^ Бутакова Н. А.
§ Договор о транспортно-экспедиционной I деятельности в структуре мультимодальных о отношений
со о
- Бутакова Надежда Александровна
ш Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) О Доцент кафедры гражданского и трудового права Кандидат юридических наук [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются правовые аспекты транспортно-экспедиционной деятельности, которые связаны с участием экспедиторов в операторском бизнесе. Автор анализирует договор о транспортно-экспедиционной деятельности, дает его сравнительную характеристику с договорами поручения, комиссии, агентским, определяет место договора о транспортно-экспедиционной деятельности в мультимодальных отношениях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
договор о транспортно-экспедиционной деятельности, экспедитор, оператор, договор мультимодальной перевозки
Butakova N. A.
The Contract on Forwarding Activity in Structure of the Multimodal Relations Butakova Nadezda Aleksandrovna
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Associate Professor of the Chair of Civil and Labor Law
PhD in Jurisprudence
nadbutakova@gmail .com
ABSTRACT
This article considers fundamental tendencies of development of transport and forwarding activity, which are connected with participation of freight forwarders in the operator's business. The author analyzes the freight forwarding contract, gives it a comparative characteristic of contracts of Agency, Commission, determines the place of the freight forwarding contract in multimodal relations.
KEYWORDS
freight forwarding contract, freight forwarder, operator, multimodal transport contract
Договор транспортно-экспедиционной деятельности во многом похож, а в чем-то конкурентен с договором мультимодальной перевозки. Дело в том, что на практике различают экспедиторский бизнес и операторский. Если экспедитор осуществляет экспедиторскую деятельность, то оператор выступает как организатор мультимодальной перевозки. Однако российское законодательство не различает этих двух дефиниций. Если понятие экспедитора и экспедиторской деятельности определено в законе, то закон о прямой смешанной (мультимодальной) перевозке не принят.
Так, согласно ст. 801 ГК РФ1, договор транспортной экспедиции определяется как обязанность одной стороны (экспедитора) выполнить или организовать выпол-
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012 г.) // Собрание законодательства РФ (СЗРФ). 1996. № 5. Ст. 410.
нение услуг, связанных с перевозкой груза, которые клиент обязан оплатить, а з также выплатить экспедитору его вознаграждение. Экспедитор может действовать ^ как от имени клиента, так и от своего имени, а спектр оказываемых им услуг опре- § деляется в договоре. Необходимым условием является то, что данные услуги долж- £ ны быть связаны с перевозочной деятельностью. Услуги можно подразделить на ^ основные — это непосредственно перевозка груза по маршруту, определяемому ° экспедитором или клиентом, и дополнительные — связанные с осуществлением о таможенных формальностей, стивидорные услуги, проверка количества и состояния ^ груза, хранение груза и т. д. В соответствии с п. 3 ст. 801 ГК РФ принят специальный ш Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности. — Прим. Н. А.)1, нормы которого имеют приоритет перед соглашением сторон.
В гражданском законодательстве договор о транспортно-экспедиционной деятельности является самостоятельным видом договора, хотя представляет собой сочетание элементов различных видов обязательств: перевозки, поручения, комиссии, агентского, хранения и т.д. Тем не менее обязательство о транспортно-экс-педиционной деятельности гораздо шире приведенных примеров договоров и не укладывается в рамки только перевозки или комиссии, поэтому и имеет вполне самостоятельный характер.
Изначально деятельность экспедиторов выражалась в форме посреднических услуг в области транспорта, однако со временем все серьезнее проявляется стремление экспедиторов, с одной стороны, расширить сферу оказываемых услуг, а с другой, диверсифицировать спектр своих услуг и стабилизировать свое положение на рынке путем расширения видов деятельности и перераспределения финансовых потоков за счет получения доходов от другой деятельности.
Аналогично действовали и перевозчики, расширяя свою деятельность за счет оказания дополнительных услуг. Экспедирование разрастается и конкурирует с перевозочной деятельностью. Так, обязательства по транспортно-экспедиционно-му обслуживанию грузовладельцев могут осуществляться перевозчиком груза на основании договора перевозки (п. 2 ст. 801 ГК). В этом случае договор перевозки содержит в себе элементы договора транспортной экспедиции, т. е. приобретает черты смешанного договора. Поэтому при нарушении перевозчиком обязательств по транспортно-экспедиционному обслуживанию он несет ответственность согласно Закону о транспортно-экспедиционной деятельности.
В настоящее время экспедирование находится на этапе преобразования. По существу, экспедиторы всех размеров проходят период роста, поглощений, объединений и стратегических союзов. Экспедиторы вынуждены отказываться от предоставления только традиционных услуг и брать на себя большую роль в логистических операциях в осуществлении смешанного сообщения. Сейчас это относится преимущественно к крупным экспедиторам, многие из которых постепенно внедряются в информационно-логистические управления, транспорт, хранение, консультирование и т. д. Серьезным импульсом для такого перехода служит конкуренция со стороны перевозчиков, отправителей, т. е. как внутриотраслевая, так и межотраслевая конкуренция.
