Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 31 (212).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 19. С. 65-67.
Л. М. Птицына
ДИЗАЙН СРЕДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье анализируются дизайн среды в культурологическом контексте. Отмечается, что философско-культурологическое осмысление роли дизайна в культуре обусловило появление новых теоретических толкований дизайна. Рассматривается аксиологическая функция дизайна среды общественных зданий в формировании среды обитания человека в условиях города.
Ключевые слова: дизайн, дизайн среды, культура, культурная ценность, общественные здания, проект, среда общественных зданий, средовое проектирование.
Проблема культурных ценностей - материальных и духовных - является одной из ключевых в философии культуры, культурологии и продолжает активно обсуждаться. С точки зрения философии, ценность направлена в будущее и имеет значение для достижения какой-либо цели. Н. З. Чавчавадзе, рассматривая культуру как реализацию, воплощение ценностей, внедрение их в жизнь в акте творчества, отмечает, что корень ценностей следует искать в целевых ценностях, в ценностях-целях. Он полагает, что, творя культуру и самого себя, человек свободен в выборе своих целей, средств и ценностей. Однако его свобода подлинна и направлена на осуществление подлинных ценностей тогда, когда она есть сознание необходимости, когда целью и законом его воли становятся тенденции, которые на своём уровне он сам формирует1.
В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или явление духовной жизни. Общество нуждается в закреплении и передаче культурных ценностей. Таким образом, создаются условия для социального развития человека, т. е. человека как личности. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения. Ценность - это то особое значение, которое придает человек чему-либо. Ничто само по себе ценностью не обладает. Лишь то, что человек выделяет из общей массы, превращается для него в ценность. Поэтому ценность
- это не сам объект, а отношение к нему человека2. Вернее, то, что возникает в этом отношении.
Вопрос о роли дизайна в формировании культурных ценностей продолжает привлекать внимание культурологов, поскольку в течение ХХ века дизайн преодолел статус деятельности и профессии «второго уровня». История дизайна непосредственно связана с эволюцией предметного окружения человека. В свое время, анализируя дизайн в целостной системе определенного типа культуры, К. М. Кантор утверждал, что дизайнер, проектируя вещи, их совокупности (предметную среду), тем самым, словно, проектирует самого человека. Непосредственно дизайнер проектирует вещь, товар, а опосредованно - человека и общество, человека, живущего в обществе. И именно проектирование человека, его облика, образа его жизни является его действительной (осознанной или неосознанной) целью3. То есть ценность дизайна, с данной точки зрения, заключается в проектировании человека. Один из известных отечественных дизайнеров, Г. Б. Минервин, отмечает, что дизайн -это не только создание отдельных вещей для рынка, но и такая творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды в целом, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Данное обстоятельство также может подтвердить социальную ценность дизайна.
В настоящее время в дизайне существует особое направление - «дизайн среды». Средовой подход оформился в 70-80-е годы прошлого века. Дизайн среды - это искусство комплексное или системное. Средовой дизайн нацелен на конкретного заказчика. Поэтому продукт дизайна среды выступает не как обезличенная «среда обитания», а как эмоционально и нравственно окрашенная ат-
мосфера средового состояния. Позиции сре-дового дизайна все более тяготеют именно к широкому культурному контексту. Дизайн определяется как активная сила «собирания » социокультурного пространства. Если в XX веке дизайн - это организатор вещного наполнения, то в начале XXI века он осознается как способ преодоления разрыва между технической цивилизацией и духовной культурой, а дизайнерское проектирование представляется способом гармонизации жизни человека в урбанистической среде.
В последней трети XX столетия дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества. К началу 80-х годов в дизайне утвердился новый взгляд на объект дизайн-деятельности. Он представляется уже не как единичная, изолированная в пространстве вещь (или комплекс вещей), а как целостный фрагмент действительности. Он включает в себя множество самых различных элементов, которые даже сложно выделить из целого. Средовой подход в дизайне предполагает совершенно новое понимание объекта проектирования. Как отметил О. И. Гениса-ретский, «дизайн должен быть не сервисным проектированием, - во всяком случае, не только сервисным, выполняющим чьи-то заказы и удовлетворяющим чьи-то потребности; он может и должен быть проектированием ценностным, ориентированным на реализацию достаточно высоких, устойчивых и авторитетных ценностных ориентиров»4.
