С.А. ИВАНОВА, доктор юридических наук, профессор, заместитель первого проректора по учебной и методической работе, заведующая кафедрой «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ1
Фактически развитие высшего образования представляет собой стабильное, динамично устойчивое состояние национальной системы высшего образования, позволяющее обеспечить непрерывную подготовку кадров высшей квалификации в современных условиях как направление деятельности государств, умело использующее современные тенденции развития высшего образования, обусловленные воздействием инноваций на национальную экономику и интеграционных процессов глобализации, для устойчивого, поступательного
1 Научная публикация выполнена по результатам НИР «Развитие институтов гражданского общества в системе частноправовых отношений», на основании Государственного задания Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на 2014 году за счет средств бюджетного финансирования.
S. A. IVANOVA, doctor of jurisprudence, professor, deputy first vice rector
for educational and methodical work, manager of Civil law chair of Financial University under the Government of the Russian Federation
CONTRACT ON EDUCATION: CONCEPT, CONTENTS, LEGAL REGULATION
Actually development of the higher education represents the stable, dynamically steady condition of national system of the higher education allowing to provide continuous training of the top skills in modern conditions as the activity of the states which is skillfully using the current trends of development of the higher education caused by impact of innovations on national economy and integration processes of globalization for sustainable, forward development as in general systems of training of the top skills, so separate universities, etc. in particular.
Keywords: the higher education, the contract on education, reception on training, education, pedagogics, educational services, shots of the top skills, the pedagogical relations, educational activity, the teacher, the student.
развития как в целом системы подготовки кадров высшей квалификации, так отдельных университетов и т.п. в частности.
Ключевые слова: высшее образование, договор об образовании, прием на обучение, воспитание, педагогика, образовательные услуги, кадры высшей квалификации, педагогические отношения, образовательная деятельность, преподаватель, студент.
Договор об образовании заключается в простой письменной форме между: 1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица); 2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.1
1 См.: Грудцына Л.Ю. Проблемы совершенствования правового регулирова-
Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора. Образование, будучи сложным и развитым социальным институтом, изучается специальной наукой - педагогикой, которая представляет собой систему отдельных наук. В их число входит общая педагогика, возрастная педагогика, история педагогики и образования и т.д. Что касается восприятия юридической наукой всего отмеченного разнообразия образовательных отношений, то наиболее полно и последовательно мысль о разнообразии правоотношений в области образования в советской юридической литературе высказана Г.А. Дороховой: в области образования важное место занимают педагогические отношения, которые предполагают правовое равенство субъектов, исключают применение административно-правового метода. В педагогических правоотношениях используемые преподавателем методы властвования носят моральный характер, принимая форму замечаний, вызова родителей, стимулирования учащихся. Одновремен-
ния деятельность инновационных предприятий при образовательном учреждении // Образование и право. 2012. № 11(39); Студенцов A.B. Инфляционные потери. арбитражный компонент инвестиционных рисков в Беларуси // Евразийская адвокатура. 2013. № 1 (2). -С. 108-113.
но Г.А. Дорохова отмечает, что уже административно-правовые отношения как элементы отношений по народному образованию являются неоднородными и основываются как на принципах прямого подчинения, так и на принципах взаимообусловленности прав государств и гражданина, принципах гражданина, взаимной правовой ответственности.2
В итоге анализа Г.А. Дорохова приходит к выводу о том, что административно-правовые отношения с участием гражданина являются основными, определяющими вид правоотношений по народному образованию. А метод их регулирования, хотя отчасти и отличается от традиционного административно-правового метода с характерным для него признаком власти — подчинения, оказывает существенное влияние на регулирование всех отношений по народному образованию.3 Другие авторы, например И.Е. Фарбер, исследуя специфику правовых отношений в области образования, полагают, что отношения, возникающие в сфере образования, являются не только административно-правовыми отношениями как отношения власти — подчинения, но и правоотношениями в области трудового, гражданского, семейного законо-дательства.4
2 См.: Дорохова Г.А, Законодательство о народном образовании. М., 1985. С. 1016.
3 См.: Там же.
4 См.: Фарбер И.Е, Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 6.
Существенные изменения в регулировании сферы образования произошли с принятием в 1992 г. Закона об образовании. Важнейшая область социальной сферы общества получила новый виток своего развития, связанный, прежде всего, с введением новых, неизвестных ранее советскому образованию институциональных элементов, таких, как предоставление обучающимся права получать общее и профессиональное образование не только на бюджетной, но и на платной основе, возможности организации и функционирования негосударственных образовательных организаций. Это повлекло внедрение не только новых инструментов осуществления образовательной деятельности, но и обусловленного этим появлением новых категорий и понятий. Одним из таковых стала образовательная услуга.
