ИКОНА КАК МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ*
В статье рассматривается икопочитание как органичное выражение христианского учения в согласии со Священным Писанием и Священным Преданием Православной Церкви. При этом речь идет об иконе как о методе толкования Священного Писания в тесной связи учения и жизни по Христу, о чем свидетельствует традиция выражения опыта церковной соборности в искусстве и письменности. Согласно толкованию многих святых отцов, церковная иконография христологична в своей основе. Автор ссылается на тексты сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Иринея Лионского, блж. Августина, свт. Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Феодора Студи-та, прп. Максима Исповедника, свт. Никифора Константинопольского и др. Иными словами, православная библейская герменевтика и православная иконография находятся в полном единстве и выражают одну и ту же Истину и Тайну Боговоплощения.
Ключевые слова: Священное Писание, Священное Предание, христология, иконопочитание, библейская герменевтика.
Существование Священного Писания и святых икон является естественным следствием воплощения Бога Слова, и именно поэтому святой Игнатий Богоносец говорит, что к Евангелию он прибегает, как к телу Христову1.
Общеизвестен тот факт, что существуют различные методы толкования Священного Писания. Однако здесь мы будем говорить об иконе как о святоотеческом, достоверном, безошибочном и проверенном методе толкования Священного Писания в Православной Церкви; будем говорить о методе, который из истории возводит нас к тайне, вводит в нее. По нашему скромному мнению, такой способ толкования Священного Писания относится к системе «плетения», или «вязания», как методу, который опирается на соборный и прожитый опыт одухотворенного
Мирко Томасович — доктор богословия, профессор кафедры Нового Завета Православного богословского факультета Университета г. Фоча (Республика Сербская) (mirkotomasovic53@ gmail.com).
* Статья оформлена в соответствии с требованиями сербской научной традиции и печатается в авторской редакции.
1 Игаатщ'е Богоносац, Филаделфц1цима, 5.
человека при встрече с Живым Богом в Церкви Христовой. Говоря об иконе как о методе толкования Священного Писания и говоря про метод плетения, мы фактически говорим об общении, приобщении и опыте встречи со Святой Троицей. Связующим звеном в методе плетения является Христос — Который Собою исполняет все, поскольку Бог Отец «во Христе» создает новый род людей — христиан2.
Икона как метод толкования Священного Писания открывает нам истину о том, что книги Священного Писания написаны, чтобы передать одно событие и одно послание, то есть событие и послание искупления и спасения человеческого рода3. Поэтому с помощью данного метода ничего не доказывается, но показывается и внушается людям надежда на жизнь после смерти.
Святоотеческое мнение гласит, что «учит Господь»4, а не люди, а это значит, что духоносный человек не вносит ничего своего, но только то, что ему поручила благодать Святого Духа. Святые иконы свидетельствуют о том, что толкование Священного Писания, прежде всего, является событием любви, то есть оно становится живым и личнным диалогом между Богом и человеком, который завершается выражением толкователя (иконописца) [своей] любви к священным писателям и общением с ними в Святом Духе5.
Библия является церковно-литургической Книгой, которой владеет и которую правильно толкует только Церковь, ибо «в ее руки в избытке вложено все, что относится к истине»6, в то время как вне Церкви Священное Писание является не священной, но обычной книгой, запечатанной семью печатями. Точно так же и иконы являются соборным плодом христианской общины, то есть Церкви, принадлежат Церкви и являются святыми только в святой Православной Церкви. В то время как вне Церкви и без Церкви иконы теряют смысл своего существования, они [уже] не святые иконы, а самые обыкновенные рисунки или портреты, которые для христиан ничем не служат.
2 Мирко ТомасовиЬ, Библц]ска ерминевтика. Карактеристике и димензще православие библц]ске ерминевтике, Београд 2006, 113.
