Научная статья на тему 'КООРДИНАТНАЯ ОПЕРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ ЗАКАЗОВ НА КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ'

КООРДИНАТНАЯ ОПЕРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ ЗАКАЗОВ НА КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / КОНТЕЙНЕРНАЯ ПЕРЕВОЗКА / СТРУКТУРА ЗАКАЗА / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ СТРУКТУРЫ ЗАКАЗА / ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКАЗАМИ / КООРДИНАТНАЯ ОПЕРОГРАММА / TRANSPORT EXPEDITION / CONTAINER TRANSPORTATION / ORDER STRUCTURE / ORDER STRUCTURE BALANCE / ORDER MANAGEMENT TOOL / COORDINATE OPEROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широченко Н. В., Гильц Н. Е.

Выполнение услуг по транспортной экспедиции контейнерных мультимодальных перевозок требует учета ряда особенностей их организации. Среди них: проверки при пересечении границ; условия и сроки хранения груза; учет и идентификация партий груза; способ получения контейнера в управление. Транспортно-экспедиторская компания может использовать различные схемы, управляя своей структурой заказов, которая должна быть сбалансированной. В российских условиях для транспортно-экспедиционной компании сбалансированность может обеспечить примерное равенство экспортных контейнерных перевозок сумме импортных и внутри российских. Учет, оценку и, при необходимости, корректировку заказов с помощью изменений действий участников перевозки и их количества на каждом этапе заказа, позволяет выполнить использование такого инструмента управления заказами как координатная оперограмма.Performing transport forwarding services for container multimodal transport requires taking into account a number of features of their organization. Among them: checks at border crossings; conditions and terms of cargo storage; accounting and identification of cargo shipments; method of receiving the container for management. A freight forwarding company can use different schemes to manage its order structure, which must be balanced. In Russian conditions, for a freight forwarding company, a balance can provide an approximate equality of export container trafficto the amountof import and domestic. Tracking, evaluating and, if necessary, correcting orders by changing the actions of transport participants and their quantity at each stage of the order, allows you to use such an order management tool as a coordinate operogram.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КООРДИНАТНАЯ ОПЕРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ ЗАКАЗОВ НА КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ»

Раздел 3

ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

УДК 658

Для цитирования: Широченко Н. В., Гильц Н. Е. Координатная оперограмма как инструмент управления структурой заказов на контейнерные перевозки транспортно-экспедиторской компании // Менеджмент социальных и экономических систем. 2019. № 3. С. 37-41.

For citations: Shirochenko N. V., Gilts N. E. Coordinate operogram as a tool for managing the structure of orders for container transportation of a freight forwarding company // Social and economic systems management. 2019, No. 3, Рр. 37-41. (In Russ., abstr. in Engl.)_

КООРДИНАТНАЯ ОПЕРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ ЗАКАЗОВ НА КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ

КОМПАНИИ

Н. В. Широченко, Н. Е. Гильц

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nvshir@mail.ru, negilts@mail.ru

Выполнение услуг по транспортной экспедиции контейнерных мультимодальных перевозок требует учета ряда особенностей их организации. Среди них: проверки при пересечении границ; условия и сроки хранения груза; учет и идентификация партий груза; способ получения контейнера в управление. Транс-портно-экспедиторская компания может использовать различные схемы, управляя своей структурой заказов, которая должна быть сбалансированной. В российских условиях для транспортно-экспедиционной компании сбалансированность может обеспечить примерное равенство экспортных контейнерных перевозок сумме импортных и внутри российских. Учет, оценку и, при необходимости, корректировку заказов с помощью изменений действий участников перевозки и их количества на каждом этапе заказа, позволяет выполнить использование такого инструмента управления заказами как координатная оперограмма.

Ключевые слова: транспортная экспедиция, контейнерная перевозка, структура заказа, сбалансированность структуры заказа, инструмент управления заказами, координатная оперограмма.

COORDINATE OPEROGRAM AS A TOOL FOR MANAGING THE STRUCTURE OF ORDERS FOR CONTAINER TRANSPORTATION OF A FREIGHT

FORWARDING COMPANY

N. V. Shirochenko, N. E. Gilts

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nvshir@mail.ru, negilts@mail.ru

Performing transport forwarding services for container multimodal transport requires taking into account a number offeatures of their organization. Among them: checks at border crossings; conditions and terms of cargo storage; accounting and identification of cargo shipments; method of receiving the container for management. A freight forwarding company can use different schemes to manage its order structure, which must be balanced. In Russian conditions, for a freight forwarding company, a balance can provide an approximate equality of export container trafficto the amountof import and domestic. Tracking, evaluating and, if necessary, correcting orders by changing the actions of transport participants and their quantity at each stage of the order, allows you to use such an order management tool as a coordinate operogram.

Keywords: transport expedition, container transportation, order structure, order structure balance, order management tool, coordinate operogram.

