Научная статья на тему 'Добровольческая деятельность как фактор формирования гражданской позиции будущих бакалавров'

Добровольческая деятельность как фактор формирования гражданской позиции будущих бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / VOLUNTEERING / ACTIVE CITIZENSHIP / YOUTH / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирина Мария Леонидовна, Ушанёва Инна Вячеславовна

Данная статья посвящена вопросам добровольческой деятельности в России среди студентов будущих бакалавров. Проанализирована актуальность добровольческой деятельности для современного общества. Особое внимание уделено активной гражданской позиции. Дано определение добровольчества, названы ее критерии и уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спирина Мария Леонидовна, Ушанёва Инна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTARY ACTIVITY AS A FACTOR OF THE FORMATION OF THE CIVIL POSITION OF FUTURE BACHELORS

This article is devoted to the issues of volunteering in Russia among students future bachelors. Analyzed the relevance of volunteering for modern society. Particular attention is paid to active citizenship. The definition of volunteering is given, its criteria and levels are named.

Текст научной работы на тему «Добровольческая деятельность как фактор формирования гражданской позиции будущих бакалавров»

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Спирина Мария Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Армавирский государственный педагогический университет" (г. Армавир); аспирант Ушанёва Инна Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Армавирский государственный педагогический университет" (г. Армавир)

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ

ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам добровольческой деятельности в России среди студентов - будущих бакалавров. Проанализирована актуальность добровольческой деятельности для современного общества. Особое внимание уделено активной гражданской позиции. Дано определение добровольчества, названы ее критерии и уровни.

Ключевые слова: добровольчество, активная гражданская позиция, молодежь, ценностные ориентиры.

Annotation. This article is devoted to the issues of volunteering in Russia among students - future bachelors. Analyzed the relevance of volunteering for modern society. Particular attention is paid to active citizenship. The definition of volunteering is given, its criteria and levels are named.

Keywords: volunteering, active citizenship, youth, value orientations.

Введение. Добровольчество уходит своими корнями еще в начало XX века. До этого времени, "добровольцами" в первую очередь называли людей, которые в военное время добровольно уходили на службу. В советское время это были люди, которые добровольно отправлялись на Целину, на строительство БАМа. Российская история знает множество примеров. Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения. До 1905 года благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции, а потому часто носила комплексный характер. Москве в 1894 году по инициативе профессора МГУ Владимира Ивановича Герье Московской Городской Думой было учреждение "Городских попечительств о бедных". В 1899 году Циркуляр МВД рекомендовал "распространить опыт Москвы в другие города". И таких организаций было множество. На рубеже XIX-XX века в России было 14854 благотворительных учреждений.

Добровольчество сегодня — это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда. Волонтерство, как показывает международный опыт, развивается в рамках так называемого третьего сектора, или некоммерческих организаций. В некоторых исследованиях последних лет патриотическое воспитание рассматривается в совокупности с проблемой гражданского воспитания (К.Ш. Ахияров, А.С. Гаязов, А.В. Беляев, С.Е. Матушкин и др.).

К.Ш. Ахияров рассматривает воспитание гражданственности на основе этнопедагогики. Подчеркивая огромное значение родного языка, традиций, нравственных ценностей и идеалов в воспитании подрастающего поколения, автор анализирует различные методы воздействия на воспитанников на основе использования фольклора, эстетического восприятия действительности и пр.

А.С. Гаязов выделяет в качестве одной из задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма и интернационализма, отмечая, что «по своей сущности данное направление более тесно связано именно с гражданским воспитанием, так как оно специфично связывается с понятием Отечество, государство. Родина, страна» [4, с. 86].

Изложение основного материала статьи. Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем.

В последнее время стало наиболее активно развиться добровольчество в новейшей истории нашей страны. Добровольческий сектор во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать помощь нуждающимся, что и есть основа добровольчества.

Добровольцы работают от столицы до малых сёл нашей необъятной страны. Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

- волонтёры Победы,

- волонтёры пропаганды здорового образа жизни,

- экологическое волонтёрство,

- спортивное волонтёрство,

- событийное волонтёрство,

- помощь детям,

- социальное служение,

- помощь животным,

- инклюзивное волонтёрство,

- медицинское волонтёрство,

- культурное волонтёрство,

- волонтёрство в чрезвычайных ситуациях.

