Научная статья на тему 'ДИЗАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОЧНОМ И ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИИ'

ДИЗАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОЧНОМ И ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный дизайн / очное и онлайн-обучение / электронное обучение / учебные программы / модели и методы проектирования / instructional design / face-to-face and online learning / e-learning / learning programs / design models and methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Н. Анюшенкова

Дизайн образовательных программ, или учебный дизайн (УД) традиционных очных или онлайн-академических курсов или целых программ превращается в динамичную область любого процесса обучения, ориентированную на разработку эффективного опыта обучения для учащихся с использованием современных технологических инструментов и новых педагогических стратегий. Современная практика профессиональных дизайнеров образовательных программ демонстрирует высокий уровень сложности и вариативности. Модели учебного дизайна служат основой для всех очных или онлайн-программ обучения и определяют порядок и доступ учащихся и преподавателей, выбранные учебные мероприятия и уровень взаимодействия учащихся с контентом, преподавателями и сверстниками. Поэтому важно выбрать наиболее эффективную модель учебного дизайна, соответствующую стратегии обучения. Критерии выбора наиболее адекватной модели зависят от целей учебного курса/программы, от целевой аудитории обучения, от итеративного процесса модели и постоянной поддержки/сотрудничества всех заинтересованных сторон. Основы учебного дизайна включают глубокое понимание различных методов проектирования, теорий обучения и стилей. Это развивающаяся и адаптирующая область, в которую постоянно внедряются новые подходы к разработке эффективного и увлекательного опыта обучения. В данной статье представлены и проанализированы некоторые существующие модели учебного дизайна для проектирования и организации образовательных программ с использованием цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.Н. Анюшенкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROGRAM DESIGN IN FACE-TO-FACE AND ONLINE EDUCATION

Educational Program Design or Instructional Design (ID) of traditional face-to-face or online academic courses or entire programs is emerging as a dynamic area of any learning process focused on developing effective learning experiences for students using current technological tools and new pedagogical strategies. The current practice of professional educational program designers demonstrates a high level of complexity and variability. Instructional design models serve as the foundation for all face-to-face or online learning programs and determine the order and access of students and teachers, the learning activities selected, and the level of student interaction with content, teachers, and peers. Therefore, it is important to select the most effective instructional design model that matches the learning strategy. Criteria for selecting the most appropriate model depends on the course/ program objectives, the target learning audience, the iterative process of the model, and the ongoing support/collaboration of all stakeholders. The fundamentals of instructional design include a thorough understanding of various design methods, learning theories, and styles. It is an evolving and adapting field, with new approaches to designing effective and engaging learning experiences constantly being introduced. This paper presents and analyzes some existing instructional design models and offers examples of models for designing and organizing educational programs using digital technologies.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОЧНОМ И ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378.4

Anyushenkova O.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: onanyushenkova@fa.ru

EDUCATIONAL PROGRAM DESIGN IN FACE-TO-FACE AND ONLINE EDUCATION. Educational Program Design or Instructional Design (ID) of traditional face-to-face or online academic courses or entire programs is emerging as a dynamic area of any learning process focused on developing effective learning experiences for students using current technological tools and new pedagogical strategies. The current practice of professional educational program designers demonstrates a high level of complexity and variability. Instructional design models serve as the foundation for all face-to-face or online learning programs and determine the order and access of students and teachers, the learning activities selected, and the level of student interaction with content, teachers, and peers. Therefore, it is important to select the most effective instructional design model that matches the learning strategy. Criteria for selecting the most appropriate model depends on the course/ program objectives, the target learning audience, the iterative process of the model, and the ongoing support/collaboration of all stakeholders. The fundamentals of instructional design include a thorough understanding of various design methods, learning theories, and styles. It is an evolving and adapting field, with new approaches to designing effective and engaging learning experiences constantly being introduced. This paper presents and analyzes some existing instructional design models and offers examples of models for designing and organizing educational programs using digital technologies.

