Научная статья на тему 'Договор международного франчайзинга'

Договор международного франчайзинга Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское право / договорное право / коммерческое право / договор / коммерческая концессия / международный франчайзинг / civil law / contract law / commercial law / contract / commercial concession / international franchising

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перов Максим Дмитриевич

Представленное исследование направлено на рассмотрение вопросов, связанных с особенностями нормативно-правового регулирования договора международного франчайзинга. В статье описывается отечественный подход к регламентации договора коммерческой концессии, выделяются признаки данного договора, цели его заключения и интересы, преследуемые сторонами. Основной акцент в работе делается на рассмотрении проблем заключения договора международного франчайзинга, их актуальность, причины возникновения. Автор определяют способы нормативно-правового регулирования договора международного франчайзинга, обозначается важность использования принципов международных торговых обычаев. В заключение делается вывод о возможности устранения существующих проблем только при условии унификации национального законодательства, регламентирующего положения о договоре международного франчайзинга, также, на основании выделенных в работе признаков, формулируется определение данного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International franchising agreement

The presented research is aimed at considering issues related to the peculiarities of the legal regulation of an international franchising agreement. The article describes the domestic approach to the regulation of a commercial concession agreement, highlights the features of this agreement, the purposes of its conclusion and the interests pursued by the parties. The main emphasis in the work is on considering the problems of concluding an international franchising agreement, their relevance, and reasons for their occurrence. The author determine the methods of legal regulation of an international franchising agreement, and indicate the importance of using the principles of international trade customs. In conclusion, a conclusion is made about the possibility of eliminating existing problems only subject to the unification of national legislation regulating the provisions on an international franchising agreement, and also, based on the characteristics highlighted in the work, a definition of this agreement is formulated.

Текст научной работы на тему «Договор международного франчайзинга»

Договор международного франчайзинга International franchising agreement

Перов Максим Дмитриевич

Магистрант второго курса, «юридический институт», «БелГУ» Россия, г. Белгород 1310641@bsu.edu.ru

Perov Maxim Dmitrievich

Second-year Master's student, «Law Institute», «BelSU» Russia, Belgorod 1310641@bsu.edu.ru

Научный руководитель Максименко Александр Владимирович

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса,

«Юридический институт», «БелГУ» Россия, г. Белгород maksimenko_av@bsu.edu.ru

Scientific supervisor Maksimenko Alexander Vladimirovich

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure,

«Law Institute», «BelSU» Russia, Belgorod maksmenko_av@bsu.edu.ru

Аннотация.

Представленное исследование направлено на рассмотрение вопросов, связанных с особенностями нормативно-правового регулирования договора международного франчайзинга. В статье описывается отечественный подход к регламентации договора коммерческой концессии, выделяются признаки данного договора, цели его заключения и интересы, преследуемые сторонами. Основной акцент в работе делается на рассмотрении проблем заключения договора международного франчайзинга, их актуальность, причины возникновения. Автор определяют способы нормативно-правового регулирования договора международного франчайзинга, обозначается важность использования принципов международных торговых обычаев. В заключение делается вывод о возможности устранения существующих проблем только при условии унификации национального законодательства, регламентирующего положения о договоре международного франчайзинга, также, на основании выделенных в работе признаков, формулируется определение данного договора.

Annotation.

The presented research is aimed at considering issues related to the peculiarities of the legal regulation of an international franchising agreement. The article describes the domestic approach to the regulation of a commercial concession agreement, highlights the features of this agreement, the purposes of its conclusion and the interests pursued by the parties. The main emphasis in the work is on considering the problems of concluding an international franchising agreement, their relevance, and reasons for their occurrence. The author determine the methods of legal regulation of an international franchising agreement, and indicate the importance of using the principles of international trade customs. In conclusion, a conclusion is made about the possibility of eliminating existing problems only subject to the unification of national legislation regulating the provisions on an international franchising agreement, and also, based on the characteristics highlighted in the work, a definition of this agreement is formulated.

Ключевые слова: гражданское право, договорное право, коммерческое право, договор, коммерческая концессия, международный франчайзинг.

Key words: civil law, contract law, commercial law, contract, commercial concession, international franchising.

Регулирование договора коммерческой концессии осуществляется действующим Гражданским кодексом Российской Федерации. Так, статья 1027 гласит: «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без

указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)» [1].

Таким образом, произведя анализ данного определения, можно сделать вывод о том, что к предмету договора коммерческой концессии следует относить имущественные права, которые передаются от правообладателя к пользователю. Многие ученые отмечают, что важнейшим элементом договора коммерческой концессии является прописанное в нем вознаграждение, которое пользователь обязуется выплачивать в пользу правообладателя. Именно при помощи получаемого вознаграждения, правообладатель и получает выгоду из заключенного договора. Помимо вознаграждения, правообладатель также в значительной степени расширяет влияние собственной компании, и, в случае удачного функционирования франчайзинга, значительно повышает собственную репутацию.