Мы рассматриваем дизайн среды общественных зданий как часть дизайна городского пространства. Деятельность и жизнь многих поколений людей создали в городе определенную среду, характеризующуюся атмосферой, традициями, словом всем тем, что называют духом города. И весьма важная роль в организации этого состояния принадлежит зданиям общественного назначения. Среда общественных зданий и сооружений
- это средовые объекты и системы, предназначенные для общественной жизни, науки, образования, торговли, административной, деловой и культурно-просветительской дея-тельности5. Общей чертой всех этих объектов и систем является создание условий для различных форм общения и обслуживания разных групп населения - обмена информацией, товарами, услугами, выработки совместных решений, личного или коллективного контакта с культурными ценностями, историческим
наследием. Среда общественных зданий -система зданий и сооружений, а так же связанных с ними и определяющих их функцию интерьеров, ориентированная не на одиночного, а на коллективного потребителя. Это необходимо учитывать дизайнеру, который неизбежно должен брать во внимание индивидуальные вкусы отдельных потребителей и всех находящихся одновременно в одном и том же помещении.
Нас, прежде всего, интересует «ценностная характеристика» зданий общественного назначения в социальной и духовной сферах жизни общества. Несложно заметить, что в значительной степени благодаря зданиям общественного назначения не только создаются условия, способствующие возникновению благоприятной жизненной среды, но и, одновременно, удовлетворяются потребности человека в прекрасном. Учитывая назначение зданий общественного назначения, они могут быть подразделены на объекты «уникального» характера - музеи, театры, концертные залы, дворцы и т. д. и «массовые» объекты -магазины, больницы, учебные заведения и т. д. Внимание к зданиям «уникального» типа в обществе всегда было особым, так как многие из них являются памятниками архитектуры, представляют собой культурную ценность. Но в настоящее время наметилась тенденция приблизить к этой категории и здания «массового» характера.
Здания и сооружения общественного назначения всегда были важной частью жизнедеятельности человека. Они являются органичной частью общественного пространства. Как утверждает Чарльз Лэндри, публичное или общественное пространство - это сложное понятие. Это одновременно и физическое пространство, и арена, где происходит обмен и взаимопонимание - от физического общения до газет и киберпространства. Именно в публичном пространстве происходят встречи и события, неформальные или формальные, которые помогают развивать творческий потенциал, поскольку позволяют людям выходить за пределы семейного круга, профессиональных отношений. «Таким образом, публичная сфера напрямую связана с открытиями, расширением горизонтов, с областью непознанного и удивительного, эксперимента и приключения»6.
В постиндустриальную эпоху на смену «трудовому обществу» приходит «досу-
говое общество». Поэтому и отношение к зданиям общественного назначения, и, прежде всего, их интерьерам, также меняется в той мере, в какой меняются их функции. И одним из главных действующих лиц в организации окружения, которое может восприниматься человеком именно как ценность, является дизайнер. «Когда дизайнер творит как художник, он решает двойную задачу -социально-коммуникативную и эстетически-культурную. Массовая коммуникация, какой является дизайн, позволяет донести «эстетическое сообщение» большому числу людей. Пробуждая, развивая, укрепляя в них эстетическую потребность, пока она не становится, наконец, экономической силой»7. В связи с этим в теорию дизайна из философии и культурологии приходит представление о культуре как программе управления социальной жизнедеятельностью. Вот прогноз О. И. Ге-нисаретского: «Со временем изменятся функции дизайна. Он может и должен быть проектированием ценностным, ориентированным на реализацию достаточно высоких, устойчивых и авторитетных ценностных ориентиров, способным в образах проектируемой среды воспроизводить прообразы высокой социальной культуры»8.
Примечания
1 См.: Чавчавадзе, Н. З. Культура и ценности. Тбилиси : Мецнереба, 1984. С. 46.
2 См.: Левикова, С. И. Две модели динамики ценностей культуры : на примере молодежной субкультуры // Вопр. философии. 2006. № 4. С. 71.
3 См.: Кантор, К. М. Правда о дизайне. М. : АНИР, 1996. С. 65.
4 Генисаретский, О. И. Дизайн, городская среда и проектная культура // Дизайн и город. М. : ВНИИТЭ, 1988. С. 25.
5 См.: Дизайн : иллюстр. слов.-справ. / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др. ; под общ. ред. Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. М. : Архитектура-С, 2004. С. 120.
6 Лэндри, Чарльз. Креативный город : пер. с англ. М. : Классика XXI, 2006. С. 180.
7 Кантор, К. М. Социальный функционализм и культура : предисловие // Нельсон, Дж. Проблемы дизайна. М. : Искусство, 1971. С. 25.
8 Генисаретский, О. И. Дизайн, городская среда и проектная культура // Дизайн и город. М. : ВНИИТЭ, 1988. С. 25.