References
1. Afanas'eva R.A. Sociokul'turnye uslovija protivodejstvija jekstremizmu v molodezhnoj srede (social'no-filosofskij analiz): avtoref. dis. ... k. filosofskih nauk. [Sociocultural conditions of counteraction to extremism among young people (the social and philosophical analysis): Ph.D. thesis]. Moscow, 2007. 22 p. [in Rissian]
2. Aristarhova T.A. Osnovnye cherty i osobennosti molodezhnogo jekstremizma [Main lines and features of youth extremism] //.// Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki. [News of the Tula State University. Economic and Jurisprudence]. 2014. №1-2. P.35-36. [in Rissian]
3. Dil' V.A. Tendencii razvitija sovremennogo jekstremizma: molodezhnyj i informacionnyj jekstremizm [Tendencies of development of modern extremism: youth and information extremism] // Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta [News of the Tomsk Polytechnical University]. 2009. T. 314. № 6. P. 167-170. [in Rissian]
4. Abdulatipov R.G. Problemy profilaktiki jekstremizma [Problems of prevention of extremism] // Jetnopanorama [Ethnic panorama]. 2002. №2. P.74-91. [in Rissian]
5. Antonjan Ju.M., Gilinskij Ja.I., Rostokinskij A.V. Jekstremizm i ego prichiny [Extremism and its reasons]. M.: Logos, 2010. 285 p. [in Rissian]
6. Popov O.V., Popova O.O. Prichiny i osobennosti jekstremizma v molodjozhnoj srede. Mery protivodejstvija molodjozhnomu jekstremizmu. [The reasons and features of extremism among young people. Measures of counteraction to youth extremism] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. [Scientific sheets of the Belgorod state university]. 2008. № 4 (44). P. 110-117. [in Rissian]
7. Hugaev Je.E. Problema vyrabotki informacionnyh mer, napravlennyh na protivodejstvie nacional'nomu jekstremizmu [Problem of development of the information measures directed to counteraction to national extremism] // Biznes v Zakone. [Business in Law]. 2013. № 2. P. 139-141. [in Rissian]
DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.019
Коновалова Н.А.
Доцент, кандидат педагогических наук, Вологодский институт права и экономики ФСИН России ДНЕВНИК ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ
Аннотация
В статье представляется авторская разработка Дневника индивидуальной социальной работы с осужденным как формы фиксации содержания индивидуальной социальной работы с осужденным на всех этапах отбывания наказания. В настоящее время Дневник не является обязательной для заполнения формой документирования социальной работы в исправительном учреждении, но поможет сотрудникам групп социальной защиты осужденных разобраться в сущности индивидуальной социальной работы и специфике ее реализации. Авторская позиция относительно структуры и содержания Дневника носит дискуссионный характер.
Ключевые слова: индивидуальная социальная работа, дневник индивидуальной социальной работы с осужденным, план индивидуальной социальной работы, система профессионального взаимодействия, субъекты социальной работы, клиент социальной работы, реабилитационный маршрут.
Konovalova N.A.
PhD in Pedagogy, Vologda institute of Law and Economics THE DIARY OF INDIVIDUAL SOCIAL WORK WITH CONVICTS: DEVELOPMENT EXPERIENCE
Abstract
The article represents the author's development of the Diary of social work with convicts. The Diary includes the contents of individual social work with convicts at all stages of serving a sentence. Now the Diary isn't obligatory for filling with a form of documenting of social work in correctional facility, but will help the staff of groups of social protection of convicts to understand in effect individual social work and specifics of her realization. The author's position concerning structure and contents of the Diary has debatable character.
Keywords: individual social work, diary of individual social work with convicts, the plan of individual social work, system of professional interaction, subjects of social work, customer of social work, rehabilitation scheme.
Подготовка осужденных к освобождению, процесс их ресоциализации должны выстраиваться с использованием метода индивидуальной социальной работы, который поможет в решении уникальных индивидуальных проблем клиентов. Без их (проблем) проработки и преодоления рецидивы преступлений наиболее вероятны, т.к. освободившийся попадает в прежние условия, сталкивается с непреодолимыми (с его точки зрения) проблемами, некриминальные пути решения которых он не может или не хочет искать [2, 6].
Все концепции индивидуальной социальной работы исходят из того, что самая успешная стратегия решения проблем человека заключается в укреплении и поддержке ресурсов самого индивидуума. Ситуация «один на один» предполагает определенные отношения между специалистом по социальной работе (далее - специалист) и осужденным. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфические требования к ролям специалиста, необходимым знаниям о клиенте [3]. Специалист должен исходить из того, что клиент осужденный имеет не только свои нужды, но и права, он имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения [1].