Введенная названным Законом как вид платной образовательной деятельности, рассматривавшийся скорее как исключение в деятельности образовательного учреждения, обусловленное недостаточным его бюджетным финансированием, образовательная услуга постепенно приобрела все более широкое смысловое значение. Сегодня исследователи все чаще исходят не из буквального содержания данного понятия, закрепленного законодательством, а придают ему более объемное звучание, рассматривая образовательные услуги не просто как вид образовательной деятельности платного характера, а как ее основное содержательное наполне-
ние. Вместе с тем названная законодательная особенность, а также отсутствие четкого легального определения образовательной услуги в Законе об образовании предопределяет появление в литературе широкой дискуссии о ее содержании.5
Так, В.М. Сырых придерживается узкого подхода в определении образовательных услуг, утверждая, что поскольку Закон об образовании проводит границу между деятельностью образовательного учреждения и оказываемыми им платными дополнительными услугами, то и отнести к сфере образовательных услуг образование, получаемое в рамках образовательных стандартов даже на платной основе, не представляется возможным.6 Воз-мездность как важнейший критерий определения образовательной услуги рассматривает С.В. Куров. По его мнению, в платной образовательной сфере само понятие «образование» вытесняется понятием «образовательные услуги» как более точно отражающим характер регулируемых отношений.7 Автор подчеркивает различную правовую природу
5 См.: Грудцына Л.Ю. Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» трудночитаем и трудноисполним // Образование и право. 2011. № 2(18).
6 См.: Cûipûix В.М. О юридической природе образовательного договора с условием оплаты обучающимся стоимости обучения // Право и образование. 2002. № 4. С. 69 - 74.
7 См.: Куров С.В. Образовательные
услуги: гражданско-правовой аспект. М.,
1999. С. 40 - 41.
отношений по обучению и воспитанию, возникающих на возмездной и безвозмездной основе. Эта позиция поддерживается А.В. Белозеровым, по мнению которого образование, получаемое за счет бюджетных средств, и образование, получаемое на возмездной основе, регулируются нормами различных отраслей права.8
Платность как основополагающий элемент образовательной услуги видит в своих исследованиях и Г.Д. Шкарлупина. Однако ее подход еще более сужает понятие образовательных услуг, в качестве которых автор рассматривает «деятельность, превышающую государственный образовательный стандарт и носящую дополнительный характер в непрофильном образовательном учреждении».9
Например, В.К. Загвоздкин отмечает, что в Европе многие авторы обоснованно отклоняют чисто рыночный подход в образовании, так как общедоступность и равенство шансов в образовании являются такими ценностями, от которых никто не желает отказываться. Особо тщательно анализируется понятие товара или услуги в применении к образованию, а также идея школы как предприятия. Например, немец-
8 См.: Белозеров A.B. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 32.
9 См.: Шкарлупина Г.Д. Образовательные услуги или обучение на возмездной основе - различие должен определить закон // Право и образование. 2008. № 3.
кий исследователь Ф.Р. Йах сознательно не употребляет слово «услуги» в отношении образования, так как оно не является для него товаром и не может быть отнесено к сфере услуг.
Ян де Грооф, проанализировав понятия «образовательные услуги» и «образование», пришел к выводу, что между ними существует четкое разграничение. В частности, он объясняет это тем, что в Законе «Об образовании» понятие «образование» раскрывается «как процесс развития личности, общественного воспитания и профессионального обучения». При этом образовательным услугам отводится второстепенная роль, поскольку, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», они могут оказываться образовательным учреждением только «за пределами определяющих его статус образовательных программ» (п. 6 ст. 14).10
Такой довольно узкий подход к определению образовательных услуг основывается на буквальном толковании законодательных положений. Действительно, образовательное законодательство рассматривает образовательные услуги как вид социально-экономических благ, который требует для своего производства и потребления определенных экономических затрат и соответствующего возмещения.
10 Cm.: Jan De Groof, Gracienne Lauwers, Vladimir M. Filippov (eds.). Adequate Education Law for Modern Russia. Leuven/Apeldoom, Garant, 2001. P. 26.
Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведе-
ния.11
Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной осно-
11 См.: Грудцына Л.Ю, Идея гражданского общества в творчестве М.М. Сперанского // Образование и право. 2011. № 3(19). С. 217-225.
ве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.12
Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и под-
12 См.: Грудцына Л.Ю. Правовые основы системы управления учреждениями высшего профессионального образования // Образование и право. 2012. № 11(39).
готовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц.
Библиографический список:
1. Jan De Groof, Gracienne Lauwers, Vladimir M. Filippov (eds.). Adequate Education Law for Modern Russia. LeuvenIApeldoom, Garant, 2001. P. 2б.
2. Бeлoзepoв A.B. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: Дис. ... канд. юрид. наук. M., 2000. С. 32.
3. Гpyдцыlнa Л.Ю. Идея гражданского общества в творчестве M.M. Сперанского II Образование и право. 2011. № 3(19). С. 217-225.
4. Гpyдцыlнa Л.Ю. Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» трудночитаем и трудноисполним II Образование и право. 2011. № 2(1B).
5. Гpyдцыlнa Л.Ю. Проблемы совершенствования правового регулирования деятельность инновационных предприятий при образовательном учреждении II Образование и право. 2012. № 11(39).
6. Гpyдцынa Л.Ю., Ивaнoвa C.A. Экономические и правовые аспекты системы управления высшими учебными заведениями в России II Образование и право. 2012. № 4(32).
7. Гpyдцыlнa Л.Ю. Правовые основы системы управления учреждениями высшего профессионального образования II Образование и право. 2012. № 11(39).
B. Дopoxoвa ГЛ. Законодательство о народном образовании. M., 19B5. С. 10-1б.
9. Kypoв C.B. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. M., 1999. С. 40 - 41.
10. Cmyдeнцoв A.B. Инфляционные потери. арбитражный компонент инвестиционных рисков в Беларуси II Евразийская адвокатура. 2013. № 1 (2). - С. 10B-113.
11. Сыьрыьх B.M. О юридической природе образовательного договора с условием оплаты обучающимся стоимости обучения // Право и образование. 2002. № 4. С. б9 - 74.
12. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. б.
13. Шкарлупина Г.Д. Образовательные услуги или обучение на возмездной основе - различие должен определить закон // Право и образование. 200B. № 3.
Bibliograficheskiy spisok:
1. Jan De Groof, Gracienne Lauwers, Vladimir M. Filippov (eds.). Adequate Education Law for Modern Russia. Leuven/Apeldoom, Garant, 2001. P. 2б.
2. Belozerov A.V. Ponyatie i soderzhanie obyazatel'stva po vozmezdnomu okaza-niyu obrazovatel'nyh uslug: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2000. S. 32.
3. Grudtsina L.Yu. Ideya grazhdanskogo obschestva v tvorchestve M.M. Speran-skogo // Obrazovanie i pravo. 2011. № 3(19). S. 217-225.
4. Grudtsina L.Yu. Proekt Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» trudnochitaem i trudno-ispolnim // Obrazovanie i pravo. 2011. № 2(1B).
5. Grudtsina L.Yu. Problemy sover-shenstvovaniya pravovogo regulirovaniya deyatel'nost' innovatsionnyh predpriyatiy
pri obrazovatel'nom uchrezhdenii / / Obrazovanie i pravo. 2012. № 11(39).
6. Grudtsina L.Yu., Ivanova S.A. Ekono-micheskie i pravovye aspekty sistemy upravleniya vysshimi uchebnymi zavedeniyami v Rossii // Obrazovanie i pravo. 2012. № 4(32).
7. Grudtsina L.Yu. Pravovye osnovy sistemy upravleniya uchrezhdeniyami vysshego professional'nogo obrazovaniya // Obrazovanie i pravo. 2012. № 11(39).
8. Dorohova G.A. Zakonodatel'stvo o narodnom obrazovanii. M., 1985. S. 10-16.
9. Kurov S.V. Obrazovatel'nye uslugi: grazhdansko-pravovoy aspekt. M., 1999. S. 40 - 41.
10. Studencov A.V. Infljacionnye poteri. arbitrazhnyj komponent investicionnyh riskov v Belarusi // Evrazijskaja advokatura. 2013. № 1 (2). - S. 108-113.
11. Syryh V.M. O yuridicheskoy prirode obrazovatel'nogo dogovora s usloviem oplaty obuchayuschimsya stoimosti obucheniya // Pravo i obrazovanie. 2002. № 4. S. 69 - 74.
12. Farber I.E. Svoboda i prava cheloveka v Sovetskom gosudarstve. Saratov, 1974. S. 6.
13. Shkarlupina G.D. Obrazova-tel'nye uslugi ili obuchenie na vozmezdnoy osnove - razlichie dolzhen opredelit' zakon // Pravo i obrazovanie. 2008. № 3.