Key words: instructional design, face-to-face and online learning, e-learning, learning programs, design models and methods

О.Н. Анюшенкоса, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Е-mail: onanyushenkova@fa.ru

ДИЗАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОЧНОМ И ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

Дизайн образовательных программ, или учебный дизайн (УД) традиционных очных или онлайн-академических курсов или целых программ превращается в динамичную область любого процесса обучения, ориентированную на разработку эффективного опыта обучения для учащихся с использованием современных технологических инструментов и новых педагогических стратегий. Современная практика профессиональных дизайнеров образовательных программ демонстрирует высокий уровень сложности и вариативности. Модели учебного дизайна служат основой для всех очных или онлайн-программ обучения и определяют порядок и доступ учащихся и преподавателей, выбранные учебные мероприятия и уровень взаимодействия учащихся с контентом, преподавателями и сверстниками. Поэтому важно выбрать наиболее эффективную модель учебного дизайна, соответствующую стратегии обучения. Критерии выбора наиболее адекватной модели зависят от целей учебного курса/программы, от целевой аудитории обучения, от итеративного процесса модели и постоянной поддержки/сотрудничества всех заинтересованных сторон. Основы учебного дизайна включают глубокое понимание различных методов проектирования, теорий обучения и стилей. Это развивающаяся и адаптирующая область, в которую постоянно внедряются новые подходы к разработке эффективного и увлекательного опыта обучения. В данной статье представлены и проанализированы некоторые существующие модели учебного дизайна для проектирования и организации образовательных программ с использованием цифровых технологий.

Ключевые слова: учебный дизайн, очное и онлайн-обучение, электронное обучение, учебные программы, модели и методы проектирования

Перед началом любой образовательной программы необходимо провести планирование курса обучения для определения его временных рамок, целей и задач. Также преподавателям необходимо выбрать модель учебного дизайна (УД) для формирования соответствующего учебного материала.

Учебный дизайн необходим для создания эффективных образовательных/ обучающих мероприятий и служит ценным концептуальным инструментом для сопоставления надлежащего творческого процесса обучения с соответствующей образовательной ситуацией, а также он обеспечивает эффективную основу для проведения исследований и создания высококачественных очных или онлайн-образовательных материалов.

Актуальность данной работы заключается в том, что автор предлагает примеры моделей проектирования и организации образовательных программ с использованием цифровых технологий.

Целью данной статьи является представление современного состояния существующих моделей и основных принципов проектирования учебного дизайна для понимания всей философии использования и применения таких моделей при разработке образовательного процесса.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение концептуального значения «учебный дизайн (УД)»;

- представить принципы УД;

- проанализировать наиболее традиционные стандарты идентификации образовательных программ для очного обучения и современные модели, связанные с разработкой электронных курсов, ориентированных на учащихся.

Новизна работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать последующему дальнейшему изучению и практическому применению современных моделей учебного дизайна в высшем образовании.

Теоретическая значимость итогов работы состоит в том, что в ней представлены и проанализированы некоторые модели учебного дизайна, которые в современной литературе считаются основополагающими. Практическая значимость заключается в возможности применения продемонстрированных автором моделей дизайна в образовательном процессе.

До середины ХХ века образование в большей степени характеризовалось передающей и обучающей перспективой, но уже в конце прошлого века академическое сообщество пришло к выводу, что преподаватели должны адаптироваться к различным образовательным ситуациям и потребностям учащихся, отходя от подходов, ориентированных на преподавателя, и переходя к подходам, в большей степени ориентированным на учеников. Следовательно, в области образования первостепенное значение имеет разработка инструкций для очных и он-лайн-курсов, внедрение инновационных стратегий, методов и техник обучения, основанных на новых теориях обучения, для эффективного проведения образовательного процесса в целом [1].

Учебный дизайн (УД) - это процесс, который определяется тремя факторами, а именно - когнитивной психологией, конструктивизмом и цифровы-

ми технологиями. Целостная цель УД - облегчить обучение для достижения желаемых результатов, направленных на когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты развития учащихся.

Модели учебного дизайна

В литературе описано множество моделей УД, которые относятся либо к традиционному обучению, либо более специализированы для электронного обучения. Однако какую бы модель ни выбрали разработчики учебных программ, большинство из них следуют одним и тем же процедурам/этапам: анализа, проектирования, разработки, внедрения и оценки программы. Рассмотрим некоторые базовые модели, которые можно использовать как в очных (face-to-face (f-2-f)), так и в онлайн-программах.

Модель ADDIE - Анализ, Дизайн/Проектирование, Разработка, Внедрение, Оценка (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation)

Модель ADDIE представляет собой обобщенную структуру обучения принципам проектирования, особенно полезную для разработки программ профессионального развития и создания учебных материалов. Она была создана в США в середине 1970-х годов. Модель ADDIE не является стандартом УД, скорее, это «зонтичный» термин, обозначающий семейство моделей, имеющих общую структуру. Эта модель была одной из первых моделей проектирования и состоит из пяти отдельных и последовательных этапов:

Анализ: представляется четкое описание и анализ целевой группы учащихся, их характеристик, особенностей и образовательных потребностей. Выявляются предварительные знания, навыки, опыт и среда обучения, а также определяются необходимые результаты обучения. На этом этапе разработчик фиксирует доступные ресурсы и устанавливает график плана действий по обучению.

