Научная статья на тему 'Диверсификация источников финансирования как элемент совершенствования экономических отношений высших учебных заведений'

Диверсификация источников финансирования как элемент совершенствования экономических отношений высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯ ВУЗОВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ВУЗОВ / A DIVERSIFICATION OF SOURCES / PERFECTION ECONOMIC RELATIONS OF HIGH SCHOOLS / FINANCING OF HIGH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Л. В.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования экономических отношений вузов на основе диверсификации источников финансирования. Описаны правовые и экономические механизмы диверсификации. Представлены рекомендации по разработке стратегии диверсификации источников финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSIFICATION OF SOURCES OF FINANCING AS AN ELEMENT OF PERFECTION OF ECONOMIC RELATIONS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In article questions of perfection of economic relations of high schools on the basis of a diversification of sources of financing are considered. Legal and economic mechanisms of a diversification are described. Recommendations about working out of strategy of a diversification of sources of financing are presented.

Текст научной работы на тему «Диверсификация источников финансирования как элемент совершенствования экономических отношений высших учебных заведений»

—Аграрный вестник Урала № 10 (89), 2011 г.-1

Экономика

УДК 334.02

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Л. В. ЧЕРНОВА,

461010, Оренбургская область, г. Бузулук,

аспирант, Оренбургский ГАУ ул. Объездная, д. 2; тел. 8(35342)4-00-02;

е-mail: buhbgmt@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования экономических отношений вузов на основе диверсификации источников финансирования. Описаны правовые и экономические механизмы диверсификации. Представлены рекомендации по разработке стратегии диверсификации источников финансирования.

Ключевые слова: диверсификация источников, совершенствование экономических отношения вузов, финансирование вузов.

В последнее десятилетие в России произошли весьма существенные изменения в экономике деятельности высших учебных заведений. Сокращение государственного финансирования и серьезная конкуренция за имеющиеся ресурсы диктуют вузам необходимость рассматривать диверсификацию источников финансирования в качестве стратегического приоритета своего экономического развития. Для успешного осуществления данного вида деятельности университет должен использовать практики, применяемые в коммерческом секторе, такие как: фандрайзинг, управление рисками, стратегическое финансовое управление,управление исследовательским портфолио и др.

В предыдущие годы для решения основных проблем финансово-экономического развития вузов был предпринят ряд последовательных действий, среди которых следует отметить принятие Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и утверждение Правительством РФ в 2007-2009 гг. постановлений, необходимых для его реализации.

Основная идея появления автономных учреждений заключается в предоставлении им значительно большей самостоятельности, по сравнению с бюджетными учреждениями, что положительно должно было повлиять на диверсификацию источников финансирования.

Ускорению процесса создания и функционирования автономных учреждений препятствовала неоправданно сложная процедура создания автономных учреждений (требовалось принятие Правительством РФ индивидуальных решений по каждому учреждению) и опасения руководителей большинства бюджетных учреждений по поводу организационных и иных трудностей, связанных с переходом в автономное учреждение. Соответственно ранее закрепленные правовые механизмы не дали ожидаемого эффекта на практике и потребовалось внесение изменений в законодательные акты.

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 08.05.2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Закон предлагает изменить правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования и, создав условия и стимулы для

Abstract. In article questions of perfection of economic relations of high schools on the basis of a diversification of sources of financing are considered. Legal and economic mechanisms of a diversification are described. Recommendations about working out of strategy of a diversification of sources of financing are presented.

Keywords: a diversification of sources, perfection economic relations of high schools, financing of high schools.

сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности, в том числе:

— меняет механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 г. со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;

— предоставляет право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений;

— устраняет субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;

— расширяет права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти — учредитель соответствующего учреждения [1].

Достоинством закона является минимизация организационных мероприятий, связанных с изменением статуса учреждений. Закон создает условия для развития вузов на основе диверсификации источников финансирования.

Одним из инструментов диверсификации является механизм «целевого капитала» (эндаумент), закон о котором был принят в конце 2006 г. Закон о целевом капитале регулирует отношения, возникающие при сборе денежных средств на формирование целевого капитала некоммерческих организаций (в том числе вузов), при формировании и расформировании целевого капитала некоммерческих организаций, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал некоммерческих организаций, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал некоммерческих организаций, и предназначенных для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций, а также определяет особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал [2].

