с?
еа
Рм
- >
О
О
ж
о
3>,
Фльш ¿Нлшклаеёма
ОММШ ЯУЛЬШ
ЯЬиЛе^лгфишщия шупштшю& фммтым[*о£а/ммж юешжтюж ссДзсп&Фетья
Рассмотрены базовые институты пенсионного обеспечения, сложившиеся в мировой практике, сочетание которых позволяет получить различные комбинации моделей пенсионных систем. Показано, что для создания устойчивого и эффективного механизма финансирования пенсионного обеспечения в России необходима диверсификация источников финансирования пенсий.
Диверсификация, пенсионное обеспечение, пенсионные накопления, финансовые институты
^^^^^^ Рав0 на социальное обеспечение каждого человека закреплено Всеобщей Г I Я Декларацией прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной у# щ Ассамблеей ООН. В частности, 22-я статья указанной Декларации гласит: я «каждый человек имеет право на такой уровень жизни, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию».
В цивилизованной рыночной экономике государство защищает граждан от социальных рисков, связанных с потерей трудового дохода вследствие наступления временной или постоянной нетрудоспособности. ,
В ноябре 1991 г. Верховный Совет России принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, в которой во многом воспроизведены основные положения Всеобщей Декларации ООН по правам человека. Таким образом, с этого времени Россия обязалась соблюдать международные нормы и стандарты прав человека. В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в ст. 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Однако, между декларированием прав и их реальным осуществлением в нашей стране пока еще существует дистанция, Особенно она заметна для людей старшего поколения - пенсионеров, доходы которых и, соответственно, уровень потребления ими материальных, интеллектуальных и культурных благ не позволяет отнести эту социальную группу к состоятельным гражданам, а, в основной массе, позволяет отнести лиц преклонного возраста только к бедным слоям населения.
Несмотря на то, что в России перманентно продолжается реформирование пенсионной системы, ключевые проблемы в этой сфере остаются нерешенными. Трудности пенсионной системы вызваны, прежде всего, ухудшающимися демографическими показателями: растет число пенсионеров, приходящихся на одного работника. В результате расширяется разрыв между пенсиями и заработной платой. Пытаясь противостоять этой тенденции, правительство выделяет все большие трансферты в пенсионную систему. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, средства Фонда национального благосостояния используются для дополнительного финансирования пенсионной системы. Это несколько замедляет падение коэффициента замещения (т.е. соотношения средней пенсии и зарплаты). Однако средние размеры трудовой пенсии все еще незначительно превышают прожиточный минимум пенсионера. Хотя, по данным Росстата, распространенность бедности среди неработающих пенсионеров лишь незначительно превышает ее распространенность среди населения в целом, а среди работающих пенсионеров доля бедных значительно меньше, проблема бедности пожилого населения в целом остается достаточно острой.
От государства требуется принятие комплекса мер по поддержанию достойного уровня
жизни граждан после их выхода на заслуженный отдых. Данные меры образуют одно из ключевых направлений политики государств с современной социально ориентированной рыночной экономикой. Вместе с тем опыт развитых стран свидетельствует, что эффективная система социального обеспечения пенсионеров должна базироваться на оптимальном сочетании усилий не только государства, но и рыночных институтов.
В мировой практике сложились три базовых института пенсионного обеспечения, формирующих модель комплексной системы пенсионной защиты (рис. 1).
Рис. 1. Модель комплексной системы пенсионной защиты
Каждая из этих подсистем (уровней) преследует разные цели:
- первый уровень - гарантированная государством базовая или социальная пенсия (социальная помощь) в развитых государствах играет роль механизма борьбы с бедностью;
- второй уровень - обязательное пенсионное страхование всех лиц наемного труда и большинства самозанятого населения имеет целью компенсацию утраченного трудового дохода;
- третий уровень - добровольное страхование пенсии с помощью накопления достаточных финансовых средств для пожизненной ренты - преследует цель сохранение жизненного уровня, достигнутого в трудоспособном периоде жизни.
Сочетание данных институтов позволяет получить различные комбинации моделей пенсионных систем и предполагает выполнение двух основных функций государственной пенсионной системы: перераспределения доходов и сбережения средств на выплату пенсий. Пенсия, по сути, является доходом, получаемым в результате перераспределения созданного экономикой совокупного общественного продукта и национального дохода страны. Пенсия - это вторичный, производный доход, размер которого зависит от величины национального дохода.
В системе пенсионного страхования и обеспечения, как обязательного, так и добровольного, участвуют все три экономических агента: государство, хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства, каждый из которых играет в этой системе свою роль и выполняет свои функции.
