Научная статья на тему 'Опыт преподавания информационных технологий в Алтайском государственном медицинском университете'

Опыт преподавания информационных технологий в Алтайском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНА / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА / EDUCATION / MEDICINE / MEDICAL COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Брюханов В. М., Пупырев Н. П., Трухачева Н. В.

В статье рассмотрен опыт преподавания медицинской информатики в Алтайском государственном медицинском университете. Дан сравнительный анализ изучения данной дисциплины с некоторыми зарубежными ВУЗами. Отражены преимущества изучения медицинской информатики на специализированной кафедре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Брюханов В. М., Пупырев Н. П., Трухачева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of teaching of information technologies in the Altay state medical university (

The article deals with the experience of teaching of medical computer science in the Altay state medical university is considered. The comparative analysis of studying of the given discipline with some foreign high schools is given. Advantages of studying of medical computer science are reflected in specialized faculty.

Текст научной работы на тему «Опыт преподавания информационных технологий в Алтайском государственном медицинском университете»

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.nu

гол о, № з

В.М. БРЮХАНОВ,

д.м.н., профессор, ректор ГОУ ВПО АГМУ Росздрава, г. Барнаул, rector@agmu.ru

Н.П. ПУПЫРЕВ,

к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой медицинской информатики и высшей математики ГОУ ВПО АГМУ Росздрава, г. Барнаул, pnp57@mail.ru Н.В. ТРУХАЧЕВА,

к.п.н., доцент кафедры медицинской информатики и высшей математики ГОУ ВПО АГМУ Росздрава, г. Барнаул, tn10@mail.ru

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АЛТАЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

УДК 61:378:004

Брюханов В.М, Пупырев Н.П., Трухачева Н.В. Опыт преподавания информационных технологий в Алтайском государственном медицинском университете (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Алтайский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию)

Аннотация: В статье рассмотрен опыт преподавания медицинской информатики в Алтайском государственном медицинском университете. Дан сравнительный анализ изучения данной дисциплины с некоторыми зарубежными ВУЗами. Отражены преимущества изучения медицинской информатики на специализированной кафедре. Ключевые слова: образование, медицина, медицинская информатика

UDK 61:378:004

Brukhanov V.M., Pupyrev N.P., Trukhacheva N.V. Experience of teaching of information technologies in the Altay state medical university (The state educational institution of the higher vocational education the Altay state medical university of federal agency on public health services and social development)

Adstract: The article deals with the experience of teaching of medical computer science in the Altay state medical university is considered. The comparative analysis of studying of the given discipline with some foreign high schools is given. Advantages of studying of medical computer science are reflected in specialized faculty.

Keywords: education; medicine, medical computer science

Современные достижения науки и техники привели к тому, что врач в настоящее время оказывается перед большим количеством информации, оценить которую и выбрать наиболее оптимальное решение бывает трудно в результате дефицита времени, знаний и навыков такой оценки. Значительно увеличился элемент врачебного субъективизма. Преодоление сложившихся противоречий между объемом медицинской информации и необходимостью ее полноценного анализа стало возможным благодаря использованию информационных технологий и статисти-

ческих методов анализа. Это соответствует принципам доказательной медицины (evidence based medicine — EBM) и оказывает неоценимую помощь практическим врачам [3, 7, 9, 13].

Внедрение в практику здравоохранения информационных технологий и принципов EBM заставляет говорить о необходимости усиления подготовки студентов-медиков в данной области. В настоящее время в большинстве медицинских ВУЗов информатика преподается на кафедрах медицинской и биологической физики (общая информатика) — 1 курс, а также на кафедрах общественного здоровья и здраво-

© В.М. Брюханов, Н.П. Пупырев, Н.В. Трухачева, 2010 г.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 69 ■

1 и информационные

технологии

Преподавание медицинской информатики

> охранения (медицинская информатика) — 3 курс. Это разделение имеет и свои преимущества, и свои недостатки. Изучение информатики на первом году обучения в курсе медицинской и биологической физики приводит, в большинстве своем, к повторению школьного материала по информатике, хотя и более углубленно. Занятия по общей информатике проводят специалисты в области информатики, работающие на кафедрах медицинской и биологической физики. На третьем курсе студенты изучают медицинскую информатику, что ближе к их профессиональной подготовке.

