ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Сюлькова, Н.А. Вострикова
Российский университет дружбы народов Институт дистантного образования Ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Дистанционное образование призвано сыграть важную роль в сохранении и развитии единого образовательного пространства нашей страны. Именно поэтому исследование и выявление основных особенностей функционирования организационных структур учебных заведений как единого комплекса является очень важной и актуальной задачей. В настоящей статье дан анализ различных моделей учебных заведений системы дистанционного образования в России, показаны внутриорганизационные отношения в различных моделях образовательных учреждений системы дистанционного образования.
В XXI веке благодаря новым технологиям, обеспечивающим быстрый, универсальный и дистанционный доступ к информации и знаниям, возникают и развиваются информационные и педагогические технологии, определяющие новый тип образования — открытое образование [1], характеризующееся такими особенностями, как непрерывность, гибкость, модульность, самостоятельность, распределенность, работа на опережение. Открытое образование быстро реагирует на запросы общества и обеспечивает равенство доступа к получению образования всем гражданам независимо от их местожительства, возраста, занимаемого положения, должности, а также людям с ограниченными возможностями. Все это позволяет увеличить число потребителей образовательных услуг.
Проблемы создания, организации и управления учебным заведением, в котором используются дистанционные образовательные технологии (ДО-технологии) при реализации программы непрерывного многоуровнего профессионального образования не сводятся лишь к решению проблем эффективного их применения в учебном процессе. Они гораздо шире. Тем не менее использование ДО-технологий в организации образовательного процесса определяет особенности взаимодействия участников учебного заведения, организацию его деятельности и разработку системы управления его элементами и качеством образования.
Анализ новых учебных заведений системы дистанционного образования (СДО) позволяет выделить их базовые модели и охарактеризовать внутриоргани-зационные отношения в этих моделях.
Следует отметить, что понятие «модель» введено Г. Лейбницем, философом, математиком, физиком, языковедом, разработавшим по просьбе Петра I проекты развития образования и государственного управления в России. Модели, как известно, бывают нескольких типов: физические, математические, имитационные и т.д. Мы же будем понимать под моделью удобную форму знаний об окружающем мире — своего рода информационный эквивалент объекта, созданный для определенных целей. Поэтому для описания моделей учебных заведений СДО
в России сначала мы определим основной набор свойств, характеризующих каждую модель.
Формирование и развитие СДО периодически приводит к необходимости введения изменений в организацию традиционных систем учебного заведения для обеспечения четкого функционирования организационной поддержки распределенного учебного процесса. Важно, чтобы такие изменения не противоречили действующим нормативно-правовым актам.
Необходимо не просто рассмотреть существующие модели образовательных учреждений, функционирующих на основе использования дистанционных методов обучения и информационных технологий, но и понять, какие новые формы могут появиться в будущем, что определяет их разнообразие.
Сотни образовательных учреждений России (как государственных, так и негосударственных) создали и создают свои специализированные подразделения (институты дистанционного образования, институты дистантного образования, центры дистанционного обучения и соответствующие лаборатории). Очевидно, что развитие и внедрение технологий дистанционного обучения не должно стать делом отдельных вузов, пусть и самых передовых, нельзя стандартизировать один какой-либо вариант (модель) (технологий) дистанционного обучения.
Сейчас в России объективно назрели институциональные преобразования, о необходимости которых говорилось начиная с 1993 года. Теперь необходимы специальные усилия государства для развития и широкомасштабного внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс. При этом, конечно, необходимо учитывать весьма большую капиталоемкость, наукоемкость и трудоемкость разработки учебно-методических и программных средств обеспечения образовательного процесса в новой информационной среде. С этой задачей традиционные университеты не смогут справиться, если не будут приняты специальные правовые, организационные и финансовые меры. Кроме того, для разработки компьютерных программ учебного назначения требуются соответствующие специалисты, а для эффективного применения этих программ необходима переподготовка преподавателей. Проблемой стало отсутствие системных соглашений (типовых договоров, рекомендаций, отраслевых стандартов, других нормативных актов) между всеми субъектами образовательных отношений.
