Научная статья на тему 'ДИВЕРСИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКСПОРТНОГО ЭНЕРГОПАКЕТА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ И ДИВЕРСИЙ НА ГАЗОПРОВОДАХ: «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК» И «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2»'

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКСПОРТНОГО ЭНЕРГОПАКЕТА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ И ДИВЕРСИЙ НА ГАЗОПРОВОДАХ: «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК» И «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

404
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОПАКЕТ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ЭКСПОРТ / ЭНЕРГОНОСИТЕЛЬ / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ / ДРЕВЕСНЫЕ ПЕЛЛЕТЫ / ВОДОРОД / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Д.Г., Колпаков П.А., Матиив В.М.

В статье представлен обзор и анализ существующих правительственных инициатив и научного массива по рассматриваемой предметной области - диверсификации национального экспортного энергопакета России в условиях экономических санкций. Авторы статьи представили два основных вектора диверсификации энергетических политик страны: во-первых, географическая диверсификация экспорта энергоносителей, во-вторых, диверсификация национального энергопакета в плане расширения спектра и увеличения объема альтернативных и нетипичных для энергетической отрасли страны видов топлива. В качестве метода географической диверсификации выступает переориентация поставок на внутренний рынок. Отмечается, что относительная устойчивость российской газовой отрасли под воздействием санкционных мер обусловлена тем, что внутренний рынок и до введения санкций доминировал в структуре спроса. Авторы статьи приводят перечень альтернативных энергоносителей, доли которых в структуре экспорта могут быть увеличены: водород, сжиженный газ, древесные пеллеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSIFICATION OF THE NATIONAL EXPORT ENERGY PACKAGE OF RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS AND DIVERSIONS ON NORD STREAM AND NORD STREAM-2 GAS PIPELINES

The article presents an overview and analysis of existing government initiatives and a scientific array in the subject area under consideration - the diversification of Russia's national export energy package in the context of economic sanctions. The authors of the article presented two main vectors for the diversification of the country's energy policies: firstly, the geographic diversification of energy exports, and secondly, the diversification of the national energy package in terms of expanding the range and increasing the volume of alternative and atypical fuels for the country's energy industry. The method of geographic diversification is the reorientation of supplies to the domestic market. It is noted that the relative stability of the Russian gas industry under the influence of sanctions is due to the fact that the domestic market dominated the structure of demand even before the imposition of sanctions. The authors of the article gives a list of alternative energy carriers, the shares of which in the structure of exports can be increased: hydrogen, liquefied gas, wood pellets.

Текст научной работы на тему «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКСПОРТНОГО ЭНЕРГОПАКЕТА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ И ДИВЕРСИЙ НА ГАЗОПРОВОДАХ: «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК» И «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2»»

Диверсификация национального экспортного энергопакета России в условиях экономических санкций и диверсий на газопроводах: «Северный поток» и «Северный поток-2»

Александров Дмитрий Геннадьевич

доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Prof.Alexandrov@gmail.com

Колпаков Павел Александрович

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, kolpakovp@yandex.ru

Матиив Виталий Михайлович

кандидат экономических наук, доцент, кафедра международного нефтегазового бизнеса, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 332211mail.ru

В статье представлен обзор и анализ существующих правительственных инициатив и научного массива по рассматриваемой предметной области - диверсификации национального экспортного энергопакета России в условиях экономических санкций. Авторы статьи представили два основных вектора диверсификации энергетических политик страны: во-первых, географическая диверсификация экспорта энергоносителей, во-вторых, диверсификация национального энергопакета в плане расширения спектра и увеличения объема альтернативных и нетипичных для энергетической отрасли страны видов топлива. В качестве метода географической диверсификации выступает переориентация поставок на внутренний рынок. Отмечается, что относительная устойчивость российской газовой отрасли под воздействием санкционных мер обусловлена тем, что внутренний рынок и до введения санкций доминировал в структуре спроса. Авторы статьи приводят перечень альтернативных энергоносителей, доли которых в структуре экспорта могут быть увеличены: водород, сжиженный газ, древесные пеллеты.

