Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: БЛАГО ДЛЯ СТРАНЫ ИЛИ УГРОЗА ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: БЛАГО ДЛЯ СТРАНЫ ИЛИ УГРОЗА ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНТ / ВОСПИТАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИНТЕРНЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреев Евгений Владимирович

Статья посвящена проблемам дистанционного образования в вузе в период пандемии. Ее цель - рассмотреть все положительные и отрицательные стороны данного феномена и определить свое собственное отношение к нему. Руководствуясь основными положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, установить связь и степень влияния дистанционного высшего образования на состояние национальной безопасности страны. Актуальность темы в условиях пандемии очевидна, поскольку в обществе и образовательной среде возникла острая дискуссия. Статья позволяет акцентировать внимание на проблеме, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Уникальность статьи заключается в том, что проблема, поднятая в ней, рассматривается на стыке наук педагогики и политологии. Автор использовал традиционные и современные методы исследования, применяемые при анализе как педагогической практики в вузе, так и актуальных проблем национальной безопасности. Статья адресована профессорско-преподавательскому составу вузов, будет полезна учителям, а также всем, кто осуществляет подготовку будущих специалистов. В ней содержатся рекомендации теоретикам и практикам, занимающимся педагогической деятельностью, политикам федерального и регионального значения для принятия решений по переходу государственных образовательных учреждений на дистанционное обучение, взвешенного учета при этом не только рисков распространения пандемии в стране и мире, но и возможных угроз, которые могут возникнуть для национальной безопасности страны в связи с переходом вузов на дистант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киреев Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE HIGHER EDUCATION: A BOON FOR THE COUNTRY OR A THREAT TO ITS NATIONAL SECURITY

The article is devoted to the problems of distance education at a university during a pandemic. Its purpose is to consider all the positive and negative aspects of this phenomenon and determine the own attitude towards it. Guided by the main provisions of the National Security Strategy of the Russian Federation, it is to establish the connection and the degree of influence of distance higher education on the state of national security of the country. The relevance of the topic in the context of a pandemic is obvious, since a heated discussion arose in society and the educational environment. The article allows to focus on a problem of great theoretical and practical importance. The uniqueness of the article lies in the fact that the problem raised in it is considered at the intersection of the sciences of pedagogy and political science. The author used both traditional and modern research methods used in the analysis of both pedagogical practice at the university and topical issues of national security. The article is addressed to the teaching staff of universities, would be useful to teachers, as well as to everyone who is engaged in the preparation of future specialists. It contains recommendations for theorists and practitioners involved in pedagogical activities, politicians of federal and regional importance for making decisions on the transition of state educational institutions to distance learning, while taking into account not only the risks of the spread of a pandemic in the country and the world, but also possible threats that may arise for the national security of the country in connection with the transition of universities to the distance.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: БЛАГО ДЛЯ СТРАНЫ ИЛИ УГРОЗА ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Стратегия развития профессионального образования

Сведения для цитирования: Киреев, Е. В. Дистанционное высшее образование: благо для страны или угроза ее национальной безопасности / Е. В. Киреев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 12-21.

УДК 371+378 ББК 74.58

ДИСТАНЦИОННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: БЛАГО ДЛЯ СТРАНЫ ИЛИ УГРОЗА ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е. В. Киреев

Статья посвящена проблемам дистанционного образования в вузе в период пандемии. Ее цель — рассмотреть все положительные и отрицательные стороны данного феномена и определить свое собственное отношение к нему. Руководствуясь основными положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, установить связь и степень влияния дистанционного высшего образования на состояние национальной безопасности страны. Актуальность темы в условиях пандемии очевидна, поскольку в обществе и образовательной среде возникла острая дискуссия. Статья позволяет акцентировать внимание на проблеме, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Уникальность статьи заключается в том, что проблема, поднятая в ней, рассматривается на стыке наук педагогики и политологии. Автор использовал традиционные и современные методы исследования, применяемые при анализе как педагогической практики в вузе, так и актуальных проблем национальной безопасности. Статья адресована профессорско-преподавательскому составу вузов, будет полезна учителям, а также всем, кто осуществляет подготовку будущих специалистов. В ней содержатся рекомендации теоретикам и практикам, занимающимся педагогической деятельностью, политикам федерального и регионального значения для принятия решений по переходу государственных образовательных учреждений на дистанционное обучение, взвешенного учета при этом не только рисков распространения пандемии в стране и мире, но и возможных угроз, которые могут возникнуть для национальной безопасности страны в связи с переходом вузов на дистант.

