Научная статья на тему 'Бизнес - образование, основанное на технологиях'

Бизнес - образование, основанное на технологиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ / КОММУНИКАЦИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / BUSINESS-EDUCATION / ONLINE-LEARNING / DIGITAL LIBRARIES / COMMUNICATION / VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT / INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухломин Валерий Дмитриевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы бизнес образования. Наиболее характерными тенденциями развития мировой экономики в последние десятилетия являются информатизация, глобализация и усиление конкуренции. Для того чтобы быть успешными в новой экономике, специалисты должны соответствовать ее требованиям. В работе сформулированы требования к специалистам, работающим в условиях глобального информационного пространства. Обсуждается опыт создания виртуальной обучающей среды и реорганизации программы МВА в Государственном университете Нью-Йорка. Предлагаются варианты международного сотрудничества в сфере бизнес образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business - education based on technologies

The article covers the relevant issues of business education. The most characteristic tendencies of the global economy in recent decades are informatization, globalization and improvement of competition. In order to be successful in the new economy, professionals must meet its requirements. The requirements for professionals working in the global information space are defined. The article discusses the experience of creating a virtual learning environment and restructuring of the MBA program at the State University of New York. Options of international cooperation in the field of business education are suggested.

Текст научной работы на тему «Бизнес - образование, основанное на технологиях»

ВЫСШАЯ ШКОЛА

УДК 378.4

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ТЕХНОЛОГИЯХ

В.Д. Чухломин

Empire State College SUNY (Государственный университет Нью-Йорка) E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются актуальные проблемы бизнес-образования. Наиболее характерными тенденциями развития мировой экономики в последние десятилетия являются информатизация, глобализация и усиление конкуренции. Для того чтобы быть успешными в новой экономике, специалисты должны соответствовать ее требованиям. В работе сформулированы требования к специалистам, работающим в условиях глобального информационного пространства. Обсуждается опыт создания виртуальной обучающей среды и реорганизации программы МВА в Государственном университете Нью-Йорка. Предлагаются варианты международного сотрудничества в сфере бизнес-образования.

Ключевые слова: бизнес-образование, онлайн-обучение, электронные библиотеки, коммуникации, виртуальная образовательная среда, международные образовательные программы.

BUSINESS-EDUCATION BASED ON TECHNOLOGIES

V.D. Chukhlomin

Empire State College SUNY (State University of New York) E-mail: [email protected]

The article covers the relevant issues of business education. The most characteristic tendencies of the global economy in recent decades are informatization, globalization and improvement of competition. In order to be successful in the new economy, professionals must meet its requirements. The requirements for professionals working in the global information space are defined. The article discusses the experience of creating a virtual learning environment and restructuring of the MBA program at the State University of New York. Options of international cooperation in the field of business education are suggested.

Key words: business education, online learning, digital libraries, communication, virtual learning environment, international educational programs.

© Чухломин В.Д., 2010

В условиях глобального информационного пространства изменяются требования к подготовке специалистов [11].

Исследования показывают, что работодатели в первую очередь заинтересованы в таких качествах, навыках и умениях своих сотрудников, как работа в глобальных виртуальных командах, способность быстро ориентироваться в информационном поле, эффективная коммуникация с использованием современных технологий, самостоятельность, способность работать в условиях постоянного напряжения и выполнять проекты точно в срок [5, 8]. Изменение требований к подготовке специалистов находит отражение в модернизации бизнес-образования.

Одной из наиболее характерных тенденцией последних десяти лет можно считать появление и быстрое развитие онлайновых и смешанных (blended) образовательных программ, основанных на применении новых информационных и коммуникационных технологий. Онлайновые программы имеют целый ряд конкурентных преимуществ перед традиционным очным обучением: возможность для студента обучаться без посещения вуза, без отрыва от основной работы, со значительно меньшими затратами и при доступе к учебным ресурсам в режиме 24/7. При этом еще более важным преимуществом является то, что процесс обучения в формате онлайн хорошо моделирует деятельность на рабочем месте в условиях глобальной информационной среды и помогает выпускникам подготовиться к новым запросам работодателей [9]. В результате спрос на бизнес-образование в формате онлайн быстро увеличивается [3].