Для создания устойчивого и эффективного механизма финансирования пенсионного обеспечения в России необходимо использовать различные источники финансирования пенсий и определить пределы их финансирования за счет общих доходов бюджета, так как слишком большое отвлечение средств из государственного бюджета на социальные цели, как известно, приводит к торможению темпов экономического роста. Кроме того, использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда России и софинансирования добровольных пенсионных накоплений не является надежным, гарантированным источником в долгосрочной перспекгиве, так как формирование ФНБ и его ресурсы зависят в основном от динамики мировых цен на экспортируемые углеводороды.
Создаваемая в настоящее время в России пенсионная система предусматривает усиление роли частных институтов в пенсионном обеспечении граждан. Предполагается увеличение
роли негосударственного пенсионного страхования.
Реформирование системы пенсионного обеспечения идет в направлении стимулирования население страны к дополнительным добровольным пенсионным взносам. Тем самым государство пытается перенести часть бремени пенсионных взносов на самих будущих пенсионеров. Намечается тенденция постепенного снижения налогового бремени на предприятия и перенос его на физических лиц.
Государство планирует развитие негосударственного пенсионного обеспечения и увеличение степени охвата добровольным пенсионным обеспечением большего количества работников. Для этого разработан ряд мер, направленных на стимулирование работников и работодателей к участию в системе добровольного пенсионного обеспечения. В частности, с 1 января 2009 г. вступила в действие программа софинансирования пенсии, согласно которой государство осуществляет софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Теперь, если гражданин добровольно делает взносы в свою накопительную часть, государство будет удваивать эти взносы. Всего в рамках этой программы можно получить до 480 ООО руб. Минимальный размер добровольного взноса гражданина в накопительную часть пенсии в рамках Программы должен составить 2000 руб. в год. Государство удвоит эти деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12000 руб. в год. Например, если внести 12000 руб. - государство доплатит также 12000 руб. в год, если же внести сумму больше 12000 руб. в год, государство все равно доплачивает только 12000 руб. в год. Накопленные деньги в рамках программы софинансирования будут выплачиваться после выхода на пенсию вместе с накопительной частью пенсии. Для тех граждан, кто достиг пенсионного возраста, но продолжает работать и еще не обращался за пенсией, взнос государства в накопительную часть пенсии в 4 раза превышает сумму их личного взноса (но не более 48000 руб. в год).
Пенсионный фонд России получил из федерального бюджета на софинансирование взносов, произведенных в 2010 г. участниками Программы государственного софинансирования пенсий 3,4 млрд руб. Эти средства распределены на индивидуальные лицевые «пенсионные» счета участников программы и переданы Пенсионным фондом России в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, где формируются их пенсионные накопления. Из общей суммы в 3,4 млрд руб. в негосударственные пенсионные фонды передано 1,5 млрд руб., в частные управляющие компании -100 млн руб., в государственную управляющую компанию -Внешэкономбанк -1,8 млрд руб. [2].
В последние годы государством проведен ряд мер налогового стимулирования развития добровольного пенсионного страхования в России. В частности, в числе операций, освобождаемых от налогообложения НДС в ст. 149 НК РФ указано оказание услуг по негосударственному, пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.
При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, а также суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с негосударственными пенсионными фондами в свою пользу [1].
При определении налоговой базы по НДФЛ не учитываются также:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- накопительная часть трудовой пенсии;
- суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями в пользу своих работников, физическими лицами в пользу других лиц с негосударственными пенсионными фондами.
Действующим законодательством предусмотрены социальные налоговые вычеты по НДФЛ в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному с негосударственным пенсионным фондом или по договору добровольного пенсионного страхования, заключенному со страховой организацией налогоплательщиком в свою пользу, в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов в размере фактически произведенных расходов, но суммарный налоговый вычет расходов на обучение, меди-
цинское лечение и расходов по договорам пенсионного обеспечения и страхования, а также по уплате дополнительных страховых взносов на софинансирование накопительной части трудовой пенсии в совокупности не должен превышать 120 ООО руб. в налоговом периоде. Налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.
Предусмотрены и некоторые льготы в сфере пенсионного страхования по налогу на прибыль организаций. В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию.
Существующие налоговые льготы еще недостаточны для широкого развития добровольного пенсионного страхования, хотя установить прямую зависимость между налоговыми стимулами и объемом накопительного пенсионного капитала достаточно сложно. Тем не менее, можно предположить, что усиление налоговых льгот для всех участников системы добровольного накопительного пенсионного страхования должно способствовать их активизации.
На сегодняшний день в России в основном сформирована нормативно-правовая база, включающая пакет пенсионного законодательства, обеспечивающего функционирование многоуровневой пенсионной системы. Создан комплексный финансовый механизм обеспечения пенсионной системы, предусматривающий различные источники финансирования: за счет средств государственного бюджета, обязательных страховых взносов работодателей за своих работников, за счет добровольных отчислений в пенсионную систему работодателей и самих работников (табл. 1).
