Научная статья на тему 'Дизайн газеты начала XX века: "Звезда" Новгородской губернии (1922-1924)'

Дизайн газеты начала XX века: "Звезда" Новгородской губернии (1922-1924) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
91
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТА "ЗВЕЗДА" / РУБРИКА / ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТИП / НОВГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЗАГОЛОВОК / ИЛЛЮСТРАЦИИ / ДИЗАЙН / THE NEWSPAPER "ZVEZDA" / COLUMN / OFFICIAL PUBLICATION / UNIQUE TYPE / NOVGOROD PROVINCE / HEADLINE / ILLUSTRATIONS / DESIGN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Василенко Е.В., Василенко И.В.

Статья продолжает обзор дизайнерских решений газеты «Звезда» Новгородской губернии в начале ее работы. Особенности внешнего оформления издания менялись в зависимости как от редакционной политики, так и от технологических возможностей провинциальной редакции. Усиление визуальной составляющей в оформлении газеты, в отличие от периода 1918-1921 годов, появление новых дизайнерских элементов всё работало на привлечение внимания читателя к ежедневному информационному изданию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEWSPAPER DESIGN OF THE EARLY XX CENTURY: “ZVEZDA” OF NOVGOROD PROVINCE (1922-1924)

The article continues the review of design solutions for the newspaper “Zvezda” of the Novgorod province at the beginning of its work. Features of the external design of the publication varied depending on both the editorial policy and the technological capabilities of the provincial edition. The strengthening of the visual component in the design of the newspaper, in contrast to the period of 1918-1921, the emergence of new design elements all contributed to the possibility to attract the reader's attention to the daily information publication.

Текст научной работы на тему «Дизайн газеты начала XX века: "Звезда" Новгородской губернии (1922-1924)»

УДК 070 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.3(21).1

Е.В.Василенко, И.В.Василенко

ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ НАЧАЛА XX ВЕКА: «ЗВЕЗДА» НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ (1922—1924)

Статья продолжает обзор дизайнерских решений газеты «Звезда» Новгородской губернии в начале ее работы. Особенности внешнего оформления издания менялись в зависимости как от редакционной политики, так и от технологических возможностей провинциальной редакции. Усиление визуальной составляющей в оформлении газеты, в отличие от периода 1918—1921 годов, появление новых дизайнерских элементов — всё работало на привлечение внимания читателя к ежедневному информационному изданию.

Ключевые слова: газета «Звезда», рубрика, официальное издание, универсальный тип, Новгородская губерния, заголовок, иллюстрации, дизайн

В начале ХХ века востребованные местные провинциальные издания, массово появившиеся в период

послереволюционной активности издателей и имевшие значительный успех у читающей аудитории, давали необходимый обзор реальных событий на местах, которые были более актуальны для провинциальных обывателей, чем столичные новости. Такие официальные издания, как «Новгородские губернские ведомости» и «Новгородские епархиальные ведомости», работали значительно дольше своих частных «конкурентов». Стабильность официальных изданий обеспечивалась властной поддержкой. Такая же ситуация складывалась и после октября 1917 года.

Газета «Звезда» — «орган Новгородского Губернского Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков) и Новгородского Губернского Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов», также официальное издание, сменившее свой статус с губернского на районное, кроме официальной функции администрирования и информирования населения, работало также на пропаганду «идей марксизма-ленинизма в широких массах трудящихся» [1]. Газета, кроме прочего, стала рекордсменом по возрасту, отметив в декабре 2018 года столетний юбилей. Особенности дизайнерского оформления газеты в начальный период существования рассмотрены в статье «Дизайн газеты начала XX века: «Звезда» Новгородской губернии (1918—1921)» [1]. Дальнейший период ее работы также интересен для исследования визуальной составляющей, поскольку отмеченная в предыдущей статье частая смена заголовочных комплексов продолжилась и в последующем. Кроме того, произошли изменения в верстке и изобразительном оформлении издания.

