Научная статья на тему 'Диверсификация и кластеризация как методологические конструкты развития высшего образования'

Диверсификация и кластеризация как методологические конструкты развития высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / REGIONAL EDUCATIONAL CLUSTER / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / UNIVERSITY COMPLEX / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / REGIONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Екатерина Анатольевна

Интегративные процессы российской высшей школы отражаются в диверсифицированной многоуровневой модели высшего образования, в том числе и в создании регионального университетского комплекса. Диверсификация образования в современном научном дискурсе рассматривается как принцип структурирования системы образования, тождественный принципу вариативности, т. е. дающий право образовательному учреждению максимально учитывать запрос социума на предоставление образовательных услуг, разработку образовательных программ для разных типов и видов образовательных учреждений. Каждая образовательная система может объединять свои элементы на различных основаниях, но эффективно существовать и функционировать в качестве единого целостного культурно-образовательного пространства она может лишь тогда, когда содержит в себе инварианты, общие для всех систем. Концепция кластеризации как основа пространственной организации экономики находится в русле мейнстрима российской региональной политики последнего времени и превратилась в один из наиболее актуальных объектов экономического анализа. Образовательный кластер рассматривается как цепочка создания инновационной совокупной образовательной ценности, рост которой обеспечивают независимые образовательные организации разного уровня профильного назначения, генерирующие и (или) использующие инновации (обмен знаниями и ресурсами), близко расположенные друг к другу, взаимодействующие по горизонтали и вертикали в сетевом формате как некоммерческое партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diversification and clustering as the methodological constructs of higher education development

Integrative processes in the Russian higher education are reflected in the diversified multi-level model of higher education, including the establishment of regional University complex. Diversification of education in the modern academic discourse is seen as the principle structuring of the education system, identical to the principle of variability, i. e., giving the right educational institution to take into account the request of the society for the provision of educational services, developing educational programs, providing different types of educational institutions. Each educational system can combine its elements on various grounds, but effectively exist and function as a unified cultural and educational space, it is only when contains invariants that are common to all systems. The concept of clustering as a basis for the spatial organization of the economy is in line with the mainstream of Russian regional policy in recent time and has become one of the most important objects of economic analysis. Educational cluster as a chain of cumulative innovation educational values, which provides independent educational organizations of different levels the profile of the destination, generating and (or) use of the innovation (the sharing of knowledge and resources) that are very close to each other, interacting horizontally and vertically in the network format as a non-profit partnership.

Текст научной работы на тему «Диверсификация и кластеризация как методологические конструкты развития высшего образования»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/08PDMN417.pdf Статья опубликована 14.08.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Козырева Е. А. Диверсификация и кластеризация как методологические конструкты развития высшего образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/08PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.1

Козырева Екатерина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Россия, Шахты Старший преподаватель кафедры «Техника и технологии автомобильного транспорта»

E-mail: kozarkaty@yandex.ru

Диверсификация и кластеризация как методологические конструкты развития высшего образования

Аннотация. Интегративные процессы российской высшей школы отражаются в диверсифицированной многоуровневой модели высшего образования, в том числе и в создании регионального университетского комплекса.

Диверсификация образования в современном научном дискурсе рассматривается как принцип структурирования системы образования, тождественный принципу вариативности, т. е. дающий право образовательному учреждению максимально учитывать запрос социума на предоставление образовательных услуг, разработку образовательных программ для разных типов и видов образовательных учреждений. Каждая образовательная система может объединять свои элементы на различных основаниях, но эффективно существовать и функционировать в качестве единого целостного культурно-образовательного пространства она может лишь тогда, когда содержит в себе инварианты, общие для всех систем.

Концепция кластеризации как основа пространственной организации экономики находится в русле мейнстрима российской региональной политики последнего времени и превратилась в один из наиболее актуальных объектов экономического анализа.

Образовательный кластер рассматривается как цепочка создания инновационной совокупной образовательной ценности, рост которой обеспечивают независимые образовательные организации разного уровня профильного назначения, генерирующие и (или) использующие инновации (обмен знаниями и ресурсами), близко расположенные друг к другу, взаимодействующие по горизонтали и вертикали в сетевом формате как некоммерческое партнерство.