В России дистанционные технологии обучения в их современной версии являются относительно новым явлением — впервые о них заговорили в начале 90-х годов прошлого столетия. На Западе же дистанционное обучение зарекомендовало себя уже давно. В настоящее время западные вузы в этом плане составляют серьезную конкуренцию российским вузам не только на постсоветском пространстве, но и на внутреннем рынке образовательных услуг. Особую остроту эта проблема приобрела после вхождения России в Болонский процесс. Сегодня можно, не выходя из дома, успешно обучаться в ведущем американском (Калифорнийский виртуальный университет), британском (Открытый университет Великобритании), голландском (Открытый университет Нидерландов), канадском (Канадский открытый университет) вузе и получить диплом, котирующийся на международном рынке труда. Учитывая прогнозы демогра-
фической ситуации на ближайшую перспективу в России, можно сказать, что это серьезная угроза потери потенциальных студентов российскими вузами. В связи с этим федеральным агентством по образованию предпринимаются реальные шаги по активному внедрению передовых дистанционных технологий обучения в стенах российских вузов [2].
Новые технологии ДО определили и современные организационные формы его осуществления.
Современные системы открытого образования (ОО) характеризуются наличием одной из следующих возможных организационных структур [3; 1; 4]:
— кафедра (центр, институт) ОО в рамках традиционного университета;
— 100-процентный университет или колледж ДО — не имеют традиционных студентов (будем использовать термин «открытый университет»);
— телеуниверситет — обучение основано преимущественно на использовании телевизионных учебных курсов;
— виртуальный университет — обучение основано исключительно на компьютерных сетях, например сети Интернет;
— консорциум традиционных университетов или колледжей — каждый из участников создает ряд курсов для ДО, а организованное консорциумом агентство-посредник отвечает за маркетинг этих курсов и общее функционирование системы открытого образования на базе консорциума.
Дадим краткую характеристику каждой организационной структуры.
Кафедра (центр, институт) ОО
Пример: Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН), Центр дистанционного обучения Московского института электроники и математики (ЦДО МИЭМ).
Подразделения дистанционного образования создаются в традиционных учебных заведениях с целью расширения спектра и увеличения объема предоставляемых образовательных услуг, а следовательно, и увеличения числа студентов в преддверии прогнозируемой демографической ямы и в связи с интернационализацией образования (в частности, создание востребованных на мировом рынке образовательных программ и поддержание имиджа российского образования); сохранения конкурентоспособности в отношении к нетрадиционным разработчикам учебных курсов, в том числе и из других стран.
Развитие дистанционного образования сопровождается созданием отдельных подразделений, специально занимающихся разработкой и проведением курсов дистанционного образования. Такие подразделения обычно имеют своих администраторов, специально занимающихся организацией дистанционного образования, а также специфический учебно-вспомогательный и технический персонал. Оно может также иметь специальный профессорско-преподавательский состав, но может использовать и преподавателей родительской структуры. В целом подразделение дистанционного образования в традиционном университете представляет собой оригинальную, отличающуюся от классической университетскую структуру.
Открытый университет
Пример: Открытый университет Великобритании (ОЦЦК), Национальный университет дистанционного обучения (ЦКЕБ) в Испании, Международный институт менеджмента ЛИНК, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ). Развиваются на базе модели заочного образования путем ее модернизации в ходе использования современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Университет дистанционного образования отличается от традиционного университета тем, что его единственной задачей является предоставление дистанционных образовательных услуг. Эта задача определяет его специфическую организационную структуру. Профессорско-преподавательский состав, технический, учебно-вспомогательный, административный персонал университета дистанционного образования по своим задачам, функциям, содержанию работы существенно отличаются от традиционных.
Проведение принципа открытости привело к значительным организационным новшествам, которые стали практически осуществимы именно благодаря внедрению новых технологий хранения, переработки и передачи информации. Так, например, в 90-х годах появилась новая модель дистанционного образования на базе технологий проведения телеконференций.
Телеуниверситет
Пример: Национальный технический университет США, Современная гуманитарная академия (СГА).
Телеуниверситет сам разрабатывает и доставляет телевизионные учебные курсы, присуждает степени, выдает дипломы и сертификаты, используя профессорско-преподавательский состав, классные аудитории и другие ресурсы традиционных университетов.
Телеобразование — это модель дистанционного образования на базе телеконференций как главной формы взаимодействия между учителем и обучающимся. Осуществляется в телеуниверситете (телемост) и в виртуальном университете (виртуальные конференции).
Модель телеобразования появилась недавно, но она ведет к радикальным изменениям в организации современного образования. Это проявляется в том, что на базе этой модели стала развиваться новая организационная форма современного образования — виртуальные университеты.
Виртуальный университет
Пример: Калифорнийский виртуальный университет (США), Виртуальный университет Берлина (Германия).
Эта форма организации учебного процесса рассматривается нами как новая, только что наметившаяся модель образования.
Виртуальный университет — это сотрудничающие администраторы, разработчики курсов, преподаватели, технологи, студенты, разделенные расстояниями, которые работают и обучаются, используя современные технологии дистанционного образования [5].