Дизайн/Проектирование: устанавливаются образовательные цели и подзадачи программы, способы достижения этих целей, конфигурация учебной среды, определяются стратегии обучения, способы оценки учащихся и наиболее эффективные методы достижения заранее определенных целей.

Разработка: предпринимается попытка сочетания элементов предыдущих этапов, и разрабатываются многообразные учебные материалы.

Внедрение: реализуется программа обучения с использованием разработанного учебного материала, при этом упор делается на содержании, результатах, методах при необходимом педагогическом вмешательстве, взаимодействии и контроле обучения с обязательным предварительным ознакомлением обучающихся с выбранными электронными технологиями, принципам и порядком работы в системах управления обучением (Learning Management System (LMS)).

Оценка: на этом этапе проводится формирующая и итоговая/суммирующая оценка учебного материала и всей программы. Формирующее оценивание применяется на каждом этапе программы для обеспечения постоянной обратной связи, полезной для образовательного процесса.

ADDIE считается универсальной, запоминающейся, управляемой, интуитивной, простой для понимания и использования моделью УД, которая широко

применяется для разработки эффективного обучения учащихся на разных уровнях по всем дисциплинам во всем мире.

Каждый этап должен быть завершен прежде, чем обучающиеся перейдут к следующему этапу. Эта циклическая модель УД считается простой в использовании и широко распространенной в целом для разработки уроков в контексте традиционного очного обучения, но также применяется в средах виртуального обучения и послужила основой для создания множества более поздних моделей.

Несмотря на то, что новые модели стремительно появляются, модель ADDIE предлагает четкие пути для проектирования и разработки эффективных программ f-2-f и онлайн-образовательных программ.

Девять шагов обучения Ганье (R.M. Gagné, L.J. Briggs, & W.W. Wager)

Робер Ганье считается одним из наиболее важных авторов систематического поэтапного подхода к планированию образования. В своей модели Ганье фокусируется на результатах обучения и организации конкретных образовательных мероприятий для достижения этих результатов. Девять предпосылок играют существенную роль в УД [2]:

1. Привлечение внимания учащихся. Необходимо спровоцировать эмоциональный отклик учащихся с помощью различных приемов: вопросов, которые будоражат их воображение, рассказывания историй, повышения громкости голоса, жестов или даже показа короткого видеоролика по теме обучения.

2. Информирование учащихся о целях. Крайне важно сформулировать учащимся четкие цели обучения и желаемые результаты, объясняя, чему они научатся к концу занятия, какую пользу полученные ими знания принесут не только им, но и их образовательной организации.

3. Стимулирование воспоминания предыдущих знаний. Этот принцип включает использование любых предыдущих знаний и опыта учащихся как основу для внедрения новых знаний и их развития. Его можно легко применить, проанализировав любое предыдущее обучение и установив связи между тем, что они изучают, и тем, что они уже изучили [3].

4. Представление стимула. Включает в себя предложение контента в эффективной, логичной и простой для понимания форме. Этого можно достичь, разбивая информацию на небольшие фрагменты и используя различные средства и стили (например, устные инструкции, визуальные подсказки, активное обучение и т. д.), чтобы вовлечь учащихся с разными стилями и модальностями обучения (визуалов, аудиалов, кинестетиков).

5. Обеспечение руководства по обучению. Ожидается, что преподаватели будут включать практические примеры и альтернативные подходы для иллюстрации новой информации, такие как тематические/проектные исследования, кейсы, графики и т. д., поскольку они помогают мотивировать и вовлекать учащихся.

6. Побуждение к выступлению. Важно вовлекать учащихся на протяжении всего занятия в различные виды деятельности, способствующие обучению, например, предлагая им продемонстрировать навыки или новый процесс, который они изучили, сценарии ролевых игр/решения кейсов или проблемных ситуаций.

7. Обмен отзывами. На этом этапе преподаватели пытаются закрепить и подкрепить знания учащихся с помощью обратной связи.

S. Оценка успеваемости. Преподаватель должен оценивать общую успеваемость учащихся, применяя тесты, короткие анкеты или даже эссе, которые могут стать хорошим способом проверки полученных знаний.