Таким образом, постепенно экспедиторы, увеличивая набор предоставляемых услуг, перерастают в операторов смешанной перевозки. Можно утверждать, что традиционное экспедирование не имеет будущего, так как потребности рынка транспортных услуг требуют управления всей цепочкой поставки. Однако то, что экспедирование является ядром, первой ступенью развития глобального операторского бизнеса — это несомненно.
1 О транспортно-экспедиционной деятельности: Федеральный закон от 3 июля 2003 г № 87-ФЗ // СЗРФ. 2003. № 27 (часть I). Ст. 2701.
з Договор о транспортно-экспедиционной деятельности является консенсуальным, □ь двусторонним, взаимным и возмездным. Понятие консенсуальности договора транс-0 портной экспедиции заложено в ст. 781 ГК РФ и выражается в том, что экспедитор £ обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать ^ выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой ° груза. При этом в законе факт возникновения правоотношений транспортной экс-о педиции никак не связан с передачей вещи, что является необходимым признаком д реального договора. Следовательно, обязательства транспортной экспедиции воз-ш никают в момент достижения сторонами соглашения об оказании транспортно-экс-педиционных услуг и подписания договора.
По мнению В. В. Витрянского, экспедиционные услуги возникают из факта подписания соглашения независимо от того, выполняет ли экспедитор данные услуги своими силами или с привлечением третьих лиц. Более того, консенсуальный характер договора транспортной экспедиции сохраняется и в том случае, когда экспедитор выполняет экспедиционные услуги «с вверенным ему грузом», поскольку получение груза экспедитором от клиента представляет собой исполнение обязательств по договору транспортной экспедиции, а значит, эти обязательства возникают с момента подписания данного договора [1, с. 46-47].
Сегодня экспедиторы выполняют как посреднические, так и организационные функции. Причем чем крупнее экспедитор, тем явнее проявляется его организационная деятельность. С дальнейшим укрупнением бизнеса экспедитора он в конце концов утрачивает свою исключительно экспедиторскую сущность, перерастает в ранг оператора смешанной перевозки, а спектр экспедиторских услуг поглощается операторским бизнесом. Поэтому с учетом того что современный экспедитор, даже если он является классическим мелким экспедитором, обслуживающим узкую нишу в одном направлении деятельности, его личное участие в исполнении договора или выполнение представительских функций все равно будут связаны с организационной деятельностью. В связи с чем договор будет иметь исключительно консенсуальный характер.
Договор транспортной экспедиции может иметь черты обязательств по поручению, комиссии, агентированию, оказанию услуг, перевозке.
Так, договор транспортной экспедиции будет близок к договору поручения в случае, если экспедитор выступает во взаимоотношениях с клиентом от его имени и за его счет. Например, это может быть выполнение таможенных формальностей, страхование груза и т. д. В. В. Витрянский определил главный момент соотношения договора транспортной экспедиции и договора поручения в том, что договор транспортной экспедиции в некоторых случаях может включать в себя отдельные элементы обязательства, вытекающего из договора поручения [Там же, с. 66].
Договор транспортной экспедиции может иметь сходство с договором комиссии, если экспедитор действует от своего имени, а не от имени клиента. Данный договор будет иметь вид договора комиссии, в частности, в следующих случаях: фрахтование судов, аренда самолетов; заключение стивидорных и тальманских контрактов; аренда и субаренда терминалов, причалов, подъездных путей, контейнеров, трейлеров; оформление поручений на выполнение транспортно-экспеди-торских услуг и работ с грузами (например, перемаркировка, ремонт тары, перегрузка и т.д.). Исполнение экспедиторского поручения на основе договора комиссии предоставляет экспедитору определенную хозяйственную самостоятельность. Клиент же, в свою очередь, может распределить свои транспортно-логистические операции между несколькими экспедиторами [2, с. 131].
Основное различие договора транспортной экспедиции с договором комиссии заключается в цели договора. Так, целью договора транспортной экспедиции является обеспечение перевозки груза, а целью договора комиссии — заключение
сделки с третьими лицами и представление интересов комитента в этих сделках. з По договору комиссии комиссионер, заключая сделки с третьими лицами, во всех ^ случаях действует от своего имени и приобретает права и обязанности, вытекаю- § щие из этих сделок, для себя; экспедитор же, вступая в сделки с третьими лицами, £ может действовать как от своего имени, так и от имени клиента и по доверенности ^ последнего. В первом случае экспедитор приобретает права и обязанности по за- ° ключенным сделкам для себя, а во втором — управомоченным и обязанным лицом о по указанным сделкам становится непосредственно клиент. При этом действия ^ экспедитора по заключению сделок от своего имени, но в интересах клиента име- ш ют сходство с договором комиссии, но представляют собой лишь один из возможных вариантов действий экспедитора, исполнение которых не исчерпывает предмета договора транспортной экспедиции [1, с. 72].