Инструменты управления заказами объединяют множество процессов, связанных в единую услугу, которую предоставляет транспортно-экспедиторс-кая компания своему клиенту. Услуга транспортно-экспедиторской компании содержит большое количество взаимозаменяемых ролей на различных этапах исполнения цикла заказа. При этом любая ошибка, которая может произойти на одном из этапов исполнения, может привести к увеличению сроков доставки товарно-материальных ценностей, либо увеличению стоимости доставки грузов до конечного потребителя за счёт дополнительных транспортных расходов.

В настоящее время, по данным международной федерации экспедиторских ассоциаций 75-85 % отправок оформляются транспортно-экспедиторс-кими компаниями и агентскими фирмами как контейнерные перевозки [1].

Если перевозка является мультимодальной, ее заказчик имеет только один договор на транспорт-но-экспедиционное обслуживание с экспедитором, который при оказании услуг имеет множество договоров с терминальными площадками, портами, линейными перевозчиками и их агентами. При осуществлении такой перевозки с множеством участников экспедитор обязан аккумулировать большой объем информации в виде различных документов, требования к оформлению которых обусловлено российским и международным законодательством.

При взаимодействии транспортно-экспедиторс-кой компании с перевозчиками - агентами, организовывая услуги мультимодальных перевозок, необходимо учитывать следующие особенности организации данного типа перевозок:

- Проверки при пересечении границ. Контейнеры не подвергаются проверке при транзитном пересечении границ государств, так как они были заранее проверены таможенными органами страны отправления и запломбированы [2]. Товар будет один раз распакован, непосредственно в пункте доставки при проверке таможенными органами в конечном пункте доставки. Товар может быть отправлен на таможенный досмотр при ошибках в оформлении грузовой таможенной декларации, что приведет к дополнительным транспортным затратам.

- Условия и сроки хранения груза. Использование контейнеров, как оборудования для перевозки позволяет хранить груз в различных погодных условиях без рисков, связанных с перетаркой. Местами хранения и перевалки груженых контейнеров с грузом являются места смены вида транспорта (грузовые терминалы с подъездными путями, морские и речные порты), что позволяет консолидировать партии грузов на различных этапах перевозки. Сроки хранения груженых контейнеров в перевалочных пунктах могут отклоняться от плановых показателей в большую сторону из-за бездействия

заказчика, бездействия экспедитора или форс-мажорных обстоятельств. Любая ошибка или замедление участников внешнеэкономической деятельности может привести к возникновению дополнительных затрат [3].

- Учет идентификация партий груза. Учет можно вести в контейнерах, так как у каждого контейнера есть уникальный префикс, по которому можно его идентифицировать и соответственно можно идентифицировать определенную партию груза.

Особо необходимо отметить такую особенность исполнения заказа при перевозке в контейнерах, как способ получения контейнера в управление транспортно-экспедиторской компании. При выборе международных линейных контейнеров транс-портно-экспедиционная компания может отправить контейнер из региона доставки на экспорт, либо отправить данный контейнер в другой регион по каботажной схеме для последующей экспортной отправки. Расходы на сдачу контейнера в сток при использовании данной схемы снижаются. Однако возникают риски из-за возможного отсутствия экспортных заказов у компании перевозчика. Могут возникнуть и дополнительные расходы из-за дополнительного хранения порожнего контейнера в ожидании подачи под заказ [4].

Таким образом, получить контейнер в управление транспортно-экспедиторская компания может следующими способами:

1. Использовать кругорейсную схему доставки контейнеров в регион. Кругорейсный контейнер -линейный контейнер, который берется в иностранном порту отправления для отгрузки с грузом на территорию РФ и дальнейшим возвратом контейнера, либо в пограничный порт, через который контейнер заходил на территорию РФ со сдачей в сток линии, либо на экспорт в порты, согласованные с линией [5]. Кругорейсные контейнеры используется при перевозках сначала в импорте, а затем в экспорте.

2. Использовать каботажную схему доставки контейнеров в регион. Каботажный контейнер -линейный контейнер, который берется в линейном стоке контейнеров для внутрироссийской перевозки, например, из Москвы, либо из Санкт-Петербурга в СФО, а затем для последующей экспортной отправки на согласованных с линией условиях.

3. Получить контейнер под перевозку в контейнерном стоке контейнеров в регионе отправки. Использование данной схемы подвержено постоянному риску, связанному с необеспечением заказчика контейнерным оборудованием, так как есть регионы, в которых контейнеры в дефиците [6].

При работе над структурой заказов транспорт-но-экспедиторская компания должна учитывать все указанные особенности своей хозяйственной деятельности. Чтобы минимизировать различные региональные особенности, где ведет свою основную

деятельность компания, структура заказов должна быть сбалансированной. При несбалансированной структуре заказов компания несет риски по потере прибыли от реализации заказов из-за регулярных колебаний, которые образуются в результате различного спроса и предложения на грузоперевозки и транспортное оборудование.

