Научная статья на тему 'Диверсификация как инструмент развития проектной организации'

Диверсификация как инструмент развития проектной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / DESIGN ORGANIZATION / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / MANAGEMENT OF PROJECTS / ЗАКАЗ / ORDER / ОБЪЕКТ / OBJECT / ДОКУМЕНТАЦИЯ / DOCUMENTATION / РАСШИРЕНИЕ / EXPANSION / СПРОС ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ЦЕНА / PRICE / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS / DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Постнов К.В.

В статье приведены и проанализированы этапы, методы и отдельные работы, позволяющие расширить номенклатуру продукции и услуг проектной организации, провести дивер-сификацию. Рассмотрены условия, при которых диверсификация будет успешной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSIFICATION AS THE TOOL OF DEVELOPMENT OF THE DESIGN ORGANIZATION

In article stages, methods and separate works of expansion of production and services of the design organization, including a diversification are resulted and analysed. Conditions at which the diversification will be successful are considered.

Текст научной работы на тему «Диверсификация как инструмент развития проектной организации»

4/2010 М1 ВЕСТНИК

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

DIVERSIFICATION AS THE TOOL OF DEVELOPMENT OF THE DESIGN ORGANIZATION

К. В. Постнов

K. V. Postnov

МГСУ

В статье приведены и проанализированы этапы, методы и отдельные работы, позволяющие расширить номенклатуру продукции и услуг проектной организации, провести диверсификацию. Рассмотрены условия, при которых диверсификация будет успешной

In article stages, methods and separate works of expansion of production and services of the design organization, including a diversification are resulted and analysed. Conditions at which the diversification will be successful are considered.

Целью основной деятельности проектной организации традиционно является удовлетворение потребностей предприятий и организаций в проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и технологическое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений, а также в другой проектной и научно-технической продукции, обеспечивающей повышение эффективности капитальных вложений и основных фондов на основе новейших достижений архитектуры, науки, техники и передового опыта.

В настоящее время в инвестиционном комплексе прослеживается тенденция, связанная с уменьшением спроса на проектную продукцию в связи с чем «портфель заказов» большинства проектных организаций существенно снизился. В связи с этим конструкторские бюро и проектные институты пытаются расширить номенклатуру предоставляемых работ и услуг.

Выживание организаций, занимающихся проектированием в строительной отрасли, в настоящее время возможно лишь в том случае, если они будут успешно осуществлять диверсификацию своей деятельности.

Под диверсификацией понимается одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий и оказываемых услуг.

Стратегия расширения видов продукции (услуг) проектной организации, роста ее устойчивости на рынке предполагает проведение последовательного анализа ее деятельности и возможностей.

Практика работы по проведению диверсификации последних лет выявила несколько этапов ее проведения.

На первом этапе следует выявить возможности, которыми проектная организация может воспользоваться при существующих масштабах и предмете деятельности - методы интенсивного расширения видов продукции (услуг).

На втором этапе необходимо определить возможности кооперации с другими участниками инвестиционной деятельности в отрасли (территории) - методы интеграционного расширения видов продукции (услуг).

На третьем этапе следует исследовать возможности проектной организации удовлетворять потребности в продукции (услугах) за пределами отрасли (территории) -диверсификационные методы расширения видов продукции (услуг).

Выбор методов интенсивного расширения видов продукции (услуг) оправдан в случае, если проектная организация не в полной мере может использовать возможности, присущие традиционно выпускаемым видам продукции (услуг) и традиционным заказчикам. К методам интенсивного расширения видов продукции (услуг) проектной организации отнесены более глубокое проникновение на рынок и совершенствование качества выполняемых работ и услуг.

Более глубокое проникновение на рынок предполагает не только активную реализацию традиционно выполняемых видов проектных работ и услуг на уже освоенных рынках, но и расширение географических границ рынка. Реализация этого метода обеспечивается такими мероприятиями, как:

• повышение активности рекламной деятельности;

• снижение цен на выполняемые работы (услуги);

• активное участие в выставках, семинарах;

• привлечение посреднических фирм для распространения (предложения) своей продукции (услуг).