Собственником целевого капитала может являться некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации. Создание некоммерческой организацией целевого капитала и пополнение уже

сформированного может осуществляться договором пожертвования, заключенным между жертвователем и некоммерческой организацией, или завещанием, в соответствии с которым может быть предусмотрена передача денежных средств. В качестве жертвователей могут выступать как юридические (члены попечительского совета, предприятия и организации региона и т. д.), так и физические лица (студенты, их родители, выпускники и т. д.). Немаловажное внимание при наполнении целевого капитала необходимо уделять планомерной работе с потенциальными жертвователями.

Денежные средства, составляющие целевой капитал, в том числе иностранная валюта, могут быть помещены:

— в государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, облигации иных российских эмитентов;

— в акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

— в государственные ценные бумаги иностранных государств, соответствующие требованиям, определяемым к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда Российской Федерации;

— в облигации и акции иных иностранных эмитентов;

— в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

— в инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, если правилами доверительного управления этими паевыми инвестиционными фондами предусматривается выплата дохода от доверительного управления не реже одного раза в год;

— в инвестиционные паи интервальных паевых инвестиционных фондов;

— в инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов;

— в объекты недвижимого имущества;

— в депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях.

Инвестиционная политика вузов по вложению денежных средств целевого капитала должна строиться:

— с опорой на существующее законодательство;

— с использованием современных методов управления инвестиционным портфелем, включая оценку рисков;

— с ориентацией на экономическое положение и тенденции развития экономики страны и региона.

Некоммерческая организация, формирующая целевой капитал, обязана создать совет по использованию целевого капитала. До утверждения высшим органом управления некоммерческой организации численного и персонального состава совета по использованию целевого капитала некоммерческая организация не вправе передавать денежные средства в доверительное управление. В вузах в этих целях создается попечительский совет, а именно: в целях содействия в решении текущих и перспективных задач развития высших учебных заведений, привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения их деятельности по приоритетным направлениям развития и осуществления контроля над их использованием.

Возмещение необходимых расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, осуществляется за счет дохода от доверительного управления имуществом,

составляющим целевой капитал. В случае если этого дохода недостаточно, возмещение таких расходов может осуществляться за счет дохода от целевого капитала. К необходимым расходам, связанным с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, относятся также расходы управляющей компании на ежегодный обязательный аудит бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которые связаны с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал. Необходимые расходы, возмещаемые за счет дохода от целевого капитала, не могут превышать один процент такого дохода [2].

Во многих западноевропейских странах, и особенно в США, к сбору средств и к благотворительности относятся очень серьезно. Умение управлять взаимодействием с частным сектором, сохраняя связи с правительственным сектором, является сложным вопросом для вузов. Например, американские университеты используют большой подготовленный административный штат для управления частным фандрайзингом, связями с федеральным и региональным правительствами, финансированием исследований, трансфером технологий и другими финансовыми потоками [3].

Фандрайзинг (англ. fundraising) — процесс привлечения организацией (преимущественно некоммерческой) денежных средств и иных ресурсов для осуществления социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально значимых институтов. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций. Источниками поступлений ресурсов и денежных средств, кроме реализации собственных товаров и услуг, могут являться отечественные и зарубежные благотворительные фонды и организации, государственные агентства, корпоративные фонды, банки, различные компании, а также частные лица (за рубежом часто — выпускники вуза). Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации [4].

Суммы благотворительных пожертвований, грантов могут варьироваться в зависимости от социальной значимости проекта и предпочтений (возможностей) спонсора (донора). Несмотря на то, что за рубежом фандрайзинг достаточно распространен, в России его стали осваивать сравнительно недавно и его также можно считать одним из рычагов диверсификации источников финансирования.

Если попытаться проанализировать аудиторию потенциальных жертвователей для вузов, то можно выделить несколько крупных групп, на которых может быть сосредоточено основное внимание университетских файндрайзеров:

— предприятия региона;

— студенты;

— родители студентов;

— выпускники;

— население региона.

Для каждой из этих групп необходимо прорабатывать индивидуальную мотивацию и формы работы. Например, мотивацией для выпускников может стать благодарность университету за полученное образование, корпоративный дух. Формами работы могут служить

выступления на собраниях ассоциаций выпускников, формирование корпоративной культуры студентов и выпускников, поддержка специальной странички на вебсайте университета, обращения к выпускникам на массовых сайтах: www.odnoklassniki.ru,www.vkontakte.ru, www.moikrug.ru и т. д.