Пример сбалансированной системы заказов на мультимодальные перевозки транспортно-экспеди-торской компании представлен на рисунке.

15%

50%

35%

■ Экспортные перевозки в контейнерах, в %

■ Импортные перевозки в контейнерах БСЬ, в %

■ Внутрироссийские перевозки в контейнерах, в %

Сбалансированная система заказов на мультимодальные перевозки транспортно-экспедиторской компании

Вышеуказанная система является сбалансированной, так как количество экспортных перевозок равняется всем остальным видам мультимодальных перевозок, что позволяет транспортно-экспедиторс-кой компании поддерживать равномерный поток заказов и своевременно обеспечивать своих клиентов транспортным оборудованием с учетом постоянных изменений на рынке транспортного оборудования и подвижного состава в РФ.

Особенностью сбалансированности структуры заказов транспортно-экспедиторской компании является пропорциональность объема заказов на экспортные перевозки объему импортных перевозок и внутрироссийских перевозок. Только это обеспечит транспортно-экспедиторской компании равномерный поток транспортного оборудования для осуществления перевозок в определенном регионе.

Важно отметить региональные особенности, которые оказывают влияние на структуру заказов. Так, для Красноярского края, в первую очередь, это превышение количества экспортных грузов над количеством поступающего в регион импорта.

В итоге, можно сказать, что транспортно-экспедиторская компания, выполняя мультимо-

дальные перевозками, должна учитывать огромное количество факторов в своей операционной деятельности. Выполнять такой учет возможно с помощью ряда управленческих инструментов, одним из которых является координатная оперограмма.

Целью использования этого инструмента является представление всей работы по транспортной экспедиции как цепи взаимосвязанных элементов и трудовых операций, осуществляемых последовательно.

Операционная цепь оформления заказа может быть довольно длинной. Если возникает необходимость наглядно представить весь процесс работ, зафиксированный на технологической цепочке оформления заказа, можно все имеющиеся на ней данные изобразить в виде координатной оперо-граммы, дополненной документограммой процесса создания и обработки соответствующего комплекса документов.

Технологическая цепочка является в основном средством наблюдения и первоначальной фиксации процесса работы, непосредственно необходимым для составления оперограммы, которая в свою очередь уже служит средством анализа (а впоследствии и проектирования) процесса работы.

Координатная оперограмма получила свое название из-за того, что основой служит сетка координат, на которой и отображаются элементы графика. Показатели же оформляются так: в строчках перечисляются операции, в столбцах - исполнители (структурные подразделения и должности). Операционная цепь проходит сверху вниз. Каждой операции соответствует определенный символ, который помещается на сетке координат в месте пересечения строчки данной операции с колонкой, где указан выполняющий ее исполнитель. Одна или две из граф оперограммы обычно служат для фиксации операционного времени, затрачиваемого на каждую операцию.

Правила для оформления и построения таких графиков в советское время были обобщены и сформулированы Л. А. Бызовым. Важный вклад в совершенствование графических методов анализа и рационализации управленческого труда внесли Я. П. Герчук и Б. И. Кикин. Зарубежный опыт применения оперограмм других видов организационных графиков для рационализации управленческого труда хорошо изложен в работе Р. Вернебурга «Рационализация и техника работы аппарата управления» [7].

Чтобы точно изобразить на графике процесс работы, необходимо показать этапы и операции, из которых он складывается, документы, в которых он отражается, их трансформацию и перемещение, производственные участки (структурные подразделения аппарата или рабочие места), принимающие участие в выполнении данной работы. При этом важно получить объективную картину существующего положения дел.

Шаблон для анализа деятельности участников определенного вида перевозок

№ Документы и операции Участники перевозки Описание деятельности участников перевозки

1 Наименование документов и операций Указываются участники перевозки Описывается деятельность каждого участника перевозки на различных этапах перевозки

График выполняемых операций отражает структуру выполнения заказа. Этапы работы могут осуществляться последовательно или параллельно. На данных одного документа может создаваться несколько вторичных документов, каждый из которых может «расщепляться» далее. Вертикальной составляющей координатной оперограммы является выделение состава участников перевозок, который будет соответствовать организационной структуре управления перевозкой.

Анализ списка возможных участников при реализации грузоперевозок поможет в дальнейшем выделить дублирующиеся операции в управлении заказами между участниками всего процесса и оптимизировать их для повышения производительности труда в транспортно-экспедиторской компании. Различные условия поставки будут оказывать значительное влияние на количество участников перевозки и перечень анализируемых операций. Далее необходимо определить список документов, операций и участников грузоперевозок, которые могут повлиять на время прохождения определенного документа при реализации заказа транспортно-экспедиторской компании.

