Научная статья на тему 'Внедрение элементов дистанционного обучения аналитической химии в высшем фармацевтическом образовании'

Внедрение элементов дистанционного обучения аналитической химии в высшем фармацевтическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФАРМАЦИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / DISTANCE EDUCATION / PHARMACEUTICAL EDUCATION / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX / ANALYTICAL CHEMISTRY / E-LIBRARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удянская И. Л., Янкова В. Г., Григорьева В. Ю., Краснюк И. И., Эпштейн Н. Б.

Информационные технологии развиваются с огромной скоростью практически во всех сферах деятельности человека. Полученные несколько лет назад профессиональные компетенции могут стать неактуальными, если постоянно не обновлять базу собственных знаний и практических навыков. Именно поэтому вопросы внедрения дистанционного обучения на различных уровнях образования сегодня актуальны. Много вопросов вызывает дистанционное обучение студентов и специалистов в области фармации. В статье рассматриваются вопросы разработки и обоснования структуры учебнометодического комплекса для дистанционного курса аналитической химии на примере модуля «Качественный анализ веществ». Авторами создан инновационный учебно-методический комплекс для дистанционного обучения: лекционные материалы, видеоматериал практических занятий, электронная библиотека, включающая учебники, учебные и учебно-методические пособия. Учебно-методический комплекс по теме «Качественный анализ веществ» позволяет гибко интегрировать элементы дистанционного обучения в учебную программу обучения студентов по курсу аналитической химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Удянская И. Л., Янкова В. Г., Григорьева В. Ю., Краснюк И. И., Эпштейн Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF ELEMENTS OF DISTANCE LEARNING OF ANALYTICAL CHEMISTRY AT THE HIGHER PHARMACEUTICAL EDUCATION

Information technologies are developing with great speed in almost of all spheres of human activity. The professional competence received can become irrelevant a few years ago, if you do not update your knowledge base and practical skills. That’s why the issue of introduction of distance learning at various levels of education is relevant today. There are many questions in the distance learning students and professionals in pharmaceutical education. The authors of this article examine the development and substantiation of the structure ofeducational-methodical complex to the remote course ofanalytical chemistry module as an example "Qualitative analysis of substances." The authors have created an innovative educational and methodical complex for distance learning: lecture materials, video practical training, electronic library, including textbooks. Educational-methodical complex on the subject "Qualitative analysis of substances " make possible to integrate elements ofdistance learning into the curriculum of training ofstudents in the course of analytical chemistry.

Текст научной работы на тему «Внедрение элементов дистанционного обучения аналитической химии в высшем фармацевтическом образовании»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-2-112-116

УДК 615.074

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ В ВЫСШЕМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Удянская1 И.Л., Янкова1 В.Г., Григорьева1 В.Ю., Краснюк1 И.И., Эпштейн2 Н.Б., Шкавров2 С.В., Плахотная1 О.Н., Слонская1 Т.К., Краснюк1 И.И.

ФГАОУ ВО Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет), г. Москва, Российская Федерация 2ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ», г. Обнинск, Российская Федерация

Аннотация. Информационные технологии развиваются с огромной скоростью практически во всех сферах деятельности человека. Полученные несколько лет назад профессиональные компетенции могут стать неактуальными, если постоянно не обновлять базу собственных знаний и практических навыков. Именно поэтому вопросы внедрения дистанционного обучения на различных уровнях образования сегодня актуальны. Много вопросов вызывает дистанционное обучение студентов и специалистов в области фармации. В статье рассматриваются вопросы разработки и обоснования структуры учебно-методического комплекса для дистанционного курса аналитической химии на примере модуля «Качественный анализ веществ». Авторами создан инновационный учебно-методический комплекс для дистанционного обучения: лекционные материалы, видеоматериал практических занятий, электронная библиотека, включающая учебники, учебные и учебно-методические пособия. Учебно-методический комплекс по теме «Качественный анализ веществ» позволяет гибко интегрировать элементы дистанционного обучения в учебную программу обучения студентов по курсу аналитической химии. Ключевые слова: дистанционное обучение, фармация, учебно-методический комплекс, аналитическая химия, электронная библиотека.