Ключевые слова: диверсификация; высшее образование; региональный образовательный кластер; университетский комплекс; инновационное развитие; регионализация

Трансформационные процессы в мировом сообществе связаны с титаническими сдвигами при переходе от техногенной к антропогенной цивилизации, доминированием

гуманистической парадигмы в теории и практике высшего образования, что приобретает черты одного из базовых принципов становления гуманистической личности. Интегративные процессы российской высшей школы актуализировались в начале 2000-х гг. в связи с вхождением в европейское образовательное пространство в контексте ратификации основных положений Болонского процесса, что дало импульс в применении новой идеологии в высшем образовании на основе компетентностного подхода, реструктуризации сложившейся системы подготовки специалистов в контексте диверсифицированной многоуровневой модели высшего образования. Оно становится многовариативным и многомодельным, что характеризуется институционально-организационными изменениями, основополагающую роль в которых играет принцип диверсификации высшего образования, в том числе и в создании регионального университетского комплекса.

В постнеклассическом обществе узкопрофессиональная подготовка специалиста уже не отвечает требованиям времени, важным измерителем профессиональных компетенций выпускника вуза становится его личная культура [4]. Структурируя целостный портрет будущего специалиста - интеллигента, ученые едины во мнении о том, что человек, получивший высшее образование, должен обладать качествами культурной личности, т. е. свободы, гуманизма, быть духовной личностью, в выборе своей жизненной траектории ориентироваться на ценности как мировой, так и национальной культуры, способной к творческой самореализации в мире культурных ценностей, к адаптации в изменяющейся социокультурной среде [8]. Вместе с тем необходимо указать, что высшее образование перестает быть только трансформатором и источником профессиональных и фундаментальных знаний. В нем весьма мощно проявляются мировые тенденции развития высшего образования, к которым можно отнести такие, как глобализация, регионализация, диверсификация, информатизация, фундаментализация, гуманитаризация, непрерывность и т. п., в том числе и рассмотрение качества высшего образования через призму интегративного индикатора конкурентоспособности как отдельного индивида, так и экономического и культурного потенциала развития страны. В связи с этим возникает потребность в создании качественно новой системы профессиональной кластеризации в условиях диверсификации высшего образования.

Как показал контент-анализ исследований по данной проблематике, динамичная массификация и диверсификация высшего образования неизбежно вызывает конфликт между традиционно сложившимися и утвердившими себя принципами, и ценностями университетского образования и этими новыми социокультурными явлениями.

Как утверждает Г. Р. Ситдикова, впервые термин «диверсификация» начал использоваться в экономике в 50-х годах ХХ века как процесс переназначения ресурсов в другие сферы, как вид рыночной стратегии, рассчитанной на другие рынки; меры разнообразия в совокупности; принцип деятельности банковских, инвестиционных компаний и фондов; важная инвестиционная концепция (снижение риска инвестиционного портфеля без снижения доходности); один из практических способов достижения стабильности функционирования бизнеса [9].

Диверсификация образования в современном научном дискурсе рассматривается как принцип структурирования системы образования, тождественный принципу вариативности, т. е. дающий право образовательному учреждению максимально учитывать запрос социума на предоставление образовательных услуг, разработку образовательных программ, обеспечивающих разные типы и виды образовательных учреждений. Ученые М. С. Якушкина, М. Р. Илакавичус, Л. П. Будай утверждают, что «сегодня сформирована потребность в создании качественно новой - диверсифицированной системы образования личности. А это значит, что

(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот

диверсификация становится необходимым условием построения системы неформального образования» [12, с. 92].

Диверсификация системы образования предстает как процесс, обеспечивающий дифференциацию и разнообразие типов и видов образовательных учреждений, его многоуровневости, большого набора образовательных услуг, расширение ассортимента видов деятельности, появление новых форм и функций, ранее не свойственных образовательной системе. Вместе с тем, диверсификация рассматривается и как целостное педагогическое явление, в котором не только формируются стратегические направления развития и трансформации образовательных учреждений, но происходят процессы стратегирования непрерывного образования в области образовательной политики, структурирования нового содержания образовательных программ, образовательных технологий, форм обучения, образовательных услуг. Предлагаемая организация образования предполагает наличие возможности для каждого студента выстраивать индивидуальную образовательную траекторию и вести квалифицированный диалог по той или иной отрасли знания или проблеме не только с педагогом - специалистом. Она обеспечивает возможность диалога студентов разных курсов, разных структурных подразделений, наконец, разных учебных заведений и т. д. Все это способствует созданию особой атмосферы - атмосферы интеллектуально-эмоционального комфорта [1].

