Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в вузах США (на примере sunv)'

Дистанционное обучение в вузах США (на примере sunv) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухломин В.Д.

В статье рассматриваются вопросы организации учебного процесса в дистанционной форме на примере Государственного университета Нью-Йорка (SUNY). Особое внимание уделено активным методам обучения, таким, как teamwork (работа в команде)1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в вузах США (на примере sunv)»

В статье рассматриваются вопросы организации учебного процесса в дистанционной форме на примере Государственного университета Нью-Йорка (SUNY). Особое внимание уделено активным методам обучения, таким, как teamwork (работа в команде)1.

Дистанционное обучение в вузах США (на примере SUNY)

В. Д. ЧУХЛОМИН,

кандидат экономических наук, Государственный университет Нью-Йорка, Саратога-Спрингс, США

Государственный университет Нью-Йорка (SUNY) - одна из крупнейших в США университетских систем, объединяющая высшие учебные заведения штата Нью-Йорк. Всего в состав SUNY входит более 60 учебных заведений, в том числе такие крупные и авторитетные, как университеты «Олбани», «Буффало», «Стони Брук» и другие. Работой каждого вуза руководят ректор и ученый совет (сенат), в то время как централизованное финансирование и координация деятельности осуществляются административным центром в столице штата - г. Олбани. Официальным руководителем системы SUNY является канцлер, назначаемый губернатором штата. Всего в системе обучается около 200 тыс. студентов, а суммарный бюджет составляет около 10 млрд дол. Финансирование из бюджета штата покрывает не больше четверти расходов, поэтому вузу приходится активно продавать свои программы на образовательном рынке2.

1 В основу статьи положено выступление автора на ежегодной конференции Центра дистанционного образования Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) 27 февраля 2007 г. Статья опубликована в сборнике докладов конференции.

2 См. подробнее на сайте www.suny.edu

© ЭКО 2007 г.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ 71

Дистанционное образование в США

Конкуренция на рынке дистанционного образования США очень жесткая. Программы дистанционного образования к настоящему времени созданы во всех подразделениях SUNY и, вероятно, во всех или в подавляющем большинстве вузов США. Причем тенденция заключается в стирании грани между дистанционной и очной формами обучения.

Например, в систему очного обучения перешла практика обязательного создания учебных веб-сайтов, выдача и сбор учебных заданий в электронной форме (тестов, курсовых работ, домашних заданий), организация доступа к учебным ресурсам, обсуждение основных учебных заданий в виде дискуссий, общение между преподавателями и студентами посредством электронной почты и наличие электронной доски объявлений. Применение новых информационных технологий позволило в значительной степени реорганизовать процесс очного обучения и сделать работу студентов более контролируемой со стороны преподавателя, а работу преподавателя, в свою очередь, - со стороны заведующего кафедрой и администрации. В результате общая степень организованности учебного процесса значительно увеличилась, а возможности доступа студентов к учебным ресурсам существенно возросли.

Единственное заметное различие, сохраняющееся между очным и дистанционным обучением, - лекции и семинары, проводимые «вживую». Хотя и здесь процесс не стоит на месте. Многие университеты предлагают услугу «подка-стинга» (podcasting), то есть рассылки студентам по подписке трЗ-файлов с аудиозаписью лекций. В качестве семинарских занятий все чаще используются технологии «веб-кастинга» (webcasting). Например, программное обеспечение «Horizon Wimba» позволяет транслировать по сети изображение с монитора преподавателя с комментариями в синхронном режиме. Эффективность такой формы семинаров ничуть не ниже, чем у проводимых в традиционной очной форме.

В результате многие студенты-очники переходят, по существу, к режиму дистанционного обучения. В свою очередь, «дистанционные» студенты имеют возможность получать набор услуг, сравнимый с предоставляемым студентам-очникам «вживую» (например, очные консультации преподавателя в начале и конце семестра). Эта новая ситуация в образовании получила специальное наименование: «смешанная» (blended) форма обучения и вобрала в себя традиционные формы очного, заочного и дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в США - стремительно развивающееся направление, в котором заняты, по моим оценкам, сотни тысяч преподавателей и специалистов. Именно таким образом система образования активно воспринимает и осваивает новые информационные технологии. На этом направлении развития, на мой взгляд, сейчас определяется будущее образования в XXI веке.

Организация учебного процесса

В Центре дистанционного образования Empire State College SUNY обучается примерно 9-10 тыс. студентов по широкому спектру специальностей. Центром предлагается свыше 400 стандартных учебных курсов и фактически неограниченное количество индивидуализированных. Студенты имеют возможность получить квалификацию бакалавра и магистра (для получения квалификации магистра необходимо посещение определенного количества очных занятий). По результатам обучения выдается престижный диплом, обладание которым дает выпускникам заметные преимущества на американском и международном рынках квалифицированного труда3. Он не отличается от диплома, выданного другими «очными» вузами системы SUNY.

