29 (164) - 2010
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
А. А. ТАТУЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: tatuev232@mail.ru Кабардино-Балкарский государственный университет им. X. М. Бербекова, г. Нальчик
Э. А. АШХОТОВА, старший преподаватель кафедры менеджмента организации E-mail: elmira-kbr@yandex.ru Кабардино-Балкарскаягосударственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова, г. Нальчик
Рассмотрены проблемы предстоящей модернизации российской экономики в контексте структуры регионального воспроизводства. Проведен анализ структур собственности, специфики развития малых предприятий, научных исследований и внедрения инноваций, структур валового регионального продукта. Особое внимание сосредоточено на необходимости диверсификации обрабатывающего производства в процессе модернизации региональной экономики.
Ключевые слова:региональная экономика, модернизация региональной экономики, приоритеты социально-экономического развития.
С образованием в российской пространственной структуре нового Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) связываются надежды на активную модернизацию входящих в него региональных экономик. Сама проблематика экономической модернизации уже на протяжении нескольких лет обсуждается среди ученых и специалистов.
При различных подходах к сути вопроса среди ученых, с одной стороны, существует общее согласие о необходимости модернизации российской экономики, с другой — сформировались различные представления о возможных сроках и наиболее эффективных организационно-экономических инструментах решения проблемы. Акцентируется внимание на том, следует ли в стратегии модернизации упор сделать на методы и инструменты обеспечения экономического роста или основные средства сосредоточить на создании институтов. Кроме того, следует особо выделить позицию, предоставляющую основную роль государству, которое должно эффективно интегрировать функции гражданского общества и бизнеса.
При этом нельзя допустить, чтобы при проведении модернизации усилилось действие факторов региональной дифференциации, для чего необходимо соотносить целевые установки не только с организационно-экономическими инструментами их реализации, ноис межрегиональными процессами.
В последние годы в регионах СКФО наблюдался серьезный спад в сельском хозяйстве и отраслях, имеющих к нему непосредственное отношение, например в сельскохозяйственном машиностроении. В сочетании с неблагоприятной ценовой динамикой на продукцию указанных отраслей экономики это обусловило существенное ухудшение социально-экономической ситуации.
Перспективы динамичного развития регионов СКФО связываются, прежде всего, с эффективным развитием сельскохозяйственного производства, реализацией стратегии России на обеспечение своей продовольственной независимости. В связи с этим рекомендуется реструктуризация экономики округа через снижение доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехимии, а также развитие производства оборудования для аграрного сектора, мощностей пищевой и перерабатывающей промышленностей, стройиндустрии. Помимо указанного необходимо заострить внимание на вопросах диверсификации.
Все субъекты СКФО имеют проблемы депрессивного характера, выраженные в первую очередь низким уровнем доходов, высоким уровнем безработицы, низким качеством жизни населения. Все это является следствием отставания в развитии экономической системы федерального региона, что в свою очередь указывает на проблемы в воспроизводственных процессах рассматриваемых территорий.
Структура распределения предприятий и организаций по формам собственности в целом по России, и в частности по каждому региону СКФО представлена в табл. 1. Практически во всех регионах очевидна меньшая доля предприятий и организа-
ций частной формы собственности, чем в целом по России, и более высокая доля государственных и муниципальных предприятий. Подобная ситуация в первую очередь объясняется низким уровнем инвестиционной привлекательности данных территорий (в аспекте развития частного сектора экономики).
При этом стоит помнить, что именно частный сектор экономики является наиболее мобильным и способствующим повышению скорости развития социально-экономических систем. Поэтому перспективным направлением в обеспечении более высокого уровня развития региональных систем является малый бизнес.
Главной особенностью малого бизнеса выступает незначительный размер предприятий, что делает их, с одной стороны, гибкими, а с другой — менее защищенными перед «форсмажорными» обстоятельствами. При этом развитие малого бизнеса способствует повышению уровня занятости, что, в свою очередь, ведет к нормализации и улучшению социальной ситуации в регионах.
Стоить заметить, что особенностью товаров и услуг, производимых предприятиями малого бизнеса, является относительно малая их транспортируемость. В связи с этим малый бизнес в основном концентрируется на близлежащих рынках сбыта. Поэтому основополагающим фактором успешного развития малого бизнеса является высокий платежеспособный спрос местного населения. С этой позиции развитие малого бизнеса во множестве регионов СКФО остается неопределенным.