Российские общественные организации активно развивают механизм поддержки этих инициатив, создаются молодежные добровольческие центры, создаются и применяются специализированные образовательные программы. Проводятся семинары по обмену опытом, круглые столы по вопросам взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации.

Добровольчество в современном мире приобретает глобальные масштабы. Вся молодёжь России, а также других стран мира стала объединяться, чтобы совершать благие дела на благо общества. Дела, сделанные на безвозмездной основе, позволяют человеку осознать своё место в жизни и показать на деле свою благую активную гражданскую позицию [1; с. 8].

Все, кто хочет, будь то молодёжь или люди старшего поколения, имеют право свободно участвовать в добровольческой деятельности, посвящая своё время, талант, энергию другим людям, без ожидания финансового вознаграждения. Нужно отметить, что богатый опыт зарубежных стран показывает, что у них человек, занимающий волонтерской деятельностью, всесторонне поддерживается государством, так как все законодательно урегулировано. Закон, обеспечивает волонтеров всевозможными льготами: страхованием, правовой защитой [3; с. 55].

В России очень развито добровольческое движение, а также общественные организации, НКО -мотивируют, поддерживают молодёжь во всех активных начинаниях и идеях, разработаны государственные программы под ведомством «Россмолодёжь» по созданию молодёжных добровольческих организаций. Также создаются специальные планы, по которым ведёт та или иная организация добровольческую деятельность, которая основана на конституции, духовно-нравственных концепциях и государственных стандартах. Организуются и проводятся различные форумы, слёты, семинары и т.д., где делятся опытом и формами работы, отслеживается эффективность достижений молодёжных программ, разрабатываются пути взаимодействия добровольческого движения с государственными органами и средствами массовой информации. В России считается самой распространенной деятельность добровольцев — это помощь детям, в том числе оставшимся без попечения родителей. Бакалавры - это не только студенты, это прежде всего молодое поколение. Нужно чтобы каждый молодой человек осознавал своё участие в жизни общества, какие он может совершить поступки в отношении к окружающим его людям. Если человек может поддержать другого человека, принять его ситуацию на себя, он и в профессиональной сфере будет успешен. Развитие личности бакалавра по государственным стандартам направлено на формирование его жизнеспособности, на то, чтобы он был способен на самоорганизацию, самореализацию, самовыражение.

Вовлечение молодежи в добровольческую деятельность существенно расширяет ее мировоззрение, личность становится более коммуникабельной, реализует себя, духовно-социальные ценности приобретают значимое место в ее качествах, помогают работать над собой.

Для формирования гражданской активности действует добровольческое движение в нашем университете. Несомненно, оно формирует такие важнейшие мотивы, которые воспитывают, развивают бакалавра как субъекта профессиональной деятельности. Это не для кого не секрет, что современному модернизированному обществу нужны: духовно- нравственные, образованные, милосердные, предприимчивые, творческие люди, которые могут брать ответственность не только за себя, но и за окружающих его людей. Можно сказать, что одной из главных целей воспитательной работы в Армавирском государственном педагогическом университете является формирование активной гражданской позиции, развитие добровольчества. Зрелость социального характера общества можно определять даже по тому, насколько продуктивно, инициативно молодежь принимает, участвует в добровольческой деятельности. Если бакалавр помогает детям, участвует в социально-ориентированных программах, проектах, тем самым, придя на работу, сможет более с легкостью приступить к своей педагогической деятельности. Теория - это очень важно, но именно практика, активные методы обучения бакалавра, а также наставники, которые стоят у истоков добровольческой деятельности, смогут воспитать бакалавра - профессионала своего дела, а если он понесёт эти дела в общество, где будет преемственность поколений, то и будет складываться активная гражданская позиция на протяжении столетий. Не стоит забывать, что бакалавр подавляющую часть своего времени загружен традиционным обучением и обречён играть лишь одну роль-исполнителя, а это не правильно, он сам должен быть генератором своих идей, узнавать что-то новое, искать новые формы и технологии в работе с детьми, учиться взаимодействовать, приобретая педагогическое мастерство, работать на опережение.

