11.3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЙ
В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Иванова Светлана Георгиевна, канд. юрид. наук, доцент Место работы: Московский Городской Университет Управления Правительства Москвы
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с перспективами регулирования транспортно-экспедиционной деятельности. Положения, внесенные Проектом Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 10.07.2015г.
Ключевые слова: Договор транспортной экспедиции; транспортно-экспедиторские услуги; экспедиторские документы; рамочный договор; реестр экспедиторов; государственный контроль (надзор) в сфере транспортно-экспедиторской деятельности
PROSPECTS FOR CHANGES IN THE REGULATION OF FREIGHT FORWARDING ACTIVITIES
Ivanova Svetlana G., PhD, associate Professor of chair of jurisprudence
Work place: Moscow City Government University of Management
Annotation: The article deals with the issues on prospects for changes in the regulation of freight forwarding activities. Provisions, amended by the draft Federal Law on amendments to Federal Law «On freight forwarding activities» of 10.07.2015. Keywords: Freight forwarding agreement, freight forwarding services, forwarding documents, framework agreement, forwarding agent register, state control (supervision) in the field of freight forwarding activities
В Российской Федерации отношения, возникающие при транспортно-экспедиционной деятельности, регулируются Главой ГК РФ «Транспортная экспедиция», Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 №87-ФЗ (далее Закон №87), а также рядом подзаконных нормативных правовых актов: Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006г. №554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее Правила) и Приказом Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2008г. №23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».
ГК РФ содержит определение договора - по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор)
обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также основные обязанности экспедитора. В качестве дополнительных услуг, оказываемых экспедитором, могут быть предусмотрены такие необходимые для доставки груза операции, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также иных услуг, предусмотренных договором (ст.801 ГК РФ). В связи с этим, следует отметить, что, согласно ст.779 Главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», правила данной главы не распространяются на правоотношения, связанные с транспортной экспедицией. Пункт 3 ст.801 ГК РФ определяет, что условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Как указывалось выше, такой закон был принят 30 июня 2003г. №87-ФЗ. Хотя, этот закон и принятые во исполнение закона другие нормативные правовые акты в принципе отвечали правоприменительной практике, однако, через некоторое время стали подниматься вопросы о внесении в него соответствующих изменений. В основном, эти изменения были направлены на совершенствование транспортно-экспедиционной деятельности, хотя, уже тогда высказывались мнения о наделении экспедиторских организаций некоторыми дополнительными полномочиями. Эти предложения были обобщены при создании проекта изменений и дополнений в ФЗ №87 (основные положения по внесению изменений в Закон были опубликованы в журнале «Международный экспедитор» №2, 2012г.). Предполагалось, что после внесений необходимых изменений, проект будет внесен в Государственную Думу. Однако, примерно в это же время пунктом 1 «и» Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21.11.2012 №Пр-3130 Правительству Российской Федерации было поручено провести анализ правоприменительной практики государств - членов Европейского союза в части, касающейся регулирования транспортно-экспедиторской деятельности, и при необходимости представить предложения о внесении соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации. Исполнение данного поручения Правительством Российской Федерации было возложено на Министерство транспорта России, Министерство экономического развития России и Федеральную антимонопольную службу России.
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
Министерством транспорта России была проведена научно-исследовательская работа на тему «Выработка научно обоснованных рекомендаций по развитию и поддержке национальной экспедиторской системы страны с учетом международного опыта, а также участия Российской Федерации в Таможенном союзе и интеграционном проекте - Единое экономическое пространство».
На основе данного анализа разработана концепция развития экспедиторской системы Российской Федерации. Актуальность развития данной концепции связывалась с экспертной оценкой потенциала рынка транс-портно-экспедиторских услуг России, который оценивается порядка 7,5 трлн. рублей. В настоящее время объём этих услуг составляет около 3 трлн. рублей, из которых доля российских экспедиторов составляет не более 40 процентов. Таким образом, был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 10.07.2015 (далее Проект). Нормы Проекта направлены на внесение изменений в Закон №87 по двум основным направлениям. Первое связано с гражданско-правовым регулированием транспортно-экспедиционной деятельности, второе - с необходимостью защиты государственных интересов на рынке транспортно-экспедиторских услуг, а также ограничения допуска на этот рынок недобросовестных экспедиторов.