В соответствии с действующим законодательством, вознаграждение правообладателю может выплачиваться в следующих видах:

1. Единовременный платеж, который пользователь выплачивает правообладателю по окончанию заключаемого договора.

2. Осуществление периодических платежей правообладателю. Здесь важно отметить, что периодичность подобных платежей, а также их объем, устанавливаются сторонами, которые вступают в договор коммерческой концессии. К примеру, пользователь может обязаться выплачивать вознаграждение правообладателю один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год и т. д.

3. Осуществление платежей, сумма и объем которых формируется в зависимости от выручки, которую получает пользователь в процессе реализации товаров, продуктов и т. п., право на которую он приобрел в результате заключения договора коммерческой концессии. Также, возможно осуществление платежей в зависимости от наценки на оптовую цену товаров.

4. Помимо вышеперечисленных видов вознаграждений, возможны и иные, определяемые в договоре, заключаемом между сторонами [6, с. 197].

Все перечисленные формы вознаграждений правообладателя, могут комбинироваться в отдельно взятых договорах. Анализ юридической литературы показывает, что на данный момент наиболее популярным выступает вознаграждение, формирующиеся из комбинации первого и второго вида. То есть, пользователь вначале выплачивает правообладателю фиксированную сумму, тем самым получая доступ к реализации товаров и т. п., принадлежащих правообладателю, а затем, ежемесячно, ежегодно или в иные сроки, осуществляет периодические платежи.

Описанные признаки присущи не только договору коммерческой концессии, который заключается между двумя субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории России, но и в случаях, когда в качестве одного из них выступает иностранный субъект. В тоже время, международный франчайзинг обладает целым набором собственных, уникальных внешнеэкономических (международных признаков). Само собой, главным из таких признаков всегда будет выступать обязательное наличие иностранного элемента в правоотношениях, который и указывает на их международный характер.

Относительно вопроса о том, каким именно набором признаков обладает договор международного франчайзинга, ведутся споры среди отечественных учёных-цивилистов. Само по себе существование таких споров обусловлено отсутствием легального закрепления понятия рассматриваемого договора, равно как и его содержания. Так, к примеру, гл. 54 действующего ГК РФ не включает в себя отдельной статьи, которая

рассматривала бы договор международного франчайзинга, как отдельную разновидность договора коммерческой концессии. В этой связи, на практике заключения подобных договоров сформировался подход, в соответствии с которым применяется национальное законодательство стран, представителями которых являются субъекты договорных отношений, а также принципы, сформировавшиеся в «обычном торговом праве», иначе именуемом «lex mercatoria», среди которых, на наш взгляд, наибольшим значением обладают:

- «abuse of rights» или «злоупотребление правом», указывающий на то, что не предоставление одной из сторон разумных сроков устранения недостатков в выполнении договорных обязательств может расцениваться в качестве злоупотребления правом;

- «rebus sic stantibus» или «коренное изменение обстоятельств», подразумевающий, что происшествие каких-либо значимых обстоятельств, например, инфляционного кризиса в государстве, представителем которого является сторона договорных отношений, может повлечь за собой увеличение стоимости обязательства;

- «culpa in comprehenda», допускающий возможность взыскания убытков со стороны в случае, если ей не будет заключён основной договор после проведения обсуждения [3, с. 50].

На национальном уровне, коммерческая концессия, также, как и в России, в большинстве стран регламентируется нормами гражданского права, подотраслями коммерческого и договорного права. В отдельных странах, например, во Франции и Федеративной Республике Германия, в рамках международного франчайзинга также задействуется патентное право. Обосновывается такой подход тем, что в процессе заключения соответствующего договора осуществляется передача совокупности прав, обладающих исключительным характером. Сами такие права, к примеру, на фирменное наименования, в обязательном порядке должны проходить государственную регистрацию в патентных ведомствах и иных органах [5, с. 132].

Несмотря на обозначенные выше недостатки, на наш взгляд, торговые обычаи могут использоваться при заключении договоров международного франчайзинга. В частности, посредством таких обычаев можно определить общие для значительного числа стран условия договора, порядок взаимоотношений между сторонами, а также их этику. Такой подход не будет вступать в противоречие с национальным законодательством, однако позволит прийти к более унифицированному регулированию, что в последствии, в случае наличия доказательной базы эффективности применяемых на практике норм, может сказаться уже и на нормотворческой деятельности законодательных органов отдельных государств, склонив их к необходимости использования единообразных принципов заключения договоров международного франчайзинга с другими странами [7, с. 35]. К числу таких принципов, на наш взгляд, должны относиться: «abuse of rights», «rebus sic stantibus», «culpa in comprehenda», неприкосновенность частной собственности, равенство участников, невмешательство третьих лиц в частные коммерческие правоотношения, прибыльность.