Добровольчество даёт возможность приобрести не только новые знания, умения, навыки, но и очень важный компонент для социализации - это социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста. Развитие лидерских качеств уже идёт не только на уровне университета, но и на уровне города, края и государства в целом, потому что со временем добровольцы начинают реализовывать свои авторские социальные проекты, которые решают разный спектр проблем и меняют наше общество к лучшему [2, с. 12].

Итак, для достижения первого уровня результатов особое значение имеет взаимодействие студента со своими преподавателями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Однако знание человеком общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни, то есть ценит их. Итак, второй уровень воспитательных результатов - получение студентами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям жизни, к социальной реальности в целом.

Таким образом, третий уровень воспитательных результатов - получение студентами опыта самостоятельной проектной деятельности. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие студентов за пределами ВУЗа. Достижение трех уровней результатов увеличивает вероятность появления самостоятельной проектной деятельности.

Если внимательно проанализировать вышесказанное, то можно заметить, что каждому уровню воспитательных результатов соответствует своя образовательная форма (точнее - тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм). Первый уровень результатов, может быть, достигнут в формах, устроенных по принципу «педагог - ребенок», второй уровень - в формах, описываемых формулой «педагог - ребенок - детская среда (коллектив)», третий уровень - в формах, устроенных по принципу «педагог - ребенок - детская среда (коллектив) - общественная среда (социальные субъекты)».

Отсюда следует, что невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно

выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Для изучения гражданской активности бакалавров в 2017 году было проведено 3 методики, в форме анкет, и диагностики для изучения уровня сформироваванности гражданской идентичности, патриотических чувств личности. Были проведены методики в Армавирском государственном педагогическом университете (Социально - психологический факультет), такие как «Акт добровольцев», «Кто Я?», «Незаконченный тезис».

Для изучения гражданской активности бакалавров в 2017 году было проведено 3 методики с промежутком в 6 месяцев в форме анкет и диагностики для изучения уровня сформироваванности гражданской идентичности, патриотических чувств личности. Были проведены методики в Армавирском государственном педагогическом университете (Социально - психологический факультет), такие как «Акт добровольцев», «Кто Я?», «Незаконченный тезис» (Таблица №1).

Применяемые задания:

Задание №1. «Акт добровольцев» по методики Л.В. Байбородова (адаптированная) с целью изучения активности и мотивов участия студентов в жизнедеятельности учреждения образования.

Задание №2 «Кто Я?» по методики Куна (адаптированная) для определения самооценки.

Задание №3. «Незаконченный тезис» по методики Л.В. Баайбородова (адаптированная) с целью изучения позитивного или негативного отношения по общекультурным и общероссийским принципам.

Полученные результаты зафиксированы в таблице №1

Ф.И.О Задание №1. «Акт добровольцев» Задание №1. «Акт добровольцев» Задание №2. «Кто Я?» Задание №2. «Кто Я?» Задание №3. «Незаконченный тезис» Задание №3. «Незаконченный тезис»

Гришина Е. 5 8 8 11 10 20

Кирюшина И. 3 5 7 11 11 25

Шкурко С. 6 8 8 12 13 20

Каспарова Ю. 3 5 7 10 12 25

Гусева Е. 5 8 7 10 14 20

Заводчикова А. 3 5 8 11 13 25

Герасименко А. 5 8 10 13 15 20

Казлова И. 5 5 8 11 12 25

Белова Н. 3 5 8 12 12 25

Гюльназарян А. 5 8 8 10 11 25

Капустина А. 5 5 8 10 13 25

Долгова О. 3 8 7 12 14 25

Баляева С. 3 4 6 11 13 20

Ядыкина У. 5 8 5 12 15 25

Ворончук Т. 3 8 8 12 16 25

Количество баллов 62 балла 98 баллов 113балло в 168баллов 194 баллов 350 баллов

Показатель низкий средний средний высокий средний высокий

Сравнивая определённые промежутки времени, можно судить об изменениях общественной активности и направленности каждого студента. По таблице можно делать выводы об увеличении показателей у студентов, участвующих в добровольческой проектной деятельности.

