Научная статья на тему 'Диверсификация как стратегия развития и форма организации производства'

Диверсификация как стратегия развития и форма организации производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1339
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION / ВЗАИМОСВЯЗЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И ДИВЕРСИФИКАЦИИ / DIVERSIFICATION AND SPECIALIZATION RELATIONSHIP / НЕПРОФИЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / NON-CORE FUNCTIONS / ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ И ДИВЕРСИФИКАЦИИ / FEATURES AND WAY OF DIFFERENTIATING INTEGRATION AND DIVERSIFICATION / СОВОКУПНЫЙ АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ / COMPREHENSIVE RANGE OF PRODUCTS / ОБЪЕДИНЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / THE COMBINED ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова В. М.

Диверсификация рассматривается как стратегия развития бизнеса и как форма организации производства. Дана оценка выбора диверсификации как стратегии, приходящей на смену стратегиям концентрации и интеграции в зависимости от возраста и размера компании, а также предложен подход по рациональному сочетанию между диверсификацией и специализацией в корпорации. Рассмотрены аргументы позиционирования диверсификации как самостоятельной формы организации производства и определены критерии дифференциации диверсификации и интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diversification as a development strategy and form of production organization

Diversification is considered as business development strategy and a form of production organization. This article provides an estimation of diversification’s choice as strategy coming to change strategies of concentration and integration according to age and size of company; also the work suggests an approach to rational combination between diversification and specialization in corporation. The author considers the arguments of diversification positioning as separate form of production organization and defines criteria for differentiation of diversification and integration.

Текст научной работы на тему «Диверсификация как стратегия развития и форма организации производства»

В. М. Белоусова, соискатель,

кафедра менеджмента и маркетинга,

Новокузнецкий институт,

филиал Кемеровского государственного

университета,

г. Новокузнецк, Россия,

[email protected]

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

В настоящее время экономическая нестабильность на фоне ускорения темпов роста научно-технического прогресса придает проблеме устойчивости бизнеса первостепенное значение. Одним из способов ее повышения является диверсификация, которая в последние годы стала предметом изучения многих научных дисциплин прикладной экономики. В частности, стратегический менеджмент, основоположником которого является И. Ансофф, свое начало берет с матрицы «товар — рынок», в которой «диверсификация выступает как стратегия развития компании»1. В рамках такой отрасли знаний, как экономика предприятия и организация производства, рассматривающей различные сочетания факторов производства во времени и пространстве, диверсификация наряду со специализацией, концентрацией, кооперированием и комбинированием некоторыми авторами относится к формам общественной организации = производства. Кроме того, понятия диверсификация и интеграция учеными трактуются неоднозначно, что требует нахождения критериев их дифференциации. В этой свя-

Диверсификация как стратегия развития бизнеса может не только последовательно сменять концентрацию и интеграцию,

в зависимости от возраста и размера компании, а может иметь место и в момент проектирования компании (независимо от возраста и размера), что объясняется технологическими особенностями отрасли, к которой относится компания.

зи в данной статье предлагается рассмотреть следующие вопросы:

— сравнить диверсификацию как стратегию развития и как форму организации производства;

— оценить выбор диверсификации как стратегии, приходящей на смену стратегиям концентрации и интеграции в зависимости от возраста и размера компании;

— предложить подход к рациональному сочетанию между диверсификацией и специализацией в корпорации;

— рассмотреть аргументы позиционирования диверсификации как самостоятельной формы организации производства;

— определить критерии дифференциации диверсификации и интеграции.

Диверсификация как стратегия характеризуется новым товаром на новом для компании рынке, что отличает ее, к примеру, от «стратегии развития товара, которой свойственно появление нового для компании товара на существующем рынке»2.

Позиционировать диверсификацию как форму организации производства предлагают И. В. Сергеев и И. И. Веретеннико-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

ва, называя «диверсификацию производства одной из самых сложных форм развития концентрации, означающей одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств и услуг, рас- -

ширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании»3. А. Д. Выварец также рассматривает диверсификацию как самостоятельную форму орга- = низации производства, означающую «расширение сфер деятельности предприятия, расширение номенклатуры»4. Сопоставляя определения, предложенные данными авторами, с классическим вариантом понятия диверсификации, используемым в матрице И. Ансоффа, очевидно, что диверсификация как форма организации производства имеет более широкий смысл. По мнению И. В. Сергеева и И. И. Веретенниковой, а также А. Д. Выварца, «расширение номенклатуры» при неизменных рынках — это диверсификация, в то время как, по мнению И. Ансоффа, — это уже не диверсификация, а стратегия развития товара.

