Научная статья на тему 'Додипломное и последипломное обучение медицинской информатике в Удмуртской Республике'

Додипломное и последипломное обучение медицинской информатике в Удмуртской Республике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТ / ИНФОРМАТИКА / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ОБУЧЕНИЕ / IT / INFORMATICS / MEDICAL INFORMATICS / MEDICAL WORKERS / INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гасников В. К., Савельев В. Н., Стрелков Н. С., Зубкова И. В., Наговицына Н. С.

Представлен опыт преподавания медицинской информатики в Ижевской медицинской академии на протяжении последних 20 лет. Высказано мнение о возможных путях развития медицинской информатики как учебной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гасников В. К., Савельев В. Н., Стрелков Н. С., Зубкова И. В., Наговицына Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graduate and postgraduate instructions in a medical informatics at the Udmurt Republic

the article describes experience of instruction in medical informatics at the Izhevsk medical academy for latest 20 years. The opinion about probable ways of development of medical informatics as an academic subject has been expressed.

Текст научной работы на тему «Додипломное и последипломное обучение медицинской информатике в Удмуртской Республике»

1 и информационные

технологии

Преподавание медицинской информатики

В.К. ГАСНИКОВ,

д.м.н, профессор, директор РМИАЦ М3 УР, заведующий курсом медицинской информатики и управления ИГМА, г. Ижевск, rmiac@udmlink.ru В.Н. САВЕЛЬЕВ,

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИГМА

Н.С. СТРЕЛКОВ,

д.м.н., профессор, ректор ИГМА

И.В. ЗУБКОВА,

заведующая отделом математического обеспечения РМИАЦ М3 УР, ведущий программист, ассистент курса медицинской информатики и управления ИГМА Н.С. НАГОВИЦЫНА,

заведующая технологическим отделом РМИАЦ М3 УР, ведущий технолог

Е.Л. СТЕРХОВА,

заведующая отделом медицинской статистики РМИАЦ М3 УР, врач высшей квалификационной категории, главный специалист по медицинской статистике М3 УР Л.И. ЦЫГАНОК,

программист 1 категории отдела математического обеспечения РМИАЦ М3 УР, ассистент курса медицинской информатики и управления ИГМА

ДОДИПЛОМНОЕ И ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

УДК 614.2:681.3

Гасников В.К., Савельев В.Н., Стрелков Н.С., Зубкова И.В., Наговицына Н.С., Стерхова Е.Л., ЦыганокЛ.И. Додипломное и последипломное обучение медицинской информатике в Удмуртской Республике

(ГОУВПО «Ижевская государственная медицинская академия», МЗ Удмуртской Республики)

Аннотация: Представлен опыт преподавания медицинской информатики в Ижевской медицинской академии на протяжении последних 20 лет. Высказано мнение о возможных путях развития медицинской информатики как учебной дисциплины.

Ключевые слова: ИТ, информатика, медицинская информатика, медицинские работники, обучение UDC 614.2:681.3

Gasnikov V.K., Savelyev V.N., Strelkov N.S., Zubkova I.V., Nogovitsyna N.S., Strekhova E.L., Gypsies Li. Graduate and postgraduate instructions in a medical informatics at the Udmurt Republic (The Izhevsk state medical academy, Department of Health of the Udmurt Republic)

Abstract: the article describes experience of instruction in medical informatics at the Izhevsk medical academy for latest 20 years. The opinion about probable ways of development of medical informatics as an academic subject has been expressed.

Keywords: IT, informatics, medical informatics, medical workers, instruction

_________________________________________________________________________________________________

T

В современных условиях реформирования здравоохранения подготовка специалистов по вопросам применения передовых информационных технологий, в том числе и на основе средств вычислительной техники, приобретает особую актуальность. Это связано с расширяющимся участием страны в мировом информационном и образовательном пространстве, а также с возрастающей ролью передовых управленческих технологий. Необходимо отметить,

©В.К. Гасников, В.Н. Савельев, Н.С. Стрелков, И.В. 3убкова, Н.С. Наговицына, Е.Л. Стерхова, Л.И. Цыганок, 2010 г.