Ключевые слова: высшее образование, традиционная классическая форма образования, дистанционное образование, дистанционное обучение, дистант, воспитание, научно-технический прогресс, интернет, образовательные и цифровые технологии, образовательные платформы, учебно-воспитательный процесс, плюсы и минусы дистанционного образования, стратегия национальной безопасности, угрозы национальной безопасности.

Безопасность России органично связана с решением актуальных проблем высшего образования. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается, что обеспечение ее национальных интересов осу-

ществляется посредством реализации стратегических национальных приоритетов, среди которых наряду с обороной страны, повышением качества жизни российских граждан и др. важное место принадлежит образованию [1, ст. 31].

Образование, прежде всего высшее, играет исключительно важную роль в современной жизни любого общества и цивилизации. Оно создает интеллектуальный потенциал и осуществляет духовно-нравственное наполнение внутреннего мира нации, становится определяющим фактором качества и степени прогрессивного развития страны. Будущее любого социума, его завтрашний день целиком и полностью зависит от качества образования. Именно оно определяет степень развития науки, эффективность научных изысканий и современных технологий. Давно известно, что путь к сильному государству лежит через образование [2].

В педагогике под образованием обычно понимают учебно-воспитательный процесс, в ходе которого обучаемые усваивают не только определенные знания, навыки и умения, но также взгляды и убеждения на основе заранее заданных принципов, целей и задач. Образованный человек — это воспитанный человек, владеющий не только профессиональной, но и общекультурной компетентностью. Ныне действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует понятие «образование» следующим образом: «...единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.» [3, ст. 2].

Высшее образование как социальный институт выполняет в обществе важные функции. Кратко их можно представить следующим образом:

1) образовательная, включающая в себя развитие личности;

2) научная, осуществляющая воспроизводство знаний;

3) культурная, созидающая нового человека;

4) духовная, наполняющая личность морально-нравственными и ценностными установками;

5) профессиональная, позволяющая человеку приобрести профессию и периодически повышать уровень своей квалификации;

6) социальная, формирующая социально-профессиональную структуру общества и позволяющая привлекать людей к общественной

жизни, побуждая их при этом занимать активную жизненную позицию (функция социализации);

7) социально-экономическая, готовящая человека-новатора, производящего материальные блага во всех сферах экономики, сельского хозяйства, транспорта, коммуникаций и др.

Функции высшего образования впоследствии проявляются на протяжении всей жизни человека и выступают в качестве самых значимых духовно-нравственных скреп общества. Представить себе современное общество без полноценного функционирования и развития системы высшего образования просто невозможно.

В последние годы роль высшего образования меняется, оно становится более доступным для широкого круга людей. Это связано с меняющимися социально-политическими, экономическими, духовными и демографическими процессами в мире и окружающей природной и техногенной средой. Население земного шара сегодня составляет 7,794 млрд человек и продолжает расти [4]. Численность поступающих в вузы во всем мире увеличивается. Если в 2000 году на земном шаре количество желающих получить высшее образование составляло 79 млн человек, то, по прогнозам ЮНЕСКО, их численность к 2025 году составит 100 млн человек [5].

Ускоренные преобразования, вызванные компьютеризацией и развитием цифровых технологий, проникают во все сферы общества. В сфере образования становится очевидным, что учебники не успевают за увеличением объема информации. На смену печатным носителям знаний приходят электронные. Библиотечные стеллажи, когда-то наполненные книгами, пустеют. Роль и функции университетских библиотек и их работников меняются кардинальным образом. Сегодня для облегчения усвоения сложной информации необходимы более продуктивные формы передачи знаний. Появление интернета, социальных сетей, новых цифровых обучающих программ и других технологий подтолкнуло общество сначала только к разговору о дистанционном образовании (90-е годы прошлого столетия), а теперь — к массовому его применению (2-е десятилетие XXI века). Появление корона-вирусной инфекции и применение значительных противоэпидемических ограничительных мер со стороны государства ускорило переход всей образовательной системы к дистанционному обучению. Это вызвало в обществе новую дискуссию о качестве и эффективности образования. Заговорили о выявленных проблемах и рисках, плюсах и минусах дистанционного образования, первых шагах и результатах.

Что следует понимать под дистанционным образованием?

Дистанционное образование — обучение на расстоянии, осуществляемое с помощью новых технологий через интернет, когда непосредственное присутствие студентов в аудиториях вузов и их живое общение с преподавателями исключается, но система контроля и оценки знаний при этом присутствует. Оно возникло и стало реальностью благодаря современным достижениям научно-технического прогресса, развитию информационных технологий.

Принимая во внимание тот факт, что научно-технический прогресс остановить невозможно, дистанционное образование как его детище и продукт игнорировать не стоит. Его необходимо воспринимать как данность, тем более что у него есть немало преимуществ и положительных сторон, к которым можно отнести следующие.