3 Ср. X. ВоиЛуарг], Ватка1 тед яротовеаед ¿p[lцveíag тЦд К. Л. Харютцрш е1д тщф той ццтрояоХкои Гepоvтоg XaXкц86vоg МеХкшод, ©еаааХоуСкг] 1977, 183.
4 Игаатщ'е Богоносац, Магнежанима, 9, 1.
5 Ср. Мирко ТомасовиЬ, Говори Господ. Свето Писмо и Свето Предате као израз живе саборности Цркве, Београд-Атина 2002, 132.
6 Ирине] Лионски, Против jереси, III, 4, 1.
С православной точки зрения, Святой Дух вдохновлял не только библейских писателей и толкователей, которые таким образом стали «устами Бога»7, но Он вдохновляет и церковных иконописцев, которые благодаря этому дару, если можно так выразиться, стали «глазами Бога». Согласно этому, через пророков и священнобиблейских писателей говорил Святой Дух и «побуждал» их к богоугодному делу, поэтому они и говорили в Духе. Точно так же и иконописцы исполнены Духом Святым и от Него принимают «знание»8. Таким образом, они имеют «библейский ум» и творят в Духе, но не как плененные Святым Духом, а как причастники Духа Божия, пропитанные, пронизанные Божественной благодатью. Это говорит о том, что без духовного опыта, то есть без дара Духа Святого и без Церкви, невозможно говорить о правильном понимании Священного Писания и святых икон, а таким образом — и тайны Домостроительства спасения.
Одним словом, Евангелие и священные иконы имеют общий принцип изучения и толкования и поэтому передают нам одно и то же священное послание и Богооткровенное учение9. Следовательно, свя-щеннобиблейские писатели и иконописцы, вооруженные благодатью Святого Духа, имеют одну и ту же задачу, цель, намерение и послушание, а именно — своей жизнью и поступками засвидетельствовать истинность Воплощения Бога Логоса, а также действительность исторических событий в Домостроительстве спасения10. Почитая святые иконы, мы видим, что истина не только проживается в Церкви, но и испытыва-ется, поскольку через испытания истина становится чище. Кроме того, иконописцы под руководством Святого Духа мыслят «в духе Священного Предания» и языком иконописца представляют всеправославное церковное и богословское толкование Евангелия и всего, что произошло в истории Домостроительства спасения. Православные иконописцы ищут таинство не только в словах, но и в самом факте11. Таким образом священные иконы непрестанно поучают, говоря неслышимым голосом12.
7 Jован Златоуст, Беседа19. т Айап. 5.
8 Ср. Jустин Философ, Дщалог, 29, 2. 86, 6; Климент Римски, Коринканима А', 16, 2.
9 Jован Дамаскин, Лоуод аяобежпкод пер1 тим ау^ ка1 оеятиы eiк6vыv, PG 95, 316.
10 Ср. Патрщ'арх цариградски Никифор, Та еирюкб^а ятта, AvriррrJalд Тр^, PG 100, 384.
11 Ср. Блажени Августин, 1п рь. 68, Sermo, 2, 6.
12 Ср. Jован Дамаскин, Тачно изяожете православне вере, PG 94, 1168. Василщ'е Велики, Eiд тоид ауюид тeooaрaкovm рартирад, О^иХас 19, 2, ВЕПЕС 54, 172.
Они представляют собой живой мост для передачи Богооткровенных и спасительных истин, описанных в Священном Писании, для которых, кроме глубокой веры, не нужно иметь специальное мирское образование (мудрость этого мира). Поэтому святые иконы и названы книгой для неграмотных13, священными памятниками (lepa üno^v^^axa)14, «оптическим Евангелием», «Евангелием в красках» и «богословием в красках». Добавим сюда, что святые иконы еще могут быть названы заветными, евангельскими и библейскими изображениями, в которых человек может услышать молчание Бога15.
Итак, когда мы говорим об иконе как о методе толкования Священного Писания, то мы замечаем, что существует тесная связь между словом, изображением и жизнью.