46 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.ru

гол □, nb г

что до настоящего времени в системе высшего медицинского образования не сложилось единых подходов к построению учебного процесса по обучению медицинской информатике.

Как известно, первая межкафедральная программа обучения студентов разных факультетов по этой дисциплине, утвержденная М3 СССР в 1989 году, базировалась на комплексировании работы многих кафедр. Такой подход позволил начать подготовку студентов на уровне квалифицированных пользователей ЭВМ и потребовал скоординированных усилий и четкого межкафедрального взаимодействия. Именно по такому пути на первых этапах осуществлялось развитие учебного процесса по информатике в Ижевской медицинской академии.

К середине 90-х годов остро встала проблема перехода на качественно новый уровень подготовки специалистов, умеющих целенаправленно применять ЭВМ в лечебнодиагностической и управленческой деятельности, а также усиления роли врача в постановке задач для разработки программных комплексов. Для решения этих проблем руководством Медицинской академии при содействии Министерства здравоохранения Удмуртии в конце 1995 г. был организован курс медицинской информатики и управления. Курс был открыт в рамках кафедры социальной медицины, экономики и организации здравоохранения (ныне — кафедра общественного здоровья и здравоохранения) с использованием базы и кадров Информационно-вычислительного центра Минздрава Удмуртской Республики (ныне — РМИАЦ М3 УР). Открытие курса медицинской информатики и управления произведено в пределах имеющихся штатных возможностей кафедры без привлечения особых дополнительных материальных ресурсов с использованием мощностей уже функционирующих дисплейных классов ИГМА и ИВЦ М3 УР. При этом предполагалось, что сложившаяся система обучения студентов младших курсов на кафедре медбиофизики

по основам знаний вычислительной техники не будет ломаться, а курс медицинской информатики и управления станет логическим развитием программы в соответствии с имеющимися образовательными и профессиональными стандартами. Следует отметить, что именно такой подход был впоследствии рекомендован в программе по медицинской информатике для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденной М3 РФ в 2000 году.

В отличие от других ВУЗов страны, в ИГМА в один учебный курс были объединены вопросы информатизации и управления здравоохранением. Преподавание ведется на старших курсах по цикловой системе. На данный момент действует единая для всех факультетов базовая программа обучения, которая утверждена ректором Медицинской академии.

Основная цель курса — дать студентам знания о современных компьютерных технологиях применительно к здравоохранению, о методах информатизации врачебной и управленческой деятельности, а также научить пользоваться компьютерными приложениями для решения медицинских задач.

В лекционной программе предусмотрено знакомство с научными основами управления здравоохранением, введение в медицинскую информатику, обзор имеющихся нормативных и законодательных актов по вопросам информатизации здравоохранения, формирование общих представлений о разработке, внедрении и эксплуатации компьютерных технологий в медицине, а также о системном моделировании управленческого процесса и его информационного обеспечения.

Для проведения практических занятий со студентами и обеспечения их самостоятельной подготовки на первых порах отсутствовали учебно-методические пособия, адаптированные для здравоохранения. Для восполнения этого пробела были разработаны «Практическое пособие для медицинских работников по пользованию IBM РС» (1996), учебные

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 47 ■

1 и информационные

технологии

Преподавание медицинской информатики

пособия «Основы научного управления и информатизации в здравоохранении» (1997), «Нормативно-целевое обеспечение формирования технологии и структуры системы управления в здравоохранении» (2002) и др. В общекафедральных руководствах для практических занятий по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», выпущенных в 1999 и 2008гг., выделены специальные разделы по информатике и управлению здравоохранением. В учебном процессе в последнее время также используются учебно-методические пособия, разработанные ведущими специалистами по медицинской информатике страны (Кудрина В.Г., Кобринский Б.А., Зарубина Т.В., Омельченко В.П., Чернов В.И., Мартыненко В.Ф., Хай Г.А., Чеченин Г.И. и др.), что помогает совершенствовать учебный процесс.