Нередко в литературе можно встретить обоснование выбора той или иной стратегии развития в зависимости от возраста и размера компании. Так, в работах Ф. Кот-лера «Маркетинг менеджмент», Н. Б. Рудык и Е. В. Семенковой «Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием», говорится, что рост и развитие компании обычно включает три этапа: концентрация на одиночном бизнесе на одном национальном рынке, интеграция для усиления позиций в ключевом бизнесе, диверсификация путем инвестиций в другие виды бизнеса. Автор статьи полагает, что такое развитие свойственно для компаний, относящихся к определенному кругу отраслей. Так, для сельскохозяйственных компаний такой сценарий развития характерен, а, к примеру, для компаний черной металлургии

В настоящее время часто реализуются процедуры выделения непрофильных функций из структуры предприятия с последующим подчинением выделенной организации материнской компании.

Выход дочернего общества на рынок приводит к повышению уровня диверсификации всей корпорации, так как в консолидированном бюджете группы появятся доходы от реализации продукции (услуг) выделенной организации сторонним клиентам.

эволюционная цепочка «концентрация-интеграция-диверсификация» является менее характерной, поскольку наиболее свойственным для металлургов, даже в момент проектирования и строительства традиционных производств (большинство из которых возведены в 30-е — 60-е гг. 20 века), являлось соединение в единой структуре специализированных производств различных видов продукции, относящихся нередко к различным отраслям промышленности, но тесно технологически связанных. В структуру классического металлургического комбината входят и переделы, выпускающие продукцию черной металлургии (чугун, сталь, прокат — каждый из которых может выступать как товарный продукт), и коксохимические подразделения, спектр товарной продукции (относящейся к химической отрасли) которых исчисляется десятками наименований. Таким образом, на наш взгляд, диверсификация, как стратегия развития бизнеса, может не только последовательно сменять концентрацию и интеграцию, в зависимости от возраста и размера компании, а может иметь место и в момент проектирования компании (независимо от возраста и размера), что объясняется технологическими особенностями отрасли, к которой относится компания.

Такие авторы, как А. А. Полиди в своей диссертации на тему «Диверсификация как доминирующая базовая стратегия развития российской промышленности в условиях глобализации экономических отношений», О. Л. Устенко «Диверсификация производства в условиях формирования рыночной экономики (на материалах промышленности Украины)», М. В. Блошенко «Обеспечение условий эффективного развития промышленности на основе диверсификации производства», указывают на взаимодействие диверсификации и специализации как диалектических противоположностей.

Взаимосвязь специализации и диверсификации легко проследить по этапам развития корпоративных структур. Построение современных групп компаний подтверждает общую тенденцию, в соответствии с которой увеличению совокупного уровня диверсификации всей корпорации способствует увеличение уровня специализации ее дочерних (зависимых) обществ. Так, в настоящее время часто реализуются процедуры выделения непрофильных функций из структуры предприятия (когда, например, производственное предприятие выделяет функцию уборки помещений, оказания юридических или 1Т услуг), с последующим подчинением выделенной организации материнской компании. Это приводит к повышению специализации материнской компании, при абсолютной специализации дочерней. При этом, выход дочернего общества на рынок приводит к повышению уровня диверсификации всей корпорации, так как в консолидированном бюджете группы появятся доходы от реализации продукции (услуг) выделенной организации сторонним клиентам. Таким образом, в корпорациях — группах компаний — имеет место синтез диверсификации и специализации. Достоинством такого сосуществования двух различных форм организации производства является облегчение процесса управления ресурсами в специализированных компаниях, недостатком — зависимость «дочки» не столько от конъюнктурных колебаний на рынке и взаимодействия с контрагентами, сколько от стратегических целей корпорации и управленческих решений собственников и менеджмента материнской компании. В этих обстоятельствах встает вопрос определения рационального сочетания между диверсификацией и специализацией компании, позволяющего, с одной стороны, максимально использовать достоинства, с другой стороны, снизить влияние недостатков связи «специализация дочки — диверсификация корпорации». По мнению автора, к определению рационального сочетания целесообразно подходить в зависимости от уровня спроса на тот или иной

товар (услугу) с учетом экономической обоснованности его удовлетворения в том или ином регионе, а также возможности формирования кластерных структур, позволяющей максимизировать маржинальный доход компании.

