23. Мадюкова, С.А. Проблемы воспроизводства этничности с точки зрения концепции социокультурного неотрадиционализма // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Философия и право. - 2008. - № 1.
24. Мадюкова, С.А. Социокультурный неотрадиционализм как современная форма снятия противоречий этнокультурных традиций и социокультурных новаций // Вестник НГУ. Серия: Философия. - 2009. - Т. 7. - Вып. 1.
25. Мадюкова, С.А. Социокультурный неотрадиционализм как маркер современной российской цивилизации // Новые традиции. -СПб., 2009.
Bibliography
1. Genon, R. Ocherki o tradicii i metafizike. - SPb., 2000.
2. Giddens, Eh. Uskoljzayuthiyj mir kak globalizaciya menyaet nashu zhiznj. - M., 2004.
3. Markaryan, Eh.S. Teoriya kuljturih i sovremennaya nauka (logiko-metodol. analiz). - M., 1983.
4. Eisenstadt, S.N. Tradition, Change and Modernity. - New York, 1973.
5. Shackiyj, E. Utopiya i tradiciya / per. s poljsk. pod. red. V.A. Chalikovoyj. - M., 1990.
6. Timothuk, A.S. Tradicionnaya kuljtura: suthnostj i suthestvovanie: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2007.
7. Flier, A.Ya. Kuljturologiya dlya kuljturologov. - M., 2002.
8. Ledovskaya, O.V. Rolj tradiciyj v sovremennoyj kuljture: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. - Stavropolj, 2006.
9. Veber, M. Osnovnihe sociologicheskie ponyatiya / per. s nem. M.I. Levinoyj // Veber M. Izbrannihe proizvedeniya. - M., 1990.
10. Markaryan, Eh.S. Tradiciologiya kak nauka o zakonakh transformacionnihkh ciklov zhiznennogo opihta lyudeyj // Alma mater. - 2000. - № 3.
11. Rozov, M.A. Teoriya socialjnihkh ehstafet i problemih ehpistemologii. - M., 2008.
12. Markaryan, Eh.S. Uzlovihe problemih teorii kuljturnoyj tradicii // Sovetskaya ehtnografiya. - 1981. - № 2.
13. Khrenov, N.A. Krizis iskusstva v XX veke: iskusstvovedcheskaya konstataciya i kuljturologicheskaya interpretaciya // Voprosih kuljturologi. -
2011. - № 2.
14. Zedljmayjr, Kh. Utrata seredinih. - M., 2008.
15. Belihyj, A.Simvolizm kak miroponimanie, M., 1994.
16. Khachaturyan, V.M. «Vtoraya zhiznj» arkhaiki: arkhaiziruyuthie tendencii v civilizacionnom processe. - M., 2009.
17. Popkov, Yu.V. Sociokuljturnihyj neotradicionalizm i problemih sovremennogo razvitiya lokaljnihkh kuljtur // Regionih Rossii dlya ustoyjchivogo razvitiya: obrazovanie i kuljtura narodov rossiyjskoyj federacii: materialih mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Novosibirsk, 2010.
18. Madyukova, S.A. Sociokuljturnihyj neotradicionalizm v obryadakh zhiznennogo cikla (na primere zhenthin tyurkskikh ehtnosov Yuzhnoyj
Sibiri): avtoref. dis. . kand. filos. nauk. - Novosibirsk, 2008.
19. Rashkovskiyj, E.B. Mnogoznachnihyj fenomen identichnosti: arkhaika, modern, postmodern. // Voprosih filosofii. - 2011. - № 6.
20. Erasov, B.S. Civilizacii. Universalii i samobihtnostj. - M., 2002.
21. Genon, R. Ocherki o tradicii i metafizike. - Spb., 2000.
22. Nikolaeva, E.V. Neotradicionalizm v kuljture povsednevnosti: rossiyjskaya versiya konca 20 veka: avtoref. dis. ... kand. kuljturologii. -M., 2004.
23. Madyukova, S.A. Problemih vosproizvodstva ehtnichnosti s tochki zreniya koncepcii sociokuljturnogo neotradicionalizma // Gumanitarnihe nauki v Sibiri. Seriya: Filosofiya i pravo. - 2008. - № 1.
