Научная статья на тему 'Дистанционное повышение квалификации специалистов'

Дистанционное повышение квалификации специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное повышение квалификации специалистов»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

модем связи на узловой машине. Стоимость одного комплекта около $ 800.

Количество узлов соответствует количеству подключаемых учреждений образования (один узел на школу).

3. Оснащение информационного центра

Центр для работы в распределенном режиме позволит формировать документацию и методические материалы в оперативном режиме с минимальным ручным трудом и оперативной рассылкой информации в электронном виде.

4. Обслуживание сети при ее функционировании (специалисты сети)

Исходя из ставок штатного расписания сеть обслуживают:

сетевой администратор — 1 чел.; системный программист — 3 чел.; техническая группа обслуживания 2 чел.; инженер-системотехник — 2 чел.

5. Затраты на проектирование об-

разовательнои сети

обычно со-

20 %

В общем случае они ставляют для интегрированных сетей 10

от единовременных затрат на формирование образовательной сети.

При реализации проекта этапность выполнения может быть следующей.

1. Формирование центрального узла.

2. Развертывание локальных сетей в организациях РУО.

3. Разработка и формирование информационно-методического обеспечения образовательной сети (компьютерные учебники, учебные базы данных и др.).

4. Организация процедур доступа, авторизации, контроля усвоенного материала.

Таким образом, региональная образовательная сеть может значительно повысить эффективность обучения в регионе.

В. А. СИЗИКОВ, зав. сектором регионального научного потенциала НИИ регио-нологии при МГУ им. Н. П. Огарева

ДИСТАНЦИОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Технологии: возможности

и перспективы

Стремительное развитие телекоммуникационных средств создает новые возможности и проблемы в образовании. Технические, технологические и организационные решения этих проблем

представлены газетных,

достаточно

журнальных

широко на

и книжных

страницах.

На сервере 1с1о. ги Института

дистанционного образования Московского экономико-статистического института (МЭСИ) можно узнать,, что МЭСИ приступил в 1993 т. к реализации новой об-

© В. А. Сизиков, 1997

разовательной программы „Развитие дистанционного обучения*" Эта программа базируется на многолетнем опыте и традициях заочного обучения в России и дистанционного образования в ряде зарубежных стран. Реализованный в институте пилот-проект „Развитие дистанционного обучения в Российской Федерации4* в рамках программы TACIS получил в 1994 г. наивысшие оценки экспертов комиссии Европейского Сообщества.

По поручению Госкомвуза МЭСИ разрабатывает федеральную программу „Развитие единой системы дистанционного образования в Российской Федерации" С начала 1996 г. реализуется программа перевода в дистанционную форму основных специальностей

МЭСИ.

Несколько иной подход демонстрирует Научно-исследовательский центр информатизации, социальных, технологических исследований и науковедческого анализа (Центр ИСТИНА), находящийся в совместном ведении министерств науки и технологий и общего и профессионального образования Российской Федерации. На сервере www. glasnet. ru/istina/ можно ознакомиться с его работой.

В области новых образовательных информационных технологий (НОИТ) в 1994 г. профессором А. Ракитовым была предложена научно-исследовательская программа „Электронный факультет4' (ЭФ). В 1995 г. она утверждена приказом № 383 по Государственному комитету высшего образования РФ (Министерство образования). ЭФ представляет собой НОИТ, ориентированную не только на изложение отдельных дисциплин. С 1997 г. готовые курсы будут внедряться в университетскую практику в виде систем дистанционного обучения.

По мнению авторов-разработчиков немецкого виртуального университета Хагена (одного из первых виртуальных университетов в Европе), высказанному на международном семинаре по проблемам заочного и дистанционного образования, в Европе наблюдается устойчивая тенденция роста аудитории учебных заведений этого типа. Прогнозируется, что к концу тысячелетия студенческая аудитория виртуальных университетов будет сопоставима с университетской аудиторией очной формы обучения или даже превзойдет ее по своим масштабам (см.:

Кадерали Ф. Концепция виртуального заочного университета. Новые технологии в заочном обучении // Материалы

семинара „Дистанционное образование: проблемы и перспективы44. СПб.,

1996).

В дальнейшем применение в подобных системах элементов искусственного интеллекта и технологий моделирования виртуальной реальности позволит создавать действующие в режиме реального времени технологически совместимые комплексы организации учебной, научной и административно-хозяйственной деятельности кафедр, факультетов, вузов на базе локальных, региональных, отраслевых и глобальных телекоммуникационных сетей.

На сервере www. kpi. kharkov. ua Харьковского государственного политехнического университета можно ознакомиться с работой Проблемной лаборатории дистанционного обучения и материалами постоянно действующего с 1993 г. ежемесячного национального семинара „Методические проблемы дистанционного обучения44 (до 1997 г. — „Методические проблемы компьютеризации учебного процесса44). Целью семинара является расширение обмена новой методической информацией, демонстрация обучающих и тестирующих программ, проведение дискуссий по актуальным вопросам новых информационных технологий.