Вопрос дифференциации диверсификации от других форм организации производства наиболее выражен в отношении интеграции. Связано это с тем, что в настоящее время относительно понятий интеграция и диверсификация среди ученых нет единого мнения. Одни авторы, как было показано ранее, позиционируют диверсификацию как самостоятельную форму организации производства, отделяя ее от прочих форм, в том числе от интеграции. Другие авторы отождествляют диверсификацию и интеграцию. Так, В. В. Гончаров отмечает, что «вертикальная диверсификация (называемая иногда вертикальной интеграцией) означает освоение фирмой производства товаров разной степени обработки»5 В. Д. Маркова и С. А. Кузнецова ставят знак равенства «между связанными вертикальной/ горизонтальной диверсификацией и вертикальной/горизонтальной интеграцией соот-ветственно»6. По их мнению, «вертикальная интеграция (или связанная вертикальная диверсификация) — процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого продукта на ступенях до или после производственного процесса»7. Под горизонтальной интеграцией (или связанной горизонтальной диверсификацией) В. Д. Маркова и С. А. Кузнецова предлагают понимать «объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности»8. На наш взгляд, такое отождествление сомнительно, так как «объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности»9 не приводит к расширению ассортимента выпускаемой продукции, что должно иметь место в случае диверсификации. Для аргументирования данной позиции предлагается, во-первых, идентифицировать интеграцию

Достоинством такого сосуществования двух различных форм организации производства является облегчение процесса управления ресурсами в специализированных компаниях.

и диверсификацию как содержание и форму (отражающие сущностные характеристики данных процессов), а, во-вторых, выявив отличительные признаки, предложить способ дифференциации : интеграции и диверсификации.

Напомним, что, в философском контексте, содержание — «определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление», а форма — «способ суще- =

ствования и выражения этого содержания, его различных модификаций»10. В этой связи интеграция и диверсификация выступают как содержание соответствующих процессов в экономике. В свою очередь, способами выражения данного содержания могут выступать как внутреннее развитие хозяйствующих субъектов (ХС), так и различные виды их реорганизации: слияния, присоединения, разделения, преобразования11, а также выделения12.

В самом общем виде под интеграцией (от лат. т1е£гаИо — «соединение») понимается процесс объединения частей в целое, на первый взгляд, являющийся формой в философском контексте, то есть способом выражения диверсификации. Однако такой подход к позиционированию диверсифика-

Недостатком является зависимость «дочки» не столько от конъюнктурных колебаний на рынке и взаимодействия с контрагентами, сколько от стратегических целей корпорации и управленческих решений собственников и менеджмента материнской компании.

ции и интеграции, во-первых, вне зоны исследования оставляет внутреннее развитие и процессы выделения/разделения ХС (как способов диверсификации), а во-вторых, делает сомнительным рассмотрение интеграции как самостоятельной формы организации производства. Исходя из изложенного, на наш взгляд, логично и обоснованно позиционирование интеграции и диверсификации как равноправных и само-= стоятельных форм организации производства. При этом, формами интеграции могут выступать такие виды реорганизации, как слияния и поглощения, формами диверсификации — все формы интеграции, а также внутреннее развитие и такие виды реорганизации ХС, как выделение, разделение и преобразование.

