Научная статья на тему 'Доброе имя человека: ученый-фольклорист Раднай Шерхунаев (к столетию со дня рождения)'

Доброе имя человека: ученый-фольклорист Раднай Шерхунаев (к столетию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Р. ШЕРХУНАЕВ / ФОЛЬКЛОРИСТИКА / УЛИГЕРШИНЫ / ИРКУТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВАМПИЛОВ / АЛАРЬ / БУРЯТСКИЕ УЧЕНЫЕ / R. SHERKHUNAYEV / FOLKLORE / ULIHERSHINS / IRKUTSK UNIVERSITY / А. VAMPILOV / ALAR / BURYAT SCIENTISTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнов Сергей Ростиславович

Статья посвящена столетнему юбилею бурятского ученого-фольклориста Радная Шерхунаева. Прослеживаются основные этапы его научной биографии, вклад ученого в исследование творчества известных бурятских улигершинов, в первую очередь Аполлона Тороева, названного «бурятским Гомером». Рассматриваются основные публицистические работы ученого, его методологические принципы, вклад в описание родословной выдающегося драматурга А. Вампилова, земляком которого был Раднай Шерхунаев, интересные детали его личного общения с родителями Вампилова, у которых он учился в школе. В качестве основных методологических параметров выявляется опора на многочисленные факты и события, их знание и скрупулезный подбор.The paper is dedicated to the centenary of the Buryat folklorist Radnaya Sherkhunayeva. The main stages of his scientific biography are traced. Attention is paid to the scientist’s contribution to the study of the work of the famous Buryat Ulygershins, first of all, Apollo Toroev, called “Buryat Homer.” The main journalistic works of the scientist and his methodological principles are considered. Also, the contribution of Radnai Sherkhunayev to the description of the pedigree of his countryman, the outstanding playwright A. Vampilov is noted, with consideration given to interesting details of his personal communication with Vampilov’s parents, who were Radnai’s teachers at school. The main methodological aspect of Sherkhunayev’s work is his focus on numerous facts and events, that he knows well and selects meticulously.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Смирнов Сергей Ростиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доброе имя человека: ученый-фольклорист Раднай Шерхунаев (к столетию со дня рождения)»

УДК 398(571.54)(092)Шерхунаев DOI 10.17223/18137083/71/27

С. Р. Смирнов

Иркутский государственный университет

Доброе имя человека: ученый-фольклорист Раднай Шерхунаев (к столетию со дня рождения)

Статья посвящена столетнему юбилею бурятского ученого-фольклориста Радная Шер-хунаева. Прослеживаются основные этапы его научной биографии, вклад ученого в исследование творчества известных бурятских улигершинов, в первую очередь Аполлона То-роева, названного «бурятским Гомером». Рассматриваются основные публицистические работы ученого, его методологические принципы, вклад в описание родословной выдающегося драматурга А. Вампилова, земляком которого был Раднай Шерхунаев, интересные детали его личного общения с родителями Вампилова, у которых он учился в школе. В качестве основных методологических параметров выявляется опора на многочисленные факты и события, их знание и скрупулезный подбор.

Ключевые слова: Р. Шерхунаев, фольклористика, улигершины, Иркутский университет, Вампилов, Аларь, бурятские ученые.

В биографии сибирского фольклориста Р. А. Шерхунаева (1920-2008) есть множество примечательных страниц. Так, его учительницей в Кутуликской школе была мать всемирно известного драматурга Александра Вампилова Анастасия Прокопьевна (см.: [Шерхунаев, 1994; 2001; Смирнов, 2012]), о которой написаны многие проникновенные страницы в воспоминаниях ученого: «В сердцах ее учеников, самых разных по характеру и национальности - русских, бурят, украинцев, татар, поляков, евреев, ее знания и умение мастерски доносить их до слушателей вызывали чувство глубокого уважения и даже больше - преклонения. Анастасия Прокопьевна обладала замечательными человеческими качествами. Ее отличали врожденная вежливость, скромность, правдивость, старательность в работе и самообладание. Ей были ненавистны ложь, подхалимство, беспринципность, болтливость и высокомерие... Смыслом всей ее жизни было служение добру и справедливости» [Мир Александра Вампилова..., 2000, с. 27-29].

