УДК 27-75
Качалов Д.В.
Воспитанник 4 курса бакалавриата Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью)
Научный руководитель: Капинос Р.В. к.э.н., доцент, научный сотрудник БПДС (с м/н), Белгородский ГАУ имени В.Я. Горина,
НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород romulkapinos@gmail.com
Догматическое богословие как важнейший аспект православного сознания в современном мире
Аннотация: Тема статьи посвящена вопросу важности догматического богословия в современном мире для внутреннего духовного состояния православного христианина, а также важности догматического богословия в современном мире для апологетики православной веры.
Ключевые слова: Догматика, богословие, апологетика, ересь, христианство, православие, православное сознание, современный мир.
D.V. Kachalov
4nd year undergraduate pupil Belgorod Orthodox Theological
Seminary (with missionary orientation) Supervisor: R.V. Kapinos Candidate of Economics, Associate Professor, researcher, Belgorod Orthodox Theological Seminary (with missionary orientation), Belgorod State University named after V.Ya. Gorin,
NRU «BelSU» Russia, Belgorod romulkapinos@gmail.com
Dogmatic Theology as the most important aspect of orthodox consciousness
in the modern world
Abstract: The topic of the article is devoted to the importance of dogmatic theology in the modern world for the inner spiritual state of an Orthodox Christian, as well as the importance of dogmatic theology in the modern world for the apologetics of the Orthodox faith.
Key words: Dogmatic, theology, apologetics, heresy, Christianity, Orthodoxy, orthodox consciousness, the modern world.
Важность догматического богословия в современном мире для внутреннего духовного состояния
Архимандрит Софроний (Сахаров) в своем труде «Старец Силуан Афонский» отмечает, что «догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия» [1].
И чтобы показать истинность каждого его слова, сошлемся на святителя Игнатия (Брянчанинова), который в своей книге «Понятие о ереси и расколе» приводит примеры древних ересиархов: «Евтихий был крайне корыстолюбив и, вопреки обету иноческого нестяжания, накопил значительные деньги. Аполлинарий имел наложницу и в своей старости. Арий написал «Талию» - сочинение в стихах, до нас не дошедшее, исполненное бесстыдного разврата. Это сочинение начали
было читать на Первом Никейском Соборе, но отцы Собора отказались слушать его, так оно было срамно, и предали огню экземпляр, им представленный» [2]. И, таким образом, Евтихий, подавляя человеческое начало во Христе, свое человеческое начало в угоду Богу подавить не смог. Аполлинарий, признавая лишь человеческие тело и душу (оюца и и отрицая наличие во Христе ума (уои^), смог показать лишь отсутствие своего ума. И Арий, называя Бога Сына тварью, своим духовным обликом показал, что тварью, возжелавшей низменную похоть телес, был он.
Эти примеры должны возбудить наше понимание, что догматическое сознание любого человека, а в особенности православного, непосредственно влияет на духовное состояние.
И сегодня, чем больше становится не просвещенных догматическим богословием православных людей, тем больше у нашей Церкви становится «богов». Спросишь у одного: «Если Бог - вечен и безначален, значит и человеческая душа Иисуса Христа существовала вечно и не могла появиться в момент непорочного зачатия?». Он ответит «да», и тем самым впадает в ересь Оригена, который утверждал о предсуществующей «Душе-Христа», являющейся Женихом предсу-ществующей Церкви. А на 5 Вселенском Соборе в 553 г. ересь оригенизма была осуждена, и вынесли постановление: «Кто говорит или думает, что душа Господа прежде существовала и соединилась с Богом Словом прежде воплощения и рождения Его от Девы, — да будет анафема» [3]. Спросишь у другого: «Как появляются души людей?». Он ответит: «Бог творит душу каждого человека из ничего». И тут же будет противоречить отдельно взятым вероучительным истинам Православной Церкви. Ведь, во-первых, Бог почил от дел творения в седьмой день и уже не творит, а промышляет о мире, а во-вторых, как тогда переходит греховная порча от Адама на весь род человеческий, или кто станет утверждать, что Бог творит душу с порчей внутри, тем самым возлагая вину за нашу удобопреклонность ко злу, тление, истление и укоризненные страсти на Бога? Впрочем, необходимо отметить, что креационизм и традуционизм не догматизированы и являются богословскими мнениями, отчего у представителей этих двух точек зрения множество аргументов и контраргументов. И спросишь у третьего: «Дух Святой может исходить от Сына?». Он с гордостью скажет «нет», не зная древнюю формуле святых отцов о действии Бога в мире «От Отца через Сына в Духе Святом», и не понимая разницу между внутритроичным взаимоотношением и икономическим, внетроичным, энергийным отношением к тварному миру: «Сказав это, дунул и
говорит им: примите Духа Святого» (Ин.20,21).
