EDN: DAJCGK
С.Н. Косников - к.э.н., доцент кафедры экономической кибернетики, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
S.N. Kosnikov - candidate of economics, associate professor of the department of economic cybernetics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Т.Г. Айгумов - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем Дагестанский государственный технический университет, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, [email protected],
T.G. Aygumov - candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of computer software and automated systems, Dagestan state technical university, Russia, Republic of Dagestan, Makhachkala;
Е.Ю. Болотов - обучающийся, факультет прикладной информатики, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.Y. Bolotov - student of the faculty of applied informatics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ДИСТАНЦИОННЫЕ И ВИРТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ DISTANCE AND VIRTUAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Аннотация. Статья посвящена дистанционным и виртуальным образовательным технологиям, позволяющим повысить эффективность обучения, а также способы их интеграции в существующую систему образования. Авторы рассматривают преимущества использования современных обучающих информационных технологий, возможные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются при их использовании. Анализ существующих систем дистанционного и виртуального обучения показал, что их применение в образовательном процессе предоставляет обучающимся новые возможности для успешного освоения знаний. Обсуждаемые в статье технологии позволяют обучающимся получать знания и навыки, не выходя из дома, тем самым обеспечивают возможность более широкого доступа к образованию и сокращение времени на перемещение до учебных заведений. Однако процесс применения дистанционных и виртуальных технологий может ограничиваться такими техническими проблемами, как пропускная способность интернет-сети, мощность устройств и необходимость применения специализированного оборудования.
Abstract. The article is devoted to distance and virtual educational technologies that improve the effectiveness of learning, as well as ways to integrate them into the existing education system. The authors consider the advantages of using modern educational information technologies, possible problems and challenges that they face when using them. An analysis of the existing systems of distance and virtual learning has shown that their use in the educational process provides students with new opportunities for the successful development of knowledge. The technologies discussed in the article allow students to acquire knowledge and skills without leaving their homes, thereby providing an opportunity for wider access to education and reducing the time to travel to educational institutions. However, the process of using remote and virtual technologies can be limited by such technical problems as Internet bandwidth, device power and the need to use specialized equipment.
Ключевые слова: дистанционное обучение, виртуальные классы, онлайн обучение, видеоуроки, системы электронного обучения, интерактивные инструменты, конференция, виртуальное образование.
Keywords: distance education, virtual classrooms, online learning, video lessons, e-learning systems, interactive tools, conference, virtual education.
В последние годы дистанционное и виртуальное обучение стало важным инструментом для получения знаний и обеспечения высокого качества образовательного процесса. Данные технологии выступают альтернативой очной формы обучения, предоставляя образовательные возможности тем, кто не может или не хочет проходить обучение в традиционном очном формате. Дистанционное и виртуальное обучение обеспечивает гибкость, простоту и доступность, позволяя обучающимся самостоятельно управлять своим обучением.
Дистанционное обучение представляет собой образовательную систему, где студенты могут получать теоретические знания и практические навыки с помощью интернет-технологий [1]. Образовательные программы, обучающие материалы и обратная связь с педагогом осуществляется по средствам сети интернет. Примерами могут служить вебираны, аудиоуроки, онлайн-чаты и форумы для обсуждения тем, онлайн-тестирование и многое другое.
Виртуальное обучение представляет собой педагогический процесс, осуществляемый с использованием технологий виртуальной реальности (VR) [3]. Это позволяет студентам напрямую взаимодействовать с виртуальными объектами и предметами, как будто они реально присутствуют в классе. Виртуальное обучение предоставляет обширные возможности, в том числе и доступ к разнообразным интерактивным материалам. К таким средствам можно отнести виртуальные комнаты - это платформы, которые позволяют преподавателям проводить лекции и семинары в виртуальной среде, а также виртуальные практические занятия - это занятия, которые учащиеся могут проходить в виртуальном пространстве [2].
Дистанционные и виртуальные технологии пришли к нам в 2020 г., когда по всему миру распространилась коронавирусная инфекция и она буквально заставила перейти работников различных сфер с офлайна на онлайн, что привело к развитию этой технологий. Все школы и вузы, а также прочие образовательные учреждения начали внедрять дистанционные технологии в свой учебный процесс, так получили распространение вебинары и онлайн-семинары, которые проходят в удаленном режиме, в виде интерактивного обучающего процесса или просто транслируя информацию в режиме прямого эфира.