Во-первых, это возможность получать знания, обучаясь в любом вузе страны и мира, находясь на другом конце света и при этом даже не выходя из дома. Это особенно важно для людей с ограниченными физическими возможностями, т. е. людей с инвалидностью. Получение знаний подобным образом будет удобно молодым мамам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; тем, кто проживает в труднодоступных местах и регионах, где нет высших учебных заведений. С помощью дистанционного образования расширяется аудитория людей, желающих и способных получить высшее образование.

Во-вторых, экономия времени и финансовых средств, которые обучающийся потратил бы на перемещение от дома до вуза и обратно, а также на проживание. Кроме того, сэкономить можно на стоимости предоставляемых образовательных услуг, поскольку предполагается, что дистанционная форма образования все-таки будет стоить дешевле, чем классическая, традиционная.

В-третьих, возможность учиться без отрыва от производства или любого другого основного вида деятельности, как при заочной форме обучения. Только условия будут более комфортными, поскольку обучение студент сможет осуществлять в удобном для этого месте и в любой обстановке, находясь, в зависимости от ситуации, в отпуске, командировке или на излечении в медицинском учреждении.

В-четвертых, оперативное и более эффективное взаимодействие студента и преподавателя благодаря интернету, социальным сетям и образовательным платформам. Студент всегда может обратиться к педагогу с интересующим его вопросом и получить быстрый ответ без

назначения аудиторных консультаций и личных встреч. Подобное преимущество очень продуктивно используется при общении студентов-выпускников со своим научным руководителем во время подготовки и написания выпускных квалификационных работ (дипломных проектов).

В-пятых, дистанционное образование будет весьма полезным, если его осторожно и точечно внедрять в заочные формы обучения студентов и в более широком масштабе применять на факультетах переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также при получении второго высшего образования. Это позволит повысить качество обучения студентов-заочников и сэкономить значительные финансовые ресурсы при переучивании кадров и повышении их квалификации.

В-шестых, дистанционное образование предоставляет отличную возможность работающим студентам оперативно применять полученные знания на практике.

Есть у этой формы образования и недостатки, перечень которых весьма внушителен.

1. В процессе дистанционного образования можно проводить лекционные, семинарские занятия, но осуществление практических и лабораторных работ не представляется возможным. Приобретение практических навыков и умений при подобной форме обучения становится минимальным. Поэтому не все специальности можно освоить с помощью дистанта.

2. Дистанционное образование требует от студентов определенной самостоятельности, самодисциплины и ответственности, что присутствует не у каждого. Получающий знания молодой человек должен быть сильно мотивирован на обучение, в противном случае одолеть наличие большого количества соблазнов, находясь во внеаудиторной среде, будет тяжело. Специалисты созданного на базе НИТУ «МИСиС» Центра компетенций в сфере онлайн-образо-вания и цифрового корпоративного обучения EdCrunch University делают вывод, что дистанционное обучение увеличивает неравенство между обучающимися, поскольку дисциплинированные продолжат учебу, а те, кто не способен к самообразованию или к работе вне контроля, перестанут учиться [6]. Таким образом, дистанционное обучение не совсем подходит для тех, кто не отличается самостоятельностью.

3. Дистанционное образование в той форме, в которой оно было внедрено в связи с пандемией в России, бесцеремонно нарушило естественную среду обитания человека. Известно, что человек — существо социальное,

жить и полноценно развиваться может только в социуме. Любой вуз — это особая интеллектуальная среда, нахождение в которой оказывает значительное гносеологическое воздействие на любого молодого человека. Даже частичное, фрагментарное изолирование от этой среды во время дистанционного обучения негативно сказывается на социальном взрослении студента. Его длительное уединенное нахождение в домашних условиях, даже самых комфортных, не очень благоприятно повлияет на дальнейшею социализацию. Процесс обучения проходит гораздо эффективнее, если студент находится в непосредственном контакте с профессорско-преподавательским составом и сокурсниками. Интернет, образовательные платформы и социальные сети не заменят живого общения.

4. Дистанционное образование заставило всех его участников принципиально изменить свой образ жизни, который сделался малоподвижным. Гиподинамия стала повседневной реальностью, не прибавляя здоровья ни студентам, ни педагогическим работникам. Родители, наблюдая со стороны за образовательной деятельностью в так называемом дистанте, забили тревогу и всерьез обеспокоились ухудшением физического состояния своих детей. Снижение зрения, искривление позвоночника и изменение осанки — это только небольшой перечень тех последствий, с которыми предстоит столкнуться в недалеком будущем. Гиподинамия и гипокинезия с их сопутствующими симптомами стали очередной проблемой дистанционного образования. Из-за самоизоляции школьники стали меньше гулять (68,3 %), снизилась их физическая активность (55,2 %). Как показывает социологический опрос, проведенный экспертами Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава РФ, подростки отрицательно восприняли режим самоизоляции и дистанционного обучения: 36,7 % отнеслись к нему негативно, а 21,2 % назвали его невыносимым. Понравилась самоизоляция как образ жизни в период пандемии и дистанционное образование как ее следствие лишь 16,8 % опрошенных [7].

