Научная статья на тему 'Учение преподобного иоанна Дамаскина о единстве ипостаси Христа'

Учение преподобного иоанна Дамаскина о единстве ипостаси Христа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
426
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / HOLY SCRIPTURES / ПРП. ИОАНН ДАМАСКИН / VENERABLE JOHN OF DAMASCUS / БОГОСЛОВИЕ / THEOLOGY / ЕРЕСЬ НЕСТОРИАНСТВА / NESTORIAN HERESY / МОНОФИЗИТЫ / MONOPHYSITES / ХРИСТОЛОГИЯ / CHRISTOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михальцов Николай

В статье проводится анализ учения прп. Иоанна Дамаскина о единстве ипостаси Христа. Данное учение во многом было сформировано преподобным Иоанном в контексте полемики Церкви с несторианами и монофизитами. Рассматриваются христологические и полемические трактаты святого. Делается вывод о том, что в своих трактатах прп. Иоанн Дамаскин важное значение уделяет раскрытию и применению постхалкидонского термина «сложная ипостась», воспринятого у церковных писателей VI-VII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Doctrine of St. John of Damascus about unity of Christ''s hypostasis

In the article a doctrine of Venerable John of Damascus about unity of Christ's hypostasis is given. This doctrine was mainly formed by Venerable John in the context of the controversy of the Church with the Nestorians and Monophysites. Christological and polemical treatises of the Saint are described. It is concluded that in his treatises St. John of Damascus gives an important meaning to revealing and use of post-Chalcedon term of "complicated hypostasis", perceived from Church writers of VI-VII centuries.

Текст научной работы на тему «Учение преподобного иоанна Дамаскина о единстве ипостаси Христа»

использован современными миссионерами Русской Православной Церкви.

Список литературы

1. Василенко Л. Общность духовного пути. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //ifce .narod.ru/people/pe2.htm

2. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html

3. Ткачёв А., прот. Типология народа Божия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://omiliya.org/content/tipologiya-naroda-bozhiya

4. Чистяков Г., прот. Отец Жак Лёв. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //tapirr.narod.ru/ekklesia/chistyakov/vechn_grad/j ak_lyov.htm

Учение преподобного Иоанна Дамаскина о единстве ипостаси Христа

УДК 26/28

Иерей Николай Михальцов магистр богословия, преподаватель кафедры библеистики и богословия БДС (с м/н)

Россия, г.Белгород missia-center@yandex.ru

Аннотация. В статье проводится анализ учения прп. Иоанна Дамаскина о единстве ипостаси Христа. Данное учение во многом было сформировано преподобным Иоанном в контексте полемики Церкви с несторианами и монофизитами. Рассматриваются христологические и полемические трактаты святого. Делается вывод о том, что в своих трактатах прп. Иоанн Дамаскин важное значение уделяет раскрытию и применению постхалкидонского термина «сложная ипостась», воспринятого у церковных писателей VI-VII вв.

Ключевые слова: Священное Писание; прп. Иоанн Дамаскин; богословие; ересь несторианства; монофизиты; христология.

Doctrine of St. John of Damascus about unity of Christ's hypostasis

Priest Nikolai Mikhaltsov master of theology, lecturer of the department of Bible study and theology of the BOS (with m/o) Russia, Belgorod missia-center@yandex.ru

Annotation. In the article a doctrine of Venerable John of Damascus about unity of Christ's hypostasis is given. This doctrine was mainly formed by Venerable John in the context of the controversy of the Church with the Nestorians and Monophysites. Christological and polemical treatises of the Saint are described. It is concluded that in his treatises St. John of Damascus gives an important meaning to revealing and use of post-Chalcedon term of "complicated hypostasis", perceived from Church writers of VI-VII centuries.

Key words: Holy Scriptures; Venerable John of Damascus; theology; Nestorian heresy; Monophysites; Christology.

Терминологический аппарат христианского богословия формировался под влиянием античной философской мысли. Хотя смысл многих философских терминов церковными писателями был изменён, осмысление богооткровенных истин зачастую происходило с использованием философского инструментария.

