УДК 246.3
Иерей Николай Николаевич Михальцов, магистр богословия, старший преподаватель , руководитель Курсов подготовки церковных специалистов Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г. Белгород, mnn-st@mail.ru
Богословие преподобного Иоанна Дамаскина - подвиг веры
Аннотация. Преподобный Иоанн Дамаскин - один из ключевых богословов Православной Церкви. В статье изложено, что изучение его наследия является важным не только для понимания истории догматов, но и для осмысления актуальных вопросов церковной жизни, богословия и философии. Весьма необходимо при построении богословских концепций обращаться к учению святых отцов - в целом, и, в частности - к богословию преподобного Иоанна Дамаскина как систематизатора Православного богословия. Это касается и разработки разного рода проектов в сфере миссии, катехизического и социального служения, работы с молодёжью. Показано, что исследования в области истории Древней Церкви и византийской философии должны быть методологически неотделимы от святоотеческого подхода к рассматриваемой проблематике.
Ключевые слова: преподобный Иоанн Дамаскин, православное богословие, догматические споры, история философии, догматические споры, история философии, несторианство, богословско-философская терминология, исследования святоотеческих творений.
Priest Nikolay N. Mikhaltsov Master of Theology,
senior lecturer, Head of The Church specialist training courses of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with missionary orientation)
The theology of saint John of Damascus as a feat of faith
Abstract. Saint John of Damascus is one of the key theologians of the Orthodox Church. In the article it is stated that the study of his heritage is important not only for understanding of the history of dogmas, but also for comprehension of topical issues of the Church life, theology and philosophy. Constructing of theological concepts can not be done without turning to the teachings of the Holy Fathers as a whole, and, in particular - to the theology of St.
John of Damascus as a systematizer of Orthodox theology. This also applies to the development of various kinds of projects in the field of mission, catechetical and social ministry, work with youth. It is shown that research in the field of the history of the Ancient Church and Byzantine philosophy should be methodologically inseparable from the patristic approach to the examined problems.
Key words: Reverend John of Damascus, Orthodox theology, dogmatic controversies, history of philosophy, Nestorianism, theological and philosophical terminology, research of patristic works.
Сейчас как, пожалуй, никогда ранее активно развиваются разные направления церковного служения: миссия внешняя и внутренняя, появляется множество катехизических программ, самых разнообразных социальных проектов, активная проповедь среди молодёжи, среди разных профессиональных и культурных сообществ. Да, накоплен поистине беспрецедентный бесценный опыт проповеди, обращения людей ко Христу, да и просто помощи нуждающимся людям. Однако, двигаясь вперед на поприще христианского благовестия, мы не должны забывать о том твердом основании, на котором зиждется вера, - о слове Божием и о святоотеческом восприятии этого евангельского слова. Ибо понимать Священное Писание не так, как понимали его святые, - это неверный путь и прямое каноническое преступление [11, с. 280]. Идти вперед можно только со святыми и руководствуясь богословием святых.
Сегодня хотелось бы поделиться своими мыслями о прп. Иоанне Дамаскине - о знаковом святом, подвиг веры которого не потерял своей актуальности и в наши дни.
Всем нам хорошо известно его житие. Родился он Сирии, в Дамаске. До пострига его звали Мансур ибн Сарджун. Будучи христианином, он занимал ответственный пост в налоговой администрации мусульман-Омейядов [16, с. 28]. Даже этот факт говорит о многом. Халифы одной из самых могущественных династий поручали контроль над своими деньгами именно Дамаскину.
В первой четверти VIII в. (а, может, и чуть позже) Мансур ибн Сарджун принимает монашеский постриг с именем Иоанн - вероятно, в монастыре где-то близ Иерусалима (возможно, в монастыре прп. Саввы Освященного - источники не дают на этот счёт однозначного ответа). Вероятно, позже Иоанн Дамаскин принимает и священный сан. Погребён святой был в Лавре прп. Саввы Освященного [16, с. 28].
Как видно из жития прп. Иоанна, мусульмане-завоеватели предоставляли христианам определённую свободу исповедовать свою веру (хотя относительная свобода христиан была обеспечена в том числе и постоянно собираемыми пошлинами [5, с. 351]). И не только исповедовать -но даже вести полемику с еретиками. Потому что религиозная свобода дала возможность еретическим сообществам развиваться и распространяться.