В настоящее время сформированы и выдаются каждому студенту «Методические материалы для практических занятий по курсу медицинской информатики» (2006). Практические занятия рассчитаны на индивидуальную работу студентов с компьютером. Форма обучения — решение ситуационных задач с использованием стандартных программных приложений и фрагментов специальных программных средств, разработанных РМИАЦ МЗ УР, с учетом специфики каждого факультета. На занятиях студенты закрепляют навыки работы на ЭВМ, осваивают общесистемные программные средства, текстовые и табличные редакторы. Специальное время выделяется для практической работы с пакетами прикладных программ, которые широко применяются руководителями различных служб и подразделений в здравоохранении, в поликлиниках и стационарах. Отдельное занятие посвящено освоению элементов применения системного анализа и моделирования в различных сферах информационно-аналитической и управленческой деятельности. Вопросы информатики и управления включены в программу элективных занятий со студентами на кафедре. В систему последипломной

подготовки врачей активно внедряются элементы дистанционного обучения.

Особое внимание уделяется контролю знаний студентов, который осуществляется в два этапа: на первом занятии и последнем, путем проведения автоматизированного тестирования каждого студента. Оценка качества подготовки студента проводится согласно Методическим рекомендациям «О внутривузовской системе контроля качества студентов», утвержденным ректором ИГМА (Ижевск, 2004). В рамках итогового зачета также проводится собеседование по всему объему лекционных и практических занятий. Динамика результатов входного и выходного контроля знаний студентов представлена в табл. 1.

Как видно из таблицы 1, за последние десять лет увеличился уровень первоначальных знаний студентов в области основ информатики с 58,4 до 75,4%, что обусловлено более углубленным изучением данного предмета в школе и на первом курсе медицинской академии, а также расширением объема применения компьютеров во всех сферах деятельности, в том числе и в личном пользовании. Отмечается позитивная динамика и в оценке уровня знаний студентов после проведения занятий.

Наряду с этим, были выявлены и узкие места в процессе подготовки и освоения материала, что потребовало дополнительных разработок применительно к современным условиям. Необходимо отметить, что формирование у обучающихся целостного представления об управлении и роли информационных технологий в его совершенствовании, является актуальной теоретической и практической проблемой. Не менее важно и понимание роли врача в постановке, разработке программных средств и обеспечении их эффективного применения.

С первых дней существования курс медицинской информатики и управления принимает активное участие в научном обосновании

48 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.ru

гол □, nb г

Таблица 1

Динамика входного и выходного контроля знаний студентов по предмету

«Медицинская информатика»

Основы информатики Управление здравоохранением Общий результат

Учебный Входной Выходной Входной Выходной Входной Выходной

год контроль, % контроль, % контроль, % контроль, % контроль, % контроль, %

1998/1999 58,4 86,4 62,6 75,7 61,2 80,8

2008/2009 75,4 86,7 63,2 78,2 71,4 84,0

развития информатизации здравоохранения, разработке целевых программ, совершенствовании информационно-аналитической деятельности, развитии телекоммуникационных средств связи и телемедицинских технологий. Все это способствует расширению использования компьютерных технологий в лечебно-профилактической, учебной и научно-исследовательской деятельности и, несомненно, влияет на повышение эффективности функционирования отрасли.

Наряду с вышеизложенным, необходимо отметить, что в организации деятельности курса медицинской информатики и управления имеются проблемы, которые невозможно решить самостоятельно. Так, следует ускорить углубленное освоение компьютерных технологий не только в рамках программы выделенного курса, но и на каждой клинической и теоретической кафедре с усилением координации всей проводимой работы. Необходимо оснащение современной вычислительной техникой кафедры общественного здоровья и здравоохранения, а также более активное внедрение телемедицинских технологий.