24. Madyukova, S.A. Sociokuljturnihyj neotradicionalizm kak sovremennaya forma snyatiya protivorechiyj ehtnokuljturnihkh tradiciyj i sociokuljturnihkh novaciyj // Vestnik NGU. Seriya: Filosofiya. - 2009. - T. 7. - Vihp. 1.
25. Madyukova, S.A. Sociokuljturnihyj neotradicionalizm kak marker sovremennoyj rossiyjskoyj civilizacii // Novihe tradicii. - SPb., 2009.
Статья поступила в редакцию 15.07.12
УДК 130+7.072
Poydina TV. DESIGN CULTURE: MODERN APPROACH TO UNDERSTANDING OF PHENOMENON. This article is devoted to an examination idea of the design culture. In this work produced the looks of modern scientific which investigate this phenomenon with the support on modern culturogical concepts. The author discovers main internal of the design culture, shows the role of culture foundation of design-traning.
Key words: design culture, environmental design, ecological-cultural approach, cultural values.
Т.В. Пойдина, канд. искусствоведения, доц., Алтайская гос. академия культуры и искусства, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ ФЕНОМЕНА
Статья посвящена рассмотрению понятия «проектная культура». В работе представлены взгляды современных ученых, исследующих данный феномен с опорой на современные культурологические концепции. Автором выявлены основные свойства проектной культуры, обоснована роль культуросоставляющей основы дизайн-образования.
Ключевые слова: проектная культура, средовой дизайн, эколого- культурологический подход, культурные ценности.
Проектирование и моделирование среды обитания человека детерминируется смыслами и значениями, доминирующими на определенных стадиях развития культуры. Современные тенденции сближения средового проектирования и культуры определяют векторы практического и теоретического развития проектной культуры, образожизненной ориентации средового дизайна, направленности проектирования на культуросозидание. Введение в проектирование смысловых дефиниций «образ жизни», «ценности жизни» сближает средовую проблематику с философией культуры и решается сегодня на уровне междисциплинарных связей теории архитектуры и дизайна, культурологии, социологии и психологии. Закономерно выделить основные подходы к теоретическому осмыслению феномена проектной культуры.
Понятие «проектная культура» стало одним из основных понятий научного междисциплинарного аппарата и получило распространение в современной науке в связи с усилением мировоззренческой, технологической стороны целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культу-
рологической направленности. Используясь в контексте различных наук, этот термин наполняется тем или иным смыслом, соответствующим характеру исследований. Однако базовой основой выступает осмысление феномена проектной культуры как универсальной категории современного мышления, представление о проектировании как универсальном типе деятельности, в середине 1980-х годов это понятие становится одним из важнейших типологических признаков культуры, смысловым центром новой концептуализации в теории дизайна [1]. Согласно О.И. Генисаретскому, проектная культура «это и реальность проектируемой среды обитания, и концепция, определяющая направленность проектных усилий, и система ценностей, идеал, питающий самосознание дизайнерского сообщества, его творческий жест в отношении к жизни» [2, с. 2]. Проектная культура взаимосвязана с другими видами культуры, материальной и духовной, и в современных исследованиях ее называют «третьей культурой», или «Дизайном с большой буквы». О.И. Генисаретс-кий определяет основные составляющие проектной культуры:
экологическая, образожизненная, аксиологическая, а также выявляет связи проектирования с социальной, экологической, культурной политиками общества.