Основные показатели малых предприятий России и регионов, входящих ныне в СКФО, за 2008 г. приведены в табл. 2. Видно, что в регионах
Таблица 1
Распределение предприятий и организаций по формам собственности на 01.01.2009
Российская Федерация в целом Республика Ставропольский край
Формы собственности Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкарская Карачаево-Черкесская Северная Осетия — Алания Чеченская
Частная 3 975 511 15 728 5 010 7 977 4 381 7 220 6 664 46 024
Муниципальная 257 627 4 694 166 1466 848 1250 157 3 546
Государственная 135 007 2 231 552 787 525 908 1 528 2 019
Общественные и ре- 197 398 1 314 232 842 537 1 571 537 2 353
гиональные органи-
зации (объединения)
Прочие формы собс- 206 361 621 231 636 140 356 124 1233
твенности, включая
смешанную россий-
скую, иностранную,
совместную российс-
кую и иностранную
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. иКЬ: http://www.gks.ru.
Таблица 2
Основные показатели малых предприятий за 2008 г.
Республика Ставропольский край
Показатель Российская Федерация Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкарская Карачаево-Черкесская Северная Осетия — Алания Чеченская
Число малых 1 347,7 4,0 1,7 3,8 2,1 2,5 4,3 12,7
предприятий, тыс. ед.
Число малых пред- 95,0 15,0 33,0 42,0 50,0 36,0 35,0 47,0
приятий наЮ ООО чел.
населения
Среднесписочная 10 436,9 54,7 3,0 14,9 14,7 20,7 5,2 148,7
численность работ-
ников (без внешних
совместителей), тыс.
чел.
Среднесписочная чис- 7,7 13,7 1,8 3,9 7,0 8,3 1,2 11,7
ленность работников
(без внешних совмес-
тителей) в среднем на
одно малое предпри-
ятие, чел.
Оборот малых предпри- 18 727,6 72,6 1,6 14,6 13,0 19,0 9,3 184,6
ятий, млрдруб.
В среднем оборот одно- 13,9 18,2 0,9 3,8 6,2 7,6 2,2 14,5
го малого предприятия,
млн руб.
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. иКЪ: http://www.gks.ru.
СКФО на 10 ООО чел. приходится незначительное число малых предприятий, в среднем в 2,6 раза меньше, чем по России. При этом среднесписочная численность работников предприятий малого бизнеса в расчете на одно предприятие по рассматриваемым регионам значительно колеблется от 1,2 работников на одно предприятие в Чеченской Республике до 13,7 работников на одно предприятие в Республике Дагестан. В Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Кабардино-Балкарской Республике данные показатели соответственно равны 1,2, 1,8иЗ,2 чел. на одно предприятие. Это является свидетельством либо недостаточного потенциала подобных предприятий малого бизнеса в силу незначительного человеческого капитала, либо о наличии неофициальной занятости, следствием чего может являться вклад малого бизнеса в теневую экономику. При этом оборот малых предприятий в расчете на одно предприятие по регионам СКФО тоже имеет существенные отличия и пропорционален среднему числу занятых на одном предприятии.
Информация о распределении малых предприятий по видам экономической деятельности и основным показателям деятельности приведена в табл. 3. В Чеченской Республике в отличие от других
регионов СКФО и России в целом основную долю в числе малых предприятий занимает строительство. Это объясняется широко развернутыми программами по восстановлению республики. Низкая доля численности работников малых предприятий, занятых в сферах оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного потребления, по регионам СКФО объясняется низким платежеспособным спросом населения. Средняя численность работников (без внешних совместителей), приходящихся на одно малое предприятие, отражает средний размер предприятий по сферам экономической деятельности, их потенциал для привлечения рабочей силы.
Также в табл. 3 представлены оборот малых предприятий и в среднем оборот одного малого предприятия, отображающие ликвидность средств и потенциальную потребность в оборотных средствах предприятий по видам экономической деятельности.
Информация, позволяющая оценить активность проведения научных исследований и внедрения инноваций в регионах СКФО, представлена в табл. 4. По всем пунктам очевидно значительное отставание субъектов СКФО от среднероссийских
Таблица 3
Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности в 2008 г.
Республика Ставропольский край
Вид экономической деятельности Российская Федерация Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкарская Карачаево-Черкесская Северная Осетия — Алания Чеченская
Число малых предприятий (на конец года), тыс.