Ключевые слова: энергопакет, диверсификация, экспорт, энергоноситель, природный газ, сжиженный газ, древесные пеллеты, водород, возобновляемые источники энергии

Топливно-энергетический комплекс России начал приобретать экспортно-ориентированный характер уже к 1970-м гг., по мере наращивания объемов нефтепродуктов, добываемых в Западной Сибири. Несмотря на то, что в структуре национального энергопакета преобладает внутреннее потребление (к примеру, более 68% природного газа, добываемого на территории России, расходуется на нужды внутреннего потребителя), экспорт энергоресурсов занимает важную позицию в российской экономике.

До 2022 г. в большинстве отечественных и зарубежных прогнозов отмечалось, что Россия сохранит лидирующие позиции поставщика энергии в страны ЕС до 2040-х гг., что, собственно, подтверждалось активным развитием инициативы по строительству коммуникаций в рамках проекта «Северный поток-2». Текущий геополитический кризис кардинальным образом изменил внешнеполитические и внешнеэкономические стратегии России и поставил ее перед необходимостью адаптации к новым реалиям. Важность пересмотра политик экспорта энергоносителей в России подтверждается и высокой долей энергетических ресурсов в общем объеме экспорта: экспорт энергии

из ископаемых источников составляет не менее 36% от объема национального экспорта [10, с. 234].

Прогнозы в отношении будущего развития энергетического сотрудничества России со странами Запада крайне пессимистичны. Можно сказать, что мы являемся свидетелями болезненного и перманентного демонтажа многолетнего сотрудничества в области энергетики, который повлечет за собой множество последствий правового, экономического и политического характера. Наибольшей степенью драматичности характеризуются предсказания в отношении экспорта газа. Таким образом, Россия стоит перед необходимостью реформирования внешнеторговых политик.

Среди официально декларируемых целей России - диверсификация поставок, развитие газификации в стране и последующий рост внутреннего потребления газа, имплементация новых инфраструктурных проектов, сопоставимых с «северными потоками» [7, с. 6]. Обобщив существующие правительственные инициативы и научный массив по рассматриваемой нами предметной области, мы можем представить два основных вектора диверсификации энергетических политик страны: во-первых, географическая диверсификация экспорта энергоносителей, во-вторых, диверсификация национального энергопакета в плане расширения спектра и увеличения объема альтернативных и нетипичных для энергетической отрасли страны видов топлива. Следуя данной логике, рассмотрим два вышеуказанных направления реформирования стратегий в области энергетики и торговли энергоносителями.

Проблемные аспекты географической диверсификации экспорта энергоносителей

После введения санкций со стороны США и ЕС в отношении России, страна оказалась в условиях экстренной необходимости географической диверсификации экспорта углеводородного сырья. Речь идет о переориентации поставок энергоносителей с западного на восточное и южное направления [6, с. 56]. Отчасти данную задачу облегчают такие тенденции, как рост экономик Китая, Индии и Юго-Восточной Азии, сопряжённый с ростом объемов потребления энергии в этих странах [6, с. 57]. Высокая зависимость от европейского рынка оказалась стратегической угрозой развития энергетического рынка России [9, с. 185].

Географическая диверсификация углеводородного экспорта, при этом, осложняется инфраструктурными барьерами: налицо недостаточное развитие сети трубопроводных, морских и железнодорожных коммуникаций, посредством которых избыток углеводородов мог бы быть перенаправлен новым импортерам. Дополнительным фактором, осложняющим работу по новым направлениям, выступает проблема им-портозамещения оборудования для разведки новых мест добычи ископаемых ресурсов.

В ситуации обострения актуальности вопроса о рынках сбыта российского газа неоднократно рассматривались новые перспективные рынки, демонстрирующие высокие показатели по темпам роста численности населения и потребления энергии. Таковыми можно считать Китай (3,3% от общемирового потребления энергоресурсов), Индия (2,1%), Шри-Ланка (3,3%) и Бангладеш (4,5%), Узбекистан, Казахстан, Оман и Иран [10, с. 239]. Говоря об альтернативных рынках трубопроводного газа, следует отметить, при этом, наличие инфраструктуры, связывающей Россию со странами СНГ и Китаем («Сила Сибири-1»). Другие рынки, обнаруживающие высокий спрос на

углеродное сырье - Пакистан, Индия - настолько отдалены географически, что выстраивание соответствующей инфраструктуры не позволит обеспечить высокомар-жинальность доходов от экспорта энергоносителей, наблюдаемую, к примеру, при сотрудничестве со странами Европы. Кроме того, некоторые рынки (Япония, Корея и проч.) не заинтересованы в трубопроводном газе, будучи ориентированными на импорт сжиженного газа.

