Научная статья на тему 'Для транснациональной организованной преступности и терроризма нужен надежный заслон'

Для транснациональной организованной преступности и терроризма нужен надежный заслон Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
422
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

В октябре 2010 г. в Вене проходила пятая сессия Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. В работе сессии приняла участие и российская межведомственная делегация, возглавляемая статс-секретарем заместителем министра внутренних дел Российской Федерации генерал-майором милиции С.П. Булавиным. В беседе с корреспондентом Информационного агентства «Интерфакс» Сергей Булавин рассказал о совместной работе на конференции и достигнутых договоренностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Для транснациональной организованной преступности и терроризма нужен надежный заслон»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

3 (96) - 2011

ДЛЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ТЕРРОРИЗМА НУЖЕН НАДЕЖНЫЙ ЗАСЛОН*

(ИНТЕРВЬЮ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕРГЕЯ БУЛАВИНА ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ «ИНТЕРФАКС»)

В период с 18 по 22 октября 2010 г. в Вене проходила пятая сессия Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. В работе данной сессии приняла участие и российская межведомственная делегация, возглавляемая статс-секретарем — заместителем министра внутренних дел Российской Федерации генерал-майором милиции С. П. Булави-ным. В беседе с корреспондентом Информационного агентства «Интерфакс» Сергей Булавин рассказал о совместной работе на конференции, проведенных встречах и достигнутых договоренностях.

— Сергей Петрович, расскажите, пожалуйста, когда была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, кто является ее участником сегодня?

— Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности была принята 15 ноября 2000 г. на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Российская Федерация подписала ее 12 декабря 2000 г. Для нашего государства она вступила в силу 25 июня 2004 г. На данный момент к указанной Конвенции присоединились 156 государств — членов ООН.

Сегодня Российская Федерация считает транснациональную организованную преступность серьезнейшей и нарастающей угрозой социальному, экономическому благополучию, политической стабильности государств. Эта растущая угроза требует наращивания международного правоохранительного потенциала, энергичных совместных действий в целях ликвидации транснациональных криминальных сетей, пресечения традиционных и новых видов преступной деятельности.

В связи с этим данная конвенция рассматривается в качестве универсального международ-

Публикуется в сокращении.

но-правового инструмента антикриминального сотрудничества государств.

— Известно, что на конференции в Вене Вы выступили с докладом. Какие основные вопросы затронули в своем выступлении?

— Действительно, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 18.10.2010 № 1789-р мне было поручено возглавить российскую делегацию и, соответственно, выступить с докладом по теме конференции. Основной акцент в выступлении был сделан на необходимости объединения усилий правоохранительных органов всех стран — членов ООН в противодействии транснациональной организованной преступности.

— Как специалист поясните, какие преступления относятся к транснациональным?

— Согласно ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, преступление носит транснациональный характер, если оно совершено более чем в одном государстве. Оно может быть совершено в одной стране, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имела место в другом государстве. Или совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более чем в одном государстве. А также было совершено в одном государстве, но его существенные последствия имели место в другом государстве.

Поэтому такие преступления, как незаконный оборот наркотиков, особенно зарубежного происхождения, незаконная торговля людьми — гражданами других государств, незаконные операции, связанные с автотранспортными средствами, так называемый криминальный автобизнес по своей сути являются транснациональными, а по форме совершения — трансграничными, когда способы достижения цели базируются на игнорировании национальных границ.

3 (96) - 2011

Угрозы и безопасность

— Говоря о противодействии транснациональной организованной преступности, какие меры Вы предложили в ходе конференции для обеспечения должной эффективности сотрудничества в этой сфере?

— Чтобы адекватно реагировать на глобализацию преступной деятельности, международному правоохранительному сообществу необходимо меняться. Успех правоохранительной работы на международном уровне зависит от гибкого реагирования государств — участников Конвенции ООН на новые криминальные вызовы и угрозы. Имеются в виду преступления, обозначенные на конференции как «зарождающиеся» виды преступной деятельности.

Сегодня транснациональные преступные группы активно используют результаты растущего технического прогресса для усовершенствования прежних и освоения все новых видов преступной деятельности.

Новые криминальные вызовы и угрозы проявляются в последние годы в возрождении, казалось бы, ушедших в прошлое пиратства и работорговли. В выходе на качественно новый уровень так называемых традиционных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, наркотиков и культурных ценностей, в распространении преступлений, порождаемых техническим прогрессом. В числе таковых обычно называют экологические преступления, незаконный оборот человеческих органов и преступления в информационной сфере, производство и сбыт контрафактной продукции.

Очевидная реакция на новые криминальные вызовы, на наш взгляд, состоит в том, чтобы не допускать возникновения пробелов в правовой базе раскрытия и уголовного наказания за новые виды преступной деятельности, обмениваться информацией о возникающих правоохранительных проблемах, национальной и региональной практике их преодоления.

Необходим регулярный анализ эффективности Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, протоколов к ней и практики их применения. Ключевая роль в этом вопросе отводится Управлению ООН по наркотикам и преступности. В этой связи мы обратились к партнерам с просьбой оказать этому Управлению ООН всемерную помощь в наращивании его аналитического потенциала, предоставлении необходимых информационных данных, экспертной помощи и финансовых средств.

Кроме того, в развитии международных договорно-правовых инструментов сотрудничества важно учитывать особенности новых видов преступлений. Так, сотрудничество по одним из них

вполне укладывается в рамки норм, содержащихся в конвенции и протоколах к ней, другие могут быть охвачены путем разработки дополнительных протоколов. В отношении некоторых весьма специфичных видов преступной деятельности, например в информационной сфере и касательно незаконного оборота человеческих органов, по нашему мнению, стоило бы подумать о разработке отдельных универсальных конвенций.

