Проблемы экономики и менеджмента
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 631.173.2
Т.Н. Арасланов
канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики предпринимательства, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОСЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития системы производственного обслуживания сельских товаропроизводителей и процессу диверсификации, то есть выполнению агросервисными предприятиями, кроме производственных, других видов услуг и освоению производства различных видов продукции, не связанного с основной деятельностью. Проанализированы показатели прибыльности по структурным бизнес-единицам и в целом по агросервисному предприятию и показано, что диверсификация позволяет нивелировать неудовлетворительные результаты деятельности отдельных бизнес-единиц и достигнуть общего положительного финансового результата в целом по предприятию.
Ключевые слова: диверсификация, агросервисное предприятие, прибыльность всей деятельности.
T.N. Araslanov, Ufa State Aviation Technical University
DIVERSIFICATION AS INSTRUMENT OF MANAGEMENT OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE AGROSERVICE ENTERPRISE
Abstract. Article is devoted to an actual problem of development of system of production service of rural producers and diversification process, that is performance by the agroservice enterprises, except production, other types of service and to development of production of different types of production, not connected with primary activity. Profitability indicators on structural business units and as a whole on the agroservice enterprise are analysed and is shown that the diversification allows to level unsatisfactory results of activity of separate business units and to reach the general positive financial result as a whole on the enterprise.
Keywords: diversification, agroservice enterprise, profitability of all activity.
На современном этапе развития аграрного сектора страны важную роль в реализации социально-экономических задач села выполняют агросервисные предприятия (машинно-технологические станции), оказывающие широкий спектр производственных услуг сельским товаропроизводителям. Однако широкое и повсеместное развертывание этих предприятий сдерживается такими факторами как низкая платежеспособность аграрных хозяйств, большая территориальная рассредоточенность производства и его сезонность, сильная зависимость сельскохозяйственного производства от природноклиматических и почвенно-биологических факторов и др. Более того, указанные трудности привели к тому, что «за период 2003-2011 гг. общее число машиннотехнологических станций в России сократилось с 533 до 100 единиц, численность работающих- с 32 до 4,7 тыс. чел.» [1, с. 10].
В связи с этим актуальным направлением повышения эффективности деятельности агросервисных предприятий является диверсификация, то есть распространение деятельности машинно-технологических станций на новые сферы, расширение но-
№ 10 (14) - 2012
27
Проблемы экономики и менеджмента
менклатуры оказываемых услуг и производимой продукции.
Одним из ведущих предприятий агропромышленного сервиса Республики Башкортостан является ОАО «Зирганская машинно-технологическая станция». Это многопрофильное сельскохозяйственное сервисное предприятие, основными видами деятельности которого являются оказание услуг по выращиванию и уборке продукции растениеводства, по выполнению трудоемких процессов в сельском хозяйстве, услуг автотранспорта, по хранению и переработке зерна на элеваторе, переработка зерна в муку, сервисное обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники, производство продукции животноводства, производство хлеба и хлебобулочных изделий, розничная торговля производственными товарами, изготовление резиново-технических изделий. В таблице 1 представлены показатели прибыльности продаж, определяемые как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж по различным направлениям диверсификации деятельности (бизнес-единицам) предприятия за 2011 год.
Таблица 1 - Показатели прибыльности продаж ОАО «Зирганская МТС» по бизнес-единицам за 2011 год
Бизнес-единицы предприятия Прибыльность продаж, %
Собственная продукция растениеводства, 2,71
в том числе в переработанном виде 9,24
Собственная продукция животноводства, 4,14
в том числе в переработанном виде 6,68
Производство и продажа промышленной продукции 3,06
Производство сельскохозяйственных товаров 5,81
Оказание производственных услуг 3,19
Как видно из таблицы 1, убыточными для агросервисного предприятия являются такие виды деятельности, как производство и продажа промышленной продукции и продукции животноводства. Однако производство не всех видов продукции животноводства является убыточным; так, производство молочной продукции является для предприятия рентабельным и позволяет при определенном соотношении объемов производства молока и мясной продукции оптимизировать общую сумму прибыли по животноводству. Менеджменту предприятия следует уделить первостепенное внимание развитию наиболее рентабельного направления деятельности предприятия, а именно: производству собственной продукция растениеводства в переработанном виде.
