УДК 070
А.Ю.Родионова ЖУРНАЛЫ ТИХВИНА: «ТИХВИНЕЦ» И «НАША ШКОЛА»
Рассматриваются типологические черты краеведческого журнала «Тихвинец» и детского сборника «Наша школа». Анализируется направление журналов, их структура и содержание.
Ключевые слова: журнал, Тихвин, сборник, И.П.Мордвинов, учащиеся, «Тихвинец», «Наша школа», уезд, Новгородская губерния
«^Курнальная периодика появилась на информационном поле Новгородской губернии только во
второй половине XIX века. Она ведет свою историю с появления «Новгородского сборника»» [1].
Ежемесячный журнал «Тихвинец» начал издаваться в 1914 году в городе Тихвине, однако из-за начала войны успело выйти только два номера. В 1918 году выход издания был возобновлен, но прекратился после первого же номера.
«Журнал выходит изящными книжками большого формата в 32 стр. и поступает исключительно в розничную продажу по цене 20 коп. за выпуск. Жители уезда могут выписывать журнал из редакции через земскую почту. За пересылку по правительственной почте следует доплачивать 6 коп. за книжку», — так заявляла о журнале редакция в объявлении о подписке.
В 1914 году редактором выступает А.Ф.Матисен, а издателем является С.А.Цвылев. В 1918 году редактором становится И.П.Мордвинов, который ранее принимал участие в журнале в качестве автора, издательские функции выполняет Н.А.Качалов. Санкт-Петербургская типография сменяется на типографию Т-ва «Печатник», гор. Тихвин, Череповецкой губернии.
Объем выпусков остается стабильным на протяжении всего времени выхода журнала — 32 стр. Формат издания — А5. Книжки «Тихвинца» можно было купить только в Тихвине и в Санкт-Петербурге.
В 1918 году журнал выпускается со значительными изменениями. В шапке журнала значится: «Тихвинец. Ежемесячный журнал литературы, изучения местного края, его истории и быта» вместо прежнего «Ежемесячный журнал, посвящаемый изучению Тихвина и Нагорнаго Обонежья». В третьем номере напечатано на вкладыше к журналу: «По направлению и содержанию журнал явится прямым продолжением «Тихвинца», возникшего в 1914 г. и прекратившегося изданием по причине войны».
В № 2 за 1914 год в разделе «Известия и заметки» в тексте под заголовком «Наша обложка» объясняется, что именно изображено на обложке журнала: «Многие из читателей «Тихвинца» запрашивают, что изображают собою рисунки на обложке журнала. В Верхней части помещен вид Тихвинской соборной площади в 1679 году (по чертежу тех времен) с Церквами Преображения Господня и св. Никиты. — Внизу — герб Тихвина, утвержденный в 1773 году при объявлении Тихвинского посада городом». [2].
По своему тематическому наполнению журнал краеведческий, что видно из материала под заголовком «О нашем журнале»: «Важно прежде всего обслуживание общих и местных нужд нашего народа и нашего времени. Остро чувствуется нужда в познании нашей родины; в этом предмете, к стыду нашему, мы все еще изумительно невинны. Остро чувствуется нужда в культурных работниках. Отвечая этим нуждам, наш журнал ставит себе две задачи: — всестороннее изучение родины, — не всей Руси великой, а ея малаго, но дорогого нам уголка — Тихвина с Нагорным Обонежьем (с уездом) — и вовлечение деятельных сил в необходимую для родины культурную работу» [3].
Программа журнала включает следующие разделы: «1) Беллетристика, стихи, статьи и заметки об искусстве. 2) Научные статьи: история и археология местного края; этнография; геология и палеонтология; флора и фауна; популярные статьи по сельскому хозяйству. 3) Местная жизнь: быт; культурная жизнь деревни; просветительское дело и школа; экономические вопросы, торговля, промыслы; кооперация; врачебное дело; земство, волость, приход; работа обществ; статистика; хроника; сообщения из уезда. 4) Библиография; Тихвиниана (указатель литературы о Тихвине и уезде). 5) Справочник. 6) Письма и ответы редакции. 7) Приложения: иллюстрации на меловой бумаге» [4].