Информационные технологии развиваются с огромной скоростью практически во всех сферах деятельности человека. Полученные несколько лет назад профессиональные компетенции могут стать неактуальными, если постоянно не обновлять базу собственных знаний и практических навыков. Именно поэтому вопросы внедрения дистанционного обучения на различных уровнях образования сегодня своевременны. Дистанционные формы - современные модели как последипломного, так и додипломного образования по разным специальностям и направлениям подготовки. Много вопросов вызывает дистанционное обучение студентов и специалистов в области фармации. Что мы понимаем под дистанционным обучением и есть ли необходимость использования дистанционных образовательных технологий в подготовке фармацевтов и провизоров? Попробуем разобраться в этом вопросе на примере обучения по дисциплине «Аналитическая химия» студентов 2-3 курса Института Фармации и трансляционной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и Инженерно-физического института биомедицины НИЯУ МИФИ.

В Концепции создания и развития дистанционного образования (ДО) в РФ приводится следующее определение: ДО - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.) [1-4].

Система дистанционного образования - аналог традиционного обучения (т.е. двунаправленного взаимодействия обучающегося и обучающего) и платформа для внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс на всех уровнях образования.

Процесс разработки дистанционного курса можно разделить на две составляющие: разработка учебно-методического наполнения и дизайн курса.

Функционально учебно-методический комплекс (УМК) представляет собой модельное описание педагогической системы.

Главной функцией УМК является системно-методическое обеспечение учебного процесса по взятой

дисциплине. Таким образом, УМК объединяет различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания. УМК раскрывает требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.

Кроме того, УМК служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала профессорско-преподавательского состава кафедр.

Первым этапом создания учебно-методического комплекса для ДО по курсу аналитической химии является разработка структуры модульной учебной программы по дисциплине «Аналитическая химия», и формирование комплекса учебно-методических материалов. Они должны отвечать дидактическим требованиям, предъявляемым и к образовательным электронным изданиям (ОЭИ), используемым в учебном процессе, организованном с применением дистанционных образовательных технологий и к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия [5]. Дидактические требования соответствуют специфическим закономерностям и дидактическим принципам обучения профессиональным образовательным программам соответствующего уровня. Учитываются также методические, психологические, эргономические, документарные требования к ОЭИ.

Единый подход при формировании требований к образовательным электронным изданиям (ОЭИ) в составе УМК дисциплин профессиональных образовательных программ различного уровня и направленности, реализующихся с использованием дистанционных образовательных технологий отдельными образовательными учреждениями и образовательными структурными подразделениями этих учреждений -основа функционирования внутривузовских систем управления качеством образовательного процесса. Он позволяет формировать однородную информационно-образовательную среду и создает реальные предпосылки для интеграции усилий различных образовательных учреждений при формировании Университетских образовательных комплексов на основе применения дистанционных образовательных технологий и интеграции разно уровневых образовательных программ в систему непрерывной многоуровневой подготовки.

Целями исследования явились разработка и обоснование структуры учебно-методического комплекса

для дистанционного курса на примере модуля «Качественный анализ веществ».

При разработке УМК были учтены как традиционные дидактические требования к образовательным электронным изданиям (научность, доступность обучения, проблемность, наглядность, системность и последовательность обучения, прочность усвоения знаний и др.), так и специфические (адаптивность, интерактивность, возможность компьютерной визуализации, развитие интеллектуального потенциала, системность и структурно-функциональная связанность представления учебного материала в ОЭИ и др.).

Подготовленные учебно-методические материалы обеспечивают достаточную глубину, корректность и научную достоверность содержания учебного материала и изложены соответственно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Методические разработки для проведения лабораторных работ, обучающие материалы и задачи составлены с учетом требования проблемности обучения, способствуют развитию творческого профессионального мышления и навыков решения конкретных проблемных ситуаций.

Учебный процесс строится в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение и снабжен большим числом иллюстративного материала, подготовленного для демонстрации при помощи электронных средств передачи информации.

Наиболее целесообразно включение в процесс обучения гибридных форм организации учебного процесса, сочетающих традиционные (лабораторный практикум, семинарские занятия, исследовательская работа студентов) и дистанционные (лекции, веби-нары, учебные фильмы, система контроля) формы.

Такая организация учебного процесса позволяет осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с преподавателем.

В рамках создания курса по аналитической химии с элементами ДО в соответствии с модульной учебной программой на кафедрах аналитической, физической и коллоидной химии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и фармацевтической и радиофармацевтической химии ИФИБ НИЯУ МИФИ была разработана структура учебно-методического комплекса на примере частного модуля «Качественный анализ веществ» (рис. 1).

