ПЕДАГОГИКА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ. МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ
А.С. АГАФОНОВА, доц. каф. истории и культурологииМГУЛ, канд. культурологии МГУЛ
caf-miok@mgul.ac.ru
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, ул. 1-я Институтская, д.1, МГУЛ
Во времена высоких технологий, быстрого жизненного темпа, новых форм обучения, УМК в электронном виде, дистанционное обучение стало необходимостью и является частью вузовской системы. Создание подобного комплекса говорит о повышении уровня образовательной деятельности университета, об эффективной системе информационного обеспечения учебного процесса. Профессиональное внедрение в учебный процесс компьютерных технологий является неотъемлемой частью современного образования. Электронный учебно-методический комплекс как вид обеспечения учебного процесса включает все необходимые компоненты для организации учебной деятельности, обеспечивает полный дидактический цикл обучения и предназначен для оптимизации усвоения необходимых знаний. Конечно, для создания электронного УМК рядовому преподавателю требуется серьезная техническая поддержка, организационные и информационно-методические условия. Автор является разработчиком учебно-методических комплексов для трех дисциплин, поэтому предложенная статья является некой компиляцией из той работы, которая была проведена при создании УМК, и непосредственного ежедневного труда с методистами и студентами дистанционного обучения. Это и теория, и создание тестового багажа, и проблемы, с которыми приходится сталкиваться и преодолевать их в дистанционном процессе. Данная статья носит описательно-аналитический характер и может быть использована для работы в системе дистанционного обучения как преподавателями, так и студентами.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронный УМК, тесты.
Электронный УМК в вузе на примере гуманитарных дисциплин
Гуманитарные дисциплины много-плановы, многолики. Конечно, они предполагают изучение сложной терминологии, богатого визуального материала и стилевой специфики. Гуманитарные дисциплины, особенно в технических вузах, способствует обогащению внутреннего мира, интеллекта, росту профессиональных навыков, готовят к тому, чтобы стать хорошим специалистом.
Мультимедийные технологии и интерактивные возможности позволили реализовать такую форму обучения, как дистанционная. Термин дистанционное обучение включает в себя два понятия. Дистанционное - то есть совершаемое на расстоянии [1]. Обучение - процесс взаимодействия между учителем и учащимся, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения, навыки. Таким образом, дистанционное обучение можно трактовать как процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, при котором участники находятся на расстоянии друг от друга, в результате чего у студента формируются определенные знания, умения, навыки [2]. В приказе Министерства образования России дистанционное обучение понимается как обучение, «обеспечивающееся применением совокупности образовательных
технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего, с использованием средств телекоммуникации» [3].
Для любой дисциплины дистанционное обучение начинается с разработки учебно-методического комплекса. Авторы монографии «Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства» [4] обозначили специфику электронного УМК, и мы приводим ее здесь, т. к. согласны с их видением комплекса. Итак, электронный УМК это:
- интерактивность - возможность создания диалога с обучающей системой;
- актуализация - возможность своевременного обновления учебно-методического материала;
- интеграция - возможность включения и постоянного обновления ссылок на другие электронные источники информации;
- адаптация - возможность подстраиваться под индивидуальные запросы преподавателя и студента;
- визуализация - возможность использования цветового оформления;
192
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ПЕДАГОГИКА
- научность - достаточная глубина, научная достоверность изложения учебного материала;
- доступность;
- наглядность;
- сознательность - учит студентов самостоятельным действиям при прорабатыва-нии учебно-методического материала, четкому пониманию целей и задач;
- систематичность и последовательность.
При создании электронного УМК преподавателю нужно четко определить учебные цели и сделать все возможное для доступности материала студенту. Подготовить студента к освоению дисциплины, то есть «наполнить» интерфейс всеми необходимыми данными для самостоятельной работы. Для этого должны быть составлены все вопросы для контрольных, расчетно-графических, лабораторных и других работ, предоставлена литература, которая может помочь студенту, и разработаны итоговые квалифицированные тесты. Электронный УМК должен все время обновляться с учетом новых стандартов в сфере образования, выпуска научных изданий, пособий. На наш взгляд, учебный материал нужно преподносить компактно, без излишней перегруженности, обязательно сопровождать наглядным материалом в виде фото, иллюстраций, схем, диаграмм. Прежде чем сдавать итоговый контроль, студентам надо давать возможность пройти пробные тесты, чтобы у него была четкая картина правильности изучения учебного материала.