В связи с этим следует отметить, что если в качестве долгосрочных целей развития предприятия заявлены завоевание и удержание рыночной доли, лидерства в минимизации затрат, то необходимо применять стратегию синергической диверсификации, «когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от
28
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
использования тех же ресурсов по отдельности» [2, с. 127]. В данном случае эффект проводимой на предприятии ОАО «Зирганская МТС» диверсификации проявляется в том, что она позволяет получить общий положительный финансовый результат благодаря отнесению части затрат по нерентабельным видам на другие (имеющие положительную прибыльность) виды производимой машинно-технологической станцией продукции (производство продукции растениеводства, сельскохозяйственных товаров, оказание производственных услуг). При этом на рассматриваемом предприятии проявляется эффект синергизма, когда для оказания различных видов услуг и производства товаров используются одни и те же каналы распределения, производственные мощности, общая технологическая база и осуществляются общие затраты на рекламу для продвижения товаров и услуг предприятия на рынке. В результате достигается значительное повышение эффективности деятельности предприятия вследствие сокращения потерь продовольствия, минимизации внутрипроизводственных и других видов расходов, а также достигается дополнительный выигрыш от выполнения агросервисным предприятием полного производственного цикла (без посредников) производства и продажи выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Все это позволяет существенно расширить поле деятельности и смягчить негативные последствия сезонного характера сельскохозяйственного производства, обеспечить более равномерное использование в течение года материальных и трудовых ресурсов агросервисного предприятия, уменьшить долю себестоимости в цене готовой продукции за счет создания полного технологического цикла от посева сельскохозяйственных культур до их переработки в конечные готовые продукты, удерживая на этой основе более низкие по сравнению с конкурентами цены на готовую продукцию, и в итоге повысить конкурентоспособность и улучшить показатели общей производственно-финансовой деятельности предприятия.
Рисунок 1 - Показатели прибыльности всей деятельности и прибыльности продаж ОАО «Зирганская МТС» за период 2006-2012 гг.
На рисунке 1 представлены показатели прибыльности всей деятельности (опре-
№ 10 (14) - 2012
29
Проблемы экономики и менеджмента
деляемой отношением чистой прибыли к выручке от продаж) и прибыльности продаж в целом по предприятию ОАО «Зирганская МТС» за период 2006-2012 гг.
Как видно из рисунка 1, «сглаживающий» эффект диверсификации проявляется в том, что несмотря на наличие в предпоследнем анализируемом периоде (на 01.01.2011 г.) отрицательного показателя прибыльности продаж, показатель прибыльности всей деятельности варьирует в небольшом положительном диапазоне от 0,79% до 0,75% соответственно на начало и конец анализируемого периода, то есть общий финансовый результат деятельности предприятия остается положительным.
Таким образом, грамотное и обоснованное формирование оптимальной диверси-фикационной программы деятельности машинно-технологических станций путем проведения оценки выгодности существующих и создаваемых в рамках диверсификации новых видов бизнес-единиц и направлений позволит агросервисным предприятиям удержаться на рынке (особенно при кризисных периодах в экономике), усилить конкурентные преимущества, снизить риски и улучшить финансовые результаты деятельности.
Список литературы:
1. Что нового в работе Калужской машинно-технологической станции? // Машинно-технологическая станция. - 2012. - № 2 - С. 10-12.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / пер. с англ. под ред. Ю.Н. Капту-ревского. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с.
List of references:
1. What new in work of the Kaluga machine and technological station? // Machine and technological station. - 2012. - No. 2. - P. 10-12.
2. Ansoff I. New corporate strategy. / the Lane with English Under the editorship of Yu.N.Kapturevskogo - SPb: St. Petersburg publishing house, 1999. - 416 p.
30
№ 10 (14) - 2012