Таблица 1
Источники финансирования пенсионного обеспечения в России
•• Виды пенсий Механизм пенсионного обеспечения Источник выплаты пенсии Способ формирования пенсионных фондов
Государственная пенсия: - за выслугу лет; - по старости; - по инвалидности; - по случаю потери кормильца семьи; - социальная пенсия. Государственное пенсионное обеспечение Государственный бюджет Общие налоги
Государственная трудовая пенсия: по старости; - по инвалидности; - по случаю потери кормильца семьи. Обязательное пенсионное страхование Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственные пенсионные фонды Взносы на обязательное государственное социальное страхование
Частно-кол лекти в ная пенсия Добровольные пенсионные накопления и добровольное пенсионное страхование Негосударственные пенсионные фонды, пенсионные фонды предприятий и организаций, страховые компании, другие финансово-кредитные организации Добровольные взносы и отчисления работодателей
Частно-и нди видуальная пенсия Добровольные пенсионные накопления и добровольное пенсионное страхование Негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, паевые инвестиционные фонды, банки, другие финансово-кредитные организации Добровольные взносы и отчисления работодателей, работников, других лиц, индивидуальные накопления
Для диверсификации источников финансирования пенсионного обеспечения государству нужно решать вопрос об укреплении накопительной составляющей пенсионной системы параллельно с мерами, направленными на снижение уровня инфляции, развитие и укрепление институтов финансового рынка. Кроме того, необходимо проводить политику по информированию граждан о перспективах и результатах их участия в системе обязательного и добровольного пенсионного страхования для формирования ими достойной пенсии.
Самостоятельное формирование пенсионных планов (самострахование) в перспективе должно обеспечивать определенную часть пенсионных доходов граждан.
Решение стратегических задач по повышению в долгосрочной перспективе уровня пенсионного обеспечения за счет формирования пенсионных накоплений гражданами на добровольной основе, а также работодателями в рамках профессиональных пенсионных систем
' г?
•^fl
О
для лиц, занятых в особых условиях труда, возможно лишь при условии долгосрочной финансовой, политической и социально-экономической стабильности в стране, эффективного развития и повышения надежности финансовых рынков, на которых размещаются средства пенсионных накоплений.
Величина доходов населения оказывает существенное влияние на формирование фондов пенсионного страхования, как государственных, так и частных. Работающие граждане принимают финансовое решение о перераспределении своего дохода и определяют пропорции между потреблением и накоплением, что в конечном счете определяет условия и возможности развития системы добровольного пенсионного страхования и деятельность институциональных инвесторов на рынке частных инвестиций.
Таким институциональными инвесторами являются, прежде всего, специализированные страховые организации - негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, имеющие лицензии на осуществление пенсионного обеспечения и страхования. Кроме того, граждане могут осуществлять самострахование и инвестирование с целью получения дополнительных доходов в преклонном возрасте посредством размещения средств в банковские депозиты, паи в паевых инвестиционных фондах, вложения в фонды банковского управления, индивидуальное доверительное управление средствами на рынке ценных бумаг, объекты недвижимости, драгоценные металлы, драгоценности, предметы искусства. Они могут осуществлять также операции с валютой на рынке FOREX или хранить деньги на руках в наличной форме в рублях или иностранной валюте.
Вклады в банках - один из наиболее консервативных путей инвестирования, характеризующийся высокой надежностью. Сегодня банки предлагают множество условий вкладов, и выбор наиболее оптимального варианта для пенсионного обеспечения является очень непростой задачей. Возможно, что для большинства наиболее выгодным будет путь, когда на период накопления средств открывается пролонгируемый (продлеваемый) вклад с ежемесячной капитализацией процентов и возможностью ^пополнения суммы вклада, а при выходе на пенсию накопленные средства переводятся во вклад с высокой стартовой суммой и ежемесячной (ежеквартальной) выплатой процентов.
Необходимо отметить, что в последнее время банки, владеющие НПФ, начали предлагать клиентам комбинированные продукты. Лидером в этом направлении является Сбербанк России.
Паи в паевых инвестиционных фондах (ПИФах) предполагают более высокий по сравнению с банковскими вкладами уровень дохода, который связан, однако, с увеличенными инвестиционными рисками. Наиболее целесообразным для формирования пенсионных накоплений являются паи интервальных ПИФов консервативного плана (например, инвестирующих средства в строительство и содержание недвижимости).
Ценные бумаги - один из наиболее перспективных механизмов создания собственного пенсионного "фонда" каждым потенциальным пенсионером. Сегодня брокерские компании предлагают частным лицам разнообразные удобные возможности участия в фондовых операциях как на российских, так и на мировых площадках. В случае профессионального подхода непосредственное инвестирование и биржевые спекуляции способны обеспечить умелому игроку безбедную старость.