Обрабатывающие 144,5 0,6 0,1 0,7 0,2 0,5 0,4 1,7
производства
Строительство 160,2 0,6 0,7 0,6 0,3 0,3 2,3 1,1
Оптовая и розничная 571,9 1,2 0,6 1,2 0,8 0,9 0,9 6,2
торговля; ремонт авто-
транспортных средств, бытовых изделий и
предметов личного
пользования*
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек
Обрабатывающие 1 704,1 9,8 0,7 4,1 2,4 5,3 0,6 25,4
производства
Строительство 1 652,9 15,3 1,1 2,6 2,7 3,2 3,2 34,5
Оптовая и розничная 3 400,0 8,2 0,5 4,9 3,2 4,1 0,6 47,6
торговля
Среднесписочная численностьработников(без внешних совместителей) в среднем на одно малое предприятие, чел.
Обрабатывающие 11,8 16,3 7,0 5,9 12,0 10,6 1,5 14,9
производства
Строительство 10,3 25,5 1,6 4,3 9,0 10,7 1,4 31,4
Оптовая и розничная 5,9 6,8 0,8 4,1 4,0 4,6 0,7 7,7
торговля
Оборот малых предприятий, млрдруб.
Обрабатывающие 1 831,1 4,4 0,3 4,6 1,6 5,6 0,9 23,0
производства
Строительство 1 707,5 27,4 0,5 2,0 2,5 2,2 5,6 17,2
Оптовая и розничная 12 619,6 35,5 0,5 6,5 6,9 8,8 2,1 125,7
торговля
В среднем оборот одного малого предприятия, млнруб.
Обрабатывающие 12,7 7,3 3,0 6,6 8,0 11,2 2,3 13,5
производства
Строительство 10,7 45,7 0,7 3,3 8,3 7,3 2,4 15,6
Оптовая и розничная 22,1 29,6 0,8 5,4 8,6 9,8 2,3 20,3
торговля
*Далее — оптовая и розничная торговля.
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
Таблица 4
Научные исследования и инновации в 2008 г.
В среднем по Республика Ставропольский край
Показатель Российская Федерация субъектам Российской Федерации Дагестан Ингушетия Кабарди-но-Бал-карская Карача-ево-Чер-кесская Северная Осетия — Алания Чеченская
Число созданных 854,0 10,3 11,0 - 1,0 - - - -
передовых производс-
твенных технологии
Число используемых 184 568,0 2 223,7 1762,0 - 29,0 - 18,0 - 696,0
передовых производс-
твенных технологии
Доля организаций, 9,4 - 8,3 - 4,1 5,3 3,3 - 7,2
осуществляющих тех-
нологические инно-
вации, в общем числе
организаций, %
Окончание табл. 4
Показатель Российская Федерация В среднем по субъектам Российской Федерации Республика Ставропольский край
Дагестан Ингушетия Кабарди-но-Бал-карская Карача-ево-Чер-кесская Северная Осетия — Алания Чеченская
Затраты на технологические инновации, млн руб. 307 186,9 3 701,0 78,7 152,7 1803,2 561,1 2 267,1
Объем инновацион-ныхтоваров, работ, услуг:
в млнруб. 1 103 365,5 13 293,6 760,3 - 255,9 1 528,1 5,9 - 19 366,4
в процентах от общего объема 5,0 — 3,2 — 1,4 8,5 0,0 — 13,3
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. иКЪ: http://www.gks.ru.
показателей. При этом данное отставание порой является десятикратным.
Таким образом, для преодоления низких активности предприятий малого бизнеса, качества жизни населения, уровня платежеспособного спроса, активности в разработках и внедрении продуктов научно-технического прогресса следуетразработать ряд мер, направленных на стимулирование общего роста экономики и, как следствие, социальной сферы всего СКФО. Требуется комплексный подход к проблемам всего федерального округа.