Реагируя на изменение внешней среды, университеты США активно инвестируют в создание виртуального обучающего пространства, в частности, модернизируют программы бизнес-образования. В настоящей статье мы рассмотрим пример реорганизации программы МВА в одном из колледжей Государственного университета Нью-Йорка (SUNY), охарактеризуем требования к специалистам, работающим в условиях глобального информационного пространства, опишем типичные элементы виртуальной образовательной среды американского вуза, на конкретном примере представим успешный опыт реорганизации программы МВА и определим направления возможного сотрудничества с российскими вузами.

Изменение условий внешней среды и новые задачи бизнес-образования

Наиболее характерными тенденциями развития мировой экономики в последние десятилетия являются информатизация, глобализация и усиление конкуренции [12]. Новые информационные и коммуникационные технологии привели к «виртуализации» экономической и управленческой деятельности. Тенденция «виртуализации» проявляется в том, что все информационные ресурсы переведены в цифровую форму, все участники (акторы) имеют практически неограниченный доступ к информации в реальном режиме времени и осуществляют взаимодействие между собой посредством электронных коммуникаций независимо от места своего расположения. Мир стал открытым, или, по выражению Фридмана, «плоским» [10]. Глобализация увеличила конкуренцию на всех уровнях, в том числе и на уровне фирм, стран, регионов, экономических систем, товаров, технологий, идей и специалистов. Для того чтобы быть

успешными в новой экономике, специалисты должны соответствовать ее требованиям. В дополнение к традиционным навыкам и умениям, таким как аналитические способности, навыки количественного анализа информации, владение методами стратегического анализа и лидерства, специалисты должны также обладать дополнительным набором качеств, позволяющих им эффективно функционировать в виртуальной деловой и образовательной среде [5, 8].

Определению новых требований к выпускникам программ бизнес-образования посвящено множество исследований [7]. Мы предлагаем примерный перечень требований, составленный автором статьи на основании обобщения результатов предшествующих исследований и личных наблюдений (табл. 1).

Таблица 1

Требования к специалистам, работающим в условиях глобального информационного пространства

Умение и навыки Краткое описание и примеры

Английский язык Виртуальное пространство - это низко контекстная среда, основанная на письменных коммуникациях, работа в которой требует существенно более высокого уровня владения академическим, профессиональным и повседневным английским языком, чем при «живом» общении или чтении профессиональной литературы. Кроме того, необходимы знания и навыки использования множества коммуникационных форматов и протоколов. Пример: в форме виртуальной синхронной (теле) конференции провести обсуждение проекта с зарубежными сотрудниками компании, физически находящимися в разных странах, и согласовать способы выполнения работы

Поиск и обработка информации Быстро ориентироваться в потоке информации, уметь пользоваться профессиональными источниками и базами данных, определять современное состояние вопроса и имеющиеся альтернативные способы решения проблем, их сравнительные преимущества и недостатки, уметь представить полученные результаты в требуемом формате. Пример: подготовить аналитическую записку о современном состоянии и перспективах развития технологий WiMAX в Восточной Европе

Новые коммуникационные технологии Знать и уметь эффективно применять современные технологии бизнес-коммуникаций, в том числе электронную почту и социальные медиасред-ства синхронных аудио- и видеокоммуникаций (например, WebEx), wiki, mind mapping, blogs, virtual worlds. Использовать сетевые технологии для выполнения бизнес-операций (online surveys, project management tools). Пример: с помощью синхронного сетевого средства видеокоммуникаций (например, WebEx) провести виртуальную PowerPoint презентацию для международной аудитории

Эффективные коммуникации Знать и уметь использовать стандартные подходы (протоколы и форматы) международного профессионального общения в своей области, в том числе владеть общепринятой профессиональной терминологией и профессиональным жаргоном, знать принятые аббревиатуры, соблюдать принятые в данной среде нормы поведения и этикет. Пример: на основе должностной инструкции и установленных критериев отбора персонала подготовить для комиссии по конкурсному отбору перечень вопросов для телефонного интервью с кандидатами, находящимися в разных странах

Работа в команде Знать и уметь применять принципы, технологии и методы эффективной организации работы глобальных виртуальных команд. Пример: будучи лидером международной команды, выбрать наиболее подходящее решение для организации работы команды (синхронные коммуникации, асинхронные коммуникации, технические средства)

116 Вестник НГУЭУ • 2010 • № 2

Окончание табл. 1

Кросскультурные навыки Понимать, как строятся коммуникации в международной (англоязычной, в бизнесе - преимущественно американской) деловой культуре, какие существуют национальные и региональные различия, уметь их учитывать при выполнении проектов, в том числе разрешать возможные конфликты и недоразумения. Пример: организовать эффективное взаимодействие экспертов из разных стран в рамках синхронной «виртуальной» конференции