В этой модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным индивидуумам общаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки
Такая модель сталкивается с существенными трудностями, в частности, с проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и дальнейшее развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования.
Обучение студентов в виртуальных университетах ведется только через компьютерные сети, например, через глобальную сеть Интернет или корпоративную сеть Интранет.
Ряд ведущих мировых ассоциаций, связанных с компьютерной индустрией, учредили специальный комитет Computer Science Curricula-2001. Одним из опубликованных частных предварительных результатов работы этого комитета является использование терминов «сетевые технологии» и «сетевой курс». Таким образом, в центр всех понятий ставится понятие «сеть» [4].
Консорциум традиционных университетов или колледжей
Характерной тенденцией дистанционного образования является объединение организационных структур университетов. Так, в последние годы стал развиваться новый тип организационной структуры дистанционного университетского образования — консорциум университетов, коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными учебными заведениями, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий. Эта институциональная модель чрезвычайно актуальна для многих стран, поскольку позволяет объединить образовательные ресурсы множества традиционных университетов.
История дистанционного образования наглядно свидетельствует о его соответствии новым потребностям общества, связанным с образованием, и релевантности в разных странах мира. Методы организации дистанционного обучения менялись каждый раз с появлением новых технологий.
Таким образом, новая форма образования потребовала новой организации учебного процесса и структур, которые должны создаваться на принципах открытости, непрерывности, гибкости, модульности, достаточной универсальности, всеобщности и индивидуализации образовательного процесса.
В табл. 1 представлены образовательные возможности различных моделей образовательных учреждений.
Таблица 1
Характе- ристика Свойство Традиционный университет с кафедрой (центром, институтом) ОО Открытый университет те л Вирту- альный универ- ситет Консорциум традиционных университетов
Организационно-право-вая форма Учреждение + + + / - + / - + / -
НОУ + + + + +
АНО + / - +/ - + + +
Некоммерческое партнерство - / + - / + + / - + +
форма собственности Государственная + + + + / - +
Негосударственная + + + + +
Аккредитационный статус Имеется + + + + +
Отсутствует + / - + + + +
Формы обучения Очная форма; + / - + + + / - +
Очно-заочная (вечерняя) форма + / - + + + / - +
Заочная форма + + + + +
Экстернат + + + + +
Форма контроля Пособия для самоконтроля + + + + +
Письменные задания для контроля + + + + +
Очные экзамены + + + / - + / - +
Письменные экзамены + + + + / - +
ДО-технология Кейсовая + + + / - - / + +
Сетевая + + + + +
Телекоммуни- кационная - + / - + + +
Принцип удаленного обучения Синхронное - - + / - + +
Асинхронное + + + + +
Разработка программного обеспечения ПО не используется + - - - -
Ведется + + + + +
Не ведется + + + + / - +
Региональная сеть Филиалы + + + + / - +
П редставител ьства + + + + +
Региональные центры - + + + +
Учебные заведения — партнеры - + + + +
Коммуникаци- онные технологии Группа электронных средств связи + + + + +
Видеоконференции - + + + +
Аудиоконференции - + + + +
Очные консультации + + +/ - + / - +
Факс, обычная почта + + + + / - +
Педагогические кадры ППС головного традиционного учреждения + + +
Преподаватели + +/ - + + +
Тьюторы штатные + + + + +
Тьюторы- совместители + + + + +
Сочетание различных характеристик задает разнообразие обучения.
При внедрении ДО-технологий в учебный процесс возникают специальные модели учебных заведений, что порождает ряд сложных практических проблем [6]:
1) создание новых, организационно-функциональных структур, обеспечивающих целостность учебного заведения. Целостность предполагает единство ор-
ганизации (придает стабильность системе) и ее развитие (обеспечивает ее непрерывное изменение);
2) отработка под эти структуры функционала сотрудников, налаживание профессиональных отношений. Лишь при этом условии система «заработает».
Первостепенным принципом создания новых систем, естественно, является целеполагание новых организационно-функциональных структур учебного заведения.
Организационная структура учебного заведения СДО подразумевает состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечить устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом [7].
Здесь стоит отметить, что в изменяющихся условиях функционирования организационная структура не может пассивно эволюционировать, она должна стать объектом сознательного видоизменения, поэтому так необходима ее полная и строгая типология.
Организационная структура предполагает некоторый порядок соподчинения, который реализуется через иерархический принцип построения, обеспечивающий многоступенчатость (многоуровневость) соподчинения частей целому.