Феномен проектной культуры в процессе ее генезиса и теоретического осмысления в последней трети XX столетия исследован в работах В.Ф. Сидоренко. Развивая тезисы о проектной культуре как стиле мышления в теории дизайна, В.Ф. Сидоренко обращает внимание, что в 1960 - 1970-е годы доминировала идея проектной деятельности, тогда как термин «проектная культура» если и употреблялся, то содержание его обычно сводилось к комплексу средств и форм институционально организованной проектной деятельности, функционально связанной с системами управления, планирования и производства. Вместе с тем проектная культура не сводится только к институциональной проектной деятельности, является новой методологе-мой, альтернативной методологеме «проектная деятельность» [1]. По этому поводу О.И. Генисаретский пишет: «Когда же внимание дизайнеров было привлечено к осмыслению и проектной проработке взаимосвязей “предметная среда / образ жизни” и “предметная среда / культура”, потребовалось расширить представление о творческом пространстве проектного воображения. Ответом на этот вызов и стала концепция проектной культуры, культурологическое рассмотрение дизайна в системе культуры» [3]. Так, В.Ф. Сидоренко исследовательский вектор направляет не на «институционализированную проектную деятельность», а рассматривает «проектность» в качестве «проектной культуры». Философское обоснование целого ряда вопросов проектной культуры нашло отражение в исследованиях М.С. Кагана, К.М. Кантора и др. С позиции системного подхода к художественной культуре и проектной деятельности, разработанного в трудах М.С. Каган, Д. Азрикан, Э. Григорьева, В. Сидоренко, О. Ге-нисаретского, В. Глазычева, получили осмысление принципы взаимодействия архитектуры и дизайна, комплексное проектирование средовых объектов, а также обоснована зависимость эстетической ценности дизайн-объектов от ориентации на ценностные структуры образа жизни. Как справедливо пишет В.Сидо-ренко, «новый язык нового стиля мышления к этому времени уже фактически существовал - в работах по ценностному подходу, средовому подходу, по семиотике предметного мира» [1]. Художественно-образные и культурно-средовые аспекты получили отражение в работах А. Иконникова, М. Посохина, А. Рап-папорта, О. Генисаретского. О.И. Генисаретский ввел в теорию дизайна концепты «тематическое проектирование», «проекто-сообразность культурных значений», «экологическая эстетика»; при этом, по замечанию В.Ф. Сидоренко, «тема культуросооб-разности проектирования» получила отражение в критико-аналитических исследованиях A.B. Иконникова [1]. В культурологическом измерении, с опорой на представление о культуре как знаковой системе, аккумулирующей систему ценностей,
В.Ф. Сидоренко рассматривает генезис проектной культуры как «развитие внутрь, к своему духовно-творческому средоточию -художественности, развертываемой в систему эстетики проектного (дизайнерского) творчества» [1]. Таким образом, концептуальное осмысление идеи проектной культуры и эстетики дизайнерского творчества привело к пониманию проектной культуры как «типа культуры», что легло в основу методологической базы исследования феномена дизайна.
Дизайн своей содержательной частью вписан в культуру, при этом является выразителем определенного миропонимания, с особенностями которого он связан. Отсюда закономерным является обращение средового дизайна к предметному миру материальной культуры как отражению культурных традиций, его этнокультурного своеобразия. Дизайнерское творчество содержит информацию о типе и модели исторической культуры, характере этнической, локальной культуры. С позиции культурологического подхода, рассматривающего дизайн-деятельность как феномен историко-культурной преемственности, продукт интеграции материальной и художественной культуры, базовую основу проектной культуры составляет выявление культурной идентичности современной предметно-пространственной среды, обращение средового дизайна к предметному миру материальной культуры как отражению культурных традиций, его этнокультурного своеобразия. «Экологический дизайн», являющийся и дизайном архитектурной среды, учитывает региональные особенности пространственно-временной организации и предметного наполнения в соответствии с принятыми культурными моделями.
Современный тип проектной культуры актуализирует обращение к теме «регионализма», значимости региональных проблем, специфики развития проектной культуры регионов (О.И. Генисаретский, К.А. Кондратьева, Г.Г. Курьерова, В.Ф. Си-
доренко и др.); активно проходит процесс формирования нового явления в проектной культуре, основной пафос которого состоит в его культурно-экологической направленности, стремящейся разрешить противоречия типа «интернационально-национальное», «традиции-инновации», «специфическое-универ-сальное». Исследуя проблему экологического подхода к дизайн-проектированию, К.А. Кондратьева акцентирует внимание на культурологическом подходе в дизайне, суть которого выражается в максимально внимательном построении отношений с той накопленной традицией в соответствующей культуре, которая определяется этническим и национальным контекстом [4]. Сре-довая парадигма дизайна актуализирует решение экологических проблем, а это и комплексная эколого-эстетическая основа проектных решений. Свойственные экологическому сознанию установка на причастность, восприятие себя как части природного целого, отождествление с ним, отношение к среде обитания человека с позиций гуманизма, эмоционально-чувствованное переживание и личностно-ценностное восприятие природной среды составляет ядро интеграции эколого-эстетического подхода и культурно-экологического подхода, направленного на сбережение ценностей унаследованной культуры, регионального природного и историко-культурного наследия, иначе говоря «экологии культуры». Вопрос о месте и роли этнокультурного фактора в усилении гуманитарной функции дизайна рассматривается К.А. Кондратьевой в контексте экологии культуры. Использование уникального потенциала этнокультурной и экологической составляющей среды позволит, по мнению К. Кондратьевой, воплотить идею сбережения, развития и приумножения окружающей культуры.