В процессе индивидуальной социальной работы специалист должен решать задачу формирования у осужденного осознанного отношения к своей жизненной ситуации. Это позволит мотивировать клиента на участие в программе работы (важно формирование у клиента приверженности к помощи, т.е. осознанного и прилежного участия клиента в помощи самому себе [5]). Необходимо, чтобы осужденный принимал участие в диагностических процедурах, оценке своей ситуации, определении проблем, формулировании запросов в помощи, планировании работы, распределении сфер ответственности, реализации отдельных мер, принятии ответственности за жизненную ситуацию, осуществлении выбора наиболее приемлемых путей решения проблем и проч.
На специалиста по социальной работе должна быть возложена роль управления ведением индивидуального случая клиента. Именно специалист должен оценивать и прогнозировать ситуацию клиента, руководить планированием работы по решению проблем осужденного, координировать деятельность различных субъектов помощи клиенту, корректировать направление работы и т.п.
В процессе индивидуальной социальной работы может быть задействовано множество разных субъектов, которые имеют различную ведомственную подчиненность, различный функционал и т.п. Упорядочить их деятельность в рамках индивидуальной социальной работы с осужденным на всех этапах отбывания наказания возможно, используя особую систему фиксации сведений о планируемой и осуществленной деятельности.
Дневник индивидуальной социальной работы (далее - Дневник) - единая форма ведения документации всеми субъектами помощи, отражающая содержание индивидуальной социальной работы с осужденным на всех этапах отбывания им наказания. Он содержит краткосрочные и долговременные цели социальной работы с осужденным, ограниченные по времени достижения, адекватные ситуации клиента и соотносимые с возможностями группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения (далее - ИУ), региона, в котором находится ИУ или в который осужденный будет освобождаться.
Дневник детально отражает индивидуальный план социальной работы с осужденным, включающий описание потребностей клиента, систематизированных по степени их приоритетности; определение специфических, фиксированных по времени достижения шагов, направленных на решение проблем клиента; информацию о разделении ответственности между всеми субъектами помощи (включая самого осужденного); описание усилий специалиста по социальной работе ИУ, направленных на координацию процесса предоставления услуг; описание ожидаемых результатов; информацию о мероприятиях по контролю за использованием услуг; информацию по вновь появившимся потребностям, вносимым изменениям и оценке [4].
Опираясь на общую модель индивидуальной социальной работы со случаем [6], мы сконструировали структуру Дневника индивидуальной социальной работы с осужденным [2], который включает 8 разделов: Сведения об осужденном, Анализ ситуации клиента, Определение целей работы, Обязательства сторон по реализации целей работы, Индивидуальная история клиента, Результаты работы (общая оценка проделанной работы), Прогноз развития ситуации клиента после освобождения, Рекомендации клиенту. Предлагаемая структура и содержание Дневника имеют дискуссионный характер. Они должны быть скорректированы в интересах практикующих специалистов по социальной работе, имеющих опыт использования метода индивидуальной социальной работы или реализующих его в настоящее время.
Каждый раздел Дневника содержит различные формы (таблицы), в которые заносится вся значимая для ведения случая информация и где делаются отметки ответственными субъектами. Отмечаем, что крайне важным является выявление, отражение в Дневнике позиции клиента, стимулирование осужденного к оценке себя, своего поведения, поступков, ситуации на всем протяжении индивидуальной социальной работы.
Охарактеризуем каждый раздел более подробно.
1. Сведения об осужденном.
Этот раздел отражает общие сведения об осужденном, его криминологическую характеристику, сведения о пребывании в исправительном учреждении, характеристики (заключения) психолога, медика, начальника отряда.
При занесении общих сведений об осужденном в этот раздел целесообразно указывать наличие документов, их подтверждающих.
К заполнению этого раздела должны привлекаться сотрудники медицинской части, оперативного отдела, психологической лаборатории, отдела воспитательной работы с осужденными и другие специалисты, которые, по мнению специалиста, могут иметь сведения, необходимые для оценки ситуации клиента и определения плана индивидуальной социальной работы.
2. Анализ ситуации клиента.
На основании проведенной диагностики специалист делает анализ ситуации клиента.
К диагностическим процедурам специалист может привлекать любых специалистов ИУ, гражданских служб, более компетентных в изучении тех или иных групп проблем. Привлекаемые специалисты обязаны отражать в Дневнике результаты диагностики.
Для того, чтобы специалист смог оказать эффективную помощь клиенту, ему необходима полная информация о клиенте, совершенном им правонарушении, имеющихся факторах риска. В ходе проведения оценки специалист выявляет комплекс проблем, которые необходимо решить в процессе индивидуальной социальной работы, и возможности их решения. Для этого специалисту необходимо определить: насколько адекватным является запрос клиента (или его ближайшего окружения); насколько развиты у клиента навыки решения соответствующих проблем; каков уровень мотивации клиента на участие в программе индивидуальной социальной работы.
