УДК 364.465
ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ ВИНОГРАДОВ,
Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Реферат: в статье рассматривается социальная работа с осужденными как социально-педагогический процесс формирования их социальности. Социальная работа с осужденными проводится по следующим направлениям: увеличение степени их самостоятельности, способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника отпадает. Социальная работа с осужденными - неотъемлемая часть механизма реализации основной стратегической цели исполнения уголовного наказания - исправление осужденного. Социальная работа с осужденными в исправительном учреждении как социально-педагогический процесс включает в себя следующие основные этапы: подготовительный, непосредственной деятельности (реализация выбранной социальной, социально-педагогической технологии в процессе отбывания наказания), итоговый. Исследование показало, что в процессе пенитенциарной социальной работы необходимо отбирать такие социально-педагогические методы, которые преимущественно влияют на внутренний мир осужденного и окружающую его среду и способствуют формированию его социальности.
Ключевые слова: социальная работа с осужденными, социально-педагогический процесс, стадии социального развития осужденного, этапы формирования социальности осужденного, педагогические методы социальной работы с осужденными, критерии процесса пенитенциарной социальной работы.
Abstract: the article deals with social work with convicts as social and pedagogical process of forming of their sociality. Social work with convicts is to be carried out in the following directions: increase in degree of their independence, a capability to control the life and more effectively to resolve the arising problems by socially approved method; creation of conditions under which the person, despite a physical mutilation, sincere failure or vital crisis, can live, keeping self-respect and respect for itself from people around; achievement of such result when need for the help of the social worker disappears. Social work with convicts is an integral part of the mechanism of implementation of the main strategic objective of execution of criminal sanction - correction of a convict. Process of social work with convicts in correctional institution as social and pedagogical process includes the following main stages: preparatory, direct activities (implementation of the chosen social, social and pedagogical technology in the course of serving sentence), final. The research showed that in the course of penitentiary social work it is necessary to select such social and pedagogical methods which mainly influence inner world of the identity of the convict and her environment and promote forming of its sociality.
Keywords: social work with convicts, social and pedagogical process, stages of social development of a convict, stages of forming of a sociality of a convict, pedagogical methods of social work with convicts, criteria of process of penitentiary social work.
VICTOR VIKTOROVICH VINOGRADOV,
Research institute of the FPS of Russia, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
PENITENTIARY SOCIAL WORK AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROCESS
оциальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную социально-педагогическую деятельность сотрудников совместно с общественностью, территориальными службами занятости, социальной за-
щиты населения и другими заинтересованными структурами с целью оказания социально-педагогической помощи осужденным и поддержки их в период отбывания наказаний и во время подготовки к освобождению.
© Виноградов В. В., 2017 © Vinogradov V. V., 2017
Социальная работа с осужденными имеет следующие основные направления:
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
- достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает [1, с. 49].
Следовательно, цель пенитенциарной социальной работы состоит в превенции ухудшения ситуации, сложившейся у конкретного осужденного и их групп, разрешении социальных проблем, актуализации личностного потенциала по преодолению имеющихся и перспективных трудностей или, по крайней мере, в фасилитации (облегчении) субъективного переживания человека, изменении отношения к неразрешенным проблемам и ситуациям в период лишения свободы [4, с. 29]. Главное при этом - содействие реализации основной стратегической цели исполнения уголовного наказания - исправлению осужденного. В каждой конкретной ситуации на личностном уровне с учетом специфики проблем и индивидуальных характеристик осужденного общие цели социальной работы персонифицируются. С этой точки зрения социальную работу с осужденными можно рассматривать как важную социально-педагогическую проблему.
Социальная работа представляет собой специфический вид социальной деятельности, педагогическую основу которой составляет социально-педагогическая деятельность [2, с. 118]. Это все справедливо и для социальной работы с осужденными.
