Научная статья на тему '«. . . для сохранения жизни и воспитания в пользу общества. . »'

«. . . для сохранения жизни и воспитания в пользу общества. . » Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ / ВОСПИТАНИЕ / ЛЕЧЕНИЕ / ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ENLIGHTENMENT / TREATMENT / PEDIATRICS HELP / EMPIRE EDUCATIONAL HOUSE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шароварина Е. А.

Статья посвящена основанию и работе Императорского воспитательного дома в Москве. Этот проект должен был быть воплощением идеи Просвещения воспитать совершенную личность. Эта идея потерпела крах. Но то лучшее, что было в воспитательном доме mod за детьми, их лечение, прививки, социализация, научные исследования является «золотым фондом» российской педиатрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«...FOR SAVING LIFE AND EDUCATION FOR SOSIETY PROSPERITY..»

This article is about realization of the ideal of enlightenment to educate a perfect personality. They try to realize this idea in the Empire educational house. And it was failed. But the best experience of the bringing up, the treatment and socialization, scientific research became the “golden fond” of Russian pediatrics.

Текст научной работы на тему ««. . . для сохранения жизни и воспитания в пользу общества. . »»

«...ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ В ПОЛЬЗУ ОБЩЕСТВА..»

Шароварина Е.А.

Смоленский государственный медицинский университет

Аннотация. Статья посвящена основанию и работе Императорского воспитательного дома в Москве. Этот проект должен был быть воплощением идеи Просвещения - воспитать совершенную личность Эта идея потерпела крах. Но то лучшее, что было в воспитательном доме — уход за детьми, их лече>ше, прививки, социализация, научные исследования - является «золотым фондом» российской педиатрии.

Ключевые слова: Просвещение, Императорский воспитательный дом, воспитание, лечение, педиатрическая помощь.

«...FOR SAVING LIFE AND EDUCATION FOR SOSIETY PROSPERITY..»

Sharovarina E.A.

Smolensk State Medical University,

Abstract This article is about realization of the ideal of enlightenment - to educate a perfect personality. They try to realize this idea in the Empire educational house. And it was failed. But the best experience of the bringing up, the treatment and socialization, scientific research became the "golden fond" of Russian pediatrics.

Key words: enlightenment, Empire educational house, treatment, pediatrics help.

Эта фраза из Манифеста Императрицы Екатерины 2, которым Императорский воспитательный дом объявлялся государственным учреждением, «Сие богоугодное и благочестивое государственных учреждение, предназначенное для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, будет навеки под особым Монаршим покровительством и призрением». [3]

История Императорского воспитательного дома в Москве является одной из славных страниц становления педиатрии и акушерства, благотворительности и педагогики в России. С его создания берет начало государственная система охраны здоровья детей в нашей стране.

В России в допетровские времена заботу о сиротах и брошенных детях традиционно брала на себя церковь. В 1705 году Новгородский Митрополит Иов в Успенском монастыре «завел пристанище для сирот и зазорно рожденных младенцев» [1].

Петр 1 сделал призрение детей в России предметом государственных забот. В 1712 и 1714г. при нем были приняты указы об открытии госпиталей «для зазорных младенцев, которых жены и девки рожают беззаконно, при церквах...», чтобы спасти брошенных детей от голодной смерти. [2]

Идея не только сохранить жизнь, но сделать из призреваемых детей граждан, полезных для государства, возникла в эпоху Просвещения. В самом радикальном варианте предлагалось отнимать детей у всех без исключения родителей, чтобы затем помещать их в закрытые учебные заведения.

1 сентября 1763 года Екатерина 2 подписала предложенный выдающимся государственным деятелем И.И.Бецким Манифест об учреждении Императорского московского воспитательного дома с госпиталем для «бедных родительниц». Этот день навсегда вошел в историю России как знаменательная дата в развитии отечественной педиатрии, акушерства, педагогики, благотворительности, как начало государственной системы охраны здоровья матери и ребенка [3]

И.И.Бецкой (1704-1795) был видным просветителем 18 века. Бецкой сам был незаконным сыном князя И. Ю. Трубецкого, но получил хорошее европейское образование и был, несомненно, личностью яркой и незаурядной. Многие свои взгляды И.И.Бецкой заимствовал из трудов западно-европейских философов: ДжЛокка, КГельвеция, Ж.Руссо.

Воспитательный дом включал в себя не только сами приюты, но и родильный дом, госпитали,

институты, ссудную кассу. Для постройки Воспитательного дома И.И.Бецкой предполагал соорудить грандиозное здание, в котором могли бы находиться до 500 питомцев.