На кафедрах общественного здоровья и здравоохранения занятия по медицинской информатике проводятся в основном специалис-тами-врачами. Даже при наличии межкафедральных программ, связь между общей и медицинской информатикой сохраняется не в должном объеме. Изучение медицинской информатики на других кафедрах, как общетеоретических, так и клинических, вовсе отсутствует. Нарушение преемственности и отсутствие системного подхода в обучении математической статистики и информатики приводит к тому, что выпускники медицинских ВУЗов не являются достаточно компетентными в данной области знаний.

Это противоречие можно разрешить, пересмотрев учебные программы, планы в соответствие с государственными образовательными стандартами (ГОС) третьего поколения. Проблемная комиссия по преподаванию медицинской информатики принимает участие в разработке данных ГОСов, предусматривающих преподавание медицинской информатики на 9-11 семестрах в объеме 50 часов и последипломного профессионального образования врачей всех специальностей по медицинской информатике в объеме 144 часов. В отдельных медицинских ВУЗах уже имеется подобный опыт [5].

В итоге такого «разброса» подходов в изучении информатики, а вместе с ней и статистики, возникает несколько проблем. Во-первых, отсутствие координации педагогической деятельнос-

ти и единых требований со стороны профессорско-преподавательского состава. Во-вторых, недооценка студентами первого, да и третьего курсов важности знаний информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности. В-третьих, стремительное развитие информационных технологий приводит к очень быстрому изменению содержательной части изучаемого материала, как в области общей, так и медицинской информатики.

Делаются попытки решить указанные проблемы в отдельных ВУЗах, в том числе и в Алтайском государственном медицинском университете. В 2003 году в АГМУ создана кафедра медицинской информатики, на базе которой проводятся занятия со студентами и первого, и третьего курсов. В преподавательский состав кафедры вошли специалисты и по математике, и по информатике, и медики. Это позволяет координировать деятельность специалистов и учебную работу студентов. Преподаватели разных специальностей одной кафедры отслеживают динамику обучения студентов первого и третьего курсов, корректируют, в случае необходимости, рабочую программу, оперативно решают вопросы преемственности курсов.

Как показывает опыт занятия по медицинской информатике целесообразно проводить не на третьем, а на пятом курсе, когда студенты-медики представляют собой почти готовых специалистов, понимающих необходимость знаний информационных технологий в своей профессиональной деятельности и активно участвующих в освоении данных технологий. Базовую часть информационных технологий возможно рассматривать на кафедре медицинской информатики, а элементы клинической информатики — на соответствующих кафедрах. Так учат студентов-медиков в европейских странах [8, 11]. Коллектив специалистов разных профилей на одной кафедре дает возможность оперативно вносить изменения в содержательную часть программы и координировать обучение студентов с учетом профессиональной направленности.

■■ -то- ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.nu

гол о, № з

На кафедре медицинской информатики при составлении программы третьего курса мы опирались как на отечественный опыт, так и опыт европейских стран. Участие в зарубежных конференциях по проблемам e-learning в медицинском образовании, а также по проблемам изучения медицинской информатики позволило нам пересмотреть программу и внедрить те элементы, которые изучаются на медицинских факультетах в Праге, Женеве, Вене. Анализ учебных планов и программ показал, что в большинстве случаев медицинскую информатику и медицинскую статистику студенты изучают на старших курсах. Так, например, в университете Эрланген-Нюрнберга [8] в 6 семестре изучают медицинскую информатику, эпидемиологию и медицинскую статистику. Восемь семестровых двухчасовых лекций дают базовые знания по следующим темам: планирование исследований, описательные статистические методы, расчет вероятностей, оценка диагностических мероприятий, статистические гипотезы, регрессия и корреляция. В распоряжении студентов — лекции, выставленные в учебной платформе (система дистанционного обучения).

В университете г. Лейпцига дисциплины по медицинской и математической статистике изучаются на третьем году обучения, а дисциплина «Медицинская информатика» предлагается студентам на более поздних курсах [10]. Например, дисциплина «Медицинская биометрия», цель которой — изучение проведения статистической оценки, ознакомление с основами доказательной медицины — в 5-6 семестрах, на третьем году обучения.