Диверсификация профессионального образования расширила ассортимент образовательных услуг посредством образовательных программ, обусловила экономическую стабильность и конъюнктуру образовательным учреждениям за счет эффективного маневрирования ресурсами в рамках модернизационных процессов, обусловливающих формирование инновационного образовательного учреждения [6]. В то же время, М. Э. Мангер, классифицируя диверсификацию на горизонтальную, концентрическую и многоуровневую, наполняет новыми смыслами формы диверсификации. Так, горизонтальная диверсификация -расширяет сферу деятельности отрасли или предприятия; концентрическая - открывает возможность к пополнению ассортимента новыми товарами и услугами, инновационными технологиями [10]; многоуровневая - представляет собой комбинированное пополнение ассортимента товаров и услуг изделиями принципиально нового класса [7, с. 8, 9].

Каждая образовательная система может объединять свои элементы на различных основаниях, но эффективно существовать и функционировать в качестве единого целостного культурно - образовательного пространства она может лишь тогда, когда содержит в себе инварианты, общие для всех систем. Понимание этого положения актуализирует проблему корпоративной культуры как феномена, связующего разноуровневую и разновеликую по соотнесенности составляющих ее элементов образовательную систему университетского комплекса.

Анализируя основные тенденции развития высшей школы, сформулированные в разнообразных программных документах, можно сделать вывод о культурологической сути современной концепции высшего образования, лаконично сформулированной как «университизация высшего образования, регионализация университетского образования, развитие интегративных социокультурных функций университетов». Одним из главных направлений развития высшей школы является возрождение ее университетской формы. Среди основных условий сохранения и развития интеллектуального и творческого потенциала страны первым определено [8] «развитие университетов как региональных центров образования, науки и культуры», которое можно обеспечить путем «восстановления ведущей роли университетов в подготовке и переподготовке широко эрудированных и высококвалифицированных специалистов, быстро адаптирующихся в условиях рыночной экономики; а также интегрирования университетов в общемировую систему образования и науки» [3].

Здесь необходимо указать на то, что с самого своего возникновения университеты стали «своеобразными центрами духовно-интеллектуальной власти, центрами подготовки людей, составляющих духовное ядро общества» [5]. Особенно сильно проявлялась эта тенденция в России, где духовность всегда была в почете, и подготовка специалистов рассматривалась не только с точки зрения профессиональных знаний, навыков и умений, но и как нравственное воспитание, во многом основанное на личности профессора-наставника.

Как нами было указано ранее, в развитии образования большую роль играют институциональные реформы и продуманная образовательная политика, направленные на создание новых форм пространственной организации профессионального образования, обеспечивающих накопление и эффективное использование образовательных ресурсов. К таким формам относятся кластеры. Кластеризация (clustering) - не имманентное научное понятие, а понятие, отражающее рефлексию науки на определенную социально -экономическую ситуацию. Посылкой к такой рефлексии является стремление социальных систем улучшить свои свойства и качества. Это способствует представлениям о развитии бизнеса на основе сближения (сопряженности и сбалансированности) экономических и социальных ценностей, обеспечения их равновесия на рынке. Одним из важных направлений социально-экономического пространственного развития регионов России должно стать создание условий модернизации профессионального образования, формирование и поддержка конкурентоспособных территориальных образовательных кластеров. Кластеры выступают в качестве механизмов конкурентоспособности территорий, перехода к образовательным процессам с большей добавленной стоимостью. Они способствуют установлению конструктивных взаимоотношений между учреждениями образования, предприятиями, исследовательскими учреждениями и органами власти [2].

Концепция кластеризации как основа пространственной организации экономики находится в русле мейнстрима российской региональной политики последнего времени и превратилась в один из наиболее актуальных объектов экономического анализа; множится число публикаций, в которых в той или иной мере затрагиваются проблемы пространственной организации и пространственных взаимодействий образовательных агентов современного российского образования. Причиной такого интереса, очевидно, служит перенос акцента в модернизации образования на уровень территориальной организации и управления, где проблемы практической организации управления образованием наиболее важны. Действительно, при изучении образовательной сферы отдельных регионов можно согласиться с тем, что исследование сосредоточено на интерпретации результатов анализа данных государственной статистики. Такой анализ необходим как с точки зрения достоверного описания фактического положения дел в области регионального образования, так и с точки зрения систематизации информации для принятия управленческих решений.