Вроде бы все мы покланяемся одному Богу, но верим в разных «богов». Чтобы было еще более понятно, как незнание догматического богословия, а именно -добавление или умаливание истин Церкви, кардинально влияет на истинное бо-гопочитание, потребуется привести пример из такой науки, как ядерная физика.
Мы имеем стабильный атом бора с пятью протонами, пятью электронами и относительной атомной массой равной одиннадцати. Но вот мы добавляем всего лишь один протон и один электрон, и это уже не бор, теперь это уже углерод-11 — один из 14 известных изотопов углерода. Или же наоборот, берем тот же стабильный атом бора и убавляем от него один протон и один электрон, и это уже не бор, теперь это уже бериллий-11 — один из 12 известных изотопов бериллия.
Ереси и неправильное понимание догматических истин - это та же ядерная реакция, которая происходит в нашем вероучительном сознании, та реакция, которая подменяет истинного Бога на бога ложного и выдуманного. А по словам Федора Михайловича Достоевского: «Католичество римское даже хуже самого атеизма. Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует» [4]. И этот тезис относится не только к католичеству римскому, но к любому искажению и неправильному пониманию православной догматики.
Естественно, все аналогии взятые из тварного мира не являются совершенными, но с помощью них нашему ограниченному человеческому восприятию будет легче понять к чему приводит искажение догматов. Так, добавишь всего один протон (а именно, внутритроичное исхождение Духа Святого от Сына), это уже совсем другой атом (совсем другой бог). Уберешь всего лишь один протон (а именно, что у Христа не было человеческой природы), это уже совсем другой атом (совсем другой бог).
И именно поэтому догматическое богословие является важнейшим аспектом православного сознания, а тем более в нашем современном мире, где происходит конкретное упрощение всех сфер жизнедеятельности, всех сфер нашего мышления. И сегодня мы живем в опасное время, когда человек может концентрироваться только на пятнадцатисекундных видео из ТикТока, и ему уже тяжело прочитать не то, что книгу, а хотя бы статью. Информацию можно узнать за два клика, всё упростилось, а православное догматическое довольно сложное, а в некоторых моментах и необъяснимое человеческим разумом. И сейчас, именно
из-за того, что человек просто не хочет напрягаться, он становится либо атеистом (хотя уместнее тут употребить термин «пофигист»), либо просто не вникает в истины своей же веры, и скорее всего верит в своего бога, который давно уже стал «углеродом» или «бериллием».
Важность догматического богословия в современном мире для апологетики православной веры
Григорий Нисский писал о временах арианской ереси: «Все полно людьми, рассуждающими о непостижимом, — улицы, рынки, перекрестки. Спрашиваю, сколько копеек надо заплатить, — философствуют о рожденном и нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб — отвечают: «Отец больше Сына». Спрашиваешь, готова ли баня, — говорят: «Сын произошел из ничего»» [5].
В современном мире, конечно, такого уже нет, однако, есть другая крайность. Заместо двух полярных мнений относительно одной догматической истины, как это было во времена арианских споров, сейчас существуют сотни различных взглядов на сотни различных вероучительных истин. И трудно православному человеку в современном мире оставаться твердым в вере, если он не будет иметь фундамента - а именно православного догматического богословия.
