Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в преподавании истории: проблемы и перспективы'

Дистанционное обучение в преподавании истории: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3361
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Можаева Галина Васильевна, Вымятнин Владимир Михайлович

На основе практического опьгта Института дистанционного образования Томского государственного университета рассматриваются некоторые проблемы и перспективы преподавания истории в системе дистанционного обучения. Среди наиболее важных вопросов обсуждаются особенности дистанционного обучения как новой образовательной технологии, специфика организации учебного процесса при дистанционном обучении. Подчеркивается особая важность методического обеспечения дистанционного преподавания истории, основу которого составляют мультимедиа курсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distant learning in history training: problems and prospects

The article considers the characteristic features of Distant Education in the whole and the specific nature of Distant Learning History as well according to the experience activity of Tomsk State University branches of Distant Education. Among the most important questions there is particularity of educational process conducting in Distant Education, problems and prospects of the development of Distant Learning History. It should be underlined the special importance of the methodical supply of Distant Learning History, where the multimedia course is the basic unit.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в преподавании истории: проблемы и перспективы»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том №268 ноябрь 1999

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ

УДК 930. 372. 8

Г. В. Можаева, В.М. Вымятнин

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

На основе практического опыта Института дистанционного образования Томского государственного университета рассматриваются некоторые проблемы и перспективы преподавания истории в системе дистанционного обучения. Среди наиболее важных вопросов обсуждаются особенности дистанционного обучения как новой образовательной технологии, специфика организации учебного процесса при дистанционном обучении. Подчеркивается особая важность методического обеспечения дистанционного преподавания истории, основу которого составляют мультимедиа курсы.

В последние годы университеты различных стран мира обратили внимание на возможность использования телекоммуникаций и информационных технологий в системе образования. Дистанционное обучение (ДО), которое представляет собой информационно-образовательную систему удаленного доступа, основанную на современных информационных технологиях, является сегодня одним из наиболее динамично развивающихся направлений в образовании. Быстрому его развитию способствует ряд факторов и прежде всего - оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Internet.

Однако отсутствие единой концепции и недостаток практического опыта приводят порой к совершенно противоположным взглядам на дистанционное обучение: от его абсолютизации до сведения к набору средств и методов передачи учебной информации. При этом зачастую совершенно забывается, что дистанционное обучение - это не просто технология передачи информации, а комплекс дидактических методов, основанных на совершенно иных принципах, чем в традиционной форме обучения. Главную же образовательную цель в ДО, как и в других формах обучения, составляет получение качественного образования.

Одним из основных отличий дистанционного обучения от традиционного является удаленность студента от преподавателя. В этом отношении традиционная форма обучения всегда будет иметь преимущество, какой бы совершенной ни была техническая основа передачи информации. Тем не менее дистанционная форма обучения может в значительной степени дополнить очную, а в некоторых случаях и улучшить ее качество. Удаленность студентов от базового вуза должна компенсироваться применением современных компьютерных средств обучения и телекоммуникаций, на основе которых разрабатываются новые педагогические технологии.

Техническую основу ДО составляют компьютерные телекоммуникации, которые представляют возможность: оперативной передачи на любые расстояния различной информации; интерактивности обучающих программ и оперативной обратной связи; доступа к различным источникам информации; организации совместных телекоммуникационных проектов; запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции.

В настоящее время программно-аппаратное обеспечение компьютера позволяет создавать гипертекстовые, мультимедийные и гипермедийные средства обучения, которые дают наиболее полное предоставление учебной информации, а также облегчают осуществление обратной связи между учащимися и преподавателем [1]. 158

В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием образования. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п.

Результат обучения зависит не столько от информационных технологий, сколько от качества разработки и представления курсов. Развитие средств мультимедиа и гипермедиа позволяет создать средства обучения с мощными интерактивными возможностями. Именно с появлением подобных средств стала реальностью передача части учебного процесса от преподавателя компьютеру, а следовательно, стало реальным и обучение на расстоянии. Бесспорно, все виды учебной деятельности компьютер взять на себя не может. Это утверждение очевидно для технических, естественно-научных и физических специальностей, где обязательным является наличие лабораторного практикума, позволяющего приобрести практические навыки и мастерство.