Тайм-менеджмент Уметь планировать свои силы и время для работы над длительным многоэтапным проектом с выполнением каждой стадии точно в срок в соответствии с заданием, особенно при условии одновременного старта нескольких проектов. Быть способным выдержать напряженный график с постоянным присутствием в Сети. Использовать технические средства для планирования времени и оптимизации ресурсов

Исследовательская работа Владеть теорией, методологией и практическими навыками выполнения основных видов качественных и количественных исследований, включая наиболее распространенные программные продукты (например, SPSS), а также методами описания и представления результатов

Самостоятельность Уметь работать самостоятельно и «без надзора», постоянно повышать квалификацию. Пример: систематическое участие в веб семинарах, использование новых технических средств и технологий

Самопрезентация Иметь навыки представления результатов своей деятельности (Employability). Использовать технические средства (E-portfolio, personal website, blog, social media). Иметь навыки составления резюме, ответов на Selection criteria, проведения интервью по телефону

Существенной особенностью навыков и умений, включенных в данный перечень, является их межотраслевой характер. Этими навыками и умениями должны обладать выпускники любых программ бизнес-образования, будь то маркетологи или финансисты. Еще одной особенностью данного перечня является его прикладной характер: входящие в него навыки и умения представлены как набор требований для приема на работу (selection criteria). Это абсолютно не случайно, так как данные требования зачастую так и именуются: «навыки трудоустройства» (employability skills). Существенно то, что данные навыки и умения трудно или даже невозможно почерпнуть в книгах или узнать в аудитории, их надо выработать, получить из опыта. Одним из способов овладения этими навыками является обучение по программе МВА в формате онлайн (см. также: [9]).

Почему обучение в формате онлайн исключительно полезно для приобретения комплекса навыков, перечисленных в табл. 1? Ответ заключается в том, что многие онлайновые программы МВА организованы как тренажеры по отработке соответствующих навыков. Студенты самостоятельно составляют индивидуальный учебный план, регистрируются на учебные курсы, получают доступ к ресурсам, контактируют со службами технической поддержки, знакомятся со всеми правилами, протоколами и справочными материалами, планируют свою работу по освоению каждой учебной дисциплины. Как правило, дизайн учебных дисциплин не предусматривает доведения до студентов контента и проверки его усвоения. Основная задача дизайнера учебных дисциплин - создать виртуальное

пространство для коллективной групповой работы по решению поставленных проблем с использованием всего арсенала имеющихся ресурсов (асинхронные и синхронные коммуникации, технические сетевые средства выполнения проектов). Работа студентов организована по жесткому графику, требует большого объема самостоятельных исследований, согласования действий с другими студентами, использования новых коммуникационных технологий. Среди навыков, которые особенно хорошо развиваются в такой системе, - умение быстро и качественно готовить аналитические отчеты, проводить исследования, презентации, многосторонние совещания, работать самостоятельно и в соответствии с графиком.

Кроме американских студентов, такая подготовка исключительно полезна для иностранных студентов, которые не имеют опыта работы в глобальном (= англоязычном) информационном пространстве. Освоение работы в виртуальной образовательной среде американского вуза для этих студентов является важным шагом подготовки к работе в международной компании (см. также: [8]).

Виртуальная образовательная среда

Виртуальная обучающая среда (virtual learning environment) американского вуза представляет собой совокупность технологических и программных средств, обеспечивающих проведение учебного процесса вне зависимости от местоположения участников процесса. К числу основных элементов виртуальной обучающей среды относятся (более подробно см.: [2]):

• электронная почта;

• веб-сайт учебной программы и студенческий веб-портал;

• система управления учебными курсами (learning management system);

• учебные материалы ведущих издательств, доступные в режиме онлайн на веб-сайте издательств или их партнеров (online learning centers);

• электронная библиотека;

• сетевые средства просмотра лекций (lecture capture);

• средства синхронных коммуникаций и проведения совещаний;

• средства асинхронных коммуникаций и групповых проектов;

• виртуальные пространства;

• системы обслуживания и поддержки.