Смирнов Сергей Ростиславович - доктор филологических наук, профессор кафедры новейшей русской литературы Института филологии, иностранных языков и медиакоммуни-кации Иркутского государственного университета (ул. Ленина, 8, Иркутск, 664025, Россия; [email protected])

ISSN 1813-7083. Сибирский филологический журнал. 2020. № 2 © С. Р. Смирнов, 2020

Общался в школьные годы (в частности показывая свои не совсем совершенные стихи) юный Шерхунаев и с отцом будущего драматурга - Валентином Никитичем (в своем устном рассказе в фамилии Вампилова он делает ударение на первый слог!). А в дневниковой записи сохранилось еще одно любопытное свидетельство их общения: «После шести уроков был у директора Валентина Никитича Вампилова. Он спрашивает, получил ли я стипендию? Ответил: "Да, получил". -"Распишись-ка", - сказал он. А когда я поставил свою подпись (эх, я тут «развернулся» - размашисто и затейливо!), он добавил, что так не нужно расписываться, нужно попроще. "Мне около сорока лет, и я все время расписываюсь так..." - он написал на бумаге разборчиво: "Вампилов"»... [Шерхунаев, 2001, с. 82]. (Исследованию родословной знаменитого земляка впоследствии будет посвящена книга «Корни и ветви: слово о предках и родителях выдающегося драматурга А. Вампилова» [1994], получившая высокую оценку со стороны родных А. Вампилова.)

Выходец из многодетной крестьянской семьи (мать Шерхунаева имела почетное звание «Мать-героиня), свою первую публикацию (1937) в областной детской газете «Горька была жизнь моя» посвящает именно ей, Ханде Булгатовне Шерху-наевой. Спустя десятилетия очерк под названием «Материнская радость» откроет бурятская пословица: «Отец, как небо, высок, мать же, как вселенная, велика» [Шерхунаев, 2001, с. 84]. Тепло вспоминает Шерхунаев и своего отца Андрея Афанасьевича, от которого уже в послевоенные годы ему удалось записать ряд текстов бурятских народных песен.

Как профессиональный журналист Шерхунаев состоялся во время службы в армии на Дальнем Востоке (1940-1948). Об этом периоде жизни он интересно и увлекательно рассказывает в своих книгах, поминая добрым словом многих однополчан.

Многие годы связывают Р. А. Шерхунаева с Иркутским университетом. В нем он обучался после армии на бурятском филологическом отделении, заканчивал аспирантуру, на протяжении двух десятков лет осуществлял успешную педагогическую деятельность. И не случайно во многих его публикациях находим благодарные слова коллегам, поддержавшим направление научных исследований ученого.

Знаменательной для Шерхунаева стала встреча с Аполлоном Тороевым - «бурятским Гомером». В одном из интервью Шерхунаев живо рассказывает о совместном исполнении со знаменитым сказителем бурятских народных песен как проявлении знака душевной близости поэта и ученого. Итогом этого общения стали ряд статей, монография (1964) и успешная защита кандидатской диссертации на тему: «Аполлон Тороев - бурятский народный поэт» (1965) (см. также [Шерхунаев, 1965]).

Улигершины стали главным предметом тематики научных изысканий Р. Шер-хунаева. Одна за другой в Иркутске и Улан-Удэ появляются книги о Пеохоне Петрове (1969), Парамоне Дмитриеве (1970), Папе Тушемилове (1973), монография «Певцов благородное племя» [1977] и двухтомник «Бурятские народные сказители» (1986; 1987). А в Кызыле двумя изданиями (1975; 1977) выходит книга «Сказки и сказочники Тофаларии» [Шерхунаев, 1975] (в 1989 г. под названием «Тофаларские сказки» будет издана в Улан-Баторе на монгольском языке).

Особо следует сказать о журналистской деятельности Шерхунаева, его активнейшей публицистической работе на протяжении всей жизни. Красной нитью через все публикации проходит законная гордость за выдающихся представителей бурятского народа разных профессий, особая гордость за земляков-аларцев (их внушительный перечень найдем во всех работах Шерхунаева). Бескрайней теплотой и душевностью пронизан очерк о друге детства Искандаре Рысьмятове, героически погибшем в годы войны.

Добрые слова адресованы творческому коллективу фольклористов - лауреатам Государственной премии РФ за цикл работ из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (разработка концепции и ее реализация в выпущенных в свет 18 томах), большой интерес для истории науки представляют материалы о востоковеде с мировым именем Г. Д. Санжееве.

Научное и публицистическое творчество Шерхунаева отличалось глубоким интернационализмом, о чем он пишет сам в конце двухтомника «Под солнцем сибирским»: «Мы... живем на одной земле, под одним солнцем и луной в ближайшем и непосредственном соприкосновении с незапамятных времен с мирными и добрыми соседями - эвенками, тофаларами, якутами, русскими, образуя единый общежитский очаг, братскую семью и дружбу народов, что во многом помогло при народовластии преодолеть большие трудности жизни, добиться заметных успехов в хозяйственной и культурной областях. Пусть крепнет и ширится это общечеловеческое братство - единение и сплоченность - великое благо трудовых людей, их крепость и сила. Народ ведь мудрейший философ и педагог, он твердо и ясно, не допуская никаких колебаний, заявляет: для дружбы нет расстояний, без дружбы счастья нет» [Шерхунаев, 2008, т. 2, с. 317]. Основную методологическую составляющую творчества ученого можно, на наш взгляд, определить как опору на многочисленные факты и события, их знание и скрупулезный подбор. Автографы на книгах, богатая личная переписка - все это тоже уместно было приобщено ученым к делу. А в качестве эпиграфа к изданному в 2008 г. двухтомнику взята бурятская пословица: «Доброе имя человека что солнце и луна сверкает.» [Там же, т. 1, с. 3]. Как нам кажется, она в полной мере отражает заслуги бурятского ученого перед народом.

