Научная статья на тему 'Новые информационные технологий и их роль в создании систем дистанционного образования и активизации самостоятельного обучения'

Новые информационные технологий и их роль в создании систем дистанционного образования и активизации самостоятельного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2099
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые информационные технологий и их роль в создании систем дистанционного образования и активизации самостоятельного обучения»

ИНФОРМАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

А. И. Субетто, Н. А. Селезнева, С. И. Ельникова, Д. О. Жуков, С. А. Лесько

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Введение

Дистанционное обучение, зародившись в конце 20-го столетия, войдет, по мнению экспертов, в 21 век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Термин «дистанционное обучение» (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной литературе, встречаются такие его варианты как «дистантное образование» (distant education), «дистантное обучение» (distant learning), но все же наиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение», который мы и будем использовать в дальнейшем.

Дистанционное обучение - это разновидность заочного образования, предусматривающая активный обмен информацией между учащимися и преподавателями, а также между самими учащимися, и использующая в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникации).

Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining) - комплексную систему, включающую планирование, распространение и управление программами обучения, использующую для этого передовые средства дальней связи.

Современные компьютерные телекоммуникации могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты также подтвердили что качество и структура учебных курсов равно как и качество преподавания при дистанцион-

ном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных форма обучения. По мнению известного американского ученого Питера Найта современные средства информационных технологий, широко используемые сегодня в дистанционном обучении, позволили этой форме массового обучения стать эффективной: «Новые электронные технологии, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью различных интерфейсов, могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред».

Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в этом случае дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны если не во всех, то в большинстве традиционных систем обучения. По мнению Питера Найта, электронное дистанционное обучение будет наиболее перспективным направлением в образовании 21 века. И в то же время подобное обучение должно строиться на уже освоенных, успешно прошедших апробацию методиках как заочного, так и очного обучения, отбирая наиболее эффективные и прогрессивные из них. Система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования, давая возможность любому человеку учить то, что он хочет, тогда и там, когда и где он хочет и на том языке, на котором он хочет.

Более того, при существующей традиционной системе получения высшего и дополнитель-

© А. И. Субетто, Н. А. Селезнева, С. И. Ельникова, Д. О. Жуков, С. А. ЛеськоАвторы, 2007

ного образования, включая заочное, всегда определяется некая категория потенциальных учащихся, которые никогда таковыми не станут из-за невозможности оторваться от основной деятельности, состояния своего здоровья, материального положения, неудобства следования определенному расписанию занятий и т.п. Существующая для такой категории учащихся система заочного образования имеет много недостатков, один из которых - необходимость самостоятельно планировать и распределять свои усилия в связи с недостатком обратной связи с преподавателями и организаторами обучения. С появлением средств телекоммуникаций, был найден альтернативный выход - дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - как дальнейшее развитие системы заочного обучения - предусматривает активный обмен информацией между учащимися и преподавателями, а также между самими учащимися, что предопределяет его эффективность и большие перспективы для использования в системе образования.

За последние два десятилетия дистанционное обучение получило не только свое имя, но и выделилось из системы заочного обучения за счет технологического прорыва - использования новых коммуникационных технологий (компьютерных телекоммуникаций, спутниковой связи, аудио- и видеотехнологий), позволивших обеспечить постоянное интерактивное взаимодействие между участниками обучения невзирая на их географическую удаленность друг от друга.

Существует несколько моделей дистанционного обучения, получивших сейчас наибольшее распространение в мировой практике. При этом, независимо от конкретной модели обучения основные цели подобного образования на расстоянии оказываются сходными и их можно свести к следующему:

1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.

2. Дать аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).

3. Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.

Наиболее широкое развитие дистанционное обучение получило в настоящее время в тех стра-

нах, где для этого сложились соответствующие предпосылки, а именно: хорошо развитая телекоммуникационная инфраструктура, наличие большой территории страны (где есть немало труднодоступных или удаленных от центра районов) и развитая система традиционного образования. Это прежде всего такие страны как США, Канада, Австралия и Великобритания. В этих странах действуют различные учебные заведения и образовательные телекоммуникационные сети, позволяющие всем желающим пройти дистанционное обучение, например:

- The Open University (Великобритания)

- GLQSAS (США)

-Telenet (США)

- Contact North (Канада)

- PC Teletraining Network (США)

- UNISA (Университет Южной Африки)

В России и многих других странах дистанционное обучение до сих пор не применялось в широком масштабе из-за ряда объективных причин - в основном, из-за недостаточно высокого уровня развития средств телекоммуникации. Однако в последнее время созданы ситуация начала резко меняться к лучшему. Более того, наметилось отставание реализации идей дистанционного обучения от возможностей, предоставляемых современными техническими средствами. Так, например, широкое развитие средств компьютерной телекоммуникации в нашей стране привело к формированию региональных и глобальных телекоммуникационных сетей (в том числе и напрямую ориентированных на систему образования).

Проблемы эффективности дистанционного обучения в новой информационной среде

При организации и внедрении дистанционных технологий образования возникает проблема оценки эффективности дистанционного образования в сравнении с традиционным образованием.

Развитие и расширение использования образовательных ИТ напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения. Определение эффективности какого-либо метода, технологии обучения включает измерение достигнутого результата, затрат материальных ресурсов и времени на его достижение.