5. Самоизоляция, вызванная пандемией ко-ронавируса, и связанная с ней так называемая дистанционка оказывают отрицательное воздействие не только на физическое здоровье людей, но и на психическое. Так, 83,8 % опрошенных учеников в той или иной степени почувствовали на себе негативный эффект от изоляции. Около 40 % пожаловались на депрессию, а более половины испытали проблемы со сном. Приблизительно

четверть учеников заявили также о наличии головных болей. И как основной итог исследования — более половины респондентов отнеслись к самоизоляции негативно. Таковы результаты социологического опроса 15 тысяч российских семей, проведенного Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей Минздрава РФ [7; 8].

6. Дистанционное образование значительно ослабляет взаимосвязь между педагогом и студентом, сведя живое, активное общение к более примитивному видеоконтакту, осуществляемому через монитор персонального компьютера или экран электронного гаджета.

Во-первых, во время дистанта у участников образовательного процесса отсутствует возможность видеть мимику и жестикуляцию, по которым можно судить о настроении человека, его эмоциях и переживаниях. Опытный преподаватель, читая лекцию, уже по глазам студентов может догадаться, что кто-то из них не понял ту или иную часть учебного материала, и повторить разъяснение. В условиях дистанционного обучения подобная возможность практически не реализуется. Контакт между субъектом и объектом учебно-воспитательного процесса ослабевает, и взаимосвязь становится практически неощу-щаемой.

Во-вторых, при работе в удаленном режиме ослабевает педагогический контроль преподавателя над студентами. Если, проводя семинарские занятия, педагог еще как-то может контролировать деятельность обучающихся при помощи опроса, то в ходе лекционных занятий, которые осуществляются сегодня, как правило, с использованием презентаций, осуществлять контроль студентов уже не представляется возможным. Уповать остается только на их ответственность, сознательность и самодисциплину, которые, к сожалению, присутствуют не у всех обучающихся.

7. Осуществление дистанционного образования невозможно без интернета. Первые месяцы работы на «удаленке» высветили здесь следующие проблемы.

Во-первых, многие оказались не готовы к обучению в новом формате. Не все студенты были обеспечены персональными компьютерами. У некоторых выявились серьезные претензии к качеству интернет-соединений, у других наблюдались перебои в работе образовательных онлайн-платформ [9]. По стране обнаружено немало регионов, где до сих пор не созданы технические условия для устойчивого доступа к глобальной информационной сети.

Во-вторых, некоторая часть профессорско-преподавательского состава не была в полной мере подготовлена к работе с удаленным доступом и на начальном этапе демонстрировала не очень высокую цифровую грамотность в использовании для дистанционного обучения технологий обучающих платформ.

В-третьих, интернет и обучающие платформы созданы американскими разработчиками, действуют по их правилам и контролируются Соединенными Штатами. В любой момент они могут быть отключены, если последуют очередные санкции со стороны США. Это серьезная проблема для национальных интересов и национальной безопасности нашей страны, требующая срочного решения. Какого именно? Существует не только зарубежный, но и свой отечественный опыт. Ведь создали же в России платформу, на которой Президент страны проводит совещания с министрами и чиновниками других рангов. Что касается интернета, весьма полезным может быть для нас опыт Китая, который глобальную информационную сеть постепенно, но уверенно ставит под свой контроль исходя из собственных национальных интересов. Трудно поверить, что у Российской Федерации нет таких технических возможностей, — скорее всего, нет должной воли и решительности. К 2022 году планируется запустить российские платформы для проведения занятий в удаленном режиме. Но они нужны уже сегодня.

8. Дистанционное образование выявило еще одну проблему — трудности с объективной оценкой домашних заданий у студентов: те списывают их друг у друга и пересылают готовые решения преподавателю для проверки. Современные информационные технологии оказывают медвежью услугу обучающимся, приучая их особо не напрягаться при выполнении семинарских заданий, контрольных работ либо прохождении промежуточных или итоговых аттестаций. Зачет в виде электронного тестирования не позволяет полно и объективно оценить знания студентов. Форма экзаменов и зачетов в условиях дистанционного обучения требует дальнейшего совершенствования. Однако, как подсказывает многолетний педагогический опыт, промежуточные и итоговые аттестационные мероприятия (экзамены и зачеты) лучше и правильнее проводить, несмотря ни на что, в аудиторных условиях при личном участии педагогов и обучающихся. Тогда отношение студентов к освоению учебных дисциплин в процессе дистанционного образования будет более серьезным.