Как уже упоминалось ранее, дизайн начала XX века имел свои специфические особенности. Появившиеся в конце XIX века новые печатные станки позволили издавать газеты разных, в том числе больших форматов. Новые технологии также дали возможность печатать в газетах иллюстрации, фотографии. Однако технический прогресс позволил сделать газетное производство поистине массовым, что в результате вынудило редакции бороться за читателя, т.е. искать собственный стиль, свое индивидуальное «лицо». Дизайн в значительной мере позволял решать эту задачу. Поиск оригинальных дизайнерских решений продолжался в газете «Звезда» на протяжении всего периода ее существования. Но первые годы стали, пожалуй, самыми показательными в этом плане.

Сменившая в 1921 году политику военного коммунизма новая экономическая политика привела к значительным изменениям всех процессов в обществе. Газеты с разной степенью подробностей обращались к темам экономики и политики, в ежедневной газете значительная часть материалов так или иначе была посвящена этим темам. Но общественно-политические изменения влияли не только на содержание газет, но и на их внешний вид. Невозможно было игнорировать происходящие процессы и не отзываться на новые требования. С другой стороны, скорость происходящих изменений не оставляла времени на полноценный анализ и долгосрочную оценку. Изучение особенностей и законов газетного дизайна, начатое было в начале века, с революционными и военными событиями отошло на второй план. Теоретическое осмысление этой стороны издательского дела снова начинается лишь в 1930-е годы. Потому 20-е годы стали поиском новых форм в дизайне, практически не ограниченных существующими правилами. Чаще всего провинциальные издания шли вслед за центральными, копируя их верстку и оформление. Но поиск своих собственных форм также велся постоянно. Газета «Звезда» в этом ряду — пример самостоятельности. За весь период своего существования она ни разу не изменила свое название. Но частота внешнего изменения главного заголовка указывает на неустанный поиск новых решений, который наблюдается и в период с 1922 по 1924 год.

Если говорить об исторических событиях того времени, можно провести параллель между частой сменой облика газеты и изменениями в обществе, происходящими с калейдоскопической скоростью. Попытка «раздуть мировой пожар» революции не привела к результатам, планируемым лидером пролетариата В.И.Лениным. Нестабильность политической и общественной жизни в странах Европы и Запада сказывалась на событиях в Стране Советов. С 1922 года обостряются процессы, имеющие решающее значение для дальнейшей истории. В конце года, на I Всесоюзном съезде Советов объявляется о создании СССР, но на международной арене

мировая революция замедлилась на неопределенное время. Изменения «во внутренней политике правящей партии были еще более основательными. Мировая революция задерживается, на помощь европейского пролетариата рассчитывать не приходится — значит, надо перестраивать отношения с крестьянским большинством населения, терпение которого на исходе» [2, с. 65].

Внутри страны нет стабильности, то и дело вспыхивают восстания против советской власти. Рост цен на промышленные товары и падение на сельскохозяйственную продукцию приводит к кризису, начинается денежная реформа. Вся эта череда событий отражается в прессе, в том числе, в провинциальной. Губернии и уезды, несмотря на значительно более медленный темп жизни в них, не могли оставаться в стороне от событий и, наряду с местными проблемами, уделяли много внимания общесоюзным и даже мировым новостям.

В такой ситуации неустанный поиск новых форм представления информации в прессе — основном органе трансляции политики правящей партии, становится понятен. Некоторая стилистическая мешанина художественных направлений вполне соответствовала духу перемен, происходящих в обществе. Для дизайна, особенно современного, такой подход не приемлем. Но применять современные подходы к изучению реалий начала XX века не вполне корректно. Скорее можно отметить, что через визуализацию главного заголовка издатели «...хотят подчеркнуть серьезность своего издания и, таким образом, исторических перемен в обществе», «.сказать о том, что они идут в ногу со временем» [1].

«Уездная печать не могла не ориентироваться на те образцы, что давала периодика губернского и столичного уровня» [3]. Но поиск собственных, соответствующих духу времени форм визуализации в «Звезде» с самого начала велся очень активно. За период с выхода первого номера (декабрь 1918) по 1921 год газета сменила пять главных «шапок», но не остановилась на этом и продолжила поиск в дальнейшем. Спустя примерно полгода, в июне 1922, снова появился новый дизайн названия.