Следует отметить, что и в Европе остаются выгодные для энергетического сотрудничества страны, не примыкающие к группе государств, поддерживающих санкцион-ные меры в отношении России. Таковыми можно считать Турцию, Сербию, Боснию и Герцеговину (в 2021 г. объем экспорта природного газа по трем данным направлениям составил в совокупности 29 млрд. м3). В качестве компенсационной меры, направленной на нейтрализацию негативного воздействия антироссийских санкций, можно рассматривать увеличение поставок газа в эти страны на 3-4 млрд. м3 ежегодно. Тем не менее, прогнозы в отношении энергетического сотрудничества с Турцией вряд ли возможны: экспортная динамика в данном случае носит весьма неустойчивый характер - в период с 2017 г. по 2022 г. объемы экспорта российского природного газа в Турцию колебались от 15,4 до 29 млрд. м3. Следует учитывать, помимо прочего, близость Турции к иным экспортерам природного газа и других энергоносителей (Азербайджан, Катар и проч.).

Можно также говорить о географической диверсификации экспорта в страны СНГ - Молдове, Грузию, Киргизию, Казахстан, однако, размер подобного увеличения в любом случае будет незначительным. По мнению экспертов, совокупный объем наращивания экспорта в эти страны составит 3-5 млрд. м3 ежегодно, однако при учете снижения спроса в Беларуси и Молдове интенсификация торговли с вышеперечисленными странами может быть рассмотрена только как компенсирующая мера, применение которой не изменит кардинальным образом территориальный охват российского экспорта России [1].

26 января 2023 г. стало известно о зафиксированных на правительственном уровне планах по экспорту природного газа России в Узбекистан. Наладить экспорт, как указано в соответствующей «дорожной карте», страны планируют с 1 марта 2023 г. Следует отметить, что Казахстан и Узбекистан только отчасти являются конечными потребителями российского природного газа; во многом рост поставок будет обусловлен наращиванием объема экспортных обязательств этих стран перед Китаем. Следовательно, Россия, посредством подобного энергетического посредничества, в ближайшем будущем станет одним из крупнейших экспортеров газа в Китай. Развитие данного направления экспорта потребует ощутимых реновационных мероприятий (модернизация трубопроводной инфраструктуры потребует не менее 260 млрд. руб.). Перспективность сотрудничества с Узбекистаном очевидна. Несмотря на то, что страна способна добывать 70 млрд. м3 природного газа ежегодно, что, собственно, покрывает ее внутренние запросы, истощение запасов газа в хранилищах, устаревание инфраструктуры и технологические потери приводят к тому, что Узбекистану более выгодно закупать газ за рубежом , в т.ч. у России [11].

Как отмечено выше, одним из перспективных рынков сбыта российских энергоносителей - и газа в частности - выступает Китай. Доведение объема поставок газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири-1» до проектной мощности (38 млрд. м3 ежегодно) ожидается в 2025 г. В феврале 2022 г. между «Газпромом» и CNPC был подписан контракт на поставку дополнительных 10 млрд. м3 в год по Дальневосточному

маршруту (отрезок газопровода «Сахалин - Хабаровск»). К началу 2022 г. были завершены работы по технико-экономическому обоснованию проекта газопровода «Союз Восток» (продолжение «Силы Сибири-2» на территории Монголии); Китай, к сожалению, на данный момент не может гарантировать спрос, удовлетворяющий проектные мощности данной системы (50 млрд. м3 ежегодно) [1].

Экспортная география российского газа напрямую связана с динамикой газификации населенных пунктов и промышленности в Монголии. На данный момент ядром энергетического баланса этой страны остается уголь, однако, ведутся работы по реализации проекта газификации. В случае успешного его завершения потребление газа в Монголии к 2025 г. может составить 2,2 млрд. м3 ежегодно, а к 2050 г. - 5,7 млрд. м3. Существенную долю данного объема будет, по всей видимости, составлять российский природный газ [1].

Трудность работы на азиатских рынках заключается в том, что они являются незнакомыми для российского экспортера; данные рынки функционируют по особым законам, они обладают другими параметрами в плане эластичности спроса. В целом азиатские рынки плохо изучены, и Россия, в рамках сотрудничества со странами Азии, фактически находится «внутри живого эксперимента» [1]. Политический фактор также играет значимую роль: развитые страны Азии могут в конечном итоге согласиться с политикой Запада и отказаться от российских поставок.