Меры, принимаемые при использовании этого метода, направлены на расширение круга заказчиков, заинтересованных в деятельности данного проектного института, при существующей производственной программе. В рамках этого направления определяется максимально возможный крут потенциальных заказчиков работ (услуг). Для этого целесообразно создавать информационные банки данных о потенциальных заказчиках с последующим анализом перспектив установления деловых контактов. В процессе анализа необходимо выяснить следующее:

- требуются ли потенциальным заказчикам виды работ и услуг, выполняемые данной проектной организацией;

- какие требования предъявляют потенциальные заказчики к данным видам работ и услуг.

Следует заметить, что реализация этих методов дает неоднозначные результаты. Затраты на рекламу, участие в выставках и семинарах дает некоторое расширение клиентской базы (по оценкам экспертов - до 15%) для недавно созданных проектных организаций и конструкторских бюро. Крупные организации, давно работающие на рынке проектных услуг, такие как «ОАО «Моспроект», «ОАО «ПИ-2», некоторые мощные региональные КБ, считают, что экономический эффект от таких затрат не всегда себя оправдывает. Метод, связанный со снижением цен на выполняемые проектные работы, чаще всего ведет к снижению качества проектирования и характерен для организаций, обладающих невысоким кадровым потенциалом.

Повышение качества выполняемых работ связано с предоставлением дополнительного комплекса услуг по сопровождению документации в процессе ее использования заказчиком и увеличение состава разрабатываемой документации в зависимости от требований заказчика.

Это направление является безусловно важным для закрепления организации на рынке. Анализ деятельности проектных организаций показывает, что существует зна-

4/2010 ВЕСТНИК _4/2010_МГСУ

чительное число дополнительных услуг и работ, которые может оказывать проектная организация (см. табл).

■я

о ю

сЗ Оч

■ Консультирование заказчика по всем вопросам определения договорной цены на строительство.

■ Участие по просьбе заказчика в обсуждении спорных вопросов, возникающих между заказчиком и генеральным подрядчиком.

■ Участие по поручению заказчика в рассмотрении мнений и предложений специалистов, привлекаемых заказчиком для проведения экспертизы проекта.

■ Оказание помощи заказчику при организации и проведении тендеров (конкурсов) на разработку проектной документации, включая подготовку предложений по составу тендерного комитета, разработку тендерного задания, участие в рассмотрении и экспертной оценке тендерных предложений

■ Контроль качества работ по устранению дефектов, обнаруженных в период гарантийного срока эксплуатации объекта.

■ Выполнение функций технического надзора заказчика.

■ Расчет рекомендуемого использования производственных мощностей.

■ Прогноз экономического эффекта от деятельности запроектированного предприятия

■ Размещение заказов на оборудование, поставки заказчика и контроль за сроками его получения. Предъявление по поручению заказчика претензий к изготовителям оборудования и организациям, ответственным за его транспортировку, участие в арбитражном рассмотрении.

■ Оказание помощи заказчику при подготовке материалов для заключения контракта на проектирование и строительство.

■ Разработка предварительных технико-экономических оценок и расчетов инвестиций, исследование возможностей и целесообразности инвестирования,

■ Услуги по выпуску арендных проспектов, связанные с подготовкой специальных материалов для содействия инвестору в сдаче в аренду объекта инвестиционной деятельности Услуги по выпуску арендных проспектов, связанные с подготовкой специальных материалов для содействия инвестору в сдаче в аренду объекта инвестиционной деятельности

■ Экспертные услуги по оценке надежности участников инвестиционной деятельности, привлекаемых к реализации инвестиционного проекта.

■ Оказание посреднических услуг при реализации объектов незавершенного строительства, и др.