Идеи культурологического подхода в дизайне и проектной культуре в целом развиты в работах И.Н. Стор [5]. По мнению исследователя, обращение к культурологическому подходу, включает методику художественного творчества, что выражается в поиске аналогов проектных образов, применении методов «сценарного моделирования», «реконструкции музея», заимствовании аналогий из других видов искусства и т.д. В свою очередь, аксиологический подход к теории средового дизайна выводит на понимание средового дизайна как целостного, социальнокультурного феномена, решающего глобальные проблемы с гуманитарной направленностью [2; 6; 7], что имеет важное методологическое значение.
Ключевое положение для нашего исследования имеет осмысление проектно-художественной практики с позиции средо-вой парадигмы постмодернизма как этапа художественно-проектной культуры, и, следовательно, культурообразующей функции средового дизайна посмодернистского общества, развитого в исследованиях в Н.И. Барсуковой. «Ориентация средового дизайна постмодернизма на процесс совершенствования образа жизни потребовала более гуманитарно-развёрнутой проектной культуры, чем это было свойственно практико-методичес-кому и дизайн-программному этапам её развития», - пишет исследователь [7, с. 21]. На основе анализа философско-теоретической базы постмодернизма Н.И. Барсукова исследует аксиологические ориентиры постмодернистской проектной практики, и соответственно во взаимосвязи с ценностными мировоззрен-ческми установками постмодернизма определяет приоритеты постмодернистской проектной культуры: средовой менталитет, отражающий процесс интеграции науки, техники, гуманитарной культуры; симультанность проектной культуры, одновременное существование различных культурных пластов; переход проектной культуры от лидерской, поучающей позиции к исследованию и пониманию потребностей и запросов человека, включая эстетические; поиск понятности формального языка для художественно неподготовленного потребителя, поиск коммуникабельности; личностно-ориентированное проектирование; полистилистика как основа проектных поисков нового синтеза художественных форм; поиск в каждом отдельном случае оригинальной дизайн-концепции, основанной на инновационной деятельности, но с сохранением визуального кода конкретного места [7, с 14]. Таким образом, в дискурсе средовой парадигмы постмодернизма приоритетное значение получает ориентация на ценностные структуры образа жизни конкретного человека, его мироощущение и, кроме того, в тесной связи с экологией.
Рассмотренные нами теоретико-методологические концепции проектной культуры стали базовой методологической основой для определения векторов в формировании профессионального самоопределения студентов-дизайнеров. К настоящему времени в научной литературе накоплен значительный опыт по теории и практике архитектурно-дизайнерского образования, технологии проектного творчества (И.А. Азизян, В.Р. Аронов, А.В. Ефимов, К.А. Кондратьева, Г.Г. Курьерова, Г.Б. Минервин,
С.Б. Поморов, В.Ф. Рунге, В.Ф. Сидоренко С.О., Хан-Магомедов, В.Т. Шимко и др.). Тенденции развития дизайн-образования, педагогики дизайна стали объектом исследовательской мысли в трудах В.П. Климова, Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховской. В последние годы появились диссертационные исследования, посвященные различным проблемам проектно-художественного образования, развития творческих способностей и проектнохудожественного мышления студентов (Т.О. Шулика, М.А. Соколова и др.); представлены методики проектного обучения; в докторской диссертации С.М. Мурзиной разработана технология формирования профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера. В целом, нужно отметить, в современных исследованиях подчеркивается значение культуротворческой среды в формировании проектно-художественного мышления студентов, роль проектной культуры в сфере образования. Наш исследовательский интерес направлен на выявление актуальных векторов в формировании профессиональной культуры студентов-дизайнеров в дискурсе культурно-экологической концепции проектной культуры дизайна среды, развитой в научных трудах О.И. Генисаретского, В.Ф. Сидоренко К.А. Кондратьевой, Г.Г. Курьеровой, Н.И. Барсуковой, и др. исследователей.