Отцы Церкви и православные экзегеты особенно подчеркивают ту истину, что святая икона, с одной стороны, толкует конкретные исторические события, описанные в Библии. Это говорит о том, что для иконографического метода толкования Священного Писания историчность имеет особое значение. С другой стороны, икона показывает, что именно благодать Божия «отверзает очи нашего ума для понимания евангельской проповеди»16. Именно это откровение новой реальности в мире и Священной истории после Воплощения Бога Логоса в Священном Писании описывается словами, а в церковной иконографии — красками17. Иконографический метод подтверждает святоотеческую мысль, что нас «богословию учит Бог Логос, Который воплощается»18. Таким образом, посредством иконографического метода толкования Священного Писания мы узнаем, с одной стороны, что «событие Христа бесконечно больше, чем возвещение слова — чем послание»19, а с другой стороны, что в православной духовности «практика и теория встретились; практика просвещается добродетельными методами, а теория возвещается божественными мыслями»20.
13 Jован Дамаскин, Тачно изложете православне вере, PG 94, 124.
14 Ср. Патрщ'арх цариградски Никифор, Аут1р. 2, 4, PG 100, 341А.
15 Ср. Игаатщ'е Богоносац, Ефесцима 15, 2.
16 Молитва 9-я, которую православный священник читает на утрени во время чтения Шестопсалмия.
17 Ср. Теодор Студит, Avlppцтlкog ярштод ката eiкоvо^dxыv, PG 99, 340.
18 Максим Исповедник, Тумачете молитве Господте, PG 90, 876.
19 Стилщ'ан Пападопулос, Теологи]а и jезик, Србиае-Београд-Валево-Минхен 1998, 13.
20 Максим Исповедник, О тубави, Филокали]а, том 2., стр. 29.
Следует подчеркнуть, что духовное содержание, сообщение и цель Священного Писания отождествляется с духовным содержанием, сообщением и целью святых икон. Между ними, таким образом, есть духовное и благодатное единство, их пронизывает дыхание жизни и Дух животворящий. И Священное Писание, и святые иконы имеют традиционно-библейскую и церковную нить, которая передает людям и миру спасительное (евангельское) сообщение, согласно которому, «нет другого критерия истины, кроме самой истины. Эта истина есть откровение Святой Троицы»21. Осенённые Святым Духом, отцы Седьмого Вселенского Собора подчеркивают следующую истину. То, что описано в Евангелии языком Писания (сотворение мира и человека, жизнь ветхозаветной Церкви, Благовещение, Воплощение Бога Логоса, страдание Господа, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, учение святых апостолов, страдание христиан, чудеса, которые Бог совершает через Своих избранных, и многие другие темы), то же самое красками иконографично изображается на святых иконах, так что Библия и священные иконы по всему миру свидетельствуют, исповедуют и возвещают одну и ту же Истину22. Благодаря наличию живых внутренних связей и неразрывного взаимоотношения между Священным Писанием и святыми иконами иконописцы не только не противоречат Священному Писанию, но они есть стот^уоро1 т^ уеура^Е^^23 — заступники написанного, то есть они являются исповедниками, хранителями и свидетелями истин, которые представлены в Священном Писании и Священном Предании. Св. Иоанн Дамаскин, опираясь на более древних отцов Церкви, говорит о том, что икона является напоминанием: иначе говоря, то, чем книга является для грамотных, тем же служит икона для неграмотных; и чем для слуха является слово, тем же для зрения является икона. Иконой мы мысленно соединяемся со Хри-стом24. Одним словом, Богочеловек Иисус Христос есть та таинственная Нить — Нить христологическая, то есть «Таинство», — Которая органически, неразрывно связывает Священное Писание и священные иконы, так что между ними существует гармоничное единство, равное значение и Богодухновенная ценность.
21 Владимир Лоски, Саборност као треке своjство Цркве, в: «Саборност Цркве», ка. 1, Београд 1986, 106.