Это интересная и уравновешенная композиция, которая выполнена в духе авангарда. Надпись полностью копирует строгий шрифт 1920 года, но теперь он подведен сверху и снизу простыми отрезками и смещен по диагонали справа вверх. Это создает динамику композиции, которая поддерживается причудливым узором рамки и смещенными перебивками. Декоративный элемент слева над надписью непонятен визуально (то ли зонт, то ли вензель), но верно помещен туда для уравновешивания всех элементов композиции. Во всем комплексе используется меньше различных видов шрифтов, но все они стали жирными. До конца года заголовочный комплекс оставался таким.

В марте 1923 вновь видим новый вариант названия. Он меняется кардинально и не напоминает никакой из предыдущих. Буквы «постройнели» в ширину и вместе с тем основные и соединительные шрифты стали гораздо шире, засечки недлинные и практически квадратные, в целом буквы принимают ромбовидную форму. Впервые слоган «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» написан не курсивом, а обычной тонкой гарнитурой без засечек. Остальные элементы отделены уже не рамками, а разъединительными линейками, похожими на авангардные предыдущие и имеющими форму мелкого беспорядочного зигзага. Шрифты остальных надписей сдержанные, в них нет курсивных и не все выделены жирным.

В начале сентября 1923 дизайн названия меняется снова. Это самый, пожалуй, необычный акцидентный шрифт. Он состоит из прямых, скошенных на концах по диагонали элементов, белые полосы на которых выглядят как блики на металлической поверхности. Ощущение металлической конструкции поддерживают белые кружочки в местах соединения вертикальных и горизонтальных элементов, имитирующие гвозди. Надпись «Ежедневная газета» повторяет по стилистике заголовок и формой напоминает упрощенный готический шрифт. Впервые среди всех примеров пролетарский слоган смещен вправо от названия, размещен над рамками с дополнительной информацией, которые в свою очередь вновь помещены в небольшие скругленные квадратные рамки с тонкими орнаментами. Композиционно они спорят с визуальным впечатлением от названия и выглядят немного избыточными. Точка в конце названия исчезла. Выходила газета с таким заголовком не долго, менее месяца, в октябре шрифт снова сменился.

Все дополнительные элементы нового варианта такие же, как в предыдущем, сменилось только написание названия. Теперь это строгий шрифт с прямыми засечками, с равномерной шириной линий, без декоративных элементов, лишь небольшой завиток у букв «З». Упрощенный готический шрифт использован в надписи «ежедневная газета». Все это в целом разгрузило композицию и сделало ее более выдержанной. Однако через месяц, в ноябре 1923, дизайн снова другой. Хотя написание названия выполнено таким же шрифтом, более плотным и немного уменьшенным, оно выделено двумя параллельными толстыми линиями. Такими же линиями подчеркнуты некоторые информационные элементы, рамка осталась только одна, ее орнамент повторяет одну из предыдущих. В конце ноября шрифт заголовка снова меняется и теперь значительно. Асимметричные элементы букв, утолщенные вертикальные линии, длинные засечки. Двойная подчеркивающая линия слилась в одну, значительно более толстую. Дополнительные элементы не изменились. Этот вариант задержался дольше остальных, меняясь лишь однажды — в феврале 1924 года видим «добавку» слова РАБОЧАЯ к основному заголовку и изменение остальных элементов. Но таких номеров вышло всего два, далее вернулись к прежнему дизайну, который продержался весь 1924 год.

Таким образом, за период с 1922 по 1924 год дизайн главного газетного заголовка менялся шесть раз, иногда незначительно. Изменения заголовка то влекли за собой смену всей верстки газеты, то никак на нее не влияли. Однако не только эта часть издания подвергалась внешним изменениям. С 1922 года в газете становится больше изображений, но лишь во второй половине 1923 года можно наблюдать регулярное появление рисунков и даже фотографий в газете.