Структура ВРП субъектов СКФО и структура ВВП РФ приведены в табл. 5. Все регионы СКФО различны по структуре ВРП. При этом они отличны и от общероссийской структуры. Все субъекты СКФО имеют приоритет сельскохозяйственного производства (доля вклада в ВРП рассматриваемых регионов более чем в два раза превышает показатель вклада сельского хозяйства в ВВП РФ). Также все субъекты, за исключением Чеченской Республики, имеют незначительную долю в ВРП, создаваемую добычей полезных ископаемых. В Че-
Таблица 5
Структура ВВП РФ и ВРП регионов СКФО за 2007г., %
Республика Ставропольский край
Вид экономической деятельности Российская Федерация Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкарская Карачаево-Черкесская Северная Осетия — Алания Чеченская
Сельскоехозяйство, охотаи 4,9 17,6 10,3 23,6 23,3 15,5 9,0 16,8
лесное хозяйство
Добыча полезных ископаемых 10,5 1,0 3,2 0,2 1,9 0,3 8,4 1,0
Обрабатывающие 19,3 4,3 1,8 12,3 13,5 15,7 1,9 14,3
производства
Производство и распределение 3,4 1,5 0,9 2,7 5,1 3,2 1,0 5,0
электроэнергии, газа и воды
Строительство 6,3 17,4 11,7 8,3 8,1 9,6 19,9 7,2
Оптовая и розничная торговля 21,2 23,9 10,8 19,5 13,9 19,4 11,8 19,1
Транспорт и связь 10,0 12,4 12,9 7,3 4,8 7,7 7,4 10,6
Операции с недвижимым 10,2 2,9 1,0 3,5 6,0 4,3 2,2 5,8
имуществом, аренда и предо-
ставление услуг
Государственное управление и 4,3 6,0 31,6 9,0 9,8 12,4 26,0 6,9
обеспечение военной безопас-
ности, социальное страхование
Образование 2,7 5,0 8,0 6,7 4,9 5,2 7,0 4,2
Здравоохранение и предостав- 3,4 3,6 6,7 4,9 6,3 5,0 4,5 6,4
ление социальных услуг
Предоставление прочих ком- 1,7 1,7 0,9 1,0 1,3 1,2 0,8 1,1
мунальных, социальных
и персональных услуг
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.
140
2000 2001 2002 2003 Российская Федерация
— Республика Ингушетия
— Карачаево-Черкесская Республика Чеченская Республика
2004 2005 2006 2007 2008 — — Республика Дагестан —*— Кабардино-Балкарская Республика — * Республика Северная Осетия - Алания А Ставропольский край
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru. Рис. 1. Динамика индексов промышленного производства
ченской Республике основная добыча принадлежит нефтяному сектору.
Вклад обрабатывающего производства в ВРП в субъектах СКФО также ниже соответствующего показателя по России. При этом максимальный вклад обрабатывающего производства в ВРП наблюдается в Республике Северная Осетия—Алании (15,7%), Ставропольском крае (14,3%), Карачаево-Черкесской (13,5%), Кабардино-Балкарской республиках (12,3%). А минимальный вклад обрабатывающего производства в ВРП наблюдается в республиках Ингушетия (1,8%) и Чеченской (1,9%). Строительство во всех республиках дает вклад в ВРП немногим больше, чем в общем по России, особенно в Чеченской Республике (19,9 %) и Республике Дагестан (17,4%), что объясняется программами по восстановлению территорий, разрушенных в ходе военных конфликтов.
Низкие показатели по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг объясняются спецификой социально-экономического положения субъектов СКФО и уровнем жизни населения. Высокие показатели по сегментам «Образование» и «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» объясняются невысокими показателями абсолютного значения ВРП субъектов Федерации и соответствующими высокими относительными показателями вклада в ВРП этих сегментов структуры ВРП.
Динамика индексов промышленного производства по России и субъектам СКФО отображена на рис. 1. Индексы промышленного производства отображают не только динамику выпуска товаров в реальном выражении, но одновременно и изменение производственных цепочек.
Динамика индексов промышленного производства субъектов СКФО за 2000-2008 гг. является крайне волатиль-ной по отношению к аналогичному показателю России. Крайняя неустойчивость показателей индексов промышленного производства не с лучшей стороны характеризует экономику и промышленное производство изучаемой территории, представляя их высокую зависимость от неблагоприятной конъюнктуры и, как следствие, низкую степень диверсификации промышленного производства в Северо-Кавказском федеральном округе.
Структура объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности показана на рис. 2. Из рис. 2 видна структурная диспропорция в отдельных субъектах СКФО. Так, в Чеченской Республике очевидно явное преобладание добычи полезных ископаемых, основным из которых является нефть. При этом в Чеченской Республике слабо развито обрабатывающее производство, что делает ее экономику сырьевой. Подобное можно сказать и о Республике Ингушетия. Здесь высока доля добычи полезных ископаемых и производства и распределения электроэнергии, газа и воды. В остальных субъектах Северо-Кавказского федерального округа наблюдается высокая доля обрабатывающего производства.