Для выявления отличительных признаков интеграции и диверсификации напомним, что в современном экономическом словаре горизонтальной интеграцией (ГИ) называется «объединение предприятий..., выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии»13. А. Д. Выварец под ГИ предлагает понимать «слияние предприятий, выпускающих однородную продукцию»14. Ф. Котлер к ГИ относит «захват» конкурентов»15, а к гори-

горизонтальная

Ав = Ас = АХ Ав + Ас = АХ, где Ав Ф Ас

ж те Ж г ^ те X г

о 1-X г Ав + Ас = АХ, где Ав Ф Ас и То < 0 г о О СО г ч:

Ав = Ас = АХ Ав = Ас = АХ

и и

То < 0 То > 0

Ав + Ас = АХ, где Ав Ф Ас

и

То > 0

вертикальная

Рисунок 1. Матрица идентификации интеграции и диверсификации

зонтальной диверсификации (ГД) — выпуск новой продукции, «предназначенной для клиентов компании, даже если она технологически не связана с существующими производственными линиями»16. Таким образом, мы полагаем, что отличительным признаком ГИ от ГД является совокупный ассортимент продукции, выпускаемый объединенным предприятием, А (рисунок 1). При ГИ у вновь созданного в результате объединения предприятия совокупный ассортимент не изменится ни для одного из объединяемых предприятий (А1=Ав=Ас — совокупный ассортимент объединенного предприятия, где Ав и Ас — ассортименты предприятий В и С до объединения). При ГД создание объединенного предприятия приводит к расширению совокупного ассортимента хотя бы для одного из объединяемых предприятий (АЕ=Ав+Ас, где Ав ф Ас).

Вертикальная интеграция (ВИ), по мнению А. Д. Выварца, — способ концентрации производства, который пред-

полагает объединение нескольких разно-отраслевых предприятий и по сути своей является самостоятельной формой организации производства, т.е. комбинированием, предполагающим соединение на основе сочетания последовательных стадий переработки исходного сырья в масштабах одного предприятия производств различных видов продукции, относящихся нередко к различным отраслям промышленности, но тесно технологически связанных17. В то же время, по мнению А. Д. Выварца, она (ВИ) может быть как связанной вертикальной прямой, так и связанной вертикальной обратной18.

Понимая под вертикальной диверсификацией (ВД) освоение новых продуктов, для производства которых в качестве сырья и полуфабрикатов используется традиционная продукция, либо производство товаров, являющихся сырьем и полуфабрикатами, комплектующими при изготовлении традиционных продуктов19, а также учитывая вы-

С

Z

э

2. Ав, Ас, То

7

1 Г

3. Определение направления приращения ДЕ

12. ВИ^ ^^ 13. ВД^ ^^ 14. ВД^7

гг

С

э

Рисунок 2. Алгоритм идентификации интеграции и диверсификации

15. Конец

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

явленный отличительный признак для ГИ и ГД, на наш взгляд, ВИ имеет место в случае объединения предприятий, если производимый предшествующими переделами продукт полностью (без товарного остатка — То) потребляется последующими переделами; при этом продуктом, реализуемым на рынке, будет только один — продукт с максимальной добавленной стоимостью конечной фазы технологической цепочки компании. В свою очередь, ВД имеет место при наличии и реализации на рынке товарного

Тенденции реструктуризации корпораций подтверждают целесообразность сочетания специализации и диверсификации, поскольку, используя процедуры выделения непрофильных функций в дочерние общества и их выхода на внешних потребителей, корпорация в целом увеличивает специализацию отдельных участников группы, увеличивая и совокупный уровень диверсификации.

2. Диверсификация, как стратегия развития бизнеса, может не только последовательно сменять концентрацию и интеграцию, в зависимости от возраста и размера - компании, а может иметь место и в момент проектирования компании (независимо от возраста и размера), что объясняется технологическими особенностями отрасли, к которой относится компания.

3. Тенденции реструктуризации корпораций подтверждают целесообразность сочетания специализации и диверсификации, поскольку используя процедуры выделения непрофильных функций в дочерние общества и их выхода на внешних потребителей, корпорация в целом увеличивает специализацию отдельных участников группы, увеличивая и совокупный уровень диверсификации. Это дает положительный эффект как в части управления ресурсами, так и в части повышения мотивации персонала выделенных подразделений на эффективный труд.

4. Диверсификация и интеграция выступают как самостоятельные и равноправные формы организации производства, при этом формами их реализации могут выступать: для интеграции — такие виды реорганизации хозяйствующих субъектов, как слияния и поглощения; для диверсификации — все формы интеграции, а также внутреннее развитие и такие виды реорганизации хозяйствующих субъектов, как выделение, разделение и преобразование.