Компьютерная система обучения не исключает общения между студентом и преподавателем. Студент может задавать вопросы, пользуясь скайпом, электронной почтой или в примечаниях, когда сдает промежуточные контроли в виде рефератов, самостоятельных, лабораторных и прочих работ. Таким же образом осуществляется и обратная связь. То есть студент не остается один на один с компьютерной программой, он всегда может получить разъяснения от самого преподавателя или методиста. Поэтому дистанционное обучение подразумевает под собой и «живую» связь студента с преподавателем.
Содержание электронного учебно-методического комплекса должно состоять из последовательно наполненных блоков. Инструктивно-методический материал включает рабочую программу. Студенты могут ознакомиться с содержанием изучаемой дисциплины, с примерным перечнем вопросов для итогового контроля. Учебно-методический материал, который должен быть представлен литературой, имеющейся в вузовской библиотеке, и постоянно пополняться современными учебными пособиями. Надо отметить, что в наши дни выпускается много качественной литературы по гуманитарным дисциплинам, как учебной, так и дополнительной, в том числе фундаментальных трудов отечественных исследователей. Студентам надо предлагать современные издания наряду с работами прошлых лет, не теряющих актуальность. Большим подспорьем могут являться печатные материалы по дисциплине, написанные преподавателем, который разрабатывал УМК. Если в университете есть свое издательство, это создает уникальную возможность для преподавателей писать и печатать необходимые учебные пособия.
Следующий блок - тестовый материал. На наш взгляд, необходимо предлагать разнообразные тесты, прежде всего для самопроверки. Они позволят не только ознакомиться с возможными вопросами в зачетно-экзаменационный период, но и четче представить диапазон изучаемой дисциплины. Итоговые тесты, предусмотренные учебным планом университета, на основании которого студенту будет проставляться зачет-экзамен, должны быть наполнены вопросами по всему изучаемому курсу. В такой дисциплине, как культурология, лучше всего часть тестов создавать иллюстративных. С одной стороны, это может затруднить ответ, с другой будет - способствовать развитию визуальной памяти. Оценочная система, как нам представляется, оптимальна и зависит от сложности вопросов. Например, при создании каждого задания выбираем балл за его решение от 1 до 3, в зависимости от степени сложности вопроса. 1 балл автор назначает за те вопросы, которые говорят об общем
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2015
193
ПЕДАГОГИКА
кругозоре и не должны представлять особую сложность. Допустим, вопрос «Особенности архитектурных построек мусульманского мира». Предлагаем варианты решения:
1 применение куполов и купольных конструктивных систем,
2 использование стрельчатых арок,
3 изображения военной символики.
Два балла проставляем за те задания,
которые требуют более углубленного изучения или при кажущейся легкости требуют время на осмысление. Например, на вопрос «искусство, основанное на коммерции» при вариантах ответов:
1 хэппенинг
2 поп-арт
3 ташизм
4 соц-арт
ответ может показаться очевидным. Но для того, чтобы ответить правильно, студент должен быть уверен, что он знает, что такое хэппенинг, ташизм и соц-арт, а это подразумевает уже не обычный кругозор, а более детальную проработку материала. Три балла «получают» те вопросы, которые требуют глубокого знания по предмету. Допустим, выбрать правильный ответ на вопрос, «что такое инкультурация». Вопросы в тесте, оцениваемые по самому высокому баллу, подразумевают знание теории, категориальный аппарат, терминологию по всему курсу. Вопросы повышенной сложности исключают такой вариант ответа, как наличие личного багажа впечатлений и общей эрудированности, а подразумевают точное знание, приобретенного именно в процессе обучения.