Разработка плана здания была поручена известному архитектору К.И.Бланку. Фасады дома выполнял выдающийся архитектор М.Ф.Казаков,

В настоящее время в здании Опекунского совета на ул.Солянке находится РАМН, в окружном строении - Институт питания РАМН, в главном корпусе и квадратах - Военная академия ракетных войск стратегического назначения им. Петра великого». Был утвержден герб заведения - птица пеликан, кормящая грудью своих чад, и его девиз «Себя не жалея, питает птенцов». [4].

Главным источником средств Воспитательного дома была благотворительность. Первоначальные средства поступали от Императрицы Екатерины 2 (100 тыс.руб, и ежегодно по 50 тыс), и наследника престола цесаревича Павла. Самым крупным благотворителем из частных лиц был Порфирий Демидов - общая сумма его доходила до 1100000 руб. Активное участие принимали и другие частные лица: князья и княгини - Трубецкие, Голицыны Кантемировы, Бестужев-Рюмин, Орлов, Панины, Шувалов, архиепископ Амвросий, купцы и др..

И.И.Бецкой четко распределил функции всех служащих. Главным попечителем стал сам Бецкой с момента открытия дома и до 1795г. Первым главным врачом назначили доктора К.Мертенса.

С 1797г. были официально учреждены отделения: грудные, малолетнее и кормиличное. По разработанной И.И.Бецким программе предполагалось воспитывать честных, высоконравственных, трудолюбивых, подготовленных к профессиональной деятельности людей. Ребенок до 7 лет находился под присмотром воспитателей. С этого возраста дети получали элементарное общее образование: закон Божий, чтение, письмо, арифметика, приобретали ремесленные навыки, занимались рукоделием. Телесные наказания запрещались. Детей приучали к природе, к красоте, к отказам от излишеств (принцип естественного воспитания).

С 14-15 лет подростков обучали ремеслам в городских мастерских. Их юношей готовили ремесленников или фабрично-заводских рабочих, а девочки по достижению 18 лет поступали на службу в частные дома. Потом было создано несколько учебных заведений - Коммерческое училище для мальчиков и школа сельских повивальных бабок. Наиболее способные поступали в Университет или Академию Художеств. А в 1809 г. открылись клас-

сы для подготовки девочек в качестве учителей и воспитателей детей в частных домах. С 17 лег за мальчика прекращалась плата за воспитание. Но воспитательный дом разрешал им проживать в Москве для заработка. Девушки, не вышедшие замуж до 21 года, приписывались к различным обществам и им выдавались деньги на первоначальное обзаведение. А если девушка выходила замуж, то ей выдавали приданое, а если оба были из воспитательного дома, то сумма увеличивалась.

С 1768г. наиболее крепкие питомцы направлялись с кормилицами в сельскую местность, где были до 6 лет, а потом до 17 лет; наделялись землей и причислялись к казенным крестьянам.

Воспитательный дом задумывался не только как педагогическое, но и как медицинское учреждение, в котором медикам было предписано сохранять жизни воспитанникам, большинство из которых были тяжелобольные дети и требовали срочной медицинской помощи. Детей принимали всех без исключения приносимых незаконорожденных младенцев, при этим соблюдалась полная анонимность. С целью поощрения, лицам приносящим новорожденным, давали по 2 рубля. На воротах, где принимали младенцев, была надпись «Путь к человеколюбию». В штате Дома были и доктора, и лекари, повивальные бабки, кормилицы, няньки. Лечением часто руководил сам Бецкой. Например, он давал главной надзирательнице инструкции, что делать с детьми например, при прорезывании зубов, при головной боли и др. И.И.Бецкой высоко ценил деятельность врача Воспитательного дома Карла Мертенса за его профессионализм, чувство долга, ответственность во время эпидемии чумы, и за его участие в оспопрививании, этот дом стал главным оспопрививательным центром в России того времени, где оно было введено одновременно с введением такового в стране, т.е. в 1768г. [7].