5. Критериями дифференциации диверсификации от интеграции являются ассортимент продукции, выпуска-ей. К первой относится любое расширение емый объединенным предприятием, А^, номенклатуры, ко второй — лишь такое рас- а также товарный остаток Т,, получаемый ширение номенклатуры, которое связано в переделах, предшествующих конечной с новыми рынками. фазе технологической цепочки компании.

остатка То переделами, не являющимися конечными в технологической цепочке компании. Таким образом, отличительными признаками для ВИ и ВД являются (как и в случае с ГИ и ГД) ассортимент продукции, выпускаемый объединенным предприятием А^, а также товарный остаток То, получаемый в переделах, предшествующих конечной фазе технологической цепочки компании. При ВИ у вновь создаваемого предприятия одновременно должны выполняться оба следующих условия: 1) АЕ=Ав=Ас; 2) То<0. При ВД у вновь создаваемого предприятия должно выполняться хотя бы одно из двух условий: 1) АЕ=Ав+Ас, где Ав ф А; 2) Т>0 (рисунок 1).

Исходя из изложенного, предлагается для идентификации интеграции и диверсификации использовать алгоритм, представленный на рисунке 2.

Резюмируя вышесказанное необходимо отметить следующее:

1. Диверсификация как форма организации производства имеет более широкий смысл, по сравнению с диверсификацией как стратеги-

Формами интеграции могут выступать такие виды реорганизации, как слияния и поглощения, формами диверсификации - все формы интеграции, а также внутреннее развитие и такие виды реорганизации хозяйствующих субъектов, как выделение, разделение и преобразование.

При горизонтальной интеграции у вновь созданного в результате объединения предприятия совокупный ассортимент не изменится ни для одного из объединяемых предприятий. При горизонтальной диверсификации создание объединенного предприятия приводит к расширению совокупного ассортимента.

При вертикальной интеграции у вновь создаваемого предприятия одновременно должны выполняться оба следующих условия: неизменный ассортимент; отсутствие товарного остатка в переделах, предшествующих конечной фазе технологической цепочки компании. При вертикальной диверсификации у вновь создаваемого предприятия должно выполняться хотя бы одно из двух условий: увеличение ассортимента; наличие товарного остатка в переделах, предшествующих конечной фазе технологической цепочки компании.

В заключение статьи стоит отметить, что началу глубокого изучения процесса диверсификации послужило становление стратегического менеджмента, в рамках которого она рассматривается как стратегия развития бизнеса. В настоящее время диверсификация приобретает статус инструмента для определения мероприятий, программ и проектов при планировании деятельности компаний как форма общественной организации производства. В этой связи вопросы дифференциации диверсификации от других форм организации производства требуют дальнейшего осмысления и развития.

1. Ansoff H.I. Strategies for diversification // Harvard Business Review. 1957. № 5. P.113- 124.

2. Там же.

3. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий): учебник — 3-е изд. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 75.

4. Выварец А. Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 125.

5. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: в 2 т. Том 2. — 2-е доп.изд. — М.: МНИИПУ, 1998. С. 488.

6. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: курс лекций. — М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. С. 156-162.

7. Там же. С. 156.

8.Там же. С. 159.

9. Там же.

10. Философский словарь / Авторы-составители С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора — Изд.2-е, стер. — Ростов на Дону: Феникс, 2013. С. 486.

11. Белоусова В. М. Способы диверсификации с точки зрения минимизации рисков // Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты: всероссийская научно-практическая конференция. — Новокузнецк, 2009. С. 87-93.

12. Белоусова В. М. Выделение как способ диверсификации деятельности предприятия // Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты: всероссийская научно-практическая конференция. — Новокузнецк, 2009. С. 93-97.

13. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 6-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 83.

14. Выварец А. Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 118.

15. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. М.Бугаев; под ред. О.Третьяк — СПб: Питер Ком, 1998. С. 130.

16. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. М.Бугаев; под ред. О.Третьяк — СПб: Питер Ком, 1998. С. 131.

17. Выварец А. Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Выварец А. Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 116.

19. Соина-Кутищева Ю. Н. Диверсификация металлургических компаний: основные тенденции и оценка эффективности: дис. ... канд. экон. наук. Кемерово. 2006. 185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.