Структура не сводится к формальному закреплению отношений подчиненности и руководства (на основе положений о подразделениях и должностных инструкций для сотрудников). Организационная структура учреждения ОДО определяет основные центры сосредоточения специфических ресурсов, организованных для результативной, эффективной и экономичной деятельности — создания и предоставления дистанционных образовательных услуг и их обеспечения на основе использования и развития ключевых компетенций.
В основном ДО ведется на базе сети определенных образовательных структур, т.е. эти структуры непосредственно реализовывают образовательные программы (ОП). В головном же вузе создается ресурсная база для реализации этих программ. Такое разделение является отличительным в сравнении с традиционными вузами, где реализация ОП проводится силами кафедры (факультетов), а также решающим при построении структуры управления. В виртуальном университете и консорциуме функциональное разделение выражено намного сильнее, поэтому подразделения выделяются в независимые организации, т.е. учебное заведение имеет сетевую структуру.
Элементы организационной структуры являются ключевыми центрами создания ценности для потребителей — обучающихся (ресурсов), а также системы менеджмента и обеспечения ОП.
Таким образом, выделяются процессные и ресурсные подразделения вуза. Процессные структурные подразделения ориентированы на организацию образовательного процесса в рамках конкретного уровня и направления обучения. На уровне высшего профессионального образования это центры региональной сети (филиалы, представительства, региональные центры, вузы-партнеры), в которых проходит обучение студентов.
Ресурсные подразделения обеспечивают необходимыми ресурсами деятельности процессные подразделения. Это кафедры, научно-учебный компьютерный центр, типография, различные управления, предназначенные для подготовки средств образовательного процесса, образовательных и управленческих технологий. Подготовка средств образовательного процесса включает материально-техническую базу, учебные аудитории, учебно-методическое обеспечение и т.д.
В вузе СДО, как правило, создаются такие ресурсные подразделения, как 1) управление (отдел, департамент) учебно-методической работы и 2) управление по организации учебного процесса. Первые занимаются созданием и актуализацией университетского учебно-методического фонда, а также изданием методических материалов на различных носителях, что является важнейшей составляющей деятельности учебного заведения в СДО. Вторые обеспечивают организацию учебного процесса как традиционного, так и в новых информационно-технологических средах. В системе открытого образования к материально-технической базе вуза предъявляются новые, более высокие требования в отношении обеспечения информационными ресурсами. Наличие серверов, мультимедийных проекторов, современных компьютеров, объединенных в локальную сеть и дающих возможность выхода в Интернет, требуют наличия специальных служб, обеспечивающих техническую поддержку образовательного процесса.
Распределенность, которая может быть обеспечена в СДО, позволяет создавать ресурсные подразделения на базе не одного, а сразу нескольких учебных заведений: головного вуза и его филиалов, вузов-партнеров.
Структура развивающегося вуза СДО должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной. Поэтому существующие в традиционном вузе линейно-функциональные структуры, которые характеризуют иерархические связи, приходят в противоречие с требованиями глубоких, основательных изменений и развитием инновационных процессов в учебном заведении СДО.
Изучение специальной литературы [8; 7; 9; 10] привело нас к поиску наиболее эффективной структуры, которой является матричная структура. Это становится возможным, так как линейное (вертикальное) управление функциональными органами закрепляется за одними и теми же уровнями управления.
При матричной структуре происходит наложение постоянной линейнофункциональной структуры головного вуза на специально созданные целевые структуры (матричные элементы), так как отношения субъектов управления характеризуются как субординационными связями (ректор — начальник подразделения), так и координационными (каждый субъект управления выполняет предусмотренные функциональные обязанности). Целевыми структурами являются проектные группы или команды (коллективы), обеспечивающие реализацию ОП. В такие команды привлекаются специалисты из разных подразделений, руководство осуществляется директором ОП из администрации головного вуза.
Взаимодействие руководителей проектов с разными уровнями и функциональными подразделениями порождает новые сети горизонтальных коммуникаций. Это позволяет легко перемещать сотрудников при переходе из одного проекта в другой, эффективнее использовать кадровые и материальные ресурсы.
Основные преимущества матричной структуры — рациональность распределения функциональных обязанностей, сочетание горизонтальной и вертикальной координации, ускорение принятия решений, повышение ответственности за конечные результаты деятельности и др.
При переходе на данную структуру могут возникать и определенные трудности, такие как нежелание линейных руководителей вводить в состав проектных групп своих наиболее опытных специалистов; сложность формирования психологического климата в этих группах; необходимость вмешательства в структуру первичных коллективов при распределении функционала и др.
