2018. №14. С. 17.

2. Брагинский М. И. Договорное право. - М.: Проспект, 2013.

3. Варламов Д.В. Гражданское право. - М.: АТС, 2014.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №2 5. Ст.

410.

5. Гражданское право России. Часть 2. Обязательственное право // под ред. Садиков О.Н. - М.: Проспект,

2007.

6. Гражданское право. Часть 2 // под ред. Толстого Ю.К.. - М.: АТС, 2009.

7. Давыдова Е.Л. Франчайзинг. - М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011.

8. Зенин И.А. Гражданское право. - М.: Юрайт, 2008.

9. Мозолин В.П. Гражданское право. - М.: Юристъ, 2004.

10. Садикова О.Н. Гражданское право. - М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.