Несмотря на то, что ключевым источником знания о Боге было Священное Писание, появилось множество богословских течений, которые нередко вступали в противоречие друг с другом, хотя и опирались на Священное Писание. Некоторые из таковых были признаны еретическими. Одной из причин описанной ситуации является использование различных философских подходов к выражению истин веры.

В настоящей статье сделана попытка проанализировать учение о единстве ипостаси Христа одного из ярчайших представителей христианской богословской мысли преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в.).

Прп. Иоанн Дамаскин среди прочего является блестящим полемистом. Его полемические трактаты представляют собой вершину богословской мысли постхалкидонской эпохи. В своих творениях прп. Иоанн вскрывает корни еретических концепций, мастерски показывая их несостоятельность, в том числе и с точки зрения философии своего времени. Учение о единстве ипостаси Христа во многом было сформировано Дамаскиным в своих творениях в контексте полемики с несторианами5.

Хотя несторианство было давно осуждено как ересь, оно продолжало богословски развиваться и распространяться. Известно значительное количество несторианских авторов постхалкидонской эпохи, оставивших в том числе и богословские труды.

Прп. Иоанн Дамаскин указывает на единство, неделимость ипостаси, уже исходя из самого определения этого термина. Неслучайно ипостаси и индивид зачастую выступают как синонимы [26, ^103]. Нередко под индивидом подразумевалось нечто трудноразделяемое, несущее в себе прочность, например, алмаз. Ипостась, согласно Дамаскину, есть нечто «неделимое», и поэтому «частное по числу».

Исходя из определения ипостаси как самостоятельного существования, нельзя утверждать, что во Христе две ипостаси: «Плоть Господня никогда не существовала сама по себе, не была кем-то иным, помимо Бога Слова, и она не действовала отдельно от Него».

Детальная аргументация того, что ипостась Христа едина и единственна содержится в христологических и полемических трактатах. Так, в трактате «О свойствах двух природ во едином Христе» прп. Иоанн приводит следующие аргументы.

1. Номологический. Само имя «Христос», именование «Сын» указывают на единичность именно ипостаси, а не природы: «Христос один Сын или два? - вопрошает прп. Иоанн и отвечает: -Конечно, один. А как две ипостаси, если один Сын? Если две ипостаси, один и другой, и будет или два Христа, или один Христос, а другой Слово Божие, и уже не один Сын». То, что именование «Сын» указывает на ипостась, говорит, например, свт. Григорий Богослов: «Сын есть Сын в некотором высшем отношении и, кроме сего имени, никаким другим не можем означить того, что от Бога единосущно с

5В рамках настоящей публикации мы опускаем анализ богословско-философских терминов несторианской христологии. Соответствующие термины представлены в тех значениях, в которых их употребляет преподобный Иоанн Дамаскин.

Богом». И ещё, в христологическом контексте: «Признавая в Господе нашем Иисусе Христе два естества и одну ипостась, сложенную из обоих естеств, - когда имеем в виду естества, называем (их) Божеством и человечеством; когда же разумеем ипостась, составившуюся из (двух) естеств, то называем Его или Христом - от обоих естеств вместе, также - Богочеловеком и Богом воплотившимся, или же - от одного из составляющих Его естеств - называем Его то Богом и Сыном Божиим только, то человеком и Сыном Человеческим только».

2. Триадологический. Наличие во Христе двух ипостасей вводит четвёртую ипостась в Святую Троицу - ипостась, родившуюся от Богородицы. Прп. Иоанн отмечает, что в таком случае «мы почитаем чужого Бога, нового и недавнего... и, как эллины, подпадаем под обвинение в человекослужении». Ведь мы «служим и поклоняемся единому Христу, сложному из Божества и человечества и совершенного в обоих сущностях, из которых и в которых он сложен. почитая Его Божество и человечество, как неотделимо и вне всякого расчленения ипостасно соединённые и образовавшие одно лицо».