Выводы. Таким образом, чтобы поменять мировоззрение, повысить ценностные ориентиры, создать активную гражданскую позицию бакалавров, их нужно активно вовлекать в добровольческую деятельность, чтобы они могли не только делать существенный вклад, и приносит пользу только людям, но и государству в целом. Быть добровольцем сегодня — это бренд молодёжи! Тем не менее, существует реальная необходимость в принятии закона, который будет регламентировать деятельность волонтерских и добровольческих организаций. Он будет, в том числе, направлен на максимальное привлечение жителей к безвозмездной деятельности. И это решение приведет к тому, что добровольчество охватит не только 40% россиян, но и большее количество граждан.

Добровольческая деятельность обладает колоссальными ресурсами, представляемыми государством и способна стать мощным инструментом в реализации целей и задач социальной политики в местном сообществе, создавать дополнительные условия для повышения ее эффективности не только в крае, но и стране целом.

Литература:

1. Федосова И., Кибальник А. Волонтёрское движение в молодёжной среде: учимся преодолевать проблемы. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 168 с.

2. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике / учебно-методическое пособие. - М.: АНО «СПО СОТИС». - 2013. - 320 с.

3. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

4. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки. / Психологическая диагностика, 2008, № 1 — с. 35-58.

Педагогика

УДК 371.7

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Дагнер Регина Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Рода Никита Вячеславович

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВОЕННОГО

ПЯТИБОРЬЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема совершенствования предмета «Физическая культура» с целью повышения физической подготовленности молодежи и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения и к службе в армии. Разработано содержание военно-прикладной подготовки для учащихся старших классов с применением средств военного пятиборья. В конце эксперимента получено достоверное повышение показателей общей и специальной физической подготовленности, что способствовало профессиональной ориентации и привлечению юношей к занятиям военно-прикладными видами спорта.

Ключевые слова: специально-ориентированное физическое воспитание, прикладная физическая подготовка, юноши старших классов, общая и специальная физическая подготовленность.

Annotation. In the article the problem of improvement of the subject "Physical culture" with the aim of improving the physical fitness of youth and the preparation for entering higher military educational establishments and military service. The content of military-applied training for high school students with the use of military pentathlon. At the end of the experiment, a significant increase in the indicators of General and special physical fitness was obtained, which contributed to the professional orientation and involvement of young men in militaryapplied sports.

Keywords: specially-oriented physical education, applied physical training, high school boys, General and special physical fitness.

Введение. На сегодняшний момент в системе непрерывного военного образования существует целый ряд учебных заведений довузовского звена Министерства Обороны Российской Федерации, работающих по программе среднего (полного) общего образования с военной направленностью, целью которых является подготовить юношей к поступлению в высшие военно-учебные заведения и к службе в армии. К данным образовательным учреждениям относятся: суворовские, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские корпуса различных видов и родов войск [2; 3].

Необходимыми условиями поступления в военное образовательное учреждение являются: допуск медицинской комиссии по состоянию здоровья, проверка специалистами профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психофизиологического обследования, оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов; оценки уровня физической подготовленности [1]. Все вышеперечисленные условия говорят о необходимости серьезной подготовки учащейся молодежи к обучению военных образовательных заведениях профессионального образования [4].

Вместе с тем содержание предмета «Физическая культура», средства и методы, которые должны использоваться в процессе изучения данной дисциплины в разделе «Профессионально-прикладная подготовка» является объектом дискуссий. Это обусловлено, на наш взгляд, недостаточным опытом организации военно-прикладной подготовки в школах, и тем фактом, что по последним исследованиям [1; 5 и др.] традиционная система физического воспитания становится все менее эффективной в современных социальных условиях.

Таким образом, актуальным является совершенствование предмета «Физическая культура» с целью повышения физической подготовленности молодежи и подготовки к поступлению высшие военно-учебные заведения и к службе в армии.

Целью исследования явилось разработка и экспериментальное обоснование эффективности содержания социально-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе на основе использования средств военного пятиборья.

В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что разработанное экспериментальное содержание социально-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе с применением средств военного пятиборья позволит повысить уровень общей и специальной физической подготовленности учащихся старших классов и подготовить их к поступлению к службе в вооруженных силах РФ и поступлению в высшие военные учебные заведения.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:

1. На основе анализа литературных источников выявить особенности содержания уроков физической культуры на старшей ступени полного среднего образования на базовом уровне с применением средств комплексных многоборий.

2. Разработать содержание военно-прикладной подготовки для учащихся старших классов с применением средств военного пятиборья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.