Применение дистанционных и виртуальных образовательных технологии находит отражение в работах исследователей. Так, Еремина И. В., считает, что переход на онлайн-образование в период карантина привел к тому, что образовательные учреждения просто перенесли свои офлайн-курсы в интернет, не задумываясь о возможностях оптимизации занятий и внесения новшеств [6]. Автор подчеркивает, что онлайн-обучение позволяет снизить нагрузку на студентов, которые не обязаны собираться в одно время и могут прослушивать лекции и семинары в удобном для них режиме. Вместо организации синхронных занятий можно размещать в сети интернет записи лекций и презентаций. Онлайн-курсы должны быть оптимизированы под разный уровень сложности и скорость обучения, что позволяет избежать ситуаций, когда некоторые обучающиеся ожидают, пока остальные закончат задания, или когда преподаватель ориентируется только на самых продвинутых студентов.
По мнению, Гурова Т. И. прогресс проявляется в расширении возможностей и усложнении системы, при этом онлайн-образование представляет собой ценный дополнительный ресурс к традиционному образованию,
включающему лекции, семинары, экзамены и задачи [5]. Некоторым обучающимся нравится слушать лекции онлайн, чтобы иметь возможность пересмотреть материал, решать задачи, а другим - посещать лекции и семинары непосредственно в аудитории и задавать вопросы преподавателям. Однако автор подчеркивает, что образование - это не только пассивное участие в лекциях и семинарах, а также интерактивное общение с преподавателями и коллегами. Онлайн-образование может быть полезным дополнением, которое позволяет получить дополнительные знания и возможность углубиться в предмет. Однако, идея полного перехода к онлайн-образованию крайне опасна и может привести к катастрофическим последствиям, так как оно не позволяет обеспечить взаимодействие между студентами и преподавателями в рамках коллектива. Предложения о закрытии провинциальных университетов и замены их онлайн-курсами от преподавателей ведущих столичных вузов без участия местных преподавателей являются неприемлемыми и могут привести к катастрофическим последствиям.
Рак Е. А. отмечает, что онлайн-образование не может полностью заменить живое общение между преподавателями и студентами [8]. Онлайн-практики должны быть интегрированы в традиционную образовательную среду. В случае точных и естественных наук отсутствие обратной связи может привести к проблемам, когда преподаватель проводит лекцию перед аудиторией, он видит реакцию студентов и адаптирует материал прямо во время лекции. Однако, когда он записывает лекцию для онлайн-курса, перед ним нет живых людей, и ему приходится сводить материал к среднему уровню, что может привести к тому, что одни студенты недополучат знания, а другим придется прилагать огромные усилия, чтобы разобраться в материале. Исследователь утверждает, что полностью перейти на онлайн-образование невозможно. Онлайн-инструменты могут служить дополнением к традиционной системе образования, но они не могут заменить ее полностью. В своих курсах, автор вынужден исключить некоторые важные упражнения, связанные с живым общением, при переходе на дистанционное обучение. Некоторые упражнения можно адаптировать к онлайн-среде, например, в программах для видеоконференций можно организовать работу в парах. Однако, большинство практик, нельзя провести онлайн, так как на 90 % это личная встреча. Даже практикующие коллеги, которые консультируют онлайн, стараются проводить консультации лично, а не онлайн, и предварительно планируют несколько личных встреч, чтобы установить непосредственный контакт с клиентом.
Таким образом, проблема применения дистанционных и виртуальных образовательных технологии является актуальной, а поиск путей построения эффективного образовательного процесса на основе удаленных систем обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, а также достоинств и недостатков платформ для обучения является первостепенной задачей, которую следует решить образовательному сообществу.
