Научная статья на тему 'Диверсификация ресурсов региональными корпорациями при формировании программ развития транспортных систем'

Диверсификация ресурсов региональными корпорациями при формировании программ развития транспортных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / РЕСУРСЫ / ТРУДОЗАТРАТЫ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОРПОРАЦИЯ / ОЦЕНОЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / INVESTMENTS / RESOURCES / LABOR INPUTS / MATERIAL RESOURCES / DIVERSIFICATION / EFFICIENCY / CORPORATION / ESTIMATED INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шульженко Николай Антонович, Сабинина Анна Львовна, Соколовский Виктор Владимирович, Пушилина Юлия Николаевна

Дан анализ предлагаемых на ближайшую перспективу транспортных схем в Генеральном плане муниципальных образований г. Тулы. Разработаны предложения по развитию альтернативных видов транспорта для населения узлов сосредоточенного проживания, занятости и отдыха. Рассматриваются варианты диверсификации ресурсов участников реализуемых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шульженко Николай Антонович, Сабинина Анна Львовна, Соколовский Виктор Владимирович, Пушилина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSIFICATION OF RESOURCES BY REGIONAL CORPORATIONS IN THE FORMATION OF DEVELOPMENT PROGRAMS TRANSPORT SYSTEMS

Analysis of the transport schemes proposed for the near future in the General Plan of municipal formations in Tula. Development of proposals for the development of alternative modes of transport for the population of concentrated accommodation centers, employment and recreation. The options for diversifying the resources of the participants of the programs being implemented are considered.

Текст научной работы на тему «Диверсификация ресурсов региональными корпорациями при формировании программ развития транспортных систем»

Шульженко Николай Антонович, проф., shulzh79mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Соколовский Виктор Владимирович, проф., советник ректора, Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE IMPROVEMENT OF MODELS AND METHODS FOR EFFECTIVE MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF A SINGLE CUSTOMER

N. A. Shulzhenko, V. V.Sokolovsi

Discusses effective management method. See models and methods of management of active participants in the system of a single customer.

Key words: investment flows, sources of investment, the customer, form of management.

Shulzhenko Nikolay Antonovich, professor, shulzh79mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sokolovsi Victor Vladimirovich, professor, Russia, Tula, Tula State University

УДК 330.322:322.146

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РЕСУРСОВ РЕГИОНАЛЬНЫМИ

КОРПОРАЦИЯМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Н.А. Шульженко, А.Л. Сабинина, В.В. Соколовский, Ю.Н. Пушилина

Дан анализ предлагаемых на ближайшую перспективу транспортных схем в Генеральном плане муниципальных образований г. Тулы. Разработаны предложения по развитию альтернативных видов транспорта для населения узлов сосредоточенного проживания, занятости и отдыха. Рассматриваются варианты диверсификации ресурсов участников реализуемых программ.

Ключевые слова: инвестиции, ресурсы, трудозатраты, материальные ресурсы, диверсификация, эффективность, корпорация, оценочный показатель.

Анализ представленного варианта Генерального плана муниципальных образований (МО) г. Тула позволяет констатировать, что все разделы его соответствуют требованиям Градостроительного кодекса РФ в последней редакции [1], как и многие другие Генеральные планы других городов, областей и МО, размещенных в интернете в свободном доступе. Разница лишь в том, что в одних чувствуется градостроительная перспективная мысль развития территорий; в других приводятся обоснованные

решения, исходя из историко-архитектурного развития городов; приводятся аналитические расчеты и системные подходы. С целью решения многочисленных проблем градостроительного характера в г. Москве например организовали специализированный научно-исследовательский институт «Развитие города». К сожалению, в МО г. Тула в настоящее время отсутствует научно-исследовательская база, которая смогла бы выполнить многочисленные виды работ, оперативно решать постоянно возникающие проблемы. Далее приведены лишь некоторые, по мнению авторов, наиболее значимые.

