♦-------------
УДК 338.45:69
-------------♦
С.Б. Позмогова
шлпшпгплпмп □□□шпп □□глшшмп I I I I мгпгплпгппп □ГШМГШШПП □□□□□□□□□□
В статье рассмотрена современная система управления строительным комплексом. Выявлены диспропорции между использованием производственных мощностей добывающих, перерабатывающих предприятий и производственными мощностями строительных организаций. Проанализированы факторы, препятствующие развитию строительного комплекса. Предложена усовершенствованная система управления территориальным строительным комплексом.
Ключевые слова: территориальный строительный комплекс, система управления, государственное регулирование, модернизация, объект, субъект управления.
S.B. Pozmogova
MODERNIZATION OF THE TERRITORIAL CONSTRUCTION COMPLEX MANAGEMENT SYSTEM
The paper deals with the modern management system of construction industry. The author exposes disparities between the use of production capacities of mining and processing enterprises and production capacities of construction companies. Factors impeding the development of construction industry are analyzed. An improved management system for construction complex is proposed.
Key words: territorial construction complex, management system, state regulation, modernization, object, subject of management.
Современный этап управления строительным комплексом как экономической системой обусловлен сложностью решаемых проблем, характеризуется многоплановостью и логической незавершенностью методов управления.
В процессе управления строительным комплексом в условиях рыночной экономики необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Система управления должна быть адаптивной на стратегическом и оперативном уровнях принятия решений в условиях быстро меняющейся экономической ситуации.
2. Процесс сбора, систематизации, обработки и предоставления информации для оперативного принятия решения должен быть автоматизирован независимо от подходов и методов управления.
3. Процесс принятия решений должен опираться на результаты информационного, экономического и статистического анализа текущего состоянии производства, проводимого для определения причин сбоя между целевыми и текущими условиями развития системы.
4. С целью повышения эффективности управления сложными системами в условиях транзитивной экономики необходимо использовать перспективное планирование с динамическим распределением критериев их развития во времени.
Оценка состояния предприятий и организаций строительного комплекса, структурных преобразований последних лет, ресурсной значимости строительной отрасли, развития рыночных отношений убеждает, что преодоление кризисной ситуации в строительной отрасли связано с инновационным развитием производств и новых методов управления. Давая экономическую оценку предприятиям, необходимо проводить анализ конкурентных преимуществ, который должен представлять собой характеристику, полученную в ре-
зультате комплексного исследования, т.е. одновременного , согласованного изучения совокупности показателей, отражающих реальную экономическую деятельность предприятий строительного комплекса.
В условиях рыночной экономики появилась диспропорция между использованием производственных мощностей предприятий: добывающих и перерабатывающих неметаллические полезные ископаемые, производящих строительные материалы (их загрузка составляет 30 □ 50%), и производственных мощностей строительных организаций (60 □ 80%).
В этой ситуации возникает необходимость решения вопроса эффективного (сбалансированного) использования мощностей всех предприятий строительного комплекса. При этом следует учитывать все существующие факторы рыночной экономики:
1) саморегулирование предполагает наличие свободного рынка в российской экономике, которое способствует росту деловой активности;
2) собственность в основном приватизирована, производственные отношения находятся в зависимости от субъектов собственности;
3) основная часть источников инвестиций находится в руках предприятий, государство инвестирует только пятую часть всех капитальных вложений.
В данной ситуации ставится под сомнение не только развитие, но и существование строительного комплекса, так как происходит спад инвестиционной активности, растут цены на строительно -монтажные работы; перебои в загрузке производственных мощностей, длительная задержка платежей за выполненные работы приводят к значительным издержкам производства, нестабильности функционирования рыночного механизма. Этот факт свидетельствует о необходимости участия государства в инвестиционном, регулирующем процессе и процессе управления строительным комплексом.
Государственное управление экономическими процессами в строительстве все чаще переходит на региональный уровень. В регионах с низкой деловой активностью и депрессивным характером развития основные участники инвестиционно-строительной деятельности заняты решением локальных задач, действуют обособленно, в отрыве от общеотраслевых интересов, что снижает потенциал инвестиционно-строительного комплекса и, как следствие, инвестиционную привлекательность региона.