22 Ср. Jован Дамаскин, Тачно изложете православне вере, PG 94, 1248CD.
23 Mansi 13, 20а
24 Jован Дамаскин, Апологетска слова против опадача светих икона, 1, 17.
Таким образом, показывая, что Священное Писание это [лишь] изображение Истины, а не собственно сама Истина25, икона становится толкователем Евангелия и передает людям первоначальное послание, необходимое для спасения людей и всего Божия творения. Святые иконы находятся в таком неразрывном единстве с Евангелием, что они в своем толковании и духовном содержании отождествляются с Евангелием. Они также показывают, что Евангелия это не просто биографии Христа, но что они толкуют значение Богочеловеческой Личности Христа по отношению к конечной цели мира26. Благодаря этому иконографическому уникальному герменевтическому методу, которым обладают священные иконы в Православной Церкви и благодаря которому, в свою очередь,
27
составляют верное и четкое толкование евангельских истин , некоторые святые отцы даже считали, что святым иконам принадлежат те же достоинство и значимость, как и Священному Писанию28. В то же время другие святые отцы придерживались мнения, что, с педагогической точки зрения, оптический подход к истине, то есть с помощью чувства зрения, является гораздо более динамичным и плодотворным, нежели с помощью чувства слуха29.
Следует отметить, что, согласно Священному Преданию, евангелист Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы. Это означает, что события и личности, описанные святым Лукой в его Евангелии и Деяниях апостолов, он теперь толкует иконографическим путем и очевидным образом отмечает то значение, которое данные события и личности, а в частности Дева Мария, имели и имеют в таинстве Домостроительства спасения.
Иконографический метод толкования Священного Писания, который духовное доказывает духовным (ср. 1 Кор 2:13), тесно (органически) связан с жизнью и богословием Христовой Церкви30. Это означает,
25 Ср. Георгщ'е Флоровски, Католичност (саборност) Цркве, в: „Саборност Цркве", ка. 1, стр. 68.
26 Ср. Еа^Ра Ауогр15г], Н т/а^щоц той «юторжой '1цтй» аяо т^ ve¿>тeрц ейраяажг! акефц, «ДЕХТЮ ВфХ1к«у МЕХЕТМУ», 5(1986) 5.
27 Ср. Jовaн Jерусалимски, Алобеьктькос, 3, PG 95, 316.
28 Ср. Никифор патрщ'арх Цариградски, Та еирюкбрека ятта, Avтíррцolg Трщ, PG 100, 384.
29 Ср. Никифор патрщ'арх Цариградски, Та еирюкбрека ятта, Avтíррцolg Трщ, PG 100, 316.
30 Ср. Хрг]стт6<5 Оькоуоцог, Н eiкоvоYрафlкц МевоЗод ¿р[lцveíаg той ЕйаууеЛюи, в: ©ЕоХоуСа т^ Ка1У]<5 Д1а0^кг]<5 ка1 яатЕр1кг|'Ерцг]УЕит1к^, ©ЕстстаХоуСкг] 2001, 368.
что иконографический метод неотделим от Церкви и только Церкви принадлежит, так как именно Церковь является тем местом, где Священное Писание и иконы живут под крылом Предания. Вне Православной Церкви вышеупомянутый метод теряет свою силу и в нем уже нет истины, поскольку вне Христовой Церкви нет герменевтического действия Святого Духа. Следовательно, иконографический метод иконографическим образом показывает, что поиск Богочеловека Иисуса Христа и общение с Ним являются не только конечной целью чтения Священного Писания и созерцания (почитания) святых икон, но это есть конечная цель [самой] человеческой жизни. Священные иконы свидетельствуют о необходимости отбросить всякую мысль о том, что первоначальное христианство, то есть православие, является религией одной книги — Библии. Точно так же мы познаем и то, что поклонение иконографически изображенным ликам на святых иконах ограничивает поклонение «Книге» — Библии31.