Что должно решаться, на каком этапе в первую очередь? Формирование перспектив развития транспортных схем, систем сантехнического, энергетического обслуживания, производственной занятости, а уже потом - размещение жилой застройки по её видам. Или наоборот: сначала размещение жилой зоны, а под неё «подводка» всех необходимых систем, в том числе транспортных. В варианте принятого генплана МО г. Тула как раз прослеживается второй вариант - наиболее проблематичные и дорогостоящий в реализации. Не случайно, что при опросе специалистов - разработчиков, всегда возникает первостепенный вопрос: «А где взять средства? При этом, естественно, подразумеваются всегда только бюджетные вложения». Вопрос на сегодняшний день актуальные и первостепенный, так как только конечный результат - ввод объекта интересует население и является наиболее осязаемым и убедительных при решении социальных программ. А ведь, от момента принятия решения (в виде проекта), до ввода результата в эксплуатацию могут пройти десятилетия. И это не только по наиболее крупным (завод, микрорайон, путепровод), но и по отдельным производствам и объектам со сроками строительства до 1 года. Дело в том, что Градостроительным кодексом РФ предусмотрена следующая этап-ность:

- планы социального развития территорий;

- организованная подготовка и система инженерных расчетов;

- проектирование;

- строительство, ввод в эксплуатацию.

Каждый этап требует финансирования, ресурсного обеспечения, многочисленного состава исполнителей, при этом иногда нормируется ограничениями, в том числе, по продолжительности исполнения.

Еще не в далеком прошлом, были популярны такие структуры, которые использовали вложения в виде трудозатрат (чел.-дн.) или материальных ресурсов, т.е. молодежные жилищные кооперативы (МЖК). Эффективность их общеизвестна. В настоящее время, многочисленные частные предприятия по производству оборудования, строительных материалов и конструкций, так же заинтересованы в их «вкладе», так как, по некоторым (бетон, кирпич) наблюдается перепроизводство. Не предвидится проблем и по трудовым ресурсам, в связи с тем, что уровень безработицы в

регионах не ниже 4 %, отдельные предприятия загружены на неполную неделю и свободно могут выделять до 10 % штатного состава работающих. Следовательно, для решения отдельных региональных программ, не лишен основания для рассмотрения метод диверсификации инвестиционных «материальных» трудовых потоков межотраслевого и межрегионального характера.

Научная идея, заложенная в методе использования диверсификации, основывается на постановке задачи по оптимизации долевого участия в общем объеме инвестиций теми структурами, которые владеют финансовыми, трудовыми или материальными ресурсами. С целью объединения потоков их разных источников необходимо корпоративное их объединение в виде единого функционального центра, а для оценки значимости вкладов участников, предлагается ввести шкалы перерасчета и приведения к единой оценочной величине - акции. Условно в данной системе корпоративного вида участники разделяются на группы:

- держатели трудовых акций - проектировщики, изыскатели, строители;

- держатели доходных акций - административные структуры и вкладчики средств;

- держатели бездоходных акций - участники сопровождения информации и оптимизации условий.

Для оценки доли вкладов участников создаваемого центра, будут применены две шкалы перерасчета с набором коэффициентов соотношения (табл.1,2). По такой схеме строительные организации-участники будут иметь право обмена предлагаемых им трудовых акций с другими организациями в порядке, согласно полезности трудового участия.

Держатели трудовых акций строительных организаций осуществляют вклады в денежной или материальной форме. В обмен они получают от акционерного общества (АО) бездоходные или доходные акции на сумму, равную сумме денежного вклада и стоимости трудовых и материальных ресурсов с учетом коэффициента их полезности. Обмен трудовыми акциями с другими организациями также предусматривается и возможен.

Держатели бездоходных акций за получение права на приобретение строительной продукции, могут предоставить Центру свои средства и материальные ценности, добровольно отказавшись от дивидендов. В обмен АО гарантирует предоставление им в течение оговариваемого срока готовой продукции - жилье. В таком случае материальные вклады принимаются с другими коэффициентами для перерасчета (табл.1).

Держатели доходных акций строят свои взаимоотношения с АО на получении максимальных дивидендов при осуществлении кладов. В этом

случае величину дивидендов ежегодно устанавливает собрание акционеров, опираясь на полученные результаты деятельности АО [2-3].