Прежде всего, в Проекте предлагается изменить название закона на федеральный закон «О транспорт-но-экспедиторской деятельности», что уже достаточно давно получило одобрение практических работников.
Статья 1 Проекта более точно определяет предмет и сферу регулирования закона - это отношения, возникающие между экспедитором и клиентом при оказании транспортно-экспедиторских услуг по организации перевозок грузов. Под организацией перевозок груза в Проекте понимается деятельность экспедитора по оказанию комплекса транспортно-экспедиторских услуг в интересах клиента и за его счет в целях обеспечения своевременной и сохранной перевозки груза от места отправления до места назначения и выдачи груза упра-вомоченному на его получение лицу (получателю). Вызывает сомнение положение п.2 ст.1 Проекта, согласно которому иностранный инвестор вправе осуществлять транспортно-экспедиторскую деятельность на территории Российской Федерации только являясь учредителем (участником) коммерческой организации, созданной на территории Российской Федерации совместно с российским учредителем (участником). Тем самым, законодатель ограничивает самостоятельное участие иностранных лиц в транспортно-экспедиционной деятельности. Следует напомнить, что транспортно-экспедиционная деятельность является вспомогательной к процессу перевозки, т.е. клиент (отправитель или получатель) впра-
ве самостоятельно осуществлять вспомогательные операции или обращаться к третьим лицам для оказания дополнительных услуг. Но такие ограничения не вводятся непосредственно к самому перевозчику. Кроме того, необходимо отметить, что транспортно-экспедиционная деятельность не подлежит лицензированию в соответствии с законом, а перевозочная деятельность подлежит лицензированию только в случаях перевозки опасных грузов (п.20 и п.26 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Поэтому, по нашему мнению, необходимо еще раз вернуться к обсуждению целесообразности введения указанного ограничения для экспедиторов. Возможно, пока следует рассмотреть вопрос о лицензировании транспортно-экспедиционной деятельности для иностранных юридических лиц.
Как указывалось выше, в настоящее время действуют Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006г. №554, которые были приняты в соответствии со ст.2 Закона №87 (Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации). Данные Правила содержат п.4, в котором подробно рассматриваются функции экспедитора, как услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. В Проекте, под транспортно-экспедиторскими услугами понимается комплекс действий, направленных на организацию перевозки груза. Представляется, что указанное определение сформулировано слишком в общем виде и на практике может привести к попыткам экспедиторов выйти за пределы функций, определяемых законом. По нашему мнению, целесообразно сохранить действующую редакцию понятия транспортно-экспедиторских услуг, указанную в Правилах.
Проект изменяет понятие «экспедитор», а именно: право выполнять экспедиторские услуги, предоставляется только юридическим лицам. По нашему мнению, экспедиторские услуги могут также выполняться и индивидуальными предпринимателями.
Что касается определения в Проекте понятия «клиент», то это лицо (грузовладелец или уполномоченное им лицо), заключившее с экспедитором договор транспортного экспедирования и принявшее на себя обязательство оплатить оказанные экспедитором транспорт-но-экспедиторские услуги. По нашему мнению, стоит привести данное определение в соответствии со ст.801 ГК РФ, т.е. указать «клиент-грузоотправитель». Следует также отметить, что ФЗ от 14.10.2014 №307-Ф3 в ст.5 было внесено дополнение, о том, что клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую
для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора). Указанные обязанности в принципе вытекают из таможенного и транспортного законодательства, а включение в Проект иного понятия «клиент» представляется сомнительным.