В процессе исследования нами определены особенности социально-педагогической работы в исправительных учреждениях: жесткая правовая регламентация условий жизни; педагогически неблагоприятная среда; коварство отдельных осужденных; ограничение возможности взаимодействия с социумом; потребность расширения социально-педагогических средств сопровождения процесса ресоциализации; своеобразие технологий привлечения осужденных к общественно полезному труду; неразработанность механизма межведомственного взаимодействия исправительных учреждений с другими институтами в социально-педагогической поддержке осужденных и др.
Профессиональная деятельность пенитенциарного сотрудника, направленная на человека в среде исправительного учреждения, нацеленная на решение всей совокупности проблем в контексте
«личность и окружающая среда», осуществляется в ходе социально-педагогического процесса, под которым мы будем понимать динамику развития соответствующего социального, социально-педагогического явления или сложившуюся последовательность действий (социальной, социально-педагогической деятельности) пенитенциарного сотрудника, обеспечивающих достижение главной цели - формирование социальности осужденных.
Социальность как результат пенитенциарной социальной работы, по нашему мнению, представляет собой сформированное, приобретенное интегратив-ное качество личности осужденного, характеризующее степень вхождения его в общество, принятие им общественных интересов и представлений; его жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе правилами, нормами, законами, ценностями; достижение им определенного уровня социального благополучия. Развитие социальности осужденного -непростая задача, решение которой носит междисциплинарный характер и определяет комплексный подход к данной проблеме. Социальность осужденного - это интегративное качество личности осужденного, приобретенное, сформированное в процессе его социального сопровождения. Значит, социально-педагогическая основа этого процесса имеет организующее и основное начало, которое выводит этот процесс на уровень индивидуальности осужденного. Именно поэтому мы считаем развитие социальности осужденного социально-педагогической основой процесса ресоциализации в социальном сопровождении осужденных.
Процесс социальной работы с осужденными можно рассматривать как социально-педагогический процесс, то есть целенаправленную последовательность действий пенитенциарного сотрудника (субъекта), обеспечивающую наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении социальными знаниями, умениями и навыками, обучении, профессиональной подготовке осужденного (объекта), направленную на формирование и приобретение социальности осужденных. Этот процесс имеет определенную структуру: он включает в себя субъект и объект, этапы, подэтапы социально-педагогической деятельности специалиста, работающего с осужденным. При этом каждый этап имеет свои компоненты.
Субъект процесса пенитенциарной социальной работы - это либо специально подготовленный специалист, либо какое-то лицо (группа лиц), деятельность которого направлена на осужденного. В качестве субъекта выступает и сам осужденный по отношению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоактуализации.
Вторым ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность процесса социальной работы с осужденными в исправительном учреждении как социально-педагогического процесса, выступает объект социальной работы как объект воспитания - осужденный, его индивидуальные особенности, возможности, социальные и социально-педагогические проблемы, отношение к субъекту социальной работы.
Социальную работу с осужденными мы можем рассматривать как социально-педагогическое взаимодействие субъекта и объекта, стержневой основой которого является социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование и приобретение социальности осужденных, поэтому процесс социальной работы с осужденными в исправительном учреждении по своему назначению, структуре организации и содержанию является социально-педагогическим. Тогда социальную работу с осужденными можно определить как сложный многоаспектный социально-педагогический процесс, осуществляемый с каждым осужденным по следующим направлениям в комплексе: психологическому, социальному, образовательному, профессиональному, с целью формирования его социальности.
В данном процессе сама сущность личности осужденного представляет собой единство двух противоположностей: индивидуального (субъектного) и социального. Именно субъектность и социальность в их единстве и взаимообусловленности, определяя развитие личности осужденного, являются факторами самоактуализации, как максимум,
Социальная работа с осужденными в исправительном учреждении как социально-педагогический процесс включает в себя следующие основные этапы: подготовительный, непосредственной деятельности (реализации выбранной социальной, социально-педагогической технологии в процессе отбывания наказания), итоговый. Каждый из них имеет свое назначение, содержание и последовательность реализованных действий и аналогичен этапам социально-педагогического процесса, описанного В. А. Никитиным [3, с. 42-44].