Сегодня существуют сотни сект, порой деструктивно влияющих на всю жизнь человека, а порой даже специально выдуманных, наподобие пастафарианства, где поклоняются макаронному монстру. И не имея основы, человек может сойти с ума, от осознания что существуют сотни течений различных ответвлений различных религий. А ведь есть еще и расколы, которые исповедуют с нами одного Бога, но уже не являются истинной Церковью.
И сегодня мы должны четко знать как мы верим и в Кого мы верим, так как на одну догматическую истину найдется десятки опровергающих ее ложных мнений сектантов, еретиков, раскольников, и даже наших же братьев православных, которые верят в своего бога, верят в «углерод» или «бериллий». И зайдя в комментарии под многими религиозными публикациями в социальной сети «ВКонтакте», мы увидим полное искажение православной веры, порой абсурдных суждений, и понимаем, что в современном мире наша Церковь как никогда нуждается в просвещенных догматическим богословием православных людей-апологетов.
Статистика уровня знаний догматического богословия
Для того, чтобы узнать примерный уровень знания догматического богосло-
вия православными людьми, обратимся к сайту azbyka.ru, в раздел «Богословие в тестах».
Тест: Догматическое богословие. Вводная часть. - средний результат прохождения теста 86%.
Тест: Сущность, ипостась, акциденции. - средний результат прохождения теста 77%.
Тест: Сущностные свойства Божии. - средний результат прохождения теста 67%.
Тест: Догматы и догматические формулировки. - средний результат прохождения теста 86%.
Тест на знание основ православного учения об Искуплении. - средний результат прохождения теста 80%.
Тест: О Боге в Самом Себе. - средний результат прохождения теста 84%.
Тест: О Боге Творце и Промыслителе. - средний результат прохождения теста 93%.
Тест: О Святой Троице. - средний результат прохождения теста 72%.
Тест: Христология. - средний результат прохождения теста 80%.
Тест: Православное Догматическое Богословие. - средний результат прохождения теста 71%.
Проанализировав данные средних результатов за прохождения тестов, мы можем сделать вывод, что православный христианин лучше всего осведомлен о Боге, как о Творце и Промыслителе, и из всего догматического богословия меньше всего осведомлен о сущностных свойствах Божиих. В среднем, из четырех заданных вопросов по догматическому богословию, православный христианин ошибется в одном. Хоть мы и вообще не имеем официальных статистических исследований по поводу уровня знаний основ догматического богословия, и имея своим источником только открытые результаты тестов на сайте azbyka.ru, мы все равно можем сказать, что большинство современных православных людей знают основы православной догматики, необходимые для правильного внутреннего духовного состояния и необходимые для правильного понимания как и в Кого верить.
И нам остается дальше расширять свой богословский кругозор, который защитит истину от тьмы, а вместе с тем и расширит наш аскетизм, но не забывать при этом и про любовь к Богу и ближним, про нравственность, ведь повреждения в области нравственной жизни непременно приводят к повреждению догматического
сознания, так, апостол Павел пишет, что некоторые, «отвергнув добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим.1,19). И расширять этот богословский кругозор необходимо, хотя бы и маленькими шажками, но ведь нам дана целая жизнь, чтобы мы удостоились великого звания - православный христианин!
Библиография
1. Давыденков О., прот. Догматическое богословие. [Электронный ресурс] -URL: https://azbyka.rU/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/1 (дата обращения 24.09.2022).
2. Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе. [Электронный ресурс] - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/ponjatie-o-eresi-i-raskole/ (дата обращения 24.09.2022).
3. Анафематизмы. [Электронный ресурс] - URL: https://azbyka.ru/anafematizmy (дата обращения 24.09.2022).
4. Достоевский Ф.М. Идиот. [Электронный ресурс] - URL: https://ilibrary.ru/ text/94/p.45/index.html (дата обращения 24.09.2022).
5. Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. [Электронный ресурс] - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spasskij/ istorija-dogmaticheskih-dvizhenij-v-epohu-vselenskih-soborov/2_8 (дата обращения 24.09.2022).