Понятие «экспедиторские документы», определяется в Проекте как документы, регламентирующие отношения экспедитора с клиентом и определяющие права и обязанности сторон при выполнении экспедитором поручения клиента по договору транспортного экспедирования. Это понятие сформулировано лишь в общем виде и по нашему мнению, целесообразно перечислить все виды таких документов как это сделано на сегодняшний день в Правилах (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка).
Определение договора транспортной экспедиции Проекта не претерпело изменений по сравнению с формулировкой, включенной в Правила - договор транспортного экспедирования - это гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиторские услуги.
Представляется верным предложение Проекта исключить из Закона №87 понятия «груз» и «перевозчик» в связи с тем, что они приводятся в соответствующих транспортных уставах и кодексах. Так, например, в ст.2 Устава железнодорожного транспорта РФ дается следующее определение груза - как объекта (в том числе изделия, предмета, материалов, сырья, отходов производства и потребления), принятого в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах. Также дается определение перевозчика, как юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявшего на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю). Также нормы, дающие определение указанным понятиям содержатся, например, в п.3 и п.13 ст.2 Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Ряд вопросов вызывают некоторые новеллы Проекта. Так, в Проект включена Глава 2 «Договор транспортного экспедирования и страхование риска ответственности экспедитора». Пункт 1 ст.5 Проекта «Договор транспортного экспедирования» определяет, что гражданско-правовые отношения, права, обязанности и ответствен-
ность экспедитора и клиента, связанные с оказанием транспортно-экспедиторских услуг, оформляются договором транспортного экспедирования. Условия договора транспортного экспедирования не могут противоречить положениям Федерального закона. В то же время, ст.801 ГК РФ, а вслед за ней, также ст.4 Проекта более точно формулирует понятие договора.
Также вызывает сомнение включение в Проект пункта 3 ст.5 об общих условиях рамочного договора транспортного экспедирования на оказание транспортно-экспедиторских услуг в отношении отдельного груза (партии груза). Строго говоря, договор экспедиции всегда является рамочным договором в силу своей специфики и отсутствие в ГК до 2015г. понятия рамочного договора никогда не служило препятствием при заключении и исполнении договора транспортной экспедиции. Статья 429.1 ГК РФ, определяет рамочный договор, как договор, устанавливающий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора. Анализ данной нормы показывает, что договор транспортной экспедиции в Проекте как рамочный не нуждается в подобном уточнении.
Согласно п.2 ст.5 Закона №87-ФЗ, клиент в порядке, предусмотренном договором, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента. Данная норма, хотя и сформулированная в общем виде, никогда не вызывала трудностей на практике. В Проекте предлагается расширить ее, путем определения видов размера вознаграждения экспедитора. Это может быть как процентная ставка от стоимости оказанных услуг; фиксированная денежная сумма, разница между суммой, фактически оплаченной клиентом экспедитору за оказанную услугу и суммой всех расходов экспедитора, оплаченной третьим лицам в связи с исполнением экспедитором своих обязательств. Кроме того, установлено, что клиент обязан возместить все дополнительные расходы, понесенные экспедитором исходя из интересов клиента при выполнении договора, за исключением случаев, когда вознаграждение экспедитору устанавливается в виде фиксированной денежной суммы.
Пункт 5 ст.3 Проекта о том, что в целях обеспечения безопасности РФ, граждан РФ, их жизни и здоровья, защиты окружающей среды в отношении отдельных грузов клиент и экспедитор при исполнении договора обязаны соблюдать запреты или ограничения, установленные законодательством и международными договорами РФ, по нашему мнению, не целесообразно включать в закон, поскольку данные положения подробно излагаются в транспортных уставах и кодексах.
Также вызывает сомнение норма Проекта п.7 ст.5 об оказании транспортно-экспедиторских услуг по услови-
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
ям смешанного договора. Статья 421 (п.3) ГК РФ дает определение смешанного договора, как договора, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Таким образом, это положение Проекта является излишним. Непонятным является и указание в Проекте на то, что услуги по смешанному договору должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, а не в соответствии с ГК РФ.