Теперь они появляются на первой странице, размеры их значительно увеличились и иногда занимают третью часть полосы. Большая часть рисунков выполнена в обычной газетной манере, много карикатур, есть шаржи. Впервые в № 185 от 21 августа 1923 года появляются круговые диаграммы, прообраз современной инфографики, сопровождающие текст о борьбе с неграмотностью в Новгородской губернии и визуализирующие процент неграмотных мужчин и женщин. Далее, после небольшого перерыва, такие диаграммы размещались в газете регулярно. Появляется в газете и новая форма иллюстраций, представляющая собой целую сюжетную линию, историю. Такие истории в картинках обычно сопровождали тексты, часто художественно-публицистические сатирической направленности, например, фельетоны. Как, например, фельетон «Как Лаврентий в город ездил» в № 209 от 20.09.1923. Иногда история в картинках напоминала комиксы, т.е. картинки сопровождались лишь краткими подписями, обозначающими суть какой-либо проблемы. Всегда тематикой такой истории была именно проблемная ситуация, как, например, в № 129 от 15.06.1923: «Как сейчас предотвращаются войны или откуп от бандитов». Вообще карикатуру можно назвать одним из самых популярных изобразительных жанров в «Звезде». Она носит разные тематические оттенки, от политических до бытовых, но чаще всего она затрагивает проблемы религии. Встречаются разнообразные техники исполнения карикатурных работ. Однако тема авторства иллюстраций требует отдельного детального изучения, поскольку в газете сами рисунки не подписывались. Как и раньше, на страницах много разнообразных портретов: от политиков и представителей большевиков (тов. Ленин, К.Либкнехт, делегат съезда тов. Семенова, секретари ЦК РЛКСМ Чаплин, Цейтлин, Вуйович) до простых людей («подсудимых», «свидетелей» и пр.). Особенно много портретов В.И.Ленина было напечатано в газете после его смерти в 1924 году.

Ранее отмечалось, что с первого номера газеты «Звезда» в ней была четкая рубрикация, причем названия некоторых рубрик, ставших постоянными, не менялись годами. Некоторые менялись незначительно, оставаясь в смысловом плане привязанными к содержанию рубрики. Система рубрикации, описанная ранее, не изменилась и далее.

Дизайн 1922 года продолжает традицию раннего периода. Плотные блоки текста в преимущественно пять колонок на полосе, не очень крупные заголовки, маленький по формату основной заголовок — названию газеты на первой полосе отводится около восьмой части страницы. Воздуха немного, но иногда скучную текстовую часть разбавляют сложной версткой — разделенные перебивками, линиями и рамками текстовые блоки размещаются на полосе как будто хаотично, в отличие от параллельного или последовательного расположения, используемого в газете чаще всего. Постепенно становится больше рамок с простыми и сложными орнаментами, а также разнообразных линеек, как разделяющих текстовые модули, так и подчеркивающих названия рубрик и заголовков. В заголовках крайне редко (только «Объявления» иногда) используются изысканные витиеватые стили, чаще простые графические разного размера и начертания. Объявления, помещенные в орнаментальные рамки, стали более многочисленными и объемными, иногда занимают целую полосу, преимущественно последнюю, но могут располагаться и на первой странице, и в разворотах.

Среди постоянных рубрик все те же: «По губернии», «Местная жизнь», «Хроника», «Объявления», «Радио-телеграммы». Они по-прежнему не привязаны к конкретной странице, а дизайн их написания часто меняется — от строгой плотной печатной гарнитуры до прописной с наклоном влево. В большинстве номеров 1922 года есть рубрики «Вести со всего мира», «По Советской России», «По городу», «Жизнь за границей». Вновь появляется рубрика «Театр и музыка», иногда эта тематика обозначается как «Наш раек». Главным акцентом года можно назвать тему голода, как одну из самых актуальных проблем молодой страны советов. В этот год видим рубрики «Государственная помощь голодающим», «Церковь и голод», «Семенная помощь голодающим» и даже спецвыпуск газеты «На помощь голодному Поволжью!». Много внимания уделяется Генуэзской конференции, материалы о которой выделены в отдельную рубрику с одноименным названием. Несколько раз в год выходил также спецвыпуск «Красная молодежь», по-прежнему сохраняется традиция тематических страничек: «Страничка матери и ребенка», «Страничка крестьянина», «Страничка красной молодежи». Часто в газете появляются фельетоны на разные темы. Как и прежде, в газете нет единого стиля заголовков, рубрики и текстовые заголовки мало соотносятся с главной «шапкой» и написаны разнообразными шрифтами. Строгий и сдержанный стиль соседствует с модерном, готическими образцами, витиеватыми, напоминающими народные росписи шрифтами.