3. Сотериологический. Ипостась Христа соединяет в себе две природы, божество и человечество; только таким образом возможна искупительная жертва Спасителя. Ибо «Господь возвратил нас из того, что противно природе, в то, что согласно с природой». С.М. Зарин касательно этого вопроса пишет: «В Лице Христа Спасителя Божеская и человеческая природы соединились так тесно. как это только возможно, - эти природы составили в Нём одно нераздельное Лицо. Через такое соединение человеческая природа освятилась, сделалась близкой, собственной для Бога».

Единство ипостаси Христа - основание для поклонения Ему. Ведь «один есть Христос. Которому. мы поклоняемся единым поклонением, вместе с непорочной Его плотью, не говоря, что плоть Его не заслуживает поклонения (ведь ей поклоняются в единой ипостаси Слова, которая стала для неё ипостасью)». Этот аргумент был проработан прп. Иоанном в контексте полемики с иконоборцами. Ипостасное соединение природ во Христе даёт нам возможность поклонения плоти Христа. Дамаскин указывает на это в своём «Третьем защитительном слове»: «Поклоняюсь и плоти Твоей, не ради природы плоти, но ради вступившего в ипостасное соединение с ней Божества».

Во Христе наличествуют две воли, являющиеся атрибутами божественной и человеческой природы. Прп. Иоанн отмечает, что хотя «Христос один и ипостась Его также одна, один и тот же самый есть желающий как божеским образом, так и человеческим». Здесь прп. Иоанн следует за прп. Максимом Исповедником, утверждавшим, что «Христос желал как Бог и человек... будучи единым, желал двойственным, а не единственным образом». Подобным же образом «когда страдал один Христос, сложенный из божества и человечества и сущий в божестве и человечестве, страстное [начало] страдало как от природы предназначенное страдать, но бесстрастное не страдало вместе с ним». В послании «Против яковитов» читаем следующее: «Ибо хотя и страдания терпит, и чудеса творит Один, так что и то, и другое есть общее достояние Одного, однако же то [начало], от которого общими становятся оскорбления, есть иное, нежели то, от которого - славные деяния». И ещё: «Следует высокое относить к Божеству Его, низкое же - к человечеству Его, но и то, и другое - к одной ипостаси. Таким образом, согласно прп. Иоанну Дамаскину, хотя и мы говорим о двойстве природ во Христе - никак не утверждаем двойство ипостасей - несмотря на различие природных свойств, ипостась Христа пребывает единой.

Именно благодаря единству ипостаси Христа возможно взаимопроникновение свойств, входящих в ипостась природ, и, как следствие, - антитетическое описание свойств: «.одна и та же ипостась несотворенная по божеству и сотворенна по человечеству, видима и невидима». Корни несторианства в том, что его последователи, признавая две природы, «разделяют ипостась. говорят о двух ипостасях, и рассекают единого Сына, Христа и Господа».

Реальность воплощения характеризуется в том числе и ипостасной сопричастностью Спасителя как по отношению ко Святой Троице, так и по отношению ко всему человечеству: «Слово стало плотью, не превратившись естеством и не в воображаемом домостроительстве, но, будучи одной ипостасью из ипостасей Божества, стало также одной из ипостасей человечества». Прп. Иоанн Дамаскин здесь следует описанию ипостаси Христа, восходящему к Великим Каппадокийцам, характеризовавшим её в двух измерениях -по отношению к природе (в данном случае - к природе Божества), а также к другим ипостасям той же природы (т. е. к другим людям).

