УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, КРИМИНАЛИСТИКА; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 343.1 DOI: 10.17277^^.2021.01^.062-068
Исследован процесс добровольной сдачи наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Рассмотрен механизм освобождения лица, совершившего наркопреступления, от ответственности, предусмотренной уголовным законодательством Российской Федерации. Изучены условия добровольной сдачи наркотиков. Определены уголовно-процессуальные аспекты освобождения лица от уголовной ответственности. Проанализирован регламент выдачи наркотиков при проведении сотрудниками оперативных подразделений оперативно-розыскных мероприятий по их изъятию, а также в ходе осмотра места происшествия. Представлены проблемы, с которыми на практике, при принятии решения о прекращении уголовного дела, могут столкнуться следственные органы и органы дознания. Дано толкование уголовно-правовых норм уголовного кодекса, которые затрагивают вопросы принятия решения об освобождении лица, добровольно изъявившим желание сдать наркотики.
Ключевые слова: наркопреступления; наркотизация; добровольная сдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; уголовное преследование; уголовная ответственность; уголовно-процессуальные аспекты.
Андрей Анатольевич Пудовкин, канд. юрид. наук, полковник полиции,
начальник кафедры уголовного процесса, Рязанский филиал ФГКОУ ВО «Московский университет МВД Российской Федерации имени В. Я. Кикотя», Рязань, Россия;
Денис Валентинович Теткин, канд. юрид. наук, подполковник полиции,
доцент кафедры уголовного процесса, Рязанский филиал ФГКОУ ВО «Московский университет МВД Российской Федерации имени В. Я. Кикотя», Рязань, Россия;
ДОБРОВОЛЬНАЯ СДАЧА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ: УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛИЦА ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В настоящее время ни у кого не может вызывать сомнения, что наркопреступления представляют собой повышенную опасность для общества и государства. С уверенностью можно сказать, что помимо наркопреступлений, имеют место преступления, совершаемые лицами в состоянии наркотического опьянения, а также в целях незаконного получения средств на приобретение наркотиков.
Особо следует выделить «организованный» наркобизнес. Участие в незаконном обороте наркотиков в России является одним из самым прибыльных источников преступных доходов. Организованные преступные группы и преступные сообщества, действующие на территории Российской Федерации, имеют прочные преступные связи с международными преступными организациями.
На сегодняшний день наркотизация в России достигла такого уровня, что стала угрожать как экономической безопасности страны, так и демографической, поскольку ущерб от незаконного оборота выражается в небывалом росте преступности, снижении уровня жизни граждан, увеличении теневых доходов лиц, распространяющих наркотики, и, как следствие, в значительном количестве человеческих жертв.
Сегодня в России происходит рост криминального профессионализма наркопреступников, усиления организованности криминальной наркосреды. На всей территории страны действуют организованные преступные группы и преступные сообщества, деятельность которых связана с получением доходов от совершения наркопреступлений.
Одной из первостепенных задач государственной политики России является усиление борьбы с наркопреступлениями. Вместе с тем в связи с несовершенством законодательства в сфере противодействия наркопреступности, недостаточности методик выявления, раскрытия и расследования указанной категории преступлений, слабыми профессиональными навыками сотрудников органов внутренних дел, не всегда удается достичь положительного результата в борьбе с наркопреступностью.
Преступления наркотической направленности являются одними из самых совершаемых на территории Российской Федерации. Наиболее часто встречающимися преступлениями указанной категории являются преступления, связанные с незаконными приобретением, хранением наркотических средств, то есть предусмотренные ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)1.
В современных реалиях недопустимо оставлять без внимания ту общественную опасность, которую представляет указанная категория преступлений, поскольку в данном случае под угрозу попадает безопасность либерально-демократического общества и государства [3], национальное благосостояние, а также здоровье и жизнь каждого отдельного гражданина. Очень часто лица в состоянии наркотического опьянения совершают убийства, причинение вреда здоровью, хищение чужого имущества и другие преступления.
Вместе с тем наркопреступления в целом обладают высокой степенью латентности. Обусловлено это тем, что к уголовной ответственности могут быть привлечены не только сбытчики, но и приобретатели наркотиков. Потребитель наркотиков при сообщении о совершении им преступления становится объектом уголовного преследования.
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Именно поэтому законодателем был предусмотрен механизм освобождения лица, совершившего наркопреступления, от ответственности, предусмотренной уголовным законодательством Российской Федерации.
Так, законодатель в примечании 1 к ст. 228 УК РФ предусмотрел возможность освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного данной статьей при наличии таких обстоятельств, как, непосредственно, сама добровольная сдача наркотиков и активное способствование раскрытию и пресечению наркопреступлений, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем2.
Сдачу наркотиков, совершенную добровольно, необходимо рассматривать как волеизъявление лица, направленное на раскаяние и стремление прекратить совершение наркопреступлений [1].
Согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства, при производстве обыска и выемки следователь обязан предложить «выдать» предметы, запрещенные к обороту (п. 5 ст. 182 и п. 5 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ))3. Исполнение требования следователя в рамках производства следственного действия нельзя признать добровольной сдачей, поскольку волеизъявление лица нельзя признать добровольным. Считаем, что в данном случае необходимо обратить внимание на разные понятия, употребляемые законодателем в указанных статьях УПК РФ и примечаниях к ст. 228 УК РФ. В первом случае мы говорим о выдаче, во втором - о сдаче наркотиков. Сдать что-либо можно только по инициативе самого сдающего, а вот выдать можно только по предложению третьих лиц, вне зависимости от своего усмотрения и волеизъявления. Несмотря на то, могли ли или нет правоохранительные органы обнаружить искомое, выдачу наркотиков лицом, подвергнутому обыску или при выемке, нельзя рассматривать как добровольную. То же касается и выдачи наркотиков при проведении сотрудниками оперативных подразделений оперативно-розыскных мероприятий по их изъятию, а также в ходе осмотра места происшествия.
Говорить о сдаче наркотиков как добровольном волеизъявлении лица можно только тогда, когда осмотр места происшествия, обыск или выемка проводятся по уголовным делам, несвязанным с совершением наркопреступлений.
В соответствии с нормами уголовного права факт добровольной сдачи наркотиков признается таковым при наличии одного из трех условий активного способствования:
- раскрытию или пресечению наркопреступлений;
- изобличению лиц, совершивших преступление;
- обнаружению добытого преступным путем имущества.
2О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 (ред. от 16.05.2007) // Российская газета. № 137. 28.06.2006.
3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
Условием, при котором возникает ответственность, предусмотренная уголовным законодательством, считается совершенное преступление, предъявление лицу обвинения, постановление обвинительного приговора, вступление приговора суда в законную силу, исполнение наказания [2, с. 235].
Анализ существующей практики показал, что существуют различные подходы к осуществлению вопроса освобождения лица от уголовной ответственности при наличии добровольного волеизъявления лица сдать наркотические средства. Во-первых, это отказ в принятии решения о возбуждении уголовного дела за отсутствием в деяниях лица состава преступления со ссылкой на примечание 1 к ст. 228 УК РФ; во-вторых, возбуждение уголовного дела и прекращение его в дальнейшем как по реабилитирующим, так и нереабилитирующим основаниям.
Полагаем, что правильным было бы в данном случае возбуждение уголовного дела и последующее его прекращение по нереабилитирующим основаниям, а именно в связи с деятельным раскаянием, предусмотренным ч. 2 ст. 28 УПК РФ. Авторы приходят к данному выводу в связи с тем, что лицо, которое добровольно изъявило желание сдать наркотики, в дальнейшем будет освобождено от уголовной ответственности за совершение деяния, в котором уже имеется состав преступления, что подразумевает и установление самого события преступления. Исходя их изложенного, нельзя принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия состава преступления.
Но вместе с тем на практике, принимая решение о прекращении по указанному основанию уголовного дела, следственные органы и органы дознания могут столкнуться с рядом проблем.
Во-первых, принятие решения о прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием возможно в отношении лица, которому в рамках возбужденного уголовного дела присвоен статус подозреваемого или обвиняемого и само по себе будет являться основанием, которое относится к нереабилитирующим. В связи с этим информация о совершенном преступлении сохранится, и лицо будет считаться привлеченным к уголовной ответственности, хотя и непонесшим наказание.
Во-вторых, до решения о прекращении уголовного преследования лицо должно быть уведомлено об основаниях его прекращения, а также ему должно быть разъяснено право не согласиться с этим. При этом, если лицо, в отношении которого принимается такое решение, будет против этого возражать, то прекратить уголовное преследование становится невозможным, и дальнейшее расследование уголовного дела осуществляется в обычном порядке. В этом случае должностное лицо, производящее расследование, должно предъявить лицу обвинение, составить обвинительный акт или обвинительное заключение, после чего направить уголовное дело прокурору для утверждения обвинительного заключения или обвинительного акта и последующей передачи в суд.
В-третьих, при рассмотрении уголовного дела в суде, судья не может вынести обвинительный приговор, поскольку законом лицу, добровольно изъявившим желание сдать наркотики, гарантируется освобождение
от уголовной ответственности, и в то же время не может вынести решение о прекращении уголовного дела, применив положения ст. 28 УПК РФ, -прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием, поскольку подсудимый возражает против принятия такого решения. В этом случае суд вынужден принимать решение о прекращении в отношении лица, добровольно изъявившим желание сдать наркотики, уголовного преследования ввиду отсутствия события или состава преступления, применив положения ст. 24 УПК РФ.