Таблица 1

Шкала полезности материальных и трудовых вкладов

для перерасчетов

Вид материального вклада Коэффициент Вид трудового вклада Коэффициент

1.Строительные материалы и 1.Производство СМР при возведе-

конструкции: нии объектов транспорта:

цемент кирпич 1,7 земляные работы 0,10

кирпич 1,5 монтаж МК, ЖБК 0,15

выполнение монолита 0,17

ЖБК 1,3 выполнение отделочных и пуско-наладочных работ 0,20

2.Строительные машины и 2. Производство строительных ма-

механизмы, оборудование: териалов и конструкций:

краны башенные 1,6 производство МК 0,20

краны пневмоколесные 1,4 производство ЖБК 0,15

производство кирпича 0,20

бульдозеры 1,2 производство асфальта, бетона 0,15

3. Автотранспортные 3. Прочие трудовые вклады:

средства:

легковые автомобили 1,5 отвод территорий (площадок) 0,10

грузовые автомобили 1,5 проектные работы 0,05

специальные автомобили 2,0 автотранспортные услуги 0,07

4. Прочие материальные - 4.Прочие административные -

вклады вклады

Примечание. Полный перечень видов вкладов и коэффициенты по ним утверждаются советом акционерного общества ежегодно.

Анализируя приведенные таблицы коэффициентов, рассмотрим пример перерасчета по акциям. Так, материальный вклад в виде железобетонных конструкций на общую сумму 200 тыс.руб. может быть приравнен к денежному эквиваленту, равному 400 тыс.руб., а выполнение электромонтажных работ на сумму 20 тыс.руб. дает возможность обменять эти трудовые акции на сумму 2 тыс.руб.

Важно отметить, что АО должно четко выполнять условия своего функционирования, т.е. в оговоренные сроки обеспечить держателей бездоходных акций необходимой им строительной продукцией; держателей доходных акций достойными дивидендами; держателей трудовых акций и тем и другим.

С целью выявления условий функционирования акционерного общества, необходимо учесть следующие факторы:

- соотношение числа различных видов акций;

- максимальный срок удовлетворения потребностей в продукте (жилье);

- приемлемое соотношение стоимости взноса акционера и стоимости строительной продукции, на которую он рассчитывает.

Если предположить, что минимально необходимой величиной дивидендов, т.е. доходов от вложенных средств, является 6 % (предложен больший процент, чем дивиденд банка) и учтем, что дивиденды будут получать только держатели трудовых и доходных акций, то, учитывая соотношение:

Среднегодовая прибыль - (Пг)/АкДа>0,06 (1)

Можно найти общий объем минимально необходимой прибыли:

Птт = АкДа>0,06, где Пг - стоимость выпускаемой продукции;

Ак - акционерный капитал;

Да - доля трудовых и доходных акций.

Стоит подчеркнуть, что акционеров всегда интересует вопрос о минимально необходимом объеме продажи продукции при условиях о покрытии первоначальным взносом стоимости готовой продукции. Если принять, что продукцию (готовые квартиры) первостепенно будут приобретать только держатели трудовых и бездоходных акций, то можно получить величину минимально необходимого объема продукции (по стоимости и по количеству квартир) для дальнейшей реализации:

Жп = -^-Да, (2)

где Тп.п. - срок предоставления продукции, т.е. ввода объектов; Р - соотношение величины износа и стоимости продукции; 'п - объем продажи продукции.

Пользуясь данными табл.2, попробуем проанализировать модель функционирования Центра при множестве начальных условий объемов продажи, строительно-монтажных работ (СМР) и получаемой прибыли. С учетом перебора соотношений акций, в представленную модель включены шесть вариантов величины акционерного капитала и шесть вариантов соотношения акций различных видов, т.е. для примера рассмотрены 36 варианта, при этом объем СМР принят примерно равным объему ССМУ 6 млн. руб. (4 млн. руб. собственными силами) на 1 погонный километр транспортной схемы.

Таблица 2

Варианты экономических показателей деятельности АО

Акционерный Соотношение видов акций Наилучший Наихудший

капитал отн. ед. трудовых - бездоходных - вариант для вариант для

доходных, % ССМУ ССМУ

20- 20- 20- 40- 40- 60-

20- 40- 60- 20- 40- 20-

60 40 20 40 40 20

Пшт Пт1п Пт1п Пт1п nmin nmin

Wn Wn Wn Wn Wn Wn

W vv смр W vv смр W vv смр W vv смр W vv смр W vv смр

1 0,75 0,5 1,0 0,75 1 20-20-60 20-60-20

25 2 3 4 3 4 4 (К=25) (К=25)

1,7 0,25 3,3 2,5 3,3 3,3

2 1,5 1,0 2,0 1,5 2 20-20-60 20-60-20

4 6 8 6 8 8 (К=50) (К=50)