Издания было наполнено иллюстрациями высокого качества. Появляются как изображения на отдельных листах, так и внутри текста, сопровождающие публикации. Публикуются портрет преосвященного Онуфрия (архиепископа Астраханского), Тихвинской Божьей матери, портреты Софии Васильевны и Андрея Петровича Римских-Корсаковых, рисунки самого Мордвинова, которые иллюстрируют текст «Тихвин и Нагорное Обонежье».
Авторы журнала стремились просветить своего читателя, рассказывая об истории края и его названиях. Так, в № 1 в материале под заголовком «Старый Тихвин и Нагорное Обонежье» рассказывается о том, как в древних скандинавских сагах называли новгородскую землю: «Гардарик — это современная Новгородская область. Рик — по смыслу скандинавских саг, обозначает страну. Гард — город. Таким образом, Новгородский край, а следовательно и Тихвинский уезд, в древности именовался страною, подвластную городу» [5].
В этом же тексте объясняются чудские слова, повлиявшие на названия местных объектов: «Чудское кюля, куля, — т.е. деревня, деревенский двор, — сократилось в ла, напр., в именах: — Хундола — волчья деревня; Корвала — заулесная (Корбе — дремучий бор) деревня; Пудрола — кашная деревня».
В журнале помещаются материалы, посвященные вопросам образования. В достаточно резких тонах обсуждается вопрос о повышении квалификации учителей. Автор, называющий себя Старым учителем, в своей статье «Жизнь и школа. Об учительском ремесле» приводит довольно яркие примеры, иллюстрирующие упадок учительского образования: «Помню, зашли однажды ко мне две молодые учительницы, безусловные труженицы. Спрашиваю: что ныне получаете из педагогических журнальцев? Отвечают: - ничего. Я не спросил о причинах, а только заметил: — в нашей улице живет мещанка девушка швейка; зарабатывает она 10 рублей в месяц и по своей специальности выписывает журнал за 6 рублей в год; кстати, — сколько вы зарабатываете?... Учительницы очень обиделись и сказали: — вишь, с кем вы нас сравнили!
А я вовсе не хотел обидеть девушек. Я хотел только сказать, что всякий профессионал должен находиться в курсе своего дела» [6].
Рубрика «Известия и заметки» включает не срочные новости последних дней, а скорее заметки о жизни города и уезда. В разных номерах публикуются тексты о пополнении музея местной старины, которым, кстати, заведовал Мордвинов, о юбилее народного учителя, об охране памятников природы, передвижном кинематографе, юбилейных датах и об издании нового журнала: «Детский журнал в Тихвине. — И.П.Мордвинову разрешено издавать детский журнал — «Наша школа».
Публикационная политика, проводимая редакцией, была довольно жесткой. Особенно важно отметить тот факт, что никакой оплаты за тексты не подразумевалось. В первом номере сотрудникам сообщается, что
«1. Беллетристика и стихотворения общаго характера к печати не принимаются.
2. Доставляемые рукописи должны быть четко переписаны только на одной стороне листа.
3. Обратной пересылки рукописей по почте редакция на себя не принимает» [7].
В отделе библиографии публикуются библиографические справки с комментариями о разных изданиях, посвященных теме образования и воспитания. В разных номерах описываются Сельскохозяйственный Вестник Новгородского губернского земства, книга И.П.Мордвинова «Ученические сочинения в начальной школе», книга П.Саломатина «Как живет и работает народный учитель», издание «Жизнь Божьего мира» с комментарием: «Книжка написана своеобразно и дельно; является полезным пособием при беседах по природоведению в начальной школе; много интересно подобранных картинок, простое изложение, удачное расположение материала. Рекомендуем нашим народным учителям эту книжку для проработки с детьми старших отделений».