Одна из наиболее серьезных проблем - высокий уровень смертности среди его питомцев. Так, в 1764г. из 523 принятых младенцев умерли 424, т.е. смертность составила 81%. Только через 5 лет наметилась тенденция к снижению смертности и через 10 лет, в 1774г. детская смертность составила 24, 5%. Дефицит кормилиц пытались восполнить приобретение лучших дойных коз и холмогорских коров. Большая скученность возникла из-за большого количества принесенных детей. Воспитательный дом был рассчитан на 500 детей, а принимали гораздо больше - от 1 тыс. до 3 тыс. Такая обстановка способствовала быстрому инфицированию корью, дифтерией, скарлатиной и др. Не случайно Дом на-

зывали «фабрикой ангелов» [6]. Чтобы уменьшить контакты и сократить распространенность инфекций, были введены деревенские экспедиции - когда наиболее крепких питомцев отправляли на воспитание деревенским кормилицам. К Московскому воспитательному дому было приписано 4300 селений Московской, Тульской, владимирской т Рязанской губерний с 30 тыс. кормилиц. За содержание каждого младенца ежемесячная плата составляла 2 рубля. Так же к ним приставлялись объездные лекари. Велись регистрационные книги. Т.е. фактически велось диспансерное наблюдение за детьми.

Добавила проблем эпидемия чумы в 1771-1772г Только строгие карантинные меры главного врача К.Мертенса позволили избежать проникновения инфекции в Воспитательный дом. Свой опыт он описал в книге «Трактат об эпидемии чумы в Москве в 1771г Московский воспитательный дом стал главным центром и оспопрививания в России того времени.

Одной из причин высокой смертности была проблема со вскармливанием младенцев. Кормилиц не хватало, и И.Бецкой приобрел стадо лучших дойных коз, однако, козьего молока тоже не хватало, да и результаты не оправдали ожидание. Хотя смертность несколько снизилась. Для более устойчивого снабжения Воспитательного дома молоком, И.Бецкой поручил закупить лучших коров и арендовал, заливной луг. Там был построен скотный двор и устроена молочная ферма. Даже проводились эксперименты по разведению молока и добавление, к нему сахара. Интересен опыт искусственного кормления приготовленными смесями. Активное участие в этом принимал благотворитель ПДемидов. И на его загородном дворе были построены помещения, где находились ослабленные дети. Там же проводилось оспопрививание.

Так же в Воспитательном доме была создана Окружная больница - первый педиатрический ста-

ционар. В ней размещалось 100 детских коек и работала операционная. По существу это был первый педиатрический стационар в России..

В 1776 году в доме было разрешено открыть аптеку и секретно-родильный госпиталь, для работы в котором открыт Повивальный институт, которым руководил В.М.Рихтер. После экзаменов воспитанницы дома, а затем и вольные слушательницы отправлялись в разные города страны. Стала известна его книга «Руководство к повивальному искусству, основанное на новейших опытах». Это был первый стационар по оказанию акушерской помощи женскому населению, и первый научный центр, где был заложен фундамент научного акушерства в России.

После Октябрьской революции Воспитательный дом был реорганизован в Дом охраны младенца и просуществовал в таком виде до 1922. В Доме охраны младенца началась разработка различных научных направлений но физиологам и патологии, психологии и педагогике детей раннего возраста. По словам Т.Н. Сперанского, возникла необходимость создать на основе Дома охраны младенца специализированный научный институт. В то время сформировалась первая отечественная школа неонатологов, основателем которой был Г.Н.Сперанский.

В 1940 г. Центральный научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества Наркомздрава Союза ССР объявлен переименованным в Центральный НИ педиатрический институт. В 1998 г. решением Президиума РАМН образован Научный центр здоровья детей РАМН, не имеющий аналогов в мире многопрофильный академический центр для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области охраны здоровья детей и оказания им специализированной медицинской помощи на уровне мировых стандартов.

Литература:

1. Воспитательный дом в Москве. Отечественные достопамятности. _Москва. 1824г. -4.4. С.97-127.

2. Конюс Э.М. Истоки русской педиатрии. - М., Медгиз, 1946. .С.78-96.

3. Материалы для истории Императорского московского воспитательного дома, изданные ко дню столетнего юбилея Воспитательного дома 1 сентября 1863г. Выпуск 1-й (3-й). - Москва, типография штаба Московского военного округа, Остоженка, дом Военного ведомства. - 1914. - С.261.

4. Генеральный план Императорского воспитательного, для приносных детей, дома и Госпиталя для бедных родильниц в Москве, 1763 1767 гг. - С-Пб, 1889. - С.77 .

5. Миллер Н.Ф. Из прошлого Московского воспитательного дома. - Москва, 1893. -С.75 .

6. Баранов A.A., Альбицкий В.Ю., Долгова С.Р., Шер С.А. От Императорского московского воспитательного дома до Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук. - Москва. - 2008. - С.31.

7. «Фабрика ангелов» - Интервью В.Евлановой с проф.В.Альбицким. .Медицинская газета №66, от 1 сентября 2006г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.