Священные иконы свидетельствуют, что Новый Завет является Новым именно потому, что «Сын Божий» стал «Сыном Человеческим», то есть Христос есть «Новый закон и Новый Завет»32; Он есть единственный истинный герменевтический Метод, Путь и Ключ, с помощью которого и в котором мы узнаём Богооткровенную истину. Святые иконы свидетельствуют о том, что Богочеловек не является ни книгой, ни написанным словом, но Он гораздо больше этого: Он есть Живая Ипостась — Живая Богочеловеческая Личность, Которая, давая людям «Духа усыновления» (Рим 8:15), оживляет, преображает, освящает и обожи-вает их в Своей Церкви, в которой Он есть «наша истинная жизнь»33 и в которой Он продолжает открываться, то есть не только в Священном Писании34.
Святые иконы ясно показывают, что всё изображенное на них, как и всё написанное в Священном Писании, для нашего наставления изображено и написано (ср. Ин 5:39). Это означает, с одной стороны, что священные иконы удостоверяют Священное Писание, а с другой стороны — что Священное Писание и святые иконы — это Богом избранный и благословенный мост Святого Духа, через который Божия искупительная воля прокладывает себе путь к людям35. На святых иконах, таким
31 Ср. Серге] Аверинцев, Поетика рановизантц]ске кюижевности, Београд 1982, 233.
32 Jустин Философ, Диалог 11, 4.
33 Посланица Диогнету, 1, 1.
34 Мирко ТомасовиЬ, Говори Господ, стр. 289.
35 Ср. H. Schreiner, Die Verkündigung des Wortes Gottes, Bohn 1936, 99.
образом, история представляется как Священная история, в которой Бог присутствует как Отец и Спаситель.
В заключение можно сказать, что в Православной Церкви существует тесная связь между Священным Писанием, святыми иконами и жизнью. Православное толкование Священного Писания это не «наука», «метод» или «учение», но «облагодатствованная жизнь»36. Действительно, иконографический метод толкования Священного Писания есть служение Святого Духа. Это, в свою очередь, означает, что современные «методы» толкования Священного Писания представляют собой только «пособия» (вспомогательные средства. — Прим. пер), а не «путь», которым достигается «Истина»37, и что они не могут противопоставить себя жизни38.
В завершение мы подчеркнем, что православная библейская герменевтика и православная иконография находятся в полном единстве и выражают одну и ту же Истину39. Они, таким образом, смотрят на всё из эсхатологической перспективы. Чтобы правильно понять эту истину, необходимо иметь «духовный слух», чтобы слышать, и «духовные очи», чтобы видеть.
Источники и литература
1. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collection, cujus Johannes Dominicus Mansi... T. 13. Ab anno 787 usque ad annum 814 inclusive (сокр. Mansi 13).
2. Августин Блажени, In Psalmos 68, PL 36.
3. Васил^е Велики, Eig xoug áyíoug xeaaapáKovxa ^ápxupag, 'O^iAía 19, 2, ВЕПЕЕ 54.
4. Григори]е Палама, Триаде у одбрану свештенохвалитела, PG 150.
5. Игн>ати|е Богоносац, Ефесцима, ВЕПЕЕ 2.
6. Игн>ати|е Богоносац, Посланице, PG 5.
7. Ирине] Лионски, Против ]ереси, PG 7.
8. Jован Дамаскин, Aóyog аяобеькхькод яер! xö>v áyíwv ка! aenrwv eíkóvwv, PG 95.
9. Jовaн Дамаскин, Апологетска слова против опадача светих икона, I, PG 94.
10. Jовaн Дамаскин, Тачно изложеае православне вере, PG 94.
11. Jовaн Jерусaлимски, AnoSeixxixog 3, PG 95.
12. Jовaн Златоуст, Беседе, PG 49.
36 Мирко ТомасовиЬ, Библц]ска ерминевтика, стр. 113.