Еще один ответственный блок УМК -задание для самостоятельной работы студентов, которое может включать контрольные работы, рефераты, курсовые проекты, творческие задания. Преподавателю необходимо составить тематику для этих заданий, предложить рекомендуемую литературу и разъяснить правила выполнения. Т к. студенты изучают курс самостоятельно, очень важно изначально четко и доступно сформулировать требования к самостоятельным работам, иначе, исходя из опыта автора, посто-
янно будут идти уточняющие вопросы. Так, к примеру, в первый год обучения, не дав разъяснений о том, сколько и в каких группах пишется контрольных и рефератов по дисциплине «Отечественная история», автор получал массу писем по электронной почте с уточнениями. Исключая персональные данные студентов, цитируем их вопросы (тексты оригинальные):
«Вас беспокоит студент 1 курса дистанционного обучения. У меня возникли 2 вопроса по выполнению работ, в которых я, к сожалению, не смог самостоятельно разобраться. Как оформляется реферат (это первое задание такого типа, а каких-либо конкретных инструкций найти не получилось). При выполнении контрольных работ указано использовать темы 1-29 и 30-55, это означает использовать какую-то определенную тему или попунктно по каждой теме? Какой объем должен быть у контрольной работы (указано в пределах 20-24 страниц ученической тетради, а как это представить в электронном виде, шрифт, кол-во листов)?»;
«Я хотел узнать. Мне одну или две контрольные написать надо? На тетради рукописно и отсканировать. Можно ли в электронном виде напечатать. Реферат написать на какую тему и в каком виде? И еще, все тесты следует пройти?»;
«Подскажите пожалуйста по самостоятельной работе. Мне не понятны контрольные работы. Их две штуки, в каждой список тем, нам надо выбрать тему в каждой контрольной работе и написать в виде реферата? В итоге получится две работы?»;
«На всякий случай хотел уточнить, необходимо ли по моей специальности выполнять КР2»;
«Скажите, для студентов, которые обучаются на дистанционной форме, также как для заочников необходимо писать контрольную работу в тетради? Сканировать и прикреплять в личном кабинете? Либо можно печатную работу прикрепить для проверки?».
Безусловно, такая обратная связь позволяет преподавателю выявлять и исправлять все недочеты в разработанном учебно-методическом комплексе.
194
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ПЕДАГОГИКА
Так как основой образовательного процесса при системе дистанционного обучения является самостоятельная работа студента, то контролироваться и оцениваться она должна со всей серьезностью. Необходимо делать замечания, указывать на неточности, не допускать предоставление скопированной из Интернета готовой работы. Преподаватель не может выполнять лишь наблюдательные функции, ему необходимо руководить процессом обучения - консультировать, осуществлять контроль качества знаний, мотивировать, применять педагогические и воспитательные методы, дискутировать, помогать в создании проектов. Надо отметить, что при таком подходе большинство студентов проделывают большую творческую работу, находят очень интересные материалы, прикладывают личные фотографии и работают с архивными документами. Хотелось бы в данной статье привести фрагменты из двух контрольных работ, выполненных студентами дистанционного обучения (фрагменты приведены с согласия авторов).
Из работы «Народные промыслы и ремесла Тульского края»
«В наши дни тульские пряничники выпекают пряники всевозможных видов и размеров, весом от 50 г до 5 кг, а по торжественным случаям могут приготовить пудовый (16 кг) пряник. Ежедневно в Туле, по разным оценкам, выпускается от 7 до 12 тонн сладкого лакомства, а основанный в 1997 г. музей тульского пряника ежегодно принимает 33 тыс. посетителей. Древнее ремесло продолжает жить. На западе Тульской области, в ста с лишним километрах от Тулы, на границе с Калужской и Орловской областями, расположен старинный город Белев. В наши дни это обычный российский районный город, бедный, неухоженный, практически лишенный промышленности и с неясными перспективами развития. А когда-то Белев в богатстве и великолепии мог соперничать с Тулой, белевские купцы делали миллионные обороты, а барки с их товарами шли по Оке, на которой стоит древний город, до самой Нижегородской ярмарки. С тех славных времен
дошло до наших дней необычное лакомство, не похожее ни на одну из современных сладостей - белевская пастила.
Окрестности Белева с давних времен славились яблочными садами, не утратившими значения и в наши дни. Белевская пастила известна с 1888 года, когда местный купец Амвросий Прохоров, обладающей коммерческой жилкой и желающий заработать за счет своих шикарнейших яблочных садов, начал выпуск пастилы, или пости-лы, как раньше ее называли. С тех пор и до наших дней лучшая пастила получается из антоновки, в которой содержится сухих веществ до 15 %. Можно использовать и славянку, однако пастила в этом случае получается жидковатой. Тогда срочно требуется добавить к славянке до 10 % пюре срыжапе-ля. Этот сорт яблок - большая редкость даже в белевских городских садах, это слишком старый сорт.