Проектом предлагается следующий подход при организации перевозок - при заключении одним лицом договоров, предусматривающих оказание отдельных транспортно-экспедиторских услуг, преследующих цель организации перевозки конкретного груза (партии груза), условия таких договоров и порядок оказания указанных услуг должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом о транспортно-экспедиторской деятельности. Исполнитель указанных договоров должен являться экспедитором. Такие договоры признаются договорами транспортного экспедирования (п.8 ст.5). По нашему мнению, строгое следование этим нормам может привести к затруднениям на практике при его толковании. Лицо, заключившее подобный договор - это клиент, и не вызывает сомнений, что его контрагентом является экспедитор, т.е. заключается договор транспортной экспедиции. Стороной в таком договоре является экспедитор, с которым и заключается договор.
Пункт 9 ст.5 Проекта говорит о том, что условия договора транспортного экспедирования, не предусмотренные федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, определяются сторонами договора транспортного экспедирования. По нашему мнению, вряд ли есть необходимость в данной норме, которая, по сути, говорит о случайных условиях договора.
Статья 6 Проекта «Страхование риска ответственности экспедитора» устанавливает право экспедитора застраховать риск своей ответственности перед клиентом по договору транспортного экспедирования, в том числе по письменному поручению клиента (страхование договорной ответственности). Поскольку данный вид страхования не является обязательным в силу закона, не имеется возражений по включению данных норм, хотя возникает вопрос о его целесообразности, как вида добровольного страхования.
В п.3 ст.6 Закона №87 предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей установлен в соответствии с определенными нормами международного частного права. Правила об ограничении ответственности были определены в Протоколе 1968г. к Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924г. (Правила Висби). По выбору лица, предъявляющего
требования, применялась сумма 666, 67 (если перевозился сравнительно легкий груз) или сумма 2 СПЗ за один килограмм массы брутто - если перевозился тяжелый груз. В дальнейшем, это правило было включено в КТМ РФ (ст.170). Под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах СПЗ исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах СПЗ перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон. Россия является членом МВФ с 1992г. и Центральный банк РФ регулярно публикует стоимость СПЗ в валютах различных государств, в том числе в рублях. В Проекте, при новой редакции норм о пределе ответственности экспедитора было исключено указание на экспедиторские услуги, связанные с перевозками в международном сообщении и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов, тогда как такие нормы для перевозок грузов в заграничном сообщении сегодня включены в соответствующие уставы и кодексы.
Проектом внесена новая статья 3 «Государственное регулирование транспортно-экспедиторской деятельности». В развитии норм данной статьи в Проект включены 3 новые главы, целью которых является усиление государственного контроля и надзора в данной сфере деятельности.
Глава 4 Проекта называется «Реестр экспедиторов» в которой регулируются вопросы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц в реестре экспедиторов, ведением реестра, условиями включения сведений в реестр, а также механизм, связанный с включением сведений в реестр экспедиторов. Установлено, что государственная регистрация юридических лиц в реестре экспедиторов и ведение реестра путем включения, исключения или изменения в нем сведений о юридическом лице осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Прежде чем остановиться на данных нововведениях, следует кратко напомнить историю развития самого института транспортной экспедиции. Известно, что в нашей стране, несмотря на всю важность указанного договора, он зачастую рассматривался лишь как вспомогательный правовой институт, способствующий организации перевозок грузов. Достаточно напомнить, что в российском (советском) законодательстве такой договор отсутствовал, а впервые нормы о транспортной экспедиции были включены в Главу 13 «Перевозка» Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991г., где также прослеживалась связь договора экспедиции с договором перевозки. Лишь в 1996г. во вторую часть ГК РФ была включена
Глава 41 «Транспортная экспедиция», а в 2003г. был принят Закон №87. Однако, отношение к данному договору как к вспомогательному все еще сохраняется. В этой связи следует отметить, что договор транспортной экспедиции не является исключением. Например, Глава XIII КТМ РФ содержит нормы о договоре морского агентирования, а Глава XIV КТМ РФ о договоре морского посредничества. Так согласно ст.232 КТМ РФ по договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории. Морской агент может совершать юридические и иные действия с согласия судовладельца также в пользу другой стороны, уполномочившей его на такие действия. Он также выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с капитаном морского порта и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз и т.д. Таким образом, функции морского агента являются не менее объемными и серьезными, чем функции экспедитора. Тоже самое можно сказать и о морском брокере, который по поручению доверителя также может совершать ряд действий по договору морского посредничества (ст.240, 241 КТМ РФ). Однако, ни в отношении морского агента, ни в отношении морского брокера никогда не ставился вопрос относительно включения их в государственный реестр подобных лиц. В связи с этим, нам представляется недостаточно убедительным включение в Проект Главы 4. Кроме того, в последнее время для некоторых юридических лиц наоборот была исключена регистрация в такого рода реестрах (см. например, Закон №355 от 28.11.2015), что на наш взгляд является конструктивным, поскольку устраняет дополнительные барьеры в осуществлении предпринимательской деятельности.