Электронная почта, веб-сайт учебной программы, студенческий веб-портал вряд ли нуждаются в специальных пояснениях. Существенно то, как эти информационные и коммуникационные технологии используются в учебном процессе. В частности, существуют правила, регламентирующие обязательность наличия и регистрации электронной почты, периодичности проверки, ответов на запросы, этикета. Ведение и постоянное обновление веб-сайта осуществляется не веб-мастером, а методистами учебных программ, которые в обязательном порядке проходят соответствующий тренинг (как и преподаватели). В результате посредством веб-сайта можно всегда получить полную и исчерпывающую информацию о программе, а также контактные данные сотрудников для уточняющих вопросов. Студенческий веб-портал содержит всю необходимую информацию, за которой студенты обычно обращаются в деканаты и на кафедры, а также все формы документов для заполнения, ответы на часто встречающиеся вопросы, объявления, ссылки на тренинги и вспомогательные ресурсы.

Следующим элементом виртуальной обучающей среды является система управления учебными курсами (LMS, или Learning Management System). Это платформа, содержащая веб-сайты учебных дисциплин. К числу LMS, наиболее популярных в США, относятся коммерческие продукты Blackboard, ANGEL, WebCT, D2L, а также основанные на открытом коде Moodle и Sakai.

Учебные материалы представлены как традиционными «твердыми» или электронными учебниками, так и онлайновыми учебными центрами (OLC, online learning centers). В США присутствует, но очень мало распространена практика изготовления вузами собственных учебников. Производство учебников для бизнеса - это само по себе большой бизнес, представленный такими издательствами, как «McGraw-Hill», «Thompson Lear- ning» (ныне «Cengage»), «John Wiley», «Oxford University» и т.д. Использование стандартных учебных материалов имеет значительные преимущества по сравнению с разработкой вузом собственных материалов. Во-первых, с издательствами трудно конкурировать. Во-вторых, по большинству стандартных курсов в издательствах всегда существует большой выбор часто обновляемых учебников. В-третьих, для нужд преподавателей издательства предлагают экономичные варианты подготовки индивидуализированных («custom») учебников с включением в них материалов самих преподавателей. В-четвертых, издательства выпускают не только учебники, но и методические материалы к ним, включая тесты, пояснения, кейсы, задачи, игры, тренажеры, программное обеспечение, а также примерные учебные планы и программы, планы и примерные тексты лекций, перечни дополнительной литературы и тематических веб-сайтов, слайды PowerPoint презентаций для лекций, часто с комментариями в звуковых файлах.

В последние годы в работе издательств наметилась тенденция перехода от публикации учебников к созданию электронных учебно-методических комплексов (online learning centers). В дополнение к учебнику студенты могут приобрести в издательстве временный доступ к специальному веб-сайту, на котором они могут выполнить автоматизированные тесты и другие виды заданий для самостоятельной работы, а также просмотреть видеокейсы, подборки слайдов с комментариями к лекциям. Весь этот контент (видео, аудио, тексты) они также могут получить на свои мобильные устройства (iPAD, iPod, iPhone, Zune и т.д.).

В условиях массового использования электронных учебно-методических комплексов традиционная работа преподавателя по разработке собственных методических материалов во многом теряет смысл, так как невозможно и незачем конкурировать с уже выполненной на высоком профессиональном уровне работой издательства. Онлайновая педагогика предлагает преподавателям сосредоточиться на составлении творческих заданий, которые невозможно автоматизировать и при выполнении которых студентам необходимо проявить знания и навыки более высокого порядка, чем, например, при механистической работе с тестами множественного выбора.

Электронная библиотека - один из основных элементов виртуальной обучающей среды - формируется как из источников открытого доступа, так и из подписных полнотекстовых баз данных. Обычно вузы подписываются на тематические базы данных, обеспечивающих доступ к нескольким десяткам тысяч наименований изданий. Кроме того, электронные библиотеки вузов сотрудничают друг с другом. Студенты осуществляют поиск в электронной библиотеке и получают доступ к ресурсам на домашние компьютеры. Обычно вузы организуют

работу специального «виртуального библиотекаря» для помощи студентам и преподавателям в реальном режиме времени (library helpdesk).