Вся информация о Центре представлена на web-сайте и может быть бесплатно выслана по почте по заказу студентов. Действует круглосуточный сall-центр, ежедневно обрабатывающий многие сотни обращений, и справочная служба в режиме онлайн. После зачисления

3 См. подробнее на сайте www.esc.edu

каждому из студентов назначается индивидуальный куратор из числа преподавателей. Обычно преподаватели имеют по 30-40 «подопечных» студентов, но есть и специальные кураторы, работающие в штате Центра на полную ставку и консультирующие до 250-300 прикрепленных студентов. Кроме того, в Центре заняты сотрудники службы студенческого сервиса, методисты и программисты. Для организации и проведения учебной работы действует несколько кафедр. Заведующие кафедрами приняты в штат на полную ставку, в то время как основная масса преподавателей работает по совместительству.

В отличие от очных вузов, студенты не сдают вступительных экзаменов и не имеют заранее предписанных учебных планов. Регистрация проводится на каждый семестр и на каждый учебный курс отдельно. При этом, к примеру, если учащийся изучает три-четыре предмета в семестр, то в этом семестре он считается студентом full time (эквивалент студента дневной формы обучения в российском вузе). При меньшем объеме учебной нагрузки его считают студентом part time (эквивалент студента заочной, вечерней формы обучения или слушателя в российском вузе). Статус имеет значение для получения финансовой помощи, которую в той или иной форме имеет основная масса студентов.

Гибкость учебного плана студента - понятие относительное. Разумеется, существуют общегосударственные требования (как аккредитационные, общие по стране, так и требования, действующие на уровне штата Нью-Йорк) для присуждения квалификаций. Однако в этих планах есть значительная вариативная часть. Конкретная программа обучения выбирается студентом по согласованию с куратором. Исходя из своих жизненных планов и финансовых возможностей, студент определяет количество предметов для изучения в каждом семестре, затем регистрируется на каждый курс отдельно и приобретает учебники.

В процессе обучения используются стандартные вузовские учебники, заказываемые в издательствах. В Центре, как и в большинстве американских вузов, идеология подготовки собственных электронных (или печатных) учебни-

ков не получила развития. Признано, что это тупиковое направление развития дистанционного образования, да и конкурировать с издательствами в вопросах подготовки учебников бесполезно. При регистрации студент имеет возможность подписаться на электронный вариант стандартного учебника в издательстве - это обходится немного дешевле. Студент получает возможность пользования электронной библиотекой колледжа, которая содержит десятки тысяч наименований книг и журналов. Кроме того, по студенческому билету можно пользоваться любой вузовской или публичной библиотекой штата Нью-Йорк.

В Центре существует система поддержки развития необходимых навыков студентов. В частности, в режиме онлайн студент может получить консультации по вопросам подготовки рефератов, курсовых и других письменных работ, математической подготовки, приобретения навыков исследовательской работы. Если, к примеру, в процессе изучения курса маркетинговых исследований выяснится, что студент в недостаточной степени владеет навыками обработки статистической информации, то он может воспользоваться доступом к соответствующим web-ресурсам колледжа.

Структура учебного курса4

Основным элементом в системе проведения учебных курсов является так называемая «Система управления курсом» (course management system). Это - электронная оболочка, позволяющая организовать учебный материал и довести его до студента, а также собственно осуществлять учебный процесс. В настоящее время существует много альтернативных разработок, таких как «Blackboard» или «WebCT». В SUNY используется собственная разработка - «SUNY learning network». В 2007 г. Центр перешел к новой системе управления учебными курсами «Angel course management suite». «Angel» - это продвинутая система, позволяющая осуществлять все операции, включая широкие возможности мультимедийных и интерактивных приложений, в режиме онлайн.

4 На примере авторских курсов «Международный бизнес» и «Международный кросс-культурный менеджмент».

Учебный год состоит из двух обычных семестров по 15 недель каждый: с сентября по декабрь и с января по май, а также летнего семестра (май - июль). Кроме того, есть воз-можность обучаться по «сдвинутому» графику (ноябрь -февраль, март - июль). В зависимости от спроса на предмет, каждый учебный курс делится на секции по 20-25 студентов в группе. Занятия проводят преподаватели по базовой (стандартной) модели учебного курса, утвержденной колледжем.

Разработка базовых моделей учебных курсов - одно из основных направлений работы заведующих кафедрами Центра. Процесс разработки дистанционных учебных курсов в американских вузах в значительной степени стандартизирован. Появилась даже профессия дизайнера учебных курсов (instructional designer). Многие университеты предлагают магистерские программы в данной области. Дизайнеры участвуют в разработке учебных курсов совместно с преподавателями и обеспечивают выполнение технических и педагогических требований к дистанционным курсам. Взаимодействие преподавателей с дизайнерами продолжается и после завершения разработки курса.