Неповторимый вкус и аромат белевской пастилы обеспечивался двумя компонентами: отборным кисло-сладким антоновским яблоком и свежестью диетического куриного яйца. Применение каких-либо пряностей или ароматических добавок не допускается. Пастила должна пахнуть неповторимым яблочным запахом печеной антоновки. Сначала яблоки пекут в печи, затем снимают шкуру и отделяют мякоть, которую взбивают с сахаром и взбитым яичным белком. Воздушную смесь запекают пластами толщиной с дамский пальчик в печи или духовке, промазывают яичным белком и соединяют между собой, что дает белевской пастиле характерную слоеную структуру, отличающую ее от других отечественных пастил, например от коломенской. Затем пастилу обрезают по форме и натирают сахарной пудрой. Пастила обретает вид сладкой буханочки. Последняя, самая ответственная стадия - выдержка в печи для пропитки при постоянной небольшой температуре в течение 8 часов. Изначально использовалась русская печь. Для производства классической белевской пастилы необходимы исключительно березовые дрова, а время ее приготовления должно совпадать с первыми заморозками. Запекать
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
195
ПЕДАГОГИКА
антоновку лучше всего на медном противне и строго соблюдать описанный выше технологический процесс. Малейшие отклонения могут безвозвратно загубить вкус продукта. Кстати, выход готового продукта весьма невелик - из 10 кг яблок получается не более 2-3 кг пастилы. Зато правильно приготовленная и правильно упакованная пастила (после изготовления ее заворачивают в чистую белую ткань или в папиросную бумагу) может храниться несколько месяцев, постепенно подсыхая, но не теряя при этом неповторимого вкуса.
При столь сложной технологии изготовления неудивительно, что белевская пастила как продукт никогда не была массовой. В советское время за пределами тульской земли она была практически неизвестна, несмотря на то, что ее вплоть до конца 1980-х гг. производил белевский консервный завод, основанный, кстати сказать, еще до революции. В начале 1990-х завод закрылся, затем возобновил работу, но пастилу уже не выпускал. Впрочем, в Белеве никогда не прерывалась традиция изготовления домашней пастилы, которая жива и в наше время. В последние годы сразу несколько изготовителей предприняли попытки возродить производство старинного лакомства. Конечно, массовым оно не станет (на сегодня цена 1 кг пастилы колеблется в пределах от 800 до 2000 рублей), но у гостей Тулы лакомство пользуется устойчивым спросом [5].
Из работы «Жизнь и творчество И.С. Тургенева в Спасском-Лутовиново»
«Орловский край. Родные места Ивана Сергеевича Тургенева. Орел - город, где он родился. Спасское-Лутовиново - родовое поместье в Мценском уезде. С детских лет и до конца жизни оно было для писателя любимым местом, куда он постоянно стремился. Творчество Тургенева тесно связано с Орловским краем. В Спасском-Лутовиново им задумано и создано большинство произведений, которые вошли в сокровищницу русской и мировой литературы. Прекрасная природа, широта полей, цветущие луга, глубокие овраги, жизнь простого народа, простой русский
язык стали источниками его бессмертных «Записок охотника», повестей, романов.
Спасское-Лутовиново - родовое имение Тургенева по линии матери. Необъяснимое чувство покоя и величия ощущается в этом месте. Среди вековых лип графского парка прошли и мои детство, юность. Сюда приходила я за душевным покоем, в жаркий летний день приятно было побродить под тенистыми аллеями. Тургеневский дуб всегда притягивал к себе, словно магнитом. Под его ветвями всегда чувствовала себя спокойно и уверенно. «Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу...» - так писал И.С. Тургенев ЯП. Полонскому. Эти строки всегда звучат в устах любого гида в этом замечательном месте.
Эту работу я посвящаю своему любимому папе и нашей последней прогулке к тургеневскому дубу» [6].
Из этих отрывков видно, с какой любовью обучающиеся писали самостоятельную работу, как серьезно отнеслись к выбору темы и какую провели большую предварительную работу. В этих и многих других работах студентами приложены личные фотографии. То есть взаимодействуя, принимая активное участие, направляя работу студентов дистанционного обучения, можно добиться очень ощутимых результатов.
Дистанционное обучение. Методы внедрения и трудности
С появлением дистанционного обучения поменялись роль и место преподавателя в учебном процессе. Усложнилась разработка курсов, повысились требования к качеству учебных материалов, возросла роль обучаемого в учебном процессе [7].