9. Сохранения и передачи знаний. Весьма полезно повысить способность учащихся сохранять знания, используя стратегии удержания контента, которые помогают транслировать знания в режиме реального времени.

Применение модели Ганье - это способ обеспечить эффективную и систематическую учебную программу, поскольку она представляет конкретную структуру и целостный взгляд на преподавание. Эта модель предлагает хорошо организованную теоретическую основу, на которой можно построить весь педагогический процесс, она полностью связана с поведенческим подходом к обучению и до сих пор является одной из наиболее используемых моделей.

Модель W. Dick, L. Carey, & J. Carey

Модель систематического УД, предложенная авторами W. Dick, L. Carey, S J. Carey [4], впервые представленная в 1978 году, фокусируется на потребностях учащихся и оценивает их предыдущие уровни знаний. Она рассматривает обучение как интегрированную систему и подчеркивает взаимозависимость между содержанием обучения и преподаванием. Эта модель приемлема в высшем образовании и бизнесе, поскольку она во многом зависит от теоретических принципов обучения и применима также к УД в онлайн-образовании. Модель анализируется с позиции десяти компонентов, которые работают повторно и параллельно, а не линейно, и в этом заключается ее отличие от модели ADDIE.

Этап 1: определение целей обучения на основе анализа потребностей в обучении.

Этап 2: анализ режима обучения, определение цели и необходимых навыков, а также этапов обучения, всего процесса и результатов образовательного процесса.

Этап 3: уточняются особые характеристики обучающихся, необходимые исходные знания, умственные способности, условия и характеристики образовательной среды.

Этап 4: определяются конкретные цели обучения на основе потребностей учащихся, связаны с процедурами, упор делается на разработку онлайн-курса.

Этап 5: дается описание критериев формирующей и итоговой/суммирующей оценки, остальных измеримых данных и ожидаемых результатов.

Этап 6: формируется учебная деятельность согласно целям, выбору соответствующих стратегий обучения, системы распределения образовательного контента и способов доступа обучающихся к материалу

Этап 7: разрабатывается учебный материал, происходит выбор средств (печатных или цифровых) и оценка материала, определяются роли преподавателей.

Этап 8: проводится формирующая оценка для выявления ошибок и недостатков с целью улучшения существующего учебного материала.

Этап 9: этап объединения элементов, полученных в результате формирующей оценки и реконфигурации, для повышения эффективности программы.

Этап 10: подведение итоговой оценки для определения степени успешности УД и ее эффективности.

Модель G. Morrison, S. Ross, H. Kaiman, & J. Kemp

Эта модель представляет собой инновационный подход к проектированию учебных программ благодаря своей системной и нелинейной структуре и взаимосвязанному характеру ее компонентов [5]. Данная модель представляет собой продолжающийся процесс проектирования, поскольку она представлена концентрическими кругами. Зацикленность структуры модели достигается за счет проектирования ее девяти основных и взаимозависимых принципов, что обеспечивает значительную степень гибкости, поскольку отправной точкой может быть любой из девяти этапов при необязательном следовании последовательной процедуре. Дизайн начинается с внутреннего круга, определяющего дидактическую проблему, которую необходимо решить, и развивается слева направо и во внешних кругах.

Девять взаимосвязанных этапов образовательного проектирования этой модели заключаются в следующем:

- определение конкретных целей и выявление возможных проблем преподавания;

- определение характеристик учащихся, которые следует принимать во внимание;

- уточнение содержания курса и анализ предлагаемых компонентов относительно заявленных целей и задач курса;

- определение образовательных целей и желаемых результатов обучения;

- определение последовательной и логической структуры содержания для облегчения обучения;

- разработка образовательных стратегий для самостоятельного обучения и достижения желаемых результатов обучения;

- разработка образовательной коммуникации и подходящих способов ее доставки;

- разработка соответствующих инструментов оценивания прогресса учащихся для достижения целей обучения;

- выбор соответствующих образовательных ресурсов для поддержки преподавания и учебной деятельности.

Эта модель закладывает прочную основу для разработки программы, поскольку первым шагом является определение образовательной проблемы, которую необходимо решить. Она эффективна на уровне учебной деятельности, так как предлагает разнообразные варианты оформления, способствующие более глубокому пониманию предоставляемых знаний, анализирует образовательный процесс с точки зрения учащегося, что напрямую связано с межличностными отношениями и поэтому - с социально-когнитивным подходом к познанию, отсылающим к социальному конструктивизму Л.С. Выготского.