Большинство некоммерческих организаций, в том числе вузов, терпят фиаско в процессе привлечения дополнительных доходов от благотворительности или не используют эту возможность вообще по трем основным причинам:

— отсутствие стратегии фандрайзинга;

— отсутствие информационной базы данных об источниках финансирования;

— отсутствие специалистов (фандрайзеров), имеющих опыт проведения профессиональных мониторингов и маркетинговых исследований, работы с фондами, инвестиционными проектами и т. д.

Финансовые дотации — важнейший компонент ресурсной базы организации при условии продуманного подхода к их использованию с учетом будущих возможностей организации.

Источники финансирования, наиболее характерные для России:

— пожертвования от частного и государственного бизнеса;

— гранты, распределяемые зарубежными фондами;

— доходы от собственной (предпринимательской) деятельности;

— доходы от проведения благотворительных мероприятий;

— пожертвования частных лиц;

— доходы от сбора членских взносов.

Общий организационный фандрайзинг предполагает нацеленность всей деятельности организации, ее персонала на достижение желаемых фандрайзинговых результатов. Стратегия для достижения общего организационного фандрайзинга включает пять шагов:

— создание в организации широкой фандрайзинго-вой культуры;

— разработка обстоятельных стратегических и оперативных фандрайзинговых планов;

— обучение тех, кто занимается фандрайзингом;

— внедрение новых фандрайзинговых подходов, соответствующих вашей организации;

— мониторинг прогресса и оценка результатов.

Процесс поиска средств необходимо планировать

и начинать задолго до того, как эти средства понадобятся и будут использованы, чтобы обеспечить их наличие тогда, когда они больше всего нужны. Планирование фандрайзинга включает в себя:

— определение общей цели фандрайзинга;

— вовлечение в процесс сбора средств всех заинтересованных сторон;

— формирование культуры фандрайзинга;

— постановку конкретных целей и задач;

— разработку стратегии, определение форм деятельности;

— разработку плана сбора средств как неотъемлемой части стратегического плана развития организации.

Стратегический план сбора средств может быть составлен на 3-5 лет и включать в себя следующие компоненты:

— главная цель: для чего собираются средства?

— ценности: как мы действуем?

— заинтересованные стороны: кому мы служим?

— сила, слабости, возможности, опасности: в каком положении мы находимся?

— проблемы: с чем нам придется столкнуться?

— цели: к чему мы хотим прийти в конечном счете?

— выбор стратегии: как мы будем двигаться к желаемой цели?

Если коллектив организации заинтересован и постоянно стремится действовать в направлении поиска и эффективного использования ресурсов, в организации налажен финансовый менеджмент, существует система стратегического планирования и отчетности, информация о партнерах, грантодателях, дарителях (в том числе выпускниках вуза) постоянно обновляется в базе данных организации, в конце концов, если проекты и услуги организации (вуза) востребованы, то успех в фандрайзинге не заставит себя долго ждать.

Разработка политики в области диверсификации источников финансирования и регламента данного вида деятельности, определяющих ее приоритеты и правила поведения в возможных спорных ситуациях и конфликтах интересов, необходимы не только вузам и их сотрудникам, которые получают руководство для своих действий и защиту своих интересов, но и внешним партнерам.

Диверсификация источников финансирования не может быть бессистемной деятельностью, направленной на механическое увеличение источников финансовых поступлений в вузы. Любая инициатива по фандрайзингу должна обязательно сопровождаться ясным пониманием всех академических и экономических преимуществ предстоящих операций. Отношения, возникающие при сборе денежных средств (пожертвований), законодательно регулируются федеральным законом о порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций, если средства аккумулируются в целях формирования целевого капитала и дальнейшего использования доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал. Таким образом, государство пытается поддержать процесс создания автономных вузов, защищая правовое и экономическое положение участников сбора средств на финансирование уставной деятельности вузов.

Литература

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : федеральный закон РФ от 08.05.2010 г. № 83-Ф3.

2. Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Диверсификация финансирования вузовской науки. М. : Университетская книга; Логос, 2007. 176 с.

3. Морган Э. Диверсификация источников финансирования в системе высшего образования: сравнительный обзор // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2. С. 81-90.

4. Сборник материалов в помощь фандрайзеру. URL: http://icall.urbannet.ru/method/4.htm [свободный доступ].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.