Еще одна функция, выполняемая электронной библиотекой (помимо доступа к полнотекстовым базам данных), - развитие у студентов необходимых академических навыков, включая поиск и оценку информации, работу с первоисточниками, составление аннотированных библиографий, выполнение исследовательских проектов, академическое письмо. Для развития данных навыков на веб-сайте библиотеки размещаются необходимые ресурсы, примеры, а также упражнения для самостоятельной работы (self-paced courses). Один из основных навыков, которому необходимо научить студента, - честность (academic integrity). Для выявления плагиата используются онлайновые системы проверки аутентичности студенческих работ. Сетевые средства записи, редактирования и просмотра лекций (lecture capture) стремительно входят в практику вузов США и, вероятно, в ближайшем будущем превратятся в обязательное условие проведения как дистанционных, так и «обычных» очных образовательных программ. В отличие от DVD с заранее записанными и неизменными лекциями, новые программные средства позволяют в реальном времени записать текущую лекцию, объединить видео с PowerPoint слайдами, пояснениями лектора, дополнительными материалами и сделать эти материалы доступными в режиме онлайн (streaming video). Студенты могут быстро «пролистать» лекцию и затем вернуться к наиболее сложным вопросам, загрузить и просмотреть фрагменты лекции на iPhone, прослушать аудиозапись лекции в формате mp3 в автомобиле или на iPOD, посредством электронной почты задать вопросы. В последующем лекция редактируется преподавателем или ассистентом, дополняется ответами на вопросы, заданные уже после лекции.

Средства синхронных коммуникаций (Wimba, Elluminate, WebEx, Flashmeeting, Acrobat, NetMeeting, Skype и т.д.) в настоящее время активно используются в бизнесе для сокращения расходов на проведение совещаний, а также в системе корпоративного обучения. Навык свободного владения средствами синхронных коммуникаций относится к числу необходимых бизнес-компетенций во многих частных фирмах и общественных организациях. Сотрудники должны уметь проводить электронные совещания, выполнять простые операции, такие как совместное использование экрана для демонстрации программного обеспечения или результатов работы, проведение онлайн-презентаций.

Несмотря на прогресс средств синхронных коммуникаций, асинхронные коммуникации по-прежнему являются основной формой коммуникаций между преподавателями и студентами. Студенты онлайновых программ бизнес-образования - это работающие профессионалы, многие из которых находятся в разных часовых поясах и даже в различных странах. Это обстоятельство учитывается дизайнерами учебных курсов, ориентированных прежде всего на использование асинхронных коммуникаций. К асинхронным видам коммуникаций относятся электронная почта, дискуссии, wiki, блоги, e-portfolio. Считается, что e-portfolio помогает не только при подготовке к профессиональной карьере, но и в борьбе с плагиатом.

Виртуальные миры (virtual worlds) получили широкое распространение в последние годы. Многие вузы купили свои «острова» в second life. В настоящее время концепция использования виртуальных пространств в бизнес-образовании еще не получила достаточного развития.

Системы поддержки играют в дистанционном образовании исключительно важную роль. Кроме служб call-центра, technical helpdesk и library helpdesk, в виртуальном пространстве работают методисты (student services), специалисты по оказанию финансовой помощи (financial aid), методисты по поддержке в первом семестре (first term mentors), преподаватели-менторы, онлайн-тьюторы.

Итак, в условиях виртуальной обучающей среды грани между формами обучения становятся трудно различимыми. В самом деле, сложно понять, чем отличается студент-очник, предпочитающий просматривать лекции в режиме streaming video, участвовать в работе семинаров через Elluminate или WebEx, работать в библиотеке через удаленный доступ, от студента, записанного на тот же курс в форме дистанционного обучения. Для обозначения этой новой реальности в американской литературе по вопросам образования все чаще используется термин «technology enhanced education» (образование, основанное на технологиях).

Пример реорганизации программы МВА

Рассмотрим конкретный пример создания виртуальной обучающей среды и реорганизации программы МВА в Государственном университете Нью-Йорка. В примере использованы материалы автора статьи, с 2006 г. работающего преподавателем данной программы (см. также: [1]).

Государственный университет Нью-Йорка (State University of New York, SUNY) объединяет 64 учебных заведения штата Нью-Йорк. В состав SUNY входят, в частности, крупные университетские центры Бингемптона, Буффало, Олбани, Стони Брук. Созданный в 1971 году SUNY Empire State College (SUNY ESC) стал самостоятельным подразделением, миссия которого - обучение взрослых людей (средний возраст 34 года). По бакалаврским и магистерским программам в колледже обучаются более 20 тыс. студентов, из них примерно половина -в режиме онлайн. У колледжа есть зарубежные центры (в Афинах, Салониках, Праге, Тиране, Бейруте, Пекине, а также в ряде стран Центральной Америки).