В журнале присутствует реклама, которая располагается на дополнительных цветных страницах в конце номера. Публикация объявления оценивалась в «5 руб. за страницу, 3 руб. за полстраницы и 1 руб. 50 коп за четверть страницы». Рекламируется имение «Исадский бор», где можно приобрести «поросят крупной Йоркширской породы», «яйца белых индеек и пекинских уток», «племянной холмогорский скот» и другие продукты домашнего производства. Также сообщается, что при имении есть «мельница и круподерка» и «кирпичный завод». Кроме того, рекламируются «Книги и брошюры И.П.Мордвинова». В списке под заголовком «Борьба за трезвость. (Руководства и народные чтения)» имеется 23 позиции, а в списке «Книжки для школ» — 8. Характерно, что Мордвинов работал в совершенно разных форматах: присутствуют как целые сборники, например, «Смех и горе» (1907 г), «Обманы хмеля» (1908), так и листы: «Не развращайте детей» (1909), «от мрака к свету» (1909). Также, присутствуют рассказы, очерки, книжки и сочинения без обозначенного жанра и формата.
Параллельно с «Тихвинцем» в январе 1914 года начал издаваться детский журнал «Наша школа» — ежемесячный сборник для учеников начальных училищ составлялся И.Мордвиновым.
«Журнал своеобразен по замыслу; предназначаемый для народных школ, главным образом для церковно-приходских, вовсе не обслуживаемых детской журналистикой, он в каждом выпуске будет разделяться на три книжки, строго сообразованных с подготовкою читателя; в журнал входят отделы духовно-нравственный и трезвенный. Подбором материала журнал будет несколько напоминать ставшую редкостью «Ясную Поляну» Льва Николаевича Толстого, — по крайней мере с внешней стороны. В журнале будут печататься работы деревенских школьников; установлен конкурс с премиями. Первая книжка выходит в феврале», — так сообщал «Тихвинец» о новом издании для детей.
Формат издания чуть меньше А5. Как и «Тихвинец», детский сборник печатался в типографии Александро-Невского Общества Трезвости в Санкт-Петербурге. Планировалось, что журнал будет выходить 10 раз в год по 3 книжечки в выпуске (всего 30 книжек) для младших, средних и старших учеников школы. Однако за непродолжительное время выхода издания было выпущено только 3 номера. Подписная цена за год с пересылкой 2 руб. 40 коп.
О программе издания подробно сообщается только в рекламе, которая впервые появляется во втором номере: «Содержание: Стихи и рассказы. — Библейские сказания. — Легенды. — Повествования из житий и истории церкви. — Рассказы о Русской земле, ее святынях, обычаях и старине. Рассказы о других странах. — Учение о трезвости, стихи и рассказы. — Рассказы о природе. — Детские работы, занятия, развлечения. — Сцены для ролевого чтения. — Сочинения и рисунки детей. — беседы с детьми о школьной жизни, о детских обществах, о замечательных явлениях современности. — Справочник. — Ответы читателям. — Ноты. — Объявления».
Каждый номер сопровождается сообщением от редакции: «В виду того, что гг. составители хрестоматий и сборников пользуются заимствованиями весьма неумеренно, перепечатка неподписанных статей и стихотворений из журнала, на основании закона 20 марта 1911 г., воспрещается». Стоит упомянуть, что Мордвинов следует упомянутому правилу и подписывает заимствованные сочинения. Например, в сборнике цитируются произведения других писателей: «Примечание. Стихи взяты из сочинений знаменитого русского стихотворца графа Алексея Толстого».
В журнале прослеживается главенство трех тем: религиозные поучительные тексты, научные и познавательные заметки и почти пропагандистские материалы о вреде употребления алкоголя. В книжках для старших учеников борьбе с алкоголем выделено особое место — рубрика «Учение о трезвости». Нужно отметить, что Мордвинов старается охватить как можно большее количество тем: от химии до истории и литературы.
Издание использует широкий диапазон художественных и публицистических жанров: публикуются стихотворения, притчи, басни, шуточные и поучительные рассказы на религиозные и бытовые темы, обзоры, статьи, загадки, задачи.