В разделе 2 должны быть зафиксированы потребности и запросы клиента, осознание им потребности в изменении ситуации (и в каком именно аспекте), ресурсы клиента, связи клиента, индивидуальные ситуации риска, барьеры в решении проблем и принятии помощи.
Специалисту важно указать здесь проблемы, требующие вмешательства со стороны группы социальной защиты осужденных, а также ограничения для такого вмешательства с ее стороны, и сформулировать рекомендации по
обращению за помощью к другим субъектам социальной работы (часть этих рекомендаций, которые клиент будет решать после освобождения, может быть продублирована в разделе 8).
3. Определение целей работы.
Специалист совместно с осужденным на основании анализа ситуации определяют цели работы, при этом они ищут множество возможностей для их достижения. Видение и понимание наличия альтернативных путей решения проблем представляется значимым с точки зрения принятия на себя клиентом ответственности при выборе стратегии своей дальнейшей жизни, осознания многосторонности и многогранности жизни, наличия «другого» опыта решения знакомых проблем, обилия некриминальных способов преодоления трудностей и т.д.
Рассматриваемый раздел Дневника включает в себя долгосрочные и краткосрочные цели работы, описание альтернативных путей достижения целей, предположение о планируемом результате.
4. Обязательства сторон по реализации целей работы.
Раздел содержит обязательства сторон, принимаемые ими на весь период взаимодействия. Важно, чтобы клиент, его семья, руководство исправительного учреждения и другие отчетливо понимали и принимали ограниченность возможностей посторонних (для клиента и его ситуации) влияний на его жизненную ситуацию.
Раздел включает в себя перечень обязанностей сотрудников группы социальной защиты осужденных, клиентов (заверенные личной подписью).
Действия, которые предстоит предпринять клиенту и всем специалистам, осуществляющим социальную работу, а также другим лицам, в том числе - членам семьи клиента, должны быть четко определены. Роль специалиста по социальной работе состоит в основном в координировании работы с клиентом различных служб помощи. Специалист призван по возможности устранять административные и организационные препятствия и сложности, возникающие в ходе предоставления клиенту необходимых услуг.
5. Индивидуальная история клиента.
В этом разделе фиксируется план работы и его корректировка, стадии развития ситуации, происходящие изменения. Важно указать здесь ожидаемые результаты работы, описать конкретные действия субъектов и обозначить сроки решения каждой задачи.
К работе с этим разделом специалист по социальной работе может привлекать различных специалистов, принимающих участие во взаимодействии с клиентом.
План индивидуальной социальной работы должен отвечать всем выявленным в процессе оценки нуждам клиента и его семьи, соответствовать определенным ранее долгосрочным и краткосрочным целям.
План не может быть навязан клиенту. На этапе разработки он должен постоянно согласовываться и быть принят клиентом. В разработке индивидуального плана специалист по социальной работе и клиент участвуют в равной степени. Это подталкивает клиента к принятию им решений и активному участию в процессе планирования и предоставления услуг.
Для отслеживания прогресса в жизни клиента и внесения поправок в его индивидуальный план в связи с изменяющимися потребностями специалисту следует регулярно проводить с ним встречи.
В данный раздел нами отдельно вынесены позиции, посвященные работе по решению социальных проблем клиента, работе над преступлением, работе над индивидуальными ситуациями риска.
6. Результаты работы (общая оценка проделанной работы).
Данный раздел заполняется специалистом по итогам реализации плана индивидуальной социальной работы перед освобождением осужденного.
7. Прогноз развития ситуации клиента после освобождения.
Раздел заполняется перед освобождением осужденного специалистом по социальной работе. Здесь должны быть обозначены имеющиеся индивидуальные факторы риска, ресурсы клиента, т.е. те обстоятельства, которые окажут существенное влияние на процесс социальной адаптации после освобождения.
8. Рекомендации клиенту.
Раздел составляется совместно специалистом и клиентом накануне его освобождения. Его назначение дать клиенту ясное представление о возможных (необходимых) действиях по самостоятельному трудовому и бытовому устройству после освобождения. В случае, если работа по решению социальных проблем клиента не завершена, здесь также необходимо указать последующие действия, которые необходимо предпринять освобождающемуся осужденному и в этом направлении. Раздел должен включать в себя реабилитационный маршрут после освобождения.
Указанные структурные компоненты Дневника позволяют описать непрерывный процесс индивидуальной социальной работы с осужденным по решению его социальных проблем на всех этапах отбывания наказания, дать ему четкое представление о необходимых первых шагах после освобождения из исправительного учреждения, составить обоснованный реабилитационный маршрут.
Следует отметить, что в полном объеме индивидуальная социальная работа с использованием Дневника может быть реализована только при наличии профессиональных кадров в группе социальной защиты осужденных, понимании важности решения социальных проблем клиента всеми сотрудниками ИУ, готовности к профессиональному взаимодействию между субъектами помощи.