Оценку эффективности методов обучения с применением информационных технологий дают

обычно в сравнении с традиционными методами и ограничиваются измерением результата обучения, иногда учитывая и затраты времени учащихся. Эффективность обучения измеряют либо по результатам контрольных работ в баллах, либо по результатам тестирования в процентах решенных задач. При этом обычно сравнивают группы учащихся, пользовавшихся и не пользовавшихся компьютерными средствами поддержки, обучения.

Однако возникает вопрос, возможно ли применение традиционных критериев качества к ключевым аспектам дистанционного образования в технологичной учебной среде? Применение такого подхода к оценке информационных технологий в обучении подразумевает, что последние не вносят ничего нового в цели и задачи обучения. На самом деле внедрение информационных технологий влияет на качество и содержание образования.

По мнению экспертов, новые информационные технологии обучения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30 %, объективность контроля знаний учащихся — на 20-25 %. Успеваемость в контрольных группах, обучающихся с использованием образовательных ИТ, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при пятибалльной системе оценки). В частности, скорость накопления словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранных языков повышается в 2-3 раза.

Информационные и коммуникационные технологии по признанию специалистов являются одним из приоритетных направлений науки и техники, которые в XXI веке станут решающими, критическими.

В образовании роль критических принадлежит информационным технологиям, которые являются основой образовательных технологий, использующих средства информационно-вычислительной техники и в совокупности образующих технологическую инфраструктуру учебного заведения.

Критические образовательные технологии обеспечивают создание на основе инфраструктуры корпоративных телекоммуникационных сетей образовательных учреждений распределенных баз образовательных технологий, которые благодаря этой инфраструктуре могут использоваться в любом месте образовательного про-

странства, в том числе и в процессе реализации идеологии дистанционного образования. В этой связи важнейшими направлениями информатизации образования являются:

- реализация виртуальной информационнообразовательной среды на уровне учебного заведения, предусматривающая выполнение комплекса работ по созданию и обеспечению технологии его функционирования;

-системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;

- построение и развитие единого образовательного информационного пространства.

По существу речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды системы образования, о представлении новых возможностей как для опережающего, развивающего образования каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта.

Основные цели построения единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной творческой деятельности человека. Это может быть достигнуто благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и др. Построение единого информационного пространства в образовании позволит добиться:

-повышения эффективности и качества процесса обучения;

- интенсификации процесса научных исследований в образовательных учреждениях;

- сокращения времени и улучшения условий для дополнительного образования и образования взрослых;

- повышения оперативности и эффективности управления отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом;

- интеграции национальных информационных образовательных систем в мировую сеть, что значительно облегчит доступ к международным информационным ресурсам в области образования, науки, культуры и в других сферах.

Вместе с тем новые информационные технологии в образовании оказывают в ряде аспек-

тов очевидные негативные влияния: (I) различный, но неравноправный доступ; (II) неоправданно высокие ожидания; (III) утрата личного общения; (IV) эквивалентность диплома работе; (V) движение к международной стандартизации.

Неравномерное вложение средств и заинтересованность в участии в электронном обучении окажут заметное влияние на положение дел в высшем образовании. Помимо элитарных вузов, влияние которых достаточно прочно (за счет известных выпускников и солидных фондов), остальные учреждения высшего образования окажутся в очень уязвимой позиции. Только те вузы, которые планомерно инвестируют в электронное обучение, постоянно создают программы и вступают в партнерские отношения, успешно переживут эти изменения.

Организация учебного пространства при дистанционной поддержке образования

При разработке дистанционной технологии обучения необходимо создание адекватного учебно-методического и информационного обеспечения.

Однако проблема самообразования на основе автономных курсов, не предполагающих регулярной связи с преподавателем, довольно сложна для большинства обучаемых. Без эффективной, причем систематической, обратной связи со стороны квалифицированного преподавателя подобные курсы, как правило, обречены на неудачу.

Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:

- эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;

- используемых при этом педагогических технологий;

- эффективности разработанных методических материалов и способов их использования;

- эффективности обратной связи.

Другими словами, успешность и качество

дистанционного обучения в большой мере зависят от эффективности организации и методического качества используемых материалов, а также руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее время можно, по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении,

обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния.

В этих условиях на первый план в системе дистанционного обучения выходит педагогическая, содержательная его организация. Имеются в виду не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала, а также методы обучения.

Поэтому важно, на каких концептуальных педагогических положениях строится курс дистанционного обучения. Коротко их можно свести к следующим:

- В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Самостоятельная работа по овладению различными видами деятельности, формированию необходимых навыков и умений является спецификой данной области знания. Необходима более гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому.

-При дистанционном обучении обучаемый должен владеть не только пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет.

Речь идет о том, что учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным, уметь работать с электронными справочниками и словарями, которые могут находиться в данном курсе или существовать автономно на различных серверах. Важно иметь курсы, нацеленные на обучение этим специфическим видам чтения, работу со справочными электронными материалами.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных коммуникативных задач в совместной творческой деятельности в группах.

Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию оперативного обращения к преподавателю или кон-

сультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу (справочные, дополнительные материалы), и оперативного, систематического взаимодействия с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами, а также групповую работу с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса. Кроме того, она должна предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса с зарубежными партнерами (международные проекты), организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмена мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами, в том числе и зарубежными через сеть Интернет.

