Научная статья на тему 'ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ'

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ПРАВА / ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОСТИ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаев Андрей Александрович

В данной статье автор исследует теоретико-методологические положения реализации принципа добросовестности в гражданском праве. Данный принцип анализируется в историческом контексте с акцентом на современную правоприменительную деятельность. В работе принцип добросовестности рассматривается не только как правовая категория, но и как гарант реализации прав участников гражданского процесса. В процессе исследования автор также рассматривает современные основы систематизации ситуаций применения принципов добросовестности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOOD FAITH AS A PRINCIPLE OF CIVIL LAW.SYSTEMATIZATION OF THE BASIC PRINCIPLES OF GOOD FAITH IN CIVIL LAW

In this article, the author explores the theoretical and methodological provisions of the implementation of the principle of good faith of civil law. This principle is analyzed in a historical context with an emphasis on modern law enforcement activities. In the work, the principle of good faith in law is considered not only as a legal category, but also as a guarantor of the realization of the rights of participants in civil proceedings. In the course of the research, the author also examines the modern foundations of the systematization of the principles of good faith.

Текст научной работы на тему «ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ»

УДК 347.1

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Николаев Андрей Александрович

Аспирант, Ульяновский государственный университет

В данной статье автор исследует теоретико- методологические положения реализации принципа добросовестности в гражданском праве. Данный принцип анализируется в историческом контексте с акцентом на современную правоприменительную деятельность. В работе принцип добросовестности рассматривается не только как правовая категория, но и как гарант реализации прав участников гражданского процесса. В процессе исследования автор также рассматривает современные основы систематизации ситуаций применения принципов добросовестности.

Ключевые слова: принцип права, принцип добросовестности, правоприменительная деятельность, гражданское право, систематизация принципов.

Добросовестность как правовая категория использовалась еще в римском праве. В первоначальном смысле она означала отсутствие вредного умысла со стороны активно управомоченной стороны, отождествлением со справедливостью и добрыми намерениями [5]. В римском праве участникам правоотношений было рекомендовано их строить как честным и добропорядочным людям. Поэтому в Институциях Юстиниана иски разделялись на иски доброй совести и строгого права. Впоследствии данные принципы нашли применение в правовых системах стран Европы. В отличие от зарубежного права некоторые исследователи, такие как М. В. Новиков, Д. А. Заблоцкая [5], отмечают специфику российской правовой системы и влияние на становление ее принципов обычаев как первобытно-общинных ценностей. Впервые добросовестность как юридический принцип, была отражена в Гражданском уложении Российской империи 1899 года. И там в статье 65 данного законопроекта было определено, что все договоры должны исполняться по их точному смыслу, намерениям сторон и доброй совести [3], а норма статьи 71 данного Проекта содержала специфическую категорию «добрая совесть», элементы которой были заимствованы, по данным некоторых исследователей из римского и в дальнейшем, европейского законодательства [2].

Это находит продолжение и в современном российском законодательстве, которое предполагает соблюдение принципа добросовестности на всех этапах построения гражданских правоотношений. Обращение к термину «добросовестность» именно в качестве правового принципа актуализировалось в период изменения Гражданского кодекса в 2013-2015 гг. Безусловно, неверно бы было утверждать, что обращения к данному принципу в предыдущих редакциях данного кодекса не было, однако, он доказывался судебной практикой, на основании толкования ст. 10 ГК РФ.

В более современном варианте Гражданского кодекса в соответствии со ст. 1 участникам гражданских правоотношений необходимо действовать добросовестно, и никто не может извлекать выгоду или преимущества из своего недобросовестного поведения [2]. Непосредственное упоминание в действующем законодательстве добросовестности в качестве основополагающего принципа ставит его в один ряд с общечеловеческими принципами - равенством всех участников правоотношений, свободы волеизъявления, неприкосновенности собственности и др. Это позволяет позитивно характеризовать данный термин и определять его в качестве гаранта социальной стабильности и ориентированности законодательства на общество [7]. Однако, в соответствии с иной точкой зрения (В. Я. Иохин), добросовестность не тождественна справедливости, поскольку понятие справедливости сугубо субъективное и отсылает исследователей больше в сферу философии нежели этики, морали и законотворчества [6].

Однако, как отмечают Д. А. Заблоцкая и С. В. Сарбаш, при отсутствии четкого понимания сферы применения и содержания принципа добросовестности ответственность за справедливость решения будет возложена на участников гражданских правоотношений и судей вследствие субъективного толкования данного принципа [5,10]. Именно поэтому необходимо обратиться к современным интерпретациям термина «добросовестность» и систематизированного его использования в российском праве. В первой половине прошлого века М. М. Агарков отмечал, что гражданское право не приемлет сделки, совершенные без доверия, потому что добросовестность- это честность и открытость между людьми [1]. Современные исследователи (Р. Р. Лугманов, Г. А. Далакян, М. З.Кегадуев также подчеркивают более нравственный, чем правовой характер данной категории [4,8]. Вследствие чего большая часть субъектов гражданских отношений руководствуются в своей деятельности нормами морали и нравственности. Именно мораль устанавливает границы реализации прав и определяет обязанности участников правовых отношений. Поэтому, с одной стороны можно сказать, что добросовестность- это императивное правило поведения, которое регулирует баланс прав и обязанностей и определяет границы деятельности субъектов гражданского права, а с другой- нельзя говорить о том, что любое безнравственное, недобросовестное поведение является противоправным. И хоть задачей данного принципа является соблюдение баланса в реализации правовых норм, на деле мы можем встретить проблемы в законодательстве, которые допускают, например, такие ситуации как взыскание долга с разоренного должника, являющиеся аморальными, но не противозаконными.