Структура и содержание учебных курсов разрабатываются на основе рекомендаций онлайн-педагогики. В частности, опытным путем выявлена необходимость таких форм и методов организации учебного материала и учебного процесса, которые компенсировали бы недостаток «живого» общения (например, широкое использование дискуссий и работы в командах).

Обычный учебный курс включает в себя несколько элементов. Это учебные модули, система оповещения (срочные объявления преподавателя, чаще всего - еженедельные), электронная доска объявлений (пояснения преподавателя для всей группы), система «вопрос - ответ». В состав учебных модулей (обычно их пять-семь) входят: мини-лекции (часто в виде презентации «Power Point»), дискуссии, перечень источников для самостоятельной работы, проверочные задания и контрольные работы. Существуют и сквозные задания -такие как курсовые проекты.

Выполнение учебной работы организовано в соответствии с календарным графиком. Преподаватель имеет возможность регулировать допуск студентов к учебному курсу, «открывая» и «закрывая» отдельные разделы. На выполнение модуля обычно дается от одной до трех недель. За это время студент должен прочитать 2-3 главы учебника, выполнить упражнения, принять участие в дискуссии и написать контрольную работу.

В настоящее время крупные издательства сопровождают каждый учебник разработкой специального web-сайта (с методическими материалами и проверочными заданиями с ответами), доступ к которому студенты получают по паролю сроком на один год. Таким образом, традиционные разновидности методической работы теперь централизованы, упорядочены и в значительной мере выведены за пределы учебных заведений. При разработке учебного курса преподаватель и дизайнер снабжают студента web-ссылками на методические материалы, такие как задания для самопроверки, пробные тесты, задачники и т. д.

Работа в команде

Командная работа обычно имеет место при проведении дискуссии и выполнении курсовых проектов. При этом преподаватель имеет возможность по своему усмотрению формировать команды и организовывать их взаимодействие. Работа участников команды видима только для них и для преподавателя. Участники не имеют доступа к материалам других команд.

В курсе «Международный бизнес» задания для команд сформулированы примерно таким образом: «рассмотреть перспективы аутсорсинга из США в Индию» либо «перспективы американских инвестиций в Россию» и т. д. Главное, что формулировка проблемы:

а) предполагает использование сразу нескольких разделов учебника;

б) требует проведения большого объема исследовательской работы;

в) предполагает разделение труда и кооперацию между участниками команды на этапах планирования, выполнения работы и представления результатов.

Командная работа - очень трудоемкое упражнение, и оно не всегда бывает успешным. Наличие этого элемента учебной работы объясняется запросами бизнеса. В реальных компаниях, тем более международных, виртуальные команды создаются довольно часто, и наличие навыка командной работы является непременным требованием для каждого работника. Поэтому студенты записываются на курсы, требующие работы в команде, хотя очень немногие получают от нее удовольствие. Работа команды отнимает много времени, и эти затраты могут обесцениться, если какой-либо участник команды вовремя не выполнит свои обязательства. Если такое происходит «вживую», то участники команды обычно находят нужные аргументы, чтобы подтянулись отстающие. В дистанционном обучении это сделать сложнее.

В то же время анонимность и обезличенность, присущие дистанционному образованию, отсутствие «чувства локтя» создают дополнительные сложности для командной работы. Тем более ценно, когда находящиеся в разных городах, штатах, а иногда и странах люди организуются в сплоченную команду и с успехом выполняют задание. В ряде случаев им помогает возможность общения по телефону. Технология Центра позволяет проводить такие многосторонние телефонные конференции.

Командная работа выполняется в несколько этапов и обычно сдается в виде итогового отчета. Все участники команды получают одинаковые оценки. Любопытно, что американские студенты, несмотря на отсутствие коллективистского начала, в основном демонстрируют очень хорошие навыки командной работы.

Оценка работы

Итоговая оценка работы студента в семестре обычно производится по результатам всех выполненных промежуточных форм контроля. В России традиционна оценка работы студентов по предмету в виде итогового устного экзамена,

однако оценка знаний при этом субъективна и неустойчива. Вовсе не факт, что при повторении обстоятельств в следующем году студент получил бы такую же оценку. В США это считается недопустимым, поэтому требования к выполнению работ детально прописаны, само выполнение работы задокументировано, а студенты имеют возможность апелляции. Все это имеет большой смысл и делает оценку работы студента более объективной. Что немаловажно - отсутствует давление на преподавателя со стороны вузовской администрации, в отличие от России.

***

Изолированный подход к преимуществам и недостаткам американской системы дистанционного образования малопродуктивен. Эта система существует в рамках общей системы образования в США и опирается на многолетние традиции и культурные нормы. Поэтому слепое копирование американских методов и подходов вряд ли способно дать хорошие результаты в России.

Полезные результаты можно получить, если рассматривать западный опыт сквозь призму динамики развития российского дистанционного образования и применительно к задачам конкретного российского вуза. В этом случае заимствование каких-то элементов американского опыта может оказаться и полезным, и продуктивным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.