Роль государства в инвестиционно -строительной деятельности отошла на второй план. Если раньше государство успешно совмещало функции заказчика, инвестора, застройщика, а иногда и потребителя строительной продукции, теперь на передний план выходят интересы частных инвесторов. Отсутствие у строительных предприятий государственных заказов вынуждает их вести борьбу за потребителя. Для привлечения покупателя строительные предприятия вынуждены повышать качество продукции, но отсутствие господдержки привело к тому что износ основных фондов большинства строительных предприятий составил от 50 до 70%. Отсутствие общего информационного поля приводит к тому что строительные предприятия не могут найти □своегоП инвестора.
Совершенствование управления строительством как одной из ведущих отраслей экономики в условиях региональной специфики приобретает особую значимость. Решение этой задачи позволит обеспечить своевременный ввод в действие основных фондов, снижение себестоимости, уменьшение объемов незавершенного строительства и сокращение их сроков, устранение убыточности в работе, повышение качества и в конечном итоге увеличение темпов роста производительности труда и эффективности строительного производства. Состояние отрасли во многом определяет экономическую стабильность региона.
Региональные органы управления непосредственно заинтересованы в более производительной и эффективной деятельности всех расположенных на территории региона предприятий и организаций. Они обеспечивают примерно равное соотношение производственно-экономических связей между регионом и размещенными на его территории предприятиями и организациями, исключая любой экономический ущерб для последних.
Выполнение социально-экономических программ региона должно быть, естественно, взаимосвязанным и соизмеримым с возможностями предприятий и организаций различных народнохозяйственных отраслей, размещенных на его территории: рентабельность функционирования региональной экономики определяет величину доходной части бюджета, а это финансирование социальных программ, в первую очередь в области медицины, образования, занятости населения и др.
Территориальное разделение труда закрепляет определенные отрасли производства за определенными районами страны. В то же время всякая трудовая деятельность на какой-либо территории имеет свою специализацию и соответствующую ей отраслевую направленность. Диалектическое единство отраслевого и территориального управлений обуславливает важность и сложность их гармоничного сочетания в управ -лении экономикой.
Опыт хозяйствования подтверждает, что чрезмерное доминирование территориального или отраслевого подхода неизбежно ведет к нарушениям и снижению эффективности управляющей системы. Для успеш -ного функционирования всех форм собственности, для достижения эффекта как социального, так и регионального уровня необходимо создание строительного кластера. Положительным примером функционирования такого кластера был в советский период Джизакский КСМ. Находясь в подчинении республиканской структуры (Главк), аккумулировавшей финансовые ресурсы, организация доводила их до производителя строительных материалов (КСМ). Производитель поставлял свою продукцию во множество ПМК, находившихся в необходимом количестве на данной территории. Цепь замыкалась □ ПМК возводили объекты, КСМ были обеспечены заказами, потребитель получал жилые либо промышленные объекты. Выполнялась социальная и государственная задача по освоению и инфраструктурному обустройству территорий.
Объединяющим началом для всевозможных кластероподобных образований является то, что они представляют собой концентрации специализированных хозяйствующих субъектов. Глубокое разделение труда требует квалифицированной рабочей силы, соответствующего оборудования и наличия инфраструктуры. Более того, локализованные субъекты должны находиться в кооперации друг с другом с целью производства готового продукта. Такие территории □ зоны развитого разделения труда и кооперации в связанных отраслях □ встречались задолго до появления современных кластеров, с одной стороны, и, безусловно, лежат в основе их становления и развития □ с другой.
Отличительной характеристикой кластера является высокая инновационная активность входящих в него субъектов. Формирование кластера позволяет входящим в него минимизировать издержки и приблизиться к рынкам сбыта.
Вопросы развития строительного комплекса в рыночных условиях актуальны по причине многомерности, динамичности и стохастичности деятельности его участников, разделения функциональных обязанностей между разными фирмами при осуществлении инвестиционно-строительных проектов, сложности построения хозяйственных связей.
Состояние строительного комплекса во многом определяет уровень развития общества и производительных сил, но на современном этапе отсутствует представление о составе рыночного комплекса, особенностях и резервах его развития.
Целью создания кластера является организация и управление инвестиционно-строительной деятельностью в регионе. При этом оптимизируется система организации и управления реализацией инвестиционного проекта, что выявляет дополнительные резервы на отдельных звеньях цепи денежно-материальных потоков (сокращение затрат на поиск подрядчика для реализации проекта, нахождение новых рынков сбыта строительной продукции, аккумуляция ресурсов нескольких подрядчиков для повышения качества произведенной продукции и сокращения сроков строительства также способствует эффективной работе запогово-гаран-тийного механизма).