Считается, что технологии ДО наиболее эффективны в гуманитарном образовании, в частности, в историческом. На первый взгляд кажется, что здесь возможен полный переход на дистанционное обучение. Действительно, отсутствие сложных лабораторных установок и оборудования облегчает организацию учебного процесса в удаленном от базового вуза периферийном центре ДО. Однако и в этой сфере образования при переходе на дистанционную форму обучения возникает множество проблем, связанных с представлением информации в электронном виде и применением технологий ДО. Они порождаются спецификой гуманитарных знаний, прежде всего их неформализованным характером [2]. Эта специфика отчетливо проявляется при дистанционном обучении истории, и особенно - в системе высшего образования, где особые требования предъявляются к качеству обучения.

Обязательным условием качественной подготовки специалистов-историков является наличие в вузе библиотек, музеев, учебных практик, что дает студентам возможность работы с профессиональным инструментарием, знакомства с первоисточниками, развития практических навыков. Однако даже при этих условиях ключевая роль отводится преподавателю, т.к. непосредственное соучастие студента и преподавателя в познании истины делает процесс обучения наиболее эффективным. Можно ли реализовать такие возможности при дистанционном обучении истории и каким образом?

На первый план в системе ДО должно ставиться не внедрение техники, а создание основательной методической базы, соответствующее содержательное наполнение учебных курсов. Проблема создания методической базы частично может быть решена путем создания в периферийном центре ДО книжного фонда (или использования ресурсов имеющихся там библиотек).

Но наиболее эффективным ее решением представляется создание информационных центров удаленного доступа, которые имеют электронные каталоги и дают студентам возможность получения значительных объемов информации. Однако перевод библиотечных фондов в электронную форму и обеспечение доступа к ним из удаленного региона не решат проблему, так как при работе на компьютере с информацией, представленной в «книжном» формате, увеличивается нагрузка на зрение и возрастает утомляемость. Поэтому материалы, представляемые с помощью компьютера, должны иметь совершенно иную организацию и структуру, чем полиграфические.

Прежде всего необходимо создание интерактивных электронных обучающих программ. Как показывает опыт, наилучший эффект в обучении достигается с помощью мультимедийных курсов, которые могут совмещать в себе все компоненты учебного процесса (видеолекцию, интерактивный электронный учебник, лабораторный тренажер, тестирующие программы).

При изучении истории вопрос об использовании мультимедиа-технологий представляется особенно важным. Даже простой перечень исторических курсов, требующих видео- (а иногда и аудио-) сопровождения, оказывается весьма обширен: история культуры, археология, этнография, историческая география и т.д.

Правильно построенный сценарий, позволяющий, например, проследить логические взаимосвязи в исторических событиях или выстроить экономические зависимости, может принести гораздо больше пользы студенту, чем получение информации из книги. Секрет здесь в том, что в сценарий закладывается интерпретация автора курса, его видение того или иного явления, и, следовательно, становится активной обучающая функция учебника. При этом не следует забывать, что в мультимедиа курсе мысль автора может выражаться различными средствами: текст, звук, графика, видео. Это создает эффект «реального» присутствия преподавателя на занятии.

Наличие электронного интерактивного учебника не исключает из дидактического арсенала печатные материалы. Более того, входящие в учебник тексты при необходимости могут быть распечатаны студентом самостоятельно. Часть учебного материала может включаться в комплект учебника в виде неинтерактивных текстовых файлов.

Необходимо подчеркнуть, что компьютерный курс, предназначенный для дистанционного обучения, является авторским курсом по определению и рассчитан на авторское сопровождение. Именно авторское сопровождение позволяет обеспечить высокое качество дистанционного образования. Хотя отдельные компоненты компьютерного курса могут использоваться как независимые учебные модули другими преподавателями, а также и при самостоятельном изучении, максимальный эффект может быть достигнут лишь во взаимодействии с автором.

Использование технологии мультимедиа дает дополнительные возможности для переноса центра тяжести с вербальных методов обучения истории на методы поисковой и творческой деятельности. Это создает основу для самостоятельной деятельности учащихся по анализу и

обобщению исторического материала. Мультимедиа курс частично заменяет в учебном процессе лекции. Однако исследовательский подход к материалу у студентов формируют прежде всего семинарские занятия, которые в системе ДО могут быть реализованы на всех трех уровнях: просеминары, семинары и спецсеминары.