В «Слове о вере против несториан» прп. Иоанн Дамаскин уподобляет единство двух природ в единой ипостаси Спасителя единению души и тела в ипостаси человека. В человеческой ипостаси в соответствие с природой души происходит мышление, а природой тела - «рассечение». Однако ипостась остаётся единой и единичной. Человек существует как одна ипостась. Поэтому ипостась Христа едина при сохранении двойства природ и их естественных свойств: «Христос, будучи одной ипостасью, но имея две природы, божества и воплощения, по Божеству Своему чудотворил, а по человечеству Своему страдал». Выражение единства ипостаси Спасителя прп. Иоанн Дамаскин представляет посредством как халкидонской терминологии, так и выражений дохалкидонских Святых отцов, в частности - святителя Кирилла Александрийского. Как известно, противники Халкидона обвиняли православных в том числе и в отступлении от христологии свт. Кирилла Александрийского, в употреблении вместо выражения «их двух природ» богословской формулы «в двух природах», принадлежащей авторству римского папы Льва и вошедшую в Орос Халкидонского Собора (451 г.). Поэтому разного толка монофизиты принципиально не использовали последнюю формулу. На важность принятия догматической формулы «в двух естествах», в частности, указывает прот. Г. Флоровский, подчёркивая, что, размышляя о Лице Спасителя, точкой отсчёта необходимо выбирать само Воплощение, уже совершившееся: «О Воплощенном Слове не следует говорить так, как до Воплощения, ибо соединение совершилось».

Учение о единстве ипостаси Спасителя мы видим и в трактатах прп. Иоанна Дамаскина, посвященных полемике с монофизитами.

В трактате «Против яковитов» он пишет: «Христос, будучи из Божества и человечества, — из двух природ». Важно при этом отметить, что после соединения божественной и человеческой природы во Христе вовсе не образовалась новая, сложная, природа но - сложная ипостась: «Когда из двух природ возникает одна сложная ипостась, и то и другое, то есть природные и ипостасные свойства, скажем, Божественной и человеческой природ, становятся составляющими одной и той же ипостаси. Отсюда Христос Бог и Человек, безначальный и имеющий начало, одна и та же ипостась, видимая и невидимая, тварная и несотворенная, ограниченная и безграничная, страдательная и бесстрастная, Сын Божий и Сын Девы, то есть Сын Человеческий, без матери от Отца, без отца от Матери,

предвечный и новый, неизобразимый и в образе раба и облике человеческом».

Причём выражения «из двух природ» и «в двух природах» Дамаскин использует как синонимы, принципиально располагая их в тексте как синонимичные пары: «Христос окажется двумя природами, которые не суть одна природа, но одна сложная ипостась из двух природ, в двух природах и две природы».

Примечательно, что при анализе употребления выражений «из двух природ» и «в двух природах» по отношению ко Христу в творениях прп. Иоанна Дамаскина нами установлено, что первое из них встречается намного чаще, чем второе. Так, на основе данных TLG, «из двух природ» использовано в текстах 23 раза, тогда как «в двух природах» - всего в 5-ти случаях.

Дамаскиным используется и т. н. «терминология смешения». В литературе существует несколько взглядов на то, какую терминологию относительно «смешения» (то есть соединения нескольких компонентов) воспринимают христианские авторы. Опуская детальный анализ существующих концепций, отметим, что в отношении прп. Иоанна Дамаскина более корректным нам видится взгляд R. Сross, согласно которому Дамаскин воспринял концепцию Немезия, положившего в основу стоический философский материал, преломленный через призму неоплатонизма, в частности - трактаты Порфирия. Последний допускает соединение объектов и нематериальных, и материальных, таких как душа и тело, свет и воздух. При этом больший компонент воздействует на меньший. Подобную ситуацию мы наблюдаем в христологии, когда при соединении двух природ во Христе не произошло качественного изменения природ. При этом совершилось обожение человечества во Христе, то есть большая природа (божество) воздействовала на меньшую (человечество).