Структура объема отгруженной продукции (работ и услуг) по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» в 2008 г. отображена в табл. 6. Очевидно, что для территорий
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10
I I I
и я ч
ю ^
с
я я
5
О
§
я « а я и S
§ i
и я ч
ю ^
я
1S я и о
hQ
ч о я
о &
ffl
rt н
о
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Обрабатывающее производство
■ Добыча полезных ископаемых
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru.
Рис. 2. Структура отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической
деятельности,%
с преобладанием сельскохозяйственного производства в структуре отгруженной продукции высока доля пищевых продуктов. Перерабатывающая промышленность во всех субъектах СКФО выглядит диверсифицированной, за исключением Республики Ингушетия, где высокую долю имеет производство прочих неметаллических минеральных продуктов. Особо стоит выделить Чеченскую Республику, где велика доля добывающей промышленности, в частности добыча нефти, однако обрабатывающая нефтехимическая промышленность имеет незначительную долю в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающего производства.
В целом, для СКФО как макрорегиона очевидна необходимость более глубокого и диверсифицированного развития обрабатывающего производства, в первую очередь ориентированного на внутренние ресурсы. Поэтому разрабатываемая стра-
Таблица 6
Структура объема отгруженной продукции (работ и услуг) по виду экономической деятельности
Республика Ставропольский край
Вид экономической деятельности Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкарская Карачаево-Черкесская Северная Осетия — Алания Чеченская
Производство пищевых продук- 8 982,97 31,73 7 324,119 4 114,422 7 162,386 159,6 34 817,97
тов, включая напитки, и табака
Текстильное и швейное произ- 203,388 0 247,995 339,938 175,98 15,6 2 110,18
водство
Производство кожи, изделий из 0 - 82,665 0 0 - 211,018
кожи и производство обуви
Обработка древесины и произ- 33,898 0 99,198 35,166 105,588 2,4 211,018
водство изделии из дерева
Целлюлозно-бумажное произ- 84,745 15,03 330,66 363,382 351,96 40,8 2 637,725
водство; издательская и полигра-
фическая деятельность
Производство кокса и нефтепро- 1271,175 19,706 165,33 0 52,794 8,4 0
дуктов
Химическое производство 67,796 0 0 363,382 633,528 0 34 606,952
Производство резиновых и пласт- 118,643 1,336 66,132 926,038 263,97 15,6 3 587,306
массовых изделии
Производство прочих неметалли- 1 288,124 236,472 5 62,122 3 399,38 1 495,83 195,6 9 390,301
ческих минеральных продуктов
Металлургическиое производство 152,541 3,674 3273,534 23,444 5 578,566 19,2 2 848,743
и производство готовых металли-
ческих изделии
Окончание табл. 6
Республика Ставропольский край
Вид экономической деятельности Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкарская Карачаево-Черкесская Северная Осетия — Алания Чеченская
Производство машин и оборудо- 322,031 5,344 132,264 105,498 87,99 34,8 3 165,27
вания
Производство электрооборудова- 1 796,594 4,008 3 504,996 234,44 580,734 373,2 6119,522
ния, электронного и оптического оборудования
Производство транспортных средств и оборудования 694,909 — 661,32 1 676,246 703,92 14,4 3 165,27
Прочие производства 932,195 16,7 82,665 140,664 404,754 320,4 2 637,725
Производство прочих материа- 999,991 0 - - - - -
лов и веществ, не включенных в
другие группировки
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. иКЬ: http://www. gks.ru.
тегия социально-экономического развития СКФО должна предусмотреть совокупность мер по диверсификации производства в целом по округу и с учетом специфики воспроизводственных структур каждого субъекта.
При этом потребуется активный переход от антикризисных мер к формированию всех необходимых условий для преимущественного развития малого предпринимательства, которое в первую очередь позволит поддержать уровень социально-экономического развития и занятости трудоспособного населения. Кроме того, развитие малого бизнеса должно превратиться не только в важнейший фактор реализации долгосрочной стратегии развития территорий, но и стать основной организационно-экономической формой диверсификации производства.
Список литературы
1. Глазков С., Мещеряков И. Инвестиционно-заемная система муниципальных образований // Рынок ценных бумаг. 2007. № 1.
2. Коалиции для будущего. Стратегии развития России / Коллектив экономистов «СИГМА». М.: Промышленник России, 2007.
3. Липина С. А. Республики Северного Кавказа: Приоритеты развития агропромышленного комплекса. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
4. Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. 2008. № 4.
5. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. М.: Деловая литература, 2007.
6. Фетисов Т. Т., Орешин В. П. Региональная эконо-микаиуправление. М.: ИНФРА-М, 2006.