сЗ

а о н

0

ш «

1 X

к

Ч Ч

3 н о ю

сЗ

04

Работы для подрядных организаций ■ Оказание помощи подрядчику при участии в тендерах на подрядные работы. ■ Оказание помощи подрядчику при определении договорных (свободных) цен на строительство объекта. ■ Координация деятельности генерального подрядчика и субподрядчиков на площадке строительства. ■ Разработка инструктивно-нормативной документации по организации строительства. ■ Регистрация, рассмотрение, оформление рацпредложений в процессе строительства, и др.

Работы для страховых компаний и банков ■ Оценка инвестиционной привлекательности для банков проектов, разработанных другими проектными организациями. ■ Осуществление независимой экспертизы и определение рейтинга ценных бумаг предприятий — заказчиков проектной продукции ■ Проведение технико-экономического анализа уровня развития отрасли, территории, разработка научно-технических прогнозов потребности в инвестициях, маркетинговые исследования объектов капитального строительства, и др.

Работы для владельцев объектов инвестиционной деятельности ■ Услуги, связанные с оформлением аренды объекта, включая адаптацию механических, электрических и других строительных систем к потребностям арендатора ■ Контроль за состоянием строительных конструкций и оборудования в процессе гарантийного и послегарантийного сроков эксплуатации. ■ Подготовка предложений о расширении возможностей использования запроектированных объектов в процессе эксплуатации. ■ Проведение обследования действующего предприятия с целью поиска резервов улучшения производственных показателей, и др.

Рис. 1. Дополнительные работы, которые могут быть предоставлены проектной организацией

При реализации второго этапа, связанного с проведением диверсификации, используются интеграционные методы, к которым относится слияние, приобретение во владение или более жесткий контроль:

- проектной организацией своих смежников (НИИ, изыскательские организации и т.п.) (регрессивная интеграция);

- конечными пользователями продукции проектной организации (строительно-монтажные организации, заводы - поставщики оборудования и др.) - прогрессивная интеграция.

- предприятий-конкурентов (проектных организаций в рамках одной или нескольких отраслей, ассоциаций, союзов и т.п.) - горизонтальная интеграция.

Интеграционные процессы в проектировании за последние 20 лет могут быть охарактеризованы нижепредставленным графиком (см. рис.2)

В результате реализации интеграционных процессов проектная организация расширяет отраслевую номенклатуру проектной продукции как собственными силами,

4/2010 М1 ВЕСТНИК

так и с привлечением сторонних организаций (специалистов), наращивая свой кадровый потенциал.

Методы третьего этапа используются в тех случаях, когда отрасль не предоставляет проектной организации возможностей дальнейшего роста или возможности роста за пределами отрасли значительно привлекательнее. В связи с этим необходимо провести тщательный анализ и определить направления, по которым возможно в большей мере применить накопленный опыт проектной деятельности. Диверсификационные методы расширения видов услуг могут быть использованы для решения следующих задач:

Пополнение номенклатуры продукции (услуг) такими работами, которые с технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на выпускаемые проектной организацией. Например, разработка бизнес-планов, обоснований целесообразности инвестиций, программных средств и др.

Эти задачи являются, на сегодняшний день, одними из ключевых для проектных организаций и связаны, прежде всего, с их активным участием в команде проекта (Project Management), либо с непосредственным руководством проекта.

Практика последних лет показывает, что заказчики часто передают менеджменту проектных организаций не только основные функции управления проектом, но и финансовых ресурсы проекта. В основном речь идет о строительстве небольших офисных и торговых комплексов в центральных областях РФ. В подобных проектах принимали участие МосжилНИИпроект, ООО «ТЭПЭнерго», компания «Спецжилпро-ект», ОАО «Моспроект», «Проектспецмонолит» и некоторые другие проектные организации.