Структура каждой книжки относительно постоянна. Книжка традиционно открывается притчей или религиозной историей. В разных номерах публикуются истории под заголовками «Крещение Господне», «Сретение Господне», «Воскрешение Лазаря», «мученики», «Хлебцы преподобного Прохора», «Юрьевская Иордань». Затем следует стихотворение, после — познавательные или литературные материалы, закрывается каждая книжка задачником.
В зависимости от возраста читателей увеличивается объем номера, текстов, материалы становятся более сложными и научными. Тексты в журнале набираются довольно крупным шрифтом с большим расстоянием между строчками и широкими полями.
Номера для младших ограничиваются 16 страницами с большим количеством иллюстраций и текстами объемом до половины страницы. Автор стремится говорить со своими маленькими читателями на их языке, объясняя бытовые явления в коротких текстах. В детских книжках обсуждаются явления и предметы живой и неживой природы. Важно отметить, что материалы публикуются не в хаотичном порядке, а располагаются логично по темам. Например, в № 1 несколько страниц посвящено состояниям воды. Тема вводится коротким рассказом, задающим вопрос о том, что вода может быть не только жидкой «Твердая вода» (стр. 7). Затем следует текст «Летучая вода», где вводится тезис, что у воды есть еще одно состояние. Далее юному читателю предлагается самостоятельно провести опыт — «Как пар делается водой»: «Налей в чашку кипятку и поставь на окошко. Все стекла запотеют. Пар ушел из чашки с сел на стекла. А стекла-то холодные. От этого пар снова стал водой. Сначала вода сидит на стекле тонко, как паутина. Прибавь пару. Сделаются большие капли. Вода так и потечет со стекол» [8]. Закрывается тема своеобразным выводом «Вода в трех видах» с вопросами для проверки в конце.
Книжки для средних учеников достигали объема 32 страницы. В них больше внимания уделяется историческим рассказам и религиозным обычаям. Например, в № 2 для средних учащихся под заголовком «Чудная трубка» публикуется своеобразная легенда о создании подзорной трубы.
На последней странице каждой книжки традиционно публикуются задачи в рубрике «Наш Задачник» и ответы на задачи предыдущего номера. Например, в №1 для средних было опубликовано задание:
"1. Взять две спички и сделать из них пять, но спичек не ломать.
В следующем номере публикуется ответ: № 2 для средних стр. 48:
1. Сложите две спички уголком; получится римская цифра пять — У"[9].
Книжки для старших — самые объемные — до 44 страниц. В них более длинные тексты с более сложным синтаксисом.
Старшим дается больше информации о спирте, его свойствах, в том числе химических, и о вреде алкоголя. Публикуются материалы в разных жанрах и на разные темы, связанные со спиртом и алкоголем: поучительная история «Как винный дух людей убил», обзор «Охмеляющие напитки», статьи «Что и как пьют люди» и «Причины винопития», статья будто из учебника «Свойства спирта» и даже текст о создании спирта «Чистый спирт» (о технологии перегонки спирта): «Спирт, перегнанный из винограда, называется коньяком, из сахарного тростника — ромом, из риса — араком. Немцы перегоняют из вишень особую водку — киршвассер. Остатками от винокурения — бардой — откармливают рогатый скот на мясо. Смесь из 40 частей спирта и 60 частей очищенной воды называется русскою водкой» [10].
Здесь же приводится цитата Томаса Генри, шотландского священника: «Если хотите сохранить покойника, — опустите его в спирт; если хотите из живого и здорового человека сделать покойника, — пропитайте его спиртом» [11].
В этой же книжке публикуется сразу несколько материалов о гениях прошлого: исторические справки о Галилео Галилее, Микеланджело (у Мордвинова — «Микель Анджело»), Рафаэле. Автор рассказывает об их жизни, работе и вкладе в искусство и науку.