Контроль успешности подобного обучения должен быть оперативным при разработке соответствующих учебных материалов и итоговым со стороны ведущего преподавателя и консультан-тов-координаторов в виде тестов, презентаций, творческих работ. В последнее время для таких целей все больше используются специальные Web-страницы, которые может организовать для себя каждый обучаемый или группа сотрудничества. Работа с такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия.

Надо помнить, что речь в данном случае идет фактически об электронных учебниках модульного характера, имеющих очень определенную специфику, и потому разрабатывать их должны квалифицированные ученые-методисты, не просто учителя, а именно методисты, владеющие компьютерными телекоммуникационными технологиями.

Не менее важен вопрос координации работы обучаемых. В настоящее время в программе ни одного педагогического университете нет курса, отражающего специфику дистанционного обучения, этот вопрос более-менее подробно разработан лишь в системе повышения квалификации.

Необходимо отметить, что организация такого рода обучения находится в прямой зависи-

мости от экономических возможностей регионов и очень важно предусмотреть различные варианты технологической основы такого обучения:

- обмен только текстовыми файлами в режиме электронной почты (для большинства пользователей этот вариант пока может оказаться единственно приемлемым);

- использование всех возможностей и информационных ресурсов Интернет и CD-ROM;

- в дополнение к первому варианту использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных).

По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования.

Дидактические свойства телекоммуникаций

Использование телекоммуникаций еще не стало массовым явлением в общеобразовательном процессе.

Однако ситуация стремительно меняется. Еще несколько лет назад можно было ссылаться лишь на анализ зарубежного опыта. Сегодня ситуация принципиально иная. Наука и практика осознали главное - будущее за творческой молодежью, умеющей независимо, самостоятельно мыслить и принимать решения. Отсюда важность развития индивидуальности каждого человека, самостоятельности его мышления. Поэтому надо думать о принципиально новых подходах к системе обучения уже сейчас и, разумеется, о средствах, в том числе и материальных, их реализации.

С целью анализа состояния рынка методического и программного обеспечения, тенденций развития и принципов организации открытого образования был проведен анализ сайтов некоторых образовательных учреждений, активно работающих в системе открытого образования и дистанционного обучения:

1. Гарвардский университет (США) (http:// www.harvard.edu/)

2. Международная академия открытого образования (http://www. maoo.ru)

3. Международный центр дистанционного образования (http://www.kursy.ru)

4. Московский государственный университет (http://www.msu.ru)

5. Московский государственный технический университет им.Н.Э.Баумана (http:// www.bmst.ru)

6. Портал поддержки образования РФ (http://www.testor.ru)

7. Новосибирский государственный университет (http://www.nsu.ru)

8. Открытый университет Великобритании (http://www.express.irk.ru/city)

9. Открытый университет ДВГУ^Мр:// tidot.wl.dvgu.ru)

10. Открытая школа бизнеса в Санкт-Петербурге (http://www.obs.spb.ru)

11. Пермский государственный университет (http://www.edu.psu.ru)

12. Российский портал открытого образования (http://www.openet.ru)

13. Сервер бесплатного дистанционного обучения (http://www.anriintern.com)

14. Система открытого образования МЭСИ (http://www.ido.ru/ol)

15. Тульский государственный университет (http://www.tsu.tula.ru)

16. Украинский центр Дистанционного образования (http://www.udec.ntu-kpi.kiev.ua).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Уральский государственный университет (http://www.usu.ru)

18. ЦДО Московского института электроники и математики (http://www.dlc.miem.edu.ru)

Открытое образование - система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

Открытость образования означает доступность образовательных ресурсов в соответствии с запросом потребителя независимо от возраста, уровня образования, места жительства. Основу образовательного процесса в открытом образовании составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте. Открытое образование обеспечивает студенту свободу выбора и комбинирования наиболее удобных, интересных для него форм обучения по каждой отдельно взятой дисциплине, свободу перехода из одного вуза в другой и т.п.

Цель открытого образования - подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.

К особенностям открытого образования можно отнести:

1 .Использование специализированных технологий и средств обучения (применение компьютеров, сетевых средств, мультимедиа технологий, специализированного программного обеспечения).

2. Тестовый контроль качества знаний.

3. Экономическую эффективность (улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени и денег на его достижение).

4. Гибкость (возможность обучаться в удобное время, в удобном месте и темпе).

5. Модульность (возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов).

6. Параллельность (возможность обучения при совмещении с основной профессиональной деятельностью).

7. Асинхронность (удобное расписание).

8. Новую роль преподавателя (функция координирования познавательного процесса, корректировка содержания дисциплины, консультирование при составлении индивидуального учебного плана).

9. Новую роль обучающегося (повышение требований по самоорганизации, мотивированности, навыкам самостоятельной работы и трудолюбию).

10. Внедрение информационных технологий.

11. Интернациональность (возможность экспорта и импорта образовательных услуг).

Главным идеологом концепции открытого образования в России считается ректор Московского университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) В.П.Тихомиров. Дистанционное образование появилось в России в начале 90-х годов, МЭСИ - один из ведущих вузов в этой области по специальностям экономического профиля.