Современный уровень средового проектирования требует от студента-дизайнера, с одной стороны, развитого пластического мышления и грамотного владения методическим арсеналом современной дизайнерской деятельности, а с другой, мировоззренческих установок в целом, соответственно широкого культурного кругозора. Дизайн сегодня затрагивает различные сферы жизнедеятельности человека, включая решение и социальных проблем. Профессия дизайнера является одним из самых многоплановых видов человеческой деятельности, максимально открыта жизни и связана с решением разнообразных задач организации жизни социума, что значительно повышает ее общественный статус. Современному дизайнеру необходимо знание социокультурной реальности, проблем социума, культуры, искусства, что требует создания дидактических условий, необходимых для развития как общей, так и профессиональной культуры студентов, и что, немаловажно, формирование умений использовать в практической деятельности знания, полученные в процессе освоения общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин. Следовательно, профессиональные компетенции дизайнера напрямую связаны с присвоением ценностей нравственной, эстетической и экологической культуры, что позволяет выявить ключевые линии сопряжения системного проектного мышления и ценностного отношения к объекту профессиональной деятельности как составной части компетенции специалиста в сфере средового дизайна. При этом формирование профессиональных компетенций напрямую связано с освоением культурно-исторических и эстетических ценностей. Поэтому одним из важнейших в формировании проектной культуры современного специалиста будет являться культурологический подход, являющийся средством и принципом приобщения личности к культурно-историческим, нравственным эстетическим и экологическим ценностям и рассматривающий дизайн-деятельность как феномен историко-культурной преемственности. Дизайнерская деятельность немыслима без ценностной ориентации, без ценностей. Ценности являются системообразующим фактором культуры, ее ядром, выполняют интегративную функцию. Следовательно, культурологический подход имеет непосредственный выход на культурные ценности, т.е. аксиологический подход к процессу формирования профессионально значимых личностных качеств дизайнера. Сами же ценности выступают базой формирования профессиональных и социально-личностных компетенций будущего дизайнера. Рассмотренные выше базовые категории проектной культуры, а именно культуросози-дание, духовно-нравственные ценности экологической культуры, аксиологические компоненты жизнедеятельности, понима-
Библиографический список
ние ценностей всех «слоев региональности», интерпретация этнического феномена в современную проектную идею составляют основу интеграции культурологического знания в профессиональное обучение. Сформированные у студентов понятия о механизме трансляции традиций в современную жизнь, влиянии традиций на региональную культуру, представления о традиционных ценностях в условиях глобальной модернизации являются важным компонентом профессиональной культуры. Процесс проектирования всегда протекает в контексте конкретной исторической культуры, что определяет и содержательные, и формальные взаимовлияния разных видов искусства [8, с. 47]. Отсюда стержневым вопросом в формировании дизайнерского мышления студентов становится понимание средового творчества как новой формы синтеза искусств. Концептуальное значение здесь имеет тезис, сформулированный В.Ф. Сидоренко «художественность есть внутренний образ и духовно-творческое средоточие проектности» [1], являющейся по замечанию исследователя, концептуальным и методологическим одновременно.
Таким образом, ценностные императивы проектной культуры детерминируют содержание профессионального мышления. В формировании системного мышления студентов и развитии умения решать на практике сложные задачи, требующие интегральных знаний, большую роль играет установление междисциплинарных связей, интеграция культурологического и искусствоведческого знания в профессиональное обучение, освоение ценностей регионального природного и культурного наследия. Интерес культуры к проблемам организации среды требует понимания как закономерностей и особенностей языка искусства, так и знания символов культуры и истории предыдущих эпох, которые бы обеспечили его адекватное прочтение. Закономерно возникает вопрос о неких опорных точках, базисных понятиях, ориентируясь на которые студент-дизайнер смоделирует характерный образ среды, со всеми индивидуальными оттенками и эмоциональными ощущениями. В этом отношении знание символического содержания феноменов художественной культуры, оперирование смыслами, значениями, а также владение культурологическими категориями оказывается весьма полезным и уместным. Вопросы, связанные с изучением взаимодействия архитектуры с дизайном, монументальной живописью и скульптурой, предполагают углубленную самостоятельную работу по аналитической работе с текстами, изучению памятников, подготовку презентационных материалов, виртуальной экскурсии. Виды дизайнерской деятельности реализуются через проектную практику, по сути представляющую собой процесс поиска и нахождения новых форм. Отсюда в формировании общекультурных компетенций как части профессиональной компетентности студентов - дизайнеров заключается в переводе опыта, накопленного культурологией, искусствознанием и теорией дизайна в серию провоцирующих вопросов, создании поискового и информационного поля, открывающего новые формы смыслооб-разования, что дает возможность студентам анализировать проблемные вопросы в практическом контексте, развивает критическое мышление, столь необходимый компонент в дизайнерской практике. Культурологические знания расширяют представления студентов о характере современного искусства, перенасыщенного разнообразием и вариациями художественных форм и множественностью направлений. Разработанные на основе межпредметной координации задания для самостоятельной работы позволяют анализировать проблемные вопросы в практическом контексте с учетом взаимовлияния искусств, закономерностей гармонизации предметных, пространственных и декоративных компонентов в средовом ансамбле, присущих проектной культуре, обеспечивая переход познавательного анализа в творческий созидательный процесс, реализуемый в комплексной профессиональной подготовке дизайнера.
1. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. -М., 1990.
2. Генисаретский, О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 1990.
3. Генисаретский, О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна [Э/р]. - Р/д: http: // www.procept.ru/publications/ probl_issl_pro_kult.htm
4. Кондратьева, К.А. Дизайн и экология культуры. - М., 2000.
5. Стор, И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. - М., 2003.
6. Барсукова, Н.И. Аксиологические основы теории и методологии средового дизайна // Вестник ОГУ. - 2011. - № 9 (128).
7. Барсукова, Н.И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX - начала XXI веков: автореф. дис. д-ра искусствове-
дения. - М., 2008.
8. Дизайн: основ. положения, виды дизайна, особенности дизайн проектирования, мастера и теоретики / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов [и др.]. - М., 2004.
Bibliography
1. Sidorenko, V.F. Genezis proektnoyj kuljturih i ehstetika dizayjnerskogo tvorchestva: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya. - M., 1990.
2. Genisaretskiyj, O.I. Metodologicheskie i gumanitarno-khudozhestvennihe problemih dizayjna: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya. - M., 1990.
3. Genisaretskiyj, O.I. Problemih issledovaniya i razvitiya proektnoyj kuljturih dizayjna [EhIr]. - RId: http: II www.procept.ruIpublicationsI probl_issl_pro_kult.htm
4. Kondratjeva, K.A. Dizayjn i ehkologiya kuljturih. - M., 2000.
5. Stor, I.N. Smihsloobrazovanie v graficheskom dizayjne. - M., 2003.
6. Barsukova, N.I. Aksiologicheskie osnovih teorii i metodologii sredovogo dizayjna II Vestnik OGU. - 2011. - № 9 (128).
7. Barsukova, N.I. Dizayjn sredih v proektnoyj kuljture postmodernizma konca XX - nachala XXI vekov: avtoref. dis. d-ra iskusstvovedeniya. -M., 2008.
8. Dizayjn: osnov. polozheniya, vidih dizayjna, osobennosti dizayjn proektirovaniya, mastera i teoretiki I G.B. Minervin, V.T. Shimko, A.V. Efimov [i dr.]. - M., 2004.
Статья поступила в редакции. 24.08.12
УДК 130(8.08:7.046.1)
Heckmann N.А. MYTHOLOGICAL MOTIFS IN THE STORY ВУ A.P. CHEKHOV’S «THE WITCH». In an article in the aspect of genetic relationship of mythology and literature describes the role and the peculiarities of mythological motifs in one of the stories AP Chekhov.
Key words: cultural context, myth «witch», motivic analysis, folklore and mythological motifs, binary oppositions, the image of the main character.
Н.А. Гекман, Алтайская гос. академия культуры и искусства, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «ВЕДЬМА»
В статье в аспекте генетической связи мифологии и художественной литературы анализируется роль и особенности функционирования мифологических мотивов в одном из рассказов А.П. Чехова.
Ключевые слова: культурологический контекст, мифологема «ведьма», мотивный анализ, фольклорно-мифологический мотивы, бинарные оппозиции, образ главной героини.
1885 - 1886 годы - период расцвета Чехова как «беллетри-ста-миниатюриста» - автора коротких, в основном юмористических рассказов. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день. Современники считали, что он и останется в этом жанре; но весной 1886 года он получил письмо от известного русского литератора Д.В. Григоровича, где тот критиковал Чехова за то, что он тратит свой талант на «мелочишки». «Голодайте лучше, как мы в своё время голодали, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного (...) Один такой труд будет во сто раз выше оценен сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам», — писал Григорович. Впоследствии к советам Григоровича присоединились А.С. Суворин, И.Я. Билибин и А.Н. Плещеев.