Негосударственное регулирование договора международного франчайзинга, осуществляется посредством соблюдения участниками правоотношений принципов, провозглашённых в «lex mercatoria». Подобный подход, несмотря на его практическое применения, представляется наиболее проблематичным. Во-первых, стороны договора в любом случае должны придерживаться нормативно-правовых предписаний актов национального законодательства хотя бы одного из государств, а в случае, если в них отсутствует принцип автономии воли - обоих. Во-вторых, руководство международными обычаями может привести к коллизиям на практике заключения соответствующих договоров, к невозможности обеспечения надлежащего соблюдения и защиты прав сторон договорных отношений [2, с. 47].

Для государств, являющихся членами Европейского Союза, на которых возлагается обязательство по приведению норм национального права в соответствии с предписаниями нормативных актов Европейского Союза, наибольшую актуальность приобретает вопрос наднационального регулирования договора

международного франчайзинга. К слову, ни один из действующих актов ЕС также не закрепляет понятие международного франчайзинга, тем самым, не устанавливая каких-либо конкретных норм, его регулирующих. Однако, к любым коммерческим договорам ЕС предъявляет требование о соблюдении принципа свободной конкуренции, что позволяет отнести регулирование коммерческой концессии данным наднациональным органом не к гражданскому, а конкурентному праву [4, с. 274].

Возвращаясь к вопросу о признаках договора международного франчайзинга, основываясь на существующих подходах, выделенных отечественными учёными-цивилистами, предлагаем сформулировать следующий их перечень, который, на наш взгляд, наиболее полным образом отражает правовую сущность данного вида договорных отношений:

- государственно-правовая принадлежность субъектов договорных правоотношений всегда дифференцирована, т.е. присутствует иностранный элемент;

- основная цель договора - получение обеими сторонами, вне зависимости от их территориального расположения, финансовой прибыли;

- предполагает передачу совокупности исключительных прав от одного субъекта к другому;

- особенности заключения договора, определения его условий, обязанностей, прав сторон и иных аспектов, определяются посредством коллизионного, негосударственного и наднационального регулирования [8, с. 35].

Таким образом, на сегодняшний день нормативно-правовое регулирование договора международного франчайзинга представляется одной из наиболее актуальных гражданско-правовых проблем, над решением которой работают законодатели многих государств. Основная проблема в таком регулировании заключается в отсутствии унифицированного подхода, который мог бы позволить привести практику заключения договора международного франчайзинга к единообразию, исключив при этом какие-либо коллизии и иные трудности, с которыми сегодня сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности. В Российской Федерации сущность обозначенного договора также не определена на уровне национального законодательства, которое закрепляет только нормы, регулирующие договор коммерческой концессии, не делая при этом ссылку на возможный его международно-правовой характер.

Проведенное исследование, в том числе выявленные нами признаки, позволяет сформулировать определение договора международного франчайзинга - соглашение между сторонами, обязательно включающее в себя иностранный элемент, заключаемое в соответствии с нормами национального, наднационального законодательства и торговыми обычаями, подразумевающее передачу комплекса исключительных прав от одного субъекта к другому за вознаграждение.

Список используемой литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Абдурахмонова, Т. Д. Внегосударственное торговое регулирование договора международного франчайзинга / Т. Д. Абдурахмонова // Юридический вестник. - 2020. - № 1. - С. 32-39.

3. Ильина, О. К вопросу о развитии правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области заключения договоров международного франчайзинга / О. Ильина // Интеллектуальная собственность в Беларуси. - 2023. - № 5. - С. 47-52.

4. Кузнецова, Ю.С. Договор международного франчайзинга / Ю. С. Кузнецова // Современные проблемы теории и практики сервисной деятельности. - 2017. - № 1. - С. 274-278.

5. Оплетаев, Б. Д. Договор международного франчайзинга: нормативно-правовые основы / Б. Д. Оплетаев // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 13. С. 132-134.

6. Соболев, Д. В. Правовая сущность и особенности содержания договора международного франчайзинга Э/ Д. В. Соболев // Научные междисциплинарные исследования. - 2020. - № 6. - С. 197-207.

7. Урбанаева, А. И. Некоторые аспекты правового регулирования договора международного франчайзинга / А. И. Урбанаева // ExLegis: правовые исследования. 2018. - № 4. - С. 34-43.

8. Шакель, Н. К вопросу о регистрации договора международного франчайзинга / Н. К. Шакель // Интеллектуальная собственность в Беларуси. - 2021. - № 2. - С. 32-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.