Далее в этом же номере следует блок литературы. Составитель публикует материал «Песни Тараса Шевченко», в начале которого дается историческая справка: «Знаменитый наш стихотворец Тарас Григорьевич Шевченко родился 100 лет тома назад — 25 февраля 1814 года в семье бедного крепостного крестьянина-малоросса...». Далее приводятся песни Шевченко: «Вечер», «Вечер в Малороссии», «Песня про запорожских
казаков», «Смерть Чумака». Важно отметить, что Мордвинов сам выступал переводчиком песен, Кроме того, непонятные слова расшифровываются в низу страницы, например СТР 71: «Примечания. Пановали — жили по-барски, Лиман — залив в море, при устье реки. Хлопцы — ребята...» [12].
Издание «Наша школа» наполнено большим количеством иллюстраций и декоративных элементов. Используются разного рода рамки, линейки, маркеры.
В № 3 для средних целый разворот вмещает 4 иллюстрации, сопровождающие материал «Как погиб человек (быль)».
Особенно много изображений встречается в книжках для младших учеников. Там почти каждый разворот содержит изображение или два. Встречаются как незамысловатые рисунки, так репродукции картин и даже фотографии.
Часто на страницах издания появляются изображения религиозного содержания, сопровождающие религиозные тексты, репродукции с подписями: Крещение Господне, «Птичья елка в Норвегии», «Сретение Господне», «Отрок Иисус в Назарете», «Иисус Христос в терновом венце», «Вход Господен в Иерусалим», «Птичьи приюты в Индии», «Палач-негр убивает мечом христианских мучеников», фотография скульптуры «Св. Серафим Саровский кормит медведя», «Богоматерь», «Несение креста», «Снятие с креста», «Император Александр 2, учредитель земства в России», «Императорская публичная библиотека в С.-Петербурге», «Сикстинская Мадонна. Картина Рафаэля».
Книжки, рассчитанные на старших, содержат иллюстраций значительно меньше, но имеют совсем другое значение. Здесь встречаются диаграммы и таблицы, сопровождающие материалы о вреде алкоголя. Материал под заголовком «Как охмеляющие напитки губят здоровье человека» сопровождается схематичными изображениями скелета человека, черепа, кисти руки. Любопытно, что заголовок текста совершенно не соответствует его содержанию. Связывается смысл текста с его названием весьма интересными словами: «Вино ведет человека к болезням и преждевременной смерти. Чтобы ясно понять действие вина на здоровье, надо знать, как устроено и как живет человеческое тело». Далее следуют описания, дающие начальные знания анатомии человека, однако объяснение, как же все-таки алкоголь разрушает тело человека, так и не появляется.
Значительное место в сборнике уделено рекламе: 12 страниц в конце номера, каждая из которых полностью посвящается одному объявлению. Рекламируются подписка на издания схожей направленности: педагогический журнал «Обновление школы», критико-библиографический ежемесячный журнал «Новости детской литературы», ежемесячный журнал для детей «В школе и дома», «Божья Нива» Троицкий собеседник для православной школы и семьи, детский иллюстрированный журнал «Маяк» и другие издания.
Вероятно, как и «Тихвинец», сборник перестал выходит по причине войны, но в отличие от краеведческого журнала, не сумел восстановить свой выход в новых социально-исторических реалиях, когда принципиально изменились установки в образовании и его содержание стало ориентировано на марксистско-ленинское учение.
Оба исследованных издания следует отнести к журнальному типу, так как они основано на «цикличности», обновлении специализированной информации, значимой для определённой читательской аудитории [12].
В деятельности исследованных изданий, как и во многих других новгородских журналах того времени, несомненно присутствовал просветительский аспект. Редакторы-издатели стремились донести до читателей научные сведения, информацию о новых изобретениях, методах и техниках. Публикации этих журналов способствовали популяризации научного знания среди читателей [1].
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Новгородской области в рамках научного проекта №16-14-53002 РФФИ «Уездные издания в системе печати Новгородской губернии (1837-1917): историко-типологическое исследование».