50 3,3 5 6,6 5,0 6,6 6,6

3 2,25 1,5 3,0 2,25 3 20-20-60 60-20-20

75 6 9 12 9 12 12

5,0 7,5 9,9 7,5 9,9 9,9

4 3,0 2,0 4,0 3,0 4 20-20-60 40-40-20

100 8 12 16 12 16 16

6,6 10 13,2 10 13,2 13,2

6 4,5 3,0 6,0 4,5 6 40-20-40 20-60-20

150 12 18 24 18 24 24

9,9 15 19,8 15 19,8 19,8

8 6,0 4,0 8,0 6,0 8 20-20-60 20-60-20

200 16 24 32 24 32 32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13,3 20 26,4 20 21,4 26,4

Приведенные по формулам математические расчеты показывают, что при общей стоимости акционерного капитала в 1000 млн руб. и соотношении трудовых, бездоходных и доходных акций 20-20-60 %, акционерное общество должно иметь среднегодовую прибыль не менее 40 млн руб., среднегодовой объем продажи не менее 80 млн. руб., а объем СМР 66 млн руб. [8].

Фактическая рентабельность ССМУ в среднем 16 %, а за вычетом налогов примерно 8 %, т.е. 8 млн руб. на 100 млн руб. СМР. От АО же требуется гарантировать владельцам трудовых и доходных акций 4 млн руб. в год, что в 2 раза меньше, чем может быть, если АО будет работать так же, как и другие организации территориального комплекса.

Анализ градостроительной среды и видов объектов, предполагаемых к возведению на участках транспортных схем МО г. Тулы показывает, что возможные варианты распределения ресурсов на конструкцию транспортных участков могут составлять от 0 до 20 %; промышленная специализация (трасса, ремонтные предприятия, заправки) - от 10 % до 90 %; гражданское строительство (вокзалы, остановки, жилые дома) - от 0 до 45 %.

В табл. 3 приведены базисные варианты распределения, а также скорректированные данные по территориям застройки по транспортной схеме магистрали промышленными объектами, жилищно-гражданскими объектами, а также представлены объемы реконструкции. Подобная информация является исходными данными расчета процентных долей эффекта, как для заказчика, так и генподрядных организаций [5].

Таблица 3

Удельные объемы СМР по отдельным зонам региона и вариантам их распределения между стационарными и мобильным и организациями (СО - стационарные организации, МО - мобильные организации)

я Годы

.а я я в н и 0 1 2 3 4

РО Ч о - о S - -г "0 и § о а н и Базис. вар. Базис. вар. Предлаг. вар Базис. Предлаг. вар Базис. Предлаг. вар Базис. Предлаг. вар

& О е. ССО ССО ССО СМО вар. ССО ССО СМО вар. СС О СС О СМО вар. ССО ССО СМО

1 Гражданское Промышленной Реконструкция Всего: 36 14 0 50 38 14 1 53 38 14 0,00 52 0,00 0,00 1 1 39 15 2 56 39 15 0,00 54 0,00 0,00 2 2 45 16 3 64 45 11 0,0 56 0,0 5 3 8 41 16 4 61 41 16 0,0 57 0,0 0,0 4 4

2 Гражданское Промышленной Реконструкция Всего 23 15 0 38 28 16 1 45 28 13 0,00 41 0,00 0 3 1 4 30 16 2 48 30 13 0,00 43 0,00 3 2 5 30 16 3 49 30 15 0,0 45 0,0 1 3 4 31 16 3 50 31 16 0,0 47 0,0 0,0 3 3

3 Гражданское Промышленной Реконструкция Всего 21 21 0 42 25 20 1 46 25 18 0,00 41 0,00 2 1 3 27 21 2 50 27 17 0,00 44 0,00 4 2 6 25 20 3 48 25 20 0,0 45 0,0 0,0 3 3 27 21 3 51 27 20 0,0 47 0,0 1 3 4

4 Гражданское Промышленной Реконструкция Всего 24 15 0 39 29 15 1 45 29 11 0,00 40 0,00 4 1 5 28 16 2 46 28 13 0,00 41 0,00 3 25 26 16 3 45 26 16 0,0 42 0,0 0,0 3 3 31 17 3 51 31 14 0,0 45 0,0 3 3 6

5 Гражданское Промышленной Реконструкция Всего 20 15 0 35 25 16 1 42 25 10 0,00 35 0,00 6 1 7 22 14 1 37 22 14 0,00 36 0,00 0,00 1 1 26 15 2 43 26 12 0,0 38 0,0 3 2 5 28 15 3 46 28 13 0,0 41 0,0 2 3 5