Дифференциация и индивидуализация профессионального образования также являются важной предпосылкой интеграционных процессов, среди которых - создание и развитие образовательных кластеров. Образовательный кластер - это совокупность учреждений профессионального образования, связанных партнерскими отношениями с группами предприятий, объединенных по отраслевому признаку. Важнейшее отличие кластера от других форм социально-экономических объединений заключается в том, что субъекты кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать не только с хозяйствующими субъектами, образующими кластер, но и с другими субъектами за его пределами.

Образовательный кластер можно рассматривать как коллективный субъект, в котором присутствуют все необходимые характеристики такого субъекта, в том числе: взаимосвязанность и взаимозависимость учреждений профессионального образования

(499) 755 50 99 Ы1р://тп-паиН .сот

различного уровня, объединенных по отраслевому признаку друг с другом и связанных партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. На принципах коллективного субъекта создается образовательный кластер, который О. Тоффлер определил как «адаптивную» корпорацию. Образовательный кластер представляет цепочку создания инновационной совокупной образовательной ценности, рост которой обеспечивает независимые образовательные организации разного уровня профильного назначения, генерирующие и (или) использующие инновации (обмен знаниями и ресурсами), близко расположенные друг к другу, взаимодействующие по горизонтали и вертикали в сетевом формате как некоммерческое партнерство.

Стратегия и тактика модернизации системы образования Российской Федерации на современном этапе его реформирования направлены на повышение конкурентоустойчивости образовательных учреждений на рынке образовательных услуг, на создание максимальной доступности и открытости образования для населения и бизнеса. Они должны осуществляться в рамках инноваций с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг победит тот, кто в интересах работодателей первым придет на этот рынок с совокупным инновационным образовательным продуктом. Ключевым аспектом решения поставленных задач является повышение качества подготовки специалистов, где интеграция образовательных учреждений и отраслевых предприятий регионального сектора высшего образования рассматривается как один из главных факторов устойчивого развития экономики, создающих предпосылки для трансформации образовательных учреждений в инновационную модель с новыми задачами и функциональными возможностями [11, с. 58].

Перестройка структуры образовательных учреждений посредством отраслевого объединения учреждений среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования (ВО) для обеспечения непрерывной подготовки кадров продиктована главной целью новой образовательной эпохи. Сегодня система непрерывного образования располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом, перед ней выстраивается новый спектр многоступенчатых задач: внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий и новых обучающих программ; привлечение ресурсов отраслевых предприятий, общественных и государственных организаций, академической науки; переобучение руководящего звена; развитие информационно-коммуникационных технологий и сферы дополнительных услуг; создание интегрированных комплексов многопрофильного, многоуровневого обучения; повышение воспитательной роли учебных заведений, совершенствование кадрового потенциала систем СПО и ВО; формирование единого образовательного пространства; организация системы экономического стимулирования (повышение заработной платы педагогическим кадрам, субсидий и грантов); создание эффективных форм интеграции финансового и интеллектуального капитала; развитие межрегионального и международного сотрудничества и др. Возрастающая роль системы непрерывного образования связана с изменениями профессионально-квалификационной структуры рынка труда и повышением уровня научно-технического прогресса. Одним из приоритетных направлений развития инновационной модели непрерывного образования является создание и развитие кластерного подхода как эффективного механизма привлечения инвестиций в образовательную сферу и инновационной активности образовательных учреждений и предприятий [3, с. 237].

Региональная система образования охватывает все его восходящие ступени - от школы до вуза и далее - послевузовскую подготовку и переподготовку, ибо она предполагает непрерывность поступательного развития в органической связи с наукой и производством. Три ее профессиональные составляющие - среднее, высшее и дополнительное образование -

(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот

развиваются обособленно. Необходима выработка новых подходов к структуре и содержанию образования. В настоящее время в развитии региональной интеграции уровней профессионального образования важная роль отводится сетевым кластерным коммуникациям [8]. Такая структура образовательного пространства приводит к объединению образовательных учреждений разного уровня, науки и промышленных предприятий в многоуровневые образовательные кластеры, обеспечивающие плодотворное взаимодействие партнеров.