Структура учебно-методического комплекса на примере модуля Качественный анализ веществ

Введение

Учебно-методические материалы

Банк тестовых заданий и ситуационных задач

Отработка практических навыков качественного анализа

Практическая часть

Л У

Итоговая практическая работа

Итоговый зачетный тест

Рис.1. Структура учебно-методического комплекса на примере частного модуля

«Качественный анализ веществ»

Модуль «Качественный анализ веществ» состоит из: введения, комплекса учебно-методических материалов, банка тестовых заданий и ситуационных задач и практической части.

Введение содержит: краткую аннотацию модуля; формулировку целей и задач изучения данного материала; перечень компетенций согласно ФГОС ВО, практических навыков, профессиональных умений и знаний, которыми должен овладеть студент в процессе прохождения модуля; программу модуля, список учебно-методических материалов, а также другую необходимую информацию по организации процесса обучения.

Во введении объясняется важность и необходимость усвоения материала модуля для дальнейшей профессиональной деятельности, формируется положительные мотивации на сознательное, самостоятельное изучение дисциплины.

Комплекс учебно-методических материалов представлен учебниками по дисциплине, учебными пособиями по проведению лабораторного практикума, сборниками задач, справочниками по специальности. Все пособия написаны в соответствии с примерной программой по дисциплине «Аналитическая химия» и имеют гриф УМО, отличаются высокой степенью научности, учетом современных достижений в области аналитической химии в сочетании с доступностью и наглядностью изложения материала. Методические материалы находятся на традиционных бумажных носителях, и в виде электронной библиотеки.

Банк тестовые заданий и ситуационных задач содержит более 1000 тестовых вопросов разного уровня и вопросов для самоконтроля по курсу аналитической химии; ситуационные задачи представлены расчетными задачами, иллюстрирующими основополагающие моменты теории курса, а также задачами по анализу модельных смесей веществ.

Тестовые задания и ситуационные задачи предназначены для самостоятельной работы студентов и для контроля усвоения материала как на отдельных этапах прохождения модуля, так и для заключительного итогового теста. Все тестовые материалы и задачи составлены с учетом требования проблемности обучения, способствуют развитию творческого профессионального мышления и навыков решения конкретных проблемных ситуаций.

Практическая часть модуля в традиционном варианте обучения представлена лабораторными работами, в процессе выполнения которых у студентов происходит осмысление теоретического материала, формируется навыки планирования химического эксперимента, студенты овладевают практическими умениями проведения качественного анализа веществ, учатся оформлять протоколы результатов проведенного эксперимента, проводить статистическую обработку результатов. При ДО включает в себя обучающие видеоматериалы и ситуационные задания.

Проверка усвоения материала в процессе обучения происходит во время проведения промежуточных

тестов и контрольных работ, предусмотренных в каждой структурной единице модуля.

Итоговая оценка успешного прохождения материала модуля происходит двумя взаимодополняющими друг друга способами:

Итоговая практическая работа позволяет оценить практические навыки по выполнению основных манипуляций качественного анализа, степень усвоения студентами логики проведения анализа испытуемых объектов, содержащих как индивидуальные соединения, так и их смеси, умение студентов грамотно и логично оформлять протоколы, проведенных испытаний.

При традиционных формах обучения итоговая практическая работа проводится в условиях лаборатории, в случае дистанционного курса данное испытание выполняется в виде теоретического разбора ситуационных задач по анализу модельных смесей.

Итоговое тестирование состоит из 25 заданий и включает тестовые вопросы, расчетные и аналитические ситуационные задачи, отражающие ключевые

проблемы теории и практики курса.

Модуль «Качественный анализ веществ» включает пять частных модулей, представляющих собой законченные разделы, последовательность изучения, которых определена логикой изучения дисциплины «Аналитическая химия».

Теоретический материал, представленный для изучения в рамках каждого частного модуля, разбит на небольшие по объему темы и хорошо коррелируется с практической частью модуля. Для лучшего усвоения материала и закрепления полученных знаний в конце каждой темы студентам предлагается решить ряд расчетных ситуационных задач.

Каждый частный модуль повторяет структуру общего модуля «Качественный анализ веществ» и содержит комплект тестовых заданий и ситуационных задач для самостоятельной работы и проведения текущего контроля знаний и умений.

Структура частного модуля «Анализ катионов 1-3 групп» приведена на рис. 2.

Структура частного модуля Анализ катионов 1-3 аналитических групп

Введение

Практическая часть

Тема I

Решение задач Тема II

Решение задач Тема III

Решение задач

Л V

\ V

Анализ катионов 1 группы

Анализ катионов 2-3 группы

А V

52.