Проведенный анализ литературных источников позволяет выделить следующие преимущества дистанционных технологии:
- удобство - дистанционные технологии позволяют осуществлять коммуникационный процесс, не выходя из дома, например, с помощью дистанционных конференций и видеоконференций можно осуществлять деловые встречи, поддерживать контакты и обмениваться информацией прямо из дома;
- экономия времени и денег - дистанционные технологии позволяют меньшее тратить времени и денег на достижение желаемого результата, например, вместо того, чтобы посещать мероприятия и встречи в других городах или странах, можно принять участие дистанционных дискуссиях;
- облегчение работы - дистанционные технологии помогают облегчить работу и обеспечить более эффективную коммуникацию, например, с помощью дистанционных приложений можно работать в команде и обмениваться информацией в режиме реального времени.
В образовательном процессе дистанционные и виртуальные технологий имеют также ряд достоинств [4,7]:
- удобный доступ к учебным материалам и инструментам обучения в любое время и в любом месте;
- преподаватели эффективно организовывают процесс обучения, могут создавать индивидуальные планы развития для каждого учащегося;
- при помощи дистанционных технологий можно ускорить работу и обмен информацией между учащимися и преподавателями.
- повышение восприятия и заинтересованности учащихся в обучении, так как данные технологии предоставляют возможность использовать аудио - и видеофайлы, интерактивные приложения, онлайн-игры и т. д.
- использование передовых методов технологического обучения, таких как интеллектуальные агенты, обучающие системы, автоматическое программирование и другие.
Согласно проведенного исследования, аналитическим агентством "РАЭКС Аналитика", были получены отзывы от более 6 тыс. обучающихся об применении данных технологий в образовательном процессе. Наибольшую популярность студенты отмечают возможности использования видеосеминаров, интерактивных заданий, задания в личном кабинете, а также переписку с преподавателями (таблица 1) [9].
Дистанционные и виртуальные образовательные технологии существенным образом изменили традиционный образовательный процесс, однако и показали недостатки, которые следуют учитывать и работать над их устранением:
- слабая интерактивная коммуникация между учащимися и преподавателем;
- нет возможности оценить практическую компетентность студентов;
- наличие ограничений в предоставлении обратной связи студентам;
- невозможность проверить индивидуальный процесс обучения;
- требуется высокий уровень самомотивации обучающегося;
- сильная зависимость от технологий и доступа к Интернету.
Таблица 1 - Возможности дистанционного обучения по мнению респондентов, %
Разновидность Вузы топ 20 рейтинга Региональные вузы Вузы Москвы Вузы России
Индивидуальная работа при помощи видеочата 23 25 32 27
Просмотр записей видеолекций 36 33 67 40
Наблюдение за успеваемостью в ЛК 58 58 56 56
Просмотры «живых» лекций в онлайн формате 85 40 80 66
Видеосеминары 87 40 82 69
Интерактивные задания 70 79 64 72
Задания в ЛК 73 71 64 75
Переписка с преподавателями 90 88 87 90
Результаты исследования, проведенное аналитическим агентством "РАЭКС Аналитика", подтвердили основным проблемы применения удаленных информационных образовательных технологий в процессе обучения (таблица 2).
Таблица 2 - Сложности дистанционного обучения по мнению респондентов, %
Разновидность Вузы топ 20 рейтинга Региональные вузы Вузы Москвы Вузы России
Отсутствие технологий в вузах 13 13 12 13
Сложностей нет 21 17 30 24
Содержательные: нет презентаций 25 28 20 28
Коммуникационные 36 31 33 34
Ментальные технологии 40 40 40 35
Технические технологии 62 71 47 58
Анализ достоинств и недостатков применения дистанционных и виртуальных образовательных технологий показал, что современные технологии обучения как бы не были хороши, они не смогут заменить живой коммуникации, несмотря на особую востребованность.
В настоящее время, в сети интернет наблюдается рост онлайн-курсов, тренажеров и прочих средств обучения. Современные дистанционные технологии обучения находят свое применение в различных направлениях. Одним из таких направлений является развитие интеллектуальных систем для автоматической оценки результатов. Это позволит преподавателям и администраторам существенно ускорить процесс оценки. Кроме того, эти системы могут использоваться для анализа данных о прогрессе студента и для формирования персонализированных рекомендаций. Они позволяют организовать работу в виртуальной среде, обеспечить студентам доступ к ним в любое время и из любого места (например Яндекс диск и другие) хранилища информации, что дает возможность изучать материалы и осваивать навыки при помощи интерактивных приложений, видео и игр.