Как показывает практика, одним из существенных факторов, сдерживающих развитие кластеров, является проблема координации деятельности их участников. Эта проблема указывает на то, что далеко не каждый участник кластера готов взять на себя издержки по координации деятельности остальных его субъектов (поставщиков, посредников, вузов, НИИ, других связанных с кластером организаций), так как в случае успеха прибыль от такой координации окажется разделенной и не всегда инициатор окупит свои издержки. В этой ситуации наиболее предпочтительно, чтобы координирующие функции брали на себя региональные органы государственного управления, содействуя участникам кластера в согласовании их интересов, разработке совместных проектов и выборе форм взаимодействия. Однако и сам вуз также может стать площадкой для согласования целей и задач участников кластера, объединяя его участников посредством совместного использования инновационной инфраструктуры, совместных исследовательских проектов, общих образовательных продуктов. Завершающим этапом в алгоритме является мониторинг и оценка результатов деятельности поддерживаемых кластеров.

Региональные университетские комплексы, как образовательные кластеры, находятся в динамике своего развития, отражая мировые тенденции реформировнаия высшего образования. Поэтому кластеризация выступает как весьма эффективный инструмент актуализации и совершенствования кластерной политики на базе формирования методологических основ диверсификации непрерывного образования.

(499) 755 50 99 Ы1р://ти-паиН .сот

ЛИТЕРАТУРА

1. Аниканова, Н. А. Качество образования в российской высшей школе: социокультурные ориентиры трансформации: автореф. дисс. на соискание кандидата соц. наук. - Новочеркасск 2006. - 152 с.

2. Витченко О. В. Трансформация функций информационной системы ВУЗа как условие его развития в региональном образовательном кластере // О. В. Витченко // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2016. - Т. 2. № 1. - С. 20-24.

3. Витченко О. В., Хоронько Л. Я., Козырева Е. А. Высшее образование и условия его инновационного развития в региональном образовательном кластере // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 Ы1р://ти-паиЫ .сош/РБЕ/89РБМ№16.рёГ.

4. Игнатова В. А. Социокультурная динамика и образование в контексте постнеклассической науки // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 3. С. 9-14.

5. Козырева Е. А. Социально-педагогическая среда в условиях университетского комплекса // Е. А. Козырева // Вестник непрерывного образования. - 2016. - № 1.

- С. 21-25.

6. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

7. Мангер Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально культурной сфере: автореф. дисс. на соискание доктора пед. наук: 13.00.05. -Тамбов, 2008. - 46 с.

8. Руденко Владимир Николаевич. Культурологические основы целостности содержания высшего образования: Дисс. на соискание доктора пед. наук: 13.00.08

- Ростов-на-Дону 2003. - 442 с.

9. Ситдикова Г. Р. Диверсификация системы повышения квалификации преподавателей иностранных языков в контексте международной интеграции. Дисс.на соискание кандидата пед. наук. - Казань 2016 - 450 с.

10. Соколова И. И. Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: становление и развитие // И. И. Соколова // Человек и образование. - 2013.

- № 3.

11. Хоронько Л. Я. Культурно-исторические предпосылки становления гражданского образования в России // Л. Я. Хоронько // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2015. № 5 (43). С. 55-60.

12. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р., Будай Л. П. Диверсификация маршрутов неформального образования для разновозрастных сообществ в условиях развития СНГ // М. С. Якушкина, М. Р. Илакавичус, Л. П. Будай // Человек и образование.

- 2013. - №3 (36). - С. 89-95.

Kozyreva Ekaterina Anatolievna

Don state technological university in Shakhty Institute of services sector and enterprise (branch), Russia, Shakhty

E-mail: kozarkaty@yandex.ru

Diversification and clustering as the methodological constructs of higher education development

Abstract. Integrative processes in the Russian higher education are reflected in the diversified multi-level model of higher education, including the establishment of regional University complex.

Diversification of education in the modern academic discourse is seen as the principle structuring of the education system, identical to the principle of variability, i. e., giving the right educational institution to take into account the request of the society for the provision of educational services, developing educational programs, providing different types of educational institutions. Each educational system can combine its elements on various grounds, but effectively exist and function as a unified cultural and educational space, it is only when contains invariants that are common to all systems.

The concept of clustering as a basis for the spatial organization of the economy is in line with the mainstream of Russian regional policy in recent time and has become one of the most important objects of economic analysis.

Educational cluster as a chain of cumulative innovation educational values, which provides independent educational organizations of different levels the profile of the destination, generating and (or) use of the innovation (the sharing of knowledge and resources) that are very close to each other, interacting horizontally and vertically in the network format as a non-profit partnership.

Keywords: diversification; higher education; regional educational cluster; University complex; innovative development; regionalization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.