Тематика занятий следующая: методы описания данных, расчет вероятностей, исследование вероятностных моделей диагностики, введение в статистические гипотезы, основные принципы планирования и ведение наблюдений в клинико-терапевтических исследованиях, прогностическое исследование (корреляция, регрессия).

Дисциплина «Медицинская информатика» изучается уже в 9/10 семестрах, пятый год

обучения. Цель модуля — взгляд на состояние и основные методы и приложения медицинской информатики, в частности, с указаниями на их возможности и границы, а также на проблемные области. Содержание привязано к практическому врачеванию.

Темы дисциплины следующие: основы

информатики, медицинская документация, кодирование диагнозов и операций, системы классификации диагнозов, МИС — медицинские информационные системы больницы, защита данных и безопасность, медицинская обработка сигнала, медицинская обработка изображений, телемедицинские службы для диагностики и терапии, базирующиеся на Интернет информационные службы (литературный поиск).

Тематика сопоставима с отечественной. В РГМУ, например, дисциплина медицинская информатика преподается на 7-12 семестрах, в зависимости от факультета и отделения. В Ижевске и в Новокузнецке в последипломном обучении преподаются курсы по 144 часа для главных врачей.

Кафедра медицинской информатики АГМУ выходит по содержательной части на европейский уровень и расширяет область изучения информационных технологий в рамках существующих учебных программ.

В течение последних четырех лет на кафедре медицинской информатики проходят дополнительное обучение студенты 5 курса фармацевтического факультета. Анализ отзывов слушателей дает возможность утверждать, что студенты заинтересованы в получении знаний по фармацевтической информатике, необходимых для их будущей профессиональной деятельности. Для этого нами был разработан спецкурс, в программу которого помимо работы по редактированию дипломных работ и создания их презентаций для защиты в Word, входит углубленное изучение программы Excel, применение его для создания разных формы отчетности в аптечном деле. Студенты также осуществляют литературный поиск научной информации в Интернете для

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■

1 и информационные

технологии

Преподавание медицинской информатики

> написания дипломных работ. Кроме построения баз данных в Excel, мы изучаем с выпускниками программу 1C: Торговля и склад. Таким образом подготовка студентов проходит на программных продуктов, используемых на рабочих местах будущих специалистов. Анкетный опрос, проведенный нами среди студентов пятого курса фармацевтического факультета, показал, что они одобряют предложенную им программу и не против того, чтобы увеличить число часов на изучение программы 1C: Торговля и склад.

Отдельные вопросы подготовки будущих врачей информационным технологиям можно решить в период прохождения интернатуры и ординатуры. Выбор будущей специализации врача определит и выбор, и потребность конкретных информационных дисциплин, позволит осознанно рассмотреть круг медицинских информационных технологий. Например, изучение автоматизированного рабочего места врача по специальности или умение правильно поставить задачу при разработке собственных программ с помощью программистов подразумевает знакомство с общими принципами работы и разработки программных продуктов.

Опыт работы кафедры медицинской информатики с ординаторами и аспирантами говорит о востребованности специалистами данной категории рассмотрения интегрированных пакетов и отдельных программ по математической статистике. Повышенные требования по математической обработке результатов медицинских исследований заставляют аспи-рантов-медиков осваивать эти методы. Неоценимую помощь в данном случае они получают именно на кафедре медицинской информатики, так как получают консультацию и математиков, и врачей. Все большее распространение в медицинской практике имеет многомерный анализ данных, такой как факторный, кластерный, дискриминантный [6].

В журнале «Информатика и системы управления» и на конференциях «Системный анализ в медицине» (САМ) появляются интересные сооб-

щения об использовании многомерного анализа в медицинских исследованиях [1,2,4]. Однако выпускники медицинских ВУЗов, в большинстве своем, не умеют проводить такой анализ, имея о нем поверхностное представление. И даже если сам исследователь будет затрудняться с его проведением, и будет вынужден прибегнуть к помощи математиков, то на уровне формулирования гипотезы он должен грамотно наметить методы исследования, чтобы после нескольких лет сбора информации, его не ожидало разочарование в том, что запланированный метод анализа данных невозможно применить.