Например, опыт применения дистанционные технологии обучения в зарубежных странах (США, Канады, Англии) показывает, что виртуальное обучение применяется для школьников и студентов на всех уровнях образования. Обучающиеся получают доступ к отдельным онлайн-курсам, а также имеется возможность получить целое образование посредствам обучающих онлайн технологий. Чаще всего используются такие платформы как Blackboard, Canvas и Moodle, позволяющие поддерживать дистанционные и виртуальные курсы.
В Японии и Китае популярность дистанционного обучения начала расти после того, как появились платформы, подобные Blackboard, использующие специальные приложения, такие как LINE и WeChat, для организации дистанционных и виртуальных курсов. В европейских странах для проведения дистанционных уроков, в рамках виртуальных классов, используются такие платформы как Moodle и Google Classroom, совместно с приложения Skype или Zoom. В России дистанционные и виртуальные образовательные технологии применяются для улучшения и совершенствования системы образования, открывая доступ к информации и материалам как в интернете, так и в базах данных учебных заведений. При использовании этих технологий можно преодолевать широту и глубину географических препятствий для доступа к образованию.
Дистанционные и виртуальные образовательные технологии дают возможность учащимся получать знания на расстоянии. Предоставляют возможность получить образование обучающимся, живущих в глухих районах или далеко от учебных заведений, позволяют расширить границы и предоставить возможность получения образования даже тем, кто раньше был ограничен географическими или экономическими препятствиями.
В нашей стране имеются уникальные возможности получения образования, включая онлайн-обучение, виртуальные лаборатории, онлайн-библиотеки и виртуальные классные комнаты, учитывающие необходимость использования адаптивных инструментов для улучшения обучения, а также технологии коллаборативного обучения и интерактивные инструменты.
Одним из приоритетных направлений развития технологий удаленного обучения является развитие умных образовательных сред и поддержка адаптивного обучения. Такие программы предоставляют учащимся возможность приобретать знания и навыки самостоятельно в свое удобное время и в своем темпе. Кроме того, они помогают развивать самостоятельность обучающихся.
На основе проведенного анализа платформ дистанционного обучения, применяемых в нашей стране, были выделены достоинства и недоставки их применения в образовательном процессе (таблица 3).
Таблица 3 - Достоинства и недостатки платформ дистанционного обучения
Приложение Достоинства Недостатки
Zoom Простота использования, множество функций, возможность записи вебинаров и хранения на сервере Безопасность может быть уязвимой, возможны задержки в работе из-за большого количества пользователей
Microsoft Teams Интеграция с сервисами Microsoft, удобный интерфейс, функционал для совместной работы Ограниченный функционал бесплатной версии, проблемы с соединением в случае медленного интернета, неудобство при использовании на мобильном устройстве
Vebinar Проведение вебинаров в режиме реального времени, показ презентаций, документов и видео, большой функционал для управления участниками Ограничение на количество участников в бесплатной версии (обычно до 100 человек), потребление большого количества интернет-трафика, невозможность редактирования или удаления опубликованных материалов
Moodle Бесплатность, гибкость настройки и функциональность, большое сообщество пользователей Сложность настройки, ограниченный функционал для интерактивного обучения, отсутствие интеграции с другими сервисами
Yandex School Удобный интерфейс для учителей и учеников, возможность создания заданий и проверки работ Ограниченный функционал, неудобство при использовании на мобильном устройстве, возможны технические проблемы при работе с платформой
Проведенное исследование свидетельствуют о нарастающей популярности дистанционных и виртуальных технологий в сфере образования. Дистанционные и виртуальные образовательные технологии имеют большое значение для современного обучения, позволяющие улучшить качество учебного процесса как школьников, так и студентов высших учебных заведений, а также предоставить им возможность изучать материалы и достигать новых высот в своем образовании.
Таким образом, дистанционные и виртуальные образовательные технологии представляют собой современную и динамично развивающуюся область. Эти технологии способствуют получению качественного образования независимо от их местоположения, предоставляют возможности для интерактивного изучения предметов с помощью виртуальной реальности. В будущем дистанционные и виртуальные образовательные технологии будут все более мощными и удобными для использования. Внедрение функций интерактивного обучения повысят уровень заинтересованности обучающихся и эффективность учебного процесса, а внедрение инновационных приложений ускорит процесса усвоения сложных знаний и выработку практических навыков.