Структура семинарского занятия в системе дистанционного обучения остается традиционной. Меняются лишь технологии этого вида учебной деятельности. Как правило, семинар проводится с использованием on-line технологий (Chat, аудио- и видеоконференции), что позволяет достичь качества очного образования.

Просеминары проводятся, как правило, на первых курсах. Их цель - знакомство студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. Напротив, спецсеминары наиболее эффективны на старших курсах.

Специфическим видом практических занятий в системе ДО являются вводные практические занятия по основам пользования персональным компьютером и работе в сети Internet, которые организовываются в компьютерном классе периферийного центра и предваряют начало основной учебной программы. Подобные занятия особенно важны для студентов-историков, которые чаще всего слабо знакомы с компьютером и компьютерными технологиями. Такая подготовка не требует много времени, однако ее отсутствие может резко снизить мотивацию к самостоятельной работе студентов и повлиять на качественный уровень успеваемости.

Учебный процесс в ДО включает в себя все основные формы его традиционной организации. Но при этом часть функций передается компьютеру для:

- просмотра видеозаписей лекций, прежде всего вводных, обзорно-повторительных и обзорных;

- изучения мультимедиа курсов - интерактивных обучающих программ;

- организации сетевых семинаров;

- осуществления формализованного текущего контроля с помощью тестирующих систем или контрольных работ, присланных по электронной почте;

- проведения on-line консультаций.

Учебная деятельность организовывается в компьютерном классе или на домашнем ПК, подключенном к сети Internet.

Организация индивидуальной или групповой самостоятельной работы студентов в системе ДО предполагает, как и в очном обучении, использование новейших педагогических технологий. В первую очередь, речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов. При дистанционном обучении истории возможна организация мультипроектов, в которых студенты могут принимать участие как индивидуально (включаясь в проект, разрабатываемый группой учащихся, территориально отдаленных друг от друга), так и группой под руководством своего преподавателя.

Система ДО позволяет реализовать творческие, исследовательские, игровые и практико-ориентированные мультипроекты. Правда, это требует от студентов не только глубоких исторических знаний, умения работать с различной информацией, но и не менее прочных навыков работы с компьютером. Реализация подобных мультипроектов, которые могут стать частью курсовых и дипломных исследовательских работ студентов, включает несколько этапов, в том числе:

- сбор и анализ материалов по печатным и электронным изданиям;

- поиск в базах данных Internet;

- подготовка электронного текста;

- обмен информацией между участниками;

- проведение презентаций промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций.

При этом на каждом этапе обязательно должна быть предусмотрена обратная связь с преподавателем курса или научным руководителем для корректировки индивидуальных или коллективных действий учащихся. По итогам работы могут проводиться электронные теле-или видеоконференции.

Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно исключать возможностей коммуникации. Оно должно предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу; оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантом-координатором проекта; групповой работы по типу обучения в сотрудничестве с остальными участниками данного курса.

Система ДО должна обеспечивать максимально возможное взаимодействие между учащимися и преподавателями, опосредованное через компьютер. Перспективной для этих целей считается технология видеоконференций, которая позволяет создать учебную обстановку, весьма близкую к очному обучению. Однако пропускная способность современных российских каналов делает передачу мультимедийной информации по ним весьма проблематичной.

В то же время существуют возможности для постоянного общения студентов с преподавателями. Ограничения на место и время общения могут возникнуть только при использовании on-line технологий (общение в режиме реального времени). В режиме же off-line каждый учащийся может подключаться к серверу в удобное для него время. Главное, чтобы контрольные задания были присланы куратору в срок, в соответствии с учебным планом курса. Это обеспечивает возможность работы в домашних условиях, свободное планирование расписания. Преимущество off-line технологий состоит и в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного выхода в Internet).

При дистанционном обучении расширяются возможности контроля за познавательной деятельностью учащихся. Здесь может осуществляться регулярный текущий или тематический контроль ведущим преподавателем, а также самоконтроль со стороны учащихся, благодаря использованию мультимедиа технологий. Оперативная обратная связь может быть заложена как в текст учебного материала, так и в возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса. Рубежный и итоговый контроль со стороны ведущего преподавателя или консультанта-координатора программы может быть организован в виде тестов, рефератов, творческих работ, итогового экзамена и др. Экзамены и зачеты могут проводиться с помощью электронной почты или во время выезда преподавателя в периферийный центр.