9. В условиях дистанционного образования значительно увеличилась нагрузка на всех участников образовательного процесса. Студенты и их наставники стали больше времени проводить за компьютером не только из-за учебных занятий в режиме онлайн, но еще потому, что большую часть своего общения и обмена информацией они осуществляют не в прямой форме (непосредственный контакт), а в косвенной (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). А это требует определенных физических и временных затрат. Человек пишет медленнее, чем говорит. Все учебно-методические и отчетные документы, число которых увеличилось, преподаватели исполняют только в электронной форме. У студентов из-за сокращения применения устной речи в процессе дистанционного обучения могут возникнуть проблемы, которые негативно в последующем скажутся на их интеллектуальном развитии.

10. При дистанционном образовании, к которому вся образовательная система страны внезапно перешла по воле государства в условиях коронавирусной пандемии, возникла проблема социально-этического и психологического порядка. Ее суть в том, что при переходе на дистант произошло бесцеремонное вторжение «постороннего» субъекта в лице государства в личное жизненное пространство студента и его семьи. Вузы в лице педагогических работников, проводя занятия в онлайн-режиме, невольно нарушили один из основных этических принципов социума: «мой дом — моя крепость». Государственные образовательные учреждения «пришли» туда, где их не совсем ждали и были готовы принять. В результате часть студентов предпочли не демонстрировать обстановку своих квартир, скрывать свои изображения в режиме онлайн, обрекая преподавателей на не очень комфортные условия проведения занятий. Проблема этического порядка, снижающая эффективность дистанционного образования, обозначилась и требует своего решения.

11. Образовательный процесс, осуществляемый в удаленном режиме, практически перестал выполнять воспитательные функции. Это главный порок и недостаток дистанционного образования, который должен насторожить инициаторов и сторонников его внедрения. Образование и воспитание — две части одного целого социально значимого процесса, разъединение которых или умаление роли одной из них недопустимо ни при каких обстоятельствах. Федеральный закон «Об образовании

в Российской Федерации» после внесенных в него в 2020 году изменений трактует понятие «воспитание» следующим образом: это «.деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.» [3, ст. 2; 10].

Для любого государства важным является, в первую очередь, то, насколько человек воспитан как гражданин своей страны, и только во вторую — насколько он образован. К сожалению, в современной отечественной образовательной среде роль воспитания как социального института была неоправданно занижена, но последние поправки в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившие в силу с 1 сентября 2020 года, вселяют оптимизм и надежды [10].

Итак, подведем итоги.

Первое. Дистанционное образование — результат научно-технического прогресса, шаг к образованию будущего, но рассматривать его как альтернативу традиционному классическому образованию и осуществлять меры по замене или вытеснению последнего из вузов нельзя. Это окажется ошибкой и будет представлять серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Не стоит забывать, что образование в классическом формате дает больше практических навыков и умений, чем дистанционное. Как заявили 72 % опрошенных родителей, дистант, применяемый в условиях пандемии, нельзя сравнивать с обучением в традиционном формате [9]. Это объясняется тем, что во время занятий на «удаленке» не все обучающиеся могут проявлять самодисциплину, силу воли и самостоятельность. Обучение в удаленном доступе применимо там, где обучающиеся научились учиться.

Массовое дистанционное образование в условиях ограничительных мер надо воспринимать как вынужденное и временное действие. В случае стабилизации ситуации в стране и от-

мены этих мер целесообразнее будет систему отечественного высшего образования вернуть в исходное состояние. Хотя, по заявлениям министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, в России нет ни одного вуза, который бы в той или иной форме не применял дистанционный формат обучения [11].

Второе. Дистанционное образование надо использовать дифференцированно, вводить осторожно, дозированно и только там, где оно действительно приносит пользу и виден положительный результат. Это возможно:

- при получении второго высшего образования;

- переподготовке и повышении квалификации;

- частичном совмещении дистанционных форм обучения с заочной и очно-заочной;

- обучении на гуманитарных кафедрах и факультетах, где нет большого количества практических и лабораторных форм занятий.

Государство должно умело и гармонично сочетать классическое, традиционное образование с дистанционными формами обучения. В случае выбора предпочтение, конечно, следует отдавать традиционному, где используются годами проверенные методики обучения. Этого требуют национальные интересы страны. Принимая новое, мы не должны автоматически отказываться от старого.