37 Мирко ТомасовиЬ, Библ^ска ерминевтика, стр. 126.
38 Ср. Григорщ'е Палама, Триаде у одбрану свештенохвалитета, 1, 1, 13, PG 150, 113C.
39 Мирко ТомасовиЬ, Библ^ска ерминевтика, стр. 118.
13. JycrnH Философ, Диалог са Трифуном, PG 6.
14. Климент Римски, КоринЬанима А', PG 1.
15. Максим Исповедник, О лубави, Филокашща, том 2.
16. Максим Исповедник, Тумачеие молитве Господин, PG 90.
17. Никифор Патриарх цариградски, Tà EÙpioKO^Eva nâvxa, Âvxippnoiç Tpixn, PG 100.
18. Посланица Диогнету, PG 2.
19. Теодор Студит, ÂvippnxiKÔç npwxoç Kaxà EÎxovo^àxwv, PG 99.
20. ÂyoupiSn Zaßßa, 'H àvaÇ^xnon xoû «ioxopiKoû I^oou» аяо x^v vewxepn EÛpwnaÏK^ oKÊ^n, «AEÀXÎO BißXixwv MEÀEXWV», 5(1986).
21. BouÀyapn X., BaoiKai xivèç яроияоЭЁОЕьд Èp^vEiaç x^ç K. A. Xapiox^pia EÎÇ xi^v xoû ^nTPonoÀixou répovxoç XaÀKnSovoç MEÀÎXWVOÇ, ©EooaÀovixn 1977.
22. OÎKovo^ou Xpnoxoç, H EÎKovoypa9iK^ MÊ9oSoç Èp^vEiaç xoû EûayyEÀiou, в: ©EoÀoyia x^ç Kaivnç Aia9^K^ç Kai naxEpiK^'Ep^nvEuxiK^, ©EooaÀovîxn 2001.
23. Schreiner H., Die Verkündigung des Wortes Gottes, Bohn 1936.
24. Аверинцев Сергей Поетика рановизанти]ске киижевности, Београд 1982.
25. Лоски Владимир, Саборност као треЬе сво]ство Цркве, в: «Саборност Цркве», киига 1, Београд 1986.
26. Пападопулос Стили]ан, Теологща и ]език, Србиие-Београд-Вашево-Мин-хен 1998.
27. ТомасовиЬ Мирко Библи]ска ерминевтика. — Карактер и димензи]е православне библи]ске ерминевтике, Београд 2006.
28. ТомасовиЬ Мирко Говори Господ. — Свето Писмо и Свето Предаие као израз живе саборности Цркве, Београд-Атина 2002.
29. Флоровски Георгще, Католичност (саборност) Цркве, в: „Саборност Цркве", киига 1, Београд 1986.
Mirko Tomasovic. The Icon as a Method of Interpreting Sacred Scripture.
The author of this article considers the veneration of icons as an organic expression of Christian doctrine in agreement with Sacred Scripture and the Sacred Tradition of the Orthodox Church. He discusses the icon as a method of interpreting Sacred Scripture, tightly connected with doctrine and the life in Christ, which is testified by the tradition of expressing the experience of the Church in iconography and literature. According to the interpretation of many Church Fathers, the iconography of the Church is christocentric. The author cites the works of St. Ignatius of Antioch, St. Irenaeus of Lyon, Blessed Augustine, St. John Chrysostom, St. John of Damascus, St. Theodore the Studite, St. Maximus the Confessor, St. Nicephorus of Constantinople, and others. He concludes that Orthodox biblical hermeneutics and Orthodox iconography are in completely unity with each other, since they reflect the same truth and mystery of the Incarnation.
Keywords: Sacred Scripture, Sacred Tradition, christology, veneration of icons, biblical hermeneutics.
Mirko Tomasovic — Doctor of Theology, Professor of the Department of New Testament Studies at the Faculty of Orthodox Theology at the University of Foca, Republika Srpska ([email protected]).