В 1923 году дизайнерский подход мало изменился, формат и размещение на полосах те же. Также присутствует верстка в пять колонок на полосе, но плотные блоки мелкого текста уже не всегда занимают целые страницы, стало больше «воздуха», что зрительно делает полосу легче и привлекательнее. Преимущественно вертикальное расположение колонок на странице на развороте сменяется делением полосы по горизонтали на две примерно равные части, внутри которых остается все та же пятиколоночная структура. Все чаще видим появившуюся в предыдущий год сложную комбинированную верстку с перебивками, врезками и рамками внутри страницы. В качестве разделительных элементов также используются линейки разного размера и ширины. На первой полосе (иногда и на других) появляются крупные заголовки-призывы, лозунги, чаще в номерах тематических или праздничных. Много места уделено воздушному флоту, постройке аэроплана «Новгородец», здесь мы видим широкую палитру текстовых и визуальных материалов: рисунков, лозунгов, стихов, комбинации разнообразных шрифтов и т.п.

Рубрикация также претерпевает изменения. В начале года в числе постоянных снова видим «По губернии» и «Радио-Телеграммы». Первая существует до марта, вторая вновь чередуется с просто «Телеграммами» и продолжается до конца года. Некоторые из появившихся ранее рубрик видоизменяются в названии, но фиксируются в содержательной части: вместо «По России» появляется «По Советскому Союзу», «Хроника», «Партийная жизнь», «Рабочая и профессиональная жизнь», «Городская жизнь», «По городам и уездам», «В городе». Все больше внимания стали уделять крестьянским вопросам и теперь, кроме появившейся ранее «Странички крестьянина» в разное время видим в газете «Среди крестьянства», «Уголок крестьянина», наконец «Сельское хозяйство». Впервые в газете появляется «Литературная страничка», но редко и нерегулярно, один раз в несколько месяцев. Постоянной становится рубрика «Фельетон» или «Маленький фельетон». Также периодически появляются материалы под шапкой «Научные очерки».

Особое внимание уделялось в газете вопросам религии. В первой половине года в издании появляются рубрики «Дела поповские» и «Страничка безбожника». Причем это были действительно не единичные сюжеты, связанные с конкретным инфоповодом, а значительные по наполнению разделы, часто целые полосы, основной тематикой которых были тексты о «борьбе» советской власти с религиозным «мракобесием». Часто такие материалы были сатирической направленности и сопровождались соответствующими иллюстрациями, чаще всего карикатурами, либо упоминавшимися выше рисованными историями.

В начале 1924 года дизайн газеты незначительно, но меняется. В январе газета верстается в 6 колонок, разделенных на полосе простыми вертикальными линиями, однако за счет воздушных пробелов и довольно строгих и не крупных заголовков это создает впечатление легкости на полосе. К концу января вновь возвращается прежняя пятиколоночная структура с периодической нелинейной версткой. Большинство заголовков рубрик написаны строгим, крупным шрифтом. В названиях больших разделов и страниц используется еще более крупный жирный шрифт. Изысканные витиеватые буквы исчезли, но им на смену пришли новые варианты написания, не используемые ранее. Так, например, заголовок рубрики «Рабочее житье бытье» в течение года несколько раз менялся внешне. Использовалась то черная заливка фона, то двухуровневое написание части заголовка, разделенное линейкой, то надпись на фоне фабричного пейзажа, то простой жирный крупный шрифт. Или, например, заголовок «Ленинский молодняк», выполненный как будто на развороте книги или газеты, сопровождался изображением серпа, молота и винтовки на заднем плане. Такие дизайнерские новшества, с использованием рисунков, заливок и необычного написания букв, видим к концу года и в других рубриках. В частности, заголовок рубрики «По рабочим жилищам» написан не горизонтально, слова как будто переплетаются и создают интересный фигурный эффект. В целом же внешний вид издания незначительно меняется в сторону строгости, все также мало места на полосе занимает основной заголовок, практически нет витиеватых рамок, отбивки и линейки прямые и без украшений, строгий стиль большинства заголовков лишь иногда нарушается упрощенным готическим написанием или вспомогательными эффектами, описанными выше.