Третье. На удаленное обучение нельзя отправлять школьников и студентов среднего профессионального образования, а также нецелесообразно вводить эту форму обучения у студентов младших курсов высших учебных заведений, обучающихся на бакалавриате и специалитете. И не только потому, что они еще не научились учиться, а потому, что в силу своей незрелости нуждаются в целенаправленном воспитательном воздействии. Роль и значимость воспитания как социального института трудно переоценить. Любое государство нуждается в гражданах, горячо любящих свою Родину, уважающих законы своей страны и правопорядок. Это достигается с помощью воспитания, роль и функции которого при дистанционном образовании ограничиваются до минимума. Допускать риски, не укрепляющие национальную безопасность Российской Федерации, недопустимо.

Почему, казалось бы, такая вполне полезная вещь, как дистанционное образование, несет определенные серьезные угрозы для национальной безопасности страны? Когда эта проблема была впервые публично обозначена и кто за этим стоит?

Проведем небольшой экскурс в историю этого вопроса. Впервые проблема общего образования в России и дистанционного в частности была поднята на Западе в начале 90-х годов прошлого века после распада СССР Инициаторами реформ в сфере образования стали не участники отношений в образовательной среде, не организации, осуществляющие образовательную деятельность, и не властные государственные органы. Интересантами выступили крупные банковские структуры, а именно Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная в 1944 году с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам [12]. Экстраполируя эту информацию на современную российскую действительность, мы не можем упустить из вида тот факт, что в Российской Федерации вопросами образования активнее всего занимаются не профильные министерства, а банковские структуры в лице одного из крупнейших игроков на этом поле — Сбербанка России, недавно поменявшего свой логотип на СБЕР. Невольно возникает вопрос: а что этим «господам» (Греф и др.) нужно от российского образования? Почему подавляющая часть «реформаторских» предложений (весьма сомнительного содержания) исходит от специалистов, находящихся на финансовой подпитке либерально-банковских структур?

В 1994 и 1995 годах появились первые доклады Всемирного банка о положении дел в России с одинаковым названием «Россия: образование в переходный период», подготовленные сотрудниками этого банка при поддержке Фонда Сороса. Содержание докладов было конфиденциальным с грифом «ДСП», т. е. «для служебного пользования». С текстами ознакомиться удалось ректору Московского гуманитарного университета профессору И. М. Ильинскому, параллельно занимавшему должность директора Международного института ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии». С комментариями ректора к докладам можно ознакомиться в одной из его статей, где название публикации говорит само за себя «Западу не нужен образованный русский народ. Реформа образования в России ведется по рекомендациям Всемирного банка» [13]. Лидер российских коммунистов Г. А. Зюганов после ознакомления с текстами докладов Всемирного банка на сайте своей партии обозначил цель зарубежных «реформаторов» — «...это уничтожение классического русского и советского образования, которое было признано лучшим в мире» [14].

В унисон с главным коммунистом страны подобную оценку отечественному образованию дает в Государственной Думе РФ глава фракции «Справедливая Россия» С. М. Миронов, отмечая возросшее опасное влияние Всемирного банка на российское образование [15]. Работая многие годы в системе высшего образования, трудно не согласиться с лидерами оппозиционных партий. По этому поводу российское педагогическое сообщество давно бьет тревогу. По словам заслуженного учителя России доктора педагогических наук В. Н. Просвиркина, «.российская система образования сегодня настолько стухла, что на ее фоне инициативы Сбербанка начинают казаться чем-то свежим» [15].

В мире развернулась очередная война за геополитическое лидерство, новые географические пространства и сырьевые и энергетические ресурсы. Идет процесс уничтожения национальных государств, стран и наций. Глобализация осуществляется по американским лекалам, создавая единый рынок и единую экономику. В перспективе будет запущена универсальная религия с так называемыми общечеловеческими ценностями, сформировать которую без захвата мирового образовательного пространства не получится. Формирование нового человека с космополитическим, наднациональным сознанием возможно будет тогда, когда под контроль удастся поставить всю систему образования. Возможно, поэтому банковские воротилы так активно вмешиваются в процесс модернизации образования: Всемирный банк извне, Сбербанк изнутри. Новый мировой порядок этим господам нужен любой ценой.

По оценке отечественных экспертов и мнению большинства педагогов страны, уровень общего и профессионального образования в Российской Федерации с каждым годом снижается. Внезапный ввод дистанционного обучения как защитной меры против коронавирусной пандемии значительно обострил внутрироссий-скую дискуссию относительно накопившихся проблем в сфере образования. Это еще раз подчеркивает важность образования как социального института для обеспечения национальной безопасности страны.

Если применять дистанционное образование осторожно и филигранно, используя принцип «не навреди», — это будет благом для государства. Если действовать, следуя моде, насаждая дистант повсеместно, без должного серьезного анализа, то быть беде. Национальной безопасности России будет нанесен значительный урон.