Своей репутацией и известностью на северо-востоке США колледж обязан Центру дистанционного образования (CDL) - одному из лидеров онлайнового образования в государственных университетах США. Центр осуществляет подготовку бакалавров по широкому спектру направлений, предлагая в формате онлайн свыше 400 наименований учебных дисциплин для 10 тыс. студентов. Центр располагает штатом высококвалифицированных сотрудников, включая преподавателей, дизайнеров учебных материалов, специалистов в области информационных технологий, студенческого сервиса. В CDL действует «поточная» система разработки учебных дисциплин, которая была многократно отмечена наградами на национальном уровне. Используется среда ANGEL, средства синхронных коммуникаций Elluminate и Wimba, средство сетевого редактирования лекций Accordent. Через библиотеку колледжа студенты получают на домашних компьютерах допуск к 60 тыс. наименований газет и журналов, а также к обширным вспомогательным ресурсам колледжа. Центр поддерживает постоянные рабочие контакты с ведущими издательствами, а также бизнес-школами Бостона, Нью-Йорка, Торонто и Монреаля. Технологическая инфраструктура CDL и накопленный опыт работы в виртуальном образовательном пространстве создали фундамент для реорганизации работы программы МВА.

Программа МВА SUNY ESC была создана в 70-е годы прошлого века в формате, близком к Executive MBA, со специализацией в стратегическом лидерстве. Примерно до 2005 г. контингент состоял из 40-50 студентов, которые занимались без отрыва от работы. В основном студенты занимали руководящие должности на предприятиях центральной части штата Нью-Йорк (Сиракузы, Рочестер, Олбани, Скенектади). Перспектив для расширения в данной нише у программы практически не было, так как конкуренция программ бизнес-образования на северо-востоке США исключительно острая.

В то же время успешное развитие Центра дистанционного образования создало возможности для стратегического прорыва, поэтому в 2005 г. программа МВА SUNY ESC подверглась реструктуризации и перепозиционированию. Учебные курсы были переработаны на основе технологии Центра дистанционного образования с использованием ANGEL и Elluminate и нацелены на освоение навыков и умений для работы в глобальном информационном пространстве. Для работы по программе были приглашены многие специалисты CDL, включая преподавателей бизнес-дисциплин и дизайнеров учебных курсов. В дополнение к работе со студентами в режиме онлайн в учебном плане программы были сохранены очные занятия, которые были сконцентрированы в двух ежегодных сессиях. Программа была перенацелена на новую аудиторию - начинающих сотрудников компаний из крупных городов (Нью-Йорк Сити, Буффало, прилегающие районы Канады, Массачусетса и Вермонта), рассчитывающих на скорое продвижение в карьере. Данной категории студентов участие в программе дало следующие преимущества: обучение без отрыва от работы, в удобное время, с использованием обширных электронных ресурсов, с кратковременными приездами для установочных сессий.

Реорганизация оказалась успешной: к 2010 г. число студентов выросло до 300 и продолжает быстро увеличиваться. В 2011 г. планируется открыть не только учебный центр программы в центральной части Манхеттена, но и новые специализации MBA MD (для докторов медицины), MBA HRM (для сотрудников кадровых служб) и Global MBA, а также завершить процесс аккредитации в IACBE.

Структура обновленной программы MBA SUNY ESC достаточно типична для американских программ MBA. Для получения степени магистра делового администрирования студентам необходимо получить 48 кредитов (16 дисциплин по три кредита). Структура учебного плана в значительной мере фиксирована в связи с аккредитационными требованиями. Выделены ключевые дисциплины (Scanning of Business Environment, Managerial Reasoning, Executive Strategic Leadership), которые включают компоненты очного обучения (установочные сессии, лекции, презентации студентов). Определены дисциплины, которые проводятся исключительно в формате онлайн. Выделены дисциплины, по которым принимаются экзамены экстерном (восемь дисциплин первого года обучения, такие как Accounting, Financial Management, Marketing Management, Managerial Economics, etc). У студентов есть выбор: изучить дисциплины первого года в колледже или самостоятельно и сдать экстерном для экономии времени и средств. Экстернат привлекателен также и для иностранных студентов, которые могут учиться, не покидая своей страны. За каждым преподавателем (ментором) закреплены несколько студентов для ответов на содержательные вопросы по

поводу выбора элективных курсов и подготовки финального проекта, основанного на материалах компании, в которой работает студент.