Таким образом, для однообразного толкования уголовно-правовых норм уголовного кодекса, которые затрагивают вопросы принятия решения об освобождении лица, добровольно изъявившего желание сдать наркотики, от уголовной ответственности, авторы считают необходимым дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ст. 28.2 «Прекращение уголовного преследования в связи с добровольной сдачей предметов, средств, веществ или их аналогов, оборот которых на территории Российской Федерации запрещен или ограничен», которую изложить в следующей редакции:
1. Суд, следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 222, 222.1, 223, 223.1, 228 и 228.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 настоящего кодекса, в случаях добровольной сдачи лицом предметов, средств, веществ или их аналогов, оборот которых на территории Российской Федерации запрещен или ограничен, и активно способствовавшего раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных предметов, средств, веществ или их аналогов, изобличению лиц их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.
2. До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с частью первой настоящей статьи и право возражать против прекращения уголовного преследования.
3. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации необходимо дополнить статьей 76.3 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольной сдачей предметов, средств, веществ или их аналогов, оборот которых на территории Российской Федерации запрещен или ограничен», которую изложить в следующей редакции:
Лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст.ст. 222, 222.1, 223, 223.1, 228 и 228.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, освобождается от уголовной ответственности, если добровольно сдало предметы, средства, вещества или их аналоги, оборот которых на территории
Российской Федерации запрещен или ограничен, и активно способствовало раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных предметов, средств, веществ или их аналогов, изобличению лиц их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.
Список литературы
1. Пудовкин А. А., Вилкова Е. М. Проблемы взаимодействия органов дознания и предварительного следствия при раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Уголовное и оперативно-разыскное законодательство: сб. материалов IV межведом. науч.-практ. конф. М., 2019. С. 211 - 217.
2. Уголовное право России. Общая часть: учеб. для бакалавров / отв. ред. А. И. Плотников. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2016. 442 с.
3. Теткин Д. В., Мамина О. И. Либерально-демократическая правовая система современного российского общества и государства: функционально-ценностная характеристика и интегративный аспект // Право: история и современность. 2020. № 1(10). С. 33 - 39. doi: 10.17277/pravo.2020.01.pp.033-039
References
1. Pudovkin A. A., Vilkova Ye.M. Ugolovnoye i operativno-razysknoye zakonodatel'stvo: sbornik materialov IVMezhvedom. nauch.-prakt. konf. [Criminal and operational-search legislation: Collection of materials of the IV interdepartmental scientific-practical conference], Moscow, 2019, pp. 211-217. (In Russ.).
2. Plotnikov A.I. (Ed.). Ugolovnoye pravo Rossii. Obshchaya chast': ucheb. dlya bakalavrov [Criminal law of Russia. General part: textbook for bachelors], Orenburg: OOO IPK "Universitet", 2016, 442 p. (In Russ.).
3. Tetkin D.V. Mamma O.I. [Liberal-democratic legal system of modern Russian society and state: functional-value characteristics and integrative aspect], Pravo: istoriya i sovremennost' [Law: history and modernity], 2020, no. 1(10), pp. 33-39. (In Russ.). doi: 10.17277/pravo.2020.01.pp.033-039
Voluntary Delivery of Narcotic Drugs, Psychotropic Substances or their Analogues: Criminal Procedural Aspects of Absolute Discharge
A. A. Pudovkin, Cand. Legal Sci., Police Colonel, Head of Department of Criminal Procedure, Ryazan Branch of V. Ya. Kikot Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Ryazan, Russia;
D. V. Tyotkin, Cand. Legal Sci., Police Lieutenant Colonel, Associate Professor, Department of Criminal Procedure, Ryazan Branch of V. Ya. Kikot Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Ryazan, Russia;
The process of voluntary delivery of narcotic drugs, psychotropic substances or
their analogues has been investigated. The article considers the
mechanism for absolute discharge of a person who committed drug crimes
in compliance with the criminal legislation of the Russian Federation. The conditions for voluntary drug delivery have been studied. The criminal procedure aspects of the absolute discharge of a person from criminal liability are also determined. The regulations for the distribution of drugs were analyzed when the employees of operational divisions carried out operational-search measures to seize them, as well as during the inspection of the scene. The article presents the problems that, in practice, when deciding on the termination of a criminal case, investigative and inquiry bodies may face. The article provides an interpretation of the criminal law norms of the Criminal Code, which affect the decision-making on the absolute discharge of a person who voluntarily expressed a desire to deliver drugs.
Keywords: drug crimes; drug addiction; voluntary delivery of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues; criminal prosecution; criminal liability; criminal procedural aspects.
© А. А. Пудовкин, 2021 © Д. В. Теткин, 2021 Статья поступила в редакцию 28.09.2020
При цитировании использовать:
Пудовкин А. А., Теткин Д. В. Добровольная сдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: уголовно-процессуальные аспекты освобождения лица от уголовной ответственности // Право: история и современность. 2021. № 1(14). С. 62 - 68. doi: 10.17277/pravo.2021.01.pp.062-068