Автор работы «Информационные технологии и средства дистанционного обучения» отмечает, что «дистанционные технологии обучения можно рассматривать как естественный этап эволюции традиционной системы образования. От доски с мелом до электронной доски и компьютерных обучающих систем, от книжной библиотеки до электронной, от обычной аудитории до виртуальной аудитории любого масштаба» [8]. Такая
196
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ПЕДАГОГИКА
эволюция неизменно сопровождается необходимостью для преподавателей соответствовать новым веяниям. И трудности, с которыми приходится сталкиваться в первую очередь, носят технический характер. Замечательно, когда в вузе есть специалисты, которые могут создать программу для дистанционного обучения. Соответственно все технические сбои, недоработки, могут исправляться в он-лайн режиме. К тому же специалисты могут консультировать преподавателей и помогать им в освоении программы. Если же программа приобретена на стороне и ее разработчиками не являются вузовские специалисты, преподавателям, особенно тем, кто не имеет хороших навыков работы с компьютером, приходится вдвойне тяжелее. А проблемы могут возникнуть не только у преподавателя.
Из писем студентов (исключая
персональные данные, тексты оригинальные)
«Пытался загрузить в систему контрольные работы и реферат, но там системное время на час больше московского, а загрузка уже недоступна. Отправляю их в письме»;
«Только сейчас вспомнила, что в отправленном мною вчера вечером реферате по истории я забыла указать список используемой литературы. Подскажите, как мне поступить в данной ситуации? Удалить отправленный реферат? Как это сделать?»;
«Не прикрепляется файл. Что делать?».
То есть в процессе обучения, кроме преподавателей, должны участвовать и представители других подсистем современного образования, специалисты по компьютерной графике, сетевым технологиям, консультанты по обучению [9].
Определенной сложностью при создании УМК для дистанционного обучения может стать дисциплина, которая будет новой как для студентов, так и для преподавателя. Соответственно нет предварительных заготовок, макетов, наработок, большой учебнометодической базы, которые могли бы послужить основой для создания электронного УМК по этому предмету. Т. е. нужна намного
большая предварительная подготовка, чем в случае с давно читаемыми дисциплинами. В таком случае возникает трудность заполнения «интерфейса» дисциплины. Возможно, его придется заполнять постепенно, согласуясь с рабочей программой, закупленной литературой, разработкой тестов и пр. В работе «Подготовка преподавателей к дистанционному обучению» автор отмечает: «Определяя дистанционные образовательные ресурсы как административно-управленческий, научно-педагогический и учебно-методический интерактивный комплекс, в разработке, пополнении и использовании контента которого задействованы все участники образовательного процесса посредством среды Интернет, мы говорим о том, что проблемой на сегодня является неподготовленность преподавателей к разработке и использованию дистанционнообразовательных ресурсов в учебном процессе» [10]. В связи с этим есть необходимость серьезной подготовки преподавателей, чтобы они качественно могли предоставлять интерактивный учебный курс и взаимодействовать с обучаемыми.
В заключение хотелось бы сказать, что дистанционное обучение, создание электронного УМК - процесс одновременно интересный и трудоемкий. Занимаясь системой дистанционного обучения, мы пришли к выводу, что это эффективная система, способствующая одновременно повышению уровня квалификации преподавателя и освоению новых инновационных методов студентом. Эта система обучения профессионально встает в один ряд с такими привычными формами, как очное, вечернее, заочное. Думаем, что дистанционное обучение будет очень популярно, прежде всего, в связи с удобством для работающих людей, тех, кто живет в удаленных уголках России, тех, кто не хочет уезжать из родного города, чтобы учиться в избранном университете. Создается возможность для более глубокого изучения свойств объектов и процессов за счет когнитивного потенциала мультимедиа, использования математических и имитационных моделей, удаленного доступа к уникальным приборам и лабораторным установкам [11].
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
197
ПЕДАГОГИКА
Библиографический список
1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов.
- М.: Оникс, 1988.
2. Волженина, Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения/Учеб. пос. / Н.В. Волженина. - Барнаул: Алтайский ун-т, 2008.
- 59 с.
3. Приказ Министерства образования России от 18.12.2002 № 4452 «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение)».
4. Шалкина, Т.Н. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства / Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова.
- Оренбург: ОГУ, 2008. - 160 с.
5. Пагаева, З.Э. Народные промыслы и ремесла Тульского края / З.Э. Пагаева. - М., 2013 - 26 с.
6. Гревцова, В.В. Жизнь и творчество Тургенева в Спасском-Лутовиново / В.В. Гревцова. - М., 2012. -28 с.