Подготовительный этап предполагает диагностику и выявление индивидуальности объекта, форму-
социального развития осужденного. Кроме того, в соответствии с отечественной теорией деятельности в качестве фактора развития личности осужденного необходимо рассматривать деятельность как активное и сознательное его взаимодействие со средой, направленное на достижение сознательно поставленной цели, поскольку развитие вне деятельности не происходит и только в деятельности осужденный может реализовать свой личностный потенциал, то есть самоактуализироваться.
Выделив в качестве факторов самоактуализации осужденного субъектность, социальность и деятельность, можно предположить, что он может достичь высшей формы развития собственной личности - самоактуализации лишь при определенном качественном уровне развития каждого из перечисленных факторов. Очевидно также, что и деятельность, и субъектность, и социальность личности осужденного проходят в процессе развития ряд стадий, при постепенном прохождении которых и возможно достижение самоактуализации. И наоборот, если хотя бы одна стадия не пройдена, не реализована либо реализована не в полной мере, дальнейшее развитие личности (и, как следствие, достижение самоактуализации) невозможно.
Исследование показало, что основным фактором социального развития осужденного в процессе отбывания наказания является формирование и приобретение им социальности. Данный процесс влияет на субъектность осужденного. Социальность и субъектность осужденного развиваются в деятельности (табл.)
Таблица
лирование социальных и социально-педагогических проблем осужденного, социально-педагогическое прогнозирование, выбор социальной или социально-педагогической технологии и способа ее реализации, ресурсное обеспечение.
Второй этап является основным. Он представляет собой непосредственную реализацию социальной, социально-педагогической технологии с применением совокупности методов, средств, приемов.
Третий этап - итоговый. На данном этапе имеют место анализ и оценка действенности выбран-
Стадиальность факторов социального развития осужденного
Субъектность Социальность Деятельность
Самооценка Самоутверждение Саморегуляции
Образ Я Социальная адаптация Самоконтроль
Самосознание Самоопределение Самоорганизация
Самопринятие Самоэффективность Самореализация
Самость 1 Самодостаточность ч г Саморазвитие ч г
Самоактуализация, как максимум, развития социальности
ной социальной, социально-педагогической технологии и определение последующих перспектив. Результаты чаще всего определяются через оценку изменений, происшедших в объекте социальной работы, достигаются целенаправленной деятельностью пенитенциарного сотрудника, его мастерством, упорным трудом, постепенно.
Исследование показало, что в процессе пенитенциарной социальной работы необходимо отбирать социально-педагогические методы, которые преимущественно влияют на внутренний мир личности осужденного и ее окружающую среду и способствуют формированию ее социальности. Это методы:
- развивающие сознание, личностные смыслы жизни осужденных (рассказ, сообщение, информация-описание, внушение, пример, беседа, разъяснение-убеждение, дискуссия, взаимоубеждение, размышление-диалог);
- развивающие внутренние побуждения, мотивы, чувства, ощущения осужденных (рефлексия, прояснение проблемы, выбор задач, создание установки, побуждение к действию, оценка поступка, поощрение успеха, соревнование с другими осужденными, соревнование с самим собой);
- формирующие опыт поведения осужденных (общение с группой значимых других, эмпатия, воспитательные требования и контроль, общественное мнение, личностно значимые ситуации, приучение, тренировка, тренинг, организация деятельности, поручение, общение-диалог, переучивание);
- организации деятельности, помогающие обеспечивать перевод знаний, социального опыта в личностный опыт осужденного (приучение, упражнение, требование, поручение, воспитывающие ситуации, организация личностно значимой деятельности);
- самовоспитания и самореализации (индивидуальные размышления, рефлексия, аутотренинг, самооценка и самоанализ, самоконтроль, самообязательство, преодоление себя);
- творчества (выбор задач, проектирование деятельности, анализ достижений);