Предполагаемая тематика: локальные сети института и Internet, дистанционное образование, фонд алгоритмов и программ, методические аспекты компьютерного обучения, методические аспекты подготовки программиста, программы для тестирования и обучения, компьютерное моделирование в обучающих программах, численное моделирование в учебном процессе, компьютер и организация учебного процесса, использование компьютеров в проблемном обучении.

Региональный фонд алгоритмов и программ ХГПУ содержит около тысячи записей о программах различного назначения, ориентированных на школьников, студентов, преподавателей и специалистов во многих областях науки, техники и бизнеса.

Спектр материалов только русскоязычной части сети Internet и конференций e-mail показывает, что дистанцион-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Л

ное образование — это активно растущая часть индустрии новых информационных технологий. Однако, как и для всякой бурно развивающейся сферы человеческой деятельности, для нее характерны диспропорции, перекосы и аномальные явления.

Повышение квалификации специалистов и персонала НИИ

В Институте регионологии при Мордовском государственном университете работа по созданию системы дистанционного образования и переподготовки научного и научно-вспомогательного персонала началась с создания подсистемы информационной поддержки разработчиков научно-практических и образовательных проектов. Создаваемые комплек-

сы являются своего рода переходной ступенью от традиционной системы информационного обслуживания с помощью компьютерного банка данных научно-исследовательского института к интегрированной и совместимой методически и программно системе сетевых виртуальных рабочих мест, необходимых для эффективного сопровождения конкретных научных и практических задач.

В качестве укрупненных блоков в этой системе создаются: „Редакционноиздательский отдел44 (на базе издательской программы „Page Maker44), „Библиотека “ (на базе библиотечной сетевой программы ,,MARCU), „Бухгалтерия44 (на базе бухгалтерской программы „Инфо-Бухгалтер44), „Машбюро44 (на базе офисного пакета „MS Office44), „Центр экспертизы44 (на базе программ и стандартов документооборота Российского центра экспертизы РИНКЦЭ), „Сектора44 (на базе работающих в „NetWare44 систем автоматизированного внутрифирменного документооборота, баз данных на лазерных дисках, программ обработки норма-тивно-правовых, статистических, социологических, биографических, картографических данных, электронной почты и системы доступа в Internet).

Работники института проходят стажировки по профилю блоков в учреждениях, имеющих опыт работы по использованию конкретных программ в профессиональной деятельности. Переход к дистанционной переподготовке и повышению квалификации персонала значитель-

но ускоряется при использовании сетевых технологий. Обновление версий программ по отдельным блокам идет централизованно, на сервере института, а переобучение персонала облегчается внедрением базовых стандартов для каждого блока программ, для которых русификация, наличие учебной и методической литературы, а также наставников являются обязательными условиями внедрения.

Поток сетевой информации извне проходит через компьютер, оснащенный скоростным модемом, и передается на сервер, откуда и происходят считывание, анализ и переработка данных. Нахождение на сервере института баз данных позволяет пользоваться всей информацией для создания совместных проектов в многозадачном режиме. Кроме того, первичная сортировка и „расслоение44 информации, особенно при извлечении ее гипертекстовых страниц, позволяют разделить квалифицированный и неквалифи-

по

цированныи труд данных.

Процесс протекает

перекачиванию

поэтапно, и на

каждом этапе специалист контролирует объем, содержание и глубину информационного потока, необходимого для самообразования, ставя задачи перед теми, кто осуществляет поиск в сетях. Это экономит время специалистов и совершенствует труд работающих в сети. Доводка полученного материала и размещение его на сервере для работы в справочном режиме происходят в прямом контакте с заведующими секторами в рамках тематики их работы.

Подготовка „проводников44 для сети в секторах по их профилю и последующий переход к работе в режиме прокси-сервера, имеющего прямой выход в компьютерные сети для одновременной работы в них нескольких пользователей, — следующий этап технологического продвижения института.

Опыт показывает, что наиболее активными потребителями сетевой информации являются специалисты, имеющие личные компьютерные контакты в других регионах и странах и активно работающие над написанием собственных научных работ. В подобной дистанционной работе есть ряд проблем, которые решаются в разных коллективах по-разному. Во-первых, это непривычность, особенно для опытных сотрудников с большим ста-

жем, работать напрямую на компьютерном столе, исключая распечатку твердых копий, что снижает темп и затрудняет работу в корпоративном компьютерном режиме. Во-вторых, это привычные средства обработки информации в однозадачной среде, которые ориентированы на последовательную обработку материала, „склеивание” его до и конвертирование после создания версий макета и неэффективную работу в многозадачной и многопользовательской среде с выделенным сервером.

Переход к работе с несколькими совместимыми средствами обработки информации с использованием данных,

полученных при удаленном доступе в локальной и глобальной сетях в многопользовательском режиме, позволит сконцентрировать усилия разработчиков проектов на их содержательной стороне и облегчит контроль руководителя проекта над его разработкой.

Дистанционное образование и связанные с ним технологии предполагают наличие высокой корпоративной культуры обучаемых, умения четко обозначить свои образовательные интересы и потребности, действовать, приобретая навыки практической ориентации в новой информационной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.