Литература
1. Бернлер, Г., Юнссон, Л. Теория социально-психологической работы/ Г. Бернлер, Л. Юнссон. - М., 1992. - 342 с.
2. Коновалова Н.А. Современные формы и методы индивидуальной социальной работы с осужденными: Методические рекомендации. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. - 33 а
3. Методы индивидуальной социальной работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.deti-s-zur.ru/book/export/html/303.html (дата обращения: 10.10.2014).
4. Рекомендации по организации и осуществлению непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей (в том числе в процессе осуществления ювенального правосудия). - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. - 66 с.
5. Рекомендации по организации программ социального сопровождения для уязвимых групп. - М., 2007. - 130 с.
6. Фирсов, М.В., Шапиро, Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психсоциальной практики/ М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М., 2012. - 400 с.
References
1. Bernler, G., Junsson, L. Teorija social'no-psihologicheskoj raboty/ G. Bernler, L. Junsson. - M., 1992. - 342 s. [in Russian]
2. Konovalova N.A. Sovremennye formy i metody individual'noj social'noj raboty s osuzhdennymi: Metodicheskie rekomendacii. - Vologda: VIPJe FSIN Rossii, 2014. - 33 c. [in Russian]
3 Metody individual'noj social'noj raboty [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: // http://www.deti-s-zur.ru/book/export/html/303.html (data obrashhenija: 10.10.2014). [in Russian]
4. Rekomendacii po organizacii i osushhestvleniju nepreryvnogo social'nogo soprovozhdenija nesovershennoletnih pravonarushitelej (v tom chisle v processe osushhestvlenija juvenal'nogo pravosudija). - Vologda: VIPJe FSIN Rossii, 2010. -66 s. [in Russian]
5. Rekomendacii po organizacii programm social'nogo soprovozhdenija dlja ujazvimyh grupp. - M., 2007. - 130 s. [in Russian]
6. Firsov, M.V., Shapiro, B.Ju. Psihologija social'noj raboty: Soderzhanie i metody psihsocial'noj praktiki/ M.V. Firsov, B.Ju. Shapiro. - M., 2012. - 400 s. [in Russian]
DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.013 Левина Е.В.
0RCID-0000-0002-6913-6155, Кандидат социологических наук, НП ВПО Институт международных социально-гуманитарных связей в г. Москве РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА МИКРОУРОВНЕ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
Аннотация
В настоящей статье рассмотрена проблема развития человеческого капитала на микроуровне, а именно в рамках организаций и трудовых коллективов. Концепция человеческого капитала затрагивает все сферы человеческой жизни, особое место занимает проблема получения образования и развития компетентности сотрудников. Автором отмечена необходимость использования интерактивных методик в подготовке персонала, что существенно повышает эффективность образовательного процесса. Также автором приведены результаты собственного исследования, подчеркивающие важность использования инновационных методов обучения в развитии индивидуальной компетентности персонала и в формировании человеческого капитала.
Ключевые слова: человеческий капитал, индекс человеческого капитала, здоровье, образование, непрерывное образование, занятость, инфраструктура, инновационные технологии обучения, интрективные технологии обучения, тренинг, деловая игра, кейс-стади.
Levina E.V.
0RCID-0000-0002-6913-6155, PhD in Sociology, Institute of International Socially Humanitarian Links in Moscow DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL AT THE MICROLEVEL WITHIN THE ORGANIZATIONS
AND LABOUR COLLECTIVES
Absrtact
In this article the author considered the problem of development of a human capital at the microlevel, within the organizations and labor collectives. The concept of a human capital relates to all spheres of human life, a specific place is held by a problem of education and development of competence of employees. The author has noted the need of use of interactive techniques for preparation of personnel that significantly increases efficiency of educational process. Also the author has given the results of own research emphasizing the importance of use of innovative training methods and techniques in development of individual competence ofpersonnel and in forming of a human capital.
Keywords: human capital, human capital index, health, education, non-stop education, employment, infrastructure, innovation technologies of education, interactive technologies of education, training, role-play, case-study.
В настоящее время особую актуальность приобретает оценка процесса формирования и развития человеческого иапитала. Проблема человеческого капитала является не только теоретическим подходом и научной концепцией, но и имеет первостепенное значение для работодателей и акционеров. В бизнес-среде человеческий капитал имеет экономическое значение и определяется как экономическая ценность знаний, умений и навыков наемных работников. В политической сфере человеческий капитал оценивается как способность человечества реализовывать экономический прогресс. Традиционно, человеческий капитал рассматривался как функция образования и опыта, сформированного в процессе обучения и получения практических навыков. В последнее время одной из фундаментальных составляющих человеческого капитала становится здоровье, которое включает в себя:
• физическое здоровье,
• психофизическое здоровье,