При анализе и совершенствовании управления заказами важно выделить деятельность каждого участника в каждой составляющей различных этапов перевозки и описать основную деятельность каждого участника, чтобы оценить все операции участников перевозки со стороны экспедитора при реализации заказа с целью дальнейшей оптимизации деятельности, связанной с управлением заказами [8].

Шаблон для анализа деятельности участников определенного вида перевозок представлен в таблице.

Анализ деятельности участников на каждом этапе перевозки в заранее определенном виде перевозок позволяет проанализировать существующие связи в управлении заказами и, при необходимости, внести корректировки в деятельность определенных участников.

При анализе деятельности участников перевозки необходимо будет отдельно выделить каждый вид перевозок (импорт, экспорт, внутрироссийские перевозки) и провести анализ условий поставки, также необходимо понимать важность условий поставки, указанных в международном договоре купли-продажи, которые могут значительно повлиять на количество участников перевозки и операции при их реализации.

Применение оперограмм позволяет наглядно оценивать структуру заказов и, при необходимости, корректировать управление заказами с помощью изменений действий участников перевозки и их количества на каждом этапе заказа с целью совершенствования процессов, связанных с управлением заказами транспортно-экспедиторской компании.

Использование координатной оперограммы позволяет оценить эффективность организации управления заказами транспортно-экспедиторской компании и при необходимости скорректировать ее.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт ФИАТА [Электронный ресурс]. URL: http://fiata.com/home.html (дата обращения: 05.04.2019).

2. Организация транспортно-логистических систем для перевозок экспортно-импортных грузов : учебник / А. В. Кириченко, А. В. Кулешов, Е. А. Королева и др. СПб. : ИПО «Базис», 2013. 312 с.

3. Копылова Е. В., Куликова Е. Б. Сервис на транспорте (железнодорожном) : учеб. пособие. М. : МИИТ, 2013. 216 с.

4. Гильц Н. Е., Емелин А. А. Современное состояние и тенденции развития контейнерных перевозок в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : сб. материалов XIV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню космонавтики (09-13 апреля 2018 г., Красноярск) : в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. Красноярск, 2018. URL: https://apak.sibsau.ru/page/ materials (дата обращения: 05.04.2019).

5. Нефедьева Ю. С. Разработка сбалансированной системы показателей : учеб. пособие / под ред. А. М. Гершуна, Ю. С. Нефедьевой. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015. 128 с.

6. Резер С. М. Логистика экспедирования грузовых перевозок» : учебник. М. : ВИНИТИ РАН, 2016. 404 с.

7. Вернебург Р. Рационализация и техника работы аппарата управления. М. : Прогресс. 1967. 427 с.

8. Емелин А. А., Гвоздкова А. А. Особенности организации и управления мультимодальными перевозками // Логистические системы в глобальной экономике : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (2 марта 2018 г., Красноярск) : электрон. сб. / СибГУ им. М. Ф. Решетнева. Красноярск, 2018. С. 323-326.

References

1. FIATA official website [Electronic resource]. URL: http://fiata.com/home.html (accessed: 05.04.2019).

2. Organization of transport and logistics systems for the transport of export-import cargo : a textbook / A. V. Kirichenko, A. V. Kuleshov, E. A. Koroleva, E. M. Rogova, I. V. Cherepanov. Saint Petersburg, IPO "Basis", 2013, 312 p.

3. Kopylova E. V., Kulikova E. B. Service in transport (railway) : textbook. Moscow, MIIT, 2013, 216 p.

4. Gilts N. E., Emelin, A. A. The current state and development trends of container transportation in the Russian Federation [Electronic resource] // Sat materials of the XIV Intern. Scientific-practical conf. Cosmonautics day (April 9-13, 2018, Krasnoyarsk) : at 3 vols. Vol. 3 / Ed. Yu. Yu. Loginova ; Reshetnev University. Krasnoyarsk, 2018. Access mode: https://

apak.sibsau.ru/page/materials. Zagl. from the screen. Pp.288-290.

5. Nefedieva Yu. S. The development of a balanced scorecard: a training manual / Ed. A. M. Gershun, Yu. S. Nefedieva. Moscow, CJSC "Olymp-Business", 2015, 128 p.

6. Rezer S. M. Logistics of freight forwarding : a textbook. Moscow, VINITI RAS, 2016, 404 p.

7. Werneburg R. Rationalization and the technique of the administrative apparatus. Moscow, Progress Publishing House, 1967, 427 p.

8. Emelin A. A., Gvozdkova A. A. Features of the organization and management of multimodal transportation // Logistic systems in the global economy : Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference (March 2, 2018, Krasnoyarsk) ; Reshetnev University. Krasnoyarsk, 2018, Pp. 323-326.

© maneras» H. B., r™^ H. E., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.