Все вышеупомянутые модели больше фокусируются на шагах, которые необходимо выполнить при планировании учебной программы. Однако они не ориентированы на использование цифровых технологий в образовательном процессе. Поэтому далее кратко рассмотрим модели УД, связанные с онлайн-средой обучения и использованием цифровых технологий.

Модели онлайн-обучения

В онлайн и электронном обучении УД может обеспечивать захватывающий опыт и разнообразные возможности взаимодействия, такие как взаимодействие учащихся с цифровыми материалами, другими учениками, преподавателем/инструктором и объектом обучения.

Модель F. Alonso, G. Lopez, D. Manrique, & J.M. Vines

F. Alonso, G. Lopez, D. Manrique & J.M. Vines предложили модель онлайн-об-учения для смешанного подхода к обучению. Они описывают свою модель как «психолого-педагогическую модель обучения, основанную на структуре содержания, психологии обработки информации и социальном конструктивизме и определяющую смешанный подход к процессу обучения» [6].

Модель состоит из семи отдельных этапов: 1) анализ, 2) проектирование, 3) разработка, 4) реализация, 5) выполнение, 6) оценка и 7) обзор. Данная модель основана на модели ADDIE с добавлением двух дополнительных этапов: выполнения и обзора.

Рубрика «Качественное онлайн-обучение и преподавание» (Quality Online Learning and Teaching Rubric (QOLT))

Рубрика QOLT была впервые опубликована в 2010 году. Это программа, разработанная Университетской системой штата Калифорния. Она обеспечивает основу для разработки и проведения онлайн-курсов и служит инструментом поддержки и развития онлайн-обучения.

Согласно QOLT, эту рубрику можно использовать для разработки электронного обучения следующими способами: как инструмент «самооценки» программы, дающий советы преподавателям, касающиеся того, как пересмотреть онлайн-курс, чтобы гармонизировать его с рубрикой, и как компас для преподавателей и/или администрации при внесении изменений для облегчения обучения.

Руководящие принципы, предложенные в рубрике: 1) обзор и введение курса, 2) оценка обучения учащихся, 3) использование учебных материалов и ресурсов, 4) взаимодействие с учащимися и обучающимся сообществом, 5) содействие и обучение, 6) технологии преподавания и обучения, 7) поддержка и ресурсы учащихся, 8) доступность и общий дизайн, 9) краткое изложение и схема курса, и 10) готовность LMS.

Учебная модель - Определить, Выбрать, Создать, Вовлечь и Оценить (Identify, Choose, Create, Engage, and Evaluate (ICCEE))

Модель УД - ICCEE, предложенная L.L. Chen, состоит из пяти этапов: Identify, Choose, Create, Engage, and Evaluate - «Определить», «Выбрать», «Создать», «Вовлечь» и «Оценить» [7].

Этап 1: определяются: формат курсов и цели обучения, потребности и характеристики обучающихся, цифровые технологии, которые будут применяться для максимизации обучения; анализируется среда обучения, и подбираются соответствующие теории педагогического обучения.

Этап 2: принимается решение об организации контента и цифровых материалов, выбираются эффективные технологические инструменты для облегчения различных действий в Интернете, а также соответствующие ресурсы для обучения.

Этап 3: используются соответствующие методы обучения, формируется вспомогательный материал для обучаемых, определяется архитектура простран-

Библиографический список

ства онлайн-обучения через платформу, определяются виды деятельности и методы оценки, продвигаются методы интерактивного общения и создаются сообщества онлайн-обучения.

Этап 4: онлайн-преподаватели сосредотачивают внимание на процессе проведения электронного обучения, обеспечивают вовлечение и участие учащихся в его процессе, а также обеспечивают своевременную обратную связь, информируя об их успеваемости.

Этап 5: далее следует формирующая и суммирующая оценки обучаемых с помощью различных стратегий, а также оценивается эффективность образовательных методов и материалов.

Предложенная Ченом модель представляет собой хорошо продуманную структуру принципов УД, которая успешно объединяет элементы, взятые из традиционных очных и более современных моделей разработки учебных программ для онлайн-обучения. Это личностно ориентированная модель, учитывающая множество педагогических аспектов. Кроме того, она достаточно гибка, поскольку позволяет адаптироваться к потребностям он-лайн-обучения.

Разработка учебных программ (или учебный дизайн) совершенно необходима для создания эффективных образовательных или обучающих мероприятий. Учебные программы служат ценными концептуальными инструментами для сопоставления надлежащего творческого процесса обучения с соответствующей проектной ситуацией, а также обеспечивают эффективную основу для проведения исследований и создания высококачественных образовательных материалов в очном или онлайн-обучении.