Еще одним, не самым очевидным, методом географической диверсификации выступает переориентация поставок на внутренний рынок. В этих целях на внутреннем рынке следует сформировать спрос, который смог бы компенсировать России потерю важных импортеров газа среди других стран. Следует отметить, что относительная устойчивость российской газовой отрасли под воздействием санкционных мер обусловлена тем, что внутренний рынок и до введения санкций доминировал в структуре спроса. В данной связи вполне возможно, что именно внутренний рынок станет для России стабильным базисом для дальнейшего развития газовой отрасли. Несмотря на это, существует ряд факторов, осложняющих процессы перехода на смену ориентации поставок энергосырья: во-первых, утрата смерхмаржинальных доходов от экспорта газа; во-вторых, зависимость России от импорта технологий и оборудования; несбалансированная институциональная среда; требования низкоуглеродного развития, которое может привести к снижению спроса на природный газ. Все вышесказанное приводит нас к выводу о том, что помимо диверсификации географической, важную роль в сложившихся условиях играет диверсификация по видам топлива - т.е. расширение спектра энергоносителей, предлагаемых Россией на внешних рынках.

Расширение спектра типов энергоносителей как перспективный путь диверсификации экспорта

По мнению большинства экспертов, оптимальной альтернативой природному газу как ключевой экспортной позиции во внешней торговле России выступает сжиженный газ. Многие государства на сегодняшний день отказались от природного трубопроводного газа в пользу сжиженного, и развитие отраслей производства и транспортировки сжиженного газа будет способствовать обретению Россией новых партнеров по экспорту-импорту данного энергоносителя.

В данной отрасли наибольшую трудность представляют вопросы импортозамеще-ния. Как известно, 8 апреля 2022 г. ЕС ввел санкции в отношении России на поставку оборудования для производства сжиженного газа - криогенные теплообменники,

насосы и установки для сепарации углеводородов. Все текущие проекты, таким образом, оказались приостановленными - или окажутся таковыми в ближайшем будущем. Успешно функционировать в условиях санкционного давления на данный момент может только 1-я очередь проекта «Арктик СПГ-2». Для других проектов санкции возымели блокирующий эффект, что, в свою очередь, обусловлено монополией западных компаний на производство оборудования данного рода. Некоторые предприятия (к примеру, «Атомэнергомаш») говорят о возможности наладки производства оборудования для генерации сжиженного газа, но, тем не менее, даже при наличии российских исполнителей первый «импортозамещенный» проект по производству сжиженного газа может быть реализован не ранее 2025 г.

Помимо сжиженного газа, в фокусе внимания исследователей и функционеров отрасли находятся и иные виды топлива. К сожалению, проводимая ранее в государстве «зеленая» политика во многом имела формальный, декларативный характер и не смогла подготовить страну к переходу к зеленым технологиям, а промышленность и экспорт - к отказу от ископаемой энергии. Доля возобновляемых источников энергии в общем объеме производства энергии в России крайне незначительна и составляет только 0,5 %. Несмотря на то, что в России ведется множество проектов по строительству и вводу в эксплуатацию крупных солнечных и ветровых электростанций (на конец 2021 г. совокупная мощность работающих СЭС и ВЭС составила около 4000 МВт [3]), они не решают проблему диверсификации национального энергопакета: мощности, производимые подобными установками, трудно поддаются аккумулированию и призваны потребляться, как правило, «на местах». Данные факторы сохраняют текущий статус России как нефте- и газо- сырьевого экспортера [2, с. 100].

В целях ускорения развития «зеленой» энергетики еще до введения санкций были приняты официальные планы поддержки возобновляемой энергетики, согласно которым планировалось до 2024 г. нарастить объем мощностей, генерируемых возобновляемыми источниками, до 5400 МВт, а до 2035 г. - до 14000 МВт. Санкционный режим, к сожалению, осложнил реализацию данных инициатив - по уже описанной ранее причине технологической зависимости отрасли от иностранных поставщиков. В любом случае, как мы отметили выше, возобновляемая энергетика подобного рода практически не влияет на условия и характер экспорта энергоносителей и ориентирована на внутренние рынки.