7. Иванов, В.А. Дистанционное обучение - наиболее перспективная форма заочного образования / В.А. Иванов, И.Б. Удалова // Вестник НГТУ - 2011.
8. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И.М. Ибрагимов. - М.: Академия, 2007 - 336 с.
9. Дистанционное обучение. Библиотека социолога. Лекция 13. http:// sociolog.in.ua).
10. Громова, Т.В. Подготовка преподавателя к дистанционному обучению / Т.В. Громова // Народное образование. - 2006. - №5 - С. 153-156.
11. Соловов, А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология / А.В. Соловов. - Самара: Новая техника, 2006. - 464 с.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
DISTANCE EDUCATION IN HIGH SCHOOL. IMPLEMENTATION METHODS Agafonova A.S., Assoc. Prof. MSFU, Ph. D (Cultural)
caf-miok@mgul.ac.ru
Moscow State Forest University, 141005, Mytischi, Moscow reg., Russia; 1st Institutskaya st., 1, MSFU
In times of high-tech, fast pace of life, new forms of education, teaching materials in electronic form, distant learning has become a necessity and is part of the university system. The foundation of such a complex shows an increase in the level of educational activities of the university, and indicates an effective system of information support of educational process. Professional introduction of computer technologies into the удалить educational process is an integral part of modern education. Electronic training complex as a part of educational process includes all the components necessary for the organization of training activities, provides a full cycle of didactic training and is designed to optimize the development of the necessary knowledge. Of course, to create electronic teaching materials classroom teachers require serious technical support and appropriate organizational, informational and methodological conditions. The author himself develops educational and methodical complex for the three disciplines, so the proposed article is a compilation of some of the work that has been carried out when creating teaching materials and daily work with methodists and distant students. This includes theory, creation of test baggage and problems encountered and overcome during distant education. This article is descriptive and analytical in nature and can be used for work in the system of distant learning by both teachers and students.
Keywords: distant learning, electronic teaching materials, tests.
References
Burns S.I. Slovar’russkogoyazyka [Russian dictionary]. Moscow: Onyx Publ. 1988.
Volzhenina N.V Organizatsiya samostoyatel’noy raboty studentov v protsesse distantsionnogo obucheniya. [Organization of independent work of students in the distance learning] Ucheb. posob. [Study. Benefits]. Barnaul: Publishing House of the Altai Univ. Press. 2008. 59 p.
Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossii ot 18.12.2002 № 4452 o «Metodike primeneniya distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologiy (distantsionnom obuchenii)» [Ministry of Education of Russia from 18.12.2002 № 4452 of the «Method of use distance educational technologies (distance learning)»].
Shalkina T.N., Zaporozhko V.V., Rychkova A.A. Elektronnye uchebno-metodicheskie kompleksy: proektirovanie, dizayn, instrumental’nye sredstva [Electronic educational-methodical complexes: design, design tools]. Orenburg: SEI OSU Publ.
2008.160 p.
Pagaeva Z.E. Narodnyepromysly i remesla Tul’skogo kraya [Folk arts and crafts of the Tula region] Referat [Abstract]. Moscow, 2013. 26 p.
Grevtsova V.V. Zhizn ’ i tvorchestvo Turgeneva v Spasskom-Lutovinovo [Life and Work of Turgenev in Spassky Lutovinovo] Referat [Abstract]. Moscow, 2012. 28 p.
Ivanov V.A., Udalova I.B. Distantsionnoe obuchenie -naiboleeperspektivnayaformazaochnogo obrazovaniya [Distance learning - the most promising form of absentee-education] Vestnik NGTU [Bulletin of the NSTU]. 2011.
Ibragimov I.M. Informatsionnye tekhnologii i sredstva distantsionnogo obucheniya [Information technology and distance learning]. Moscow: Academy Publ., 2007. 336 p.
Distantsionnoe obuchenie. Biblioteka sotsiologa. Lektsiya 13 [Internet resurs] Distance Learning. Library sociologist. Lecture 13 http: // sociolog.in.ua.
Gromov T.V. Podgotovka prepodavatelya k distantsionnomu obucheniyu [Preparation of teachers for distance education]. Narodnoe obrazovanie [Education]. 2006. no. 5, pp. 153-156.
Soloviev A.V. Elektronnoe obuchenie: problematika, didaktika, tekhnologiya [E-learning: problems, didactics, technology]. Samara: New technic, 2006, 464 p.
198
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015