Если раньше, находясь под властью Византии, христиане Сирии и Палестины могли надеяться на поддержку государства в соблюдении чистоты Православия, то теперь такой поддержки быть не могло. Ключевую роль в охранении веры играли яркие личности, богословы, являющие букву и дух Православия - такие как преподобный Иоанн Дамаскин.
Дамаскин являет нам образ настоящего христианина и монаха, проповедника, Богослова с большой буквы. Не случайно Феофан Исповедник именует не просто пресвитером и монахом (лреорй терор ка1 цоуахо р), ^ вше 0 НХитоструем (о Хриоорро ар) [16, 26] - за силу его проповеди. А проповедовал он в самых различных обстоятельствах и кругах. И даже обращаясь к еретикам, он старательно пытался разъяснить всю абсурдность их заблуждений. Обращает на себя внимание тот факт, что Дамаскин уделяет значительное внимание терминам, основным понятиям, ключевым положениям. И действительно: как можно вести диалог о вере на разных богословских языках? Как можно прийти к общему знаменателю, когда участники диалога просто друг друга не понимают? Прп. Иоанн осознавал эту проблему и, поистине, блестяще её решил. Его "Диалектика" [6] - непревзойденный справочник по философско-богословской терминологии, где Дамаскин среди прочего объясняет, что означают термины "ипостась", "сущность", "природа", "индивид", как различаются ипостаси, раскрывает категорию "время", напоминает о том, какие существуют законы логики и как их необходимо применять. И только после объяснения элементарных понятий он приступает к изложению вероучения: описывает существующие на тот период секты и ереси и систематически излагает православное вероучение.
Как раз известное произведение преподобного Иоанна Дамаскина "Точное изложение Православной веры" входит в триптих "Источник знания" [12], включающий в себя еще и "Диалектику" и произведение "О ста ересях вкратце".
В "Точном изложении..." мы видим раскрытие ключевых догматов Православия: Дамаскин пишет о том, Кто есть Бог [12, а 157 - 186], описывает ангельский мир [12, с. 187 - 191]. Детально и, вместе с тем, вполне лаконично излагается православная христология и сотериология [12, с. 234 - 286]. На страницах трактата мы видим аспекты догматического обоснования иконопочитания [12, с. 311 - 313], почитания святых мощей [12, с. 309 - 311]. Приводится краткое описание законов видимого мира [12, с. 191 - 205], основных категорий психологии человека [12 с. 208 - 228].
Таким образом, "Точное изложение Православной веры" - это не просто компендиум отвлеченных знаний о Боге - Дамаскин показывает поражающую воображение связь всего мироздания с Его Творцом и его Искупителем. Преподобный Иоанн, цитируя Дионисия Ареопагита, пишет: "Бог - причина и начало всего; сущность сущих; жизнь живых; разум разумных. восстановление тех, которые от него отпадают. и восходящих к Нему - путь и устремляющее ввысь руководство" [12, с. 177 - 178]. Только
в Боге возможна полноценная жизнь и блаженное успокоение. И Дамаскин через это показывает, что христинская вера - не декларирование того, что ты признаешь существование Бога, вера - это нечто большее - "несомненная и нерассуждающая надежда на то, что обещано нам Богом, и на успех наших прошений" [12, с. 296]. И в этот поток веры включаются и внешние аспекты, которые, по мысли Дамаскина, отнюдь не являются какими-то второстепенными и малозначимыми: изучение Священного Писания, иконопочитание, поклонение на восток.
Возьмем иконопочитание. Оказывается, что корень иконоборчества - не в политических расчётах правящих верхушек, как долгое время считали многие историографы, не во влиянии иудаизма [2, p. 8] или ислама [7, p. 140], но в искажении самой истины о том, что Бог пришел в наш мир, облекся плотью, стал человеком [12, с. 312]. Нам была явлена "полнота Божества телесно" (Кол. 2:9), Икона Отчей ипостаси (ср.: Евр. 1:3). Благодаря этому и возможно почитание самой материи: "Не поклоняюсь веществу, - пишет Дамаскин, - но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему поселиться в веществе и через посредство вещества соделавшему мое спасение" [14, 1.16]. Если Бог совершил дело Искупления через вещество, материю, - как можно отрицать значение вещественной составляющей нашего спасения?