Типичный учебный курс, проводимый в формате онлайн, продолжается 15 недель и разбит на три-четыре модуля. Студентам предлагается несколько ситуаций (кейсов) для анализа. В каждом модуле есть один кейс для коллективного анализа всей группы (15-20 студентов) и один кейс для индивидуального анализа каждым студентом. Очень часто прохождение учебной дисциплины завершается групповым проектом, требующим слаженной командной работы. Для анализа кейсов используются методические материалы, предоставленные Гарвардской школой бизнеса. Работа каждого студента оценивается по набору критериев (rubric). Преподаватель контролирует ход процесса, комментируя сообщения студентов, определяя направление дискуссии, выставляя оценки и обеспечивая обратную связь. Для общения со студентами, проведения презентаций используется средство синхронных коммуникаций Elluminate, для записи лекций - Accordant. Учебные материалы не включаются в онлайновый курс. Студенты приобретают учебники в издательстве и получают пароль для доступа на учебный сайт издательства для работы с методическими и проверочными материалами (учебные видео, PowerPoint презентации лекций, тесты и проверочные задания, дополнительные ресурсы).

Издательства обновляют большинство учебников один раз в два-три года и обеспечивают электронные версии учебников с возможностью поиска. Для выполнения заданий студенты должны использовать электронную библиотеку колледжа, содержащую базы данных по компаниям (например, Mergent online), и профессиональные журналы. Типичный анализ кейса представляет собой отчет (20-25 страниц текста) с анализом дополнительных источников (обычно 18-20, но не менее 10-12) и использованием рекомендованных методов и средств анализа. На каждую такую работу преподаватель должен написать подробный анализ с разбором ошибок и рекомендациями по улучшению. Сроки выполнения студенческих работ и отзывов преподавателей строго регламентированы по времени. Работы, присланные с опозданием, не проверяются. Положительную оценку за курс можно получить, если набрано 70% максимального результата, оценку «хорошо» - 80%, «отлично» - 90% и более. Многие компании возвращают студентам деньги, потраченные на прохождение курса, только в случае оценки не ниже «хорошо», что заметно стимулирует успеваемость.

По оценкам руководителей программы и отзывам студентов, участие в подобной программе МВА хорошо развивает навыки письменных коммуникаций и помогает освоению новых коммуникационных технологий, а также вырабатывает такие навыки, как самостоятельность, проведение исследований, тайм-менеджмент [4]. Недостатком является недостаточное взаимодействие и личные контакты между студентами. Вероятно, развитие телекоммуникаций (например, Cisco telepresence) в скором времени поможет решению этой проблемы.

Возможности для международного сотрудничества

Опыт реорганизации программы МВА в отдельно взятом американском вузе сам по себе может быть интересен для руководителей и специалистов бизнес-образования в России. Кроме того, существуют возможности для взаимовыгодного международного сотрудничества между SUNY Empire State College и рос-

сийскими учебными заведениями, входящими в систему РАБО.

Перспективные направления сотрудничества, на наш взгляд, лучше всего определить с точки зрения потребностей российских организаций бизнес-образования. Представляется, что к таким направлениям можно отнести:

• создание виртуальной среды российского вуза (программы бизнес-образования), обмен опытом, сотрудничество в подготовке и переподготовке кадров;

• разработку совместных учебных курсов с участием российских и американских студентов и преподавателей, совместную работу над групповыми проектами;

• проведение выездных очных сессий в России, США или третьих странах;

• курсы по выбору для российских студентов в американском вузе для освоения специфики работы в глобальном информационном пространстве, выработки кросс-культурных навыков, освоения работы в международных командах, обеспечения доступа к ресурсам для проведения исследовательской работы;

• разработку и совместное осуществление программ двойного диплома, специализаций по наиболее актуальным направлениям для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры;

• создание совместных кафедр, лабораторий, проведение семинаров, совместную работу по грантам.