Обычно для реализации таких проектов реализуется технология совместного управления проектами. Руководитель проекта - представитель заказчика - принимает участие в процессе управления проектом, собирая и ведя за собой команду. Один из комплексных ГИПов проектной организации назначается заместителем руководителя проекта, и отвечает не только за процессы подготовки проектно-сметной документации, но и за выбор подрядной строительной организации, авторский надзор, контроль сроков выполнения проекта, учет бюджета проекта. При этом основными членами команды проекта являются специалисты проектной организации, выбираемые заместителем руководителя. Отдельным участником проекта может выступать спонсор, формирующий и предоставляющий бюджет проекта. Команда под управлением руководителя проводит мониторинг результатов выполнения проекта после завершения работы. Оперативные решения принимаются при участии всей команды, а информационный обмен осуществляется не только от руководителя к членам команды и обратно, но и между членами команды.

Расширение «портфеля заказов» новыми видами работ, которые могут вызвать интерес у отдельных групп традиционных заказчиков. Для этого необходимо тщательно изучить деятельность и потребность традиционных потребителей, выполняя следующие виды работ:

■ осуществление функций технического надзора за строительством

■ комплектование строек оборудованием

■ размещение заказов на оборудование, поставки заказчика и контроль за сроками его получения, включая позиции, которые относятся к специальным поставкам заказчика, приемка оборудования по количеству, качеству и комплектности

■ предъявление по поручению заказчика претензий к изготовителям оборудования и организациям, ответственным за его транспортировку, участие в арбитражном рассмотрении

■ проведение социологических исследований для определения возможности сооружений объектов, в том числе подготовка материалов, отражающих целесообразность и привлекательность намечаемого строительства объектов

■ оформление аренды объекта, включая адаптацию механических, электрических и других строительных систем к потребностям арендатора и др.

Увеличение номенклатуры продукции услугами и изделиями, которые ранее не имели отношения ни к применяемой проектной организацией технологии, ни к ее продукции (услугам) и рынкам сбыта:

■ Консультирование по регистрации товарных знаков.

■ Методическая помощь авторам рацпредложений и изобретений.

■ Переводы научно-технической литературы и проектной документации.

■ Сдача в аренду машинного времени.

■ Автоматизированная обработка информации.

■ Обучение работе на ЭВМ.

■ Снятие копий, тиражирование документов.

■ Переплетные и оформительские работы.

■ Редактирование текстов.

■ Изготовление макетов.

■ Резка, подборка, фальцовка и комплектование копий чертежей и текстового материала.

■ Брошюровочные работы

■ Экспедиционные услуги.

■ Сдача в аренду помещений, транспорта, оборудования.

■ Оказание услуг по ремонту зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспорта, мебели и т.п.

■ Услуга по разработке программных продуктов и/или их поиску и приобретению.

■ Проведение комплекса архивных работ для сторонних организаций и др.

Существует ряд проектных организаций, для которых диверсификация явилась крайне не эффективным инструментом. Это происходило из-за того, что предприятия недооценивали следующие условия: привлекательность, затраты на вхождение в новые проекты (бизнес), взаимная выгода, «разнообразие во вред и на пользу».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первое условие состоит в том, что работы и услуги, которые выбираются для осуществления диверсификации, должны быть привлекательными для потребителя или должны быть потенциально способны обеспечить такую привлекательность. Часто предприятия выбирают направление, которое "хорошо подходит" для их бизнеса, но сталкиваются с проблемами реинжиниринга. Пока предприятие не оптимизирует ключевые бизнес-процессы, обеспечивающие конкурентное преимущество, диверсификация не приведет к высоким результатам. Например, нефтяные компании пытались внедрить диверсификацию, связанную с покупкой химических предприятий, однако недостатки структуры в химической отрасли превзошли преимущества от вертикальной интеграции и удачных технологических решений. Проектным организациям отрасли строительства вряд ли целесообразно осуществлять диверсификацию, связанную с предоставлением услуг в других отраслях, но разумно диверсифицировать свою деятельность применительно к бизнес-процессам инфраструктурного окружения

4/2010

ВЕСТНИК _МГСУ

строительства - экологическая безопасность, энергетическое обеспечение, водоотведе-ние, управление проектами.