Библиографический список

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Правовая система Гарант : [сайт]. — 2021. — URL: http://base.garant. ru/71296054/ (дата обращения: 10.12.2020).

2. Высшее образование сегодня. — URL: https://studbooks.net/2050296/pedagogika/ vysshee_obrazovanie_segodnya (дата обращения: 10.12.2020).

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // Консультант Плюс : правовая база : [сайт]. — 2020. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.12.2020).

4. Current World Population retrieving data... — URL: https://www.worldometers.info/world-population/ (дата обращения: 27.11.2020).

5. Дистанционное и виртуальное обучение : Дайджест российской и зарубежной прессы. — Москва : Современный гуманитарный университет, 2000. — № 12.

6. В дистанционном обучении увидели неравенство для учеников. — URL: https://lenta.ru/ news/2020/09/25/distant/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 10.12.2020).

7. Губернаторов, Е. Больше трети школьников пожаловались на депрессию из-за ди-станционки / Е. Губернаторов. — URL: https://www.rbc.ru/society/14/09/2020/5f5dcf3f9a794742 ec7d8f2e (дата обращения 17.12.2020).

8. Почему не онлайн? Родители назвали три главных минуса дистанционного обучения. — URL: https://tsargrad.tv/news/pochemu-ne-onlajn-roditeli-nazvali-tri-glavnyh-minusa-distancionnogo-obuchenija_283694 (дата обращения 27.11.2020).

9. Россияне назвали основные недостатки дистанционного обучения. — URL: https://news. mail.ru/society/43501014/?frommail=1 (дата обращения 17.12.2020).

10. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся : Федер. закон № 304-ФЗ от 31.07.2020 [принят Государственной думой 22.07.2020 : одобрен Советом Федерации 24.07.2020]. — https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения 17.12.2020)

11. Дистанционный формат обучения используют 40 % студентов в России. — URL: https:// news.mail.ru/society/43847270/ (дата обращения 14.12.2020).

12. Всемирный банк. — URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/about (дата обращения 14.12.2020).

13. Ильинский, И. М. Западу не нужен образованный русский народ. Реформа образования в России ведется по рекомендациям Всемирного банка / И. М. Ильинский. — URL: http:// netreforme.org/news/zapadu-ne-nuzhen-obrazovannyiy-russkiy-narod-reforma-obrazovaniya-v-rossii-vedetsya-po-rekomendatsiyam-vsemirnogo-banka-2/#more-22194 (дата обращения 16.12.2020).

14. Зюганов, Г. А. Наглым образом реализуется преступная по отношению к семье и школе программа / Г. А. Зюганов. — URL: https://kprfrzn.ru/news/informatsiya-ck/ennadij-zjuganov-naglym-obrazom-realizuetsja-prestupnaja-po-otnosheniju-k-seme-i-shkole-programma (дата обращения 30.11.2020).

15. Скандал в Госдуме : Греф убедил политиков в своей необходимости, эксперты лишь схватились за голову. — https://yandex.ru/turbo/tsargrad.tv/s/news/skandal-v-gosdume-gref-ubedil-politikov-v-svoej-neobhodimosti-jeksperty-lish-shvatilis-za-golovu_306123?sign=2f3b610559f9af6e 859774840efb58029ce170abf1b9e204332eefea60faca78:1607923165&trbsrc=zen&promo=navbar &utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffromzen%3Dsearchapp (дата обращения 23.12.2020).

For citation: Kireev, E. V. Distance higher education: a boon for the country or a threat to its national security / E. V Kireev // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 1 (29). — P. 12-21.

DISTANCE HIGHER EDUCATION: A BOON FOR THE COUNTRY OR A THREAT

TO ITS NATIONAL SECURITY

E. V. Kireev

The article is devoted to the problems of distance education at a university during a pandemic. Its purpose is to consider all the positive and negative aspects of this phenomenon and determine the own attitude towards it.

Guided by the main provisions of the National Security Strategy of the Russian Federation, it is to establish the connection and the degree of influence of distance higher education on the state of national security of the country.

The relevance of the topic in the context of a pandemic is obvious, since a heated discussion arose in society and the educational environment. The article allows to focus on a problem of great theoretical and practical importance. The uniqueness of the article lies in the fact that the problem raised in it is considered at the intersection of the sciences of pedagogy and political science. The author used both traditional and modern research methods used in the analysis of both pedagogical practice at the university and topical issues of national security.

The article is addressed to the teaching staff of universities, would be useful to teachers, as well as to everyone who is engaged in the preparation of future specialists.