Дизайн-разработки учебных программ должны включать глубокое понимание различных методов проектирования, теорий и стилей обучения. Критерии выбора лучшей модели УД могут быть сложной задачей и зависят от целей учебного курса или программы, от целевой аудитории обучения и постоянной поддержки и сотрудничества все заинтересованных сторон. Очевидно, что это многообещающая область, в которую постоянно внедряются новые подходы к разработке эффективного и увлекательного опыта обучения с целью достижения оптимальных результатов образовательного процесса.

1. Анюшенкова О.Н. Стратегии адаптации высшего образования к цифровой экономике. Самоуправление. 2022; № 4 (132): 179-182.

2. Gagné R.M., Briggs L.J., Wager W.W., Principles of instructional design. Belmont, CA: Wadsworth/Thomson Learning, 1992.

3. Karpova T.A., Voskovskaya A.S., Anyushenkova O.N., Digtyar O.Yu., Bottigliero F. Establishing interdisciplinary logical connections at the non-linguistic higher school in the process of the foreign language teaching. Espacios. 2020; Т. 41, № 11: 5.

4. Dick W., Carey L., Carey J. The systematic design of instruction. New York (US): Pearson, 2014.

5. Morrison G., Ross S., Kalman H., Kemp J. Designing effective instruction. New York, NY: John Wiley & Sons, 2013.

6. Alonso F., Lopez G., Manrique D., Vines J.M. "An instructional model for web-based e-learning education with a blended learning process approach," British Journal of educational technology. 2005; Vol. 36, № 2: 217-235.

7. Chen L.L. A Model for Effective Online Instructional Design. Literacy Information and Computer Education Journal (LICEJ). 2016; Vol. 6, № 2: 2303-2308.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Anyushenkova O.N. Strategii adaptacii vysshego obrazovaniya k cifrovoj 'ekonomike. Samoupravlenie. 2022; № 4 (132): 179-182.

2. Gagné R.M., Briggs L.J., Wager W.W., Principles of instructional design. Belmont, CA: Wadsworth/Thomson Learning, 1992.

3. Karpova T.A., Voskovskaya A.S., Anyushenkova O.N., Digtyar O.Yu., Bottigliero F. Establishing interdisciplinary logical connections at the non-linguistic higher school in the process of the foreign language teaching. Espacios. 2020; T. 41, № 11: 5.

4. Dick W., Carey L., Carey J. The systematic design of instruction. New York (US): Pearson, 2014.

5. Morrison G., Ross S., Kalman H., Kemp J. Designing effective instruction. New York, NY: John Wiley & Sons, 2013.

6. Alonso F., Lopez G., Manrique D., Vines J.M. "An instructional model for web-based e-learning education with a blended learning process approach," British Journal of educational technology. 2005; Vol. 36, № 2: 217-235.

7. Chen L.L. A Model for Effective Online Instructional Design. Literacy Information and Computer Education Journal (LICEJ). 2016; Vol. 6, № 2: 2303-2308.

Статья поступила в редакцию 25.03.24

УДК 378

Afonina R.N., Cand. of Sciences (Agriculture), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: ARN1960@yandex.ru Markina P.V., Cand. of Sciences (Philology), Dean of Department, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: markina_pv@altspu.ru

PEDAGOGICAL MENTORING IN CAREER GUIDANCE WORK WITH SCHOOLCHILDREN. The article examines the experience of the Altai State Pedagogical University in organizing pedagogical mentoring in the career guidance work of students of the Institute of Philology and Intercultural Communication. The activities carried out within the framework of career guidance are aimed at developing the motivation of schoolchildren to study at a pedagogical university, socialization, and contribute to the manifestation of cognitive, scientific, cultural and professional interests. The built-up system of long-term work allows both schoolchildren and students to acquire new knowledge and skills, find like-minded people among peers and mentors, and improve their professional level. The most important is the educational segment, which not only orients students to a high score on admission, but also reveals giftedness. The educational component consists in the fact that in the course of project activities, the subjects of interaction try on a future profession, which allows everyone to prioritize their personal educational route and make the acquisition of necessary competencies visible to themselves.

Key words: career guidance work, students, teachers, competencies, experience, philological project, education, the best career guidance practices

Р.Н. Афонина, канд. с.-х. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: ARN1960@yandex.ru

П.В. Маркина, канд. филол. наук, директор Института филологии и межкультурной коммуникации Алтайского государственного педагогического

университета, г. Барнаул, E-mail: markina_pv@altspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.