Научная статья на тему 'ДОГОВОР ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ'

ДОГОВОР ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР ПОСТАВКИ / УСЛУГИ / ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев П.А.

В статье проведен анализ поставки продукции посредством оказания услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию. Методы исследования: аналитический метод, обзорный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRACT FOR THE SUPPLY OF PRODUCTS THROUGH THE PROVISION OF FREIGHT FORWARDING SERVICES

This article examines the supply of products through the provision of freight forwarding services. Research methods: analytical method, review method.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОР ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ»

УДК 347.751.7

Дмитриев П.А.

АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» (Россия, г. Санкт-Петербург)

ДОГОВОР ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

Аннотация: в статье проведен анализ поставки продукции посредством оказания услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию. Методы исследования: аналитический метод, обзорный метод.

Ключевые слова: договор поставки, услуги, экспедиционное обслуживание, транспорт.

В условиях рыночной экономики и становления частного сектора экономики развиваются и функционируют новые виды договорных отношений. Как раз к одному из таких видов необходимо отнести отношения, которые складываются на основе договора поставки продукции посредством оказания услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию. Несмотря на то, что данный вид договора упоминается в гражданском законодательстве, на практике его применение сопряжено с рядом проблем [1].

Так, нет однозначного понимания того, что же такое услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию. Одна часть исследователей (Пепеляев и др.) придерживаются точки зрения о том, что транспортная экспедиция — это чисто посреднический договор, следовательно, учитывать доходы и расходы по нему нужно по такой же схеме, как и в случае с агентированием и взиманием комиссии.

Другая часть исследователей придерживается противоположной точки зрения, следовательно, ими оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию рассматривается как оказание услуг с взиманием платы за услуги по тарифам. До 2012 г. в связи с неоднозначным пониманием правовой природы данного договора судебные инстанции и налоговые инспекции допускали возможность учитывать в рамках договора расходы по схеме договора услуг.

После обнуления ставки НДС в 2010 г. ситуация в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания стала еще более сложной по причине массового применения схем по отмывке денег через те самые транспортно-экспедиционные компании. Обратив внимание на проблему в отрасли, было выпущено Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». Сложившаяся практика указывает на двойственную природу договора транспортно-экспедиционного обслуживания. Если сейчас пойти по пути запрещения одного из вариантов работы по договору транспортно-экспедиционного обслуживания, то это приведет к тому, что половина рынка уйдет в теневой сектор экономики.

Существует точка зрения среди противников рассмотрения договора транспортно-экспедиционного обслуживания с позиции договора услуг. Они считают, что с этой позиции есть возможность скрывать размер вознаграждения в составе ставки. При таком подходе точные расходы для клиента неизвестны, что и приводит к подорожанию цен на рынке услуг транспортно-экспедиционного обслуживания. Между тем, для уравновешивания ставок и существуют условия рыночной экономики.

У правовой природы договора поставки продукции посредством оказания услуг транспортно-экспедиционного обслуживания есть еще одна проблема, обусловленная двоякостью его правовой природы. Это приводит к тому, что многие люди в тех случаях, когда требуется заключение договора транспортно-экспедиционного обслуживания, вместо них заключают другие, как правило,

притворные сделки. Такой практикой грешат крупные перевозчики, что подтверждается судебной практикой. Они навязывают заключение так называемых «кредитных» соглашений, а с заключением договоров транспортно-экспедиционного обслуживания затягивают [2].

По факту получается, что договор для оплаты есть, а вот договора для несения ответственности нет. В такой ситуации можно воспользоваться инструментами судебной защиты. Но и здесь все не так гладко. Крупные транспортные компании уже давно и по максимуму усложнили схему ведения с ними претензионной работы. Так, в соответствии с приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 42 «Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом» предусматривалась возможность предъявления претензии компании. Субъектами претензионной работы является перевозчик, отправитель груза и его получатель. После обновления правил перевозки в 2016 г. ситуация по-прежнему не изменилась - в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания по-прежнему нет экспедитора, который бы и мог нести прямую ответственность [3].

В сфере морских перевозок существует аналогичная проблема. Так, при гибели груза во время перевозки есть прямая вина линии. Однако при обращении в суд с требованием взыскания ущерба выясняется, что между сторонами заключен агентский договор. Вполне возможна такая ситуация, что агент относится к иностранной компании. Поэтому она и не будет отвечать по российским законам. Только с первого взгляда может показаться, что в проблеме виноваты сами отправители и получатели грузов. На самом деле даже при желании внести правки в договор практически любая транспортно-экспедиционная компания откажет в этом. И данное явление в правовой среде получило массовое распространение в виде целой схемы для ухода от ответственности.

Впрочем, даже среди специалистов в области права нет единого представления о том, кем же на самом деле на рынке транспортно-экспедиционных услуг является экспедитор.

С одной стороны, он может рассматриваться как брокер с обилием предложений по услугам и перевыставлению их для клиента.

С другой стороны, он может рассматриваться и как непосредственный субъект и участник договора об оказании транспортно-экспедиционных услуг. В первом случае все попытки предъявления претензий экспедитору будут безуспешными, так как прямой ответственности за оказание транспортно-экспедиционных услуг за ним не закреплено. Во втором случае к экспедитору можно было бы предъявлять претензии при условии, что между сторонами заключен не агентский договор, а обычный договор об оказании услуг.

В связи с выявленными проблемами в рамках исследования предлагается сделать следующее: установить на уровне закона минимальные критерии, с существованием которых любой договор признавался бы договором транспортно-экспедиционного обслуживания с несением ответственности в соответствии с Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ; установить ответственность за экспедитором в части обеспечения требований законодательства о безопасности перевозок и противодействии терроризму, в данном случае речь идет об интермодальных перевозках и вскрытии контейнеров для проверки на каждом сегменте перевозки; унифицировать правила транспортно-экспедиционного обслуживания и ввести запрет на применение любых схем, осложняющих инициацию и ведение претензионной работы с перевозчиком; передать полномочия общественного контроля за сферой Российской Ассоциации Экспедиторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Апестина М.Н. Заключение и исполнение договоров: практические рекомендации для бизнеса. - М.: Российская газета, 2020. - Вып. 1. - 144 с. Балакирев В.В. Развитие форм посредничества при экспортных международных поставках продукции малых и средних промышленных предприятий // Российский внешнеэкономический вестник. - 2020. - №5. - С. 120-134. Борисова Е.М., Шихова Н.Н. Особенности функционирования коммерческих посредников в сфере таможенных услуг // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - Т. 2, №3. - С. 114-121.

Dmitriev P.A.

University under the IPA EurAsEC (Saint Petersburg, Russia)

CONTRACT FOR THE SUPPLY OF PRODUCTS THROUGH THE PROVISION OF FREIGHT FORWARDING SERVICES

Abstract: this article examines the supply of products through the provision of freight forwarding services. Research methods: analytical method, review method.

Keywords: delivery contract, services, forwarding services, transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.