Достаточно серьезным противоречием является разногласие между неписаными моральными нормами, требованиями добросовестности от участников гражданских отношений и тем, что смысловое значение данного термина конкретно не раскрывается в Гражданском кодексе РФ. Опираясь на то, что в качестве основного метода регулирования гражданских отношений можно определить диспозитивный, исследование содержания и систематизации принципа добросовестности наиболее актуально строить в контексте предупреждения нарушений законных прав участников гражданских правоотношений и повышения эффективности механизмов восстановления нарушенных интересов и прав.

В данном случае можно отметить двойную функцию принципа добросовестности-регулятивную, способствующую построению «правильных» гражданских отношений [4] и профилактическую, предупреждающую выход гражданских отношений за рамки правовых и моральных норм.

В содержании современного Гражданского кодекса разумность и добросовестность действий участников гражданских отношений являются основой их действий, если не доказано другое [2]. Данное утверждение и порождает второе противоречие, которое, по мнению таких ученых как С. А. Краснова, А. С. Варвенко заключается в том, что добросовестность является предполагаемым, рекомендательным, но отнюдь не законодательно обязательным правовым принципом и соответственно, когда осуществляются действия с намерением причинения вреда, то достаточно сложно доказать умышленный или неосознанный их характер [2].

Еще один неоднозначный аспект понятия «добросовестность» заключается в том, что его необходимо рассматривать в субъективном и объективном смыслах, что берет свое начало еще с римского права [3]. Рассматривая субъективные характеристики добросовестности, необходимо говорить об активности отдельных участников правовых отношений. В объективном смысле - данная категория позволяет определить нравственные ориентиры и нормы гражданских правоотношений.

В современной системе права одной из основных проблем, по мнению различных исследователей, является недостаточная систематизированность ситуаций реализации принципов добросовестности. Наиболее оптимальной схемой систематизации применения принципа добровольности участников гражданско-правовых отношений нами определена классификация О. А. Кузнецовой и Ю. В.Ловчиковой, которая определяет необходимость использования принципа добросовестности в следующих случаях [8]:

А) в целях усиления аргументации по случаю, когда законное решение может применяться и без обращения к данному принципу, опираясь только на нормы права.

Однако, добросовестная передача информации, предоставление аргументов могут сыграть важное значение в исходе дела;

Б) в ходе толкования норм права, в качестве средства выявления мнимой ясности правовых предписаний [8];

В) в случаях применения аналогии права, когда имеют место пробелы в законодательстве и невозможность применения аналогичных норм. В результате судом определяется конкретная норма- принцип, которая подлежит применению;

Г) в качестве нормы прямого действия, когда принципы права, обладая всеми свойствами и признаками норм могут быть положены в основу решения по делу.

Подводя итоги исследованию, необходимо отметить, что добросовестность- это не только юридическая, но и нравственно- философская категория, обогащающая гражданское право социальным содержанием, ориентируя на участников гражданско- правовых отношений. При этом данный принцип выступает одним из основных, определяющих основу законодательно и нравственно одобренной деятельности, благодаря которой будут соблюдаться права всех субъектов отношений. Именно добросовестность определяет границы реализации гражданских прав и свобод, выход за которые влечет за собой негативные, зачастую законодательно наказуемые последствия.

Список использованных источников

1. Агарков М.М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. - 1946. - № 6. - С. 424-436.

2. Варвенко А.С., Желонкин С.С., Жукавин В.В. Теоретико-правовые положения о принципе добросовестности в гражданском праве // Ленинградский юридический журнал. 2020. №1 (59). С. 105-113

3. Гражданское Уложение. Книга пятая: Обязательства: Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского Уложения. СПб.: Типография Правительствующего Сената, 1899. 212, VI с. (Приложение к журналу «Вестник права» № 6 и 7 за 1899 г.)

4. Далакян Г. А., Кегадуев М. З. Принцип добросовестности в гражданском законодательстве // Научные междисциплинарные исследования. 2020. №7. С. 112-121

5. Заблоцкая Д. А. Принцип добросовестности в гражданском праве // Вопросы российской юстиции. 2022. №17. С. 283-289

6. Иохин В. Я. К обществу любви и справедливости / / ЦИТИСЭ. - 2015. - № 1 (1). - С. 13-17

7. Коновалов А.В. Принцип добросовестности в новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации и в судебной практике // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С.

4-14.

8. Ловчикова Ю. В. Принцип добросовестности в гражданском праве как гарант прав человека в ХХ1 веке // Вопросы российской юстиции. 2021. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-dobrosovestnosti-v-grazhdanskom-prave-kak-garant-prav-cheloveka-v-xxi-veke (дата обращения: 28.08.2022).

9. Лугманов Р. Р. Принцип добросовестности как средство развития права // Право и политика. 2021. №5. С. 60-75

10. Сарбаш С.В. Единственный доктор для закона - это судья // Закон, 2017. - № 4. - С. 6-19.

*****

GOOD FAITH AS A PRINCIPLE OF CIVIL LAW.SYSTEMATIZATION OF THE BASIC PRINCIPLES OF GOOD FAITH IN CIVIL LAW

Nikolaev A. A.

In this article, the author explores the theoretical and methodological provisions of the implementation of the principle of good faith of civil law. This principle is analyzed in a historical context with an emphasis on modern law enforcement activities. In the work, the principle of good faith in law is considered not only as a legal category, but also as a guarantor of the realization of the rights of participants in civil proceedings. In the

course of the research, the author also examines the modern foundations of the systematization of the principles of good faith.

Keywords: the principle of law, the principle of good faith, law enforcement, civil law, systematization of principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.