Учение о единстве ипостаси Христа - одно из ключевых в христологии прп. Иоанна Дамаскина. Прп. Иоанн главным образом в данном вопросе опирался на труды святителей Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского, в некоторых вопросах - на Леонтия Византийского и прп. Максима Исповедника. Указанное учение было сформировано в контексте полемики с несторианами и монофизитами. Дамаскин, применяя халкидонскую догматическую формулу «в двух природах», также широко использует дохалкидонскую «из двух природ», причём последнюю -

значительно чаще. В своих трактатах прп. Иоанн важное место уделяет раскрытию и применению постхалкидонского термина «сложная ипостась», воспринятого у церковных писателей VI-VII вв. и имеющего корни своего происхождения в неоплатонизме. Причём употребление указанного термина, по мысли св. Иоанна, является важнейшим критерием корректности богословского мышления.

Список литературы

1. A Patristic Greek Lexicon / Ed. by G.W.H. Lampe. - Oxford: The Clarendon Press, 1968.

2. Cross R. Perichoresis, Deification, and Christological Predication in John of Damascus // Mediaeval Studies. 2000, vol. 62. p. 69 - 124.

3. Elias. In Porphyrii Isagogen Et Aristotelis Categorias Commentaria. Ed. A. Busse. Berlin: Reimer, 1900. 74.20.

4. Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. Vol. II. From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (560-604). P. I. Mowbray, 1995.

5. Joannes Damascenus. Contra Jacobitas. / TLG Workplace 7.0.

6. Joannes Damascenus. De duabus in Christo voluntatibus. / TLG Workplace 7.0.

7. Joannes Damascenus. De fide contra Nestorianos. / TLG Workplace 7.0.

8. Joannes Damascenus. De naturacomposita contra Acephalos. / TLG Workplace 7.0.

9. Joannes Damascenus. Dialectica. / TLG Workplace 7.0.

10. Joannes Damascenus. Expositiofidei. / TLG Workplace 7.0.

11. Joannes Damascenus. Sacra parallela. / TLG Workplace 7.0.

12. Kotter B. Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 1: Capita Philosofica. Berlin - New York, 1969.

13. Василий Великий, свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Новый исправленный перевод Московской духовной академии. - СПб., 1911.

14. Грезин П.К. Опыт краткого догматического лексикона святоотеческого богословия. Христология: Диссертация на соискание учёной степени кандидата богословия. - Сергиев Посад, 2005.

15. Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х т. - М., 1994.

16. Григорий Нисский, свт. Творения. Т. 7. / Творения Святых Отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. - М., 1865.

17. Давыденков О., прот. Концепции «сложная ипостась» и «сложная природа» в контексте христологических споров VI в. // Вестник ПСТГУ, 2009, вып. 1.

18. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. -Киев, 2006.

19. Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания / Пер.и комм. Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сагарды, Н.И. Сагарды. - М.: Индрик, 2002. (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Святоотеческое наследие. Т. 5).

20. Иоанн Дамаскин, прп. Творения: Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / Пер. и коммент.: свящ. М. Козлов, Д.Е. Афиногенов. - М., 1997.

21. Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. - Сергиев Посад: СТСЛ, 1993.

22. Леонтий Иерусалимский. Против монофизитов. / Пер. и комм. Беневич Г.И. Полемические сочинения. Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. - Краснодар: Текст, 2011.

23. Максим Исповедник, прп. Диспут с Пирром / Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д.А. Поспелов. - М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. С.149 - 151.

24. Селезнёв Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. - М., Euroasiatica, 2002.

25. Флоровский Г., прот. Византийские отцы У-УШ вв. - Минск, 2006.

26. Михальцов Н.Н. Философско-богословская терминология преподобного Иоанна Дамаскина: традиции и новации. Магистерская диссертация. - Сергиев Посад, 2012.

Опыт создания и реализации образовательных проектов по православной культуре в Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью)

УДК 26/28

Т.А. Полетаева кандидат философских наук, заведующая учебно-методическим отделом БДС ( с м/н) доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин БДС (с м/н) Россия, г.Белгород bpds_umo@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются образовательные проекты по православной культуре, созданные и реализованные в 2008-2013 гг. в Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Раскрывается содержание, цели и особенности УМК «Православная культура: история и традиции», описывается его назначение и область практического применения. Описывается содержание и задачи проекта создания сборника текстов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.