К настоящему времени в SUNY Empire State College накоплен определенный опыт проведения небольших проектов с российскими вузами. В результате получены достаточно отчетливые представления о том, какие типичные барьеры существуют для российских студентов в онлайновой среде американского вуза [1, 6]. Для преодоления барьеров и создания необходимой (дружественной) инфраструктуры в SUNY Empire State College предприняты действенные меры, в результате чего сложились следующие предпосылки для успешной кооперации:

• возможность попредметного обучения в формате онлайн (без необходимости платить за семестр или год обучения);

• упрощенное зачисление (нет требования предварительной сдачи TOEFL, вместо этого - прохождение пробного курса);

• возможность приема на обучение в индивидуальном порядке (нет необходимости набора групп);

• возможность перезачета значительного количества дисциплин из аккредитованных вузов РФ (для бакалавров - до 75%, для МВА - до 50%);

• для бакалавров - льготные условия оплаты обучения (как для резидентов штата Нью-Йорк);

• использование электронных учебников по большинству дисциплин;

• в дополнение к онлайновым занятиям есть возможность проведения летних и зимних школ в США (Нью-Йорк) и Европе (Прага);

• специально разработанный переходный курс для студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов International eLearning Skills с преподаванием на русском и английском языках;

• специально разработанные курсы для повышения квалификации и профессиональной переподготовки русскоязычных преподавателей Teaching Online, Developing Online Courses.

В качестве конкретного проекта можно предложить создание под эгидой

Российской ассоциации бизнес-образования консорциума вузов, заинтересованных в работе по указанным выше направлениям

Литература

1. Чухломин В.Д. Как подготовить специалиста мирового класса // ЭКО: Всероссийский экономический журнал. 2009. № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Чухломин В.Д. Применение новых информационных технологий в бизнес-образовании на примере Государственного университета Нью-Йорка (SUNY) // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 10.

3. Allen S., Seaman J. Staying the Course: Online Education in the United States in 2008. A Report by SLOAN C Consortium. Boston, 2008.

4. Belasen A. The Theory and Practice of Corporate Communication. SAGE Publications, 2008.

5. Brooks L. Corporate and academic views on the importance of an MBA graduate skill set and the effectiveness of the United States Master's of Business Administration curriculum in developing those skills. Unpublished Ph.D., University of Nebraska-Lincoln, 2006.

6. Chukhlomin V. A Laboratory of Culture Shock // All about Mentoring. 2010. June.

7. Curtis D. International perspectives on generic skills. In Generic skills / Ed. by Gibb J. Australian National Training Authority, 2004.

8. Gilbert D. MBA effectiveness in non-OECD countries: Perceptions of leadership and managerial skills. Unpublished DBA dissertation, University of Phoenix, Arizona, 2009.

9. Grzeda M., Miller G. The Effectiveness of an Online MBA Program in Meeting Mid-Career Student Expectations // Journal of Educators Online. July 2009. Vol. 6. Issue 2.

10. Friedman T. The World is flat 3.0: A Brief History of the XXI Century. New York: Picador, 2007.

11.Mintzberg H. Managing. San Francisco: Berrett-Koehler, 2009.

12. Stiglitz J. Making Globalization Work. New York: AllenLane, 2007.

Bibliography

1. Chuhlomin V.D. Kak podgotovit' specialista mirovogo klassa // JeKO: Vserossijskij jekonomicheskij zhurnal. 2009. № 6.

2. Chuhlomin V.D. Primenenie novyh informacionnyh tehnologij v biznes-obrazovanii na primere Gosudarstvennogo universiteta N'ju-Jorka (SUNY) // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2009. № 10.

3. Allen S., Seaman J. Staying the Course: Online Education in the United States in 2008. A Report by SLOAN C Consortium. Boston, 2008.

4. Belasen A. The Theory and Practice of Corporate Communication. SAGE Publications, 2008.

5. Brooks L. Corporate and academic views on the importance of an MBA graduate skill set and the effectiveness of the United States Master's of Business Administration curriculum in developing those skills. Unpublished Ph.D., University of Nebraska-Lincoln, 2006.

6. Chukhlomin V. A Laboratory of Culture Shock // All about Mentoring. 2010. June.

7. Curtis D. International perspectives on generic skills. In Generic skills / Ed. by Gibb J. Australian National Training Authority, 2004.

8. Gilbert D. MBA effectiveness in non-OECD countries: Perceptions of leadership and managerial skills. Unpublished DBA dissertation, University of Phoenix, Arizona, 2009.

9. Grzeda M., Miller G. The Effectiveness of an Online MBA Program in Meeting Mid-Career Student Expectations // Journal of Educators Online. July 2009. Vol. 6. Issue 2.

10. Friedman T. The World is flat 3.0: A Brief History of the XXI Century. New York: Picador, 2007.

11.Mintzberg H. Managing. San Francisco: Berrett-Koehler, 2009.

12. Stiglitz J. Making Globalization Work. New York: AllenLane, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.