Затраты на вхождение в новые проекты (бизнес) не должны приводить к капитализации всех будущих доходов и пожирать всю ожидаемую прибыль.

Взаимная выгода определяется тем, что любое новое производственное подразделение, возникающее в процессе проведения диверсификации, должно получать конкурентные преимущества за счет выполнения новых работ, и наоборот.

Последнее условие - «разнообразие во вред и на пользу» - можно обозначить следующим образом. Для реализации проектов по диверсификации предприятие вынуждено брать долгосрочные, достаточно объемные кредиты. Но на фоне того, что законодательная база нашей страны подвержена резким колебаниям, а также в силу прочих негативных явлений макроэкономического характера (колебания курсов валют, крайне неэффективная защита интересов инвесторов и т.д.), предприятие, берущее на себя кредитные обязательства, автоматически переходят в разряд "кризисных".

В результате получается, что чем меньше предприятие и целая отрасль использует заемные средства, тем успешнее проходит и шире распространяется диверсификация. Так, например, региональные проектные организации Юга России (Краснодар, Ставрополь) успешно проводят диверсификационные мероприятия при достаточно ограниченных финансовых возможностях.

Кризисные явления в строительном производстве вынуждают субъекты хозяйственной деятельности, в том числе и проектные организации, рассматривать диверсификацию не только как инструмент выживания, но и возможность закрепиться на лидирующих позициях новых рынков уже в посткризисное время.

Проектные организаций в отрасли строительства

Количество —

3000 2600 2200

1800 1400 1000 600 200

—— Слияние или приобретение проектной организацией своих смежников

Слияние или приобретение во владение проектной организации кончными пользователями проектной продукции Слияние или приобретение во владение проектной организации предприятиями-конкурентами

Начало 2010

Годы

Рис. 1. Интеграционные процессы в проектировании

1995

2000

2005

Литература

1. Диверсификация деятельности предприятия. Жулина Е.Г., Мягкова Т.Л. Москва, журнал «Управление персоналом», 2006 г.

2. Организация проектирования и строительства А. И. Трушкевич. Серия: ВУЗ. Студентам высших учебных заведений. Москва, Издательство: Вьгсшая школа, 2004 г.

3. «Рекомендации по расширению видов продукции (услуг) и организации предпринимательской деятельности проектных институтов в условиях рынка». Москва, издательство Минстроя России, 2000 г..

4. Русский толковый словарь. Лопатш В. А, Лопатина Л. Е.Издание 7-е, испр. и доп. MocKBa, «Русский язык», 2001 г.

5. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). Третье издание. Москва, 2004 г.

The literature

1. Zhulina E.G., Myagkov T.L. A diversification of activity of the enterprise. Moscow, magazine "Human resource management", 2006

2. A.I.Trushkevich. The organization of designing and. A series: HIGH SCHOOL. To students of higher educational institutions. Moscow, Publishing house: vyshejshaja school, 2004

3. «Recommendations about expansion of kinds of production (services) and the organization of enterprise activity of project institutes in the conditions of the market». Moscow, publishing house Minstroja of Russia, 2000 r.

4. Lopatsh V. A., Lopatin L.E. The Russian explanatory dictionary. Edition V, corr. and add. Moscow, "Russian", 2001

5. A management to the Arch of knowledge on management of projects (Management PMBOK®). The third edition. Moscow, 2004

Ключевые слова: диверсификация, проект, проектная организация, управление проектами, заказ, объект, документация, расширение, спрос, потенциал, цена, бизнес-процесс.

Keywords: diversification, the project, the design organization, management of projects, the order, object, the documentation, expansion, demand, potential, the price, business process.

Телефон: 287-49-19, доб. 3042

e-mail: kovpost@gmail.com

Рецензент: Акимова Елена Михайловна, доцент к.т.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.