Есть ряд проблем, решение которых требует дополнительного внимания на федеральном уровне. Остро назрела проблема выделения самостоятельных врачебных специальностей, занимающихся медицинской информатикой и статистикой. К сожалению, действующие ныне Приказы Минздравсоцразви-тия РФ №21 Он от 23.04.09 и №415н от 07.07.09 эту проблему не разрешили. На

наш взгляд, необходимо рассмотреть вопрос о введении внутри основной специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» двух новых врачебных специальностей, требующих дополнительной подготовки, — «медицинская информатика» и «медицинская статистика». Кроме того, целесообразно ввести названные и основную, и дополнительные специальности в разделе такой специальности, полученной в ВУЗе, как «медицинская кибернетика». При этом в номенклатуру врачебных специальностей необходимо ввести специальности «медицинская информатика» и «медицинская статистика», а номенклатуру врачебных должностей дополнить должностью «врач-информатик».

Не дожидаясь решения вопроса о выделении врачебной специальности «медицинская информатика», следует активизировать и систематизировать ее преподавание при последипломной подготовке и переподготовке организаторов здравоохранения с соответствующей коррекцией имеющихся программ обучения. Наш опыт последипломной подготовки врачей-организаторов здравоохранения по медицинской информатике с элементами дистанционного обучения показал высокую эффективность такого подхода. Последипломная подготовка имеет определенную специфику обучения, которая должна учитывать контингент обучающихся. При этом важно, чтобы каждый руководитель, врач-методист или статистик, уйдя с учебы, смог не только научиться понимать информатику и

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 49 ■

1 и информационные

технологии

Преподавание медицинской информатики

работать с ПК, но и с первого дня после учебы начать использовать какие-либо новые компьютерные технологии, а также видеть свою роль в их разработке и внедрении. Эти задачи не решить, если на практических занятиях они не будут заниматься сегодня с теми программами, которые завтра они будут внедрять у себя. Кроме того, важно избегать перегруженности теорией в ущерб прикладным вопросам информатики, а также обеспечивать стыковку процессов информатизации с конкретными процессами управления здравоохранением на всех иерархических уровнях.

Конечно, очень сложно установить выверенный баланс между теорией и практикой, общими и прикладными вопросами информатики, однако и не учитывать эти проблемы при повышении квалификации также нельзя.

Хочется подчеркнуть, что очень много зависит от тех ожиданий, которые есть у обучающихся. Мы на нашей базе и своими силами повышаем квалификацию только тем людям, которые уже работают на должностях организаторов здравоохранения (главные врачи и их заместители, врачи-методисты, врачи-статистики), и имеют большую заинтересованность именно в компьютерном и информационно-аналитическом обеспечении управления. Это самый благодарный и заинтересованный контингент для обучения.

Решение перечисленных проблем положительно повлияет на развитие информатизации здравоохранения в целом.

С организационно-методическим обеспечением процесса последипломного обучения и содержанием программ можно ознакомиться на сайте www.rmcis.udmnet.ru.

кявв

ьввв ,

———V

Органайзер

Рабочая конференция

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ HL7 НА СЛУЖБЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

22-23 апреля 2010 г

Место проведения: г Москва, в здании Российского государственного медицинского

университета (ул. Островитянова, д. 1)

С пленарными докладами будут выступать генеральный директор Health Level Seven International (HL7) Dr.Charles Jaffe и президент и генеральный директор консорциума по стандартизации обмена клиническими данными (Clinical Data Interchange Standards Consortium (CDISC) Dr. Rebecca Kush.

К участию приглашаются все желающие.

Просьба предварительно зарегистрироваться, отправив письмо на адрес

hl7.russia@gmail.com

с указанием фамилии, имени, отчества, места работы участника и дней участия.

50 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.