It contains recommendations for theorists and practitioners involved in pedagogical activities, politicians of federal and regional importance for making decisions on the transition of state educational institutions to distance learning, while taking into account not only the risks of the spread of a pandemic in the country and the world, but also possible threats that may arise for the national security of the country in connection with the transition of universities to the distance.

Key words: higher education, traditional classical form of education, distance education, distance learning, upbringing, scientific and technical progress, Internet, educational and digital technologies, educational platforms, educational process, pros and cons of distance education, national security strategy, threats to national security.

References

1. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683]. Pravovaja sistema Garant, 2021, available at: http://base.garant.ru/71296054/ (accessed: 10.12.2020). (In Russian)

2. Vysshee obrazovanie segodnja, available at: https://studbooks.net/2050296/pedagogika/vys-shee_obrazovanie_segodnya (accessed: 10.12.2020). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 21.12.2012 : odobren Sovetom Federacii 26.12.2012]. Konsul'tant Pljus, 2020, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 10.12.2020). (In Russian)

4. Current World Population retrieving data..., available at: tps://www.worldometers.info/world-population/ (accessed: 27.11.2020). (In English)

5. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie [Distance and virtual training], Dajdzhest rossijskoj i za-rubezhnoj pressy [Digest of Russian and foreign press]. Moscow, Sovremennyj gumanitarnyj univer-sitet, 2000, no. 12. (In Russian)

6. V distancionnom obuchenii uvideli neravenstvo dlja uchenikov, available at: https://lenta.ru/ news/2020/09/25/distant/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (accessed: 10.12.2020). (In Russian)

7. Gubernatorov E. Bol'she treti shkol'nikov pozhalovalis' na depressiju iz-za distancionki, available at: https://www.rbc.ru/society/14/09/2020/5f5dcf3f9a794742ec7d8f2e (accessed: 17.12.2020). (In Russian)

8. Pochemu ne onlajn? Roditeli nazvali tri glavnyh minusa distancionnogo obuchenija, available at: https://tsargrad.tv/news/pochemu-ne-onlajn-roditeli-nazvali-tri-glavnyh-minusa-distancionnogo-obuchenija_283694 (accessed: 27.11.2020). (In Russian)

9. Rossijane nazvali osnovnye nedostatki distancionnogo obuchenija, available at: https://news. mail.ru/society/43501014/?frommail=1 (accessed: 7.12.2020). (In Russian)

10. Rossijskaja Federacija. Zakony. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitanija obuchajushhihsja : Feder. zakon № 304-FZ ot 31.07.2020 [prinjat Gosudarstvennoj dumoj22.07.2020 : odobren Sovetom Federacii 24.07.2020], available at: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (accessed: 17.12.2020). (In Russian)

11. Distancionnyj format obuchenija ispol'zujut 40 % studentov v Rossii, available at: https:// news.mail.ru/society/43847270/ (accessed: 14.12.2020). (In Russian)

12. Vsemirnyj bank, available at: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/about (accessed: 14.12.2020). (In Russian)

13. Il'inskij I. M. Zapadu ne nuzhen obrazovannyj russkij narod. Reforma obrazovanija v Rossii vedetsja po rekomendacijam Vsemirnogo banka, available at: http://netreforme.org/news/zapadu-ne-nuzhen-obrazovannyiy-russkiy-narod-reforma-obrazovaniya-v-rossii-vedetsya-po-rekomendatsi-yam-vsemirnogo-banka-2/#more-22194 (accessed: 16.12.2020). (In Russian)

14. Zjuganov G. A. Naglym obrazom realizuetsja prestupnaja po otnosheniju k sem'e i shkole programma, available at: https://kprfrzn.ru/news/informatsiya-ck/ennadij-zjuganov-naglym-obra-zom-realizuetsja-prestupnaja-po-otnosheniju-k-seme-i-shkole-programma (accessed: 30.11.2020). (In Russian)

15. Skandal v Gosdume: Gref ubedil politikov v svoej neobhodimosti, jeksperty lish' shvatilis' za golovu, available at: https://yandex.ru/turbo/tsargrad.tv/s/news/skandal-v-gosdume-gref-ubedil-politikov-v-svoej-neobhodimosti-jeksperty-lish-shvatilis-za-golovu_306123?sign=2f3b610559f9af6 e859774840efb58029ce170abf1b9e204332eefea60faca78:1607923165&trbsrc=zen&promo=navb ar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffromzen%3Dsearchapp (accessed: 23.12.2020). (In Russian)

Киреев Евгений Владимирович, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», кандидат философских наук, доцент, г. Москва, е-тай: lev50evk57@mail.ru

Kireev Evgeny Vladimirovich, Professor of the Department of General Education Disciplines of the Russian State University of Justice, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Moscow, e-mail: lev50evk57@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.