Из рассмотренных сайтов наиболее полно система открытого образования представлена на сайтах МЭСИ, МГИЭМ, ТулГУ и ДВГУ

На сайте ДВГУ есть полный каталог учебных курсов (более 60 комплектов учебных пособий). Каждый курс кроме авторского учебного курса включает тестер-тренажер. В его базе около 400 вопросов, при каждой попытке сдать экзамен программа случайно выбирает 40 из них. Время экзамена нормировано.

На сайте ТулГУ есть раздел “Учебно-методические комплексы” для студентов и преподавателей. Каждый комплекс состоит из рабочей программы, конспекта лекций, методических указаний для лабораторных и практических ра-

бот и большого числа контрольных заданий и тестов. Для гостей этот раздел закрыт.

Российский портал открытого образования содержит каталог виртуальных университетов, работающих в среде дистанционного образования, специальности и направления. При этом используются разные формы обучения: через Интернет, с использованием CD, очное обучение с опорой на Интернет-ресурсы.

Наличие (+) или отсутствие (-) информации по программному и методическому обеспечению на сайтах отражено в таблице 1.

Телекоммуникации по своим потенциальным возможностям, дидактическим свойствам могут оказаться исключительно полезными именно применительно к нашей системе образования.

В таком интегрированном сообществе, каким становится человечество, учащиеся не могут далее учиться изолированно, ограничиваясь достаточно замкнутым социумом: преподаватели, друзья, семья. Телекоммуникационные проекты позволяют получить доступ к различным информационным банкам данных во всех уголках мира, позволяют работать совместно над интересующим проектами с учащимися и преподавателями, находящимися далеко от них. Подобная возможность сотрудничества и кооперация создают силь-

нейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности и в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку получаемых собственных результатов. Преподаватель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в аудитории, дискуссии, мозговые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления, путь к познанию общности человеческого бытия и эволюции развития.

Таблица 1

Российский портал ОО (-4 а к и о ъ (-4 н N МГУ Открытая школа бизнеса в Санкт-Петербурге Центр информац. образовательных технологий 3 0 1

На главной странице есть пункт «Открытое образование» + + + + + + + + +

Есть список учебных программ, специальностей + + + + + + + + +

Есть учебные материалы, лекции - + + + - + - - +

Есть лабораторные, практические работы - - + + - - - - +

Тесты для контроля - + + + - - + - +

Интернет-магазин + + - - - - + + -

Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы, опережая массовую практику, опережая реальные возможности широкого внедрения телекоммуникаций в практику школы, показать уже сейчас их место и роль в образовательном учреждении будущего, показать, какие уникальные педагогические задачи можно решать с их помощью.

Под дидактическими функциями мы понимаем внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными.

Конечно, если мы просто попробуем соединить два компьютера, отстоящие друг от друга на каком-то расстоянии, что при наличии технических условий, не представляет ни малейшей трудности, это еще не будет решением педагогической проблемы. Такой опыт был в США, но он не увенчался успехом. Лишь когда технические возможности телекоммуникаций удалось соединить с методом проектов, основанном на поисковых, исследовательских методах, когда возможности телекоммуникаций (электронной почты, телеконференций) были соединены с четко разработанной программой дистанционного обучения (distance learning), когда телеконференции также были интегрированы в программу педагогической практики учащихся (особенно видеоконференции), в практику повышения квалификации преподавателей, процесс обучения оказался весьма эффективным и перспективным. Огромные возможности для поиска необходимой информации, обмена информацией со всем миром предоставляет Internet. Уже накопленный, хотя пока и не очень значительный опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет:

- организовать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, педагогов, научных работников из различных научных и учебных заведений одного или разных регионов или даже разных стран. Метод проектов позволяет при этом организовать подлинно исследовательскую творческую либо чисто прикладную практическую самостоятельную деятельность партнеров, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной и практической, творческой деятельности;

-организовывать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из научно-методических центров;

- организовывать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;

- оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам, расширяя таким образом свой кругозор, повышая свой культурный уровень;

- формировать у партнеров, кто бы они ни были - учащиеся, педагоги

- коммуникативные навыки, культуру общения, что предполагает со стороны партнеров умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнеров, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

- формировать умения добывать информацию из разнообразных источников (начиная с партнера по совместному проекту, кончая удаленными базами данных), обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и передавать на сколь угодно дальние расстояния, в разные точки планеты;

- способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

Таковы в кратком изложении, на наш взгляд,

дидактические функции телекоммуникаций, обусловленные их дидактическими свойствами.

Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и телекоммуникаций, мы понимаем природные, технические, технологические качества объекта, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Естественно, что технические свойства, телекоммуникаций делают их весьма перспективными в разных областях деятельности человека - в банковском деле, в журналистике, в научных исследованиях, в коммерции, в биржевых делах и т.д. Однако нас интересуют только те их свойства, которые могут оказаться полезны для целей педагогики. Поэтому мы и говорим не вообще о свойствах телекоммуникаций, а только об их дидактических свойствах.

Имеет смысл разделить описание возможностей, дидактических свойств телекоммуникаций на четыре группы в соответствии с технической их организацией:

I. Дидактические свойства синхронной телекоммуникационной связи «компьютер -компьютер»:

-передача и прием информации (текста любого объема, графики) от партнера к партне-ру(с компьютера на компьютер);

- подготовка, редактирование и обработка текста;

- хранение и систематизация информации;

- загрузка информации в сеть с жесткого или гибкого диска;

- перевод информации из сети на жесткий или гибкий диски;

- синхронный обмен информацией с партнером;

- распечатка информации на принтере.