Не стоит думать, что догматические споры - это удел далёкого прошлого. Догматические споры - это реальность настоящего дня. Отражение тому - и печальная ситуация, которая сейчас складывается с Православной Церковью на Украине.
Однако не только вопросы экклезиологии сейчас остро стоят перед современными богословами. Конечно, можно говорить и о некоем неприятии святых икон среди новых религиозных движений и скептически настроенных к религии людей. Однако этот момент мы всё же опустим.
Поговорим о другом. На настоящем историческом этапе церковная наука (и этот термин вполне оправдан) в силу известных обстоятельств входит в соприкосновение (или даже подчас в соединение) со светским научным пространством. Скажем, учение известного еретика Нестория изучается светскими специалистами в области истории и философии. И они приходят к выводу, что Несторий - вовсе не еретик, а был православным [1], что он якобы - "мученик за антиохийскую христологию" [2, p. 39], что "христологическое понятие ипостаси не было уточнено до VI века", и поэтому нельзя "упрекать Нестория за его формулу двух Ипостасей" [8], что Несторианская Церковь - "единственная во всем христианском сообществе, сохранившая в качестве основных древние принципы антиохийской и месопотамской богословской традиции" [17, с. 161]. Но о каких древних принципах может идти речь, когда, как красноречиво показал прп. Иоанн Дамаскин, несториане совершают грубейшие искажения в триадологии и христологии: их ересь приводит к вере в четверицу, а не Троицу [13, с. 119];
Христос для них - не одна воплощённая ипостась Бога Слова, а две ипостаси - два Сына [13, с. 144].
Те же самые тенденции мы видим в отношении к монофизитам. Они якобы не еретики, но просто ответвление христианства, обладающее своей самобытной терминологической системой.
Описанные выше примеры, иллюстрирующие довольно упрощённый подход к изучению церковно-исторических явлений, постепенно, хотя и не стремительно, проникают и в сферу богословской мысли. Необходимо иметь определённую богословскую ответственность, соприкасаясь с адогматизмом и догматическим релятивизмом.
Современный православный французский богослов Жан-Клод Ларше одной из проблем современных патристических исследований видит в том, что "святые отцы часто воспринимаются и исследуются как философы, и разница между святоотеческим и философским способами мировидения не воспринимается больше корректно" [15]. А если святой отец - это всего лишь философ, то его можно оспаривать, можно декларировать альтернативные точки зрения. Но не стоит забывать, что Истина - одна, Истина - это Сам Христос. И святые отцы излагают не плоды своих произвольных измышлений о Боге и мире, а богооткровенное учение, -выражают Предание Церкви.
Вместе с тем преподобный Иоанн Дамаскин опровергал еретиков в том числе и через широкое использование философского аппарата. Такая научная методология была просто необходима: и еретики, и православные использовали для обоснования своего вероучения Священное Писание и труды древних отцов. Получался замкнутый круг: у православных были свои цитаты, у еретиков - свои. Поэтому споры переходили в поле философского дискурса.
Анализировать труды преподобного Иоанна Дамаскина можно бесконечно долго, поскольку они - огромная сокровищница, вобравшая в себя всё богатство святоотеческой мысли эпохи Вселенских Соборов. Такой анализ жизненно необходим для нас, для тех, кто несёт ответственность перед Богом, перед своей паствой о сохранении чистоты Православия, -такой анализ многому учит. Мы говорили сегодня о том, насколько важно в диалоге быть точными именно в православном понимании основных понятий. Концептуальная "размытость" таких понятий, как "любовь", "свобода", "ответственность", понятий антропологии, психологии и социологии - сколько зла и даже смерти привносит в окружающий нас мир.
Мы говорили о том, что важно общаться с людьми нецерковными на понятном им языке. С другой стороны, для того, чтобы не оступиться, более того - чтобы не отвратить от Православия своей проповедью, каждое своё слово мы должны сопоставлять с духом Церковного Предания.