Иной случай представляет собой так называемая водородная энергетика. Водород считается одним из «чистых» и высокоэффективных носителей энергии; более того, специфика генерации, аккумуляции и транспортировки водорода позволяют рассматривать его в качестве одной из экспортных альтернатив. Некоторые шаги в отношении развития водородной энергетики уже были предприняты. В рамках соглашения от 2019 г. «Росатом», «РЖД» и «Трансмаш-холдинг» реализуют проект по созданию железнодорожной сети, функционирующей на водороде (Сахалинская область). Ведутся дискуссии о формировании «водородного кластера», посредством которого водород будет направляться на экспорт в страны ближнего зарубежья, Азии, включая Дальний Восток [5, с. 130].

Одним из преимуществ водорода как экспортного сырья является возможность его добычи из ископаемого сырья, которое имеется в России в больших количествах. Кроме того, специалисты-теоретики говорят о необходимости и возможности поиска месторождений свободного водорода, добыча которого не потребует посредничества иного энергетического сырья, что, собственно, будет повышать маржинальность водорода при его экспорте.

Еще одной возможной опцией по диверсификации экспорта энергоносителей является топливо в виде древесныхпеллет. Пеллеты уже достаточно давно получили статус эффективного и относительно «чистого» возобновляемого источника энергии. При этом потребление пеллет на внутреннем российском рынке незначительно; предпочтением пользуются древесные брикеты [4, с.7]. Развитые страны, в свою очередь, используют пеллеты в существенных объемах; соответственно, Россия, будучи лесо-обеспеченным государством, имеет возможность стать одним из лидирующих экспортеров пеллетного топлива [Кархова, с.1].

В условиях санкциях экспорт пеллет столкнулся, подобно другим видам энергии, с рядом политических барьеров. В апреле 2022 г. Европа приостановила действие сертификатов ENplus для российских поставщиков [8]. По мнению специалистов, рынок Южной Кореи также может закрыться для российских поставщиков [4, с. 11]. Тем не менее, некоторые направления для российского экспорта пеллет все же имеются; стоит надеяться, что последовательные дипломатические усилия России в конечном итоге приведут к нахождению крупных импортеров древесного топлива.

Таким образом, изменения условий макроэкономической среды и геополитической обстановки потребовали от России пересмотра существующих экспортных стратегий. Во-первых, требуется географически диверсифицировать энергетический экспорт с превалирующей ориентацией на развивающиеся рынки Юга и Востока; во-вторых, требуются инвестиции в объекты инфраструктуры, требуемые для построения новых логистических цепочек и перераспределения экспортных потоков в пользу азиатских партнеров; в-третьих, нужно обеспечить внутренний спрос и газифицировать страну; в-четвертых, налицо необходимость расширения спектра видов экспортируемого топлива с учетом глобальной «зеленой» повестки.

Литература

1. Белогорьев, А. Перспективы экспорта российского газа в новых условиях / А. Белогорьев // Общественно-деловой журнал «Энергетическая политика». - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://energypoNcy.ru/perspektivy-ekspoi1a-rossijskogo-gazav-novyh-usloviyah/gaz/2022/15/20/. - Дата доступа: 07.02.2023.

2. Грицан, Е. Д. Перспективы развития мирового энергетического рынка в условиях нестабильности / Е. Д. Грицан // Российский внешнеэкономический вестник. -2022. - №11. - С. 98-107.

3. Дегтярев, К. Проблемы и перспективы развития возобновляемой энергетики России в новых условиях / К. Дегтярев, Д. Соловьев // ЭП. - 2022. - №6 (172). - С. 5569.

4. Кархова, С. А. Оценка тенденций мирового рынка древесных пеллет и перспективы Российской Федерации на данном рынке / С. А. Кархова // Baikal Research Journal. - 2022. - №3. - 15 с.

5. Мартыненко, Т. В. Политика Российской Федерации в области возобновляемой энергетики: современное состояние, законодательная база и перспективы развития / Т. В. Мартыненко, В. Д. Коноплева // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . - 2022. - №1. - С. 127-132.

6. Матвеев, В. А. Углеводородная отрасль РФ в условиях санкций: возможности компенсации за счет сотрудничества с КНР / В. А. Матвеев, С. В. Уянаев // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2022. - №27. - С. 5670.

7. Новая диверсификация на рынках газа. Энергетические тренды. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - 2022. - Выпуск № 107. -16 с.