6 Гражданское Промышленной Реконструкция Всего 24 9 0 33 26 9 1 36 26 9 0,00 35 0,00 0,00 1 1 31 9 2 42 31 5 0,00 36 0,00 4 2 6 29 8 3 40 29 8 0,0 37 0,0 0,0 3 3 33 9 4 46 33 6 0,0 39 0,0 3 4 7

Итого по региону Гражданское Промышленной Реконструкция Всего 24 15 0 40 32 15 1 48 32 13 0,00 48 0,00 3 1 4 33 15 2 50 33 13 0,00 46 0,00 3 2 5 35 15 3 53 35 14 0,0 49 0,0 1 3 4 32 16 3 51 32 16 0,0 48 0,0 1 3 4

Оригинальность изложенного метода диверсификации ресурсов по такому развивающемуся территориальному образованию, каким является Тульская область, особенно при их дисбалансе, по мнению авторов, заключается в том, что появляется возможность без отвлечения местных ресурсов в соседние регионы использовать их более эффективно при реализации специализированных программ.

При формировании целевых региональных программ можно по балансу ресурсов оценить возможности участников корпорации и выполнить перерасчет пакетов акций по наиболее приемлемому варианту вкладов.

Изложенные выше варианты объединения инвестиционных потоков стимулируют коллективную ответственность за конечный результат и значимость использования резервов местных ресурсов.

Список литературы

1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017г) принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года. Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года.

2. Экономика и управление недвижимостью: учебник для вузов под общ. ред. П.Г. Гробового. Смоленск. Смоленск плюс. М:АСВ, 2012. 268с.

3. Ширшиков Б.Ф. Организация, планирование и управление строительством: учебник для вузов. М.: Издательство АСВ, 2012. 528с.

4. Гарасенко В.А. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления // Учебная литература: Альпина Паблишер Издательство, 2015. С.78-85.

5. Кривоногова А.С. Градостроительство с основами архитектуры. Генеральный план жилого микрорайона: методические указания и задания по выполнению курсовой работы. 2015. 32с.

6. Шульженко Н.А., Пушилина Ю.Н., Чубаров Д.И. Оценка организационно-технологической надежности при организации подготовки территории под застройку //Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2016. Вып. 7. Ч. 2. С. 152-157.

7. Сабинина, А. Л., Сычева И. В., Шульженко Н. А Анализ имиджевой привлекательности территориальных образований региона по методике С. Анхольта // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016 . Вып. 4. Ч. 1. С. 158-165.

8. Шульженко Н.А., Гненков Н. В. Теория и практика организационно-технологических и экономических решений в строительстве : учебное пособие для аспирантов и студентов / под ред. Н. А. Шульженко. Тула: Изд-во Тул. Полиграфист, 2010. 355 с.

9. Шульженко Н.А. Организация, планирование и оперативное управление в строительстве: учебник для многоуровневой подготовки по направлению "Строительство". М.; Тула: АСО, 2012 . 244 с.

Шульженко Николай Антонович, д-р техн. наук., проф., Shulzhenko-NA@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сабинина Анна Львовна, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, Sab-ininaAL@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Соколовский Виктор Владимирович, д-р экон. наук., проф., SokolovskiyVV@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Пушилина Юлия Николаевна, канд. техн. наук, доц., Pyshilina@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

DIVERSIFICATION OF RESOURCES BY REGIONAL CORPORA TIONS IN THE FORMATION OF DEVELOPMENT PROGRAMS TRANSPORT SYSTEMS

N.A. Shulzhenko, A.L. Sabinina, V.V. Sokolovskiy, J.N. Pushilina

Analysis of the transport schemes proposed for the near future in the General Plan of municipal formations in Tula. Development of proposals for the development of alternative modes of transport for the population of concentrated accommodation centers, employment and recreation. The options for diversifying the resources of the participants of the programs being implemented are considered.

Key words: investments, resources, labor inputs, material resources, diversification, efficiency, corporation, estimated index.

Shulzhenko Nikolay Antonovich, doctor of technical sciences, professor, Shulzhen-koNA@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

Sabinina Anna Lvovna, doctor of economic sciences, professor, head of chair, SabininaAL@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

Sokolovskiy Viktor Vladimirovich, doctor of economic sciences, professor, Sokolov-skiyVV@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

Pushilina Julia Nikolaevna, candidat of technical sciences, docent, Pyshilina@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.