Проектом предложена новая статья 30 «Орган государственного контроля (надзора) и предмет проверки транспортно-экспедиторской деятельности». При обсуждении Проекта указывалось, что такой орган отсутствует и соответствующих функций нет в положениях о Министерстве транспорта Российской Федерации и иных федеративных органах исполнительной власти. На наш взгляд, наделять функциями государственного контроля (надзора) Министерство транспорта РФ именно в сфере транспортно-экспедиторской деятельности является излишним, поскольку к данным отношениям по указанию п.2 ст.30 Проекта применяются положения специального Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При подготовке данной статьи была использована информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
Список литерат уры:
1. Степанова Н.А. Гражданско-правовая ответственность лица, действующего в чужом интересе. // Бизнес в законе. -2015. - №2. - С.64-66.
2. Маряшин В.Е. Мореходность судна, как ключевое условие договора морской перевозки груза в трамповом сообщении. // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №6. -С.131-133.
3. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма - 2011. - 352 с.
4. Вопросы международного частного, сравнительного и гражданского права, международного коммерческого арбитража: LIBER AMICORUM в честь А.А. Костина, О.Н. Зи-менковой, Н.Г. Елисеева / сост. и науч. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова, А.И. Муранов, Е.В. Вершинина. М.: Статут -2013.- 382 с.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность представленной статьи связана с анализом некоторых вопросов, возникающих при регулировании транспортно-экспедиторской деятельности. Следует отметить, что автор последовательно интересуется данной проблематикой и данная статья является не первой, в которой исследуются правоотношения, связанные с транспортно-экспедиторской деятельностью. Автор комментирует положения Проекта Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 10.07.2015г., сравнивая их с действующим законом, а также рядом подзаконных нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиторской деятельности. В работе проводится анализ предлагаемых новелл относительно предмета и сферы регулирования закона, основных понятий, включенных в Проект (таких как «транспортно-экспедиторские услуги», «экспедитор», «экспедиторские документы» и др.), а также ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Особо следует отметить позицию автора в связи с включением в Проект норм, содержащих определение и признаки договора транспортной экспедиции. В статье обращается внимание на ряд спорных положений Проекта о договоре транспортной экспедиции.
Автор также останавливается на характеристике новых глав, предложенных к внесению в Закон (о реестре экспедиторов, об организации государственного контроля (надзора) в сфере транс-портно-экспедиторской деятельности).
По нашему мнению, подобное обсуждение норм Проекта имеет большое значение, поскольку позволяет как практическим, так и научным работникам оказывать влияние на формирование определенных направлений в регулировании данной сферы до принятия соответствующего закона.
Представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям и может быть рекомендована к опубликованию.
Заведующая кафедрой Гражданско-правовых дисциплин НОУ ВПО «Московский институт экономики, политики и права», К.ю.н., доцент
И.В. Новоженина