Все названные выше особенности организации учебного процесса в системе ДО отчетливо проявляются при дистанционном обучении истории. Здесь мы видим большие перспективы. Дистанционные курсы обучения истории способны существенно углубить содержание исторического материала, а интегрированные в курсы методики

обучения - оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков студентов.

В историческом образовании, как и в других областях знаний, важным звеном учебного процесса является учебная практика. Работа в архивах, с первоисточниками, полевая практика - далеко не полный перечень учебной деятельности, когда на первое место выдвигается получение студентом практических навыков. Конечно, с помощью компьютера нельзя, например, провести археологическую или этнографическую практику. Но компьютер можно использовать для реализации имитационных моделей, организации тренинга по подготовке к археологическим раскопкам, по сбору этнографического материала, по реконструкции памятников, чтению архивных документов и т.д.

Компьютерные тренажеры позволят не только частично перенести на компьютер существующие формы практической подготовки, но и создать совершенно новые по содержанию работы, позволяющие осуществить историческое прогнозирование, построить вероятностные модели исторического развития. Они могут быть использованы и в традиционном обучении для отработки предварительных навыков, необходимых для практической деятельности. Здесь же можно обучиться и правильно оформлять научный отчет, представлять результаты своей работы.

Компьютеризация архивов, музеев может облегчить прохождение архивной и музейной практики в центре удаленного доступа. Конечно, компьютеру при этом отводится лишь роль экспериментальной установки, полигона для отработки практических приемов и навыков, необходимых в профессиональной подготовке. Реальная учебная практика будет возможна лишь с привлечением местных преподавательских кадров и образовательных ресурсов (музеи, архивы, лаборатории)..

Как уже отмечалось, основной задачей современного образования является в конечном счете обучение навыкам самообразования, что связано с поиском информации и ее обработкой. В истории это имеет особое значение, так как историческая реконструкция в процессе обучения предполагает обязательный самостоятельный источниковый поиск.

Новые информационные технологии предоставляют пользователю громадные возможности выбора источников: информация в сетях, на электронных носителях, видео- и аудиокассетах, в полиграфической форме. Особенно широкие возможности доступа к огромным массивам информации представляет WWW. По данным американской компании Inktomi, специализирующейся на разработке программного обеспечения для управления большими информационными массивами, в настоящее время в Internet насчитывается 100 миллионов документов, а к 2000 г. их количество может возрасти до 800 миллионов [3]. В исследовательский оборот потенциально может быть вовлечен колоссальный объем информации, размещенной в Internet. Прирост документальной информации опережает возможности регистрации и каталогизации. Возникает проблема работы с электронными документами, связанная прежде всего с необходимостью определения степени их полноты, аутентичности и достоверности.

Явно созрела проблема источниковедческого анализа электронных документов, получивших колоссальное распространение и ставших не просто отражением некоего первичного документа, существовавшего ранее на бумажном носителе, а самим первичным документом (газетная полоса верстается сначала на компьютере, а уже потом превращается в привычный нам бу-

мажный оттиск). Мало того, эти документы становятся поистине мультимедийными, объединяющими текст, компьютерную графику, видео, звук и т.д. А это значит, что обычная печатная форма источниковедческого исследования становится неполной и неэффективной, а адекватно отразить электронный источник можно, по-видимому, только используя Web-технологии [4. С. 79].

Работа с электронными документами необходима прежде всего студекгам-архивистам и документе ведам. Будущие документоведы, например, изначально должны бьпъ знакомы с требованиями к хранению электронных документов и работе с ними. Пришло время и в курсах источниковедения давать информацию об электронных источниках. Это особенно важно еще и потому, что, во-первых, в архивы все чаще поступают на хранение документы в электронном виде и, во-вторых, архивы начинают постепенно открывать свои хранилища перед пользователями Internet

Конечно, в первую очередь последнее утверждение касается зарубежных архивов. Так, например, с осени 1997 г. в Internet в режиме свободного доступа выставлена первая серия оцифрованных документов, наиболее значимых в фондах Национального Архива США (National Archives and Records Administration - NARA). Это более 5 ООО документов, которые представляют собой оцифрованные материалы и включают тексты, фотографии, карты, схемы. Они доступны по адресу: http: // www. nara. gov/nara/nail.html. Среди архивных материалов, выставленных NARA в Internet, есть, например, коллекция карт, планов и схем фортов, относящихся к периоду Гражданской войны в США; документы и фотоматериалы обследования индейцев 1921 г. и т.д. [4. С. 80].