Итоговая практическая

работа Анализ смеси катионов 1-3 групп

Тест №1, Письменная контрольная работа

Рис. 2. Структура частного модуля «Анализ катионов 1-3 аналитических групп».

Заключение. Разработанная в рамках создания дистанционного курса по аналитической химии и в соответствии с модульной учебной программой на указанных кафедрах структура УМК на примере частного модуля «Качественный анализ веществ» имеет законченную логически обоснованную структуру и отвечает всем требованиям, предъявляемым к учебным курсам, используемым для дистанционного обучения.

В рамках создания УМК по теме «Качественный анализ веществ» подготовлены учебно-методические пособия (электронная версия), создан банк тестирован-

ных заданий и ситуационных задач для самостоятельной работы студентов и контроля качества усвоения знаний. Методические материалы по теме модуля подготовлены для транслирования их с использованием дистанционных каналов связи.

В целях реализации программы создания УМК авторами были созданы и представлены на едином образовательном портале (ЕОП): лекционный материал, видеоматериал практических занятий, электронная библиотека, включающая учебники, учебные и учебно-методические пособия.

УМК по теме «Качественный анализ веществ» позволяет гибко интегрировать элементы дистанционного обучения в учебную программу обучения студентов по курсу аналитической химии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Решение Коллегии Минобразования России от 25.06.2002 г. «Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий». - В сб.: Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы. Под ред. В.Е. Бочкова. - М., МГИУ, 2002, с. 118-122.

[2] ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 19 декабря 2016 года), редакция, действующая с 1 января 2017 года.

[3] Приказ Минобразования России от 9 января 2014 года N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

[4] Приказ Минобразования России от 27 июня 2000 № 1924 «Об эксперименте в области дистанционного образования».

[5] Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.

[6] Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия. Аналитика. Часть 1. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 688 с.

THE INTRODUCTION OF ELEMENTS OF DISTANCE LEARNING OF ANALYTICAL CHEMISTRY AT THE HIGHER PHARMACEUTICAL EDUCATION

Udyanskaya11.L., Yankova1 V.G., Grigoryeva1 V. Y., Krasnyuk11.I., Epshtein2 N.B., Shkavrov2 S.V., Plahotnaya1 O.N., Slonskaya1 T.K., Krasnyuk1 I.I.

1First Moscow state medical university named after I.M. Sechenov, Moscow, Russian Federation 2National Research Nuclear University MEPhI, Obninsk, Russian Federation

Annotation. Information technologies are developing with great speed in almost of all spheres of human activity. The professional competence received can become irrelevant a few years ago, if you do not update your knowledge base and practical skills. That's why the issue of introduction of distance learning at various levels of education is relevant today. There are many questions in the distance learning students and professionals in pharmaceutical education. The authors of this article examine the development and substantiation of the structure ofeducational-methodical complex to the remote course ofanalytical chemistry module as an example "Qualitative analysis of substances." The authors have created an innovative educational and methodical complex for distance learning: lecture materials, video practical training, electronic library, including textbooks. Educational-methodical complex on the subject "Qualitative analysis of substances " make possible to integrate elements of distance learning into the curriculum of training ofstudents in the course of analytical chemistry.

Key words: distance education, pharmaceutical education, educational-methodical complex, analytical chemistry, e-library.

REFERENCES

[1] Reshenie Kollegii Minobrazovanija Rossii ot 25.06.2002. «Ob itogah eksperimenta v oblasti distancionnogo obuchenija i perspektivah razvitija distancionnyh obra-zovatel'nyh tehnologij». - The experiment in distance education: results and prospects. - M., MGIU, 2002, p. 118122. (In Russ)

[2] RF Federal Law «On Educaition in Russian Federation» dated 19.12.2016, version 01.01.2017. (In Russ)

[3] Order of The Ministry of Education 09.01.2014 No 2 «Ob utverzhdenii Porjadka primenenija organizacijami,

osushhestvljajushhimi obrazovatel'nuju dejatel'nost', jel-ektronnogo obuchenija, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri realizacii obrazovatel'nyh programm». (In Russ)

[4] Order of The Ministry of Education 27.06.2000 No 1924 «Ob jeksperimente v oblasti distancionnogo obrazovanija». (In Russ)

[5] Popkov V.A., Korzhuev A.V. Didaktika vysshej shkoly. M.: «Akademija», 2004. - 192 p.

[6] Kharitonov Yu.Ja. Analiticheskaja himija. Analitika. P.1. M.: GEOTAR-Media, 2014. - 688 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.