— В последнее время Россия, как и многие другие государства, столкнулась с проблемой пиратства в северо-западной части Индийского океана. Существуют ли на сегодняшний день действенные механизмы в борьбе с этим криминальным явлением?

— Не буду говорить о глубинных причинах возрождения этого особо опасного вида преступной деятельности в данном регионе и его негативном влиянии на региональную стабильность. Они не раз были предметом обсуждения на международных форумах, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций. Коснусь сугубо правовой стороны дела. Считаю, что вопрос о привлечении пиратов к уголовной ответственности является ключевым для повышения эффективности действий антипиратской коалиции. Очевидно, что безнаказанность подталкивает людей к занятию этим преступным промыслом.

В настоящее время на рассмотрении Совета Безопасности ООН находятся различные варианты решения проблемы юрисдикции по делам о пиратстве — от уголовного преследования в национальных судах до учреждения международного антипиратского трибунала. Некоторые страны предпочитают передачу задержанных пиратов для суда в прибрежные государства. По мнению российской стороны, долгосрочному решению этой проблемы отвечало бы учреждение международного трибунала. Тем более что пиратство угрожает международному судоходству и в других регионах мира.

— Какие еще встречи были проведены в рамках визита нашей делегации в Австрию? Какие вопросы обсуждались при этом?

— У меня состоялась встреча с заместителем Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, Исполнительным директором Управления ООН по наркотикам и преступности Федотовым Юрием Викторовичем. Мы обсудили ход правоохранительной реформы в Российской Федерации, наиболее актуальные на современном этапе проблемы предупреждения преступности в России, а также наше видение приоритетов международного антикриминального сотрудничества, в том числе

- 51

Угрозы и безопасность

3 (96) - 2011

— под эгидой Организации Объединенных Наций. Ю. В. Федотов проявил заинтересованность в активизации такого сотрудничества, а также высказал пожелание посетить Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, и в частности Международный межведомственный центр подготовки сотрудников криминальной милиции и подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков имени генерал-лейтенанта милиции А. Н. Сергеева — в целях ознакомления с имеющимися наработками в области подготовки специалистов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, а также координации дальнейшего взаимодействия Управления ООН по наркотикам и преступности и ВИПК МВД России. В свою очередь МВД России поддержало инициативу заместителя Генерального секретаря ООН, была подтверждена готовность к подобному диалогу.

— Насколько известно, сразу после конференции Вы выехали в Нидерланды для участия в консультациях с Европейской полицейской организацией? Насколько успешно проходил переговорный процесс?

— Действительно, 21 октября 2010 г. в Гааге в составе уже другой межведомственной российской делегации я принял участие в открытии первого раунда консультаций с Европейской полицейской организацией по заключению нового соглашения о сотрудничестве с Европолом, позволяющего обмениваться персональными данными. Хотелось бы подчеркнуть, что этому мероприятию предшествовала большая работа, проведенная Министерством внутренних дел Российской Федерации.

6 ноября 2003 г. в ходе саммита Россия-ЕС в г. Риме (Италия) было подписано соглашение о Сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией. Российскими федеральными органами, ответственными за реализацию действующего в настоящее время Стратегического соглашения, являются МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС России и Росфинмониторинг.

В связи с этим приказом МВД России в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП). 10 мая 2005 г. в ходе саммита Россия-ЕС в г. Москве была достигнута договоренность о подготовке соглашения между Российской Федерацией и Европолом об обмене персональными данными.

Ключевыми моментами для дальнейшего развития правовой базы сотрудничества явились: ратификация в 2005 г. Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите физических лиц

52 -

при автоматизированной обработке персональных данных и принятие Государственной Думой в 2006 г. Федеральных законов от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Таким образом, было снято основное препятствие для подготовки к переговорному процессу по разработке Оперативного соглашения.

В своем выступлении на открытии первого раунда консультаций с Европолом я подчеркнул заинтересованность российской стороны в углублении взаимодействия с Европолом по всем направлениям совместной работы, целью которой является эффективное противодействие современным вызовам и угрозам и укрепление безопасности России и государств — членов Евросоюза.

В тот же день состоялась встреча с директором Европейской полицейской организации Робом Уэнрайтом, в ходе которой были обсуждены наиболее важные аспекты сотрудничества МВД России и Европола.

— Какие конкретные перспективные направления дальнейшего взаимодействия обсуждались на встрече с директором Европола?

— Акцент был сделан на активизации нашей совместной работы в сфере информационного обмена, подготовки кадров и, конечно же, аналитических исследований по оценке угроз организованной преступности. Беседа коснулась и проходящего масштабного реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации. Я рассказал господину Уэнрайту о проводимой работе по подготовке проекта федерального закона «О полиции», который призван стимулировать правоохранительную деятельность, в том числе в ее проекции на контакты полиции с зарубежными партнерами и взаимодействие с гражданским обществом, особенно в деятельности по профилактике преступности. При этом подчеркнул, что в этом законодательном акте в полной мере будут учтены обширный опыт и позитивные наработки европейской полиции.

Также в рамках пребывания в Гааге у меня состоялась встреча с заместителем директора Европола Мишелем Кийе, курирующим международное взаимодействие организации. В ходе встречи он, как и Р. Уэнрайт, подчеркнул нацеленность на активизацию сотрудничества с Российской Федерацией, и в частности с МВД России, в деле борьбы с транснациональной организованной преступностью и терроризмом, в том числе посредством заключения нового соглашения Россия — Европол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.