II. Дидактические свойства электронной почты:

- передача сообщений или текстов(файлов) одновременно большому числу абонентов;

-хранение поступающей в память центрального компьютера информации, готовой к передаче по запросу пользователя;

- синхронный обмен информацией с партнерами;

- отправление информации в электронный почтовый ящик центрального компьютера для хранения ее в течение сколь угодно длительного времени до востребования;

- получение автоматического уведомления о том, что информация прочитана или возвращена (не дошла до адресата);

- подготовка и редактирование текстов;

- перекачка информации из сети на жесткий или гибкий диски (и обратно);

- распечатка текстов на принтере для рассылки и дальнейшего обсуждения;

- демонстрация текстов, графической информации на экране дисплея, позволяющая групповое участие в обсуждении и интерпретации информации;

- обеспечение учащихся возможностью использовать первоклассные, новейшие средства информационной технологии, широко используемые в мире;

- подключение к любым электронным банкам и базам данных для получения интересующей пользователя информации.

III. Дидактические свойства телеконференций:

- передача информации (текстовой, графической, звуковой) через систему телеконференций непосредственно на компьютер любому пользователю, являющемуся абонентом сети, в которой размещается данная конференция;

- прием информации (текстовой, графической, звуковой) от любого партнера - участника конференции;

- подготовка, редактирование текстов, графического материала;

- обработка и хранение текстов, графики;

- распечатка текстов на принтере для последующей рассылки и работы;

- обеспечение (при необходимости) синхронной и асинхронной коммуникации, что позволяет участникам конференции переслать свою информацию в систему в любое удобное для участника время и таким же образом получать информацию от других участников.

Все сообщения в этих случаях нумеруются, систематизируются по типам, что облегчает доступ к ним. Разветвленная система асинхронной связи позволяет создавать дополнительные подтемы в рамках той же конференции. Участники же получают возможность хорошо подумать, прежде чем отправлять свое сообщение.

К конференции могут подключаться другие абоненты сети, если такая возможность предусматривается специально, и наблюдать за ходом обсуждения.

IV. Дидактические свойства электронной доски объявлений:

- возможность размещения и хранения своего сообщения на доске объявлений без точного указания адресата (всем-всем-всем);

-возможность поиска интересующей пользователя информации и вступления в контакт с обладателем этой информации;

- возможность поиска партнера для совместной учебы, работы;

- возможность распечатки на принтере интересующей информации.

При дефиците высококвалифицированных педагогических кадров особенно на периферии телекоммуникации могут сыграть также несомненную роль и системе повышения квалификации преподавателей, особенно если учесть, что они позволяют иметь постоянную консультационную помощь учебных, методических и научных центров.

Телекоммуникации - мощное средство для обучения и познания. Как отмечает профессор Университета Ривер Фоллс Кэрол Бэгли, чтобы средства новых информационных технологий оказались эффективными в образовании, они должны сформировать определенную систему, которая предполагает иное понимание: а) сущности учения и обучения; б) роли преподавателя и учащихся в этом процессе; в) взаимоотношений преподавателя и учащихся; г) оснащения рабочих мест преподавателя и учащихся. Основные же задачи телекоммуникаций в образовании, по ее мнению, можно сформулировать следующим образом: «Телекоммуникация - могучее средство, преобразующее процесс учения».

Компьютеры и электронные телекоммуникации обеспечивают доступ к аккумулированному знанию как в текстовой, так и в графической формах. Телевидение, видео, видеодиски, компьютерная графика обеспечивают учащимся доступ к образной информации. Давно известно, что образная информация усваивается лучше, чем текстовая. Многие проекты интегрируют вербальную и графическую информацию, звук и динамику. Работы, которые в ходе проектов сейчас создаются, включают помимо текстового материала, графический и не только статичный, но и динамичный. Подобные работы сами по себе становятся ценными источниками информации по исследованной теме для последующих поколений учащихся и пополняют собой фонды медиатеки.

Разумеется, успех телекоммуникационных проектов во многом зависит от ряда факторов:

- от надежности и возможностей используемой техники, программных средств;

- от подлинного интереса всех участников совместного проекта к избранной теме, что, в свою очередь, в немалой степени зависит от практической ценности этого проекта;

- от удачного подбора участников проекта со всех стран, который должен быть сугубо добровольным, полностью ориентированным на личную заинтересованность участников проекта в данной теме;

-от удачного выбора лидеров проекта в рамках электронной почты или телеконференций;

- от возможности и умения пользоваться удаленными информационными базами данных;

- наконец, от общей координации работы со стороны координатора и учителей, практического внедрения полученных результатов.

Видимо, здесь уместно будет также заметить, что, учитывая практические потребности специалистов различных профессий, важно приобрести некоторые базовые навыки работы с компьютером, а именно:

- различные способы введения информации: через клавиатуру, с помощью различного рода манипуляторов, например, типа «мышь»;

- пользование текстовым редактором;

- пользование электронными таблицами;

- создание и пользование базами и банками данных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- пользование телекоммуникационными технологиями;

- распечатка на принтере;

- некоторые операции с жесткими и гибкими дисками.