Список литературы

Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю / Сост. Л. В. Иоффе, С. Р. Смирнов, В. В. Шерстов; вступ. ст. В. Я. Курбатова. Иркутск: Иркут. обл. тип. № 1, 2000. 448 с.

Смирнов С. Р. Нестор бурятского народа // Литера: Вестник факультета филологии и журналистики ИГУ. 2012. № 4. С. 11-14.

Шерхунаев Р. А. Аларь - судьба моя: Житейские были и воспоминания / Вступ. ст. А. Румянцева. Иркутск: Иркут. обл. тип. № 1, 2001. 104 с.

Шерхунаев Р. А. Аполлон Тороев: очерк жизни и творчества. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1965. 77 с.

Шерхунаев Р. А. Корни и ветви: слово о предках и родителях выдающегося драматурга А. Вампилова. Улан-Удэ: Соёл, 1994. 39 с.

Шерхунаев Р. А. Певцов благородное племя. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977. 264 с.

Шерхунаев Р. А. Под солнцем сибирским: Статьи и заметки: В 2 т. Иркутск: Мегапринт, 2008. Т. 1. 311 с.; Т. 2. 317 с.

Шерхунаев Р. А. Сказки и сказочники Тофаларии. 2-е изд. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1975. 324 с.

S. R. Smirnov

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Fédération; ssrisu@yandex. ru

The good name of a man: folklorist Radnai Sherkhunayev (to the centenary of his birth)

The paper is dedicated to the centenary of the Buryat folklorist Radnaya Sherkhunayeva. The main stages of his scientific biography are traced. Attention is paid to the scientist's contribution

to the study of the work of the famous Buryat Ulygershins, first of all, Apollo Toroev, called "Buryat Homer." The main journalistic works of the scientist and his methodological principles are considered. Also, the contribution of Radnai Sherkhunayev to the description of the pedigree of his countryman, the outstanding playwright A. Vampilov is noted, with consideration given to interesting details of his personal communication with Vampilov's parents, who were Radnai's teachers at school. The main methodological aspect of Sherkhunayev's work is his focus on numerous facts and events, that he knows well and selects meticulously.

Keywords: R. Sherkhunayev, folklore, ulihershins, Irkutsk University, A. Vampilov, Alar, Buryat scientists.

DOI 10.17223/18137083/71/27

References

Mir Aleksandra Vampilova: Zhizn'. Tvorchestvo. Sud 'ba: Materialy k putevoditelyu [The world of Alexander Vampilov: Life. Creativity. Destiny: Materials to the guidebook]. L. V. Ioffe, S. R. Smirnov, V. V. Sherstov (Comps); V. Ya. Kurbatova (Intr.). Irkutsk, Irkutsk regional printing house. no. 1, 2000, 448 p.

Sherkhunaev R. A. Alar' - sud'ba moya: Zhiteyskie byli i vospominaniya [Alar is my destiny: Everyday life stories and memoirs]. A. Rumyantseva (Intr. art.). Irkutsk, Irkutsk regional printing house no. 1, 2001, 104 p.

Sherkhunayev R. A. Apollon Toroev: Ocherk zhizni i tvorchestva [Apollo Toroev: Essay on life and creativity]. Irkutsk, Vost.-Sib. kn. izd, 1965, 77 p.

Sherkhunaev R. A. Korni i vetvi: slovo o predkakh i roditelyakh vydayushchegosya dramaturga A. Vampilova) [Roots and branches: A word about the ancestors and parents of the outstanding playwright A. Vampilov]. Ulan-Ude, Soel, 1994, 39 p.

Sherhunaev R. A. Pevtsov blagorodnoe plemya [The noble tribe of singers]. Irkutsk, Vost.-Sib. kn. izd, 1977, 264 p.

Sherkhunaev R. A. Pod solntsem sibirskim: Stat'i i zametki: V 2 t. [Under the Siberian sun: Articles and notes: In 2 vols]. Irkutsk, Megaprint, 2008, vol. 1, 311 p.; vol. 2, 317 p.

Sherhunaev R. A. Skazki i skazochniki Tofalarii [Tales and storytellers of Tofalaria]. 2nd ed. Kyzyl, Tuvin. kn. izd., 1975, 324 p.

Smirnov S. R. Nestor buryatskogo naroda [Nestor of the Buryat people]. Litera: Vestnik fakul'tetafilologii i zhurnalistiki IGU 2012. no. 4, pp. 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.