Источники:
1. Андрушко Д. Ю. Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе: проблемы и перспективы / Д. Ю. Андрушко // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2018. - № 6. - С. 5-10.
2. Баранова В. А. Образовательные ресурсы на основе технологии виртуальной реальности: сеттинг / В. А. Баранова, О. П. Жигалова, А. К. Оксесенко // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2022. - № 14(22). - С. 102-103.
3. Белый О. В. Использование технологий дистанционного обучения в образовательном процессе и проведение виртуальных практик на промышленных предприятиях по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» : Учебное пособие / О. В. Белый, А. Г. Бездудная, М. Г. Трейман. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. - 109 с.
4. Валеев Р. Р. Влияние технологии виртуальной реальности на эффективность обучения и образовательного процесса / Р. Р. Валеев // Интернаука. -2021. - № 44-1(220). - С. 30-32.
5. Гурова Т. И. Внедрение современных технологий в образовательный процесс: использование технологий виртуальной и дополненной реальности / Т. И. Гурова, В. С. Заболотникова, И. В. Ярмухаметова // Интерактивное образование. - 2020. - № 1. - С. 24-28.
6. Еремина И. В. Стимулирование познавательных мотивов к обучению в условиях применения виртуальной образовательной среды и дистанционных технологий / И. В. Еремина // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 1(54). - С. 437-444.
7. Камальдинова З. Ф. Технология взаимодействия ученых и творчески одаренных школьников в виртуальной научно-образовательной среде / З. Ф. Камаль-динова, С. А. Пиявский, М. Н. Елунин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2018. - Т. 20, № 6-2(86). - С. 328-334.
8. Рак Е. А. Особенности применения дистанционных технологий обучения в виртуальном образовательном пространстве вуза / Е. А. Рак // Власть. -2010. - № 10. - С. 74-76.
9. Технологии виртуальной реальности в образовательном процессе: перспективы и опасности / А. С. Смирнов, К. А. Фадеев, Т. А. Аликовская [и др.] // Информатика и образование. - 2020. - № 6(315). - С. 4-16.
EDN: DGQIBX
О.В. Косникова - ассистент кафедры экономической кибернетики, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.V. Kosnikova - assistant of the department of economic cybernetics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia; А.Л. Золкин - к.т.н., доцент кафедры «Информатика и вычислительная техника», Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Россия, Самара, [email protected],
A.L. Zolkin - candidate of technical sciences, associate professor, associate professor of the department of informatics and computer engineering, Volga state university of telecommunications and informatics, Samara, Russia;
А.И. Аджиева - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерского учета», Северо-Кавказская государственная академия, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, Черкесск, [email protected],
A.I. Adzhieva - candidate of economics, associate professor of the department of accounting, North Caucasus State Academy, Russia, Karachay-Cherkess Republic, Cherkessk;
Е.А Свердликова - к.ф.н., доцент кафедры «Экономической социологии и менеджмента», Московкий государственный университет имени М.В. Ломоносова», Россия, Москва, [email protected],
E.A. Sverdlikova - ph.d., associate professor, associate professor of the department of economic sociology and management, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow.
РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL AND SOFTWARE MODELING TOOLS IN ECONOMICS
Аннотация. Процессы, происходящие в современной экономике, характеризуются сложностью, изменчивостью и неопределенностью. Достижение устойчивого экономического роста и развития экономической системы возможно за счет принятия эффективных управленческих решений. Разработка и применение специальных методов, позволяющих сформировать многовариантность поведения экономического объекта, группировать варианты согласно критерию, исключить не эффективные или высокорискованные, математически обосновать принимаемые решения является основой эффективной деятельности любой экономической системы. Перечисленные действия могут быть реализованы средствами математического и программного моделирования. Преимуществом математических и программных средств моделирования является скорость расчета прогнозных вариантов, учет большого количества исходных факторов, взаимосвязей и взаимовлияний. Однако применение математических моделей ограничивается сложным процессом формализации и неоднозначностью исходных данных. В статье рассматриваются теоретические подходы к разработке математических и программных средств моделирования в экономике.