Оформление договора экспедиции по модели агентского договора одновременно дает экспедитору возможность расширить рамки своей предпринимательской инициативы, заключать договоры не только от имени клиента, но и от своего имени, а также совершать в интересах клиента как юридические, так и фактические действия. Особенностью агентского договора является возможность, предоставленная законом, определить границы региона обслуживания и исключительное положение агента (ст. 1007 ГК РФ).
Так, например, очень часто судовладельцы предпочитают назначать эксклюзивных судовых агентов в наиболее часто заходимых портах определенного региона плавания, которые осуществляют индивидуальное или приоритетное обслуживание судозаходов данного судовладельца. Поэтому к заключению агентского договора экспедитор прибегает, когда либо ему самому, либо его клиенту требуется обеспечить определенный уровень эксклюзивного предпринимательского взаимодействия.
Хранение груза также является одной из обязанностей экспедитора. И здесь возможны два варианта рассмотрения обязательств по хранению. Первый вариант, когда обязательство по хранению входит в состав экспедиционного обязательства. В данном случае, даже если обязательства по хранению груза специально не оговорены в договоре транспортной экспедиции, будет подразумеваться, что экспедитор обязан осуществить хранение груза в рамках традиционного набора экспедиторских услуг: прием груза, погрузка на транспортное средство, перегрузка, перевалка, доставка груза в пункт назначения, выгрузка и выдача его получателю; и при всем этом требуется обеспечить сохранность груза. Второй вариант — это когда обязательство по хранению груза включено в текст договора. В этом случае договор транспортной экспедиции имеет вид договора складского хранения как самостоятельного обязательства, а договор будет носить характер смешанного договора.
Договор транспортной экспедиции также будет включать в себя обязательства по перевозке. В данном случае экспедиторы делятся на две категории. Первая категория — экспедиторы, не владеющие транспортными средствами, которые должны от своего имени заключить договоры с фактическими перевозчиками о доставке груза, переданного клиентом. Вторая категория — экспедиторы, владеющие транспортными средствами и оказывающие услуги по перевозке в рамках договора транспортной экспедиции. Здесь экспедитор выступает в качестве фактического перевозчика. Однако независимо от того, фактическим или номинальным перевозчиком является экспедитор, его ответственность перед клиентом такая же, как у перевозчика (п. 2 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Поэтому на него распространяются правила гл. 40 ГК РФ, а также соответствующие положения транспортных уставов и кодексов; договор следует квалифицировать как смешанный.
з Таким образом, договоры перевозки и транспортной экспедиции в любом случае gl являются «самостоятельными однопорядковыми обязательствами» [3, с. 20]. В 0 случае когда в договор транспортной экспедиции включаются дополнительные £ обязательства, такой договор следует считать смешанным и к отношениям сторон s применять элементы обязательств, содержащихся в смешанном договоре. ° При смешении обязательств по перевозке и транспортной экспедиции деятель-о ность транспортного экспедитора проявляется в двух качествах: договорного пере-g возчика (принципала) и посредника (агента). Особенно ярко такая тенденция вы-ш ражена при правовом регулировании деятельности крупных экспедиторов, выступающих в качестве операторов смешанной перевозки грузов.
Следовательно, характеризуя договор транспортной экспедиции как самостоятельный вид договора, мы вынуждены констатировать, что на практике возникает достаточное количество ситуаций, когда при смешении выполняемых услуг их регулирование не укладывается только в рамки договора транспортной экспедиции, договорное регулирование принимает смешанный характер, когда услуги, объединенные единым производственным процессом, регулируются разными нормами права.
Из изложенного явствует, что сфера транспортного организационного бизнеса, когда фактические исполнители услуг зачастую настолько удалены от непосредственного потребителя в связи с наличием горизонтальной или вертикальной системы развитого посредничества (оператор нанимает морских агентов, морские агенты нанимают стивидоров и т. д.), что эти обязательства не укладываются уже в рамки экспедиторства. И здесь полноценной заменой выступает договор прямой смешанной (мультимодальной) перевозки.
Литература
1. Витрянский В. В. Договоры о транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. 320 с.
2. Метелева Ю. А. Товарный оборот. Право. Практика. Тенденции регулирования. М.: Юриспруденция, 2008.
3. Морозов С. Ю. К вопросу о соотношении договоров транспортной экспедиции и перевозки грузов // Транспортное право. 2003. № 2. С. 18-20.
References
1. Vitryansky V. V. Contracts on transport expedition and other services in the transport sphere [Dogovory o transportnoi ekspeditsii i inykh uslugakh v sfere transporta]. M.: Statute, 2003. 320 p.
2. Meteleva Yu. A. Commodity turn. Right. Practice. Regulation tendencies [Tovarnyi oborot. Pravo. Praktika. Tendentsii regulirovaniya]. M.: Law [Yurisprudentsiya], 2008.
3. Morozov S.Yu. On a question of a ratio of contracts of transport expedition and transportation of goods [K voprosu o sootnoshenii dogovorov transportnoi ekspeditsii i perevozki gruzov] // Transport law [Transportnoe pravo]. 2003. N 2. P. 18-20.