В России начата работа по созданию коллекций электронных версий важнейших источников по отечественной истории, прежде всего Х1Х-ХХ вв. Доступ к ним также открывается с помощью сообщества сетей Internet. Так, например, на историческом факультете МГУ предпринята первая попытка размещения исторических источников в виртуальной библиотеке (http://www.hist.msu. ru/ER/Etext/index. html). Первый в России каталог исторических научно-образовательных ресурсов «Inter His-

tory» создан на сервере Ассоциации «История и компьютер» (http://kleio.dcn-asu.ru/intemet/).

По мере создания различных баз данных государственными органами - архивами, библиотеками, университетами - историческая подготовка должна включать новые средства работы с ними. Благодаря технологиям дистанционного обучения, студенты-историки удаленного центра получают не только возможность доступа к различным, в том числе современным, источникам информации, но и достаточно высокие знания в области компьютерных телекоммуникаций, которые позволят им свободно ориентироваться в новой информационной среде исторической науки - Internet, а впоследствии использовать полученные знания в области КТК даже в традиционном учебном процессе.

Новые информационные технологии, составляющие техническую сторону дистанционного обучения, создают огромные возможности для использования их в педагогическом процессе. Использование этих технологий, в частности в преподавании истории, дает возможность:

- привлечения сети Internet в качестве дополнительного источника информации (особенно по новейшей истории, истории культуры);

- наполнения мультимедиа курсов большим объемом малодоступного иллюстративного материала и исторических источников;

- организации тренинга по проведению археологических раскопок, сбору этнографического материала, реконструкции памятников, чтению архивных документов;

- создания баз данных, прежде всего по экономической истории, с их последующей компьютерной обработкой;

- формирования электронных архивов или как минимум электронных каталогов архивных документов, облегчающих исследователю или студенту поиск необходимой информации, и т.д.

Все вышесказанное не только расширяет возможности исторического поиска, самостоятельной учебной деятельности, но и значительно совершенствует традиционное преподавание истории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Суворинов A.B., Осин A.B. Мультимедиа среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий // Проблемы информатизации

высшей школы. М., 1998. № 1-2 (11-12). С. 105-110.

2. Демкин В.П., Вымятнин В.М., Можаева Г.В., Тарунина Г.А. Дистанционное обучение в гуманитарном образовании II Интернет - новая

информационная среда исторической науки. Барнаул, 1998. С. 17-20.

3. Силин H.H. Источниковедческие аспекты использования электронных документов, размещенных в глобальных сетях I/ Информационный

бюллетень Ассоциации «История и компьютер». М., 1998 № 23, март. С. 190-191.

4. Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». М., 1998. № 22, январь.

Статья представлена Институтом дистанционного образования Томского государственного университета, поступила в научную редакцию 5 ноября 1999г. УДК 159.9:37.015.3; 373.1.013; 371.64/ 69:373.1

H.H. Абакумова, JI.B. Комаровская

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Использование комплексного тестирования - важный этап в подготовке учебных материалов и обучении школьников в рамках дистанционного образования. Комплексное тестирование проводится по нескольким направлениям: определение креативности, социотипа и уровня продуктивности познавательной деятельности. Полученные результаты используются • создании индивидуальных учебных программ по генетике, творческих заданий и в поддержании высокой мотивации учащихся к предмету.

Любое обучение включает в себя схему субьект-субь-еюного взаимодействия. Взаимодействия типа учитель -ученик это одна из форм, которая встречается в обучении. Взаимодействия могут протекать на нескольких уровнях. Для того, чтобы выявить, на каком уровне пространства

протекает коммуникация, необходимо определить два параметра - коммуникативную дистанцию (параметр протяженности пространства) и плотность коммуникации (параметр проницаемости пространства). Коммуникативная дистанция может принимать два значения - близкое и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.