Что касается навыков программирования, которое составляет в настоящее время основу курса информатики, думается, эти навыки относятся с разряду специальных и им было бы целесообразнее обучать на специальных курсах профессионально ориентированных учебных заведений. Но это лишь одна сторона вопроса, хотя и весьма существенная. Другая заключается в том, что речь идет об органичной интеграции телекоммуникационных технологий в общую педагогическую концепцию, в учебный процесс, где наряду с данным подходом к образованию и в сочетании с ним используются разнообразные методы и средства обучения, в том числе и традиционные. Другими словами, речь идет об органичном единстве информационных (в том числе и компьютерных телекоммуникаций), и педагогических технологий для решения современных задач развивающего обучения.

Таковы педагогические возможности, дидактические функции телекоммуникаций для целей образования.

Существующие системы и подходы к организации дистанционной поддержке образования

Существующие обучающие системы различаются по степени универсальности и по числу предлагаемых функций. Основная их часть, в целом, решая поставленные перед ними задачи, но не лишена недостатков. Среди недостатков современных обучающих систем можно выделить следующие:

-трудность подготовки учебных материалов из-за недостаточной функциональности встроенных редакторов;

- замкнутость систем вследствие использования специфичных форматов хранения учебных материалов;

-отсутствие наглядности при представлении учебных материалов.

Устранение отмеченных недостатков и использование сетевых технологий позволяет выйти за привычные рамки компьютерного обучения, и создать систему, позволяющую не только предоставлять обучаемому материал, но и адекватно оценивать его знания в режиме реального времени.

Необходимо отметить, что сетевые мультимедийные обучающие системы принципиально отличаются от традиционных текстовографических автоматизированных обучающих систем, что позволяет выделить их в отдель-

ный самостоятельный класс автоматизированных систем.

Основу любой обучающей системы составляет учебный курс, обучающая программа и контролирующая программа. Также необходим сам субъект обучения -студент. Существует несколько моделей электронных систем дистанционного обучения (см. таблицу 2).

Остановимся более подробно на преимуществах модель единой электронной обучающей системы.

Доступность. Системы дистанционного обучения, особенно базирующиеся на сервер-ориентированных технологиях, позволяют учиться из любой точке мира, где есть компьютер и доступ в Ш:ете1

Система мультиязыковой поддержки позволяет общаться студентам и преподавателям из разных стран.

Таблица 2

Модель Особенности модели Достоинства модели Недостатки модели

Модель off-line Пользователь не имеет постоянного соединения с сервером (контакта с преподавателем). Он работает самостоятельно, а результаты работы отправляет на сервер позже по е-таіі, почте или лично. Студент получает учебный курс на CD-диске, или каком-либо другом носителе, объем данных курса практически не ограничен. Студент может работать в удобное для себя время. Студент и преподаватель не могут общаться в режиме реального времени, что снижает эффективность обучения

Модель для локальных сетей Данная модель используется в локальных сетях. Каждый компьютер - клиент удерживает соединение с сервером, что позволяет работать в режиме реального времени. Общение студента с преподавателем, а также формирование отчетов о работе студента происходит в режиме реального времени. Сетевой трафик, как правило, ограничен рядом технических параметров, поэтому учебные курсы имеют ряд незначительных ограничений по объему данных. Студент может обучаться (а преподаватель обучать), только находясь в сетевом классе.

Модель для сети Internet Эта модель очень похожа на модель для локальных сетей. Ее особенность лишь в том, что пользователь во время работы может находиться в любом месте, где есть доступ в Шете! Общение студента с преподавателем, а также формирование отчетов о работе студента происходит в режиме реального времени. Студент может работать в удобное для себя время, из любого места. Intemet трафик, ограничен параметрами сервера, и соединения, поэтому учебные курсы имеют ряд значительных ограничений по объему и формату данных.

Модель единой электронной обучающей системы Учитывает любые способы проведения обучения Можно выделить пять основных преимуществ систем дистанционного обучения. Эти преимущества особенно актуальны для студентов -заочников. - доступность - наглядность - массовость - надежность - масштабируемость Практически лишена недостатков

В отличии от классических заочных методов обучения системы дистанционного образования в сети Internet, за счет своей оперативности, способны значительно повысить эффективность обучения. Так например, студент, только что прошедший контрольный тест, получит его результаты в течение нескольких минут, и сможет сразу же проконсультироваться у преподавателя.

Наглядность. В системах дистанционного обучения в последние несколько лет общепринятым стандартом стало использование гипертекста (чаще всего HTML).

Гипертекстовые документы, помимо системы перекрестных ссылок, могут отображать графические файлы, анимацию, звуковые фрагменты.

Современные мультимедиа-технологии Flash, Anark, .NET, а также сценарии и гипертекстовые процессоры позволяют интегрировать в учебный материал интерактивные фрагменты, которые увеличивают наглядность обучения.

Массовость (Интернет класс не ограничен по площади). Система дает возможность обучаться большему количеству людей за меньшие сроки, что позволяет подготовить большее количество специалистов.

При использовании модели off-line и Internet-модели ограничений по количеству пользователей практически нет, поскольку каждый студент использует собственное оборудование при работе с системой. Вся основная нагрузка ложится на сервер.