Таким образом, можно сделать вывод, что в перспективе негосударственная подсистема в пенсионной системе России будет расширяться, пенсии будут диверсифицированными. Накопительный компонент будет в структуре пенсий все более увеличиваться. А на рынке услуг накопительного пенсионного страхования и обеспечения усилится конкуренция между негосударственными пенсионными фондами, страховыми организациями и коммерческими банками.
Принятие решения гражданами об инвестировании своих денежных средств в систему накопительного пенсионного страхования зависит от целого ряда как объективных, так и субъективных факторов. К экономическим факторам можно отнести состояние мировой и национальной экономики, развитость фондового рынка в стране и в мире, системы налогообложения и т.д. К социокультурным факторам относятся культурные традиции и обычаи, религиозность населения, уровень образования. Среди политических факторов можно выделить политический режим в стране, развитость демократических институтов и пр. Кроме того, следует учитывать влияние природных факторов - демографических, географических и т.д.
При выборе направлений и объектов инвестирования граждане должны учитывать затраты своего времени на управление пенсионным капиталом и возможные инвестиционные риски. Следует учитывать также, что россияне в основном не обладают профессиональными знаниями и опытом работы на финансовых рынках. По этой причине необходимо повышение финансовой грамотности населения.
Стабилизация российской экономики в 2000-2006 гг. привела к росту доходов населения, что подтверждается ростом вложений населения в банковские депозиты. В табл. 2 приведены данные о вкладах (депозитах) физических лиц в кредитных организациях.
Таблица 2
Вклады (депозиты) физических лиц в кредитных организациях [3]
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Всего в кредитных организациях количество вкладов: 2761194 3809714 5159200 5906990 7484970
на рублевых счетах 2088657 3179789 4492868 4332678 5511093
на валютных счетах 672537 629925 666332 1574312 1973876
Средний размер вклада в Сбербанке России на рублевых счетах, руб. 4612 6373 8221 8469 9901
Средний размер вклада в Сбербанке России на валютных счетах, руб. 78190 73832 75541 125942 138149
Размер вклада на душу населения 19073 26383 36277 41558 52697
Как следует из табл. 2, средства физических лиц на счетах в кредитных организациях увеличились в 2010 г. по сравнению с 2006 г. почти в три раза как в общей сумме, так и в расчете на душу населения. Это свидетельствует о том, что в целом благосостояние населения растет и у граждан имеются свободные денежные средства, которые они готовы инвестировать в банковские вклады. Следовательно, основную причину слабой активности населения на рынке добровольного пенсионного страхования следует искать не в низких доходах населения, а в деятельности тех финансовых организаций, которые предлагают услуги по страхованию дополнительной пенсии. К сожалению, многие финансовое институты, выйдя на розничный рынок пенсионных услуг, показали свою несостоятельность и неэффективность в работе по привлечению и удержанию клиентов.
Необходимо наличие развитого финансового рынка, который выступал бы в качестве посредника между гражданами, стремящимися инвестировать свой пенсионный капитал, и фирмами, желающими эти инвестиции приобрести. Следует признать, что в настоящее время в нашей стране пока отсутствует эффективная политика привлечения добровольных страховых взносов в пенсионную систему и их трансформации в инвестиционные ресурсы для российской экономики, наблюдается уклон в сторону зарубежных заимствований, в то время как внутренний рынок при соответствующей организации мог бы в достаточном объеме поставлять ресурсы, формируемые за счет пенсионных накоплений населения.
Государственная политика по привлечению средств населения в пенсионную систему должна строиться на следующих принципах: гарантированность возвратности пенсионных накоплений; защищенность их от инфляции; обеспеченность высокого качества инвестиционной среды.
Для реализации этих принципов необходимо создать систему защиты пенсионных накоплений населения и разработать меры, гарантирующие возврат данных средств в случае кризисной ситуации на уровне макроэкономики, банкротства конкретного финансового института. Принятие таких мер способно повысить степень доверия населения к финансовым институтам и системе пенсионного страхования в целом.
Главным условием улучшения качества и эффективности государственного регулирования должно стать усиление защиты прав и интересов инвесторов. Сегодня государственные гарантии возврата пенсионных накоплений практически отсутствуют, не разработан четкий механизм наследования пенсионных накоплений.
Стратегия вовлечения денежных средств населения в национальную пенсионную систему при наличии вышеперечисленных требований должна быть последовательной и комплексной -от ликвидации финансовой неграмотности и обучения умению просчитывать риски в различных ситуациях до выстраивания абсолютно прозрачных отношений между финансовыми ин-
ститутами и их участниками. Прозрачность отношений подразумевает в первую очередь информированность сторон и является основой взаимного доверия, которое необходимо для повышения финансовой активности населения в формировании дополнительных источников своего пенсионного обеспечения.
Литература
Налоговый кодекс Российской Федерации.
www.pfrf.ru - официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
ри
........„