Создание специализированной кафедры медицинской информатики помогает решать и некоторые вопросы послевузовской подготовки врачей в рамках ФУВ (факультета усовершенствования врачей). Материальная база кафедры медицинской информатики и квалифицированные специалисты позволяют обучать врачей, как во время циклов переподготовки, так и в вечернее время, без отрыва от производства. Варианты обучения могут быть самыми разными: от начинающих пользователей до обучения специализированным медицинским программам. Возможно также проведение разовых семинаров по отдельным темам, проведение конференций по обмену опытом. В нашем университете, например, действуют постоянные курсы по повышению квалификации препода-вателей-врачей разных кафедр в области информационных технологий.

Наличие специализированной кафедры медицинской информатики позволяет ВУЗу организовать учебную и научную работу студентов, ординаторов и аспирантов на более высоком качественном уровне. Это и учебные конференции, и работа в Интернете, и самостоятельная работа студентов за компьютером, и работа аспирантов со статистическими пакетами обработки результатов научных исследований, и многое другое. При этом они всегда могут получить квалифицированную консультацию у специалиста, как медика, так и других специальностей. В 2008-2009 годах

1 72 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.nu

гол о, № з

АГМУ внедряет систему управления обучением LMS MOODLE (Learning Management System Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) по примеру европейских медицинских факультетов. Есть положительный опыт использования LMS MOODLE при обучении студентов на кафедре медицинской информатики. В настоящее время разрабатывается

проект внедрения системы для дистанционного обучения студентов. Контакты с коллегами, обмен мнениями на российских и зарубежных конференциях [11, 12] помогают нам в методических подходах к наполнению различных курсов и дисциплин и вовлечению педагогов-вра-чей к освоению информационных технологий в своей преподавательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин Е.И., Цициашвили Г.Ш., Федорова С.Ю. Факторное прогнозирование инфекционной заболеваемости: методические аспекты//Информатика и системы управления. — 2008. — №2(16). — С. 13-16.

2. Гориков И.Н., Колосов В.П, Нахамчен Л.Г. Математическое моделирование плацентарной недостаточности//Информатика и системы управления. — 2008. — №4(18). — С. 63-64.

3. Еринхальх Т. Основы доказательной медицины. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 288 с.

4. Ермолаев А.А, Нарышкина С.В., Старков А.Н. Использование дискриминантного анализа для отбора на антисмокинговые программы курящих табак больных хронической обструктивной болезнью легких//Информатика и системы управления. — 2008. — №2(16). — С. 131-133.

5. Зарубина Т.В. О перспективах развития ИТ-образования врачей//Врач и информационные технологии. — 2008. — №5. — С. 68-70.

6. Леонов В.П., Ижевский П.В. Об использовании прикладной статистики при подготовке диссертационных работ по медицинским и биологическим специальнос-тям//Бюллетень ВАК РФ. — 1997. — №5. — С. 56-61.

7. Новикова Т.В. Системный анализ и информатика в работе врача//Информати-ка и системы управления. — 2008. — №2(16). — С. 38-41.

8. Pommert A, HOhne K.H., PflesserB, Richter E, RiemerM, Schiemann T, Schubert R, Schumacher U, Tiede U. Creating a high-resolution spatial/symbolic model of the inner organs based on the Visible Human//In Reinhold Haux, Casimir A. Kulikowski (eds.): Yearbook of Medical Informatics 2003: Quality of Health Care: The Role of Informatics, Schattauer, Stuttgart. — 2003. — P. 530-537.

9. Goodman S.N. Toward evidence-based medical statistics. 1: The P value fallacy. Ann Intern Med, 1999.

10. Hohne K.H. Medical image computing at the Institute of Mathematics and Computer Science in Medicine, University Hospital Hamburg-Eppendorf//IEEE Trans. Med. Imaging. — 2002. — № 7. — P. 713-723.

11. Marz R, Kremser K, Petta P. WWW-basierte Unterstutzung fur die Rigorosumsvor-bereitung in Medizinischer Chemie an der Universitat Wien//Zeitschrift fur Hochschul-didaktik. — 2000. — № 1. — S. 120.

12. Trukhacheva N. E-Learning an der medizinischen Hochschule und Fragen der Qualitat//Lehrer/-innenbildung in Europa — Wien. 2008 — S. 203.

13. SakettD.L, Rosenberg W.M.C. Evidence based medicine: what it is and what it isn't// BMJ. — 1996. — Vol. 312.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 73 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.