Система государственной власти через кластер взаимодействует с каждым предприятием, образуя множество связей с ИСК. Необходимо объединять строительные предприятия в различные ассоциации, союзы, что позволит использовать накопленный потенциал, снижать риски, получать достоверную информацию, оперативно реагировать на негативные тенденции и ситуации, возникающие в процессе инвестиционностроительной деятельности. Развитие должно идти в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Государственное регулирование строительного комплекса должно вестись с учетом интересов государства (экономическая стабильность государства, защита окружающей среды), предприятий (получение прибыли), работников (социальная защита, удовлетворение моральных и материальных потребностей), инвесторов (возвратность, окупаемость и приращение капитала), поставщиков товарно-материальных ценностей (зависимость загрузки мощностей от основного производства □ строительства).
На данном этапе существуют факторы, препятствующие эффективному управлению и развитию строительного комплекса:
□ дублирование управленческих функций отраслевыми органами управления, региональными, органами государственного управления, что приводит к принятию неэффективных управленческих решений;
□ отсутствие на региональном уровне стратегического планирования в управлении строительным комплексом;
□ несовершенство законодательства в строительстве;
□ неэффективное использование/игнорирование государственного заказа как инструмента государственного регулирования строительного комплекса;
□ зарегулированность и чрезмерная продолжитель -ность процесса согласования проектно-сметной документации.
Проведенное изучение всех перечисленных факторов позволяет сделать вывод о необходимости:
□ усиления контрольных функций органов управления строительным комплексом;
□ внедрения рациональной структуры управления на региональном уровне;
□ прямого регламентирования деятельности хозяйствующих субъектов в строительном комплексе;
□ подчинения территориальных органов управления строительным комплексом федеральным органам власти;
□ создания интегрированных структур;
□ стабилизации инвестиционных процессов строительного комплекса.
Основными задачами государственного регулирования строительного комплекса на федеральном уровне являются: модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей; стимулирование развития инновационных процессов в строительном комплексе; реновация строительных машин; ускорение инвестиционного процесса; максимальное использование производственного потенциала; организация контроля за использованием и расходованием инвестиционных ресурсов.
Доминирующее значение при рассмотрении данного вопроса имеет региональная политика, поскольку каждый субъект Федерации представляет собой произ-
водственную подсистему России со специализированным потенциалом. В соответствии с этим можно сделать вывод, что рациональна та модель государственного регулирования экономикой строительного комплекса, которая предусматривает следующие мероприятия:
1. Формирование государственного фонда накопления на инвестиции и наращивание инвестиционных источников на строительство.
2. Совершенствование связей между всеми элементами строительного комплекса: инвесторами, подрядчиками и субподрядчиками, поставщиками и потребителями строительной продукции, федеральными и территориальными органами управления.
3. Аудит всех действующих промышленных и производственных мощностей с изучением их технических возможностей, неиспользуемого потенциала и необходимости переоснащения.
4. Создание условий для функционирования государственных лизинговых компаний.
5. Использование инновационных проектных решений, технологий и техники для производства работ на объектах и в строительном комплексе в целом.
6. Рациональное использование трудовых и материальных ресурсов, основных производственных фондов.
7. Загрузка в полном объеме всех действующих в строительстве производственных мощностей (подрядные, субподрядные организации, предприятия по добыче сырья и производству строительных материалов и конструкций).
8. Регулирование системы ценообразования на строительную продукцию с целью устранения противоречий между подрядчиками, заказчиками, поставщиками и потребителями.
9. Разработка перспективных и текущих программ по развитию строительного комплекса с целью привлечения инвестиций и стабилизации ситуации в строительстве. Систематический контроль использования инвестиционных ресурсов.
В связи с предложенной концепцией возникает необходимость в разработке рациональной структуры уп -равления строительным комплексом. Оптимальным вариантом является такая структура для каждого региона в отдельности с учетом сложившихся рыночных отношений и специфических особенностей субъекта Федерации.
Принципами функционирования системы управления будут выступать системность, комплексность, динамичность, устойчивость, эффективность, обязательная взаимосвязь с интересами участников, оперативная обратная связь, конкретность, непрерывность.