Работа в сетевом классе имеет одно ограничение - размер класса. Зато такой метод дает студенту возможность личного общения с преподавателем.

Широкий охват пользователей - несомненное преимущество систем дистанционного обучения. Но именно количество пользователей влечет за собой ряд трудностей. Особенно явно эти проблемы встают при одновременной работе большого количества студентов. К наиболее острым проблемам относятся:

- нагрузка на сервер

- нагрузка на преподавателя

Для уменьшения нагрузки на сервер используются несколько подходов: во-первых, учебный курс, который имеет наибольший объем из всей системы, может передаваться клиенту отдельно от процесса обучения, на диске, либо скачиваться с резервного сервера. Это позволит разгрузить основной сервер более чем на 80%, а следовательно ускорить его работу.

Во-вторых, в процессе обучения с клиента на сервер должна передаваться только итоговая информация о его работе, а также сообщения, от студента к преподавателю.

Сервер, в свою очередь, не посылает лишних запросов на клиентские машины, а работает в «пассивном» режиме.

Такой подход не всегда является оптимальным, но его принципы нужно учитывать при разработке подобных систем.

Что же касается разгрузки преподавателя, то тут есть два основных аспекта:

1. система автоматически проверяет контрольные тесты (кроме исключительных случаев, где ответ дается в текстовой форме); у преподавателя остается больше времени на общение со студентами, и выставление итоговых оценок;

2. система должна имеет настраиваемые фильтры, которые позволят сократить упорядочить поток информации, получаемой преподавателем.

Надежность. Вопрос безопасности является одним из важнейших при работе студентов с системой, поскольку в будущем результаты тестов должны стать основой для выставления итоговой оценки.

Каждый пользователь, входя в систему вводит свой логин и пароль. При этом пароль не храниться на сервере, и получить его из базы данных не возможно, а защищенное соединение SSH дает гарантию того, что данные пользователя не будут «перехвачены» во время работы.

Структура базы данных организована таким образом, что никто, даже преподаватели и администраторы, не сможет повлиять на результаты, работы студентов.

Масштабируемость. Система дистанционного образования позволяет строить различные учебные схемы. Можно «выложить» отдельный курс лекций с тестами или без них (как факультатив). Можно создать учебный план из нескольких предметов. А можно построить разветвленную структуру ВУЗа с деканатами, кафедрами и группами.

При любой из этих схем все остальные принципы дистанционного обучения сохраняются. Масштабируемость открывает очень широкие возможности: поскольку база данных не меняет своей структуры в зависимости от объема системы, возможен как рост, так и «безболезненное» сокращение размеров систем при полном сохранении данных о всех ее пользователях.

Практическая реализация системы дистанционной поддержки образования

Главной задачей при проектировании компьютерной образовательной среды является не просто создание обучающей системы, а создание недорогой при разработке и эффективной в работе системы. Данная система должна строиться по модульному принципу, с возможностью модернизации при возникновении новых задач. Структура системы представлена на рис. 1.

В таблице 3 дано описание элементов структуры такой системы. При разработке учебного материала необходимо использовать объектный принцип построения учебного курса. В соответствии с этим принципом учебный материал разбивается на части - объекты. В результате происходит переход от больших негибких фрагментов к многократно используемым отдельным учебным объектам, централизованному редактированию, доступным для поиска и включения в другие курсы, и т.д.

При разработке различных распределенных веб-приложений, например таких, как платежные банковские системы, интернет магазины, системы тестирования знаний и обучения возникает ряд типичных проблем:

Безопасность. Если доступ к SQL серверу осуществляется напрямую через ІР, возникает брешь в безопасности как на стороне клиента, так

и на сервере. Причем клиент может быть отгорожен фаерволом или прокси, что вообще делает невозможным прямой доступ к SQL серверу.

Надежность. Зачастую связь через Интернет является нестабильной, возможны обрывы связи. Если программа, работающая с SQL использует постоянное или длительное соединение с сервером это будет приводить к частым ошибкам и сделает невозможным стабильную работу такой программы. Весь стандартный инструментарий MS SQL Server работает именно таким образом - соединение с базой данных поддерживается постоянно.

Скорость. Стандартные протоколы обмена данными между SQL сервером и клиентом, как правило, не рассчитаны для работы в Интернет. Передается множество избыточной информации и т.д. В результате время между запросом и получением результирующего набора данных может стать очень большим. Возможны частые таймауты, т.е. программа будет считать, что сервер не отвечает, в то время как информация просто поступает с очень большой задержкой.

Для решения этих и многих других проблем при работе с удаленными SQL серверами логично будет использовать программное обеспечение промежуточного (в данном случае 3-го) уровня.

Современная IT индустрия в качестве стандартов в области механизмов взаимодействия систем предлагает концепцию Web Services.

, росту

Рис.1. Структура системы компьютерного обучения

Таблица З

Элементы структуры Описание

Ядро системы Реализует базовые операции ввода-вывода, обеспечивает связь между компонентами системы, обеспечивает безопасность системы, управляет разграничением доступа.

Планирование программы Модуль планирования учебного процесса.

Реализация программы Модуль реализации программы учебного процесса.

Контроль обучения Модуль, обеспечивающий тестирование, проведение лабораторных работ, экзаменов.

Библиотека Хранилище данных; содержит лекции, методические пособия и пр.