- создания новой социальной среды осужденных (введение в новую деятельность, изменение смысла деятельности и отношений, проектирование деятельности и общения, корректировка и изменение сценариев личного поведения, изменение частной ситуации, компенсация общей среды развития, предотвращение деформаций среды развития);
- направленные на формирование у осужденного умения самостоятельно преодолевать свои про-
блемы. Ожидаемый результат достигается концентрацией внимания осужденного на деятельности, которая способствует выработке жизненно необходимых качеств;
- репродуцирования, помогающие приобрести необходимый минимум социальных знаний и умений, накопить личный опыт самостоятельного решения своих проблем, добиться зарождения проектируемых социальных качеств осужденных;
- закрепления и обогащения, активизирующие самостоятельные усилия осужденных по обогащению и расширению социального опыта, дальнейшему совершенствованию личностных качеств осужденного (например, критика, самокритика, дискуссия, планирование, целеполагание, распределение, самоконтроль);
- содействия, обеспечивающие благоприятные условия для перевода воспитания в самовоспитание, образования - в самообразование, становления личности осужденного - в процесс самосозидания собственной личности (воспитывающие ситуации, обсуждение, личные комплексные планы, включение в образовательную и профессиональную подготовку, создание лич-ностно-значимых образовательных и воспитательных ситуаций и т. д.).
Показателями эффективности социальной работы с осужденными как социально-педагогического процесса будут являться: изменение ценностных и смысловых установок осужденных, их отношения к разнообразным делам в социуме исправительного учреждения, осознанное участие в социальной, образовательной и трудовой деятельности; позитивные изменения в мотивационной структуре их деятельности; позитивная динамика в реальных отношениях осужденных между собой и во взаимодействии с ближайшим социальным окружением (определяется по таким основным позициям, как целенаправленность, исполнительность, самостоятельность, добросовестность, бережное отношение к средствам труда, способность к творческому выполнению трудовых операций, взаимоуважение с участниками деятельности); расширение спектра выполняемых дел, повышение социальной ответственности за состояние дел; добровольное участие в социально значимых делах наибольшего числа осужденных; повышение уровня их удовлетворенности организацией деятельности, которые указывают на допустимый, средний или высокий уровень сформированности и приобретения социальности осужденных.
Список литературы
1. Морозов В. М., Виноградов В. В. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе. Владимир, 2009. 156 с.
2. Основы социальной работы : учебник. 3-е изд., испр. и доп. / отв. ред. П. Д. Павленок. М., 2006. 560 с.
3. Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. М., 1998. 326 с.
4. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе / под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань, 2006. 355 с.
References
1. Morozov V. M., Vinogradov V. V. Social'naja rabota v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Social work in the penal system]. Vladimir, 2009. 156 р.
2. Osnovy social'noj raboty [Foundations of social work]. 3rd edition, revised and expanded. Under the editorship of P. D. Pavlenok. Moscow, 2006. 560 р.
3. Social'naja pedagogika [Social pedagogy]. Under the editorship of V. A. Nikitin. Moscow, 1998. 326 р.
4. Social'naja rabota v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Social work in the penal system]. Under the general editorship of Ju. I. Kalinin. Ryazan, 2006. 355 р.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Виноградов Виктор Викторович - доктор педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Vinogradov Victor V. - dsc in pedagogy, associate professor, honored teacher of the Russian Federation, leading researcher Research institute of the FPS of Russia, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Виноградов, В. В. Пенитенциарная социальная работа как социально-педагогический процесс / В. В. Виноградов // Уголовно-исполнительное право. - 2017. -Т. 12. - № 1. - С. 13-17.
Vinogradov, V. V. Penitentiary social work as social and pedagogical process / V. V. Vinogradov // Penal law, 2017, vol. 12, no. 1, pp. 13-17.
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 1. С. 1-92