При управлении региональным строительным комплексом необходимо добиваться максимального соответствия объекта и субъекта управления и, как следствие, повышения эффективности строительного производства, увеличения ввода в эксплуатацию строительных объектов и мощностей, следовательно, улучшения социального положения и роста благосостояния населения.
Внедрение кластеризации в экономику Ульяновской области обосновано прежде всего: наличием большого количества строительных организаций, способных заниматься воспроизводством основных фондов региона; наличием весомой сырьевой базы, которая сегодня используется неэффективно; предприятия по производству строительных материалов загружены на 35 □
50%, остальные производственные мощности простаивают; архитектурные и конструкторские бюро выделены в отдельные структуры, что нарушает отраслевую взаимосвязь и культивирует точечную застройку. Структурная раздробленность, обособленность и неуправляемость наносит большой урон строительному комплексу и социальной сфере всего региона, так как на предприятиях идет чрезмерное высвобождение трудовых ресурсов из-за недозагруженности мощностей, население лишается возможности улучшить свои бытовые условия, бизнес из-за потери инвестиционной привлекательности мигрирует.
Именно с этой точки зрения строительные кластеры представляют интерес как объекты эффективного объединения и дальнейшего функционирования.
1. Асаул А.Н. Формирование мезоэкономических объединений в инвестиционно-экономическом комплексе региона // Известия вузов. Строительство. 2004. №1.
2. Белоусова Л.С. Управление развитием регионального строительного комплекса: автореф. дис. □ канд. экон. наук. М., 2010.
3. Сутырин С.Ф., Филиппов П.Н. Кластеры конкурентоспособности Финляндии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.5. 2004. Вып.1 (№ 5).
УДК 338.45:664 Б.С. ОнОПрийчуК
ппппппппгпппп ЛППГГГП ппгггппппплппп пггппгппгпп
В статье анализируются особенности диверсификации отечественных кондитерских предприятий. Автор выделяет преимущества, получаемые отечественными предприятиями кондитерской промышленности в результате различных диверсификационных преобразований.
Ключевые слова: диверсификация, кондитерская промышленность, предприятие.
B.S. Onopriychuk
ECONOMIC ASPECTS OF DIVERSIFICATION OF THE CONFECTIONERY INDUSTRY ENTERPRISES
The paper analyses specific features of diversification of Russian domestic confectionery enterprises. The author identifies advantages brought about by various diversification processes for national confectionery industry.
Key words: diversification, confectionery industry, enterprise.
С переходом к рыночным отношениям в нашей стране в начале 1990-х гг. нарушилось большинство хозяйственных связей между предприятиями -поставщиками сырья и полуфабрикатов и предприятиями-потребителями. Предприятия были вынуждены сами искать поставщиков сырья и продвигать на рынок готовую продукцию, что не могло не сказаться на объемах выпускаемой продукции. В настоящее время многие склоняются к мнению о необходимости проведения диверсификационных преобразований на промышленных предприятий, что обусловлено возросшей конкурентной борьбой на отечественном и мировом товарных рынках [1, с. 51].
После резкого спада в начале 1990-х гг. объемы производства кондитерских изделий в Российской Федерации постепенно увеличиваются и уже к концу 2008 г. достигли показателя 1990 г. (рис.1).
Однако производственные мощности распределяются неравномерно по федеральным округам России. Почти 2/3 всего объема продукции кондитерских предприятий приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа □ соответственно 39,6% и 22,8% от общего объема производства кондитерских изделий в Российской Федерации в 2008 г. И наоборот, совсем незначитель -ную долю в объеме производства кондитерских изделий играют Уральский и Дальневосточный федеральные округа □ 5,3% и 1,4% соответственно.
Таким образом, 80,3% общего объема производства кондитерских изделий сосредоточено в европейской части России. Тем не менее спрос на кондитерские изделия в восточной части России явно недостаточно удов -летворен продукцией местных производителей, что говорит о перспективах развития кондитерского производства восточной России, особенно в Дальневосточном федеральном округе.
Несмотря на постоянный рост объемов производства кондитерских изделий уровень использования среднегодовой производственной мощности отечественных предприятий кондитерской промышленнос-
3500 3000 2500 2000 1500 1000 500
о
1990 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Рис. 1. Динамика объемов производства кондитерских изделий в Российской Федерации в 1990 □ 2008 гг., тыс. т