Что касается рубрикации, то здесь есть изменения. Некоторые сохранились, например, «По Новгороду», «Хроника», многие видоизменились, например «По селам и деревням», «По Союзу Республик», «Рабочее житье бытье», «По фабрикам и заводам», «По белу свету» и пр., появилась новая — «Уголок корреспондента». Много «жизни» в названиях рубрик и разделов: «Жизнь нашей партии», «Из жизни уездов», «В ногу с жизнью», «Жизнь деревни». Объявлений стало меньше, они теперь не занимают много места, но для привлечения внимания используются новые формы, например вертикальное написание рекламной строчки в центре внутреннего разворота газеты. Лидирующей тематикой, конечно, стала ленинская. После смерти В.И.Ленина в январе 1924 года в газете новые рубрики («Ленинский молодняк», «Ленинский набор»), цитаты, портреты, упоминания и отсылки к вождю в разных вариантах.

В целом можно сказать, что в этот непростой для новой страны период газета старается идти в ногу со временем, ищет новые формы и идеи и успешно воплощает их на своих страницах. Если судить по успешности издания, такой подход приветствовался читателем, неизменно поддерживающим газету.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Новгородской области в рамках научного проекта №18-412-530004 «Периодические издания Новгородской губернии (1918-1927): историко-типологическое исследование».

1. Василенко Е.В., Василенко И.В. Дизайн газеты начала XX века: «Звезда» Новгородской губернии (1918—1921) [Электр. ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2018. № 6(18). URL: https://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1482822 (дата обращения: 15.04.2019).

2. Шейнис В.Л. Образование СССР и его первая Конституция // Российская история. Издание Российской академии наук. 2010. N° 1. С. 64-80.

3. Семенова А.Л. Уездные издания Новгородской губернии (1881—1918): история и типология [Электр. ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2018. № 6(18). URL: https://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1483582 (дата обращения: 21.04.2019).

References

1. Vasilenko E.V., Vasilenko I.V. Dizayn gazety nachala XX veka: «Zvezda» Novgorodskoy gubernii (1918—1921) [Design of the newspaper of the early XX century: "Star" of the Novgorod province (1918—1921)]. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 6(18). Available at: https://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1482822 (accessed: 15.04.2019).

4

2. Sheynis V.L. Obrazovanie SSSR i ego pervaya Konstitutsiya [The Formation of the Soviet Union and its first Constitution]. Rossiyskaya istoriya: Izdanie Rossiyskoy akademii nauk, 2010, no. 1, pp. 64-80.

3. Semenova A.L. Uezdnye izdaniya Novgorodskoy gubernii (1881—1918): istoriya i tipologiya [Regional publications of the Novgorod province (1881—1918): history and typology]. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 6(18). Available at: https://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1483582 (accessed: 21.04.2019).

Vasilenko E.V., Vasilenko I.V. Newspaper design of the early XX century: "Zvezda" of Novgorod province (1922—1924).

The article continues the review of design solutions for the newspaper "Zvezda" of the Novgorod province at the beginning of its work. Features of the external design of the publication varied depending on both the editorial policy and the technological capabilities of the provincial edition. The strengthening of the visual component in the design of the newspaper, in contrast to the period of 1918—1921, the emergence of new design elements — all contributed to the possibility to attract the reader's attention to the daily information publication.

Keywords: the newspaper "Zvezda", column, official publication, unique type, Novgorod province, headline, illustrations,

design.

Сведения об авторах. Ирина Васильевна Василенко — канд. филол. наук, доцент кафедры журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, niv05@mail.ru; Екатерина Васильевна Василенко — студентка группы 6391 кафедры изобразительных искусств и методики преподавания Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, kate.vas13@gmail.com.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.04.2019. Принята к публикации 30.05.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.