8. Передерий, С. Санкции и сертификация // Леспроминформ. - 2022. - № 2 (164). - С. 90-99.

9. Сасаев, Н. И. Диверсификация экспортных потоков природного газа как стратегический приоритет развития газовой отрасли России / Н. И. Сасаев // ЭВР. - 2019. -№3 (61). - С. 185-196.

10. Филимонова, И. В. Диверсификации направлений экспорта углеводородов из России в новых геополитических условиях / И. В. Филимонова // Интерэкспо Гео-Си-бирь. - 2022. - №4. - С. 234-240.

11. Чиханчин, А. Узбекистан запланировал начать импорт газа из РФ c 1 марта / А. Чиханчин // Интерфакс. - 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/883307. - Дата доступа: 07.02.2023.

Diversification of the national export energy package of russia under the conditions of economic sanctions and diversions on Nord Stream and Nord Stream-2 gas pipelines Aleksandrov D.G., Kolpakov P.A., Matiiv V.M.

Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I.M. Gubkin

The article presents an overview and analysis of existing government initiatives and a scientific array in the subject area under consideration - the diversification of Russia's national export energy package in the context of economic sanctions. The authors of the article presented two main vectors for the diversification of the country's energy policies: firstly, the geographic diversification of energy exports, and secondly, the diversification of the national energy package in terms of expanding the range and increasing the volume of alternative and atypical fuels for the country's energy industry. The method of geographic diversification is the reorientation of supplies to the domestic market. It is noted that the relative stability of the Russian gas industry under the influence of sanctions is due to the fact that the domestic market dominated the structure of demand even before the imposition of sanctions. The authors of the article gives a list of alternative energy carriers, the shares of which in the structure of exports can be increased: hydrogen, liquefied gas, wood pellets. Keywords: energy package, diversification, export, energy carrier, natural gas, LPG, wood pellets, hydrogen, renewable energy

sources References

1. Belogoriev, A. Prospects for the export of Russian gas in the new conditions / A. Belogoriev // Public and business journal

"Energy Policy". - 2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://energypolicy.ru/perspektivy-eksporta-rossijskogo-gazav-novyh-usloviyah/gaz/2022/15/20/. - Access date: 02/07/2023.

2. Gritsan, E. D. Prospects for the development of the world energy market in conditions of instability / E. D. Gritsan // Russian

Foreign Economic Bulletin. - 2022. - No. 11. - S. 98-107.

3. Degtyarev, K. Problems and prospects for the development of renewable energy in Russia in the new conditions / K. Degtyarev,

D. Soloviev // EP. - 2022. - No. 6 (172). - S. 55-69.

4. Karkhova, S. A. Assessment of trends in the global wood pellet market and the prospects of the Russian Federation in this

market / S. A. Karkhova // Baikal Research Journal. - 2022. - No. 3. - 15 s.

5. Martynenko, T. V. Policy of the Russian Federation in the field of renewable energy: current state, legislative framework and

development prospects / T. V. Martynenko, V. D. Konopleva // State and municipal management. Scholars Notes. - 2022. -No. 1. - S. 127-132.

6. Matveev, V. A. Hydrocarbon industry of the Russian Federation under sanctions: opportunities for compensation through coop-

eration with China / V. A. Matveev, S. V. Uyanaev // China in world and regional politics. History and modernity. - 2022. - No. 27. - S. 56-70.

7. New diversification in the gas markets. Energy trends. - M.: Analytical Center under the Government of the Russian Federation.

- 2022. - Issue No. 107. - 16 p.

8. Perederiy, S. Sanctions and certification // Lesprominform. - 2022. - No. 2 (164). - S. 90-99.

9. Sasaev, N. I. Diversification of natural gas export flows as a strategic priority for the development of the Russian gas industry /

N. I. Sasaev // EVR. - 2019. - No. 3 (61). - S. 185-196.

10. Filimonova, I. V. Diversification of hydrocarbon export directions from Russia in new geopolitical conditions / I. V. Filimonova // Interexpo Geo-Siberia. - 2022. - No. 4. - S. 234-240.

11. Chikhanchin, A. Uzbekistan plans to start importing gas from the Russian Federation on March 1 / A. Chikhanchin // Interfax.

- 2023. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.interfax.ru/world/883307. - Access date: 02/07/2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.