Общение Система обмена сообщениями, организация сетевых конференций, лекций.

Администрация Модуль администрирования системы.

Контроль процесса Позволяет контролировать процесс обучения студентов.

Студенты Модуль ответственный за подключение студентов к системе.

Дополнительные модули Модули для подключения учебных материалов и средств обработки информации не включенных в основные модули системы сторонних разработчиков.

Система безопасности Отвечает за сохранность данных и управление доступом к ресурсам системы.

Концепция Web Services призвана решить задачу объединения, интеграции разнородных систем на основе открытых стандартов. Основанная на SOAP и XML, эта концепция предлагает путь взаимодействия объектов, реализованных в различных бинарных стандартах, через Internet. Web Services являются поворотом от Internet обозревателей к Internet распределенных приложений.

SOAP представляет собой протокол обмена XML сообщениями между объектами для передачи информации о вызываемых методах, параметрах и возвращаемых значениях. SOAP основан на XML и формат его сообщений не зависит от транспортного протокола передачи сообщений. Реализация SOAP поверх HTTP утверждена W3C.

Чтобы избежать проблем, связанных с многопользовательским режимом, система должна обеспечивать механизм блокировки и ведения истории изменения ресурсов (для избегания искажения и утраты информации). Когда ресурс открыт для редактирования, он блокируется для других пользователей.

После изучения курса лекций, выполнения компьютерного тренинга и лабораторных работ, учащийся проходит итоговое тестирование. Схема такого процесса обучения представлена на рис.2. Система управления процессом обучения выполняет функции распределения учебного материала между учащимися, контроль заданий производит промежуточную оценку знаний, а так же предоставляет различ-

ные отчеты и выполняет административные функции.

Примером такой системы может служить проект, выполненный в Московском государственном университете приборостроения и информатики и факультете повышения квалификации РУДН. Данный проект получил название TESTOR.RU и включает в себя:

- Систему поддержки и проведения дистанционного обучения для авторизованных пользователей.

-Общедоступную систему тестирования знаний через Интернет, которая может быть использована в образовательных учреждениях любого уровня (школа, лицей, гимназия, вуз и т.д.) или любыми физическими лицами и организациями. Использование системы возможно как в локальной вычислительной сети (ЛВС), так и через Интернет с возможностью добавления баз данных по любым областям знаний через Web-приложение.

- Систему психологического тестирования (в том числе и ^-тестирования), направленную на выявление особенностей психологического типа человека и его склонности к тому или иному виду деятельности, науке или дисциплине. Психологическое тестирование помогает сделать правильный выбор профессии.

- Систему социологического анкетирования, позволяющую проводить различные опросы. Данная система позволяет авторизованным как администратор пользователям создавать через Web-

Рис.2. Схема процесса обучения

приложение различные социологические опросники, обрабатывать полученные статистические данные и создавать различные отчеты.

-Систему тестирования иностранцев по русскому языку и тестирования на гражданство.

- Систему для проведения конкурсов и чемпионатов на знание новых информационных технологий ведущих 1Т-компаний.

-Систему генерации кроссвордов общей эрудиции, содержащую более 230 тысяч слов.

- Электонную энциклопедию, содержащую более 80 тысяч статей, по различнымтемам.

-Систему тестирования по правилам дорожного движения, аудиториум с видеодемонстрациями и йаБ^лабораторными работами, игротеку и многое другое.

Обучающая система Testor.ru построена по модульному принципу, с возможностью модернизации при возникновении новых задач. Преподаватель выбирает (или добавляет необходимые) материалы для учебного курса из репозитария и настраивает параметры работы, а система передает пользователю расписание обучения и тестирования.

Наполнение репозитария может производиться любым авторизованным преподавателем, через web-приложение, а все размещенные материалы использоваться для создания учебных программ. Система обучения не требует специальной подготовки учебных материалов и в ней можно размещать файлы любого формата.

Все это позволяет обеспечить централизованное управление, сбор статистики и создание отчетов по обучению и тестированию знаний.

Модуль тестирования знаний системы «TESTOR.RU» включает следующие виды тестирования:

- Линейное тестирование.

- Адаптивное тестирование, учитывающее ответы пользователя на предыдущие вопросы для определения трудности последующих вопросов. При адаптивном тестировании предусматривается изменение последовательности выдачи вопросов в самом процессе прохождения теста. Адаптивное тестирование доступно после того, как на основании полученной системой тестирования статистики ответов пользователей на вопросы, рассчитывается их уровень трудности (по однопараметрической модели Раша).

- AUC-тестирование (Answer Until Correct -обучающая форма тестирования с выбором ответа до правильного), при которой пользователь получает за каждый вопрос число баллов, зависящее от того, с какой попытки он верно ответил на вопрос.

Система «TESTOR.RU» позволяет использовать в тестовых заданиях (как в качестве вопросов, так и в качестве вариантов ответа) любую графическую, аудио или видео информацию и различные виды тестовых заданий (с выбором одного и более вариантов ответа, со свободным вводом ответа в виде числа или слова, на установление соответствия и правильной последовательности). Благодаря этому обеспечивается универсальность системы, способность работать с любой областью знаний и значительно расширяется круг возможных применений разрабатываемой системы. В системе «TESTOR.RU» предусмотрены функции для настройки тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.