В 1885-1886 гг. Чехов активно работает над формированием нового художественного приема: аллегорического изображения природы. Наиболее отчетливо этот прием проявился в рассказах «Ведьма» и «Агафья», вошедших в сборник «В сумерках».
Вот как отзывались о молодом писателе критики того времени:
«...На днях вышедшая книга рассказов Ан. П. Чехова заслуживает не беглой заметки, а серьезной критической статьи. Настоящий сборник - второй крупный шаг молодого талантливого беллетриста по литературному пути (первый сборник очерков г. Чехова вышел в прошлом году под названием «Пестрые рассказы»). Литературная манера, г. Чехова знакома нашим читателям по рассказам его, помещенным в нашей газете под псевдонимом А. Чехонте. В сборнике «В сумерках» помещены крупные рассказы г. Чехова. От них веет правдивой жизненностью, искренностью чувства, пластичностью образов и красотой поэтических описаний природы. Г-н Чехов несомненно поэт, хотя и пишет прозой, - более поэт, чем иные патентованные стихослагатели. Прочтите, например, рассказ «Святою ночью». Описание снежной метели в рассказе «Ведьма» напоминает лучшие из описаний Диккенса. Двумя-тремя штрихами г. Чехов умеет нарисовать картину, передать настроение, разбудить чувство. Вот, например, описание летнего рассвета (из рассказа «Агафья»): «Я видел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада и тронула листья просыпавшихся ив...».
.Мы взяли это описание наудачу. А вот вам описание заката: «За бугром догорала вечерняя заря. Осталась одна только бледно-багровая полоска, да и та стала подергиваться облачками, как уголья пеплом». В таком описании виден большой художник слова!
Затем отличительная черта таланта г. Чехова, это - гуманность. Рассказы его проникнуты сердечной теплотой. В последнем бродяге г. Чехов умеет открыть и изобразить сторону глубоко человеческую, вызывающую симпатию в сострадание.
Конечно, есть у молодого беллетриста и слабые стороны. К ним нельзя не отнести некоторое стремление автора к чисто чувственным изображениям («Ведьма», «Несчастье»). Играть на чувственной струнке - легче всего. Но такая игра недостойна глубокого и симпатичного таланта.
Нам остается пожелать одного: чтобы г. Чехов, помимо срочной литературной работы, невольно вызывающей некоторые промахи, неотделанность, недоговоренность, собрал бы свои силы для крупного художественного произведения. Пора ему занять место по достоинству среди наших молодых беллетристов, взявших свои литературные позиции не столько талантом, сколько храбростью... (В сумерках. - Очерки и рассказы Ан. П. Чехова <...> (Петербургская газета 1887, N0 248, 10 сентября) [1].
.. Зато в художественном отношении очень недурны рассказы: «Мечты», «Недоброе дело», «Ведьма», «Панихида» и «Агафья». Во всех, можно сказать, содержание вполне заполняет форму и чрезвычайно тесно с нею слито. Во всех горит искра человеколюбия, водящего рукою автора, не желающего рисовать людей хуже, каковы они на самом деле. Во всех способность первоклассного литератора-пейзажиста выступает наружу с силою и красотою очевидною. К этому же циклу рассказов, очень милых по своей тонкости, надо отнести и последний рассказ сборника, «Святою ночью», рисующий нам образ монаха-поэта, кроткого, незлобивого и бесконечно печального. Пейзаж и здесь играет выдающуюся и первенствующую роль, придающую поэтическому содержанию артистическую рамку...(Н. Ладожский (В. К. Петерсен). Плоды мгновенных впечатлений (Санкт-Петербургские ведомости, 1887, № 306, 6 ноября) [2].
. Г-н Чехов - писатель последней, новейшей формации, человек восьмидесятых годов. Нам уже приходилось отдавать отчет о двух первых сборниках его рассказов. Первый, изданный им под полупсевдонимом Чехонте, заключал в себе очерки театрального мира, - к которому, как кажется, принадлежал автор, - и доказывал в нем несомненный, хотя еще не развившийся и не установившийся талант. Второй сборник, вышедший в прошлом году, под названием «Пестрые рассказы», в общем составлял, к сожалению, шаг назад. Талант по-прежнему высказывался в некоторых очерках, но большинство их было написано, как видно, на скорую руку, для наполнения еженедельного, да еще юмористического журнала, - а кто же не знает, како-