1. Семенова А.Л. Новгородские журналы XIX века [Электр. ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2015. № 3. С. 3. URL: http://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1180124 (дата обращения: 01.12.2017).
2. Наша обложка // Тихвинец. 1914. № 2. С. 59.
3. О нашем журнале // Тихвинец. 1914. № 1. С. 3.
4. Ежемесячный журнал, посвящаемый всестороннему изучению местного края Тихвинец // Тихвинец. 1914. № 2. С. 34.
5. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье // Тихвинец. 1914. № 1. С. 12-16.
6. Жизнь и школа. Об учительском ремесле // Тихвинец. 1914. № 1. С. 20-22.
7. От редакции // Тихвинец. 1914. № 1. С. 29.
8. Как пар делается водой // Наша школа. 1914. № 1. С. 8.
9. Наш задачник // Наша школа. 1914. № 1. С. 32.
10. Чистый спирт // Наша школа. 1914. № 2. С. 66.
11. Наша школа. № 2. С. 68.
12. Песни Тараса Шевченко // Наша школа. 1914. № 2. С. 69.
13. Шостак М.И. Журналы в системе СМИ: типология и «ниши» изданий // Типология периодической печати. Учебное пособие для студентов вузов / М.Е.Аникина, В.В.Баранов, О.А.Воронова и др.; Под ред. М.В.Шкондина, Л.Л.Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2009. С. 79-92.
References
1. Semenova A.L. Novgorodskie zhurnaly XIX veka [Novgorodian magazines of the 19th century]. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Iaroslava Mudrogo — Memoirs, 2015, no. 3. Available at: http://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1li.1086055/?id= 1180124 (accessed: 01.12.2017).
2. Nasha oblozhka [The Cover]. Tikhvinets, 1914, no. 2, p. 59.
3. O nashem zhurnale [About the magazine]. Tikhvinets, 1914, no. 1, p. 3.
4. Ezhemesiachnyi zhurnal, posviashchaemyi vsestoronnemu izucheniiu mestnogo kraia Tikhvinets [Monthly magazine devoted to a comprehensive study of the neighbourhood "Tikhvinets"]. Tikhvinets, 1914, no. 2, p. 34.
5. Staryi Tikhvin i Nagornoe Obonezh'e [Staryi Tikhvin and Nagornoe Obonezh'e]. Tikhvinets, 1914, no. 1, pp. 12-16.
6. Zhizn' i shkola. Ob uchitel'skom remesle [Life and school. About the teacher's work]. Tikhvinets, 1914, no. 1, pp. 20-22.
7. Ot redaktsii [Editorial note]. Tikhvinets, 1914, no. 1, p. 29.
8. Kak par delaetsia vodoi [How steam turns into water]. Nasha shkola, 1914, no. 1, p. 8.
9. Nash zadachnik [The set of problems]. Nasha shkola, 1914, no. 1, p. 32.
10. Chistyi spirt [Raw spirit]. Nasha shkola, 1914, no. 2, p. 66.
11. Nasha shkola, 1914, no. 2, p. 68.
12. Pesni Tarasa Shevchenko [Poems of Taras Shevchenko]. Nasha shkola, 1914, no. 2, p. 69.
13. Shostak M.I. Zhurnaly v sisteme SMI: tipologiia i «nishi» izdanii [Magazines within the system of mass media: the typology and "niches"]. Tipologiia periodicheskoi pechati [Typology of periodicals]. Moscow, "Aspekt Press" Publ., 2009, pp. 79-92.
Rodionova A.Yu. Tikhvin magazines: "Tikhvinets", "Our school". The typological features of the local history magazine "Tikhvinets" and the children's digest magazine "Our School" are considered in this article. The focus area, structure, and content of the magazines are analyzed.
Keywords: magazine, Tikhvin, digest, I.P.Mordvinov, pupils, "Tikhvinets", "Our school", uyezd, Novgorod province
Сведения об авторе. А.Ю.Родионова — документовед НИЦ НовГУ, магистрант Университета ИТМО; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 29.12.2017.