Преподобный Иоанн Дамаскин нам показывает, что нет в богословии и жизни христианской ничего малозначащего, - всё соединено в единой тайне Домостроительства Божия: важно знать и богословие, и
светские науки; не только признавать бытие Бога, но и правильным образом поклоняться Ему.
Для выпускников семинарии, да и для всех, кто будет проповедовать Евангелие в мире сем, скажем следующее: несмотря ни на какие попытки подорвать авторитет Церкви, святоотеческого учения - нужно помнить о нашей ответственности перед Богом и людьми, о которой говорит св. Викентий Лиринский: "Предание - это "то что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, - то, что ты принял, а не то, что ты выдумал. Ты получил золото, золотом и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое, не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец, или обманно - медь; не хочу золота по виду, давай его натурой" [9].
Взирая на подвиг веры преподобного Иоанна Дамаскина, сохранившего её чистоту и неповреждённость и донёсшего её всем нам, мы просим его небесного ходатайства за нас перед Богом. Ибо непросто быть сейчас верным стадом Христовым, непросто проповедовать Христа Распятого. Однако мы помним: только опираясь на молитвы, учение и опыт святых, мы можем смело идти вперёд на поприще христианского благовестия.
Библиография
1. Anastos M. V. Nestorius Was Orthodox // Dumbarton Oaks Papers. Vol. 16.1962. - p. 117 - 140.
2. Barnard L. The Theology of Images. Iconoclasm. Ed. by A. Bryer and J. Herrin. Centre for Byzantine Studies University of Birmingham. Birmangham, 1977. - 155 p.
3. Baum W., Winkler D. W. The Church of the East. A concise history. London - New York, Routledge Curzon, 2003. - 204 p.
4. Carl G. De Boor. Theophanis Chronographia / Textum Graecum continens, Vol. 1. Teubner, 1883. - 503 p.
5. Cayre F. Patrologia e storia della teologia. Vol. 2. Roma: Societa di S. Giovanni Evangelista, 1938. - 1002 p.
6. Johannes Damascenus. Dialectica, CPG, № 8041; PG 94; col. 518-678.
7. Ladner G. B. Origin and Significance of the Byzantine Iconoclastic Controversy // Medieval Studies. N. Y., 1940. № 2. - p. 127 - 149.
8. Анре де Аллё. Несторий. История и учение / пер. с фр. Д. Шабанов. -Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1907332.html
9. Викентий Лиринский, прп. О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij _Lirinskij / o_veroizlozheniyah/
10. Ladner G. B. Origin and Significance of the Byzantine Iconoclastic Controversy // Medieval Studies. - N. Y., 1940. № 2.
11. Деяния Вселенских Соборов в 4-х т. Т. IV. - СПб., 1996. - 288 с.
12. Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания. / Пер. и комм. Д. Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сагарды, Н.И. Сагарды. - М.:
Индрик, 2002. (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Святоотеческое наследие. Т. 5). - 418 с.
13. Иоанн Дамаскин, прп. Творения: Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / Пер. и коммент.: свящ. М. Козлов, Д. Е. Афиногенов. М., 1997. - 351 с.
14. Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. - СТСЛ, 1993. - 168+XXI+VI+7с.
15. Ларше Ж.-К. О принципах правильного использования патристических исследований в православном богословии. - Режим доступа: https://mpda.ru/publications/o-principah-pravilnogo-ispolzovanija-patristicheskih-issledovanij-v-pravoslavnom-bogoslovii/
16. Лаут Э., свящ. Иоанн Дамаскин. // Православная энциклопедия. Т. XXIV. - М.: Церковно-научный центр РПЦ "Православная энциклопедия", 2010. С. 27 - 40.
17. Селезнёв Н. Н. Христология ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. - М., Euroasiatica, 2002. - 198 с.
УДК 392.3, 392.5
Лопин Роман Анатольевич, кандидат философских наук, доцент кафедры миссиологии Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), доцент кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета,
Россия, г. Белгород, lopin_ra@mail.ru
Традиционные семейные ценности как формула любви к
отечеству
Аннотация. Статья посвящена вопросу актуализации семейных ценностей в современном социокультурном пространстве России, а также проблеме восприятия семьи как ценностной основы для жизни человека, общества, государства.
Ключевые слова: семья, брак, ценность, традиция, христианство, православие, культура, история, право.