Таким образом, при построении организационной структуры нами используется матричный принцип. Такая структура наиболее приспособлена к особенностям информационной и исследовательской подсистем, так как обеспечивает множественность горизонтальных связей и сетевой характер взаимодействия в организации. Типовая матричная организационная структура учебного заведения СДО представлена на рисунке.
Рис. 1. Матричная организационная структура вуза
Важно отметить, что авторитет и власть специалистов в такой (матричной) структуре зависит скорее от их компетентности, чем от официального положения. Это во многом определяет мотивы их перехода в проектные группы.
На формирование организационной структуры моделей открытых образовательных учреждений влияние оказывает набор свойств основных характеристик, представленных в табл. 1. В организационной структуре каждой модели учебного заведения СДО наблюдаются определенные изменения, связанные в основном с отношениями между звеньями управления (связи, взаимоотношения, коммуникации). В случае если проектная команда, обеспечивающая реализацию ОП, рассматривается как функциональная служба, представленная матричная структура может трансформироваться в линейно-функциональную структуру или в дивизиональную структуру. В табл. 2 показаны изменения организационных структур моделей образовательных учреждений СДО.
Таблица 2
Организационная структура Линейно- функциональная Дивизиональная Матричная (проектная) Сетевая
Характерные черты организационных структур Функциональное разделение управленческого труда в подразделениях разных уровней и сочетание линейного и функционального принципа управления Сочетание централизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управления с децентрализованной деятельностью отделений (оперативнопроизводственная самостоятельность, получение прибыли) Два направления руководства: вертикальное — управление функциональными и линейными структурными подраздел ениями; горизонтальное — управление отдельными проектами, для реализации которых привлекаются ресурсы различных подразделений Набор равноправных, автономных отделений, в котором могут возникать временные иерархические и другие структу-ры,определяемые решаемыми задачами
Модели открытых образовательных учреждений Традиционный университет (кафедра / центр / институт ОО) ниверситет Телеуниверситет Виртуальный университет
О ы ты у
Консорциум
В образовательных учреждениях СДО важными являются задачи администрирования учебного процесса. Структура управления любого учебного заведения открытого образования является динамичной, адаптивной к внешним условиям, поэтому возможны трансформации организационных структур.
Управленческая деятельность образовательных учреждений СДО должна базироваться на современном информационном обеспечении, использовании современных средств связи для обмена необходимой информацией между географически удаленными подразделениями. Внедрение информационных и коммуникационных технологий позволяет трансформировать организационные структуры в сетевые, в связи с чем в открытых образовательных учреждениях информационный менеджмент приобретает важное значение.
Таким образом, способы организации дистанционного обучения претерпевают изменения с появлением новых технологий, что влечет за собой создание новых моделей открытых образовательных учреждений. В свою очередь, образовательные возможности различных моделей образовательных учреждений определяются свойствами характеристик отечественной СДО (см. табл. 1). Структура управления в таких образовательных учреждениях, как правило, является матричной, при этом возможна трансформация этой структуры в сетевую. Такая трансформация происходит при применении новой информационно-образо-ательной среды на базе сети определенных образовательных структур, что влечет создание специализированных организационных структур, обеспечивающих их функционирование.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Краснова Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. — М.: Изд-во РУДН, 2002.
[2] Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования, 2005 г. http://lexed.ru/pravo/theory/kvanina/
[3] Кашицин В.П. Дистанционное обучение в высшей школе: модели и технологии // Педагогическая информатика. — 1999. — № 2. — С. 65—72.
[4] Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Усков В.Л., Филиппов В.М. Открытое образование — стратегия XXI века для России / Под общ. ред. В.М. Филиппова и В.П. Тихомирова // М.: Изд-во МЭСИ, 2000.
[5] Организационные инновации, Источник: Сетевой Ресурсный Центр менеджмента образования, науки и технологий, http://nrc.edu.ru/index.html
[6] Вазина К.Я. Технологическая организация жизнедеятельности образовательного учреждения, «Модель саморазвития человека» http://poipkro.perm.ru/elbib/book-mamaeva/1-3.htm
[7] Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. — СПб.: Питер, 2004.
[8] Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. — М.: Маркет ДС, 2003.
[9] Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006.
[10] Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, 2003.
FEATURES OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS USING DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT PROGRAMS OF VOCATIONAL TRAINING REALIZATION
N.V. Syulkova, N.A. Vostrikova
Institute of Distant Education Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
Distance education is called to play the vital role in preservation and development of the uniform higher education area of our country. For this reason research and revealing of the basic features of functioning of organizational structures of educational institutions as uniform complex is very important and actual problem. In the current article various models of educational institutions of distance education system in Russia is analysed, inner relations in various models of educational institutions of distance education system are shown.